Описание портрета пушкина кратко

Обновлено: 30.06.2024

Великий поэт изображен на нем в просторном домашнем халате, наброшенном на белую сорочку. Ворот сорочки распахнут, вокруг него небрежно перекинут черный шелковый шейный платок. Волосы несколько растрепаны. Именно так поэт садился за рабочий стол, таким он бывал, когда оставался наедине с друзьями.

Творца ничто не стесняет, ему ничего не мешает. Тропинин выполнил портрет в романтическом стиле: независимость суждений поэта он противопоставил официальной идеологии точно так же, как свободную домашнюю одежду противопоставил чопорному мундиру.

Портрет А. С. Пушкина кисти Тропинина удачно сочетает в себе живое ощущение натуры с возвышенностью. Цветовая гамма полотна сдержанная. На сероватом фоне хорошо выделяется лицо поэта, оттененное белизной поднятого ворота сорочки. Сдержан Тропинин и в изображении аксессуаров – помимо перстня да рукописи на столе, из символов поэзии больше нет ничего.

Портрет потрясает зрителя более всего не сходством с оригиналом, а внутренней силой и наполненностью, глубоким проникновением во внутренний мир поэта.

Великий поэт изображен на нем в просторном домашнем халате, наброшенном на белую сорочку. Ворот сорочки распахнут, вокруг него небрежно перекинут черный шелковый шейный платок. Волосы несколько растрепаны. Именно так поэт садился за рабочий стол, таким он бывал, когда оставался наедине с друзьями.

Творца ничто не стесняет, ему ничего не мешает. Тропинин выполнил портрет в романтическом стиле: независимость суждений поэта он противопоставил официальной идеологии точно так же, как свободную домашнюю одежду противопоставил чопорному мундиру.

Портрет А. С. Пушкина кисти Тропинина удачно сочетает в себе живое ощущение натуры с возвышенностью. Цветовая гамма полотна сдержанная. На сероватом фоне хорошо выделяется лицо поэта, оттененное белизной поднятого ворота сорочки. Сдержан Тропинин и в изображении аксессуаров – помимо перстня да рукописи на столе, из символов поэзии больше нет ничего.

Портрет потрясает зрителя более всего не сходством с оригиналом, а внутренней силой и наполненностью, глубоким проникновением во внутренний мир поэта.


Картины Русских Художников

Орест Адамович Кипренский – русский художник, портретист, график, известный более всего созданному им портрету великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Родился в марте 1782 года в нынешней Ленинградской области, в деревне Нежново, отучился в Академии художеств, много путешествовал по Европе, поэтому имеет и мировую популярность.

Создание портрета А.С.Пушкина

Бесспорно, портрет русского писателя – лучшая работа Кипренского. Именно благодаря ей Пушкина начали узнавать на улице современники, эта же картина стала эталоном для воссоздания его образа для последующих поколений.

Заказал портрет близкий друг писателя, Антон Дельвиг, также являющийся поэтом. Пушкин, который иронично относился к собственной внешности, все же согласился позировать для Кипренского, тем более сумму он заказал невысокую – всего лишь 1000 рублей, да и художник завоевал уже не только российскую, но и европейскую известность.

Перед Кипренским стояла сложная задача – он должен был изобразить великого поэта во всем его величии, изобразить и его вспыльчивость, и одухотворенность, и другие присущие ему черты характера. Портрет должен был передавать истинный образ Пушкина и сохранять его веками для предков. При этом нужно было удержать в одной позе неусидчивого Александра Сергеевича, занять его разговорами, чтобы он не сбежал.

Вся работа проходила в доме Д.Н. Шереметьева, и в мае 1827 года работа уже была выполнена. Она вызвала восхищение в обществе, даже сам Александр Сергеевич признал сходство и даже посвятил Кипренскому стихотворение. В 1831 году, после смерти Дельвига, Пушкин выкупил свой портрет у его вдовы, Софьи Михайловны, даже несмотря на стесненность средств и не расставался с полотном до конца жизни. Она висела на самом видном месте в его квартире в доме Волконской на Мойке. После кончины Пушкина за сохранностью картины следила его вдова, Наталья Гончарова, а после перешла к их сыну Александру.

Состояние картины в наше время

В данный момент картина находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. Нарисована она маслом на холсте, имеет размеры 63 × 54 см. Существует также несколько копий, созданных самим Кипренским. Одна из них была выполнена художником для наследников Пушкина.

Описание портрета А.С.Пушкина

На портрете Пушкин изображен настоящим модником, он очень элегантно одет, на нем сюртук из черной ткани, выглядывает лишь воротник белой рубашки, и шикарный плащ с подкладкой в шотландскую клетку, единственный яркий элемент в картине. Считается, что этот плащ изображен не случайно, якобы это отсылка к шотландскому поэту-романтику Байрону, который был кумиром не только для Пушкина на его раннем этапе творчества, но и для самого Кипренского.

У поэта бледное лицо, намекающее на бессонные ночи, проведенные с пером над бумагой под свет свечи. Губы неплотно закрыты, но у них печальный изгиб. Кипренский изображает Пушкина на желто-зеленом фоне, но высветляет зону вокруг голову поэта, таким образом получается своеобразный нимб, что очень символично, учитывая последующие трагические события в жизни Пушкина. Не забыл художник изобразить и мельчайшие детали, к примеру, сильно вьющиеся волосы русского поэта, подтверждающие его африканское происхождение, объемные бакенбарды, изображенные столь натурально, что кажется, будто протянешь руку и дотронешься до них. Современники Пушкина подчеркивали, что он всегда следил за чистотой рук и ногтей, и на портрете они изображены холеными, почти нежными, дабы подчеркнуть аристократичность поэта.

Все цвета портрета выдержанные, мягкие, темные, не вызывающие ряби в глазах, что очень выгодно подчеркивает лицо Пушкина. Весь его вид наполнен достоинством и уверенностью, он будто находится в приливе творческих сил.

Интересной деталью является изображение Музы в виде античной статуи с лирой в руке на заднем плане. Это не только своеобразная отсылка к роду деятельности Пушкина, но и намек на то, что поэт в данный момент находится в состоянии вдохновения, создании очередного шедевра. Помимо Музы, на картине больше не изображено никаких деталей, способных отвлечь от лица Пушкина.

Необычность портрета заключается в том, что каждый воспринимает ее по-своему. Для кого-то Пушкин на ней спокойный и задумчивый, ушедший в свои мысли, для других – величественный и статичный, а для остальных – и вовсе чем-то обеспокоенный. Именно такого эффекта и добивался Кипренский.

Споры вокруг портрета

Безусловно, это прекрасное творение Кипренского, однако случилось так, что оно вызвало массу споров в обществе среди современников. К примеру, не менее известный художник Карл Брюллов обвинил Кипренского в том, что тот изобразил не одухотворенного поэта, а какого-то модно одетого денди. Возможно, это связано с тем, что он в свое время также приглашал Пушкина позировать ему, однако поэт отказал, он весьма редко соглашался на изображение самого себя, поэтому до нас дошло не так много портретов Александра Сергеевича, и до сих пор идут разговоры о том, какой из них наиболее схож с оригиналом. Отец поэта, Сергей Львович, утверждал, что именно портрет Кипренского наиболее схож с оригиналом.

Также вызывала споры поза, в которой находится Пушкин. Люди, близко знавшие его, говорили, что для оживленного и вечно находящегося в движении Александра было несвойственно такое величественное и монументальное положение со скрещенными на груди руками. Нестор Кукольник, также являющийся писателем и лично знакомый с Пушкиным, утверждал, что для него не является привычным такой оборот тела и глаз.

Не остался в стороне и известный композитор Федор Николаевич Глинка. Он отметил безупречность и полную завершенность портрета, однако в своем письме Пушкину из Петрозаводска отмечает, что на изображении отсутствует те веселость и подвижность, что так присущи поэту, но зато есть некоторая грусть, осознание бедственного положения в стране и обществе, а также бедствия в личной жизни.

Несмотря на все эти разногласия, нельзя отрицать, что для портрета было необходимо именно это положение тела и рук, именно это выражение лица для передачи более точного образа великого поэта. Кипренский справился со своей задачей, он смог изобразить настоящего, величественного Пушкина, которого до сих пор знают и читают во всем мире.

Пушкин изображён в домашней обстановке. На нём свободный домашний халат коричневого цвета с тёмным отворотом. Под ним надета белая рубашка, воротник поднят. Поверх воротника повязан тёмный атласный шарфик. В те годы халат можно было считать символом свободы и вольности. Тонкий намёк на свободные и вольные мысли поэта.

Несмотря на некую вольность в одежде, не скажешь, что поэт одет небрежно. Все вещи дорогие, отличного качества.

Пушкин изображён в профиль. Отчётливо видно, что предки поэта были явно не европейской национальности. Один из его предков был родом из Африки. На это указывают чёрные, как смоль, кудрявые волосы и бакенбарды.

Чего уж греха таить, поэт пользовался успехом у женщин. Большие тёмные выразительные глаза под тёмными широкими бровями смотрят на мир широко и открыто. Возможно, его посетила муза, и он обдумывает очередное стихотворение.

Руки совсем не как у работяги, с длинными тонкими пальцами. На указательном пальце правой руки блестит тонкое золотое колечко, на большом пальце - колечко пошире. На наш взгляд, странно и необычно, когда мужчина носит кольца и перстни. Тем более на большом пальце правой руки. С другой стороны, судя по его тонким пальцам, он не поднимал ничего тяжелее пера. Ему не знакома тяжёлая мужская работа. Иначе бы он снял кольца, они бы ему мешали.

Из предметов на картине изображена только рукопись, о которую поэт опирается правой рукой.

Художник специально выбрал тёмный фон за спиной поэта, чтобы ничто не отвлекало от созерцания гения. И чтобы оттенить его светлую кожу, показать красоту необычной внешности. А белый воротник рубашки оттеняет черные, как смола, волосы и бакенбарды. Художник явно симпатизирует поэту, он ему явно нравится.

Пушкин написан так достоверно, что кажется - это фотография поэта, а не картина, написанная талантливой рукой мастера. Честно говоря, я не вижу никаких изъянов во внешности поэта. Кто там из критиков пишет про неказистость облика - я с этим не согласна. На мой взгляд, Пушкин красив и внешне, и внутренне. Это один из моих любимых поэтов.

Сочинение-описание Портрета Пушкина Тропинина

Самой известной работой художника В.А. Тропинина является портрет А.С. Пушкина. Интересно, что портрет мастеру был заказан самим поэтом и написан был в далеком 1827 году.

Одеяние Александра Сергеевича довольно простое и представляет собой на вид тяжелый, но свободный домашний халат темного цвета, надетый поверх белой сорочки с открытым воротом. На шее поэта небрежно повязан черный шелковый платок. Именно в таком виде поэт приступал к работе над своими произведениями, именно так он выглядел, когда был наедине со своими друзьями.

Одна из задач художника – показать независимость поэта от внешних правил и требований: точно так же как мысли поэта входили в противоречие с официальными нормами, так и домашняя одежда героя противопоставлена стандартному чопорному одеянию – мундиру.

Несмотря на внешнюю простоту, Пушкин вовсе не прост, он величав, он вдохновлен. Возможно, в эту самую минуту его гениальный талант создает будущий шедевр, и теперь остается изложить задуманное на бумаге. Взгляд поэта задумчив, направлен куда-то вдаль. Голова его горделиво приподнята, и в купе с благородной осанкой, Пушкин напоминает античного философа, а простая домашняя одежда становится похожа на греческую тогу.

Правая рука лежит на листах рукописи, а большой палец украшает любимый перстень поэта. Цвета на картине неяркие, фон сдержанный. Таким образом, лицо героя выделяется ярче, заметно оттененное белизной воротника.

Главная ценность портрета не в сходстве с оригиналом, а в том, какую глубокую наполненность и внутреннюю силу художник смог вложить в данное произведение – в нем живет душа поэта.

В целом, на картине изображено очень мало предметов, что говорит о художественном минимализме - серый фон, письменный стол, рукописи и сам главный герой произведения. Портрет также выполнен довольно просто, без излишеств и ненужных нагромождений. Однако это не мешает ей соответствовать реальности и быть похожей на прототип. Картина очень приятна для восприятия. Она раскрывает перед нами светлую душу поэта, его мудрость и глубокий внутренний мир.

Описание настроения картины Портрет Пушкина

Популярные сегодня темы

Наступило любимое время детворы – зима. Дети вышли погулять на улицу. Каждый нашел себе занятие по душе. На переднем плане картины малыши лепят снеговика. Один снеговик уже готов

Среди множества полотен описывающих красоту и уникальность природы Украины следует выделить произведение живописи Архипа Куиджи. Этому есть ряд причин.

На данном полотне преобладают тёмные мрачные цвета: коричневый, чёрный, грязно-жёлтый. Кроваво красное небо не предвещает ничего хорошего. Сам вулкан не виден зрителям. Его угрожающие очертания чернеют на заднем плане.

Портрет А.С. Пушкина, Кипренский — описание

Этот портрет великого русского поэта однозначно считается одним из лучших прижизненных изображений. Особенное очарование и привлекательность ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять. К тому же, мастер считается лучшим русским портретистом того времени, с невероятным мастерством воспроизводившим не только мельчайшие детали, но и умело передававшим душевные переживания персонажа.

Заказал картину ближайший друг Пушкина, известный поэт Антон Дельвиг, всего лишь за три года до собственной безвременной кончины. Он же и настоял, чтобы на заднем плане появилось изображение Музы в виде небольшой античной бронзовой статуи, держащей в руках лиру. Это отсылка к роду занятий Пушкина призвана намекать, что на картине поэт изображен в процессе творчества, погруженный в собственное сознание, когда его посетила муза. Больше на полотне нет ни единой детали, отвлекающей внимание зрителей от одухотворенного лица поэта.

Фоном служит золотисто-коричневый, достаточно светлый задник, немного светлеющий вокруг головы поэта. Этот прием придает картине объем и наполняет ее воздухом, делает изображение более четким, эффектным. Для нас, хорошо знающих то, чем обернутся для Пушкина грядущие события, этот светлый контур кажется намеком на нимб мученика.

На полотне Пушкин изображен настоящим щеголем. Он очень элегантно, даже изысканно одет в сюртук из гладкой темной ткани, кипенно-белую рубашку, от которой виден лишь фрагмент воротника, и роскошный плащ с красивой подкладкой в шотландскую клетку. По моде того времени он небрежно наброшен на плечо. На шее повязан широкий шелковый галстук, чей мягкий атласный блеск приятно оттеняет матовость остальных материалов. Становится понятно, что великий Пушкин был еще и отменным модником, денди.

Если не считать клетчатой подкладки плаща поэта, цветовая гамма картины достаточно сдержанная и благородная, выдержанная в мягких темных, коричневатых тонах. На их фоне лицо поэта кажется очень светлым, живым и выразительным. Бесспорно, этот портрет — одна из лучших картин художника, самый выразительный портрет Пушкина и настоящая жемчужина музея. Своим мастерством и талантом портретиста художник не только создал невероятно точный и красивый портрет великого русского поэта, но и навсегда обессмертил собственное имя, сохранив его для истории искусства.

Читайте также: