Скульптура эпохи возрождения кратко

Обновлено: 06.07.2024

Скульптура Ренессанса — один из важнейших видов искусства Возрождения, достигший в это время расцвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом — ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью. Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры, скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельное значение.

Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку.

Андреа Верроккьо;
Бесерра Гаспар;
Нанни ди Банко;
Башелье Николя;
Санти Гуччи;
Никколо ди Донателло;
Джамболонья;
Дезидерио да Сеттиньяно;
Якопо делла Кверча;
Арнольфо ди Камбио;
Микеланджело Буонаротти;
Ян Пфистер;
Лука Делла Роббиа;
Андреа Сансовино;
Бенвенуто Челлини;
Доменико Фанчелли

Наиболее известные скульпторы эпохи Ренессанса:


Микеланджело Буонаротти;


Донателло


Бенвенуто Челлини.

БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ (1500-1571)- итальянский художник, крупнейший
скульптор и ювелир периода маньеризма, занимательный писатель.



Андреа дель Верроккьо (1435- 1488), Давид, 1473.


Андреа дель Верроккьо. Конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони


Донателло, Давид. 1430-1440 гг.


Персей. 1545-1554. Бенвенуто Челлини.



"Медальон с Леда и лебедь"
,1520 ,золото, диаметр 3,8 см ,Национальный музей дель Барджелло,
Флоренция


Давид. 1501-1504, Микеланджело Буонаротти

Стиль барокко был распространен в Европе в XVII-XVIII веках. Он оказывал свое влияние на многие виды искусства: музыку, архитектуру, живопись и скульптуру. Наш топ 10 самых известных скульптур в стиле барокко расскажет о десятке статуй, созданных в ту эпоху.


Джованни Лоренцо Бернини







Эта скульптура была вырезана из дерева, которое позже было окрашено. Точная дата создания этой статуи неизвестна, но предполагается, что Монтаньес работал над ней после 1605 года. Эта деревянная скульптура обладает впечатляющими размерами: ее высота составляет 190 см


Эта скульптура была создана Бернини в 1647-1652 годах. Сейчас она находится в Санта-Мария-делла-Виттория. Скульптура изображает святую Терезу, которую посетило видение ангела с копьем из золота. Статуя настолько реалистична, что кажется, будто любой звук и движение могут разбудить спящую женщину.


Характеристики



Скульптура эпохи Возрождения взяла за основу и модель произведения классической античности и их мифологию , с новым видением гуманистической мысли и роли скульптуры в искусстве. Как и в греческой скульптуре, натуралистическое изображение обнаженного человеческого тела искали с помощью высокосовершенной техники благодаря тщательному изучению анатомии человека . В Италии в равной степени сосуществовали светские и религиозные темы; не так в других странах, таких как Испания и Германия, где преобладала религиозная тема. [ 4 ]

Человеческое тело представляло собой абсолютную Красоту , математическое соответствие между частями которой было хорошо определено, а контрапост постоянно использовался от Донателло до Микеланджело. Именно в это время было практически дано освобождение скульптуры от архитектурной рамы, рельефы были выполнены с соблюдением правил перспективы , а персонажи показаны с драматическими выражениями, что привело к ощущению великой terribilita в чувствах, выставленных напоказ в изображении. скульптуры Микеланджело , как в лице его Давида . [ 5 ]

Основополагающую роль играла фигура покровителя , представленная церковью и деятелями дворянства, получавшими своим покровительством общественный авторитет и политическую пропаганду, и охватывала все темы: религиозную, мифологическую, бытовую, портреты персонажей и т. д. [ 6 ]

С Ренессансом вновь появилась греко-римская глиптика , почти полностью забытая в Средние века в работе по тонкому камню (за исключением некоторых образцов византийского искусства), а с XVI века драгоценные камеи классического вкуса, столь совершенные, что , временами путаюсь с древними. Однако использование тонкой резьбы по камню, столь любимой греческой и римской цивилизациями, почти не было восстановлено . Эти небольшие рельефы послужили моделью, однажды увеличенной, для украшения скульпторами больших медальонов для дворцов в Италии и Франции. [ 7 ]

Материалы

В скульптуре эпохи Возрождения использовались все виды материалов, в основном мрамор , бронза и дерево . Бронза конкурировала с мрамором в основном в погребальных памятниках, фонтанах и небольших скульптурах для внутреннего убранства, а также в конных статуях, таких как статуя кондотьера Коллеони в Венеции . Репродукции бронзовых статуэток широко использовались в эпоху Возрождения из-за большого количества коллекционеров. Во Флоренции это были Антонио Поллайоло ( Геркулес и Антео ) и Андреа дель Верроккьо ( Крылатый мальчик с рыбой ). ) инициаторы по заказу Медичи . Из мастерской Леонардо да Винчи сохранились небольшие бронзовые изделия с изображением вздыбленного коня высотой 23 см . [ 8 ] Скульптор из Мантуи Пьер Якопо Алари Бонакольси по имени Антико поселился в Риме, чтобы выполнять бронзовые сокращения древних мраморов. [ 9 ]

Древесина использовалась в таких странах, как Германия и Испания , где глубоко укоренились большие лесные богатства и традиционная работа с полихромным деревом ; его использовали при исполнении религиозных образов, запрестольных образов и алтарей. [ 10 ]

Терракота использовалась как самый дешевый материал; Использовалась терракота в естественном цвете и полихромии, как та, которую использовали Антонио Росселлино и его ученик Маттео Чивитали в Богородице Благовещения в церкви Слуг Лукки . Итальянский художник Пьетро Торриджано изготовил в Испании несколько полихромных глиняных скульптур, некоторые из них хранятся в Музее изящных искусств в Севилье . [ 11 ] Лукке де ла Роббиа , который следовал стилю Донателлиана, приписывают изобретение эмалированной глины, которую он использовал в скинии . Санта-Мария-Новелла из Флоренции в сочетании с мрамором для придания цвета работе, а затем в тондо и Мадоннах ; его мастерская, за которой последовал его племянник Андреа делла Роббиа , изготовила большое количество эмалированных терракотовых работ, которые распространились по всей Европе. [ 12 ]

Техники


Похищение сабинянок работы фламандского скульптора Джамболоньи, где композиция изображена в спиральном движении.

Техника резьбы по мрамору была восстановлена ​​во времена Возрождения с тем совершенством, которое она имела в классический период. Начиная с эпохи Возрождения, для удаления камня на определенную глубину использовалась ручная дрель или трепан . Этот инструмент использовался независимо от того, была ли скульптура выполнена прямой резьбой, как это иногда делал Микеланджело , или если использовались прошлые точки модели, сделанной в гипсе, как обычно делали такие художники, как Джамболонья , чьи точки отмечены на многих из них. его скульптуры. Донателло использовал греческий метод обработки блока по кругу, однако Микеланджело вырезал его сбоку. [ 13 ] Вот как описал это Бенвенуто Челлини :

Лучший метод, который когда-либо использовал Микеланджело; нарисовав основную перспективу на блоке, он начал отрывать мрамор с одной стороны, как будто собирался работать над рельефом и таким образом шаг за шагом нарисовать полную фигуру. [ 14 ]

Для работ из бронзы необходимо было предварительно выполнить работу из глины или воска для последующего литья ; После этого его выточили, чтобы убрать возможные дефекты литья, отшлифовали поверхность абразивами и добавили патины на вкус скульптора. [ 13 ]

Резьба по дереву, применявшаяся в основном в Северной Европе и в Испании, могла также осуществляться прямой резьбой на чурбаке с выполнением небольшого эскиза для вашего ориентира или по предыдущей модели в гипсе или глине, а также сквозным точки как в мраморе. [ 13 ]

Сочинение

Эпоха Возрождения приняла основные элементы, описанные Витрувием , который считал:

. что пропорции человеческой формы должны были служить образцом пропорций человеческих творений. Так как природа устроила человеческое тело таким образом, что его члены должным образом пропорциональны фигуре в целом; По-видимому, у древних были веские основания для своего правила, которое гласит, что в совершенных зданиях различные элементы должны сохранять точно симметричные отношения с общей схемой в целом.



В рельефе архитектура и недавно приобретенные законы перспективы использовались для составления фондов изображений, как в знаменитых Воротах Рая Гиберти или в рельефах с техникой stiacciato для алтаря Святого Антония в Падуе, сделанных Донателло. . Архитектурные сооружения были созданы в качестве фона, как это делал Джотто в своих проторенессансных картинах. Некоторые итальянские бронзовые лауды были перевезены в Испанию, например, найденный в соборе Бадахоса Лоренцо Суаресом де Фигероа. [ 18 ]

Фламандская скульптура вместе со скульптурой германских стран была развита с реализмом, который ценился во всех декоративных деталях, где скульптурная работа была представлена ​​почти как работа ювелира, которая применялась на больших алтарях из дерева. Также в Испании готико-фламандское влияние наряду с итальянским было собрано в рельефах, таких как рельеф одной из дверей собора Барселоны , выполненный фламандским скульптором Майклом Лохнером и Бартоломе Ордоньесом . Итальянский стиль в ретрохоре того же собора. Рельефы вокруг саркофагов изображали сцены из жизни умерших: их жизнь, чудеса и мученичество, если они были религиозными, или изображения сражений и военных событий, если они были фигурами знати. Погребальные памятники развивались в разных фазах композиции, от традиционной структуры погребальной плиты или статуи одинокого лежащего в своем саркофаге, использовавшейся в средние века, до примыкающих гробниц, обрамленных архитектурными элементами в виде триумфальной арки. , и с результатом, подобным алтарю, где на центральной улице обычно находилась урна с фигурой лежащего на ней и аллегорическими фигурами на боковых улицах. Наконец, они проводились с изображением умершего в молитвенной позе, типичной для Испании и Франции. [ 19 ]

Конная статуя в натуральную величину из бронзы уже была обработана римскими скульпторами, такими как Марко Аурелио , который тогда находился в Сан-Хуан-де-Летран ; также бронзовые лошади Святого Марка Венецианского служили моделями для итальянского Возрождения и могут считаться источником вдохновения для Гаттамелаты Донателло и Коллеони Верроккьо . Исследования Леонардо да Винчи привели к изменению изображения лошади, которая была поставлена ​​на дыбы и готова наброситься на врага; идея, вероятно, была взята из древних рельефов саркофагов. [ 22 ]

Итальянская скульптура

Историография делит этот период между 15 и 16 веками на два этапа, получивших название кватроченто и чинквеченто .

Эль Кватроченто Флорентийские эскульторы


В то время как в остальной Европе готическое искусство все еще преобладало , в Италии кватроченто или раннее Возрождение началось в 15 веке . Это момент торжества Человека и Природы. Скульптура опережает архитектуру и живопись, быстро развивается. Его предшественники имели место на юге Италии, при дворе Фридриха II , под защитой которого родилась художественная школа, которая уже принесла ожидаемые огни того, что будет Ренессансом 15-го века. Это был регион Тоскана в течение предыдущего тринадцатого периода, который унаследовал этот новый способ создания скульптуры в фигуре Николаса Пизано , за которым последовал его сын. Хуан Пизано , а позднее Андреа Пизано (первые бронзовые двери баптистерия Флоренции ) и Нино Пизано .


Николас Пизано (этим прозвищем он подписывал свои работы), которого звали Николас де Апулия, приехал из этого региона южной Италии (называемого по-испански Апулией ), чтобы поселиться в Пизе (Тоскана). В Пизе (как и в большинстве регионов Европы) все еще сохранялось романское искусство, и начала использоваться готика. Николасу Пизано было поручено вырезать кафедру в баптистерии собора в этом городе . Он сделал это, следуя новым тенденциям, усвоенным в Апулии, особенно подчеркивая классическую форму обнаженного Геракла. Эта работа, кафедра, считается предшественником итальянского Возрождения. [ 23 ]

После этих предшественников это будет город Флоренция (процветающий город на данный момент, с могущественной семьей Медичи, покровителями и пропагандистами искусства), который занимает центральное место в фигуре своего лучшего представителя: Лоренцо Гиберти . С этого момента не будет обнаружено ни намека, ни средневекового балласта. Флорентийская скульптура будет доминировать в портретном бюсте, всаднике, рельефе и круглой выпуклости в течение полутора веков. Материалом, используемым преимущественно в этот период, был мрамор , за которым последовала бронза .

Гиберти , Донателло и Якопо делла Кверча как лучшие, за которыми следуют делла Роббиа , Верроккьо , Антонио Поллайоло и Агостино ди Дуччо , сформировали группу великих скульпторов флорентийской школы кватроченто.


Этот этап кватроченто начался со скульптурной работы над рельефами на дверях баптистерия во Флоренции Лоренцо Гиберти, молодым скульптором двадцати с небольшим лет. В баптистерии уже были две двери, вырезанные Андреа Пизано в 1330 году, а в 1401 году был объявлен конкурс на оставшиеся две двери. Соревнование выиграл Гиберти (в соревновании с Брунеллески ), закончивший первые из двух ворот в 1424 году; его работой восхищались и высоко ценили, поэтому город заказал ему вторые ворота. Он потратил около двадцати лет, вырезая каждый из них; это было практически делом всей его жизни. Эта вторая дверь, сделанная Гиберти, и четвертая дверь баптистерия известны как Пуэрта-дель-Параисо , названная в честь Микеланджело . и считается одной из вех кватроченто.

Вторым великим скульптором этого периода был Донателло , на десять лет моложе Гиберти. Он был гораздо более разносторонним в своей работе, уделяя особое внимание человеческой фигуре. Донателло считается в истории искусства предшественником Микеланджело и, по правде говоря, является самостоятельным, пламенным и реалистическим художником. Его наибольший интерес представляла человеческая фигура в разном возрасте, охватывающая всевозможные типы, разнообразные жесты и выражающая в его творчестве самые разнородные душевные состояния. С другой стороны, Донателло считается большим знатоком детских проблем, особенно в выражении детской радости (трибуны соборов Флоренции и Прато ). ). В круглой скульптуре Донателло разложил ренессансный портрет бюста, разрезанного горизонтально поперек груди, а не на пьедестале (как это было принято в римской скульптуре). Примеры: бюст Антонио де Нарни с большой камеей на шее; Терракотовый бюст Сан-Лоренцо в образе молодого дьякона в Старой ризнице Сан-Лоренцо. во Флоренции. Такой способ изображения портретных бюстов был перенят скульпторами эпохи Возрождения и просуществовал почти до эпохи барокко. В 16 веке бюст удлинили до обрезания в талии. Также в круглой скульптуре Донателло был предшественником фигуры верхом на лошади (из бронзы) в знак уважения к великому персонажу, расположенной в центре общественной площади. Первая конная статуя Донателло была известна как Гаттамелата ( кондотьер Эразмо де Нарни ). [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]


Якопо делла Кверча (умер в 1438 г.) — третий великий скульптор этой флорентийской школы и единственный из этой группы, который является уроженцем не Флоренции, а Сиены . Он принадлежит к поколению Гиберти. Его стиль напыщенный и массивный, в отличие от детального стиля Гиберти. Его шедевром был центральный портал Сан-Петронио в Болонье, строительство которого началось в 1425 году. Это серия рельефов, представляющих Бытие и детство Иисуса, с бюстами пророков и изображением Богородицы Сан-Петронио. В его рельефах преобладают монументальность и обработка геркулесовых обнаженных тел, предвосхищающих стиль Микеланджело. Якопо делла Кверча – автор фонтана Гайя . из Сиены, из гробниц Иларии дель Каретто в Луке и Галеаццо Бентивольо в Болонье.

Семейную группу Роббиа возглавляет Лука делла Роббиа (умер в 1482 г.), который почти полностью посвятил себя трактовке детства и юности женской фигуры. Лука создал школу, в которой ввел технику глазурованной глины, которая проявлялась в самых разнообразных сюжетах, от небольшого рельефа до запрестольного образа с обильными фигурами. Он также работал с мрамором и бронзой. Андреа делла Роббиа , племянник Луки, был самым одаренным из его последователей. [ 27 ] Он является автором тондо (круглых медальонов) детей, вырезанных в Spedale degli Innocenti. из Флоренции. Последним из группы был Джованни делла Роббиа, который был не только скульптором, но и декоратором, а иногда и гончаром. [ 28 ]


Скульптура Ренессанса - один из важнейших видов искусства Возрождения, достигший в это время расцвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом - ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.

Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры, скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианства и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов. Значительно изменяется характер декоративного рельефа, образные возможности которого расширяются в связи с использованием приемов живописно-перспективного изображения и новых материалов, в частности полихромной керамики.
Скульптура раньше живописи прочно встает на новый путь развития, что объясняется тем местом, которое она занимала в средневековых культовых сооружениях. При больших постройках создавались мастерские, которые готовили скульпторов-декораторов, проходивших здесь хорошую подготовку, знакомясь с архитектурой, со строительным и ювелирным делом. Все эти познания помогали в работе над монументальной пластикой, отличавшейся особой тщательностью исполнения.

Проторенессанс.
Новые художественные искания в скульптуре наметились прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (1220-1278 или 1284)
Шестигранная мраморная кафедра (1260), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла не ее дальнейшее формирование. Кафедра из трех видов (оттенков) мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение. По средневековой традиции на парапетах (стенках) представлены сюжеты из жизни Христа. Между ними - фигуры пороков и аллигорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.


Кафедра баптистерия в Пизе

Главное достижение в том, что он сумел придать формам объемность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью.

Особое место в итальянской скульптуре принадлежит Джованни Пизано (сын Никколо Пизано) (1245-1314). Он создает кафедры для соборов и церквей, статуи святых, пророков, Мадонн. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Совместно с отцом и Арнольфо ди Камбио он создает фонтан Маджоре в Перудже. Грани и ребра верхней чаши украшены 24 скульптурами. На гранях нижней - 50 барельефов. Чаши выполнены из белого и розового мрамора. Над ними возвышается третья чаша, отлитая из бронзы. Фонтан обнесен металлической решеткой.

Fontana Maggiore, Perugia.jpg
Фонте Маджоре в г.Перуджа (1275-1278)
С 1287 по 1296 гг. Джованни исполнял должность главного архитектора кафедрального собора в г.Сиена. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство.


Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистойе

XV век был периодом глобального изменения в искусстве. Художники стараются возродить традиции прошлого, основы их программы - открытая перспектива и законы пропорций. Античность воспринимается не как набор образцов для подражания, а как историческое осознание прошлого и его неизбежной связи с настоящим. Ренессансный человек желал отринуть наслоившиеся традиции (готические, византийские) и вернуться к древнеримской доблести, древнему классическому источнику.

Раннее Возрождение.
Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло. Его скульптуры "оторвались" от стен (до этого в основном скульптура была представлена, как рельеф и барельеф, как украшение здания).
Донателло (Флоренция) (около 1386 -1466) - итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.


Святой Марк.
Donatello - David - Florença.jpg
Давид. 1440г. Флоренция
Этот первый конный памятник в искусстве Возрождения, посвященный выдающейся личности, получил совсем иную, чем в античности, трактовку. Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. В его лице, умном и суровом, - черты несомненного портретного сходства, выражение непреклонной воли и энергии

Статуя Гаттамелаты (1447-1453). Падуя

Андреа дель Верроккьо (1435- 1488) - итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо.

Скульптура Давид - фигура не застыла, наоборот, характеризуется полной раскованностью. Тело слегка повернуто, тяжесть перенесена на одну ногу.


Давид, 1473
Верроккио было уже пятьдесят лет и он работал над своей последней и самой значительной скульптурой - конным памятником кондотьеру Бартоломео Коллеони, который и доныне стоит в Венеции. Всадник, на лице которого, по словам Шелли, застыла "усмешка холодного превосходства", легко касается рукой поводьев и, кажется, сдерживает животное только могучей силой своей воли. Мускулы ног коня так напряжены и вырисовываются таким выпуклым рельефом, что кажется, будто с него содрана шкура, - свидетельство интереса Верроккио к новой науке - анатомии, которая начинала расцветать как раз в это время. Верроккио работал над своей замечательной статуей, наверное, лет десять, но так и не увидел ее на пьедестале: он умер в Венеции, когда ему было всего пятьдесят три года. Отливку его шедевра закончил Алессандро Леопарди, добавивший статуе несколько декоративных деталей и свою подпись.

Конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони

Высокое Возрождение ("Чинквеченто").


Стремительное развитие искусства, и скульптуры в частности, происходило на рубеже 15 и 16 веков, когда большое строительство развернулось в Риме, Флоренции, Венеции и других крупных городах Италии. Этот период связан, в первую очередь, с именем Микеланджело.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (1475- 1564)- итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Микеланджело прославился своими скульптурами, украшающими Ватикан, Рим, Флоренцию. Герои гения страдают, размышляют, ликуют. В них столько содержания, энергии и глубины, что любование великолепными работами гения не прекратится, вероятно, никогда.
Картины и скульптуры Микеланджело Буонаротти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его работы прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

Работы гениального мастера восхищали современников ничуть не меньше, чем современного зрителя. После того, как публика увидела скульптуру "Умирающий раб", в обществе поползли слухи, что был замучен натурщик, чтобы страдания можно было изобразить вернее.

Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора, одна из самых любимых работ самого скульптора. Известно, что автор постоянно возвращался к ней и доделывал на протяжении 30 лет. Фигура пророка обладает секретом, чтобы полностью понять задумку автора, нужно разглядеть фигуру со всех сторон. В этом случае зритель чувствует некое напряжение и энергию, исходящую изнутри скульптуры

Особенностью работ Микеланджело было то, что он участвовал в создании своих скульптурных шедевров на всех стадиях, начиная с выбора мраморной глыбы и перевозки ее до мастерской. Мастер никому не доверял даже простейших транспортировочных и погрузочных работ. Он словно уже в огромной глыбе видел свое произведение и уже относился к ней, как к хранилищу будущего шедевра.

Искусствоведы постоянно "находят" все новые работы скульптора, который никогда не считал нужным подписывать свои работы (подписал лишь одну). На сегодняшний день известно о 57 скульптурах Микеланджело, из которых около 10 безвозвратно утрачены.

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру.

Скульптура эпохи Возрождения

Рассматривая искусство скульптуры эпохи Возрождения, важно помнить, что мастера этого периода имели визуально осязаемые образцы классической греческой скульптуры — именно те произведения, которыми они восхищались.

Италия эпохи Возрождения (1400-1530 гг.)

В 15 в. Италия преимущественно состояла из множества региональных образований, в том числе герцогств Милана и Савойи, а также республик Венеции, Генуи, Флоренции и Сиены. Кроме того, Государства Церкви владели значительной частью Центральной Италии, а вся Южная Италия, включая Сицилию, принадлежала Неаполитанскому королевству. Этими общинами правили как монархи семьи и отдельные лица, многие из которых стали важными покровителями искусства эпохи Возрождения, включая искусство скульптуры и живописи.

Наиболее важные правящие семьи включали Сфорца и Висконти в Милане, Гонзаги в Мантуе, Монтефельтро в Урбино, Эсте в Ферраре и Модене, Малатеста в Римини, Бентивольо в Болонье и могущественную семью Медичи во Флоренции. В Ватикане в Риме среди понтификов, интересовавшихся изобразительным искусством, были Папа Сикст IV (1471-84), Папа Юлий II (1503-13), Папа Лев X (1513-21) и Папа Павел III (1534-49).

Общие характеристики скульптуры Ренессанса

Практически с самого начала скульптура, и живопись характеризовались индивидуализмом, поскольку прогресс все меньше и меньше отражался в школах и больше в творчестве отдельных художников. Не менее важной чертой искусства эпохи Возрождения был его натурализм. В скульптуре это проявилось в увеличении количества современных предметов, наряду с более естественным обращением с пропорциями, драпировкой, анатомией и перспективой.

Третьей особенностью было возрождение классических предметов и форм. С момента падения Рима в V веке Италия никогда полностью не забывала скульптуру Древней Греции. Так же нельзя было игнорировать видимую массу римских руин.

Возрождение классицизма в скульптуре началось примерно во времена Никола Пизано (около 1206–1278) и, хотя и остановилось в 14 веке, продолжалось на протяжении всего 15 века. Да, готические традиции сохранились до значительной части кватроченто (Раннего Возрождения), но обычно предполагали что-то от классической манеры. Классицизм полностью захватил власть только в период Высокого Возрождения (1490-1530). Следует подчеркнуть еще один последний момент. Искусство итальянского Возрождения было, прежде всего, религиозным. Возможно, меньше, чем в романский или готический периоды — в конце концов, Европа становилась все богаче, — но христианство оставалось доминирующей силой в жизни (и искусстве) как князей, так и нищих.

Виды скульптуры религиозная и светская

Спрос на скульптуру во времена 15-16 вв. оставался в основном церковным. Снаружи церкви украшались каменными изваяниями, причем не только вокруг дверных проемов, но иногда и весь фасад украшался рельефной скульптурой и статуями-колоннами. Между тем церковные интерьеры были заполнены мраморной скульптурой (кафедры, купели для крещения, скиния, важные гробницы, группы статуй) и резьбой по дереву (в частности, для хоров, статуэток, а также расписных алтарей в стиле поздней готики). Баптистерий собора и двери ризницы часто состояли полностью из бронзовой скульптуры, обычно барельефы.

Во внутренних стенах церквей эпохи Возрождения также располагались большие архитектурные гробницы, увековечивающие память светских правителей, генералов, государственных деятелей и философов, а также обычных кардиналов и епископов.

Скульптуры украшали дворцы и частные дома. Наиболее часто украшались дверные проемы, сады, приемные и внутренние элементы. Скульптурные произведения интерьера включали фризы, резные потолки, камины, статуэтки и бюсты, а внешние работы распространялись на горгулий, фонтаны, святыни, статуи, включая Мадонн и святых.

Темы, используемые в скульптуре, были очень похожи на те, что использовались в живописи раннего Возрождения. Сюжеты для церковных сочинений почти всегда взяты из Ветхого и Нового Завета Библии. Если Мадонна с младенцем — самый популярный сюжет, то среди других распространенных сюжетов были сцены из жизни Христа или Девы Марии, а также эпизоды из Книги Бытия.

Иногда в религиозную скульптуру вводились декоративные мотивы классического происхождения, но гораздо реже мифологические сюжеты, за исключением купидонов и путти. Однако во время живописи Высокого Возрождения предметы расширились, и это коснулось и скульптуры. Темы не церковной скульптуры могут включать сцены из классической мифологии, портреты или мотивы, связанные с соответствующим покровителем, а также библейские сюжеты.

Материалы и методы

Драгоценные металлы, такие как золото и серебро, меньше использовались в скульптуре, чем в предшествующий готический период. И хотя мастерские ювелиров продолжала обучать некоторых из лучших скульпторов и художников эпохи Возрождения, постепенно обучение становилось все более специализированным, поскольку различные дисциплины становились все более независимыми друг от друга, а влияние ювелира ограничивалось ремеслом работы по металлу.

Однако бронзе отводилась более важная роль, она использовалась сначала для рельефов, а затем для статуй и бюстов. Это было особенно популярно среди скульпторов эпохи Возрождения, как из-за его пластичности и долговечности, так и из-за его блеска при золочении. Неудивительно, что для проявления таких преимуществ потребовалось время, поскольку раннее литье из бронзы было грубым, а готовые изделия не были полностью отполированы. Но ко времени Высокого Возрождения эти трудности были преодолены и достигнута высокая степень технического совершенства.

В каменной скульптуре растущая изысканность и спрос на детали привели к значительному увеличению использования мрамора, а также других более тонких типов, таких как истрийский камень и песчаник Пьетра Серена. Белый каррарский мрамор, любимец Микеланджело, широко использовался в монументальной скульптуре, его цвет иногда смягчался воском. Детали статуй, включая волосы, украшения, а иногда и кожу, часто позолочены или раскрашены.

Терракота вошла в моду как дешевая альтернатива мрамору и, будучи покрытой глазурью, была столь же прочной. Ее также можно покрасить перед глазурованием для постоянного полихроматического эффекта. Она использовалась по всей Италии в 15 веке для алтарей, кафедр, купелей и других церковных принадлежностей, а также для многочисленных домашних применений. Еще более дешевым материалом, чем терракота, была прекрасная штукатурка из мраморной крошки и песка. И терракота, и лепнина стимулировали копирование древних шедевров самых выдающихся скульпторов античности.

Дерево было еще одним недорогим скульптурным материалом, но традиция резьбы по дереву в основном ограничивалась густыми лесными массивами, в частности, Австрийским Тиролем и Южной Германией, где ее виртуозно практиковали такие мастера, как Михаэль Пахер (1435-98), Тильман Рименшнайдер (1460-1531), Файт Штосс (1447-1533) и Грегор Эрхарт (1460-1540).

Независимо от того, работали ли они с камнем, бронзой или деревом, скульптурные техники, используемые скульпторами эпохи Возрождения, в целом были такими же, как и у греческих или римских мастеров. Использовались те же типы инструментов и использовались многие из тех же техник. Но дух Возрождения был гораздо более живописным. Например, письменный дизайн считался важным.

Кроме того, большое внимание было уделено перспективе, использованию множественных плоскостей и градаций рельефа. Более того, предварительные карикатуры, этюды и мелкомасштабные модели предполагаемой скульптуры из глины, дерева или воска могли быть выполнены мастером-скульптором достаточно далеко, чтобы их мог завершить из бронзы или мрамора ученик или другой мастер.

Читайте также: