Типология управленческих государственных решений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рациональное управленческое решение – результат конкретной управленческой деят-ти менеджера. Принятие решений явл-ся основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деят-ти руководителей любого уровня, включающий выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой инфо; выбор и обоснование критериев эффективности и возможности последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы; выбор и формулирование оптимального решения; принятие решений; конкретизацию решения для его исполнителей. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из 3 стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится эк. анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку инфо, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения. На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деят-ти явл-ся нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, кот. могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения м. б. обоснованными, принимаемыми на основе эк. анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, кот. хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой инфо, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую инфо для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, кот. необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления

Сущность, понятие и типология управленческих решений

Вся жизнедеятельность человека включает в себя два основных элемента: решение и практическое действие по его выполнению.

Решение (в общем виде) – результат мыслительной деятельности человека, приводимый к каким-либо или к необходимым действиям.

Решение может приниматься человеком в различных ситуациях: технической, биологической, социальной.

Важнейшей сферой приложения человеческих знаний и практики является сфера управления. Управленческие решения стали предметом изучения после возникновения современной науки об управлении. Её основным достижением является то, что впервые управленческие функции планирования работы и анализа производственной ситуации были отделены от самой работы. Это означало, что процесс принятия управленческого решения стал впервые рассматриваться как самостоятельный акт. Теория управленческих решений в своём становлении прошла три этапа:

1. Первый этап – сороковые годы двадцатого века, когда, во время второй мировой войны, группе учёных в Англии, было поручено решить такие сложные управленческие задачи, как:

а) оптимальное размещение объектов гражданской обороны;

б) размещение огневых позиций;

в) оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов по морю.

Этот период считается началом интенсивного развития теоретических основ принятия управленческих решений.

2. Второй этап – пятидесятые-шестидесятые годы двадцатого века. В этот период, сложившаяся и широко используемая система разработки и принятия управленческих решений, была осмыслена и сформулирована в таких, специально возникших научных дисциплинах, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. В каждую из них, неотъемлемой составной частью входила теория решений.

3. Последняя четверть двадцатого века. Здесь происходит оформление теории управленческих решений в самостоятельную отрасль научного знания.

В России данная учебная дисциплина была введена в Вузовскую программу гостом высшего профобразования в 2000 году.

Управленческое решение (в широком смысле) – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о её функционировании, состоящее в выборе целей, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Управленческое решение (в узком смысле) – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели в системе менеджмента.

1. Экономический аспект проявляется в том, что на разработку и реализацию любого управленческого решения нужны финансовые, материальные и другие затраты, поэтому, каждое управленческое решение имеет реальную стоимость.

2. Организационный аспект состоит в том, что для эффективной работы по принятию и реализации решений, надо сформировать работоспособный коллектив, где исполнители наделяются правами, обязанностями и ответственностью, где отлажена система контроля и выделены необходимые ресурсы.

3. Социальный аспект затрагивает механизм управления персоналом, который предполагает определённые рычаги воздействия, а именно:

а) потребности и интересы;

б) мотивы и стимулы;

в) установки и ценности;

г) тревоги и опасения человека.

4. Правовойаспект состоит в точном соблюдении законодательства, международных обязательств, а также уставных и других документов самой фирмы.

5. Технологический аспект проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими и информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации управленческого решения.

Самое негативное в управленческой деятельности – это не ошибочное решение, а его отсутствие. Наряду с сущностью, управленческое решение характеризуется определенным содержанием, поскольку направленно на следующие элементы:

а) стратегическое планирование;

б) управление управленческой деятельностью;

в) управление человеческими ресурсами;

г) управление производственной и обслуживающей деятельностью;

д) формирование системы управления компании;

е) управленческое консультирование;

ж) коммуникации с внешней средой.

Поскольку, управленческие решения принимаются в различных сферах деятельности фирмы, а также в условиях постоянно изменяющейся ситуации, требуется определенная классификация разнообразного множества управленческих решений. Эта классификация строится по многим основаниям:

1. По основному элементу сознания различают:

а) интуитивные решения;

б) решения на основе суждения;

в) рациональные решения.

2. По функциональной направленности:

е) информирующие управленческие решения.

3. По своей организации встречаются:

б) коллегиальные (групповые);

в) корпоративные решения.

4. По вызывающим причинам:

д) сезонные управленческие решения.

5. По повторяемости выполнения:

в) инновационные решения (когда нет альтернатив).

6. По масштабам воздействия:

б) частное решение.

7. По времени действия:

в) тактические решения.

8. По прогнозируемым результатам:

а) решения с определённым результатом;

б) решения с вероятностным исходом.

9. По характеру разработки и реализации:

д) осторожные решения.

10. По методам переработки информации:

11. По числу критериев:

б) многокритериальные решения.

12. По направлению воздействия:

б) внешние решения.

13. По глубине воздействия:

14. По ограничениям на ресурсы:

а) решения с ограничениями;

15. По способу фиксации:

б) устные решения.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Управленческие решения характеризуются высокой сложностью и чрезвычайно широким разнообразием типов. Говорят, что решение принадлежит к определенному типу, если оно обладает каким-либо общим признаком, характерным для некоторого множества решений. Среди основных признаков, которые применяются для построения типологии решений, выделяют такие, как степень разработки, степень обоснования, возможность реализации и степень достижение цели управленческого решения. Основные типы решений по указанным признакам и их краткая характеристика приведены в табл. 1.

Очень важно, чтобы руководители организаций были уверены в том, что они используют действительно правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно развиваться. Если для принятия решений в изменившихся условиях применяются устаревшие методики, то это может привести к нежелательным или даже катастрофическим последствиям. Поэтому процедуры принятия управленческих решений должны непрерывно совершенствоваться и обновляться, учитывая появление новых факторов и охватывая новые возможные ситуации. Кроме этого, крайне желательно обосновать методику принятия любых запрограммированных решений и убедить в ее правильности тех людей, для которых она предназначена, а не просто предложить или навязать ее для применения.

По степени обоснования можно выделить интуитивные, логические и рациональные решения. Обоснованность характеризует способ принятия решения и, как правило, предопределяет качество этого решения. В связи с этим необходимо отметить, что принять какое-либо решение всегда легко. Для этого необходимо лишь сделать выбор, т.е. указать одну из возможных альтернатив. Но дело в том, что трудно принять хорошее решение. Для этого необходимо не только сделать выбор, но также обосновать его для себя и других людей, от которых зависит исполнение принятого решения. Чтобы принимать хорошие решения, мы должны уметь их обосновывать.

Все управленческие решения должны реализовываться в деятельности организации. Поэтому любое решение, прежде всего, должно допускать саму возможность практической реализации. По этому признаку выделяют два типа решений – допустимые и недопустимые.

Допустимые решения – это решения, которые удовлетворяют всем ограничениям и могут быть реализованы на практике. Любые решения всегда принимаются в условиях объективных ограничений – ресурсных, временных, правовых, организационных, этических и т.д. Именно в пределах заданных ограничений формируется область допустимых вариантов действий, т.е. множество альтернатив, предъявляемых для выбора. Чтобы в будущем не возникло трудностей с реализацией управленческих решений, необходимо заранее предвидеть влияние всех факторов внешней и внутренней среды организации, выступающих в роли ограничений. Анализ ограничений – один из важнейших этапов принятия решений. Если этого не сделать или упустить из виду некоторые ограничения, то можно принять недопустимое решение, которое не может быть реализовано и поэтому не имеет никакой практической ценности.

По степени достижения цели управления можно выделишь неразумные, удовлетворительные и оптимальные решения. Допустимость или реалистичность принятого решения еще не означает его разумность. Решение может быть вполне допустимым по условиям ограничений, но не приводить к получению желаемых результатов. Такие решения будем называть неразумными. Поскольку недопустимые решения также не приводят нас к поставленной цели (они вообще не могут быть реализованы), то можно дать следующее определение.

Неразумные решения – это недопустимые решения или решения, не приводящие к достижению цели управления.

Любое решение имеет смысл лишь тогда, когда оно не только реализуемо, но и позволяет достигнуть желаемых результатов. Поэтому все управленческие решения должны оцениваться с точки зрения достижения цели управления, которая устанавливается руководителем организации и выступает как дополнительное, субъективное ограничение, определяющее разумный выбор. Следовательно, объективные ограничения и цели управления являются своеобразным фильтром, очищающим множество всех мыслимых и немыслимых альтернатив от неразумных решений (рис. 3.).

Удовлетворительными решениями следует признать такие варианты действий, которые приводят к достижению цели управления организацией. Иначе говоря, эти решения удовлетворяют всем объективным и субъективным ограничениям одновременно и обеспечивают приемлемый, но не обязательно наилучший результат. Необходимо помнить, что оптимальные решения являются наилучшими не в абсолютном смысле, а лишь относительно конкретной цели управления, которая выбирается человеком. Оптимальные решения – это решения руководителя, которые обеспечивают максимальную степень достижения цели управления. Другими словами, это наилучшие компромиссы, найденные в результате тщательного анализа и сравнения всех альтернатив. Хорошо известно, что любое управленческое решение кроме полезного эффекта имеет и негативные последствия. Поиск разумного или наилучшего компромисса между ними и составляет суть процесса принятия решения.

С точки зрения инновационности рассматривают рутинные, селективные, адаптационные и инновационные решения [2].

Рутинные решения – это хорошо известные способы действий для разрешения возникшей проблемы. Они представляют собой лишь стандартную реакцию на типовую ситуацию и по сути своей решениями не являются. В отличие от них селективные решения предполагают выбор одной альтернативы из определенного набора способов действий. В этом случае предполагается, что множество альтернатив задано и хорошо известно лицу, принимающему решение. От него требуется всего лишь выбрать одну из них.

Адаптивные решения принимаются в условиях, когда ситуация изменяется и поэтому требуется некоторая модификация известных вариантов с учетом особенностей новой ситуации. Наиболее сложными являются инновационные решения, которые принимаются в условиях, когда проблема не может быть решена с помощью известных способов действий или их модификаций и требует разработки принципиально новых решений, не используемых ранее.

По масштабу изменений, вносимых в организацию, управленческие решения могут быть разделены на ситуационные и реорганизационные [3]. Ситуационные решения не предусматривают каких-либо глобальных изменений и связаны с решением текущих проблем организации. В отличие от них реорганизационные решения подразумевают значительные изменения, например перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации.

По времени действия выделяют стратегические, тактические и оперативные решения. Стратегические решения направлены на достижение долгосрочных целей организации. Тактические решения обеспечивают выполнение стратегических и преследуют достижение среднесрочных целей организации. Оперативные решения принимаются руководителями ежедневно для достижения краткосрочных целей и выполнения текущих работ в организации.

решение управленческий принятие задача

Сущность управленческих решений в государственном управлении и предъявляемые к ним требования

Государственное управленческое решение – это процесс выбора из возможных вариантов осуществления государственного управления наиболее эффективной и отвечающей требованиям сложившейся ситуации модели действий.

Государственные управленческие решения должны отвечать следующим требованиям:

  • во-первых, реальности, подразумевающей установление цели, достижение которой реально возможно с учетом наличия ресурсов, возможностей и времени для их реализации;
  • во-вторых, наличия механизмов реализации управленческого решения, подразумевающее характеристику процесса его планирования, организации действий, их координации, проведения мотивации и контроля;
  • в-третьих, устойчивости к ошибкам, допущенным в процессе сбора и обработки информации;
  • в-четвертых, подготовки, принятия и выполнения управленческого решения в реальном времени по отношению к тем процессам, которые являются объектом управления;
  • в-пятых, реализуемости, подразумевающей наличие возможности воплощения принятого государственного управленческого решения в жизнь;
  • в-шестых, гибкости, подразумевающей возможность изменения содержания принятого государственного управленческого решения в ответ на меняющиеся обстоятельства.

Классификация государственных управленческих решений

Государственные управленческие решения классифицируются по различным основаниям, к числу которых можно отнести следующие:

В зависимости от субъекта, ответственного за принятие решения. В соответствии с этим критерием различают четыре вида государственных управленческих решений:

  • общенародные решения, принимаемые в ходе прямого волеизъявления граждан в виде референдумов или выборов;
  • решения, соответствующие ветвям и институтам власти. В этом смысле государственные управленческие решения делятся на решения, принимаемые органами государственного управления исполнительного, законодательного и судебного характера;
  • решения, различающиеся по уровням власти. В этом смысле государственные управленческие решения бывают федеральными и региональными;
  • решения, которые различаются по органам и институтам власти. В этом смысле государственные управленческие решения включает в себя решения российского Президента, Правительства, Государственной Думы и так далее;

В зависимости от количественных характеристик субъекта принятия государственного управленческого решения. В соответствии с этим критерием выделяют два вида государственных управленческих решений:

  • единоличные решения, которые принимаются отдельными должностными лицами государственного управления, к примеру, российским Президентом;
  • коллегиальные, принятие которых осуществляется органами государственного управления, например, Правительством России, Государственной Думой и так далее.

В зависимости от цели и времени действия. В соответствии с этим критерием различают три вида государственных управленческих решений:

  • оперативные решения, срок реализации которых составляет менее 3 лет;
  • тактические решения, срок реализации которых колеблется в пределах от 3 до 6 лет;
  • стратегические решения, период реализации которых превышает 6-летний срок;

В зависимости от масштаба действия. В соответствии с этим критерием государственные управленческие решения делятся на общегосударственные, локальные, межведомственные и внутриведомственные;

В соответствии с нормативной природой. Согласно этому критерию государственные управленческие решения бывают общими и частными. Общие государственные решения также называют нормативными, частные – ненормативными;

В соответствии с юридической силой. Согласно этому критерию выделяют три вида государственных управленческих решений: конституционные или высшие, законодательные и подзаконные решения;

В зависимости от вида государственного управления. В соответствии с этим критерием управленческие решения государства делятся на гражданские и военные;

В зависимости от формы правовых актов. В соответствии с этим критерием различают огромное количество государственных управленческих решений, принимающих форму законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, приговоров, санкций, уставов, программ, прогнозов, декларации, указаний, инструкций, справок, рекомендаций и прочего;

В зависимости от способа оформления и установления юридической силы. В соответствии с этим критериям различают два вида государственных управленческих решений:

  • первичные государственные решения, которые приобретают юридическую силу непосредственно. К данному виду относят законы, постановления, указы и иные нормативно-правовые акты;
  • вторичные государственные решения, которые вводятся в действие и утверждаются иными решениями. К данному виду относятся инструкции, которые могут быть утверждены приказом министра, положения, которые устанавливаются постановление главы администрации и так далее;

В зависимости от методов разработки. В соответствии с этим критерием выделяют типичные или аналогичные государственные управленческие решения, а также нетипичные или оригинальные решения;

В зависимости от содержания. В соответствии с этим критерием различают такие государственные управленческие решения, как политические, социальные, административные, экономические, правовые, организационные, технологические и иные;

В зависимости от формы изложения. В соответствии с этим критерием государственные управленческие решения могут быть устными, письменными или электронными;

В зависимости от механизма действия. В соответствии с этим критериям государственные управленческие решения могут быть прямыми, то есть предполагающими непосредственное действие, или рамочными, то есть носящими отсылочный характер;

В зависимости от значимости для исполнения. В соответствии с этим критерием государственные управленческие решения могут быть обязательными и рекомендательными.

Понятие, цель и сущность управленческих решений. Факторы, влияющие на их принятие. Значение их качества для эффективности функционирования организации. Характеристика основных типов организационных решений руководителя, их классификационные признаки.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 17.10.2014
Размер файла 29,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие и сущность управленческого решения

2. Типология управленческих решений

2.1 Классификация управленческих решений

2.2 Признаки классификации управленческих решений

Актуальность данной работы обусловлена тем, что качество управленческих решений определяет эффективность функционирования любой организации в процессе достижения своих целей и создания конкурентных преимуществ.

Управленческие решения обладают общим свойством полиморфизма. Полиморфизм - это множественность различных классов, типов, видов и форм реализации процессов принятия управленческих решений. Лишь благодаря полиморфизму процессов выбора функция принятия решения вообще оказывается возможной. Дело в том, что любая из разновидностей процессов принятия решения адекватна не любым, а лишь определённым управленческим ситуациям. Следовательно, лишь комплекс -- множество различных видов решений могут обеспечить реализацию функции принятия решения во всем многообразии реальных управленческих ситуаций.

Применительно к управленческим решениям типология понимается как инструмент поиска, анализа, оценки и выбора управленческого решения. Типология (классификация) позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи.

Цель данной работы - изучить понятие, сущность и типологию управленческих решений.

Предмет исследования - классификация управленческих решений.

Объект исследования - менеджмент организации.

Основными задачами работы являются следующие:

· определение понятия и сущности управленческого решения;

· изучение классификации управленческих решений;

· изучение признаков классификации управленческих решений.

Для достижения поставленной цели необходимо изучить теоретические основы типологии управленческих решений: понятие, цели, основные типы и классификационные признаки.

1. Понятие и сущность управленческого решения

Принятие решений, так же как и обмен информацией, - связующий процесс в менеджменте, составная часть любой управленческой функции. Необходимость подготовки и принятия решений возникает на всех этапах и уровнях процесса управления, связана со всеми аспектами управленческой деятельности.

Объект управленческого решения - система или операция.

Субъектом управленческого решения могут быть как управляющая подсистема организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее решение.

Разработка эффективных управленческих решений -- необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.

В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации, о её состоянии.

Управленческие (организационные) решения от всех других решений отличают:

Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации;

Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её персонала. Такие решения могут повлиять на жизнедеятельность многих людей;

Разделение труда. Если в частной жизни человек самостоятельно принимает решение и, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: менеджеры заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а исполнители - реализацией уже принятых решений;

Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - это более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий специальной профессиональной подготовки.

Таким образом, управленческое решение - это выбор оптимальной альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. [1,с.17]

Деятельность любой организации состоит из двух неразделимых процессов: процесса управления, который заключается в реализации функций планирования, организации деятельности, мотивации и контроля, и управляемого процесса, который рассматривается как множество взаимосвязанных операций, направленных на достижение целей организации.

Процесс управления -- это деятельность руководителей, состоящая в реализации определенных функций управления с целью обеспечения максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса. Вместе с тем управляемый процесс -- это неуправленческая деятельность, т.е. конкретные операции, направленные на достижение целей организации.

Конечная цель некоторой операции или деятельности организации вообще состоит в достижении требуемого результата, а цель управления заключается в том, чтобы этот результат достигался с максимальной или достаточно высокой эффективностью.

Управляющие воздействия -- это действия руководителей, которые направлены на изменение управляемых факторов внешней и внутренней среды организации с целью обеспечения максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса. [5,c.21]

Прежде, чем совершить некоторое действие, руководитель должен принять управленческое решение, т.е. решить -- какую цель он преследует и что необходимо сделать для её достижения. Иначе говоря, руководитель должен выбрать цель управления и определить значения управляемых переменных, которые обеспечивают достижение этой цели. Именно в этом и заключается сущность процесса принятия управленческих решений.

Для достижения целей организации в распоряжении руководителя имеются человеческие, материальные, финансовые, информационные ресурсы. На их основе формируются управляемые факторы, влияющие на достижение цели управления. Именно качество ресурсов, способы и условия их применения составляют предмет заботы любого менеджера или руководителя в процессе управления организацией. Часть из них относится к внешней среде, а другая часть -- к внутренней среде организации.

Совокупность всех возможных значений этих факторов образует множество допустимых управленческих решений руководителя.

2. Типология управленческих решений

2.1 Классификация управленческих решений

Управленческие решения характеризуются высокой сложностью и чрезвычайно широким разнообразием типов. Основные типы решений и их краткая характеристика приведены в таблице 1.

Принимаются с помощью стандартных процедур и правил

Требуют разработки новых процедур или правил принятия решений

Основаны на чувствах и ощущении человеком того, что эти решения правильные

Принимаются на основе знаний, опыта и логических суждений

Принимаются на основе объективного анализа проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий

Удовлетворяют всем объективным ограничениям и могут быть реализованы на практике

Нереалистичные решения, которые не удовлетворяют одному или нескольким ограничениям

Решения, не приводящие к достижению цели управления

Удовлетвори тельные решения

Решения, приводящие к достижению цели управления

Решения, обеспечивающие максимальную степень достижения цели управления организацией

В зависимости или отсутствия стандартных методик разработки и принятия управленческих решений выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения.

Очень важно, чтобы руководители организаций были уверены в том, что они используют действительно правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно развиваться. Если для принятия решений в изменившихся условиях применяются устаревшие методики, то это может привести к нежелательным или даже катастрофическим последствиям. Поэтому процедуры принятия управленческих решений должны непрерывно совершенствоваться и обновляться, учитывая появление новых факторов и охватывая новые возможные ситуации. Кроме этого, крайне желательно обосновать методику принятия любых запрограммированных решений и убедить в её правильности тех людей, для которых она предназначена, а не просто предложить или навязать её для применения.

По степени обоснования можно выделить интуитивные, логические и рациональные решения. Обоснованность характеризует способ принятия решения и, как правило, предопределяет качество этого решения. В связи с этим необходимо отметить, что принять какое-либо решение всегда легко. Для этого необходимо лишь сделать выбор, т.е. указать одну из возможных альтернатив. Но дело в том, что трудно принять хорошее решение. Для этого необходимо не только сделать выбор, но также обосновать его для себя и других людей, от которых зависит исполнение принятого решения. Чтобы принимать хорошие решения, мы должны уметь их обосновывать.

Большинство личных и деловых решений основаны на интуиции. Лицо, принимающее решение, сознательно не сравнивает между собой все достоинства и недостатки каждой альтернативы. В этом случае решение принимается подсознательно, без явного логического обоснования. Тем не менее интуиция -- это мощный инструмент принятия решений, который нуждается в постоянном развитии и должен активно использоваться в управленческой деятельности. Более обоснованными считаются решения, основанные на суждениях. Такие решения обусловлены знаниями и прошлым опытом человека. Будем называть их логическими решениями. Принимая логические решения, люди обращаются к опыту и здравому смыслу, чтобы использовать их для прогноза возможных последствий альтернатив и обоснования своих действий в конкретной ситуации. В этом случае, как правило, выбирается такая альтернатива, которая уже принесла успех в прошлом или легко поддаётся объяснению с помощью несложных логических правил. Решения, основанные на суждениях, весьма полезны в повторяющихся ситуациях, которые многократно возникают в деятельности организаций. Поэтому в таких ситуациях решения принимаются по аналогии, так как ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде.

Все управленческие решения должны реализовываться в деятельности организации. Поэтому любое решение, прежде всего, должно допускать саму возможность практической реализации. Поэтому выделяют два типа решений -- допустимые и недопустимые.

Допустимые решения -- это решения, которые удовлетворяют всем ограничениям и могут быть реализованы на практике. Любые решения всегда принимаются в условиях объективных ограничений -- ресурсных, временных, правовых, организационных, этических и т.д. Именно в пределах заданных ограничений формируется область допустимых вариантов действий, т.е. множество альтернатив, предъявляемых для выбора. Чтобы в будущем не возникло трудностей с реализацией управленческих решений, необходимо заранее предвидеть влияние всех факторов внешней и внутренней среды организации, выступающих в роли ограничений. Анализ ограничений -- один из важнейших этапов принятия решений. Если этого не сделать или упустить из виду некоторые ограничения, то можно принять недопустимое решение, которое не может быть реализовано и поэтому не имеет никакой практической ценности.

По степени достижения цели управления можно выделить неразумные, удовлетворительные и оптимальные решения. Допустимость или реалистичность принятого решения ещё не означает его разумность. Решение может быть вполне допустимым по условиям ограничений, но не приводить к получению желаемых результатов. Такие решения будем называть неразумными.

Любое решение имеет смысл лишь тогда, когда оно не только реализуемо, но и позволяет достигнуть желаемых результатов. Поэтому все управленческие решения должны оцениваться с точки зрения достижения цели управления, которая устанавливается руководителем организации и выступает как дополнительное, субъективное ограничение, определяющее разумный выбор. Следовательно, объективные ограничения и цели управления являются своеобразным фильтром, очищающим множество всех мыслимых и немыслимых альтернатив от неразумных решений.

Удовлетворительными решениями следует признать такие варианты действий, которые приводят к достижению цели управления организацией. Иначе говоря, эти решения удовлетворяют всем объективным и субъективным ограничениям одновременно и обеспечивают приемлемый, но не обязательно наилучший результат. Необходимо помнить, что оптимальные решения являются наилучшими не в абсолютном смысле, а лишь относительно конкретной цели управления, которая выбирается человеком. Оптимальные решения -- это решения руководителя, которые обеспечивают максимальную степень достижения цели управления. Другими словами, это наилучшие компромиссы, найденные в результате тщательного анализа и сравнения всех альтернатив. Хорошо известно, что любое управленческое решение кроме полезного эффекта имеет и негативные последствия. Поиск разумного или наилучшего компромисса между ними и составляет суть процесса принятия решения. [4,c.158]

С точки зрения инновационности рассматривают рутинные, селективные, адаптационные и инновационные решения.

Рутинные решения -- это хорошо известные способы действий для разрешения возникшей проблемы. Они представляют собой лишь стандартную реакцию на типовую ситуацию и по сути своей решениями не являются. В отличие от них селективные решения предполагают выбор одной альтернативы из определенного набора способов действий. В этом случае предполагается, что множество альтернатив задано и хорошо известно лицу, принимающему решение. От него требуется всего лишь выбрать одну из них.

Адаптивные решения принимаются в условиях, когда ситуация изменяется и поэтому требуется некоторая модификация известных вариантов с учётом особенностей новой ситуации. Наиболее сложными являются инновационные решения, которые принимаются в условиях, когда проблема не может быть решена с помощью известных способов действий или их модификаций и требует разработки принципиально новых решений, не используемых ранее.

По масштабу изменений, вносимых в организацию, управленческие решения могут быть разделены на ситуационные и реорганизационные. Ситуационные решения не предусматривают каких-либо глобальных изменений и связаны с решением текущих проблем организации. В отличие от них реорганизационные решения подразумевают значительные изменения, например перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации. [3,с.97]

2.2 Признаки классификации управленческих решений

В процессе управления руководители принимают огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 2.

Читайте также: