Решение духовных проблем кратко

Обновлено: 05.07.2024

В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Такие глобальные проблемы, как наркомания, современное положение общества, живущего под диктовку так называемой сексуальной революции (причины современного разврата российской молодежи, в частности, и западного общества в целом), и другие проблемы потери нравственного устоя духовного мира человека.
[114]

Общество, утратив свой духовный стержень основной критерий морали по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту. К примеру, применяя различные наркотические вещества, человек чувствует, как пустота внутри него сокращается, становится незначительной. Следуя принципам сексуальной раскрепощенности, вместе с тем приобретая псевдоэтические ценности, человеку начинает казаться, что он нашел себя, свое место в обществе. Но, услаждая душу телесными прелестями, человек тем самым разрушает свой собственно духовный мир.

Можно сказать, что кризис современного общества последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей. Антропоцентризм, как ведущая идея ренессанса, позволил развить многие учения о человеке, обществе. Ставя во главу угла человека как высшую ценность, система его духовного мира была подчинена этой идее. Несмотря на то, что многие добродетели, выработанные в эпоху Средневековья, были сохранены (любовь ко всем, труд и др.), все они направлялись на человека, как самого важного существа. Такие добродетели, как незлобие, смирение отходят на второй план. Для человека становится важным приобретение жизненного комфорта путем накопления материальных благ, что привело человечество к веку индустрии.

В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов. То, что нельзя продать, не имеет не только цены, но и ценности. [115] Согласно потребительской идеологии, ограничение потребления может негативно сказаться на экономическом росте. Однако связь между экологическими трудностями и потребительской ориентацией становится все очевиднее. В основе современной экономической парадигмы лежит либеральная система ценностей, главный критерий которой свобода. Свобода в современном обществе это отсутствие препятствий для удовлетворения человеческих желаний. Природа рассматривается как резервуар ресурсов для удовлетворения бесконечных желаний человека. Результатом явились различные экологические проблемы (проблема озоновых дыр и парникового эффекта, истощение природных ландшафтов, пополняющееся число редких видов животных и растений и т. д.), которые показывают, каким жестоким стал человек по отношению к природе, обличают кризис антропоцентрических абсолютов. Человек, выстроив для себя удобную материальную сферу и духовные ценности, сам утопает в них. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей, которая бы могла стать общей для многих народов мира. Еще русский ученый Бердяев, говоря об устойчивом ноосферном развитии, разрабатывал мысль обретения общечеловеческих духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. По мнению авторов, все эти явления результат объективации духовного мира человека, то есть опредмечивания его внутреннего бытия, отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого объективированного общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей.

Какую роль ценности играют в жизни человека? Какие ценности являются истинными и необходимыми, первоочередными? На эти вопросы и попытались ответить авторы на примере России, как государства уникального, полиэтнического, поликонфессионального. [116] Также Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На наш взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. Мы вовсе не говорим в данном случае об изолированности государства, мы лишь хотим сказать, что у России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы — вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность — совпадают во многих религиях. Вера в Бога, в себя. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. Любовь, выражающаяся в искреннем патриотизме (любовь к Родине), почете и уважении к старшим (любовь к ближним своим). Мудрость, включающая в себя опыт наших предков. Воздержание, являющееся одним из важнейших принципов духовного самовоспитания, выработки силы воли; во время православных постов помогающее человеку сблизиться с Богом, частично очиститься от земных грехов. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. На наш взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Авторы данной работы являются студентами специальности социальная антропология. Мы считаем, что новая [117] система духовных ценностей должна стать основой устойчивого развития России. На основе анализа необходимо выявить те общие ценности в каждой религии и разработать систему, которую важно внедрять в сферу образования и культуры. Именно на духовной основе должна строиться вся материальная сфера жизни общества. Когда каждый из нас осознает, что человеческая жизнь это также есть ценность, когда добродетель станет нормой поведения каждого человека, когда мы, наконец, преодолеем ту разобщенность, которая присутствует сегодня в обществе, именно тогда мы сможем жить в гармонии с окружающим миром, природой, людьми. Для российского общества сегодня необходимо осознать важность переоценки ценностей своего развития, выработки новой системы ценностей.

Если в процессе развития умаляется или игнорируется его духовно-культурный компонент, то это неизбежно ведет к упадку общества. В современное время во избежание политических, социальных и межэтнических конфликтов, необходим открытый диалог между мировыми религиями, культурами. Основу развития стран должны составлять духовные, культурно-религиозные силы.

Духов­ная жизнь есть стрем­ле­ние к совер­шен­ству. С нашей точки зрения, это самое точное опре­де­ле­ние дан­ного фено­мена. Про­блема, правда, заклю­ча­ется в том, что пред­став­ле­ние об этом совер­шен­стве может быть раз­лич­ным не только у пред­ста­ви­те­лей разных наро­дов и куль­тур, но и даже у членов одной семьи. В этом, соб­ственно говоря, заклю­ча­ется и труд­ность вечно нераз­ре­ши­мых про­ти­во­ре­чий у отцов и детей.

Что есть истина, кра­сота, какова при­рода добра – эти осно­во­по­ла­га­ю­щие вопросы всяким чело­ве­ком реша­ются по-своему. И всё же каждый из нас, как мне кажется, имеет неко­то­рую, может быть, очень глу­боко запря­тан­ную инту­и­цию, что содер­жа­ние этих поня­тий должно быть всё же абсо­лютно объ­ек­тивно, иначе невоз­можно было бы ника­кое сов­мест­ное сосу­ще­ство­ва­ние людей.

Невоз­можны объ­еди­ня­ю­щие чело­ве­че­ство высо­ко­ду­хов­ные цели, невоз­можно соглас­ное вос­хи­ще­ние от вос­при­я­тия окру­жа­ю­щего нас сотво­рён­ного Богом мира, невоз­мо­жен общий уклад жизни, поз­во­ля­ю­щий чело­веку больше вре­мени зани­маться твор­че­ством, чем уни­что­же­нием себе подоб­ных в заво­е­ва­нии жиз­нен­ного про­стран­ства. На самом деле субъ­ек­тив­ное вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти саму эту дей­стви­тель­ность менее объ­ек­тив­ной сде­лать не может. И задача чело­века в деле само­со­вер­шен­ство­ва­ния заклю­ча­ется в том, чтобы вос­при­я­тие окру­жа­ю­щей его дей­стви­тель­но­сти было, по воз­мож­но­сти, наи­бо­лее при­бли­жен­ным к её объ­ек­тив­ному зна­че­нию.

Но что же мы счи­таем дей­стви­тель­но­стью нашей жизни? Напри­мер, тот же самый рели­ги­оз­ный фено­мен, т. е. ощу­ще­ние и осмыс­ле­ние соб­ствен­ной зави­си­мо­сти от Выс­шего, чело­век должен вклю­чать в изу­ча­е­мую им дей­стви­тель­ность или счи­тать неко­то­рой ни на чём не осно­ван­ной (или осно­ван­ной на вто­рич­ных при­чи­нах) фан­тазмой?

Как бы там ни было, непре­лож­ным фактом оста­ётся утвер­жде­ние, что эту свою зави­си­мость от Выс­шего Смысла (в про­цессе раз­во­ра­чи­ва­ния кото­рого рож­да­ется и уми­рает чело­век) чело­ве­че­ство всегда осо­зна­вало и обле­кало в раз­лич­ные формы.

Пред­ста­вить себе абсо­лют­ный хаос, слу­чайно пре­вра­тив­шийся в абсо­лют­ную гар­мо­нию, значит всё же при­знать, что абсо­лют­ного хаоса просто не суще­ствует, что в бес­ко­неч­ном про­стран­стве все­лен­ной суще­ствуют (кем-то изна­чально зало­жены) какие-то гар­мо­ни­зи­ру­ю­щие хаос меха­низмы.

Допу­стим всё же, что из абсо­лют­ного хаоса слу­чайно фор­ми­ру­ется абсо­лют­ная гар­мо­ния. Но тогда ей при­дётся всё же при­сво­ить кате­го­рию боже­ствен­но­сти.

Полу­ча­ется неко­то­рый пара­докс: абсо­лют, огра­ни­чен­ный своим про­ис­хож­де­нием, не есть абсо­лют. Если же мы при­знаём слу­чай­ность этого все­лен­ского смысла и его после­ду­ю­щего неиз­беж­ного воз­вра­ще­ния в бес­смыс­лицу хаоса, что, как нам пред­став­ля­ется, с точки зрения логики более веро­ятно, то вести какой-либо раз­го­вор о духов­но­сти, о стрем­ле­нии к совер­шен­ству, мягко говоря, пред­став­ля­ется делом затруд­ни­тель­ным.

Т. е. воз­мо­жен только лишь раз­го­вор о стрем­ле­нии к совер­шен­ству в рамках общей заин­те­ре­со­ван­но­сти кон­крет­ной группы людей, кото­рая это пред­став­ле­ние сумела выра­бо­тать. Нельзя не заме­тить, что един­ствен­ным сти­му­лом раз­ви­тия будет сохра­не­ние данной общ­но­сти, а един­ствен­ным меха­низ­мом агрес­сив­ность, осно­ван­ная на инстинкте само­со­хра­не­ния.

Таким обра­зом, духов­ное раз­ви­тие чело­ве­че­ства, кото­рое явля­ется исто­ри­че­ским фактом, с этой точки зрения ока­зы­ва­ется похо­жим на рас­сказ Мюнх­гау­зена о том, как он выта­щил себя из болота за волосы. Агрес­сив­ность, конечно, явля­ется могу­чим дви­га­те­лем науки (гонка воору­же­ний), эко­но­мики, в связи с необ­хо­ди­мо­стью рас­ши­ре­ния жиз­нен­ного про­стран­ства и его защиты, но она никак не свя­зана с раз­ви­тием духовно-нрав­ствен­ным.

Здесь дей­ствуют совсем другие законы, часто про­ти­во­по­лож­ные ути­ли­тар­ным инте­ре­сам, не выво­ди­мые из задачи выжи­ва­ния и не сво­ди­мые к ней. И это каса­ется не только личных инте­ре­сов инди­ви­ду­ума, но и инте­ре­сов соци­ума. Агрес­сив­ность есть пси­хо­фи­зи­че­ский фено­мен. Как известно, в основе его лежит тот или иной кон­фликт, осо­зна­ва­е­мый или бес­со­зна­тель­ный, резуль­та­том кото­рого явля­ется актив­ное про­яв­ле­ние чело­ве­ком недо­воль­ства суще­ству­ю­щей дей­стви­тель­но­стью.

Для веру­ю­щего хри­сти­а­нина эти пуга­ю­щие дви­же­ния пси­хо­био­ло­ги­че­ской энер­гии явля­ются резуль­та­том отпа­де­ния чело­века от Бога, впа­де­ние в ого­лён­ную при­роду живот­ного мира. Не лишне вспом­нить, что первый рас­сказ Библии, после исто­рии гре­хо­па­де­ния первых людей, это рас­сказ о почти не моти­ви­ро­ван­ной живот­ной агрес­сии против соб­ствен­ного брата.

Подав­ля­ю­щее число людей фак­ти­че­ски явля­ются рабами соб­ствен­ной агрес­сив­но­сти, про­яв­ля­ю­щейся на фоне неосо­зна­ва­е­мого страха. Нико­тин, алко­голь, нар­ко­тики (по мнению спе­ци­а­ли­стов) зача­стую явля­ются сред­ством вре­мен­ного и частич­ного пони­же­ния агрес­сив­но­сти, а в сущ­но­сти, есть та же самая агрес­сив­ность, только направ­лен­ная на самого себя. Само­убий­ство, рас­тя­ну­тое во вре­мени. Чув­ство неза­щи­щён­но­сти и непол­но­цен­но­сти рож­дает в чело­веке страх, кото­рый, в свою оче­редь, застав­ляет его при­ни­мать угро­жа­ю­щую позу. И ничто, соб­ственно, от этого страха чело­века осво­бо­дить не может, потому что он живет в подав­ля­ю­щем его и враж­деб­ном ему мире борю­щихся за жиз­нен­ное про­стран­ство людей. Есте­ственно накоп­лен­ный таким обра­зом уро­вень агрес­сив­но­сти сти­му­ли­ру­ется, кроме того, совре­мен­ной без­ду­хов­ной куль­ту­рой.

Сек­су­аль­ность, на про­по­веди кото­рой сего­дня так много зара­ба­ты­вают, именно сек­су­аль­ность, а не любовь, свя­зана с агрес­сией по своему суще­ству. Конечно, агрес­сив­ность может быть кана­ли­зи­ро­вана, как сего­дня гово­рят, на благие дела. Скажем, в худо­же­ствен­ное твор­че­ство, научно-тех­ни­че­ское твор­че­ство, в бизнес в рамках закона.

Она может быть направ­лена даже на дело ско­рей­шего выздо­ров­ле­ния боль­ного, но агрес­сив­ность, при­об­ре­та­ю­щая адрес­ную враж­деб­ную направ­лен­ность, даже в самом бла­го­род­ном деле только уве­ли­чи­вает её новый сум­мар­ный потен­циал. Духов­ная небла­го­по­луч­ность совре­мен­ного чело­века имеет свои очень глу­бо­кие корни. С точки зрения пра­во­слав­ного веру­ю­щего хри­сти­а­нина при­чина этой ситу­а­ции кро­ется в отрыве чело­века от своего духов­ного источ­ника. Воз­вра­ще­ние к Богу это нелёг­кий путь, совер­ша­е­мый с помо­щью Бла­го­дати Свя­того Духа, кото­рый не слу­чайно назы­ва­ется Хри­стом Уте­ши­те­лем.

Но идея, исхо­дя­щая от авто­ри­тет­ного лица, при­об­ре­тает огром­ное зна­че­ние на обще­ствен­ную жизнь. Правда, одно дело образ вождя миро­вой рево­лю­ции, име­ю­щий агрес­сив­ную направ­лен­ность и отно­си­тель­ную, в кон­тек­сте мате­ри­а­ли­сти­че­ского миро­воз­зре­ния, зна­чи­мость, и образ Христа, при­сут­ству­ю­щий в душе веру­ю­щего чело­века как раз­ре­ши­тель всех его внут­рен­них тра­гиз­мов.

Здесь, какими бы они ни были совер­шен­ными, но они оста­ются нор­мами, зако­ном, кото­рый (по мысли апо­стола Павла) никого не спа­сает. Закон пове­ле­вает, при­нуж­дает, обви­няет, но по суще­ству своему нико­гда никого не лечит и не спа­сает. Кроме того, стоит вспом­нить, что ком­му­ни­сти­че­ская мораль счи­тает воз­мож­ным при­ме­не­ние этих самых норм только после того, когда уже совер­шится миро­вая рево­лю­ция, и на земле уста­но­вится все­об­щая гар­мо­ния.

Воз­ни­ка­ю­щее в чело­веке на основе этой нега­тив­ной реаль­но­сти чув­ство страха и порож­дает, как мы уже гово­рили, повы­шен­ную агрес­сив­ность, стрем­ле­ние защи­щаться, заво­ё­вы­вать новое жиз­нен­ное про­стран­ство. Это стрем­ле­ние посте­пенно пере­хо­дит за гра­ницы отдель­ных инди­ви­ду­у­мов и захва­ты­вает обще­ствен­ное созна­ние. Начи­на­ется жёст­кая кон­ку­рен­ция в эко­но­мике и поли­тике, кото­рая рано или поздно выли­ва­ется в кро­во­про­лит­ные клас­со­вые, расо­вые и рели­ги­оз­ные кон­фликты.

В памяти чело­века, хоть немного зна­ко­мого с исто­рией послед­них двух тыся­че­ле­тий, момен­тально воз­ни­кают обви­не­ния хри­стиан в рели­ги­оз­ных войнах, инкви­зи­ции, внут­рен­них раз­до­рах между церк­вями. Да и просто наблю­де­ние за жизнью отдель­ных хри­стиан иногда не поз­во­ляет при­знать их успешно суб­ли­ми­ро­вав­шими свой страх и рож­да­ю­щу­юся из него агрес­сив­ность в бла­го­же­ла­тель­ность чело­века, при­ми­рив­шего свою совесть с Богом и ближ­ними.

Но Цер­ковь назы­вает себя собра­нием святых только в эсха­то­ло­ги­че­ской пер­спек­тиве. Правда, она свя­зана с кон­крет­ной дей­стви­тель­но­стью един­ством жизни, но сама по себе наша реаль­ность несёт в себе все атри­буты несо­вер­шен­ства, свой­ствен­ные раз­ви­ва­ю­ще­муся орга­низму. Победа Христа уже совер­ши­лась, но в Церкви, уже здесь на земле, в окру­же­нии этой жесто­кой дей­стви­тель­но­сти, чело­век начи­нает учиться жить по новым духов­ным зако­нам.

Пра­виль­ность дан­ного пути сви­де­тель­ству­ется здесь не только при­ме­рами успеш­ных суб­ли­ма­ций, кото­рыми напол­нен пра­во­слав­ный кален­дарь, но и высо­той раз­ви­тия той куль­туры, раз­ви­тие кото­рой хри­сти­ан­ство сти­му­ли­ро­вало. Нельзя не заме­тить, что вне рамок этой куль­туры совре­мен­ная циви­ли­за­ция при­об­ре­тает бес­че­ло­веч­ный образ или мура­вей­ника, или без­душ­ного меха­низма, жестоко экс­плу­а­ти­ру­ю­щего как био­ло­ги­че­скую, так и духов­ную жизнь чело­века.

Веро­ят­нее всего, каж­дому уровню духовно-нрав­ствен­ного раз­ви­тия обще­ства должен соот­вет­ство­вать необ­хо­ди­мый уро­вень соче­та­ния спра­вед­ли­во­сти и мило­сер­дия. Но истин­ное твор­че­ство воз­можно лишь для сво­бод­ного чело­века, не отяг­чён­ного необ­хо­ди­мо­стью каж­до­днев­ного выжи­ва­ния. Куль­тура элли­низма созда­ва­лась сво­бод­ными людьми, рус­ская куль­тура XIX века сво­бод­ной частью обще­ства, само же хри­сти­ан­ство созда­вало евро­пей­скую куль­туру вопреки этому закону.

Именно хри­сти­ан­ство из бого­слов­ских рас­суж­де­ний о Боге вывело пони­ма­ние чело­века как лич­но­сти, создан­ной по образу Божию и в Нём уко­ре­нён­ной. И именно хри­сти­ан­ство заявило, что истин­ная сво­бода есть не воз­мож­ность чего угодно, а спо­соб­ность чело­века реа­ли­зо­вать свою соб­ствен­ную пред­на­зна­чен­ность, ради этого сохра­няя себя от сби­ва­ю­щих вли­я­ний извне, даже со сто­роны своей соб­ствен­ной при­роды.

Но Хри­стос вовеки один и тот же, и хра­ни­тель­ни­цей его непо­вре­ждён­ного образа явля­ется Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Как бы ни был высок по своему поло­же­нию и авто­ри­тету оратор, если его взгляд на Христа не соот­вет­ствует пол­ному кон­тек­сту, сохра­ня­е­мому в Свя­щен­ном Писа­нии, в свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии, в высших откро­ве­ниях про­из­рас­та­ю­щей из этого бла­го­дат­ного корня хри­сти­ан­ской куль­туры, он ничто, потому что Цер­ковь его взгляды отри­нет или посте­пенно от них очи­стится через их осмыс­ле­ние.

Запад, пред­видя духов­ный вакуум в России, после кру­ше­ния ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии попы­тался и ещё и сейчас пыта­ется запол­нить его лице­мер­ными бла­го­де­я­ни­ями мно­же­ства раз­но­об­раз­ных сек­тант­ских про­по­вед­ни­ков из США, Японии и Европы и ино­кон­фес­си­о­наль­ным про­зе­ли­тиз­мом. Бла­го­де­я­ния были при­няты, про­по­ведь, в общем и целом, отверг­нута. И в эту внут­рен­нюю пустоту, в этот духов­ный вакуум мощным пото­ком устре­ми­лось самое пошлое и цинич­ное из того, что есть в запад­ном образе жизни.

Западу, конечно же, инте­ресно было бы поста­вить над Рос­сией ещё один экс­пе­ри­мент на тему о воз­мож­ной само­ор­га­ни­за­ции обще­ства на путях чистого либе­ра­лизма, но у России на него уже нет ни сил, ни вре­мени. России сего­дня нужны хри­сти­ан­ские школы, нужен инте­рес к соб­ствен­ной духов­ной куль­туре. Рус­ский народ нужно заново учить читать книги, чтобы он опять научился читать и думать над теми нрав­ствен­ными цен­но­стями, кото­рые до конца нашим наро­дом так и не были нико­гда домыс­лены.

Нельзя больше слепо сле­до­вать по путям запад­но­ев­ро­пей­ского мыш­ле­ния. Там своя мен­таль­ность и свой исто­ри­че­ский опыт. Беда рус­ского народа прежде всего заклю­ча­лась в том, что хри­сти­ан­ское про­све­ще­ние, по многим при­чи­нам, по-насто­я­щему нача­лось в нашей стране только в конце ХIХ века. Быто­вое хри­сти­ан­ство в душах многих людей легко рух­нуло с изме­не­нием этого самого быта.

Речь должна идти не об упа­доч­ном сми­ре­нии, а о сми­ре­нии в твор­че­ском сози­да­нии жизни. И ярким при­ме­ром этого явля­ется свет­лый, ничем не замут­нён­ный еван­гель­ский образ Христа. Ибо это Бог, уни­чи­жив­ший себя из любви к пад­шему чело­ве­че­ству. Ради того, чтобы спасти уни­что­жа­ю­щего себя из страха перед самим собой чело­века. Если мы опять заме­ним Его Вели­ким инкви­зи­то­ром это ката­строфа. Таким обра­зом, вопрос заклю­ча­ется в том, как досту­чаться до сердца сво­бод­ного совре­мен­ного чело­века.

С нашей точки зрения, это про­блема, кото­рую должна решать не только Цер­ковь, но и обще­ство.

Наряду с привычными рациональными методами решения проблем и достижения прогресса в масштабах страны (принятие политических, экономических или каких-то иных решений руководством страны, принятие каких-либо законов законодательными органами) возможно и применение совсем непривычных для нас методов – духовных методов решения проблем.

Что же это за методы?

Духовные методы решения проблем – это такие действия, которые основаны на осознанном применении духовных законов.

Хотя в настоящее время нет единого понимания того, что можно назвать духовными законами, все же мир все более и более принимает духовные законы в соответствии с ведическим подходом.

Итак, о чем же говорят духовные законы в ведической интерпретации?

  • Существует универсальный закон причин и следствий, согласно которому каждое наше действие порождает какие-то многократные последствия.
  • Считается, что наши мысли и наши эмоции обладают очень большой силой и, что каждая наша мысль и каждая эмоция в той или иной степени изменяют нашу реальность, причем считается, что эмоции обладают гораздо большей силой и создают гораздо более значительные последствия, по сравнению с мыслями.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что мы своими мыслями и своими эмоциями можем принести себе и не только себе как колоссальный вред, так и колоссальную пользу.

Например, если мы делаем что-то хорошее для других людей (например, вслух или про себя желаем счастья, здоровья и процветания), то это хорошее каким-то образом проявится в реальности и тот человек и мы получим какую-то пользу, причем мы в гораздо большей степени.

И наоборот, если мы, например, делаем что-то плохое для другого человека (например, вслух или про себя осуждаем этого человека), то тем самым мы наносим реальный вред и этому человеку и себе тоже, причем себе в гораздо большей степени.

Другими словами можно сказать так: очень выгодно во всех отношениях делать что-то хорошее для других людей, особенно для чужих, например, как можно чаще искренне желать им счастья, здоровья и процветания.

И наоборот, очень невыгодно, очень убыточно делать что-то плохое для других людей, например осуждать их за те или иные, реальные или нереальные поступки и действия.

Далее, так как наибольшей способностью генерировать эмоции обладают женщины, то важнее всего не то, что делают женщины руками, а то в каком эмоциональном состоянии они находятся и какие при этом у них мысли в голове. Другими словами именно женщины в первую очередь делают семью счастливой или несчастной, процветающей или бедной. В значительной степени это относится и к целой стране.

Теперь давайте подумает о том, что в наших странах (Россия, Беларусь, Украина – страны с очень близким менталитетом населения) чаще всего происходит – осуждение или пожелание счастья.

Наверное, все же чаще происходит осуждение, ведь в самом деле кто только кого не осуждает:

  • население осуждает власть в лице правительства, чиновников, олигархов;
  • одна религиозная организация осуждает другие;
  • начальники всевозможных рангов осуждают своих подопечных;
  • руководство одной страны осуждает руководителей других стран;
  • женщины очень любят осуждать своих мужей;

Возникает естественный вопрос: Почему это происходит?

Это происходит по трем причинам:

  • первая, – у нас очень небезразличный народ, наши люди принимают очень близко к сердцу все то, что происходит кругом;
  • вторая, – наши люди не знают как правильно необходимо реагировать, для того, чтобы вокруг становилось лучше, поэтому – осуждение – это инстинктивная, неосознанная реакция на то, что происходит, в тех случаях когда происходящее нам не очень нравится;
  • третья – наши люди даже не предполагают, что от осуждения могут быть какие-то нежелательные последствия.

А теперь давайте попробуем оценить во сколько нашим странам обходится привычка осуждать. Точную сумму, конечно, трудно подсчитать, но наверняка сумма ущерба измеряется сотнями миллиардов долларов, или в пересчете на одного жителя это составит тысячи долларов в год.

Далее следует подсчитать какую выгоду можно получить, если бы до людей было каким-то образом донесено знание о том, что очень хорошо во всех отношениях, в том числе очень выгодно, искренне желать счастья, здоровья, мудрости и процветания как можно чаще как можно большему количеству людей.

В идеале хорошо желать вообще всем жителям Земли, а также хорошо мысленно желать каждому человеку с которым мы встречаемся на улице, в транспорте, в помещении.

Конечно же найдутся люди, которые не поверят во все это, но единственный способ проверить работает это или нет начать делать это, например, дважды в день ежедневно в течении года.

И через год можно будет сделать какие-то выводы и будет очень хорошо, если даже немногие люди начнут делать это. Кто-то же должен начать первым.


Многие считают, что счастье – это отсутствие проблем. Таково общепринятое мнение, точка зрения. Людям так кажется, во всяком случае. Возможно, мы даже уверены, что, решив все проблемы, мы будем счастливы. Чтобы быть счастливым, нужно понимать, что же нужно для счастья. Недостаточно устранить проблему, что-то негативное, – нужно внести что-то позитивное. Это нужно знать с самого начала. Что же мы хотим на самом деле?

Похоже, что в нашем современном мире все забыли, чего на самом деле желают. Не совсем ясно представляются нам эти вещи. В основном, мы просто сосредоточены на решении проблем, а они все никак не решаются.

Любая цикличность может быть проблемой. Если сейчас я буду повторять одно и то же слово в течение двух часов, то возникнет большая проблема, нужно будет вызывать психиатра. Это было бы сложно перенести. Захотелось бы закрыть уши. Это настоящее страдание: одно и то же, одно и то же! Сколько можно? Прекратите! Мы хотим разнообразия.

Есть некий повтор в нашей жизни: работа-дом, работа-дом, работа-дом. Мы чувствуем, что так жить проблематично. Скучно, неполноценно. Недостаточно какого-то счастья, разнообразия. Мы хотим создавать разнообразный мир, жить в таком интересном мире.

Такой человек видит, что вокруг все образованные, богатые, властные – сильные мира сего. Он их избегает, общается только с людьми своего уровня, чтобы быть счастливым, сравнивая себя.

Веды говорят, что в жизни все чередуется, меняется. Иногда мы на подъеме. Как волна в океане – она поднимается и достигает апогея, а иногда начинается спад до самого низа. Амплитуда.

Чем выше количественно мы ставим задачу в своей жизни, тем больше будет амплитуда спада. Если богач потерял деньги – это трагедия всей жизни, если бедняк потерял какие-то свои сто рублей – что ж, попереживал немного и все. Падая, богатый человек испытывает глубокое разочарование. Во время кризиса в Америке, когда наступил серьезный финансовый крах и банкротились предприятия, очень много людей покончили жизнь самоубийством. В газетах даже мелькал черный юмор, что опасно ходить по улицам, так как сверху падают люди – больше, чем осенних листьев с деревьев.

Когда мы стремимся к большим приобретения, то должны быть готовы к большим потерям. Потери неизбежны, потому что этот мир – временный, невозможно здесь что-либо удержать. Либо мы уходим от денег, либо деньги уходят от нас. Все, что мы приобретаем – временно.

Сила внутреннего счастья такова, что человек забывает об этой двойственности, не придает ей значения, становится неуязвимым к материальным различиям, движению по амплитуде.

Однажды было проведено исследование в Мичиганском университете в Америке о судьбах богатых людей. Брали людей, которые разбогатели в результате каких-то событий, удачи. Один человек выиграл двести миллионов долларов. Случается, что кто-то выигрывает в азартных играх. Все, так или иначе, надеются: а вдруг повезет? По законам Америки, если муж приобретает деньги какие-то, то его жена претендует на половину приобретения. У нас немного иные законы, там есть ювенальная юстиция, во всем преобладает финансовая сторона. Когда тот человек получил двести миллионов долларов, то его жена претендовала на половину, на сто миллионов долларов.

Он словно ослеп, потому что такие деньги никогда в руках не держал. Он думал, что в этом счастье, что теперь он как король. Он думал, что у него теперь будет много друзей, огромных возможностей! Су-кхам! И он был средним американцем, не то, чтоб он не любил свою жену. Он жил обычной жизнью, как все люди. На него плохо повлияло богатство, количественная сторона.

Мы знаем из горького опыта жизни, как иногда ради какого-то количества денег люди творят жуткие вещи. За маленькие деньги они ничего плохого не сделают. Может, только испортят настроение. Но за большие деньги проливается очень много крови. Так влиятельна эта количественная сторона. Люди стремятся туда изо всех сил, забывая о качественной стороне жизни, потому что она у них не развита. Если бы мы имели это знание, то плюнули бы на все эти миллионы сразу же, в один день.

Этот человек развелся с женой и стал жить на широкую ногу. У него появилось много друзей. Как только у вас появляется много денег, количество друзей тоже увеличивается. Меньше денег – меньше друзей, больше денег – больше друзей. Но дружба проверяется иначе: когда человек все потерял, а тот, кто с ним остался – друг. Обычно это мама или папа, больше никого. Даже жена вас может бросить, раз денег больше нет ни копейки. Мама и папа не уйдут, это единственные наши друзья в мире, от которых мы держимся подальше, чтобы жить своей независимой жизнью.

Тот человек, выигравший большие деньги, где-то за два года прокутил все свое состояние. Острова, яхты – весь свой су-кхам он за два года спустил в трубу.

Потом он стал очень несчастным человеком, был пойман на воровстве. Порядочный американец: у него была работа, семья, все было как у средних людей. Однако, прокутив все деньги и потеряв все богатства, он не стал возвращаться к жене, снова устраиваться на работу. Он пошел воровать. Почему? Почему он не мог вернуться к своей прежней нормальной жизни? Потому что утратил ананду – человеческое качество. Он почувствовал, что его предал весь мир. Деньги кончились и все отвернулись, никто руку ему не подал. Пошел воровать, был пойман на воровстве с кружкой для пожертвований в какой-то церкви. Это только один из примеров, как может повлиять на человека количественная сторона счастья.

Поэтому ведические книги говорят одну вещь: о количественной стороне не думай вообще. О количестве денег не думайте, о количестве счастья не думайте. Думайте о качестве. Количество придет потом, оно второстепенно. Первично качество.

Качественная сторона определяет количественную сторону.

Например, выступает на сцене какой-нибудь знаменитый ученый, наделенный большим талантом – скорее всего зал будет полон. Почему? Качество высокое. А если на эту сцену выйдет человек, не имеющий вообще никаких способностей? Никто не придет. Мама и папа придут поддержать. Организаторы мероприятия останутся в минусе, за аренду зала так и не расплатятся. Почему? Не хватает каких-то качеств, чтобы привлечь, заинтересовать людей.

То же касается и заработанных денег. Если мы имеем качества, квалификацию – мы обретаем какую-то способность, деньги сами к нам приходят. Более того, наша жизнь становится не погоней за счастьем, а увлекательным путешествием. Жизнь – это хобби. Неправильно, когда мы вынуждены работать, вынуждены решать проблемы. Должно быть интересно, захватывающая жизнь каждый день, ананда, блаженство.

Это интересно – жить в этом мире, познавать мир. Однако, у многих ли людей есть этот интерес: познавать окружающий мир, познавать самих себя, качественную сторону счастья?

Бывает наоборот: при каждой встрече счастье уменьшается. Каждый день друг на друга мы смотрим формально, по привычке. Материальный мир устроен так, что любая вещь, которая повторяется, становится проблемой. Если нас постоянно хлопать по плечу, то мы сможем это терпеть, это не проблема, можно приспособиться. Через два часа хлопанья мы будем мечтать, чтобы это кончилось. Через три, пять часов мы будем сходить с ума, понадобится доктор. Это капает на мозги, на живое; уже невыносимо, каждая клеточка протестует: когда же это кончится? Жить не хочу! Потом начнем хлопать по другому плечу, сменим ритм. Нам сразу заметно полегчает.

Подобно этому мы едем на Черное море, в дома отдыха. Все новое, интересное, – но через неделю становится скучно. Снова пора на работу.

Считается, что в такой перемене есть избавление от проблем. Но нет, от проблем невозможно избавиться в материальном мире.

Собственно говоря, это не проблемы, это законы. От законов нельзя избавиться. Мы живем, волей-неволей, по законам природы, государства. Когда мы пытаемся избавиться от этих законов, от этих проблем – мы теряем свободу. Все наоборот. Если вы откроете Бхагавад-гиту, там написано о регулирующих принципах свободы. Парадокс! Какие-то принципы, правила, регуляторы и ограничения дают свободу? Мы привыкли наоборот.

Возьмем, к примеру, законы государства. Если человек соблюдает все законы государства, то он свободный гражданин. И, наоборот, если человек хочет избавиться от этих законов, нарушает их, то он теряет свободу.

Есть законы счастья, есть законы освобождения души. Но это закон добровольный.

Когда мы вынуждены следовать законам – это наказание. Представьте, какое это наказание – жить в семье без любви, или даже с ненавистью, к родным. Мы вынуждены поддерживать семью, это наша обязанность, это закон, который мы не можем нарушить. Есть дети, жена, муж, родственники, – мы должны выполнять свои обязанности. Но без любви – это наказание. Это ужасно.

В той же самой семье может быть огромное счастье, если там есть любовь. Никаких проблем. Столько сил, энтузиазма, творчества в исполнении своих обязанностей, свобода! Свободу дает любовь.

Когда человек лишается этого вкуса, ананды, то он видит, что вся жизнь – это сплошная проблема. Даже просто ехать по дороге. В какие-то дни, в какое-то время – сплошная пробка. Столько проблем нужно преодолеть. Каждый все время спешит, все время опаздывает, каждый с сотовым телефоном, думает о чем-то, каждый человек за вашим бортом, за вашим стеклом, в своей скорлупе – и он вам конкурент! Он ваша пробка, и вы для кого-то пробкой становитесь. И какая там ананда? Какое общение? Лучше бы вокруг вообще никого не было!

Иногда автомобилисты слегка соприкасаются машинами на дороге – и сразу становятся врагами, недоброжелателями; дальше суд, деньги. Невозможно подружиться в такой ситуации, вокруг одна конкуренция, спешка.

Мы сами искусственно создаем такие проблемы, но никаких проблем не существует. Есть законы, по которым нужно жить. Но, поскольку мы хотим избавиться от многих законов и заменить их на облегчающие, то нам трудно. Мы хотим освободиться от законов, хотим свободы – потому что трудно жить без любви. Как только любовь уходит, становится очень трудно, необходимо облегчить жизнь человека.

Читайте также: