Теория пассионарности гумилева кратко

Обновлено: 02.07.2024

1 октября 2012 года исполнилось

100 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва

Лев Гумилёв — сын русских поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва — прожил удивительную жизнь, соединив в своей судьбе ослепительный ореол гения своих родителей и тяготы их крёстного пути.

Родители Гумилёва были наделены таинственным даром слышать самые сокровенные движения души. Их сын гениальным чутьём учёного прозрел нетленные законы природы и человечества. Теория этногенеза Гумилёва — это стройная система смены цивилизаций, основанная на виртуозном знании тысячелетних алгоритмов истории, понимании страстей, охватывавших людей и вождей, и синхронизированных с глубинными импульсами Земли.

Выдающийся учёный.

Основатель новой научной дисциплины — этнологии, лежащей на стыке нескольких отраслей знаний — этнографии, истории, географии, археологии и психологии.

Раз этногенезы — естественные процессы, то встаёт вопрос, что же является тем толчком, который приводит в движение этносы.

Пассионарность — это мощное внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной).

Цель эта представляется пассионарной особи иногда даже ценнее собственной жизни, жизни и счастья современников и соплеменников.

Пассионарность отдельного человека

Модусы пассионарности разнообразны:

  • гордость, стимулирующая жажду власти и славы;
  • тщеславие, толкающее на демагогию и творчество;
  • алчность, порождающая скупцов, стяжателей и учёных, копящих знания вместо денег;
  • ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а применённая к идее — создающая фанатиков и мучеников.
Получается, все революционеры — пассионарии.

Гумилёв полагает, что пассионариям в большей степени, чем прочим членам этноса, присуще свойство рассеивать свой генофонд путём случайных связей, в чем проявляется механизм сохранения признака пассионарности в популяции:

Вслушаемся и в такие слова:

Дворцы и храмы сооружают годами; ландшафты реконструируют веками; научные труды и поэмы сочиняют десятилетиями… всё в надежде на бессмертие. Надежда эта оправданна: созданиям человека дарована не смерть, а медленное разрушение и забвение. В созданном нет своей пассионарности, а есть только кристаллы её, вложенные в костное вещество творцами формы, т.е. — людьми, точнее, горением их чувств и страстей. Увы, эти кристаллы неспособны к развитию и преображению, ибо они выпали из конверсии биоценоза. Право на смерть — привилегия живого.

Этнос и его представители, этногенез и культурогенез, этнические контакты, исторические судьбы народов — вот далеко не полный перечень масштабных вопросов, которые исследовал Лев Гумилёв. Обсуждая их, он выступает как учёный с оригинальными, но порой спорными теориями, которые напрочь лишены стереотипности. Пример тому — его теория пассионарности.

ЧИТАЙТЕ:

1. Гумилёв Л. Н. География этноса в исторический период. — Л.: Наука, 1990. — 280 с.

2. Гумиёв Л. Н. Никакой мистики: Из цикла лекций этнографа // Юность. — 1990. — №2. — С. 2 — 6.

3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 496 с.

4. Кузьмин А. Пропеллер пассионарности, или теория приватизации истории // Молодая гвардия. — 1991. — №9. — С. 256 — 276.

5. Шутова Т. Евразиец // Свет, природа, человек. — 1997. — №12. — С. 16 — 17.

Пассионарная теория этногенеза

Статья раскрывает основные моменты этого научного труда в доступной для читателя форме.

В чем заключается пассионарная теория этногенеза

Пассионарная теория этногенеза Гумилева

Рисунок 1. По мнению Гумилёва, носители пассионарности занимали весьма заметное место в истории

Согласно пассионарной теории этногенеза Гумилева, развитие любого этноса находится в прямой зависимости от усиления или ослабевания явлений пассионарности. Так, предложенная концепция объясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов между собой и с окружающей средой. При этом автор подробно размышляет о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов.

Этнические системы и их формы

По его утверждению они представляют собой:

  1. Биологические сообщества людей как одного из видов живой природы.
  2. Способ приспособления человечества к окружающему миру.
  3. Объединенные группы людей, связанные осознанием своего единства и самоидентификацией от других этнических систем.
  4. Совокупность индивидов по общим стереотипам поведения.
  5. Сообщество, члены которого имеют общее происхождение и историю.
  6. Системы, которые постоянно эволюционируют.
  7. Структуры, сложенные по иерархической системе.

В зависимости от того, что является объединяющим фактором внутри каждой этнической системы, историк выделяет такие ее виды:

Автор отмечает, что чем выше в этом иерархическом построении находится этническая система, тем дольше период ее существования (рисунок 2).

Уровни и классификация пассионарности

Часто такая деятельность является жертвенной, поскольку высшая цель воспринимается носителем пассионарности как более важная, чем собственное счастье, интересы, а также жизнь своих соотечественников. При этом доминант не всегда действует с благими целями, поэтому под влиянием его энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления.

По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.

Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:

  1. Пассионарий – обладает избыточной энергией, которая проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради достижения цели, желание и стремление изменять окружающий мир. Как видим, пассионарию чужд инстинкт самосохранения, и при этом личность может быть как созидателем (ученым, художником, писателем, политиком), так и разрушителем (воином, террористом и просто неудачником).
  2. Гармоничный человек – пребывает в равновесии с окружающей его средой. Его биологические инстинкты и стремления уравновешивают друг друга. Такая личность в определенных условиях может стать довольно успешной.
  3. Субпассионарий – склонен к пассивности, лени, паразитизму и предательству. Его биологические импульсы (лень, похоть, злоба, зависть) превосходят душевную энергетику. Именно поэтому типичными представителями субпассионариев называют бродяг, наемников и проституток.

Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).

Уровни пассионарности

Рисунок 3. Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности

Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Схема развития этногенеза

Рисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Этническое взаимодействие

Если объяснять этническое взаимодействие простым языком, то это способы, с помощью которых этносы взаимно влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня пассионарности, комплиментарности (отношения друг к другу на уровне эмоций) и размеров этносов (рисунок 5).

Что такое этническое взаимодействие

Рисунок 5. В современном мире далеко не все народы (этносы) могут мирно сосуществовать

Всего существует 3 способа таких взаимодействий:

Критический взгляд на пассионарную теорию этногенеза

После публикации теории пассионарности в специальных журналах, она была подвержена существенной критике научной общественностью. Ученая среда заявила, что представленная теория не основывается на достаточном количестве научно обоснованных аргументов, что выводит ее за пределы научных исследований.

Больше интересных фактов о теории пассионарности Гумилева приведено в видео.


Лев Николаевич Гумилев (18.09.1912 - 15.06.1992) занимался различного рода деятельностью: он был и историком-этнологом, и археологом, и писателем, и переводчиком, и т. д. Но запомнился Лев Николаевич в Советском Союзе как автор пассионарной теории этногенеза. Гумилев с помощью нее смог ответить на многие вопросы, задаваемые этнологами и философами.

Биография

Л. Н. Гумилев с родителями.

Л. Н. Гумилев родился в семье известных поэтов, что повлияло на выбор его рода деятельности в молодости: в 30-40-е годы он писал прозу и сочинял стихи. Но в юности будущий автор известной теории почувствовал тягу к исторической науке. Лев Николаевич стал принимать участие в различных геологических экспедициях и археологических раскопках.

В 1934 году известный этнолог закончил Ленинградский государственный институт с дипломом по исторической специальности. В 1948 году он получил степень кандидата наук.

Историк-этнолог был 4 раза арестован советскими властями за речи, направленные против существовавшей в тот момент политики государства.

В 1961 году Л. Н. Гумилеву удалось защитить диссертацию, и он получил степень доктора исторических наук, а в 1974 году представил работу по географии, но ВАК не принял ее.

Л. Н. Гумилев в молодости.

В 60-х он начал усиленно трудиться над пассионарной теорией этногенеза. С помощью данной гипотезы философ пытался объяснить устройство исторического процесса. Но взгляды Гумилева были необычны для научных представлений того времени. Поэтому они вызывали порицание среди многих историков и ученых.

Пассионарная теория этногенеза Гумилева

Данная теория представляет собой подробное описание исторических процессов, которое раскрывает структуру совершающихся событий. Она поясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов между собой и с окружающим их ландшафтом.

Данная теория была представлена в различных статьях, опубликованных в научных журналах. На основе этой работы Лев Николаевич пытался получить степень доктора наук по географии, но, к сожалению, ВАК так и не утвердил ее. Историку в своей диссертации удалось охарактеризовать большое количество понятий, а также дать подробные определения явлениям в области исторических процессов.

Защита диссертации.

Пассионарная теория этногенеза Гумилева так и не встретила поддержки у советских и зарубежных ученых, которые считали, что данная гипотеза выходит за рамки установившихся научных представлений. В настоящее время эта работа входит в основной курс преподавания в высших школах России и стран бывшего Советского Союза.

Чтобы постичь идеи, описанные Л. Н. Гумилевым, следует ознакомиться с основными понятиями пассионарной теории этногенеза.

Этнические системы

Лев Николаевич определил данный термин с помощью ряда характеристик. Итак, этнические системы - это:

  • биологические сообщества людей, подобные родственным группам животных;
  • способ приспособления человечества к окружающему миру;
  • объединенные группы людей, которые связаны осознанием своего единства и которые отличают себя от других этнических систем;
  • совокупность индивидов, отличительной чертой которых становятся общие стереотипы поведения;
  • люди, которые имеют общее происхождение и, соответственно, одну историю;
  • системы, подверженные постоянному эволюционированию;
  • структура, сложенная по системе иерархии.

По мнению Л. Н. Гумилева, существует три вида этнических систем:

  1. Суперэтнос - это самый крупный вид, который состоит из совокупности этносов. Деятельностью его членов движет мировосприятие, которое является стереотипом их поведения и определяет отношение этих людей к жизни в ее главных вопросах.
  2. Этнос - это система, которая в иерархии находится ниже уровнем, чем суперэтнос. В повседневной жизни она имеет название "народ". Ее члены имеют стереотипное поведение, которое основывается на связи с местом развития данной группы, в это понятие входят: религия, язык, экономическое и политическое устройство.
  3. Консорция - это один из видов этноса, который имеет сильную связь с местом своего обитания, люди из этой группы находятся в тесных взаимоотношениях благодаря общему быту или судьбе.

Как правило, чем выше в иерархии находится этническая система, тем дольше период ее существования. Так, консорция очень часто распадается еще при жизни своих основателей.

Пассионарность

Пассионарность - это избыток энергии живого вещества, который имеет биохимическую природу. Она является толчком, порождающим жертвенность, которая чаще всего направляется на достижение высоких целей. Этот термин также обозначает внутреннее стремление к совершению какого-либо рода деятельности, направленной на изменение своей судьбы или на улучшение окружающего мира. Эта цель представителями пассионарности воспринимается важнее, чем собственные счастье и жизнь, а также данная деятельность представляет для них большую ценность, чем интересы своих соотечественников и современников. Особе данной группы чуждо понятие равнодушия, но следует понимать, что доминант не обязательно действует с благими целями. Так, под влиянием биохимической энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления, а также стремления могут быть направлены и на благо, и на разрушения. Благодаря пассионарности человек не становится героем и предводителем толпы, а лишь входит в ее состав. Таким образом определяется возбуждение коллектива в какой-либо эпохе этноса.

По мнению Льва Николаевича, пассионарность - это еще и наследуемые особенности человека, которые отвечают за его способность к сверхусилиям или же к сверхнапряжению. Автор теории считал, что данный феномен имеет психологическое объяснение и что на степень пассионарности влияет космическое излучение.

Рассуждения Л. Н. Гумилева по данной теме в работе " Конец и вновь начало":

Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых.

В своих работах Л. Н. Гумилев говорит о том, что социально-историческому явлению можно дать характеристику с помощью появления в ограниченной сфере большого количества пассионариев (людей с повышенной активностью). Также существует мера данной биохимической энергии, которая вычисляется благодаря отношению пассионариев к обществу.

Автор теории рассматривал взаимодействие этносов, пытаясь объяснить, что вызывает добрососедские и что порождает воинские взаимоотношения. Ответом на данный вопрос стала этническая комплиментарность.

Комплиментарность

Война при отрицательной комплиментарности.

Лев Николаевич определяет термин "комплиментарность" как неподвластное индивиду впечатление о другом человеке, которое является основой дальнейших неосознанных симпатии или антипатии. По мнению автора теории, данный феномен является главной причиной установления дружеского или враждебного контакта между представителями любых расовых принадлежностей, которые могут иметь различные уровень развития и культурные связи.

Уровни пассионарности

В пассионарной теории этногенеза существует базовая и подробная классификации избытка энергии живого вещества.

Базовая классификация пассионарности

Номер Уровень пассионарности Признак Описание
1 Выше нормы Рецессивный В поведении носителя проявляется предприимчивость, готовность нести жертвы любого масштаба ради идеала, стремление изменять окружающий мир
2 Норма Гармоничный Носитель находится в идиллии с окружающей средой
3 Ниже нормы Субпассионарный Носитель склонен к лени, паразитизму, а также он способен на совершение предательства

Подробная классификация пассионарности

Уровень Название Пояснение Описание
6 Жертвенный Высший уровень Носитель способен, не задумываясь, пожертвовать собственной жизнью ради достижения поставленной цели, которая совпадает с интересами идеалов
5 Носитель испытывает большее стремление к идеалу победы, которое выражается в его способности идти на большой риск ради достижения поставленной цели (в данном случае это превосходство над другими пассионариями), но жертвовать собственной жизнью такой человек не способен
4 Переходный Характеристики носителя совпадают с пятым уровнем, но они имеют не такой большой масштаб (стремление не к победе, а к идеалу успеха)
3 Надломный Носитель стремится к идеалу знания, красоты и т. д.
2 Внутреннее стремление носителя основывается на постоянном поиске счастья или удачи
1 Носители, которые стремятся к благоустройству без риска для жизни
0 Обыватель Нулевой уровень Пассионарий является тихим по темпераменту человеком, который полностью приспособлен к ландшафту
-1 Субпассионарии Такие носители способны к самым незначительным действиям; они приспособлены к ландшафту
-2 Субпассионарии Пассионарии, которые не способны ни на какие действия или изменения; постепенно они уничтожаются или заменяются обывателями

Формы этнических контактов

Это способы, с помощью которых взаимодействуют этносы. Они определяют уровень пассионарности и комплиментарности. Их существует три вида, подробнее о них будет говориться ниже.

Симбиоз

Это такая система, при которой каждый этнос занимает свои определенные территорию и ландшафт. Симбиоз предполагает, что пассионарии каждой группы обособлены друг от друга, благодаря этому они сохраняют свои национальные особенности. При данной форме этнических контактов нации взаимодействуют друг с другом, обогащаясь при этом.

Ксения

Это так называемый "гость". Тот, который живет не в своей этнической системе. Главным условием для получения носителем такого статуса является изолированность от "хозяев".

Химера

Это "гость", не имеющий изолированности от "хозяина". Чаще всего участниками химеры оказываются два суперэтноса, которые имеют отрицательную комплиментарность по отношению друг к другу. Это ведет к кровопролитию и разрушениям, которые приведут к гибели одного из этносов или сразу к уничтожению двух систем.

Этнические антисистемы

Если описывать пассионарную теорию этногенеза простым языком, то следует сказать, что существует этническая антисистема, которая определяется группой людей, связанных между собой своим негативным мировоззрением. Они по-особенному относятся к окружающему миру, стремясь упростить системы и их связи.

Пассионарные толчки

Земной шар.

Лев Николаевич считал, что в мире периодически происходят массовые мутации, вызываемые космическими силами, которые влекут за собой повышение уровня пассионарности. Он вводит для этого феномена термин "пассионарные толчки".

Историк-этнолог предполагает, что их продолжительность составляет несколько лет. Происходят массовые мутации, по его мнению, вдоль геодезических линий, которые имеют протяженность в пару тысяч километров.

Л. Н. Гумилев пишет, что вызывает данный процесс одновременное появление новых пассионарных популяций в разных уголках Земли. Располагаются эпицентры пассионарных толчков в местах, которые можно определить с помощью натянутой нити на глобусе, если она находится в плоскости, проходящей через центр нашей планеты. Лев Николаевич считал возможной связь массовых мутаций с периодическим сильным излучением от образований, находящихся по краю солнечного диска.

Критика пассионарной теории этногенеза

Теория подверглась критике ученых.

После того как теория Льва Николаевича была опубликована в серии научных журналов, она подверглась критике научной общественности. Его коллеги, известные ученые и историки, посчитали, что она заслуживает сильного порицания, так как не основывается, по их мнению, на достаточном количестве аргументов. Они пришли к решению, что делать частные выводы, отталкиваясь от необоснованных идей, это признак некомпетентности и непрофессионализма автора. Так, А. Л. Янов открыто заявил:

Критики указывают на главные слабые места Льва Николаевича Гумилева в пассионарной теории этногенеза в журнале "Скептик". Они высказываются о том, что он не подкрепляет свои идеи фактами, опираясь лишь на "наблюдения этнологов", при этом отказываясь привести пример конкретных эмпирических заключений, сделанных ими.

Некоторые общественные деятели обвиняют Льва Николаевича в завуалированных антисемитских взглядах, подкрепляя свои подозрения словами Гумилева о евреях:

Проникая в чуждую им этническую среду, начинают ее деформировать. Не имея возможности вести полноценную жизнь в непривычном для них ландшафте, пришельцы начинают относиться к нему потребительски. Проще говоря - жить за его счет. Устанавливая свою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают ее аборигенам и практически превращают их в угнетаемое большинство.

Л. Н. Гумилева сейчас называют одним из предшественников фолк-хистори. Данный термин определяет литературные публицистические работы и идейные теоретические концепции, написанные на историческую тему, которые претендуют на звание "научные", но по сути не являются ими; обычно их пишут непрофессионалы.

Лев Николаевич.

В этой статье рассмотрена кратко пассионарная теория этногенеза. Как относиться к данной работе, верить ли ей или же подвергнуть сомнению - решать каждому самостоятельно.

1 октября 2012 года исполнилось

100 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва

Лев Гумилёв — сын русских поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва — прожил удивительную жизнь, соединив в своей судьбе ослепительный ореол гения своих родителей и тяготы их крёстного пути.

Родители Гумилёва были наделены таинственным даром слышать самые сокровенные движения души. Их сын гениальным чутьём учёного прозрел нетленные законы природы и человечества. Теория этногенеза Гумилёва — это стройная система смены цивилизаций, основанная на виртуозном знании тысячелетних алгоритмов истории, понимании страстей, охватывавших людей и вождей, и синхронизированных с глубинными импульсами Земли.

Выдающийся учёный.

Основатель новой научной дисциплины — этнологии, лежащей на стыке нескольких отраслей знаний — этнографии, истории, географии, археологии и психологии.

Раз этногенезы — естественные процессы, то встаёт вопрос, что же является тем толчком, который приводит в движение этносы.

Пассионарность — это мощное внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной).

Цель эта представляется пассионарной особи иногда даже ценнее собственной жизни, жизни и счастья современников и соплеменников.

Пассионарность отдельного человека

Модусы пассионарности разнообразны:

  • гордость, стимулирующая жажду власти и славы;
  • тщеславие, толкающее на демагогию и творчество;
  • алчность, порождающая скупцов, стяжателей и учёных, копящих знания вместо денег;
  • ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а применённая к идее — создающая фанатиков и мучеников.
Получается, все революционеры — пассионарии.

Гумилёв полагает, что пассионариям в большей степени, чем прочим членам этноса, присуще свойство рассеивать свой генофонд путём случайных связей, в чем проявляется механизм сохранения признака пассионарности в популяции:

Вслушаемся и в такие слова:

Дворцы и храмы сооружают годами; ландшафты реконструируют веками; научные труды и поэмы сочиняют десятилетиями… всё в надежде на бессмертие. Надежда эта оправданна: созданиям человека дарована не смерть, а медленное разрушение и забвение. В созданном нет своей пассионарности, а есть только кристаллы её, вложенные в костное вещество творцами формы, т.е. — людьми, точнее, горением их чувств и страстей. Увы, эти кристаллы неспособны к развитию и преображению, ибо они выпали из конверсии биоценоза. Право на смерть — привилегия живого.

Этнос и его представители, этногенез и культурогенез, этнические контакты, исторические судьбы народов — вот далеко не полный перечень масштабных вопросов, которые исследовал Лев Гумилёв. Обсуждая их, он выступает как учёный с оригинальными, но порой спорными теориями, которые напрочь лишены стереотипности. Пример тому — его теория пассионарности.

ЧИТАЙТЕ:

1. Гумилёв Л. Н. География этноса в исторический период. — Л.: Наука, 1990. — 280 с.

2. Гумиёв Л. Н. Никакой мистики: Из цикла лекций этнографа // Юность. — 1990. — №2. — С. 2 — 6.

3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 496 с.

4. Кузьмин А. Пропеллер пассионарности, или теория приватизации истории // Молодая гвардия. — 1991. — №9. — С. 256 — 276.

5. Шутова Т. Евразиец // Свет, природа, человек. — 1997. — №12. — С. 16 — 17.

Читайте также: