Федосеевская игрушка история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Деревянная федосеевская игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В деревне Федосеево, что в 10 км от г. Семёнова, к концу XIX - началу XX веков сложился самобытный промысел топорно-щепной игрушки, простой, но очень конструктивной по форме, с незатейливым, но лихим и ярким растительным орнаментом.

Федосеевская деревянная игрушка получила название "щепьё", т. е. изделия из "щепы" (тоненьких дощечек) и отличалась удивительным типологическим разнообразием при своеобразной модульности элементов. Из тё санных дощечек разной конфигурации изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол.

Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелёными листиками, цветов, чёрных или фиолетово-синих усиков и завитков. Трудно найти аналоги росписи федосеевской игрушки, как в нижегородском, так и в других регионах России.

Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.

Ход работы.

За образец федосеевской народной поделки я взяла кукольную мебель из фанеры.

В магазине я приобрела заготовки:

- стол и два стула для кукольной комнаты;

- книгу с описанием и иллюстрациями работы;

- краски, кисти, лак.

По эскизам из книги простым карандашом нанесла рисунки на стол и стулья. Далее, красками разрисовала игрушки в цвет, и покрыла лаком.

Изготовляя данные игрушки я хотела украсить кукольную комнату в своей группе и доставить девочкам радость от игры в куклы, а, рассказывая им о ходе своей работы, старалась привить им уважение к труду и любовь к творчеству.

В десятке километров от Семёнова расположена деревня Федосеево. Здесь, по рассказам старожилов, мастер Яков Александрович Александров однажды смастерил забавную игрушку, она была сколочена из щепочек и дощечек и была подвижной.

Очень простая по форме, но забавная и конструктивная, с яркими цветочками, эта игрушка быстро завоевала популярность и к концу XIX века сложился федосеевский промысел.

Суть мастерства

Самое интересное в этих игрушках — их подвижность. Крутятся колёсики, можно повертеть даже штурвал капитана многопалубного парохода.

Топорщиной занимались во многих сёлах семёновского района, но прославились именно федосеевские мастера. Никто лучше них не мог так смастерить ножом и топором коника или птичку за несколько минут.

Игрушки раскрашивали поначалу гусиным пером, быстро рисуя цветочки, закрашенные ярко-красной анилиновой краской. Позже стали окунать изделие целиком в жёлтую краску, получая солнечный фон, а уж затем наносить цветы.

Анилиновые красители были очень недолговечны, быстро выгорали. Мастера придумали замешивать анилин на столярном клее и краски стали более прочными.

Изделия

Самые излюбленные — это конечно кони. Их делалось больше всего, но ассортимент этим не ограничивался, благодаря фантазии и конструктивной мысли мастеров, делалась многообразная кукольная мебель, стульчики, диванчики, шкафчики.

Очень интересны волжские пароходы. Они многоэтажны, а на главной палубе стоит капитан. Автомобильчики, в кузове которых можно перевозить грузы, всякие трещётки, карусели, лодочки, санки и даже игрушечные швейные машинки. В советское время стали делать самолёты и трамваи на колёсиках.

Развитие промысла

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семёнов. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семёновскому кооперативу.

Игрушки, не утеряв своей основы, стали аккуратнее, раскрашивать их стали прочными красителями, покрывать лаком. Цветовая гамма — жёлтый фон, красные цветочки и зелёные листья, остались прежними.

В таком виде федосеевские игрушки производства Семёновского кооператива можно было купить по всей стране ещё в 1950-х годах. Затем промысел постепенно стал угасать.

Кони-колёски

Эти кони, состоящие из одной фигурки или упряжки по два или три коня с возком или без него, вырубались из деревянной чурки топором, затем из продольного бруска вырезалась ножом предельно упрощённая форма коня, к ним приделывались тоненькие прямые ножки-столбики, из лыка или пакли делали хвост.

Ставились такие фигурки на струганую тоненькую дощечку на колесиках, к которой можно было и возок из струганных дощечек примастерить, а в него и человечка из дерева вырезанного посадить.

Федосеевские шедевры

Антон Мордашов в 1930-х годах смастерил целую ложкарную мастерскую, где в миниатюре был воспроизведен весь процесс изготовления ложки. Гончары и льновыбивальщики, танцоры и музыканты оживали в произведениях А. И. Мордашова.

Н. С. Муравьёв

Николай Сергеевич Муравьёв родом из города Семёнов, а сейчас живёт в д. Малое Зиновьево, где при клубе-мастерской занимается возрождением федосеевской игрушки.

Идея такая появилась по предложению одного из старейших игрушечников Евгения Арсеньевича Мордашева. Решили по музейным образцам, сперва просто копируя их, восстановить образ игрушки.

Теперь Муравьёв уже сам придумывает свои образы, не отступая от традиций. Он обучает мастерству ребят, и так продолжается ремесло. И в Семёнове и в Малом Зиновьеве ребята старшеклассники с удовольствием занимаются федосеевской игрушкой.

Фотогалерея — федосеевские игрушки

После реформы 1861 года, началось бурное развитие промышленного производства и вытеснение с рынка кустарных промыслов. Это оставляло многих народных мастеров без заработка, падал спрос на изделия ремесленников. Так вот, в те годы и родилась, и выручила федосеевцев игрушка Якова Александрова.

Анилиновые красители были очень недолговечны, быстро выгорали. Мастера придумали замешивать анилин на столярном клее и краски стали более прочными.

Самые излюбленные – это конечно кони. Их делалось больше всего, но ассортимент этим не ограничивался, благодаря фантазии и конструктивной мысли мастеров, делалась многообразная кукольная мебель, стульчики, диваны шкафчики.

Очень интересны волжские пароходы. Они многоэтажны, а на главной палубе стоит капитан. Автомобильчики, в кузове которых можно перевозить грузы, всякие трещётки, карусели, лодочки, санки и даже игрушечные швейные машинки. В советское время стали делать самолёты и трамваи на колёсиках.

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семёнов. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семёновскому кооперативу.

Игрушки, не утеряв своей основы, стали аккуратнее, раскрашивать их стали прочными красителями, покрывать лаком. Цветовая гамма – жёлтый фон, красные цветочки и зелёные листья, остались прежними. В таком виде федосеевские игрушки производства Семеновского кооператива можно было купить по всей стране ещё в 1950-х годах. Затем промысел постепенно стал угасать.

Кони-колёсики. Это кони, состоящие из одной фигурки или упряжки по два или три коня с возком или без него, вырубались из деревянной чурки топором, затем из продольного бруска вырезалась ножом предельно упрощённая форма коня, к ним приделывались тоненькие прямые ножки-столбики. Из лыка или пакли делали хвост. Ставились такие фигурки на струганную тоненькую дощечку на колёсиках, к которой можно было и возок из струганных дощечек примастерить, а в него и человечка из дерева вырезанного посадить.

Н.С. Муравьёв родом из города Семёнов, а сейчас живёт в д. Малое Зиновьево, где при клубе-мастерской занимается возрождением федосеевской игрушки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

В семёновском районе на базе народного ложкарезного промысла в конце XIX века.

В семёновском районе на базе народного ложкарезного промысла в конце XIX века возник новый центр топорно – щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево.

Стиль росписи федосеевской токарно – щепной игрушки формировался под первона.

Стиль росписи федосеевской токарно – щепной игрушки формировался под первоначальным воздействием стиля расписной семеновской ложки. Её особенность – жёлтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелёнными листочками.

Роспись в оформлении старых нижегородских игрушек имело очень большое значени.

Фигурки федосеевских коньков и человечков в сечении имеют пирамидальные форм.

Фигурки федосеевских коньков и человечков в сечении имеют пирамидальные формы. Это их особенность. Жёсткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы.

Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко - жёлтый цв.

Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко - жёлтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелёными листьями. До 70 видов игрушек могут выполнить народные мастера.

Игрушка в постоянном развитии, быстро откликалась на все жизненные изменения.

Игрушка в постоянном развитии, быстро откликалась на все жизненные изменения. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадниках на конях, повозки и деревенские сани. Позднее появились игрушки – мельница, карусель, мебель, пильщики досок.

Технический прогресс начала XX века создал игрушечные образы парохода, самол.

Технический прогресс начала XX века создал игрушечные образы парохода, самолёта, автомобиля, трамвая и др. Изготовляют игрушки в домашних условиях, обычно в небольшой мастерской рядом с домом. Женщины помогали в росписи игрушек.

Зачинателем федосеевской игрушки считают Якова Александрова, который умел сд.

Зачинателем федосеевской игрушки считают Якова Александрова, который умел сделать игрушечный образ простым и необычно выразительным. Традиции игрушки продолжили – династии мастеров Шестериковых, Пачуевых, Полуэктовых.

Последним известным игрушечником считается Зотей Родионович Кокурин, изготовл.

Последним известным игрушечником считается Зотей Родионович Кокурин, изготовлявший в свои 80 лет не менее 30 разновидностей игрушек. Помрёт он – и всё. Сгинет игрушка…

Заключение Умер З. Р. Кокурин, и прекратилось изготовление федосеевских игруш.

Заключение Умер З. Р. Кокурин, и прекратилось изготовление федосеевских игрушек. Вины в этом мастера нет. Мы виноваты…Железо да пластмасса заполнили прилавки детских магазинов. Мы ещё спохватимся, но будет поздно. Далеко улетит забавный федосеевский промысел, очень далеко… Традиции русской деревянной игрушки богаты и разнообразны. Они хранят опыт народных умельцев и художественно выразительные формы. Народная деревянная игрушка учит любовному отношению к материалу, использованию всех его свойств, учит видеть в простом и остроумном техническом приёме эстетическое начало и любви к своей Родине, к своему народу.

В конце XIX века в деревне Федосеево близ города Семенова, известного токарными изделиями и знаменитой хохломской росписью, сложился центр топорно-щепной игрушки, в которой использовались приемы изготовления и украшения ложек.

Саму игрушку сколачивали из осиновых дощечек — остатков от заготовок для ложек. Мастера-игрушечники работали, орудуя лишь топориком-секирой и ножом. Даже гвозди при сборке забивали ножом. Игрушки были собраны из многих деталей, хорошо вырезанных и выструганных.

Пароходик - федосеевская игрушка.

Пароходик — федосеевская игрушка.

Такие миниатюрные, но очень точные копии предметов мебели, техники и различных устройств стали любимыми игрушками детей, предметом восхищения взрослых и объектом коллекционирования.

Иногда топорно-щепные игрушки изображали бытовые сцены или род деятельности людей. Фигурки получались забавными, с ярко выраженными характерными чертами.

Кукольный шкафчик-буфет

Кукольный шкафчик изображает тип расписного резного буфета-горки, какие бытовали в те времена в крестьянской избе . Очень точно передана не только двухъярусная форма буфета, но и мельчайшие детали декора. Резной профилированный карниз украшен алым петушком.

Кукольный шкафчик-буфет

Кукольный шкафчик-буфет

Есть и колонки, тщательно вырезанные и расписанные алыми поперечными полосами, как это бывало в настоящей крестьянской мебели. Обе дверцы легко открываются, а в верхнюю даже вставлен кусочек зеркальца. Каждая плоскость шкафчика отделана в соответствии с тогдашними представлениями моды оформления интерьера .

На боковых стенках изображены цветы с листьями, на верхней дверце вокруг зеркала сидят на ветвях птицы с пышными хвостами. А внизу ловким росчерком гусиного пера сажей нарисована забавная, должно быть, нравоучительная сценка — домашняя потасовка. Рисунки эти полны живости, наивной прелести и красочности.

Читайте также: