Теория социализации мида кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социализация представляет собой многоуровневый долгоиграющий процесс, поэтому создание различных теорий социализации было закономерно. Сейчас их существует огромное количество, но базовыми стали следующие рассмотренные мнения.

Она гласит, что основное влияние на формирование человеческой личности оказывает большое количество разного рода взаимодействий с внешним миром. В свою очередь в этом пространстве ключевую роль играют первичные группы взаимодействия – друзья, семья и другие.

Дж.Мид расширил первоначальную теорию и предположил, что сформированная в детстве возможность человека примерять иные социальные роли стала необходимым пунктом правильных здоровых взаимоотношений в социуме. Базой для ее создания служат детские игры, ведь именно в них у каждого малыша есть возможность испытать на себе разные социальные позиции и роли.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Соответственно теории зеркального Я, для появления полноценной личности человеку важно пройти три этапа:

Непрестанный конфликт человека с обществом – теория З. Фрейда

Теория З. Фрейда гласит, что социализация представляет собой сложный процесс взаимного дополнения социального и биологического. Он считал, что социализация есть ничто иное как контроль физиологических побуждений, выступающих в противостоянии с социальными и культурными нормами. Как следствие, индивид остается в постоянном конфликте с окружающим его макромиром.


З. Фрейд предполагал, что личность человека состоит из трех элементов:

В результате человек постоянно конфликтует с социумом. С одной стороны, индивидом движут потребности и желания, с другой – нормы и ценности социума, которые подавляют эти желания.

Также теория З. Фрейда гласит, что человек в развитии проходит 4 этапа, которые в свою очередь связываются с определенной эрогенной зоной:

  • оральная стадия – получение ребенком удовлетворения через рот. Процесс сосания приносит ему максимальное удовольствие и закрывает все потребности;
  • анальная стадия – приучение к горшку, стремление малыша к самостоятельности во всем;
  • фаллическая стадия – самоидентификация себя как мальчика или девочки, изучение их различий;
  • генитальная стадия – централизация половых отношений как основного способа получения удовольствия.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Социализация как непрекращающийся рост согласно Э. Эриксону

Э.Эриксон предполагал, что личность проходит определенные периоды развития на протяжении всей жизни. Поэтому ученый выделил 8 стадий этого развития, каждая из которых отличается наличием кризиса Преодолевая кризисы, индивид выходит на следующий уровень развития:

  1. Грудничковый возраст, стадия доверия-недоверия. Ребенок познает мир через степень удовлетворения своих запросов;
  2. Автономия, стыд и сомнение, совпадает с возрастом 1-2 года. Ребенок хочет быть самостоятельным. С расширением знаний о мире, возможностей ребенка родители предъявляют ему больше требований. Последние могут вызывать у малыша чувство стыда, особенно, если задания даются не по возрасту и возможностям;
  3. Инициатива, чувство вины, припадает на 3-5 лет. Дети становятся очень подвижными, желают изучать мир, много фантазируют. Проявление первого соперничества и половой идентификации;
  4. Трудолюбие, неполноценность, соответствует младшему школьному возрасту. Ребенок обучается выполнению групповых и самостоятельных заданий, устанавливать межличностные связи с учителем, изучает и осознает суть социальных ролей;
  5. Становление индивидуальности и ролевая диффузия. Совпадает с юностью человека, выбором профессии, супруга;
  6. Интимность и одиночество. Появляется желание постоянных отношений, брака;
  7. Творческой активации и застоя. Припадает на средний и зрелый возраст. Человек осваивает роль родителя, профессию, совершенствуется в своем деле;
  8. Умиротворение и отчаянье, приходится на старость. Период угасания, подведения итогов и передачи опыта.

Теория Ж. Пиаже о развитие познания как процесса обучения человека

Теория Ж. Пиаже гласит, что в процессе когнитивного развития можно выделить несколько этапов. Каждый из них обозначает создание и освоение новых навыков. Они проходятся в детском возрасте в строгой очередности, но скорость их прохождения может быть разной, как и итоги:

  • сенсомоторная стадия – предполагает освоение способности долговременного запоминания объектов окружающей действительности;
  • предоперационная стадия – формирование способности к разделению отдельных символов и понимания их значения;
  • стадия конкретных операций – развивается способность мысленно совершать манипуляции, которые раньше проводились исключительно руками;
  • стадия формальных операций – осваиваются решения логических заданий, наделяются смыслом идеалы и ценности социума.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Социализация это важнейший вид социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе когторого и с помощью которого люди обцчаются приспосабливаться к социальным нормам, и делающего возможным продолжение развития общества и передачу его культуры из поколения в поколение. В одной из работ, фрагменты которой недавно были переведены на русский язык, Дж. Г. Мид писал: Формирование мнения происходит через разговор индивидов с членами групп, к которым они принадлежат, или через тот внутренний мысленный разговор, который есть внешний разговор, перенесенный в разум.

Содержание

1. Введение 3
2. Что такое социализация? 4
3. Концепция Дж. Мида о стадиях социализации. 6
4. Самость 9
5. Заключение 14
6. Список литературы 16

Прикрепленные файлы: 1 файл

Теория социализации Дж. Мида.docx

автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

студентка гр. ФК-1-12

2. Что такое социализация? 4

3. Концепция Дж. Мида о стадиях социализации. 6

5. Заключение 14

6. Список литературы 16

Для общества – успех процесса социализации становится своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни, социума. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но ведут к дезорганизации социальной жизни как таковой, к распаду общества, утрате его культуры, целостности. [2]

Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мид.

Чикагская школа социологии, основателями которой были Дж. Дьюи, Джорж Герберт Мид и др. Как философ, социолог и социальный бихевиорист Дж. Мид (1863-1931) искал ответ на вопрос, каким образом можно объяснить поведение человека, не утрачивая специфики социального, но в то же время и не изолируя его от биологических основ. По его мнению, физиологический организм есть необходимое, но недостаточное условие психической деятельности. Психика возникает из взаимодействия органических индивидов в социальной матрице. Она есть форма участия в межличностном (т. е. социальном) процессе, результат принятия позиций других по отношению к собственному поведению. Мид также утверждал, что психика есть использование символов, имеющих значение. Сознание появляется из социальной коммуникации. Социальные процессы предшествуют структурам и процессам индивидуального опыта.

В одной из работ, фрагменты которой недавно были переведены на русский язык, Дж. Г. Мид писал: Формирование мнения происходит через разговор индивидов с членами групп, к которым они принадлежат, или через тот внутренний мысленный разговор, который есть внешний разговор, перенесенный в разум (Мид Дж. Г., 1945/2009). [3]

Что такое социализация?

Социализация это важнейший вид социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе когторого и с помощью которого люди обцчаются приспосабливаться к социальным нормам, и делающего возможным продолжение развития общества и передачу его культуры из поколения в поколение.

Этот процесс можно концептуализировать двумя путями.

1. Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательними для индивида потому, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции, и являются, таким образом, частью собственной индивидуальной личности. Т.е., благодаря интернализации индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.

2. Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что люди желаю повысить цену собственного самоимиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они направляют свои действия в соответствии с ожиданиями других.

Процесс социализации пронизывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называю еще основными жизненными циклами. Таких циклов выделить четыре:

- детство (от появления на свет до полового созревания) – освоение элементарных навыков человеческого общежития;

- старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.

Этим жизненным циклам соответствуют четыре основные фазы (этапы) социализации:

- первичная социализация – этап социализации младенческого возраста;

- вторичная социализация – этап, совпадающий с получение формального образования;

- социализация зрелости – этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создание им собственной семьи;

Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей. Продолжительность каждого из этапов и его содержания определяющим образом зависят от уровня развития общества.

Концепция Дж. Мида о стадиях социализации.

Среди значащих жестов особую роль выполняет голосовой жест. Его существенное отличие от физических значащих жестов заключается в том, что голосовой жест влияет не только на слушающего, но и на говорящего (благодаря тому, что сам говорящий слышит то, что произносит); голосовой жест заметно легче контролировать.

Если голосовой жест вызывает у говорящего примерно такую же реакцию, как и у слушающего, то такой жест становится значащим символом. Именно благодаря наличию значащих символов возможна коммуникация (общение между людьми) в полном смысле этого слова. Самый яркий пример значащего жеста – это язык, когда одно и то же слово для слушающего и говорящего обозначает одинаковые мысленные образы.

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (1-3 года) ребёнок просто примеряет на себя всевозможные роли (имитация – дети копируют поведение взрослых, пока не понимая её). На второй стадии вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игровая стадия – дети осознают своё поведение как исполнение определённых ролей взрослых (космонавт, продавец, врач и т.д.)).

По мере взросления ребенка он становится членом самых разнообразных групп, приобретая вследствие этого и самые разнообразные самости. По набору самостей один человек отличается от другого. Формирование каждой конкретной самости происходит в индивидуальном порядке, поэтому люди не являются похожими друг на друга клонами, а обладают ярко выраженными индивидуальными чертами.

В структуре самости Мид выделял два компонента – me и I (эти мидовские термины обычно используются без перевода).

Любое действие человека, полагает Мид, может быть рассмотрено через призму взаимодействия I и me. Me предлагает набор стандартизированных реакций, а I отвечает за выбор какой-либо из них.

Социализация является многогранным и длительным процессом, поэтому существует множество теорий социализации. Рассмотрим основные теории социализации.

Теория Зеркального Я Ч.Кули, Дж. Мид

Согласно этой теории, предложенной Ч.Хортоном Кули и Дж.Мидом, личность человека формируется посредством большого количества взаимодействий с внешней средой, где большое значение имеют первичные группы взаимодействия, такие как семья, друзья и т.д.

Дж.Мидом была расширена данная теория. Дж.Мид считал, что способность человека примерять на себя другие социальные роли, роли других людей, которая формируется в раннем детстве, является необходимой составляющей гармоничных социальных взаимоотношений. Основным средством формирования этой способности являются детские игры.

Именно в игре перед ребенком встает необходимость примерить на себя определенную роль, требуемую условиями игры.

Формирование личности согласно теории зеркального Я проходит три этапа: имитация, стадия игры и стадия коллективных игр.

Имитация - на этот этапе ребенок неосознанно повторяет поведение взрослых.

Стадия коллективных игр, в процессе которой у человека формируется способность осознания ожиданий целой группы. когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Готовые работы на аналогичную тему

Теория З. Фрейда: постоянный конфликт индивида с обществом

Согласно З.Фрейду социализация является сложным процессом взаимоотношений биологического и социального. Он полагал, социализация в социуме является процессом контролирования физиологических побуждений, которые вступают в противоречие с социальными нормами и нормами культуры. Согласно данной теории человек находится в состоянии постоянного конфликта с окружающей его средой.

З.Фрейд выделяет три элемента личности человека:

Таким образом, человек находится в постоянном конфликте с обществом, где, с одной стороны, им руководят желания и потребности, а с другой стороны, нормы и ценности общества, направленные на угнетение этих желаний.

Согласно этой теории личность в своем развитии проходит 4 этапа, каждый из которых связан с определенной эрогенной зоной:

  • оральная стадия. На данном этапе энергия ребенка направлена на получение удовольствия через рот;
  • анальная стадия. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, на этом этапе ребенка приучают к горшку. На этом этапе важность приобретает навык контролирования процессов экскреции;
  • фаллическая стадия. Период проявления различий мальчиков и девочек. После окончания латентного периода, в течение которого ребенок не обеспокоен проблемой половой близости, в жизни ребенка наступает следующая стадия.
  • генитальная стадия. Характеризуется центральным значением полового сношения для получения удовольствия.

Теория социализации по Э. Эриксону: социализация как постоянный рост

Э.Эриксоном была предложена теория развивающего подхода личности, согласно которой, личность развивается на протяжении всей жизни. Им было выделено 8 стадий развития. Каждая стадия характеризуется возникновением кризиса, при преодолении которого человек переходит на следующую стадию развития. Рассмотрим стадии развития более подробно.

Младенчество, грудной возраст, стадия доверия-недоверия. В процессе ухода за младенцем, ребенок узнает степень удовлетворения своих потребностей. Переход к следующей стадии осуществляется, когда ребенок чувствует себя в безопасности даже в случае ухода тех, кто о нем заботится.

Вторая стадия – автономия - стыд и сомнение (1-2 года). Для данной стадии характерно желание ребенка быть самостоятельным и независимым. Знания малыша об окружающем мире расширяются, расширяется и количество требований родителей, предъявляемых малышу, что может вызывать у ребенка чувство стыда и неполноценности.

Третья стадия - Инициатива - чувство вины (3-5 лет). Этот период характеризуется подвижностью детей, склонностью фантазировать, изучать новое. В этот период в детях остро проявляется соперничество, ребенок осознают различие мальчиков и девочек.

Четвертая стадия – трудолюбие - неполноценность (младший школьный возраст). На данном этапе у ребенка формируется способность выполнять самостоятельные задания и групповые. Ребенок учится устанавливать межличностные отношения с учителем, а также учится осознавать сущность социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Пятая стадия - Становление индивидуальности (идентификация) - ролевая диффузия (юность). Для этого периода характерно наличие ситуаций выбора. На данном этапе перед молодым человеком стоят вопросы выбора образования, профессии, спутника жизни.

Шестая стадия - Интимность - одиночество (начало взрослого периода). Эта стадия характеризуется стремлением человека к постоянным, доверительным отношениям, ухаживаниями, браком. В случае неудачи на данном этапе в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, ведущие к разрыву.

Седьмая стадия - творческая активность - застой (средний возраст). На данном этапе люди осваивают профессиональную деятельность и роль родителя.

Восьмая стадия - умиротворение - отчаяние (старость). Это стадия угасания, когда человек осознают свою жизнь, подводит итоги, передает накопленный опыт.

В случае успешного прохождения всей стадий человек воспринимает свою жизнь как целостность всех этапов.

Теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже

Согласно теории Ж.Пиаже, можно выделить несколько этапов когнитивного развития, каждый из которых предполагает формирование новых навыков. Эти этапы проходятся детьми в строгой последовательности, но с разной скоростью и итогами.

Джордж Герберт Мид (1863-1931) разработал теорию социального поведения, чтобы объяснить, как социальный опыт формирует личность человека. Его подход напоминает подход Джона Б. Уотсона, описанный ранее. Оба рассматривали силу влияния окружающей среды на поведение. Но если Уотсон сосредоточил все свое внимание на явном поведении, то Мид изучала внутреннее мышление, определяющее человеческие качества.

Во-первых, самость развивается только в присутствии социального опыта. Он не является частью организма и не присутствует при рождении. Мид отвергла представление о том, что личность контролируется биологическими силами (на чем настаивал Фрейд) или связана с биологическим созреванием (как утверждал Пиаже). По Миду, самость развивается только через взаимодействие человека с другими людьми. В отсутствие этого, как мы видели на примере изолированных детей, тело растет, но самость не появляется.

Во-вторых, социальный опыт — это обмен символами. Только люди используют слова, движение кисти или улыбку для создания смысла. Мы можем дрессировать собаку, поощряя правильное поведение, но животное не придает значения своим действиям. С другой стороны, люди находят его, представляя себе намерения, лежащие в основе определенного поведения. Другими словами, собака реагирует на то, что вы делаете, в то время как человек реагирует на то, что происходит у вас в голове. Так, собаку можно научить выходить в коридор и брать зонтик. Но собака не знает о намерении: если она не может найти зонтик, у нее не будет человеческой реакции искать пальто вместо зонтика.

Благодаря чему человек является субъектом социализации?

Человек как субъект социализации: человек становится полноправным членом общества, является не только объектом, но прежде всего субъектом социализации, усваивает социальные нормы и культурные ценности, проявляет активность, саморазвивается и реализует себя в обществе.

Основой для рассмотрения личности как субъекта социализации является концепция американских ученых Ч. Кули, У. И. Томаса и Ф. Знанецкого, а также Дж. Г. Мид.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий придерживались позиции, что социальные явления и процессы следует рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что при изучении той или иной социальной ситуации необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, вовлеченных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Идеи C.X. Кули, У.И. Томас, Ф. Знанецки и Дж.Г. Мид оказали сильное влияние на изучение человека как субъекта социализации, на разработку концепций социализации в рамках субъект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии образования (1985) утверждают, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникативного взаимодействия между обществом и индивидом.

Человек объективно становится субъектом социализации, потому что на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе ему приходится решать задачи, которые он ставит перед собой более или менее осознанно, но чаще бессознательно, то есть проявляет свою субъектность (позицию) и субъектность (индивидуальное своеобразие).

Самопреобразование личности в процессе социализации: личность не остается пассивной в процессе социализации (как спонтанной, так и относительно направленной и относительно социально контролируемой — воспитания). Он проявляет определенную активность не только как субъект социализации, но и как ее объект и даже как жертва.

В каждой из этих ипостасей он может чувствовать или осознавать необходимость или желание изменить что-то в себе, чтобы

Чтобы лучше соответствовать ожиданиям и требованиям общества, как позитивным, так и негативным (в объектной ипостаси);

В какой-то степени противостоять требованиям общества, более эффективно решать проблемы, возникающие в своей жизни, и проблемы своего времени (в предметной роли)

избежать или преодолеть те или иные опасности, не стать жертвой каких-то неблагоприятных условий и обстоятельств социализации

То есть в процессе социализации человек меняется в ту или иную сторону.

Самоизменение — это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека стать другим (редко — полностью, обычно — частично).

Усилия могут быть направлены на изменение: внешности и физических характеристик; личностных характеристик; интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной и социальной сфер (знания, навыки, ценности, установки и т.д.). ); сценарии поведения; стиль и (или) образ жизни; отношение к себе (самооценка), отношение к себе (самоуважение, самопринятие), отношение к миру (мировосприятие, мировоззрение — образ мира), отношение к миру (аспекты и способы самореализации и самоутверждения).

Дж. Г. Мид

Человек как объект социализации.

Каждый человек, особенно в детстве, подростковом и юношеском возрасте, является объектом социализации. Это проявляется в том, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно освоил роли мужчины или женщины (гендерная социализация), создал стабильную семью (семейная социализация), мог и хотел компетентно участвовать в общественной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и так далее.

Следует помнить, что не только общество в целом, но и определенные группы и организации предъявляют требования к человеку в том или ином аспекте социализации. Характеристики и функции тех или иных групп и организаций определяют специфический и не идентичный характер этих требований. Содержание требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Во многом взгляды Э. Дюркгейма легли в основу разработанной Талкоттом Парсонсом детальной социологической теории функционирования общества, которая, в частности, описывает процессы интеграции человека в социальную систему.

Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социализации. До сих пор многие из них рассматривают человека только как объект социализации, а саму социализацию — как субъект-объектный процесс (причем в качестве субъекта выступает общество или его составляющие). В концентрированном виде этот подход можно найти в типичном определении социализации из Международного словаря педагогических терминов (G. Terry Page, J.B. Thomas, Alan R. Marshall, 1987): «Социализация — это процесс приобретения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворяющих отношений с другими людьми.

Осмысление культуры в теории символического интеракционизма

По мнению самих американских социологов, символический интеракционизм пытается описать человеческие взаимодействия и общество в терминах адаптации и неадаптации к другим игрокам в игре. Поскольку в играх есть правила, культурные социологи этого направления фокусируются на том, как игроки, в зависимости от хода взаимодействия, создают, поддерживают и понимают правила игры.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: