Территориальные споры с японией и китаем кратко

Обновлено: 05.07.2024

В последней трети XIX века острова не считались официально ни японской, ни китайской территорией, хотя Япония именно в то время обозначила их на картах как свои. Узаконены новые картографические объекты в качестве японских владений не были — из-за тогдашних сложностей в японско-китайских отношениях.

Архипелаг Сенкаку оказался под контролем Японии в 1895 году, причём вместе с Тайванем, отошедшим под юрисдикцию Токио после победы Японии над Китаем — по Симоносекскому договору.

После Второй мировой войны Окинава, Сенкаку и Тайвань находились под американской оккупацией, и затем были переданы США Японии. Однако после войны Япония отказалась от прав на Тайвань, а вот с островами Сенкаку дело осложнилось.

В 1968 году экономическая комиссия Организации Объединённых Наций по Азии и Дальнему Востоку обнародовала доклад, в котором говорилось, что поблизости от островов Сенкаку — а именно в континентальном шельфе Восточно-Китайского моря — предположительно расположено богатое месторождение нефти. Исследования дна моря учёными из Японии, Китая и Тайваня показали, что вероятная площадь предполагаемого месторождения может составлять двести тысяч квадратных километров.

Тайвань вначале стал добиваться согласия Японии на тайваньско-американскую разработку нефтяного месторождения, а затем, в 1970 году, озвучил претензии на суверенитет над Сенкаку. Следом за Тайванем о территориальных претензиях на острова Дяоюйдао заявила и КНР. В Пекине решили, что, восстанавливая после войны историческую справедливость, в Токио должны были отказаться и от прав на Сенкаку (Дяоюйдао) — так же, как отказались от Тайваня.

Итак, причина международного конфликта — банальная экономическая: месторождение.

В 1972 г. между КНР и Японией были установлены дипломатические отношения. В 1974 г. Китай предложил отложить рассмотрение спора об островах. Японская сторона согласилась, и конфликт не только потерял остроту, но как бы растворился во времени.

Однако, начиная с 1992 г., территориальный спор снова стал обостряться. Опираясь на Каирскую декларацию 1943 года, которая лишала Японию всех завоёванных ею территорий, КНР заявила, что территория островов — исконно китайская.

Принятие конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву в 1996 году привело к тому, что архипелаг Сенкаку был включён в морские экономические зоны одновременно как Японией, так и Китаем.

В этом же году правительство Японии решило ввести двухсотмильную исключительную экономическую зону вокруг страны; в эти двести миль попал и спорный архипелаг Сенкаку. Китайские власти в ответ заявили о создании группировки войск, предназначенной для возможных действий в Дяоюйдао.

7 октября 1996 г. сорок китайских кораблей вошли в территориальные воды Японии близ Сенкаку. Протестующие высадились на острове Уоцуридзима и установили там флаги КНР и Тайваня. Позднее их убрали японцы.

В 1999 г. японская пресса сообщила, что китайцы, считая острова своими, начали геологическую разведку на шельфе архипелага Сенкаку. В этот же году на архипелаге был обнаружен природный газ. В СМИ имеются сведения, что в 2003 году китайцы пробовали бурить скважины у морской границы с Японией.

В 2004 г. Чжан Есуй, замминистра иностранных дел КНР, изложил однозначную позицию Китая по вопросу Дяоюйдао: острова являются исконной и суверенной территорией КНР. Позднее Китай отказался знакомить Японию со своими планами по добыче газа. В свою очередь, правительство Японии в следующем году решило начать выдачу лицензий японским фирмам на добычу газа на шельфе. В КНР заявили, что японские фирмы не имеют права работать на территории КНР. Переговоры не дали позитивных результатов. Китай заявил, что острова не являются предметом спора с Японией.

Переговоры с разной периодичностью возобновлялись до 2010 года, когда были приостановлены Пекином из-за ареста капитана китайского траулера, задержанного в районе архипелага Сенкаку. Китай ответил жёстко: были арестованы некоторые японские бизнесмены, отменены визиты в КНР студентов и приостановлен экспорт в Японию важных для её промышленности редкоземельных минералов.

24 августа 2011 года японское правительство выразило протест послу Китая в Токио в связи с нарушением двумя патрульными кораблями ВМС КНР японских территориальных вод.

3 января 2012 года настала очередь Китая возмущаться: ведь четыре японских политика зачем-то прибыли с Окинавы на один из островов Дяоюйдао.

В начале марта 2012 г. Япония дала островам архипелага официальные названия. Власти Китая и Тайваня выразили против этого решения протест.

16 марта настала очередь Японии протестовать: у островов Сенкаку появились китайские патрульные суда.

А 17 апреля 2012 г. японцы решили пойти на хитрость. Губернатор Токио Синтаро Исихара заявил, что городские власти собираются купить несколько островов в Восточно-Китайском море, находящихся в частной собственности японских граждан. Исихара сказал, что такой шаг будет предпринят ради защиты островов от посягательств Китая, а само решение о покупке вызвано нерешительной позицией, занимаемой японским правительством в территориальном споре с КНР.

«…Губернатор Токио, 79-летний Синтаро Исихара, широко известный своими националистическими взглядами и экстравагантными поступками, заявил, что токийский муниципалитет планирует выкупить три острова из группы Сэнкаку, которые в настоящее время находятся в частном владении.

По административному делению острова причислены к г. Исигаки префектуры Окинава. В группу входят пять необитаемых островов: Ёцудзима, Кита-Кодзима, Минами-Кодзима, Кубадзима и Тасёдзима. Только последний является собственностью правительства Японии.

С 2002 г. японское правительство арендует три острова — Ёцудзима, Кита-Кодзима и Минами-Кодзиа у владельца. Ежегодные выплаты за аренду составляют 300000 долл. Кубадзима и Тайсёдзима используются командованием США в Японии в качестве стрельбищ.

При таких протестах, резюмирует Сёмин, японский кабинет министров, вероятно, попытается исключить возможную сделку — ради сохранения нормальных отношений с КНР.

На днях Управление береговой охраны Японии в ежегодном докладе сообщило о растущей напряжённости в японских водах вокруг Сенкаку. Китайские суда рыболовного надзора были замечены у Сенкаку в 2011 году 9 раз. Некоторые из кораблей находились в территориальных водах Японии.

Что касается Курил, то и тут по большей части японцев интересуют не сами острова, а волнует море. В Охотском море, самом рыбном в мире, кроме изобилия сайры, лосося и трески, ещё имеются шельфовые месторождения нефти и газа.

История же всегда даст повод подобрать себе подходящую территорию. К примеру, американцам, с которыми против Китая хотят дружить японцы, — не место в Америке. Об этом с полным правом может заявить любой коренной индеец.

В ночь 9 июня фрегат ВМС Китая приблизился на расстоянии в 24 морских мили (38 км) к побережью островов Сэнкаку (китайское название Дяоюйдао), принадлежность которых оспаривают Токио и Пекин. Ранее в том же районе, но не нарушив территориальные воды Японии, прошли три российских военных корабля.


Генеральный секретарь кабинета министров Японии Есихидэ Суга в ходе пресс-конференции заявил, что эти маневры вызывают у Токио серьезную озабоченность. Правительство, по словам Суги, проведет тщательное расследование инцидента с целью определить, были ли действия российских и китайских кораблей скоординированы.

Напомним, что спор между КНР и Японией о принадлежности островов идет с начала 1970-х годов. В сентябре 2012 года ситуация обострилась после того, как японское правительство выкупило у частного японского владельца три из пяти островов архипелага Сэнкаку (Дяоюйдао).

Сэнкаку.

Состоит из восьми островов: Уоцурисима (Дяоюй-дао) , Тайсёто (Чивэй-юй), Кубасима (Хуанвэй-юй), Китакодзима (Бэй Сяо-дао), Минамикодзима (Нань Сяо-дао), Оки-но-Китаива (Да Бэй Сяо-дао), Оки-но-Минамиива (Да Нань Сяо-дао), Тобисэ (Фэй Цзяо-янь).

  • Крупнейший остров: Уоцурисима
  • Общая площадь: 7 км²
  • Наивысшая точка: 383 м
  • Полезные ископаемые: на шельфе обнаружены запасы нефти и газа, имеются богатые рыбные ресурсы

Острова Сэнкакую

Обитаемы ли острова Сэнкаку (Дяоюйдао)?

Нет, эти скалистые острова необитаемы. На них иногда посылают свои официальные делегации как Япония, так и Китай. Высадившие люди обычно поднимают над одним из островов свой национальный флаг, после чего уезжают обратно.

В чем важность этих островов для Японии и Китая?

Эти острова представляют интерес в связи со своим стратегическим положением, обладание ими расширяет возможность как гражданского, так и военного судоходства. Кроме того, в этом районе можно осуществлять лов рыбы. Но спор вокруг островов между Китаем и Японией возник по другой причине. В 1968 году специалисты Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока обнаружили на шельфе островов богатые запасы нефти и природного газа. Согласно данным Министерства внешней торговли и промышленности Японии на ноябрь 1975 г., запасы нефти на шельфе составляли около 700 млн тонн, а газа — 200 млрд кубометров.

Острова Сэнкаку.

Спор за острова между Японией и Китаем

Предпосылки к возникновению разногласий по поводу принадлежности практически необитаемых островов были созданы в 1895 году, когда они впервые попали под контроль Японии по итогам первой Японо-китайской войны (1894-1895 гг.).

По Симоносекскому договору, закрепившему победу японцев над императорским Китаем, Пекин уступил Сэнкаку и Тайвань. В 1932 году правительство Японии продало в частное владение четыре острова, а один — Тайсё — оставило за собой.

После завершения Второй мировой войны, когда японцы потеряли все захваченные ими с конца XIX века земли, архипелаг оказался под временной юрисдикцией США, а в 1972 году был передан американцами Японии, которая считает его крайней точкой островной префектуры Окинава и исконно японской территорией. США признают суверенитет японской стороны над этой территорией и считают, что спорная проблема подпадает под договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией от 1960 года. В свою очередь Китай считает архипелаг Дяоюйдао исконно китайской землей.

Пекин и Токио не могут определить прохождение границы между исключительными экономическими зонами в районе островов . Япония настаивает на прохождении разделительной линии посередине водного пространства, КНР — на перемещении линии ближе к японскому побережью.

В 1968 году ООН опубликовала доклад о возможных запасах нефти в Восточно-Китайском море. В 1971 году в связи с предстоящим возвращением Окинавы Японии КНР и Тайвань заявили о своих притязаниях на острова.

В 1978 году после подписания японо-китайского договора о мире, дружбе и сотрудничестве Япония и КНР заявили о замораживании дебатов вокруг островов. В апреле 1992 года во время визита в Токио генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя территориальный спорт был отложен на усмотрение будущих поколений.

11 сентября 2012 года правительство Японии национализировало три острова — Уоцури, Китако и Минамико, подписав с частным владельцем контракт о покупке этих островов за $26 млн. До национализации островов Япония арендовала их у семьи Курихара. Аренда ежегодно обходилась государству в 314 тысяч долларов.


14 сентября 2012 года шесть патрульных кораблей КНР вошли в территориальные воды, которые Япония считает своими. Демонстративный заход китайских сторожевиков стал самым крупным за всю историю территориального конфликта между Токио и Пекином вокруг Сэнкаку и продолжался около семи часов.

17 сентября 2012 года на фоне обострения спора с Японией вокруг островов Китай начал учения ВВС с участием своих новейших истребителей и десантных кораблей. В этот же день к берегам архипелага выдвинулась флотилия из тысячи китайских рыболовных судов.

25 сентября 2012 года к конфликту открыто подключился Тайвань. К Сэнкаку попытались прорваться около 50 тайваньских судов. Японские пограничники были вынуждены применить мощные водометы и в итоге вытеснили их в международные воды.

24 июля 2013 года корабли морской полиции КНР впервые вошли в зону, которую Токио считает своими территориальными водами. Японские пограничники не предпринимали активных действий, опасаясь разрастания конфликта.

29-30 июля 2013 года во время визита в КНР первого заместителя министра иностранных дел Японии Акитаки Сайки состоялись его переговоры с министром иностранных дел КНР Ван И по вопросам двусторонних отношений, в том числе по конфликту вокруг островов. Достигнута договоренность о продолжении переговоров на разных уровнях.

В сентябре 2013 года из-за конфликта вокруг островов власти Китая отказались от проведения встречи между председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Японии Синдзо Абэ на саммите G20 в Санкт-Петербурге.

3 октября 2013 года в Токио министр обороны США Чак Хейгел подтвердил, что на острова Сэнкаку распространяются административные права Японии, следовательно, к ним применяются положения двустороннего договора безопасности. Это означает, что Вашингтон придет на помощь Японии в случае ее столкновения с КНР у этих островов

6 ноября 2013 года японские силы самообороны впервые разместили противокорабельные ракеты Эс-эс-эм-1 (SSM-1)на островах Мияко и Окинава, взяв под прицел международные проливы, ведущие из Восточно-Китайского моря в Тихий океан.

16 ноября 2013 года четыре катера морской полиции КНР вошли в район расположения островов, этот заход стал 70-м с момента национализации этой территории японским правительством 11 сентября 2012 года.

23 ноября 2013 года министерство обороны КНР объявило о создании опознавательной зоны воздушной обороны в Восточно-Китайском море, которая, в частности, распространяется и на спорные острова. Согласно распоряжению минобороны КНР, китайские вооруженные силы отныне будут применять меры оборонительного характера в отношении любых воздушных судов, не отвечающих на запросы и не подчиняющихся приказам при нахождении в этой зоне. Как говорится в документе, при прохождении опознавательной зоны иностранные воздушные суда должны заблаговременно направлять в МИД КНР полетный план, отвечать на идентификационные запросы, иметь на борту четкие опознавательные знаки. Япония и Южная Корея выразили в связи с этим протест Китаю, а США выразили Китаю серьезную обеспокоенность и подтвердили, что распространяют на острова Сенкаку свои обязательства по обороне Японии в соответствии с двусторонним договором безопасности от 1960 года.

25 ноября 2013 года официальный представитель МИД КНР Цинь Ган заявил, что Китай не исключает возможность создания в будущем дополнительных опознавательных зон воздушной обороны в других районах, в частности, в Южно-Китайском море.

Авиакомпании Японии, Южной Кореи и Тайваня уже подтвердили, что планируют уведомлять власти КНР о полетах через воздушное пространство опознавательной зоны.

В районе острова Шикотан - ИноСМИ, 1920, 02.03.2021

Япония находится в территориальных спорах со всеми своими ближайшими соседями, причем эти конкурирующие претензии в основном восходят к ее имперскому прошлому столетней давности.

Токио настаивает на том, что у него нет амбиций по завоеванию новых территорий, и он просто заявляет о суверенитете над островами и окружающими их водами, которые уже давно признаны японскими.

Но эта позиция оспаривается правительствами Китая, России, Тайваня, а также Северной и Южной Кореи.

О чем эти споры?

Токио утверждает, что Пекин начал заявлять свои права на острова только после того, как исследования в 1960-х годах показали возможность залежей нефти и газа вблизи островов. В связи с ростом напряженности из-за конкурирующих требований японское правительство в сентябре 2012 года приобрело три из пяти островов у их владельцев, семьи Курихара, за 2,05 миллиарда иен (19,5 миллиона долларов).

Тайвань: Тайбэй также претендует на острова, которые он называет островами Дяоюйтай (Diaoyutai), и заявляет, что они были частью территории Китая минимум с 1534 года.

Южная Корея: спор о суверенном праве на территорию между Сеулом и Токио включает в себя отдельный ряд скалистых выступов, известных по-корейски как Токто (Dokdo). Чтобы укрепить свое заявление на суверенитет, Южная Корея разместила полицейское подразделение на островках в Японском море, которые Токио называет Такэсима (Takeshima), после того, как Япония потерпела поражение во Второй мировой войне и Корейский полуостров был освобожден от японского колониального господства.

Однако Япония заявляет, что суверенитет над удаленными островами у восточного побережья Корейского полуострова не был подробно прописан в послевоенных договорах, и поэтому острова должны быть переданы под контроль Японии.

Некоторые в Южной Корее также утверждают, что японский остров Цусима (Tsushima) — на полпути между Корейским полуостровом и префектурой Нагасаки на материковой части Японии — исторически является корейской территорией, известной как Таэмадо (Daemado), и должен быть возвращен Республике Корея.

Северная Корея: Пхеньян повторяет претензии Сеула в отношении Токто, который он называет тем же именем.

Каковы последние продвижения в этих спорах?

В этих водах также были замечены китайские рыбацкие лодки, и Токио предполагает, что подобная тенденция происходит по указанию Пекина и аналогичным образом направлена на уменьшение притязаний Японии на суверенный контроль.

Япония продолжает свои усилия по освещению этой проблемы через интернет и СМИ, указывая на то, что она трижды с 1950-х годов предлагала Южной Корее, чтобы Международный Суд вынес решение по вопросу о суверенитете. Сеул каждый раз отказывается.

Цусима / Таэмадо: Претензии корейского правительства на Цусиму в 1948 году были отклонены Верховным главнокомандующим союзных держав в следующем году. Это решение было принято Сеулом, хотя некоторые в стране до сих пор хотят вернуть острова.

Курильские острова: Япония в прошлом предлагала финансовую помощь жителям островов в попытке склонить их к идее одобрения контроля Токио, хотя решимость местных жителей оставаться частью России, похоже, укрепилась в последние годы в результате инвестиций в регион со стороны Москвы.

Были предположения, что Россия может быть готова вернуть два самых южных острова Японии, если она откажется от своих претензий на остальную территорию, но это предложение было отвергнуто Токио. Этот вопрос стал камнем преткновения в двусторонних отношениях, поскольку две страны все еще не подписали мирный договор после Второй мировой войны из-за этого территориального спора.

При президенте Владимире Путине отношение России к будущему островов ужесточилось, и вероятность возврата территорий стала еще меньше.

Есть ли риск столкновений в любом из этих споров?

Китай: из всех территориальных споров Японии спор вокруг островов Дяоюйдао считается наиболее опасным, особенно после того, как Пекин в начале этого месяца принял новый закон, разрешающий судам береговой охраны применять силу в водах, которые, по его мнению, являются его территорией, даже если они оспариваются.

В ответ японские официальные лица заявили, что береговая охрана Японии может вести прямой огонь по иностранным официальным судам, стремящимся причалить к островам.

Аналитики также говорят, что всегда существует вероятность того, что любой инцидент — например, незначительное столкновение между кораблями береговой охраны, — может привести к быстрой эскалации боевых действий. Япония, у которой есть договор безопасности с Соединенными Штатами, приветствовала заверения Вашингтона о том, что он будет защищать Японию в случае конфликта из-за островов.

Тайвань: в редких случаях тайваньские рыбацкие лодки наблюдались недалеко от островов Дяоюйдао, но не в большом количестве и без какой-либо организации. Никаких столкновений между береговой охраной и военными судами, отправленными Тайбэем, не было.

Северная Корея: острова находятся у побережья Южной Кореи, и инцидентов с участием Пхеньяна не было.

Россия: Москва разместила на островах значительные военные средства, в том числе противокорабельные ракеты и современные истребители, и вероятность того, что Япония испытает военную решимость русских, мала. Наиболее вероятный инцидент — это случайное столкновение между морскими или воздушными частями.

Каковы шансы на разрешение данных споров?

Аналитики ожидают постоянное маневрирование между соперничающими державами по вопросу о суверенитете этих спорных территорий, однако изменения в статусе-кво, по их мнению, останутся незначительными.

Учитывая, что двусторонние отношения между Токио и Сеулом находятся на самом низком уровне за последние 40 лет, аналитики предположили, что вероятность прогресса в вопросе официального признания Токто корейским также ничтожно мала.

Японо-китайская война 1894–1895 годов завершилась подписанием Симоносекского договора. Один из его пунктов гласил, что Китай передаёт Японии остров Формоза (Тайвань) вместе со всеми прилежащими к нему островами, однако перечня островов в документе не было. В том же году Япония включила в состав своей территории архипелаг Сенкаку в Восточно-Китайском море, расположенный в 170 км от Тайваня. Правда, японское министерство иностранных дел утверждает, что сделано это было не по условиям Симоносекского договора, а по решению кабинета министров за несколько месяцев до подписания документа. Официальная позиция ведомства заключается в том, что Япония ещё с 1885 года исследовала архипелаг, выяснила, что его острова необитаемы и никому не принадлежат, и потому ничто не мешало ей включить Сенкаку в свой состав.


На самом архипелаге, состоящем из восьми островов, чья общая площадь едва превышает 6 км², ничего не происходило до 2006 года. Именно в этом году китайские и тайваньские суда в знак протеста стали подплывать к Сенкаку и заходить в воды, которые Япония считает своими. Им навстречу отправлялись вертолёты и корабли японской береговой охраны, а пытавшихся добраться до островов вплавь активистов японцы задерживали и депортировали. Тогда же стали происходить инциденты с участием китайских и тайваньских рыболовецких траулеров, заходивших в те зоны, которые Япония считала своими. В 2012 году их примеру стали следовать корабли береговой охраны КНР и Тайваня, и дело даже дошло до применения водяных пушек. Стороны начали отправлять авиацию на патрулирование спорной зоны. В следующем году Япония пригрозила открыть огонь по китайским беспилотникам, если те в ходе устроенных китайским флотом учений вторгнутся на территорию, которую Япония считает своей — такой инцидент вполне мог послужить поводом к началу боевых действий.

В 2013 году власти КНР создали Зону идентификации ПВО в Восточно-Китайском море, и все входящие в неё самолёты обязаны были предоставлять информацию о плане полёта. В ответ Япония через три года разместила на острове Йонагуни радар для предупреждения незаконного вторжения на архипелаг Сенкаку, а в 2018 году создала амфибийную бригаду быстрого реагирования, чья задача заключается в защите островов от внешней угрозы. Ситуация осложняется наличием ещё одной заинтересованной стороны — США, которые с 1970-х годов признают права Японии на архипелаг. В 2014 году командир 3-го экспедиционного корпуса морской пехоты Джон Уисслер заявил, что морская пехота США готова дать отпор Китаю, если тот решит вторгнуться на Сенкаку.

Читайте также: