Основание морали медицина кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема № 1. ЭТИКА. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.

Этика как научная дисциплина отвечает на вопрос о том, на какие нормы и цели или ценности люди должны ориентировать свою деятельность.

Мора́ль ( лат. moralitas , термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции , негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле , а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действия человека в обществе с помощью норм.

Нравственность -система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности . По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести , добра и зла , сочувствия , дружбы , смысла жизни , самопожертвования . Выработанные этикой понятия — милосердие , справедливость , дружба , солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует.

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Основные проблемы этики

Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков

Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья

Классификация этических ценностей

Всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели , то есть самореализацию . Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины . Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

Согласно ученику Платона Аристотелю , цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности — своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов.

Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики.

Функции этики:

В этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века.

Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев

2. Медицинская этика.

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача.

Этапы развития медицинской этики:

Принципы медицинской этики: справедливость, благодеяние, непричинение зла

Первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с “формирующийся медицины” и завершился появлением трудов греческих философов.

Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли:

Основной принцип Сократа тождество добродетели со знанием. Добродетель есть знание или мудрость.

- Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор “Никомаховой этики”, “Большой этики”.

Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном, о добре и зле, об идеалах.

Одним из самых древних медико- этических документов является “Клятва Гиппократа”.

Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский.

Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства . Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы.

2. II этап развития Медицинской этики – это становление монотеистических религий (буддизм, христианство, ислам).

3. III этап развития Медицинской этики – это создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации.

В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно , достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе.

Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г . Выпускники медицинских факультетов давали так называемые факультетское обещание, текст которого обычно являлся вариантом клятвы Гиппократа.

В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге “Медицинская этика” изложил “свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношению к аптекарям, в случае которые требуют знания законов”(1803).

4. IV этап развития Медицинской этики- Деонтологический этап

Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики , в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований.

Иеремия Бентам - британский юрист и мыслитель (первая треть 19 века) является виднейшим представителем утилитаризма В основе его этической теории лежит принцип полезности.

Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов.

Бентам составил своего рода шкалу – “лестницу удовольствий” и “лестницу страданий”, с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: “ И удовольствие, и боль мы можем “сосчитать”. Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты.

5. С 70х годов XX столетия начался новый V этап развития медицинской этики - биоэтика.

Биоэтика возникла из соединения философии и медицины, но превратилась в практическую философию, дающую возможность мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти.

Принципы биоэтики – соблюдение:

- свободы воли и выбора,

Исторические модели моральной медицины:

Модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

Круговой поруке, царившей тогда в медицинском мире, он противопоставил другие принципы:

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом .

В 19-20 вв. огромный вклад в развитие медицинской этики внес Анатолий Федорович Кони (выдающийся судебный деятель России конца XIX начала XX века, ученый-юрист). А. Ф. Кони обладал энциклопедическими знаниями в области русского и зарубежного права, истории, философии, медицины, психологии. Один из аспектов его деятельности являлась разработка нравственно-этических принципов врачебной деятельности, в частности вопрос врачебной тайны.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

1. Научный раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников

2. Практическая область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности

Основные аспекты медицинской этики:

• медицинский работник и общество;

• нравственные качества и внешний вид медицинского работника;

• медицинский работник и пациент;

• медицинский работник и родственники пациента;

• взаимоотношения представителей медицинских профессий;

Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Собственно, сама профессия выросла из желания женщины помочь больному или раненому человеку. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными.

И поэтому когда в середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками), в основу их профессии легли те же этические принципы.

Биомедицинская этика — это общее понятие, включающее многообразие многовекового врачебного нравственного опыта от этики врача Гиппократа до ее современной формы — биоэтики.

Биомедицинская этика — это профессиональная этика всех, кто работает в медицине и здравоохранении. Биомедицинская этика изучает отношения между людьми в системе здравоохранения, а также систему норм, ценностей и обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку.

В силу этого предмет биомедицинской этики — это вопросы: как реали­зовывать ценности милосердия, заботы, справедливости, сочувствия, спа­сения жизни, добра и любви в практике врача; как в сложных ситуациях клинической или исследовательской работы поступать врачу морально; каким надо быть, чтобы быть врачом?

Таким образом, биомедицинская этика — это прикладная этика, кото­рая на основе моральных принципов решает задачи установления таких отношений с пациентом, которые обеспечивали бы веру в лечение, дове­рие к врачу пациента и общества.

Биомедицинская этика и медицинское право

Биомедицинская этика и медицинское право — две основные формы современного регулирования медицинской деятельности. Они, безусловно, связаны между собой. Что их отличает и что объединяет? Почему врачу недостаточно руководствоваться только одним способом регулирования медицинской деятельности: только медицинским правом либо только биомедицинской этикой ?

Число нормативно-правовых документов, регулирующих медицинскую деятельность, растет. Вместе с этим встает и вопрос о соотношении биоме­дицинской этики и медицинского нрава, который непосредственно связан с принципиальными различиями, существующими между моралью и пра­вом.

Мораль и право

Вопрос о различии морали и права как форм регулирования медицин­ской деятельности следует отличать от современной проблемы содержа­тельного соответствия норм права и принципов морали.

Практика регулирования человеческих отношений свидетельствует, что мораль и право, в частности, нормы и принципы биомедицинской этики (БМЭ) и медицинского права (МП) находятся между собой в слож­ных отношениях, систематизация которых необходима для четкой согла­сованности между собой требований закона, ведомственных приказов и инструкций, с одной стороны, и требованиями профессиональной этики и морали — с другой.

Однако помимо единства можно увидеть и отличия правовых норм от моральных ценностей (рис. 1.3).

Формы взаимоотношений этики и права

Рис. 1.3. Формы взаимоотношений этики и права

Общество — это сложный организм, который нуждается в систематиче­ском совершенствовании правового регулирования разнообразных интере­сов и отношений его членов.

Совершенствования и приведения в соответствие с существующими традиционными для общества моральными нормами требуют в настоящее время следующие положения российского законодательства:

  • принцип презумпции согласия в трансплантологии (в США, напри­мер, законодательно действует противоположный принцип: презумпция несогласия, означающий, что без юридически оформленного согласия человека после его смерти врач не имеет права производить забор органов и (или) тканей, что исключает любую форму проявления насилия);
  • неограниченное допущение искусственного прерывания беременности;
  • непризнание права на жизнь не родившегося человека;
  • допущение клонирования (терапевтического);
  • допущение использования методов ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) для несупружеских пар и одиноких людей;
  • допущение суррогатного материнства за материальное вознаграждение;
  • отсутствие запрета на использование эмбрионов человека для извле­чения стволовых клеток.

История свидетельствует, что задолго до возникновения правового регулирования отношений медика с пациентом они регулировались лич­ными нравами врача и обычаями. Обычаи были непосредственно связаны с неписаными моральными мотивами оказания медицинской помощи. Мораль как социальный регулятор медицинской деятельности представ­ляет собой правила поведения, которые устанавливаются в обществе при­менительно к медицине в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости. Нормы морали обеспечиваются и охраняются внутренними убеждениями людей и силой общественного мнения. Весьма долгое время нормы морали были основным, а нередко и единственным регулятором взаимоотношений врачей и их пациентов, а также определяющим мотивом профессиональной деятельности меди­ков. И сегодня существует мнение о ведущей роли моральных ценностей в оценке профессиональных поступков медиков.

Противопоставление морали и права или преуменьшение роли одного из них представляется необоснованным, так как норма морали — это идеальное основание, образец, эталон поведения, в то время как норма права — правило поведения, служащее достижению такого образца. Напри­мер, уголовная норма о неоказании помощи больному (ст. 124 УК РФ) слу­жит высокому идеалу милосердного медицинского работника. Ценности морали, их внешнее достижение обеспечиваются правовыми средствами: запретами, дозволениями, требованиями и др. (рис. 1.4).

Поступки врача в координатах морали и права

Рис. 1.4. Поступки врача в координатах морали и права

Необходимо отметить, что соотношение норм права и морали в струк­туре социальной регуляции медицинской деятельности должно существо­вать в непротиворечивом взаимодействии. Это определяет, что этическая экспертиза — это обязательное основание разработки новых законопроек­тов, принятия и действия законов, регулирующих медицинскую деятель­ность.

БМЭ и МП — две основные формы регулирования отношений в системе здравоохранения. Гармоничное соотношение БМЭ и МП — одно из усло­вий обеспечения нравственного здоровья общества.

Принципы деонтологии в медицине

Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.

Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.

Принципы деонтологии в медицине

У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.

Принципы деонтологии в медицине изображение

В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников картинка

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

Принципы этики и деонтологии медицинских работников снимок

Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.

Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.


Этика — философская дисциплина, предметом исследования которой является мораль. А мораль в свою очередь, это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Эти два термина в обществе сливаются в один и обеспечивают равновесие, спокойствие в мире, следят за порядком во всех сферах деятельности людей, не давая им выйти за границы дозволенности. Хотя очень часто в этих сферах возникают проблемы, которые надо устранять, и носят они названия моральные.

Можно рассмотреть эти примеры в одной из самых распространенных сферах деятельности людей – медицина.

Медицина — раздел биологии, изучающий диагностику, лечение и профилактику заболеваний, способы сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.

Основные моральные проблемы медицины:

Коммерциализация медицины. Высокая стоимость процедур;

Проблема коррупции во врачебной деятельности;

Проблема конфиденциальности и анонимности доноров и суррогатных матерей;

Проблема самоидентификации детей и родителей;

Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.

Множество этических коллизий связано и с оплатой труда врачей, и с сохранением врачебной тайны, и с трансплантацией органов, и со многими другими аспектами врачебной деятельности.

Морально-этические проблемы в медицине имеют глубокие логические и исторические корни. Они определяются, прежде всего, теми вечными проблемами, которые составляют сущность мировоззрения медиков – их отношение к жизни, здоровью и смерти. А в философско-моральном плане проблема, например, страдания человека, занимала мысли философов и медиков практически на протяжении всей истории развития культуры. Так, Аристотель называл страдания важнейшим фактором испытания мужества индивида.

Впоследствии многие философы (Ф.Бэкон, И.Кант и многие другие) учили людей искусству избавления от страданий.

Читайте также: