Решение духовных проблем кратко
Обновлено: 05.07.2024
В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Такие глобальные проблемы, как наркомания, современное положение общества, живущего под диктовку так называемой сексуальной революции (причины современного разврата российской молодежи, в частности, и западного общества в целом), и другие проблемы потери нравственного устоя духовного мира человека.
[114]
Общество, утратив свой духовный стержень основной критерий морали по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту. К примеру, применяя различные наркотические вещества, человек чувствует, как пустота внутри него сокращается, становится незначительной. Следуя принципам сексуальной раскрепощенности, вместе с тем приобретая псевдоэтические ценности, человеку начинает казаться, что он нашел себя, свое место в обществе. Но, услаждая душу телесными прелестями, человек тем самым разрушает свой собственно духовный мир.
Можно сказать, что кризис современного общества последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей. Антропоцентризм, как ведущая идея ренессанса, позволил развить многие учения о человеке, обществе. Ставя во главу угла человека как высшую ценность, система его духовного мира была подчинена этой идее. Несмотря на то, что многие добродетели, выработанные в эпоху Средневековья, были сохранены (любовь ко всем, труд и др.), все они направлялись на человека, как самого важного существа. Такие добродетели, как незлобие, смирение отходят на второй план. Для человека становится важным приобретение жизненного комфорта путем накопления материальных благ, что привело человечество к веку индустрии.
В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов. То, что нельзя продать, не имеет не только цены, но и ценности. [115] Согласно потребительской идеологии, ограничение потребления может негативно сказаться на экономическом росте. Однако связь между экологическими трудностями и потребительской ориентацией становится все очевиднее. В основе современной экономической парадигмы лежит либеральная система ценностей, главный критерий которой свобода. Свобода в современном обществе это отсутствие препятствий для удовлетворения человеческих желаний. Природа рассматривается как резервуар ресурсов для удовлетворения бесконечных желаний человека. Результатом явились различные экологические проблемы (проблема озоновых дыр и парникового эффекта, истощение природных ландшафтов, пополняющееся число редких видов животных и растений и т. д.), которые показывают, каким жестоким стал человек по отношению к природе, обличают кризис антропоцентрических абсолютов. Человек, выстроив для себя удобную материальную сферу и духовные ценности, сам утопает в них. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей, которая бы могла стать общей для многих народов мира. Еще русский ученый Бердяев, говоря об устойчивом ноосферном развитии, разрабатывал мысль обретения общечеловеческих духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.
В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. По мнению авторов, все эти явления результат объективации духовного мира человека, то есть опредмечивания его внутреннего бытия, отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого объективированного общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей.
Какую роль ценности играют в жизни человека? Какие ценности являются истинными и необходимыми, первоочередными? На эти вопросы и попытались ответить авторы на примере России, как государства уникального, полиэтнического, поликонфессионального. [116] Также Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На наш взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. Мы вовсе не говорим в данном случае об изолированности государства, мы лишь хотим сказать, что у России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.
На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы — вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность — совпадают во многих религиях. Вера в Бога, в себя. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. Любовь, выражающаяся в искреннем патриотизме (любовь к Родине), почете и уважении к старшим (любовь к ближним своим). Мудрость, включающая в себя опыт наших предков. Воздержание, являющееся одним из важнейших принципов духовного самовоспитания, выработки силы воли; во время православных постов помогающее человеку сблизиться с Богом, частично очиститься от земных грехов. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.
Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. На наш взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Авторы данной работы являются студентами специальности социальная антропология. Мы считаем, что новая [117] система духовных ценностей должна стать основой устойчивого развития России. На основе анализа необходимо выявить те общие ценности в каждой религии и разработать систему, которую важно внедрять в сферу образования и культуры. Именно на духовной основе должна строиться вся материальная сфера жизни общества. Когда каждый из нас осознает, что человеческая жизнь это также есть ценность, когда добродетель станет нормой поведения каждого человека, когда мы, наконец, преодолеем ту разобщенность, которая присутствует сегодня в обществе, именно тогда мы сможем жить в гармонии с окружающим миром, природой, людьми. Для российского общества сегодня необходимо осознать важность переоценки ценностей своего развития, выработки новой системы ценностей.
Если в процессе развития умаляется или игнорируется его духовно-культурный компонент, то это неизбежно ведет к упадку общества. В современное время во избежание политических, социальных и межэтнических конфликтов, необходим открытый диалог между мировыми религиями, культурами. Основу развития стран должны составлять духовные, культурно-религиозные силы.
Духовная жизнь есть стремление к совершенству. С нашей точки зрения, это самое точное определение данного феномена. Проблема, правда, заключается в том, что представление об этом совершенстве может быть различным не только у представителей разных народов и культур, но и даже у членов одной семьи. В этом, собственно говоря, заключается и трудность вечно неразрешимых противоречий у отцов и детей.
Что есть истина, красота, какова природа добра – эти основополагающие вопросы всяким человеком решаются по-своему. И всё же каждый из нас, как мне кажется, имеет некоторую, может быть, очень глубоко запрятанную интуицию, что содержание этих понятий должно быть всё же абсолютно объективно, иначе невозможно было бы никакое совместное сосуществование людей.
Невозможны объединяющие человечество высокодуховные цели, невозможно согласное восхищение от восприятия окружающего нас сотворённого Богом мира, невозможен общий уклад жизни, позволяющий человеку больше времени заниматься творчеством, чем уничтожением себе подобных в завоевании жизненного пространства. На самом деле субъективное восприятие действительности саму эту действительность менее объективной сделать не может. И задача человека в деле самосовершенствования заключается в том, чтобы восприятие окружающей его действительности было, по возможности, наиболее приближенным к её объективному значению.
Но что же мы считаем действительностью нашей жизни? Например, тот же самый религиозный феномен, т. е. ощущение и осмысление собственной зависимости от Высшего, человек должен включать в изучаемую им действительность или считать некоторой ни на чём не основанной (или основанной на вторичных причинах) фантазмой?
Как бы там ни было, непреложным фактом остаётся утверждение, что эту свою зависимость от Высшего Смысла (в процессе разворачивания которого рождается и умирает человек) человечество всегда осознавало и облекало в различные формы.
Представить себе абсолютный хаос, случайно превратившийся в абсолютную гармонию, значит всё же признать, что абсолютного хаоса просто не существует, что в бесконечном пространстве вселенной существуют (кем-то изначально заложены) какие-то гармонизирующие хаос механизмы.
Допустим всё же, что из абсолютного хаоса случайно формируется абсолютная гармония. Но тогда ей придётся всё же присвоить категорию божественности.
Получается некоторый парадокс: абсолют, ограниченный своим происхождением, не есть абсолют. Если же мы признаём случайность этого вселенского смысла и его последующего неизбежного возвращения в бессмыслицу хаоса, что, как нам представляется, с точки зрения логики более вероятно, то вести какой-либо разговор о духовности, о стремлении к совершенству, мягко говоря, представляется делом затруднительным.
Т. е. возможен только лишь разговор о стремлении к совершенству в рамках общей заинтересованности конкретной группы людей, которая это представление сумела выработать. Нельзя не заметить, что единственным стимулом развития будет сохранение данной общности, а единственным механизмом агрессивность, основанная на инстинкте самосохранения.
Таким образом, духовное развитие человечества, которое является историческим фактом, с этой точки зрения оказывается похожим на рассказ Мюнхгаузена о том, как он вытащил себя из болота за волосы. Агрессивность, конечно, является могучим двигателем науки (гонка вооружений), экономики, в связи с необходимостью расширения жизненного пространства и его защиты, но она никак не связана с развитием духовно-нравственным.
Здесь действуют совсем другие законы, часто противоположные утилитарным интересам, не выводимые из задачи выживания и не сводимые к ней. И это касается не только личных интересов индивидуума, но и интересов социума. Агрессивность есть психофизический феномен. Как известно, в основе его лежит тот или иной конфликт, осознаваемый или бессознательный, результатом которого является активное проявление человеком недовольства существующей действительностью.
Для верующего христианина эти пугающие движения психобиологической энергии являются результатом отпадения человека от Бога, впадение в оголённую природу животного мира. Не лишне вспомнить, что первый рассказ Библии, после истории грехопадения первых людей, это рассказ о почти не мотивированной животной агрессии против собственного брата.
Подавляющее число людей фактически являются рабами собственной агрессивности, проявляющейся на фоне неосознаваемого страха. Никотин, алкоголь, наркотики (по мнению специалистов) зачастую являются средством временного и частичного понижения агрессивности, а в сущности, есть та же самая агрессивность, только направленная на самого себя. Самоубийство, растянутое во времени. Чувство незащищённости и неполноценности рождает в человеке страх, который, в свою очередь, заставляет его принимать угрожающую позу. И ничто, собственно, от этого страха человека освободить не может, потому что он живет в подавляющем его и враждебном ему мире борющихся за жизненное пространство людей. Естественно накопленный таким образом уровень агрессивности стимулируется, кроме того, современной бездуховной культурой.
Сексуальность, на проповеди которой сегодня так много зарабатывают, именно сексуальность, а не любовь, связана с агрессией по своему существу. Конечно, агрессивность может быть канализирована, как сегодня говорят, на благие дела. Скажем, в художественное творчество, научно-техническое творчество, в бизнес в рамках закона.
Она может быть направлена даже на дело скорейшего выздоровления больного, но агрессивность, приобретающая адресную враждебную направленность, даже в самом благородном деле только увеличивает её новый суммарный потенциал. Духовная неблагополучность современного человека имеет свои очень глубокие корни. С точки зрения православного верующего христианина причина этой ситуации кроется в отрыве человека от своего духовного источника. Возвращение к Богу это нелёгкий путь, совершаемый с помощью Благодати Святого Духа, который не случайно называется Христом Утешителем.
Но идея, исходящая от авторитетного лица, приобретает огромное значение на общественную жизнь. Правда, одно дело образ вождя мировой революции, имеющий агрессивную направленность и относительную, в контексте материалистического мировоззрения, значимость, и образ Христа, присутствующий в душе верующего человека как разрешитель всех его внутренних трагизмов.
Здесь, какими бы они ни были совершенными, но они остаются нормами, законом, который (по мысли апостола Павла) никого не спасает. Закон повелевает, принуждает, обвиняет, но по существу своему никогда никого не лечит и не спасает. Кроме того, стоит вспомнить, что коммунистическая мораль считает возможным применение этих самых норм только после того, когда уже совершится мировая революция, и на земле установится всеобщая гармония.
Возникающее в человеке на основе этой негативной реальности чувство страха и порождает, как мы уже говорили, повышенную агрессивность, стремление защищаться, завоёвывать новое жизненное пространство. Это стремление постепенно переходит за границы отдельных индивидуумов и захватывает общественное сознание. Начинается жёсткая конкуренция в экономике и политике, которая рано или поздно выливается в кровопролитные классовые, расовые и религиозные конфликты.
В памяти человека, хоть немного знакомого с историей последних двух тысячелетий, моментально возникают обвинения христиан в религиозных войнах, инквизиции, внутренних раздорах между церквями. Да и просто наблюдение за жизнью отдельных христиан иногда не позволяет признать их успешно сублимировавшими свой страх и рождающуюся из него агрессивность в благожелательность человека, примирившего свою совесть с Богом и ближними.
Но Церковь называет себя собранием святых только в эсхатологической перспективе. Правда, она связана с конкретной действительностью единством жизни, но сама по себе наша реальность несёт в себе все атрибуты несовершенства, свойственные развивающемуся организму. Победа Христа уже совершилась, но в Церкви, уже здесь на земле, в окружении этой жестокой действительности, человек начинает учиться жить по новым духовным законам.
Правильность данного пути свидетельствуется здесь не только примерами успешных сублимаций, которыми наполнен православный календарь, но и высотой развития той культуры, развитие которой христианство стимулировало. Нельзя не заметить, что вне рамок этой культуры современная цивилизация приобретает бесчеловечный образ или муравейника, или бездушного механизма, жестоко эксплуатирующего как биологическую, так и духовную жизнь человека.
Вероятнее всего, каждому уровню духовно-нравственного развития общества должен соответствовать необходимый уровень сочетания справедливости и милосердия. Но истинное творчество возможно лишь для свободного человека, не отягчённого необходимостью каждодневного выживания. Культура эллинизма создавалась свободными людьми, русская культура XIX века свободной частью общества, само же христианство создавало европейскую культуру вопреки этому закону.
Именно христианство из богословских рассуждений о Боге вывело понимание человека как личности, созданной по образу Божию и в Нём укоренённой. И именно христианство заявило, что истинная свобода есть не возможность чего угодно, а способность человека реализовать свою собственную предназначенность, ради этого сохраняя себя от сбивающих влияний извне, даже со стороны своей собственной природы.
Но Христос вовеки один и тот же, и хранительницей его неповреждённого образа является Православная Церковь. Как бы ни был высок по своему положению и авторитету оратор, если его взгляд на Христа не соответствует полному контексту, сохраняемому в Священном Писании, в святоотеческом богословии, в высших откровениях произрастающей из этого благодатного корня христианской культуры, он ничто, потому что Церковь его взгляды отринет или постепенно от них очистится через их осмысление.
Запад, предвидя духовный вакуум в России, после крушения коммунистической идеологии попытался и ещё и сейчас пытается заполнить его лицемерными благодеяниями множества разнообразных сектантских проповедников из США, Японии и Европы и иноконфессиональным прозелитизмом. Благодеяния были приняты, проповедь, в общем и целом, отвергнута. И в эту внутреннюю пустоту, в этот духовный вакуум мощным потоком устремилось самое пошлое и циничное из того, что есть в западном образе жизни.
Западу, конечно же, интересно было бы поставить над Россией ещё один эксперимент на тему о возможной самоорганизации общества на путях чистого либерализма, но у России на него уже нет ни сил, ни времени. России сегодня нужны христианские школы, нужен интерес к собственной духовной культуре. Русский народ нужно заново учить читать книги, чтобы он опять научился читать и думать над теми нравственными ценностями, которые до конца нашим народом так и не были никогда домыслены.
Нельзя больше слепо следовать по путям западноевропейского мышления. Там своя ментальность и свой исторический опыт. Беда русского народа прежде всего заключалась в том, что христианское просвещение, по многим причинам, по-настоящему началось в нашей стране только в конце ХIХ века. Бытовое христианство в душах многих людей легко рухнуло с изменением этого самого быта.
Речь должна идти не об упадочном смирении, а о смирении в творческом созидании жизни. И ярким примером этого является светлый, ничем не замутнённый евангельский образ Христа. Ибо это Бог, уничиживший себя из любви к падшему человечеству. Ради того, чтобы спасти уничтожающего себя из страха перед самим собой человека. Если мы опять заменим Его Великим инквизитором это катастрофа. Таким образом, вопрос заключается в том, как достучаться до сердца свободного современного человека.
С нашей точки зрения, это проблема, которую должна решать не только Церковь, но и общество.
Наряду с привычными рациональными методами решения проблем и достижения прогресса в масштабах страны (принятие политических, экономических или каких-то иных решений руководством страны, принятие каких-либо законов законодательными органами) возможно и применение совсем непривычных для нас методов – духовных методов решения проблем.
Что же это за методы?
Духовные методы решения проблем – это такие действия, которые основаны на осознанном применении духовных законов.
Хотя в настоящее время нет единого понимания того, что можно назвать духовными законами, все же мир все более и более принимает духовные законы в соответствии с ведическим подходом.
Итак, о чем же говорят духовные законы в ведической интерпретации?
- Существует универсальный закон причин и следствий, согласно которому каждое наше действие порождает какие-то многократные последствия.
- Считается, что наши мысли и наши эмоции обладают очень большой силой и, что каждая наша мысль и каждая эмоция в той или иной степени изменяют нашу реальность, причем считается, что эмоции обладают гораздо большей силой и создают гораздо более значительные последствия, по сравнению с мыслями.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что мы своими мыслями и своими эмоциями можем принести себе и не только себе как колоссальный вред, так и колоссальную пользу.
Например, если мы делаем что-то хорошее для других людей (например, вслух или про себя желаем счастья, здоровья и процветания), то это хорошее каким-то образом проявится в реальности и тот человек и мы получим какую-то пользу, причем мы в гораздо большей степени.
И наоборот, если мы, например, делаем что-то плохое для другого человека (например, вслух или про себя осуждаем этого человека), то тем самым мы наносим реальный вред и этому человеку и себе тоже, причем себе в гораздо большей степени.
Другими словами можно сказать так: очень выгодно во всех отношениях делать что-то хорошее для других людей, особенно для чужих, например, как можно чаще искренне желать им счастья, здоровья и процветания.
И наоборот, очень невыгодно, очень убыточно делать что-то плохое для других людей, например осуждать их за те или иные, реальные или нереальные поступки и действия.
Далее, так как наибольшей способностью генерировать эмоции обладают женщины, то важнее всего не то, что делают женщины руками, а то в каком эмоциональном состоянии они находятся и какие при этом у них мысли в голове. Другими словами именно женщины в первую очередь делают семью счастливой или несчастной, процветающей или бедной. В значительной степени это относится и к целой стране.
Теперь давайте подумает о том, что в наших странах (Россия, Беларусь, Украина – страны с очень близким менталитетом населения) чаще всего происходит – осуждение или пожелание счастья.
Наверное, все же чаще происходит осуждение, ведь в самом деле кто только кого не осуждает:
- население осуждает власть в лице правительства, чиновников, олигархов;
- одна религиозная организация осуждает другие;
- начальники всевозможных рангов осуждают своих подопечных;
- руководство одной страны осуждает руководителей других стран;
- женщины очень любят осуждать своих мужей;
Возникает естественный вопрос: Почему это происходит?
Это происходит по трем причинам:
- первая, – у нас очень небезразличный народ, наши люди принимают очень близко к сердцу все то, что происходит кругом;
- вторая, – наши люди не знают как правильно необходимо реагировать, для того, чтобы вокруг становилось лучше, поэтому – осуждение – это инстинктивная, неосознанная реакция на то, что происходит, в тех случаях когда происходящее нам не очень нравится;
- третья – наши люди даже не предполагают, что от осуждения могут быть какие-то нежелательные последствия.
А теперь давайте попробуем оценить во сколько нашим странам обходится привычка осуждать. Точную сумму, конечно, трудно подсчитать, но наверняка сумма ущерба измеряется сотнями миллиардов долларов, или в пересчете на одного жителя это составит тысячи долларов в год.
Далее следует подсчитать какую выгоду можно получить, если бы до людей было каким-то образом донесено знание о том, что очень хорошо во всех отношениях, в том числе очень выгодно, искренне желать счастья, здоровья, мудрости и процветания как можно чаще как можно большему количеству людей.
В идеале хорошо желать вообще всем жителям Земли, а также хорошо мысленно желать каждому человеку с которым мы встречаемся на улице, в транспорте, в помещении.
Конечно же найдутся люди, которые не поверят во все это, но единственный способ проверить работает это или нет начать делать это, например, дважды в день ежедневно в течении года.
И через год можно будет сделать какие-то выводы и будет очень хорошо, если даже немногие люди начнут делать это. Кто-то же должен начать первым.
Многие считают, что счастье – это отсутствие проблем. Таково общепринятое мнение, точка зрения. Людям так кажется, во всяком случае. Возможно, мы даже уверены, что, решив все проблемы, мы будем счастливы. Чтобы быть счастливым, нужно понимать, что же нужно для счастья. Недостаточно устранить проблему, что-то негативное, – нужно внести что-то позитивное. Это нужно знать с самого начала. Что же мы хотим на самом деле?
Похоже, что в нашем современном мире все забыли, чего на самом деле желают. Не совсем ясно представляются нам эти вещи. В основном, мы просто сосредоточены на решении проблем, а они все никак не решаются.
Любая цикличность может быть проблемой. Если сейчас я буду повторять одно и то же слово в течение двух часов, то возникнет большая проблема, нужно будет вызывать психиатра. Это было бы сложно перенести. Захотелось бы закрыть уши. Это настоящее страдание: одно и то же, одно и то же! Сколько можно? Прекратите! Мы хотим разнообразия.
Есть некий повтор в нашей жизни: работа-дом, работа-дом, работа-дом. Мы чувствуем, что так жить проблематично. Скучно, неполноценно. Недостаточно какого-то счастья, разнообразия. Мы хотим создавать разнообразный мир, жить в таком интересном мире.
Такой человек видит, что вокруг все образованные, богатые, властные – сильные мира сего. Он их избегает, общается только с людьми своего уровня, чтобы быть счастливым, сравнивая себя.
Веды говорят, что в жизни все чередуется, меняется. Иногда мы на подъеме. Как волна в океане – она поднимается и достигает апогея, а иногда начинается спад до самого низа. Амплитуда.
Чем выше количественно мы ставим задачу в своей жизни, тем больше будет амплитуда спада. Если богач потерял деньги – это трагедия всей жизни, если бедняк потерял какие-то свои сто рублей – что ж, попереживал немного и все. Падая, богатый человек испытывает глубокое разочарование. Во время кризиса в Америке, когда наступил серьезный финансовый крах и банкротились предприятия, очень много людей покончили жизнь самоубийством. В газетах даже мелькал черный юмор, что опасно ходить по улицам, так как сверху падают люди – больше, чем осенних листьев с деревьев.
Когда мы стремимся к большим приобретения, то должны быть готовы к большим потерям. Потери неизбежны, потому что этот мир – временный, невозможно здесь что-либо удержать. Либо мы уходим от денег, либо деньги уходят от нас. Все, что мы приобретаем – временно.
Сила внутреннего счастья такова, что человек забывает об этой двойственности, не придает ей значения, становится неуязвимым к материальным различиям, движению по амплитуде.
Однажды было проведено исследование в Мичиганском университете в Америке о судьбах богатых людей. Брали людей, которые разбогатели в результате каких-то событий, удачи. Один человек выиграл двести миллионов долларов. Случается, что кто-то выигрывает в азартных играх. Все, так или иначе, надеются: а вдруг повезет? По законам Америки, если муж приобретает деньги какие-то, то его жена претендует на половину приобретения. У нас немного иные законы, там есть ювенальная юстиция, во всем преобладает финансовая сторона. Когда тот человек получил двести миллионов долларов, то его жена претендовала на половину, на сто миллионов долларов.
Он словно ослеп, потому что такие деньги никогда в руках не держал. Он думал, что в этом счастье, что теперь он как король. Он думал, что у него теперь будет много друзей, огромных возможностей! Су-кхам! И он был средним американцем, не то, чтоб он не любил свою жену. Он жил обычной жизнью, как все люди. На него плохо повлияло богатство, количественная сторона.
Мы знаем из горького опыта жизни, как иногда ради какого-то количества денег люди творят жуткие вещи. За маленькие деньги они ничего плохого не сделают. Может, только испортят настроение. Но за большие деньги проливается очень много крови. Так влиятельна эта количественная сторона. Люди стремятся туда изо всех сил, забывая о качественной стороне жизни, потому что она у них не развита. Если бы мы имели это знание, то плюнули бы на все эти миллионы сразу же, в один день.
Этот человек развелся с женой и стал жить на широкую ногу. У него появилось много друзей. Как только у вас появляется много денег, количество друзей тоже увеличивается. Меньше денег – меньше друзей, больше денег – больше друзей. Но дружба проверяется иначе: когда человек все потерял, а тот, кто с ним остался – друг. Обычно это мама или папа, больше никого. Даже жена вас может бросить, раз денег больше нет ни копейки. Мама и папа не уйдут, это единственные наши друзья в мире, от которых мы держимся подальше, чтобы жить своей независимой жизнью.
Тот человек, выигравший большие деньги, где-то за два года прокутил все свое состояние. Острова, яхты – весь свой су-кхам он за два года спустил в трубу.
Потом он стал очень несчастным человеком, был пойман на воровстве. Порядочный американец: у него была работа, семья, все было как у средних людей. Однако, прокутив все деньги и потеряв все богатства, он не стал возвращаться к жене, снова устраиваться на работу. Он пошел воровать. Почему? Почему он не мог вернуться к своей прежней нормальной жизни? Потому что утратил ананду – человеческое качество. Он почувствовал, что его предал весь мир. Деньги кончились и все отвернулись, никто руку ему не подал. Пошел воровать, был пойман на воровстве с кружкой для пожертвований в какой-то церкви. Это только один из примеров, как может повлиять на человека количественная сторона счастья.
Поэтому ведические книги говорят одну вещь: о количественной стороне не думай вообще. О количестве денег не думайте, о количестве счастья не думайте. Думайте о качестве. Количество придет потом, оно второстепенно. Первично качество.
Качественная сторона определяет количественную сторону.
Например, выступает на сцене какой-нибудь знаменитый ученый, наделенный большим талантом – скорее всего зал будет полон. Почему? Качество высокое. А если на эту сцену выйдет человек, не имеющий вообще никаких способностей? Никто не придет. Мама и папа придут поддержать. Организаторы мероприятия останутся в минусе, за аренду зала так и не расплатятся. Почему? Не хватает каких-то качеств, чтобы привлечь, заинтересовать людей.
То же касается и заработанных денег. Если мы имеем качества, квалификацию – мы обретаем какую-то способность, деньги сами к нам приходят. Более того, наша жизнь становится не погоней за счастьем, а увлекательным путешествием. Жизнь – это хобби. Неправильно, когда мы вынуждены работать, вынуждены решать проблемы. Должно быть интересно, захватывающая жизнь каждый день, ананда, блаженство.
Это интересно – жить в этом мире, познавать мир. Однако, у многих ли людей есть этот интерес: познавать окружающий мир, познавать самих себя, качественную сторону счастья?
Бывает наоборот: при каждой встрече счастье уменьшается. Каждый день друг на друга мы смотрим формально, по привычке. Материальный мир устроен так, что любая вещь, которая повторяется, становится проблемой. Если нас постоянно хлопать по плечу, то мы сможем это терпеть, это не проблема, можно приспособиться. Через два часа хлопанья мы будем мечтать, чтобы это кончилось. Через три, пять часов мы будем сходить с ума, понадобится доктор. Это капает на мозги, на живое; уже невыносимо, каждая клеточка протестует: когда же это кончится? Жить не хочу! Потом начнем хлопать по другому плечу, сменим ритм. Нам сразу заметно полегчает.
Подобно этому мы едем на Черное море, в дома отдыха. Все новое, интересное, – но через неделю становится скучно. Снова пора на работу.
Считается, что в такой перемене есть избавление от проблем. Но нет, от проблем невозможно избавиться в материальном мире.
Собственно говоря, это не проблемы, это законы. От законов нельзя избавиться. Мы живем, волей-неволей, по законам природы, государства. Когда мы пытаемся избавиться от этих законов, от этих проблем – мы теряем свободу. Все наоборот. Если вы откроете Бхагавад-гиту, там написано о регулирующих принципах свободы. Парадокс! Какие-то принципы, правила, регуляторы и ограничения дают свободу? Мы привыкли наоборот.
Возьмем, к примеру, законы государства. Если человек соблюдает все законы государства, то он свободный гражданин. И, наоборот, если человек хочет избавиться от этих законов, нарушает их, то он теряет свободу.
Есть законы счастья, есть законы освобождения души. Но это закон добровольный.
Когда мы вынуждены следовать законам – это наказание. Представьте, какое это наказание – жить в семье без любви, или даже с ненавистью, к родным. Мы вынуждены поддерживать семью, это наша обязанность, это закон, который мы не можем нарушить. Есть дети, жена, муж, родственники, – мы должны выполнять свои обязанности. Но без любви – это наказание. Это ужасно.
В той же самой семье может быть огромное счастье, если там есть любовь. Никаких проблем. Столько сил, энтузиазма, творчества в исполнении своих обязанностей, свобода! Свободу дает любовь.
Когда человек лишается этого вкуса, ананды, то он видит, что вся жизнь – это сплошная проблема. Даже просто ехать по дороге. В какие-то дни, в какое-то время – сплошная пробка. Столько проблем нужно преодолеть. Каждый все время спешит, все время опаздывает, каждый с сотовым телефоном, думает о чем-то, каждый человек за вашим бортом, за вашим стеклом, в своей скорлупе – и он вам конкурент! Он ваша пробка, и вы для кого-то пробкой становитесь. И какая там ананда? Какое общение? Лучше бы вокруг вообще никого не было!
Иногда автомобилисты слегка соприкасаются машинами на дороге – и сразу становятся врагами, недоброжелателями; дальше суд, деньги. Невозможно подружиться в такой ситуации, вокруг одна конкуренция, спешка.
Мы сами искусственно создаем такие проблемы, но никаких проблем не существует. Есть законы, по которым нужно жить. Но, поскольку мы хотим избавиться от многих законов и заменить их на облегчающие, то нам трудно. Мы хотим освободиться от законов, хотим свободы – потому что трудно жить без любви. Как только любовь уходит, становится очень трудно, необходимо облегчить жизнь человека.
Читайте также: