Культурные ценности запада от эпохи просвещения до современности кратко культурология

Обновлено: 02.07.2024

Эпоха Просвещения — одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVIII столетия, философов и писателей, которые выступили с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно ум, идеи, знания правят миром. Они осуждали деспотизм и высмеивали предрассудки общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на умных началах побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа от религиозного толкования явлений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Главные ценности эпохи Просвещения…………………………………..4
Глава 2. Особенности Просвещения в странах Европы…………………………. 7
2.1 Просвещение в Англии…………………………………………………. 7
2.2 Французское Просвещение……………………………………………..10
2.3 Просвещение в Германии……………………………………………….13 Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………………17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Культура эпохи Просвещения распечатать2.doc

Глава 1. Главные ценности эпохи Просвещения………………………………… ..4

Глава 2. Особенности Просвещения в странах Европы…………………………. 7

2.1 Просвещение в Англии…………………………………………………. 7

2.2 Французское Просвещение…………………………………………….. 10

2.3 Просвещение в Германии……………………………………………….13 Заключение…………………………………………………… …………………….16 Список использованной литературы………………………………………………17

Эпоха Просвещения — одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVIII столетия, философов и писателей, которые выступили с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно ум, идеи, знания правят миром. Они осуждали деспотизм и высмеивали предрассудки общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на умных началах побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа от религиозного толкования явлений. Просветители мечтали о будущем царстве ума и справедливости, которое казалось им совсем близким. Философы, писатели, ученые считали, что несут людям свет новой истины. Вот почему их называли просветителями, а всю эпоху – Просвещением. Зародилась идеология Просвещения в Англии, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России. Данная тема вызывает у меня огромный интерес, ведь это время когда жили люди, которые писали прекрасные книги и художники, которые писали замечательные картины.

Эта тема очень актуальна в наши дни. Её актуальность в том, что данная эпоха оказала огромное влияние на современную мировую культуру, многие авторы, создавая свои произведения сегодня, опираются на идеи и ценности эпохи Просвещения.

В своей работе главной целью я считаю выявление характерных особенностей эпохи Просвещения и ее просветительской литературы.

Также, в процессе работы, мною были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику эпохе Просвещения.

Глава 1. Главные ценности эпохи Просвещения

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства, как перед Богом, так и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В статье "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" И. Кант писал:

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым веком утопии". Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально" преобразовывая, политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило "естественное" или "природное" состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "по искусственным" законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.[6, 318]

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей), в науке - развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии - веком Канта.

В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о "механизме" мироздания.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.

В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям.

Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой познания и поведения считали ощущения) и даже божественного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием - конфликта тем более обострявшегося, чем обстоятельнее определяла сама эпоха свои исторические предпочтения, особую роль в текущем и грядущем развитии человечества.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально- политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сосл овного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.[5, 146]

Просвещение видит свою задачу в просвещении всех слоев населения, а значит оно в основе своем демократично.

Донести свои идеи в воспитании и образовании просветители пытались буквально до каждого. Они были великими идеалистами, стремящимися построить идеальное общество на основах равенства и братства.

Как великая эпоха Просвещение имела свои ценности, которые стали базовыми на многие последующие эпохи. Можно говорить о социальных ценностях, научных и философских, художественных.

Социальные ценности эпохи

Социальные ценности эпохи Просвещения, в первую очередь, безусловно, связаны с идеями гуманизма, в основе которых лежало признание ценности каждого человека вне зависимости от происхождения, расовой принадлежности, благосостояния. Приверженцы этих идей осуждали социальное неравенство, выступали против эксплуатации человека человеком. В обществе были сильны антифеодальные настроения.

К социальным же ценностям следует отнести и веру в возможность построить идеальное общество. Просветители свято верили в то, что воспитанием и соответствующим гуманным образованием, возможно изменить среду, формирующую личность, и построить идеальное общество. Столько произведений об этом не рождала ни одна другая эпоха. Приверженцы просвещения ратовали за просвещенный абсолютизм, т.е. монархи должны заботиться об образовании масс.

Просветители критиковали церковь, критически относились к общепринятым духовным и интеллектуальным ценностям, которые по-прежнему находились под сильным влиянием религиозной доктрины.

Готовые работы на аналогичную тему

Научные ценности Просвещения

Интерес к науке обусловлен рационализмом, под которым просветители понимали то, что только с помощью разума человек может постичь законы природы. Они считали, что необходимо строить общество рационально, а люди должны действовать разумно.

Художественная культура Просвещения

В первую очередь, следует отметить так называемую светскость этого вида культуры. Это означает, что из всех сфер – живопись, архитектура, литература вытесняются религиозные начала. Безусловно, такое явление связано с тем, что просветители критиковали религию и ставили разум выше нее.

Главный герой – это, как правило, интеллектуал, часто деятеля искусства или науки, стремящийся изменить мир. Часто в уста такого персонажа идеи автора по переустройству мира, а переписка героев служит для обсуждения проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др. В своих произведениях просветители пропагандируют необходимость чтения книг и получения образования. Имена, с которыми связаны литературные достижения эпохи, это:

  • Дени Дидро,
  • Жан-Жак Руссо,
  • Оливер Голдсмит,
  • М. Ломоносов,
  • и многие другие.

Салоны – это новый вид связей искусства и общества. Они играли важную роль в жизни интеллектуальной элиты, а так же являлись местом, где дискутировали по важным государственным вопросам.

Деятельность просветителей нацелена на просвещение граждан любого сословия, соответственно, Просвещение основано на принципах демократии.

Донесение до каждого гражданина собственных идей в осуществлении воспитательных и образовательных процессов просветители считали делом всей своей жизни. Им было свойственно всё идеализировать, поэтому они стремились к построению общества с принципами равенства и братства.

Влиятельная эпоха Просвещение характеризовалась выделением ценностей, которым удалось превратиться в базовые при построении системы ценностей последующих исторических периодов. Это касается социального и философского направления.

Социальные ценности

Просвещение возносило на пьедестал социальные ценности, у которых существовала тесная связь с гуманистическими идеями. Приверженцам подобных идей было свойственно пропагандировать признание того факта, что каждый человек представляет высокую ценность для общества. При этом не имеет значения его расовая принадлежность или благосостояние. Сторонниками такого взгляда на мир осуждалось неравенство социальных слоёв и право на эксплуатацию. Общественность пребывала под влиянием антифеодальных взглядов.

Кроме этого, социальные ценности включали в себя надежду на построение общества братства. В кругу просветителей существовала святая вера в решающую роль воспитания и гуманного образования в изменении среды, которая обладает непосредственным влиянием на формирование личности, и построение идеального общества. На протяжении периода просвещения было создано максимальное количество произведений, посвящённых данной теме. Никакая иная эпоха не может похвастаться рождением такого огромного их числа. Сторонники подобной философии были убеждены, что в обязанности монархов должна войти забота об образовании народа.

Со стороны просветителей звучала критики в адрес церкви, общепринятых ценностей, на которые сильно влияла религия.

Научные ценности

Благодаря рационализму к научным трудам появился повышенный интерес, потому как, по мнению просветителей, человечеству исключительно посредством разума удастся добиться постижения законов природы и рационально построить общественный строй. Они были убеждены, что человек должен действовать, руководствуясь разумом.

Светскость художественной культуры периода Просвещения

Представители искусства и общества имели возможность встречаться в салонах, которые выступили в качестве связующего звена между ними. Таким салонам отводилась роль территории, предназначенной для ведения дискуссий интеллектуальной элитой на тему государственных вопросов.

  • Периодизация эпохи
  • Характерные особенности
  • Научный прогресс
  • Культурные черты
  • Принципы искусства
  • Известные деятели
  • Значимые события
  • На пороге открытий

Культура Нового времени

Периодизация эпохи

Новое время взяло за основу духовные ориентиры и жизнь буржуазии. В нем выделяются 3 периода, у каждого из которых имеются культурные особенности:

Прогрессирование культурного развития отмечалось в Испании и Франции. Англия страдала от бесконечных революций, поэтому немного отстала от них. В европейских государствах начался процесс становления современной философии и мировой живописи.

После этого завершилось формирование мануфактур, стало выделяться политическое либеральное течение, появилась свободная экономика. Общество потянулось к праву и свободе выбора идеологии, что вылилось в итоге в развитие Просвещения.

Характерные особенности

Новое время было наполнено противоречиями, поскольку сменялся старый общественный уклад. Ценности подверглись переосмыслению, был воспринят технологический прогресс. Главные особенности эпохи:

Периодизация эпохи

  1. Отдельная личность играет большую роль. Внимание устремлено на ее духовность, результатом чего стало открытие самосознания.
  2. Человек потянулся к гуманизму, отдававшему первенство свободе творчества. Его особенность заключалась в универсальности, когда личность получает право на жизнь, свободу, обогащение.
  3. Сформировались условия для технического прогресса, изменений жизненного уклада, укрепления экономического порядка.
  4. Обострились отношения между властью и церковью, в результате чего первой не удалось доминировать.

Представитель общества постепенно перерождался в экономическое орудие, необходимое для зарабатывания денег. Одновременно с этим наблюдалась борьба с экономической и техногенной зависимостью. В искусстве положено начало многим стилистическим жанрам. В XIX веке появился кинематограф. Это время уникально тем, что подарило обществу метро с подземными туннелями.

Научный прогресс

Развитие производства привело к проведению новых исследований. Механика вместе с движением тел вышла на первый план. Стремительному расширению подверглась научная культура. Немаловажная роль в этом отведена математическим открытиям.

Вселенная уже не считалась неким существом, она стала признаваться безликим феноменом, который управляется природными законами, поддающимися изучению. Религия отошла на второй план и стала приравниваться к несуществующим факторам.

Культурные черты

Характерные особенности

Рассматривая периодизацию Нового времени, следует отметить научную революцию, неразрывно связанную с теорией Коперника. Религиозная среда отнеслась к последней с протестом, а фанатики находили в ней неразрывную связь с Джордано Бруно, осужденным в свое время инквизицией. Позже Кеплером было доказано перемещение планет по траектории, напоминающей по форме эллипс.

К характерным чертам Нового времени относится телескоп, изобретенный Галилео Галилеем. Это приспособление помогло доказать однородность планет. По завершении этих открытий науки разделились на гуманитарные и прикладные.

Научный прогресс

Развитие науки осложнялось тем, что общество разделилось на две половины. Одни были сенсуалистами, другие поддерживали рациональность. Первые склонялись к тому, что достоверным является эмпирический и чувственный путь. Вторые утверждали, что познать окружающий мир можно только разумом.

Культура в Новый период сопровождается развитием культа женского тела, особенно в Западной Европе. В XIX веке дамы отстаивали социальную независимость, свободу слова. Брак заключался только по взаимной любви, разрешался для мужчин с 30 лет, для женщин — с 25 лет. Общество стало образованным, появилась традиция раздельного обучения девочек и мальчиков.

Принципы искусства

Культурные черты

Барокко охватывает все сферы жизни, начиная с одежды и заканчивая архитектурой. Женские наряды, выполненные в этом стиле, отодвинули на второй план французские кружевные изделия. В архитектуре всячески уравновешивались формы, например, массивные детали объединялись с воздушными элементами.

Англии и Франции этот стиль преобразовался в классицизм. Для него характерны античные формы, лаконичность сочетается со строгостью. В основе барокко присутствует рационализм.

Для Новой эпохи характерен и стиль рококо. Он отождествляется с отхождением человека от привычного мира с целью погружения в фантазии, иллюзии. Подобный стиль соединил в себе воздушные и изящные черты. Он демонстрирует этнические восточные детали, какие особенно ярко просматриваются в художественной культуре. Литература обогатилась новым направлением сентиментализмом.

Известные деятели

Известные деятели

В эпоху Нового времени активно развивается наука, она позволила появиться и закрепиться важным принципам естествознания. Накопившиеся знания целителей, врачей и алхимиков подверглись структурированию и получили конкретную форму. Появившиеся идеалы науки неразрывно связывались с экспериментальной проверкой догматов религии и природных процессов, математическими достижениями.

Общие знания и образование стали авторитетными явлениями. Они считались двигателями прогресса. К философии проявляется уважительное отношение благодаря работам известных ученых Вольтера, Руссо, Беркли.

Особенности культуры Нового времени заключаются в одновременном падении авторитета церкви. Наука, построенная на разуме и практических исследованиях, вышла на первое место:

  • уникальной является методология науки Галилея;
  • за Ньютоном осталась механика и основные ее принципы;
  • философию от схоластики освободили Гоббс, Бэкон, Спиноза.

Прослеживалось снижение зависимости общества от религии. Формирование науки основано не на достижениях конкретной личности, а на многочисленных проверенных фактах.

Значимые события

Этот период принес не только колоссальные перемены в мире науки и искусства, но и важные географические открытия. Значительный прогресс наблюдался в медицине, математике, астрономии, философии. Изменилось восприятие религии и веры в целом. Здесь наблюдается колоссальный переворот, связанный с культурными убеждениями.

Значимые события

Официальная дорога в Индию была найдена в 1498 году Васко да Гамой. Открытие принесло прибыльные торговые возможности в отношении стран, расположенных на индийском побережье.

На пороге открытий

Копернику удалось освоить математику и астрономию, создать первые астрономические таблицы, одновременно с этим он совершенствовался в правовом образовании, медицине. Д. Бруно — настоящий революционер, он доказывал существование множества планет, утверждал, что Солнце является звездой, а аналогичных ему тел во Вселенной не сосчитать. И только Галилею с созданием телескопа удалось доказать общественности теории Коперника и Бруно.

На пороге открытий

Книгопечатанье стало достижением И. Гутенберга, оно способствовало развитию образованности. Интеллектуальный человек стал эталоном и культурным образцом Нового времени.

Насыщенный событиями культурно-исторический XVII век принес много перемен в Европу и Россию, оставив богатое наследие. Наблюдается становление бюрократических государств, отход от средневековых принципов. Динамичному развитию подверглась социально-экономическая жизнь, что оставило заметный отпечаток на культуре. В городах появляется развитая инфраструктура, общество тянется к образованию. На первый план выходят свобода слова и появление интеллигенции.

Характеристику Нового времени в школе изучают на уроках истории и культурологии. Для закрепления материала дети пишут рефераты и доклады по теме, читают в кратком содержании литературные и научные труды представителей эпохи.

Читайте также: