Кратко чтение точно жемчуг блещет содержанием

Обновлено: 05.07.2024

Остроумие — как талант: лучше не иметь его вовсе, чем иметь недостаточно. Соммери Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.

Л. Толстой

Цитаты об остроумии

Сыпать весёлыми остротами — это значит создавать нечто из ничего, то есть творить.

Жан де Лабрюйер

Часто остроумие только маска. Если б тебе удалось сорвать ее, ты бы увидел под ней либо рассерженного гения, либо ловкого плута.

Д. Джебран

Когда гонятся за остроумием, ловят порой лишь глупость.

Ш. Монтескье

Остротами и причудами следует пользоваться так же осторожно, как и всеми вещами, способными ржаветь.

Г. Лихтенберг

Острота — это неожиданное бракосочетание двух идей, которые до свадьбы даже не были знакомы.

Марк Твен

Если бы мы утеряли чувство юмора, то его место заняла бы глупость.

Альбер Камю

Острый ум – увеличительное стекло, остроумие – уменьшительное.

Георг Лихтенберг

Юмор – третье измерение. Интеллект без юмора – плоский интеллект.

Александр Круглов

Остроумие — соль разговора, но отнюдь не главное блюдо.

Уильям Гэзлитт

Что мелко в серьезной форме, то может быть глубоко в остроумной.

Г. Лихтенберг

Красноречие — способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант.

Красноречивый — это человек, умеющий хорошо, красиво говорить, обладающий красноречием; ясно и выразительно передающий какое-либо чувство и настроение; ярко и выразительно свидетельствующий о чем-либо, доказывающий, утверждающий что-либо.

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна (Л.Н. Толстой).

Красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности (Д.И. Писарев).

Богатство языка есть богатство мыслей (Н М. Карамзин).

Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью (Цицерон).

Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает (Н. Буало).

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах (Плутарх).

Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление (М. Горький).

Где мало слов, там вес они имеют (У. Шекспир).

Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором (Н В. Гоголь).

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов (Ф. Ларошфуко).

Речь только тогда достигает своей цели, когда за каждым словом чувствуется душа говорящего, чувствуется та сила, то душевное состояние, которое ее вызвало (Н.В. Шелгунов).

Говори с убеждением — слова и влияние на слушателей придут сами собой (И.В. Гете).

Слово, идущее из сердца, проникает в сердце (Низами).

Лишь владея огнем в собственной душе, можно зажечь чужую душу (Л.М. Леонов).

Истинное вдохновение не говорит того, чего нет, а только то, что есть (Н.П. Огарев).

Величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно (Цицерон).

Умный краток в словах, но деятелен в поступках. Слова — цветы, дело — плод (Аль-Харази).

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь (М. Монтень).

Нравы говорящего убеждают больше, чем его речи (Публимий Сир).

Красноречивые слова, не подтвержденные благими поступками и самоотверженными делами, не имеют в наши дни никакой цены.

Академические речи похожи на хрустальные люстры, которые блестят, но не согревают.

Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым (Р Эмерсон)

Уважение начинается там, где хорошие дела, а не там, где прекрасные слова (С. Волгин).

Нет большой разницы между тем, кто умеет только неуклюже выражаться, и тем, кто ничего не умеет делать, кроме как выражаться изящно (М. Монтень).

Великое слово без дела ничтожно и пусто (Демосфен).

Надо иметь силу характера говорить и делать одно и то же (А.И. Герцен).

Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе (Сенека).

Перо — лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной (Цицерон).

Одна лишь красноречивая проповедь без любви и богоугодной жизни никогда не достигнет истинной цели.

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен (А.П. Чехов).

И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть (Б. Паскаль).

Когда не могут воспарить мыслями, то прибегают к высокопарному слову (П. Бауст).

Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа (Б. Бартон).

Как великим умам свойственно много давать в немногих словах, так маленькие умы, напротив, обладают даром много говорить и ничего не сказать (Ф. Ларошфуко).

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно — мыслям просторно (Н.А. Некрасов).

Если б я был миллионером, я писал бы произведения величиной с ладонь.
Антон Чехов.

59.1 – 59.14: Будем кратки. – Сплюнь первую фразу. – Не скупиться на выбрасывание. – Краткие речи содержательны. – Умей сжиматься. – Сжатость придаёт силу языку. – Экономия художественных средств. – Моя заветная мечта. – Писать коротко трудно. – Ненужные слова опускать. – Пять принципов краткости. – Точность в жертву краткости. – Может быть чрезмерной. – Переверни жабу.


59.1. Будем кратки…

Правдивость речи хороша и гладкость, но как прекрасна слов правдивых краткость. Алишер Навои. // Краткость есть отсутствие всего лишнего. Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций – много. Тогда речь краткая, когда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы почувствовать себя приятно опьянённым. Анатолий Кони. // Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно. Николай Некрасов. // Мысли ширь в оправе тесной. Шота Руставели. // Краткость и сердцу любезна, и делу полезна: ею обретаешь то, что по многословию упустишь. Хорошее вдвойне хорошо, когда оно коротко. Дурно да недолго – уже не так дурно. Сказать метко – сказать кратко. Бальтасар Грасиан. // Интенсивная работа обязательно приведёт к сокращению текста. Все книги, за исключением словарей, – слишком длинны. Краткость нужна, чтоб не путалась мысль, а стремилась свободно. Чему бы ты ни учил, будь краток. Гораций. // Правильная дозировка афоризмов: минимум слов, максимум смысла. Марк Твен. // Пишу коротко. Но не для тех, кто ленится читать, а для тех, кто не ленится мыслить. Хомуций. // Будем кратки. Мир перенаселён словами. Станислав Лец. // В наше время любое письмо слишком длинно. Фредерик Стендаль. // Краткость – достоинство, которое ограждает плохое произведение от строгих упрёков, а читателя скучной книги – от скуки. Карл Бёрне. // Или как можно короче, или как можно приятнее. Плутарх. // Говори не много, но многое. Софокл. // Краткость – душа мудрости. Чем меньше слов, тем больше будет чувства. Уильям Шекспир. // Всё просто, слов мало, а чувства – много. Настоящая мудрость немногословна, как – господи помилуй. Лев Толстой. // Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление. Максим Горький.


59.2. Сплюнь первую фразу…


59.3. Не скупиться на выбрасывание…


59.4. Краткие речи содержательны…

Кто много думает, тот мало говорит, стараясь втиснуть возможно больше мыслей в немногие слова. Вашингтон Ирвинг. // Когда человек говорит мало, он кажется умнее. Максим Горький. // Впервые увидев Сталина, я не подозревал, что это будущий правитель России. Но и тогда я почувствовал, что этот человек в некотором роде особенный. Он говорил мало, но всё, что он говорил, звучало очень веско. Может быть, потому, что было коротко. Фёдор Шаляпин. // Где мало слов, там вес они имеют. Уильям Шекспир. // Одно слово, один жест – вот всё красноречие полководца. Альфонс Ламартин. // Не говори длинно, ибо жизнь коротка. Мартти Ларни. // Говори меньше, умнее будет. Русская пословица. // В словах великая сила, если только не собирать их вместе в чрезмерном количестве. Генри Шоу. // Мы все одноязыки, что не ново, но по два уха каждому дано лишь для того, чтоб выслушав два слова, в ответ произносили мы одно. Гамзат Цадаса. // Недостаток большинства книг – чрезмерная длина. Мы были бы кратки, если бы разум говорил за нас. Франсуа Вольтер. // Краткость – одно из основных достоинств хорошей прозы; умение передать мысль наименьшим количеством слов, без неоправданного дублирования. Многие известные писатели считали достижение краткости важнейшей творческой задачей. Бениамин Мучник. // Краткость не в том одном состоит, чтоб сочинение было недлинно, но в тесном совмещении мыслей, чтобы в немногом было сказано много и пустых слов не было. Гавриил Державин. // Посмотрите, как Сталин куёт свою речь, как кованы его немногочисленные слова, какой полны мускулатуры. Я не говорю, что всем нужно писать как Сталин, но работать, как Сталин, над словом нам надо. Исаак Бабель. // Короткие изречения врезываются в сердца людей, пускают корни, дают цветы, приносят плоды. Фридрих Боденштедт. // Истина в трёх строках, умело пущенная, сразу двигает массу вперёд, ибо ей верят и поверят на деле. Павел Чистяков. // В истории остаются фразы максимум из семи слов. Хуго Штейнхаус. // Иногда достаточно одного слова, чтобы стать бессмертным. Только надо знать, где сказать его. Александр Дюма-сын.


59.5. Умей сжиматься…


59.6. Сжатость придаёт силу языку…


59.7. Экономия художественных средств…


59.8. Моя заветная мечта…

Беда тех, кто пишет быстро, состоит в том, что они в то же время не могут писать кратко. Вальтер Скотт. // Писание толстых книг следует предоставить учёным. Чтобы совершить полёт через века, книга должна быть лёгкой. Ведь многое можно сказать и на немногих страницах. Анатоль Франс. // В бессмертие отправляются с небольшим багажом. Франсуа Вольтер. // Кто намеревается совершить далёкое путешествие к потомству, кто хочет писать для всех времён, тот должен быть краток, сжат, ограничен существенным. Он не должен тащить с собой бесполезного багажа, обязан задумываться над каждым словом. Артур Шопенгауэр. // Одно обдуманное слово дороже тысячи легковесных фраз. Монгольская пословица. // Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействуют решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов. Стефан Цвейг. // Один квадратный метр голубого не такой голубой, как один квадратный сантиметр голубого. Анри Матисс. // Краткое слово – сладкое слово. Узбекское изречение. // Афорист несколькими словами стремится превзойти целую книгу, и одной книгой – целую библиотеку. Жюльен Фалкенаре. // Моя заветная мечта – сказать десятком предложений то, на что другим требуется целая книга. Фридрих Ницше. // Писать лирические стихи меня учил Блок. Иногда важно, чтобы более опытный поэт помог тебе. Идеальная мера лирического стихотворения – двадцать строк. При большей длине оно теряет лирическую напряжённость, делаясь водянистым. Учись быть кратким! В трёх-пяти четверостишиях можно выразить и чувства, и настроение, развить любую мысль. Окрепнешь, пытай силы на большем. Сергей Есенин. // Восемь строк Пастернак считал идеалом для русской лирики. Я считаю – двенадцать! Варлам Шаламов. // Если удастся сжать поэтическую мысль в двух строках – то лучшего и желать нельзя. Как бы хороши и звучны ни были стихи, ничего не прибавляющие к главной мысли, – они должны быть отброшены наподобие того, как драгоценные части алмаза отбрасываются при его гранении, чтобы придать ему безукоризненность формы и сосредоточить всю игру и блеск в немногих гранях. Стремиться к достижению наивозможнейшей сжатости и краткости. Афанасий Фет. // Писать надо так, точно посылаешь телеграммы, и не простой, а срочный, по тройному тарифу за слово. Марк Алданов.


59.9. Писать коротко трудно…


59.10. Ненужные слова опускать…


59.11. Пять принципов краткости…


59.12. Точность в жертву краткости…


59.13. Может быть чрезмерной…


59.14. Переверни жабу…

Ненастье разразилось на вечерней заре, когда отблески ее еще были видны на небосводе. И, вдруг, все это затянула снеговая туча огромнейших размеров, по которым не уступала она, как казалось, самому небу. Резко стемнело, словно уже вовсю царила непроглядная ночь.

С неописуемой своей силой и яростью разыгрался ужасный буран. В степном приволье выл и ревел страшной силы ветер. Словно лебяжий пух, раскидал он снега. Все обволокло непроглядной белой снежной мглой. И все перемешалось в этом природном ненастье. Все закрутилось с такой силой, что превратилось в грозную пучину. Все слилось в нее: и снег, и небосвод, и сама земля, и воздух.

И, это кипящее и бурлящее природное негодование душило все, что попадалось. Все завертелось в буйном вихре. Вся эта снежная буря была кругом: сверху, снизу, по бокам. Не было и просвета. И, даже у самого бесстрашного человека, цепенело от ужаса сердце в это время. И, происходило это не от холода вовсе, а именно от страха и осознания своей беззащитности против природного негодования. А холод был во время бурана не такой уж и сильный.

С каждым часом мощь его нарастала и он становился все свирепее. Утихать он даже и не думал. И, буйствовал буран целую ночь и еще не прекратился и на утро, и в течении всего следующего дня. Ехать никуда нельзя было, так как были переметены все пути. И, громоздились на них наметенные сугробы. Все овраги превратились в огромные снежные горы.

Но вот, стало стихать разразившееся ненастье. Не сразу, а постепенно. Отголоски его еще были слышны и тогда даже, когда небо было уже приветливым и безоблачным. И, лишь только на следующий день стих ветер и засияло солнце, озаряя снега. А степь выглядела так, будто этот снежный океан внезапно остановил свой бег, замерев совсем неожиданно, в одно мгновение.

Эта словесная картина, описывающая сильную бурю, показывает всю мощь природы, неподвластную человеку во время таких ее проявлений и бессилие его перед ней.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа

Учитель русского языка и литературы

Цель:развитие логического мышления, связной речи, филологической интуиции, творческих и научно-исследовательских способностей учащихся; формирование эстетического вкуса, воспитание культуры чтения художественного произведения.

Ход урока:

Описание природы у Аксакова – это не просто фон, на котором разворачивается действие. Пейзаж имеет важное значение для общей структуры произведения, характеристики персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его душевно-нравственная сущность.

– Вспомните, в чём особенности жанра очерка?

Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, отличающийся от других её форм отсутствием единого быстро разрешающегося конфликта и большой разновидностью описательного изображения.

– Определите тему художественного очерка.

Тема произведения – описание бурана и поведения русских мужиков, застигнутых им в степи.

­– Дайте краткий пересказ сюжета произведения.

– Как вы считаете, кто является центральным персонажем очерка? Почему?

– Какова композиция художественного очерка?

Композиция очерка двуплановая: описание природы перемеживается с рассказом о поведением крестьян в зимней дороге.

– Выделите идею аксаковского очерка.

Писатель подчёркивает неразрывную связь природы и человека. Очерк имеет поучительный смысл: человек должен учиться у природы, понимать её, следовать ей, не пытаясь её победить. С.Т. Аксаков предупреждает: неразумно противостоять разыгравшейся стихии, лучше переждать бурю, как призывает мудрый старик. Это и есть идея аксаковского очерка.

– Какие проблемы поднимает писатель в произведении?

Учитель:

Художественный очерк С.Т. Аксакова отличают конкретность, подробность, яркая изобразительность, и, хотя в произведении есть прямая эмоциональная оценка случившегося и отчетливо проявляется авторская позиция, писатель не навязывает читателю своего мнения. Впечатление от очерка тем сильнее, что Аксаков оттеняет основную идею не пояснениями, а чисто изобразительными средствами. В целях художественной экспрессии писатель использует различные изобразительно-выразительные средства.

– Можно выделить следующие фигуры и тропы:

Учащиеся активно приводят примеры фигур и тропов.

– Вы, наверное, заметили, ребята, что С.Т. Аксаков активно использует фразеологические обороты. Как вы думаете, с какой целью? Приведите примеры.

– Какие ещё особенности языка очерка вы смогли выделить?

Также для описания бурана и поведения людей характерно использование относительных и качественных прилагательных: смертный, чудный, громовой, снеговой и т.д.

Учитель:

– Домашнее задание.

Сочинения

Сергей Тимофеевич Аксаков чаще всего писал стихи, однако имеются у него и произведения в прозе. Среди них, изучаемый нами рассказ Буран, краткое содержание которого пригодится для нашего читательского дневника. Давайте попробуем описать нагрянувший буран, сохранив детали, которые использует писатель в своей работе.

Буран: краткий пересказ

С первых строк рассказа Буран С.Т. Аксаков переносит читателя в зимнюю стужу. Стоял мороз, было очень снежно, но такая погода не помеха для русского мужика, поэтому небольшой обоз находится в дороге. Лошади тянут возы, мужики идут следом, веселятся и подшучивают. Вот они зашли в березовую рощу и обомлели от увиденного, весь березняк был исковеркан а деревья повалены и изломаны. Один из стариков приказал всем садится на возы и гнать к ночлегу, а все потому, что опытный старик учуял надвигающую непогоду.

Далее, в кратком пересказе Аксакова, мы видим все еще ясное небо, однако опытный взгляд замечает приметы, которые говорят об одном, буря не за горами. Так, птицы вылетали, чтобы искать убежище, лошади стали беспокойные, облака на небе начали собираться, а снег побежал струйками по земле, шипя, подобно змее. Те, кто бывал в пути с обозами знают, что в такую погоду лучше не высовываться и поскорее найти убежище. Наши путники направлялись в Оренбург, чтобы продать хлеб и купить соли, которую планировали затем перепродать. Дорога была длинной, вот и застало в пути их ненастье. Облака стали расти быстрее, солнце скрылось, тучи заволокли все небо. Ветер стал реветь, и порой казалось, что где-то плачет ребенок или завывает волк.

Описание бурана

Буран всей своей мощью обрушился на землю. Тут же наступила темнота, поднимая снежные хлопья разыгрался ветер, создавая белоснежный сумрак, который слепил и ухудшал видимость. Все слилось воедино, небо, земля и воздух. Стало тяжело дышать, а буран не собирался стихать. Наоборот, он стонал, свистел, рвал, из стороны в сторону бросал предметы, обвивая своей мощью подобно змею, который решил задушить любого, кто попал в его объятия. В такие моменты человек, попавший в буран, теряет память, сила духа падает и кровь стынет в жилах не от холода, а от страха. Люди попросту сходят с ума, что и становится частой причиной их смерти.


Идти дальше было очень сложно и опасно, поэтому опытный старик предлагает остановиться и создать некое укрытие. Может кому-то посчастливится уцелеть и не замерзнуть… Несмотря на то, что совет старика показался многим странным, люди с опытом понимали, что это единственный путь к спасению. Однако молодое поколение было с этим не согласно. Кто-то стал говорить, что если старик уже повидал жизнь, то они пока не готовы умирать. Несмотря на буран, они отправятся до умета, а как буря стихнет, вернутся и откопают стариков. Молодежь не желала слушать умных советов и шестеро из них продолжили свой путь. Буран свирепствовал, и не собирался затихать. Он бушевал всю ночь. Не прекратился буран и на следующий день, все заметая и создавая огромные бугры из снега. Только к следующему вечеру непогода стала стихать, хотя снег продолжал идти всю ночь.

Когда ветер утих, перед взором читателя простиралось снежное море с оледеневшими волнами из снега. Как раз по дороге, где укрылись от бурана наши герои, возвращался уже пустой обоз. Они и увидели пробивающийся из-под снега пар. Поняв в чем дело, людей стали откапывать и нашли стариков. Они были без памяти. Пострадавших отвезли в умет, отогрели, дали проспаться, а когда старики проснулись, то были рады, что им удалось выжить в эту ужасную непогоду.

Молодые же путники, которые отбились от стариков, так и не дошли до пристанища. Скорее всего они заблудились, разбрелись по сторонам, да и замерзли. Их тела нашли уже весной. Тело одного из них находилось рядом с уметом, у забора. Он так и погиб, даже не поняв, что спасение было совсем рядом.

Главные герои

Познакомившись с кратким пересказом рассказа Буран, мы можем выделить главных героев. Это путники, которые направляются в Оренбург. Среди них можно выделить образ старика, который много уже повидал в жизни, был мудрым и хорошо понимал приметы природы. Он и дал советы, которые помогли спастись тем, кто его послушал. В том числе и Петровичу, герою, которому автор дает собственное имя. Другие персонажи рассказа остались безымянными. Может оттого, что Аксаков хотел показать общий образ русского мужика, которому всегда приходилось нелегко.

В качестве героев рассказа Аксакова Буран, следует выделить и молодое поколение. Не имея опыта и понадеявшись на свои силы, они не выжили в борьбе со стихией.

Отдельно хочется остановиться и на стихии, описанной в рассказе. Это буран, который также можно назвать героем произведения. Он, подобно живому существу, уничтожал все вокруг, никого не щадя.

Глава 3. Сравнение как категория стилистики и поэтики

Сравнение – категория стилистики и поэтики, образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта речи свойства. Сравнение включает в себя сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения).

Ценность сравнения как акта художественного познания в том, что сближение двух разных предметов помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака, также ряд дополнительных признаков, и это обогащает художественное впечатление.

Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения:

1. Сравнительные обороты. Это наиболее распространённый тип. Как правило, он преобладает и употребляется с различными союзами: как, точно, словно, будто

4.Сравнение, выраженное родительным падежом вместе со сравнительной степенью прилагательного: горит жарче огня, темнее тучи.

5.Сравнение, образованное с помощью прилагательного похожий, синонимичного союзу как

6. Сравнение, передающееся следующими словами: подобен… (подобен старинной иконе

),
кажется… (кажется драгоценным камнем
),
напоминает… (напоминает весенний день
),
вроде… (шляпа вроде колокольчика
),
наподобие… (бант наподобие бабочки
) и др.

7.Сравнение, выраженное наречием с приставкой по


: Он крест кладёт по-писаному, по-учёному.
8. Сравнение, выраженное фразеологизмом: похожи как две капли воды

«Всходит остролистая зелёная пшеница, растёт; через полтора месяца грач хоронится в ней с головой, и не видно; сосёт из земли соки, выколосится, набухнет зерно пахучим и сладким молоком; потом зацветёт, золотая пыль кроет колос. Выйдет хозяин в степь – глядит, не нарадуется. Откуда ни возьмись забрёл в хлеба табун скота: ископытели, в пахотьзатолочили грузные колосья. Там, где валялись, — круговины примятого хлеба… дико и горько глядеть.

Читайте также: