Платное землепользование это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Исходя из ст. 1 ЗК РФ, в РФ платность землепользования является одним из принципов земельного законодательства, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Выделяется две формы платы за землю: земельный налог и арендная плата.

Земельный налог. Согласно статье 65 ЗК РФ земельный налог будет взиматься до введения в действие налога на недвижимость.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Поэтому правовая основа исчисления и взимания земельного налога на уровне РФ – это глава 31 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем, земельный налог является местным налогом, поэтому порядок его исчисления и уплаты определяется также правовыми актами органов местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налогоплательщики земельного налога – это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объект налогообложения–земельные участки.

Налоговая база – кадастровая стоимость земельных участков. Она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно. Налогоплательщикам – физическим лицам земельный налог определяется налоговой инспекцией путем оформления налогового уведомления.

Налоговый период – календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Результат оценки оформляются в письменной форме в виде отчета, который должен содержать:

– описание земельного участка,

– описание зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры,

– фотографии земельного участка и его улучшений,

– характеристика состояния рынка земли и недвижимости,

– установление варианта наиболее эффективного использования земельного участка.

ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 65 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Утратил силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в пункт 5 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

1. Территория, сформированная по однородному типу использования (извлечения потребительских свойств).

2. Процесс извлечения из земли, как пространственного операционного базиса, и из плодородного поверхностного слоя (почвы), как средства производства, их потребительских свойств.

3. Принятое наименование земельного участка в документах ГЗК (стр.6 формы Ф.1.1).

Землепользование – это свод законов и правил, которые направлены на правомерное использование земли, в качестве средства производства или рекреационного, Землепользованиеприродного и другого ресурса.

Понятие Землепользование — форма юридического пользования, не связанного, в основном, с сельскохозяйственным производством. Землепользователь, в сравнении с собственником и землевладельцем земельного участка, имеет более узкий круг прав.

Землепользование включает условия и правила, законы, которые установлены Федеральным законодательством. Что такое землепользование. Землепо́льзование — распоряжение земельной собственностью различными методами; эксплуатация земельных участков чужим или личным трудом. Способ использования земли имеет крупное значение не только в отношении развития в стране сельскохозяйственной экономики, но и в социальном смысле.

Порядок землепользования строго оговорен в соответствующем законодательстве. Категория земель — это часть единого земельного госфонда, которая выделяется по основному целевому назначению и имеет определенный правовой режим.

По своему функциональному назначению все земли имеют следующую классификацию:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленного, транспортного и тому подобного назначения;
  • земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Оптимальное землепользование — это использование максимально воз­можного в определенных природных условиях функционального потенциала земель при минимальных затратах и без негативных последствий, включая смежные участки. На практике осуществление оптимального землепользования маловероятно, потому что при отсутствии видимых следов травматизма любое вторжение в окружающую среду изменяет исходную природную ситуацию. А значит реально можно говорить только о рациональном землепользовании.

В соответствии с некоторыми определениями рациональное использование земель — это обеспечение всеми землепользователями в процессе производства наибольшего эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами. Признаками нерационального использования земель служат: нецелевое использование; использование, ведущее к ощутимому снижению плодородия сельскохозяйственных земель; использование земель, приводящее к существенному ухудшению экологической ситуации.

Рациональное землепользование – это использование максимально возможного в конкретных природных условиях функционального потенциала земель при минимальных расходах на их эксплуатацию и при наименьших издержках на поддержку естественного потенциала. Помимо сохранности плодородия и экологической ситуации, нужно учитывать соблюдение норм отвода земель. К количественным критериям рационального использования земель принято относить их экономное использование и экономное размещение объектов недвижимости.

1.1.Правовые основы платного землепользования в рф.

Земля – основное богатство любого государства.

Земельные ресурсы нашей страны в условиях развития и становления рыночной экономики приобретают особое значение. Землевладение и землепользование в Российской Федерации становится платным. Именно бесплатность пользования землей является одной из главных причин неэффективного использования её в сельском хозяйстве, высокой землеёмкости в промышленности и градостроительстве.

Регулирование земельных отношений путем взимания платы за землю - одна из основных задач Государственного земельного кадастра РФ, развитие которого поможет наконец осуществить земельную реформу в РФ.

Основными целями введения платы за землю являются:

-стимулирование рационального использования земель (с/х и не с/х назначения),

-развитие инфраструктуры в населенных пунктах,

-освоение и охрана земель.

Поэтому законодательством РФ установлены нормы платного использования земли, т.е. создана нормативно-правовая база.

Субъектами отношений землепользования являются физические и юридические лица, которые используют землю в качестве средства производства и пространственного базиса для размещения объектов производства.

На данном этапе законодательную базу определяют следующие документы:

- Нормативные документы городов РФ.

Этот перечень дополняют нормативные документы различных ведомств:

Законодательством России установлены различные и в то же время взаимосвязанные формы платы за землю:

-нормативная цена земли.

Плата за землю распространяется на земли всех категорий земельного фонда, являющихся объектами налогообложения (за исключением случаев, предусмотренных льготами по плате за землю).

Основной закон определяет порядок, формы, размеры, льготы

платы за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения (земли населенных пунктов, промышленности и транспорта, лесного и водного фонда).

Плата за землю устанавливается на основе расчетных показателей экономических нормативов, которые пересматриваются в связи с изменением условий землепользования, связанных с состоянием рыночной конъюнктуры (уровнем цен, банковского процента, инфляции и т.д.).

Основным видом платы за землю является земельный налог.

Размеры его определяют с учетом качества земли, состава угодий, площади, местоположения по землям сельскохозяйственного назначения, для земель других категорий учитывают также местоположение, площадь и в дополнение – зоны градостроительной ценности, социально-культурный потенциал территорий (для земель населенных пунктов).

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемым налогом площади, предоставленной физическим и юридическим лицам в установленном порядке.

В облагаемую налогом площадь входят площади, занимаемые строениями и сооружениями, а также участки, необходимые для содержания строений и сооружений.

Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются арендным договором. Арендная плата за землю взимается отдельно или за все арендуемое недвижимое имущество. За земельные участки, необходимые для содержания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.

В разделе 7 , ст.25 основного закона дано определение нормативной цены земли.

Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Нормативная цена земли вводится и используется для обеспечения регулирования земельных отношений при:

-передачи земли в собственность,

-установлении коллективно-долевой собственности,

-передачи по наследству и дарении,

-получении банковского кредита под залог земельного участка

Кроме того нормативная цена земли может использоваться при определении:

-ценности земли как элемента национального богатства страны,

-эффективности капитальных вложений,

-размера компенсации владельцам и пользователям земли в связи с изъятием их земельных участков,

-компенсации величины ущерба, наносимого земельным ресурсам антропогенным и техногенным воздействием.

1.Установить нормативную цену земли в размере 200 – кратной ставки земельного налога на единицу земельного участка.

При определении нормативной цены земли не учитываются льготы по земельному налогу, а также увеличение размера налога за превышение норм отвода земель.

2.Размер нормативной цены земли не должен превышать 75% уровня рыночных цен. Администрация может повышать или понижать установленные порядком н. ц. земли, но не более чем на 25%.

3.При осуществлении сделок с земельными участками комитеты по земельным ресурсам выдают гражданам или юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.

1.Установить, что н.ц.з. применяется в случаях установленных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочным зонировании территории субъектов РФ и о н.ц.з. с указанием зон предоставляется комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

2.Органы местного самоуправления (администрация) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнить количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную с п.1 настоящего постановления н.ц.з., но не более чем на 25%.

3.Н.ц.з., установленная в соответствии с п.1 и п.2 не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

4.Возложить выдачу документов о н.ц.з. на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

5.Госкомзему с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти разработать методические положения по целевому зонированию земель и расчету н.ц.з.

Таким образом, порядок установления и размер н.ц.з. - прерогатива местных органов самоуправления, которыми издаются соответствующие постановления и решения.

Учитывая вышеизложенное можно зависимость между ставкой земельного налога и нормативной ценой земли выразить следующей формулой:

ЗН- земельный налог,

н.ц.з. – нормативная цена земли,

Т- срок окупаемости, в РФ=200 лет ( до марта 1997 года ),

q- коэффициент дисконтирования,

При купле-продаже земельных участков применяют рыночные цены на землю.

В настоящее время земельный налог взимается как процент от кадастровой стоимости по следующей схеме:

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: