Теория припоминания платона кратко

Обновлено: 02.07.2024

Человеческая душа обладает способностью улавливать неподвижное и вечное, непосредственно усматривать общее, то есть мир идей. Поэтому, путешествуя в поднебесной сфере в мире идей, свободная от тела душа получает знание о том, что такое сами по себе справедливость, рассудительность, красота и т. д. Истинное знание, согласно Платону, – это результат духовного созерцания идей, а не чувственного восприятия вещей. Чувственно воспринимаемый мир может быть только объектом мнения, так как конкретные вещи обладают лишь временным существованием.

Попав в человеческое тело, душа сохраняет подлинное знание об идеях. Правда, на земле это знание временно забывается. Впоследствии, пытаясь освободиться от тела, душа обращается к заключенному в ней истинному знанию. Вступая в контакт с миром и отталкиваясь от образов, доставляемых ей органами чувств, она извлекает из себя истину, вспоминая то, что видела в мире идей до своего воплощения в теле.

Получается, что человек, сущностью которого является душа, обладает прирожденным знанием. Поэтому познание есть анамнезис, или воспоминание души об увиденном ею в сверхчувственном мире. А значит, истинное знание не может быть усвоено внешним образом. Оно достигается только побуждением души к припоминанию. Платон основным способом побуждения души к припоминанию считал сократический метод – диалектическую беседу.

В теории познания Платон, как видим, придерживается традиции рационализма. Доставляемые органами чувств образы – лишь повод для припоминания истины. Истинное знание достигается разумом путем рассуждения. Только тот, кто способен преодолеть воздействие на него чувственно воспринимаемых вещей и избавить свою душу от телесного гнета, может обладать истинным знанием. Таков вывод Платона.

Истинное знание (эпистема) делится на дианойю – опосредованное рассудочное знание и ноэзис — беспредпосылочное интуитивное знание, то есть усмотрение разумом мира идей непосредственным образом.

Рассудок — это мышление, которое логически движется от мысленного образа вещи к выводу о ней. Рассудок – необходимая предпосылка разумного мышления. Если рассудок опосредован чувственными формами, то разум опирается только на самого себя. Разум — это мышление посредством только идей. Поэтому, согласно Платону, ноэзис – это высшая ступень познания истины, доступная только философам как любителям мудрости.

В свою гносеологию Платон внес и этический компонент. Причиной знания и познаваемости истины он считал высшее Благо, которое венчает иерархию идей и которое проявляется в различных идеях: и в идее истины, и в идее красоты. Таким образом, этику Платон ставил выше и гносеологии, и эстетики.

Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.

Теория припоминания. Платон отрицает происхождение понятий из опыта, путем обобщения данных органов чувств. Он не согласен, например, с теми, кто считает, что к идее равного приходят, наблюдая равные предметы, поскольку, в природе ничего равного нет. Все равное там лишь кажется таковым, возражает своим оппонентам Платон. А чтобы нечто могло нам представляться как равное, мы должны уже обладать идеей равенства: "Мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как впервые увидим равные предметы" - скажет в одном из своих диалогов Платон.

Но нахождению идей все-таки способствует созерцание вещей, которые, сами, будучи отражением идей в материи, напоминают об идеях как по сходству с ними, так и по различию. Например, об идее прекрасного напоминают по сходству прекрасные вещи, а по контрасту - безобразные. На припоминание идей наталкивает и противоречивость вещей. Любая вещь одновременно и больше и меньше: она больше относительно меньшей вещи, но меньше относительно большей и т. п. Отсюда возникает стремление выяснить, что такое "больше" и "меньше", составить себе обо всем этом понятие. По Платону же это - припомнить идеи большего и меньшего.

Итак, рациональная ступень познания предшествует, по Платону, чувственной, поскольку некогда душа непосредственно созерцала в своем умозрении идеи, общее (тождественное Ю.А.) как таковое, которое отражается в вещах и процессах чувственного мира в весьма несовершенной форме. В самой себе душа содержит знания, но их надо припомнить. Упав на землю и вселившись в тело, она забыла об этом мире. Отныне ее питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие. Но Платон отрицает саму возможность послеопытного знания, допуская лишь априорное, доопытное знание.

Платон согласен с Архитом Тарентским о том, что такие науки как геометрия, арифметика, астрономия и теория музыкальной гармонии - музыка, родственны друг другу. Но все они оцениваются Платоном лишь с одной стороны: насколько они способны служить припоминанию идей. Платон игнорирует эмпирическое знание потому что, как он утверждает, для того, что меняется, возникает и исчезает, как и вообще, для единичных вещей знания не существует. Он возражает и тем, кто ожидает от наук практической пользы. Поэтому теория припоминания становится ядром его гносеологических концепций. Душа вспоминает идеи, которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, а свободно существовала в царстве идей.Здесь видно, что философия Платона дополняет оппозицию материи и идей, противопоставлением тела и души. Как тела, так и души сотворены богами.

Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.




Теория припоминания. Платон отрицает происхождение понятий из опыта, путем обобщения данных органов чувств. Он не согласен, например, с теми, кто считает, что к идее равного приходят, наблюдая равные предметы, поскольку, в природе ничего равного нет. Все равное там лишь кажется таковым, возражает своим оппонентам Платон. А чтобы нечто могло нам представляться как равное, мы должны уже обладать идеей равенства: "Мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как впервые увидим равные предметы" - скажет в одном из своих диалогов Платон.

Но нахождению идей все-таки способствует созерцание вещей, которые, сами, будучи отражением идей в материи, напоминают об идеях как по сходству с ними, так и по различию. Например, об идее прекрасного напоминают по сходству прекрасные вещи, а по контрасту - безобразные. На припоминание идей наталкивает и противоречивость вещей. Любая вещь одновременно и больше и меньше: она больше относительно меньшей вещи, но меньше относительно большей и т. п. Отсюда возникает стремление выяснить, что такое "больше" и "меньше", составить себе обо всем этом понятие. По Платону же это - припомнить идеи большего и меньшего.

Итак, рациональная ступень познания предшествует, по Платону, чувственной, поскольку некогда душа непосредственно созерцала в своем умозрении идеи, общее (тождественное Ю.А.) как таковое, которое отражается в вещах и процессах чувственного мира в весьма несовершенной форме. В самой себе душа содержит знания, но их надо припомнить. Упав на землю и вселившись в тело, она забыла об этом мире. Отныне ее питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие. Но Платон отрицает саму возможность послеопытного знания, допуская лишь априорное, доопытное знание.

Платон согласен с Архитом Тарентским о том, что такие науки как геометрия, арифметика, астрономия и теория музыкальной гармонии - музыка, родственны друг другу. Но все они оцениваются Платоном лишь с одной стороны: насколько они способны служить припоминанию идей. Платон игнорирует эмпирическое знание потому что, как он утверждает, для того, что меняется, возникает и исчезает, как и вообще, для единичных вещей знания не существует. Он возражает и тем, кто ожидает от наук практической пользы. Поэтому теория припоминания становится ядром его гносеологических концепций. Душа вспоминает идеи, которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, а свободно существовала в царстве идей.Здесь видно, что философия Платона дополняет оппозицию материи и идей, противопоставлением тела и души. Как тела, так и души сотворены богами.

  • Учение о припоминании (теория припоминания; познание как воспоминание) — учение Платона в области эпистемологии (теории познания).

Платон считал, что истинное познание — это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание (умопостижение, мышление).

Платоновское учение о припоминании (др.-греч. ἀνάμνησις) указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

Связанные понятия

Трансцендентальный идеализм (нем. transzendentale Idealism) — в учении И. Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Кант в Критике чистого разума прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом. Противоположностью трансцендентального идеализма является трансцендентальный реализм.

Онтологизм (греч. ontos, от einai - быть, и logos - слово) – философская система, учение о начале, из чего все произошло, согласно которому достижение человеком знания возможно благодаря интуитивному познанию Бога и целостному вхождению познающего человека в существующее.

Филосо́фский скептици́зм — школа философской мысли. Скептицизм может варьироваться от сомнений в современных философских подходах до агностицизма и отрицания реальности внешнего мира.

Индетермини́зм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В философии науки: концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной.

Пандеи́зм (от греч. παν — всё, всякий и лат. deus — бог) — философское учение, сочетающее пантеизм и деизм. То есть признающее божество началом и основой всех вещей (всё есть Бог), обожествляющее Вселенную, природу, но отрицающее личного Бога, Откровение и Промысел, и вообще богословское, догматическое учение. Самая обширная книга по пандеизму была написана Максом Бернхардом Вайнштейном в 1910 году.

Рассуждение — последовательный ряд мыслей и умозаключений в контексте определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.

Необходимость — характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней. Необходимость противопоставляют случайности.

Объективи́зм — философское учение об объективности реальности (материализм, объективный идеализм, реализм). Объективизм предполагает учёт максимального количества факторов при создании общей картины действительности.

Основы метафизики нравственности — труд Иммануила Канта, вышедший в 1785 году. Это предварение к критике практического разума, задача которого — найти высший принцип моральности:226.

Врождённые идеи — представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, нравственные начала).

Поскольку философия состоит из рациональных рассуждений, логика является первичным атрибутом философии. Для анализа различных философских концепций, для их сопоставления друг с другом необходимо проведение критического анализа различных философских утверждений и теорий. В связи с тем, что человеческое мышление формулируется текстуально, логика тесно связана с анализом текстов и языков. Логика формализует текстуальное рассуждение и определяет его формы, которые приемлемы для анализа. Первым шагом.

Интеллиги́бельность (от лат. intelligibilis — понятный, чёткий, постижимый умом) — философский термин, обозначающий познание, а более точно, постижение, доступное исключительно уму или интеллектуальной интуиции. Понятие интеллигибельность в некоторых системах идеалистической философии обозначает сверхприродные, сверхчувственные предметы, сущности.

Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

Относительность — рассмотрение (или же понимание) во взаимосвязи; отношение между (относительным) понятием и его опосредованным содержанием — сущностью, взаимосвязь с которой является непосредственным содержанием такого понятия.

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям.

Пиррони́зм — философская школа скептиков, основанная в I веке н. э. Энесидемом, учение которой изложено Секстом Эмпириком в конце II или начале III века н. э. Названа в честь Пиррона из Элиды, древнегреческого философа (IV—III вв. до н. э.), основателя античного скептицизма, хотя связи между его учением и философской школой неясны. Получил возрождение в XVII веке.

Нус (др.-греч. νοῦς — мысль, разум, ум), или Ум, одна из основных категорий античной философии; обобщение всех смысловых, ра́зумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.

Несуществующий объе́кт — философская категория, обозначающая вещь, явление или процесс, который может быть помыслен или описан (с той или иной степенью достоверности), но который не существует в реальности.

Мора́льный абсолюти́зм (лат. absolutus – безусловный) — утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость которых признается универсальной и ничем не ограниченной.

Персонали́зм (от лат. persona — личность) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

Еди́ное (др.-греч. ἕν) — одно из фундаментальных понятий философии и математики. Наряду с метафизикой бытия (онтология) можно говорить о втором типе метафизики — о метафизике единого или хенологии.

Мо́дус (от лат. modus) — мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо. В логике применяется для обозначения разновидностей форм умозаключений. Спиноза полагал, что модусы — различные состояния, которые принимает единая субстанция; представляет собой переходную форму.

Рассу́док — часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.

Пробабилизм (от лат. probabilis – вероятный) — вероятностный стиль мышления, характерный для развития современного научного познания. Пробабилистский подход противоположен детерминистическому подходу.

Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность. Ничто — способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.

Понима́ющая психоло́гия (нем. Verstehende Psychologie) — идеалистическое направление в немецкой философии и психологии, развившееся в конце XIX — начале XX веков и разработавшее особый метод психологического исследования, который заключается в соотнесении переживаний внутренней, душевной жизни индивида с окружающими его культурно-историческими ценностями.

Гилеморфи́зм (от др.-греч. ὕλη — вещество, материя и μορφή — форма) — новоевропейский термин, обозначающий концепцию космогенеза как оформления исходного пассивного субстрата активной субстанцией. В общем смысле — метафизическая точка зрения, согласно которой любой объект состоит из двух основных начал, потенциального (первичной материи) и актуального (субстанциальной формы). Термин окончательно утвердился в литературе в XIX в.

Окказионализм (от лат. occasio — случай, случайный) — философское учение, объяснявшее взаимодействие души и тела посредством вмешательства Бога, то есть решавшее проблему взаимодействия протяженной и мыслящей субстанций и развивавшее дуализм картезианства. Основные представители — француз Жеро де Кордемуа (1626—1684), немец Иоган Клауберг (1622—1665) и голландец Арнольд Гейлинкс (1624—1669). До логического завершения учение окказионализма довёл француз Николя Мальбранш (1638—1715), сформулировавший.

Эвдемони́зм (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство, счастье) — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

Кауза́льность (лат. causalis) — причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина) происходит соответствующее ожидаемое изменение другого объекта (следствие). Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании. На основании её понятия строились механистическая картина мира, концепции детерминизма (Лаплас.

Абсолю́тная иде́я (нем. Absolute Idee) — идея, выражающая полноту всего сущего. Термин, введён Г. В. Ф. Гегелем и является следствием основополагающей идеи его онтологии — тождества бытия и мышления.

Теория действия — область философского исследования, предметом которой являются действия, прежде всего действия человека. В центре современных дискуссий вопросы природы действий, их адекватного описания и объяснения.

Учение о припоминании (теория припоминания; познание как воспоминание [1] , ана́мнезис, др.-греч. ἀνάμνησις ) — учение Платона в области эпистемологии (теории познания).

Платон считал, что истинное познание — это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание (умопостижение, мышление).

Платоновское учение о припоминании (др.-греч. ἀνάμνησις ) указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

Читайте также: