Отношение базарова к природе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Отношение Базарова к природе
"Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник" - в этой фразе воплощается вся суть отношения главного героя к миру. Не видит он красоты в природе, да и нигде ее не видит, потому что главное - польза и дело.

Отношение Базарова к природе однозначно - для него она мастерская. Природа создана не для пустого любования, а для того, чтобы ее изучать, преобразовывать, изменять по мере необходимости. Единственное, что может поколебать эту уверенность - любовь. Нигилист не может любить, так как отрицает само это чувство. Но с появлением Одинцовой мир преображается, он уже не только мастерская.

Отзыв: Книга "Повесть о фронтовом детстве" - Феликс Семяновский - Хорошо что есть такие книги
Достоинства:
Сильная книга, стоит прочитать детям
Недостатки:
не обнаружено;
Недавно попалась мне в руки книга моего детства Феликса Семяновского "Повесть о фронтовом детстве" и я поймала себя на мысли, что совершенно забыла её содержание.
Ввиду того, что мои дети растут и надо подбирать книги им на прочтение, я перечитала эту книгу.
Мои выводы - обязательно дам её прочитать своим детям (или сама прочитаю).
Все происходящие в книге события описаны очень емко и в тоже время лаконично. Кратко и талантливо. И очень душевно.
Нет излишних сцен насилия, хотя в реалиях Отечественной войны их было с избытком, но в то же время передан весь ужас того времени. Вполне достаточно, чтобы ребенок понял насколько великий Подвиг совершили наши предки освободив Родину от захватчиков.
Очень хорошо передан дух военного братства и безоговорочного подчинения командованию.
Война глазами ребенка.
Вообще, конечно очень интересно перечитывать книги по-прошествии многих лет. Насколько же меняются взгляды на многие вещи, и как же сильно меняются впечатления от прочтения.
В детстве события этой книги мне казались просто данностью. Чем-то само-собой разумеющимся. Сегодня впечатления оказались гораздо сильнее.
И почему-то еще стало грустно что детство прошло. Как-то особенно остро пронзило это ощущения чего-то безвозвратно потерянного, утраченного незамутненного детского восприятия.
А еще очень порадовало качество редактуры и печати. Все-таки в советское время с этим было явно лучше.

Я тебе посоветую произведение "Мать")
Прости что одно,но оно прям до слез! Рассказывается там про тяжелое детство писателя,о том как умерла мать и отец.. и остался он жить с бабушкой..
Вообщем прочти его,понравится )

Подготовьте развёрнутые планы сочинений на темы <<Ярославна -героиня ,,Слово о полке Игореве">>; <<В чём пафос

Базаров. Отношение к природе. Аргументы

О природе этот герой отзывается достаточно однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек — работник.

Мужика грубого и суеверного задавили нищетой, у него в голове одни мысли только о и поэтому Базаров считал, что нет смысла говорить с такими людьми о высоком искусстве, в котором они ничего не смыслят. И это нельзя считать несправедливым.


Отношение к нигилизму

Следующий вопрос, по которому спорят два героя, касается нигилизма, его роли в жизни общества.

Павел Петрович определяет представителей этого мировоззрения как нахалов и циников, которые не уважают и не признают ничего. Он рад, что таковых в обществе мало.

Нигилисты отмечают необходимость революционных преобразований. Базаров считает, что народ невежественен, но революционен по своему духу. Евгений видит смысл только в том, что полезно, он не считает нужным говорить громкие слова.

Так смотрят на нигилизм Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика (таблица имеется в статье) отображает данный момент, показывает, насколько отличается отношение героев к этой мировоззренческой позиции.

Отношение к природе других героев

Отношение к дворянству Базарова, к природе, искусству, аристократии (таблица)

1 ответ

Отношение к дворянству и аристократии

В аристократах Базаров не видит никакой пользы. Они существуют как пережиток прошлого и ничего не делают полезного.

Павел Петрович Кирсанов относится к представителям дворянства, к тому же он аристократ. Вступая в спор с Базаровым он пытается доказать, что этот слой общества ‒ лучшие люди, именно за ними будущее России. Они несут в себе патриархальные, заложенные веками нравственные ценности.

Отношение к природе и искусству

Нигилисты отрицали красоту и другие проявления чувственности, поэтому не понимали красоты природы и смысла искусства. Базаров, как материалист, верил только в науку, считая хорошего ученого в двадцать раз дороже всякого поэта.

Павлу Петровичу было дико такое мировоззрение Базарова, потому что аристократия понимала, принимала и любила все прекрасное, в число которого входит природа и искусство.

Отношение к нигилизму

Базаров пропагандирует нигилизм. Он считает, что это учение имеет твердую основу и жить нужно умом, а не чувствами, менять жизнь к лучшему. Он был сторонником предреволюционных идей.

Нигилизм Кирсанова раздражал, поскольку он считал его бессмысленным явлением, которое разрушает душу. Он выступал против общественного переустройства, потому что людям итак хорошо живется.

Любовь меняет все

Когда Базаров влюбился в Романцову, постепенно становится видно, как прорастают в нем ростки того самого романтика, которым он так боялся стать. Именно в эти минуты отчаяния он искал покоя и уединения, и поэтому в полном одиночестве уходил в лес и там бродил, ломая ветки, ругаясь то на себя, то на ту, которая обрекла его на страдания. Сам на себя стал не похож Базаров. Отношение к природе, к любви и, собственно, к самой жизни у него поменялось буквально на глазах.

Базаров в эти минуты считает себя слабаком и презирает себя. Он очень беден, и жизнь кажется ему очень тяжелой, поэтому он совсем не хочет тратить время на романтические отношения.

Тургенев противопоставил Базарову его друга Аркадия, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину. Но, как оказалось, он был очень мягким парнем, который трогательно относился к природе. Он чувствовал и понимал ее, но тоже старался все это в себе скрыть, в основном из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать.


Роман о поляризации взглядов русского общества

Российское общество 60-х годов XIX века переживало тяжелые времена. Особенно остро ощущалась необходимость ликвидации крепостного права как основного препятствия для дальнейшего развития России.

Аналогичный процесс столетие назад уже прошел в Европе, которая ускоренно развивалась благодаря ограничению прав аристократии и, соответственно, демократизации. К счастью, во времена Тургенева крепостничество пало и в России. 19.02.1861 г. император подписал Манифест, освободивший крестьян от крепостной зависимости.

Среди тем, поднятых классиком в этом произведении, есть и такой вопрос, как отношение к природе Базарова и Кирсанова. Рассмотрим его глубже.

Базаров — представитель молодого поколения. В его личности сгруппи­рованы

те свойства, которые мелки­ми

долями рассыпаны в массах.

Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая ста­ла противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикры­тия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист- разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночин­ца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими выска­зываниями об искусстве.

Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитатель­ной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

О роли природы в воспитании гражданина

Не стоит приуменьшать важность такого отношения. Ведь социальный прогресс определяется не только ростом производства, но и бережным, рациональным использованием гражданами природных ресурсов родного края.

Для процветания страны важно, чтобы разные ее поколения любили природу. Такую любовь воспитывают не только настроения общества, но и искусство. Ведь только на основе любви к природе родного края, уважения его истории, понимания и разделения уклада жизни у большинства людей рождается настоящий патриотизм. Это глубоко понимал и Иван Сергеевич Тургенев.

Различные взгляды аристократов и народа на природу

В позапрошлом веке поместное дворянство, в своем подавляющем большинстве, превратилось в реакционную силу российского общества. Помещиков XIX века не устраивал прогресс, устраняющий крепостничество, освобождающий крестьян от рабства. Еще бы! Ведь многие из них, даже не обладая достойным образованием и будучи, по сути, дармоедами, полностью удовлетворялись таким состоянием дел. Для них природа была чем-то заветным, патриархальным, принадлежащим именно им.

К их негодованию, Россию захлестнули прогрессивные изменения. Аристократам все активней оппонировали, конкурируя за положение в обществе, образованные выходцы из народа, разночинцы. Последние решительно отметали поощрявшую барство псевдолиберальную идеологию, ратовали за новые капиталистические отношения, где ценность человека определялась не родовой принадлежностью к помещичьей или к дворянской касте, а реальной полезностью для общества. Они желали снятия патриархальных ограничений в использовании обществом природных ресурсов.

Даже по отношению к окружающему, Богом данному, диаметрально разнятся тургеневские аристократ Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров. Отношение к природе помещика можно охарактеризовать как поверхностно-восторженное. Он ограничивается ее созерцанием и витиеватым пустым обсуждением чисто визуальных образов. Базаров, в свою очередь, выражает сугубо прикладные взгляды на нее.

Сочинение Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сравнение

В своём произведении “Отцы и дети” Тургенев описал интересную для многих людей тему. В нём автор говорит о частоте конфликтов между поколением отцовским, то есть старшим, и поколением детским, то есть младшим соответственно. Он говорит о том, что очень частое такие конфликты вовсе не имеют смысла, так как такие разные поколения попросту не могут быть похожи, однако у них всё равно возникают конфликты, на почве того, что они не сходятся в каких либо убеждениях и взглядах. Автор говорит о том, что очень важно найти некий компромисс, дабы исключить данные конфликты. Примером таких конфликтов послужит произведение “Отцы и дети”.

В нём автор наиболее точно и ясно раскрывает тему данных конфликтов, и показывает читателю, что главное это всегда искать компромисс, найти иной выход из ситуации, нежели какой-либо радикальный. Автор показывает, что даже самые непримиримые люди, в конце концов, могут найти выход из любой возникшей конфликтной ситуации. В произведении автор создаёт некую атмосферу дружбы, из-за чего у читателя возникают противоречивые чувства по отношению к героям произведения. Читателя сначала знакомят с атмосферой конфликтной среды, в которой каждый человек сам за себя, а после бросают читателя в тёплую атмосферу дружбы и взаимопонимания, данный приём автора можно рассмотреть на персонажах Базарова и Кирсанова.

Базаров и Кирсанов представляют собой материалиста, которым является Базаров, и противника материализма – Кирсанова. Из-за данных противоречий у них и возникают конфликты. Они начинают спорить по причине разрозненности своих убеждений, а потому их спор продолжался бы вечно, если бы не случилась трагедия, и не погиб бы Базаров, после чего Кирсанов решил пересмотреть свои взгляды. Базаров представляет из себя настоящего материалиста, который видит в жизни только то, что может видеть, не воображая себе ничего лишнего. Кирсанов же напротив, считает, что не стоит вдаваться в материалистичную часть своей жизни, и нужно больше мечтать, дабы не забыть о своей личности и о своих мечтах. В итоге, Базаров погибает, а Кирсанов, переосмыслив своё виденье мира, находит золотую середину, и впоследствии ему становится намного легче жить.

Таким образом, мы видим, что автор написал потрясающее произведение, в котором нашли отражение многие темы, интересующие общество того времени.

Подробнее о позиции Базарова

Выражает Базаров отношение к природе сугубо практическое, деловое, отбрасывающее всякую романтику. Он в своих рассуждениях четко следует теории нигилизма, изначально отрицающего либеральные ценности аристократии. Евгений изначально не приемлет саму основу либерализма — теорию первичной роли личности, высказанную Павлом Кирсановым. Его идеал — трудовое общество, построенное по принципу целесообразности.

Несогласие Тургенева со взглядами нигилистов

Неудивительно, что, создавая образ человека своей эпохи, ищущего и заблуждающегося, он не идеализирует его. Базаров — человек, видящий мир в черном и белом цветах. Его сила — в новой идеологии энергичного, полезного человека, получающего общественные блага исходя из своих реальных заслуг перед обществом. Слабость же Базарова скрыта в незрелости идеологии нигилизма, в принципиальном отрицании им искусства, романтики.

Несовершенство взглядов Базарова

Несмотря на бросающуюся в глаза практичность, классик мастерски обличает как надуманное, ненастоящее, абстрагированное от реальной жизни отношение Базарова к природе.

Цитаты из монологов Евгения на эту тему неслучайно отрывочны, схематичны. Читателю бросается в глаза, что произнесены они сухим теоретиком как-то неестественно, словно выдернуты из перечня тезисов. Все в рассуждениях нигилиста вроде бы стройно, логично, однако чего-то в них не хватает. А не хватает души!

Вот где ахиллесова пята, слабое место в теории Евгения. И именно в него наносит удар автор романа. Показательно. Одним лишь штрихом взаимоотношений Евгения Базарова и молодой богатой вдовы Анны Сергеевны Одинцовой.

Происходит естественный процесс: нигилист влюбляется, и жесткие тезисные взгляды, которые то и дело высказывает Базаров (отношение к природе, обществу, людям), терпят фиаско. Причем Базаров сам признает свое поражение, заметив в беседе с Одинцовой, что высокое чувство заставило пробудиться в нем столь презираемое дотоле романтическое начало.

Базаров. Отношение к природе. Аргументы

О природе этот герой отзывается достаточно однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек — работник.

Мужика грубого и суеверного задавили нищетой, у него в голове одни мысли только о хлебе насущном, и поэтому Базаров считал, что нет смысла говорить с такими людьми о высоком искусстве, в котором они ничего не смыслят. И это нельзя считать несправедливым.


Сравнительная таблица

Отношение к природе других героев

Начало романа открывается пейзажем опустения, нищеты и бедности: серая, непригодная для возделывания, земля, голые деревья. Аркадий, увидев такую природу, говорит, что этому бедному месту необходимы преобразования, как и старому укладу жизни помещиков.

Позже, с приходом тепла, появляется надежда на перемены. Весна говорит о том, что пришла пора изменений. Обновления природы говорят и о смене сезонов года, и о смене поколений. Хорошая, теплая погода пробуждает по всех героях что-то доброе: у Николая Петровича это воспоминания, у Аркадия — мысли о счастливом будущем. Стоит сказать, что имение Кирсановых отражает состояние Николая Петровича: когда сад и беседка полны зелени и цвета, расцветает и сам Николай Петрович. А аккуратно постриженные кусты и оранжереи Одинцовой говорят о том, что вся жизнь Анны Сергеевны неинтересна, однообразна, и даже искусственна. Кроме того, интересное наблюдение автора раскрывает образ главного героя. Любимое дерево Базарова – одинокая осина на краю ямы, ставшая его талисманом в детстве, является как бы прообразом Евгения – одинокого и бунтующего.

Для Тургенева отношение человека к природе – лакмусовая бумажка для личности. Например, Базаров говорит, что природа – не храм, а мастерская, а человек в ней – работник. Это не находит одобрения у Тургенева, всегда любившего природу и русские пейзажи. Но Базаров все же любит гулять по лесам, смотреть на белые березы, он не такой жестокий, равнодушный и черствый, каким хочет казаться. А вот по-настоящему равнодушны к природе Одинцова и Павел Петрович, брат Николая. Юное поколение, Катя, Фенечка и Аркадий, влюблены в природу, хотя молодой человек пытается это скрыть. Так автор подчеркивает живость, искренность характеров героев. Также тесно связана природа с психологизмом романа – она отражает душевные состояния героев – дождь или ясное солнце говорят о грусти или радости. Но, кроме того, природа способна показать мелочность происходящих событий, например, ясное, чистое утро перед дуэлью Базарова и Павла Петровича.

В последней части при описании сельского кладбища природа играет главную роль: прощаясь с Базаровым, Тургенев показывает смерть и несостоятельность самого нигилизма. Все подчиняется законам природы: все идеи людей погибают, и только природа может жить вечно – таков вердикт Тургенева.

Автор: Ирина Мельник

Любовь меняет все

Когда Базаров влюбился в Романцову, постепенно становится видно, как прорастают в нем ростки того самого романтика, которым он так боялся стать. Именно в эти минуты отчаяния он искал покоя и уединения, и поэтому в полном одиночестве уходил в лес и там бродил, ломая ветки, ругаясь то на себя, то на ту, которая обрекла его на страдания. Сам на себя стал не похож Базаров. Отношение к природе, к любви и, собственно, к самой жизни у него поменялось буквально на глазах.

Базаров в эти минуты считает себя слабаком и презирает себя. Он очень беден, и жизнь кажется ему очень тяжелой, поэтому он совсем не хочет тратить время на романтические отношения.

Тургенев противопоставил Базарову его друга Аркадия, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину. Но, как оказалось, он был очень мягким парнем, который трогательно относился к природе. Он чувствовал и понимал ее, но тоже старался все это в себе скрыть, в основном из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать.

Искусство отрицает .
С точки зрения Базарова, “читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо”.

К природе подходит с утилитарными мерками ("Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник").

Воспринимая природу. Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, “грубейшими суевериями”, казалось кощунственным толковать об искусстве, “бессознательном творчестве”, когда дело идет о хлебе насущном.

он короче, сугубо материалист, романтику не признаёт, для него природа это не красота, а поле для работы, его называют нигилистом. =)

Иван Сергеевич Тургенев поистине считается мастером пейзажных зарисовок. Известный писатель создавал удивительные картины природы в своих произведениях. Тургенев считается бесспорным классиком мировой литературы, поскольку он писал на важные и актуальные темы.

Описание природы является не просто фоном произведения. Это также способ передачи переживаний героев и атмосферы событий. Пейзаж имеет важное смысловые значение, так как выражает авторскую точку зрения на обстоятельства, в которых оказались персонажи.

С первым пейзажем читатель знакомится, когда автор повествует о поездке Евгения Базарова, Аркадия и Николая в Марьино. Природа здесь олицетворяет обстановку в имении Кирсановых. Также пейзаж символизирует те насущные проблемы, с которыми столкнулась Россия в эпоху отмены крепостного права.

Пейзаж в начале романа ассоциируется с нищетой и бедностью: голые деревья и серая земля. Такое описание природы связано со старым укладом жизни помещиков:

Однако за таким скучным описанием природы следует другое, повествующее о надежде и красоте:

С приходом весны и тепла у персонажей появляется надежда на лучшее, на перемены. Автор показывает, как весной у персонажей произведения возникают светлые мысли о счастье и о будущем.

Пейзаж, главным образом, отражает психологию героев. Заслуга Тургегева в том, что он наделил персонажей невероятной гармонией с природой, способностью сочувствовать и сопереживать каждому природному явлению. Ведь состояние природы в романе — это отражение души и настроения героев. Так, прекрасное описание имения Кирсановых автор сопоставляет с внутренним состоянием Николая Петровича. Пейзаж наполнен зелёными красками, олицетворяющими молодость и спокойствие. Именно так Тургенев изобразил пробуждение самого Николая Петровича. А подстриженные кусты и деревья символизируют неинтересную, однообразную жизнь Анны Сергеевны.

Пейзажные зарисовки также отражают психологию души героев. Например, ясное солнце или дождь говорят о радости или грусти.

Можно утверждать, что главную функцию описание природы выполняет в последней главе произведения. Ведь здесь природа показывает несостоятельность теории нигилизма Базарова. Всё происходит согласно законам природы: теории погибают, и только природа способна жить вечно.

Читайте также: