Сми в 90 е годы в россии кратко

Обновлено: 28.06.2024

1.Общие сведения. Радикальные перемены в укладе общественной жизни страны привели к соответствующим изменениям многих социальных институтов, включая средства массовой информации. Провозглашение демократизации и гласности открыло перед средствами массовой информации возможность анализировать события и явления, поднимать серьезные проблемы и предлагать пути их решения. На первый план в СМИ выступали задачи правдивого отражения действительности, информированность, компетентность, профессионализм.

Вместе с тем журналистика оставалась органической структурой однопартийной политической системы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2.Развернувшаяся перестройка привела к все более возрастающему авторитету СМИ. В 1989 г. газетно-журнальный мир страны насчитывал 8800 газет, разовый тираж которых составлял 230 млн. экз., и 1629 журналов тиражом свыше 220 млн. экз.[2] Через год тиражи газет возросли на 4,6%, а журналов – на 4,3%. При всей деформации межнациональных отношений структурный характер советской журналистики оставался многонациональным. В 1989 г. газеты выходили на 55 языках.

3.Курс на перестройку, демократизацию и гласность привел к отказу от традиционной однопартийности и переходу к новой – демократической и многопартийной – системе. Под давлением масс в марте 1990 г. была изменена ст. Конституции СССР, которая признавала только за КПСС право на руководство советским обществом. Таким образом, ликвидировалось монопольное право КПСС на издание периодической печати.

5.В условиях демократизации и гласности в структуре средств массовой информации все большее значение приобретали телевидение и радиовещание. Все передающие станции страны работали в единой системе. ЦТ вело передачи по 14 программам. Все они шли в цветном изображении. В 1986 г. кроме Всесоюзного радио передачи готовили 162 комитета. Радиовещание охватило всю территорию страны. Радиовещание велось на 72 языках народов страны и на 70 языках народов зарубежных стран. В каждой республике Союза работала своя студия телевидения. В 1989 г. в стране имелось 119 программных телецентров.

6.1990 г. стал последним годом существования Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. В феврале 1991 г. он был преобразован во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию.

В 1991 г. начался процесс разрушения единого информационного пространства СССР.

Устранение монопольного права Центрального телевидения и Всесоюзного радио на эфирное время привело к существенным изменениям в структуре телевидения и радиовещания страны. На смену единой системе пришли разобщенные, не связанные общими целями 15 государственных телерадиокомплексов со своими проблемами и задачами.




7.Во второй половине 80-х гг. значительные изменения произошли в информационной службе страны. Новые тенденции в журналистике, возникшие в конце 80-х гг., на первых порах мало что меняли на рынке оперативной информации. По-прежнему над информационными просторами СССР высился монопольный гигант ТАСС, остававшийся фактически одним из главных пропагандистских органов ЦК КПСС, а значит и всех уровней советской власти.

10.В журналистике начала 90-х гг. заметно выделились несколько направлений.

Третье было связано с возрождением многопартийности – системы партийных изданий, являвшихся центрами партийных организаций.

11. Правительственная политика в области печати дореволюционной России.[К14]

1.Периодическая печать в годы первой русской революции.

ОБЩЕЕ: Причины революции коренились в

экономическом и социально-политическом строе России. Нерешённость аграрно-

крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского

малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, полное

политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-

чиновничий произвол и накопившийся социальный протест - всё это не могло не

породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим развитие революции,

стало ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900-1903

г.г. и русско-японской войны 1904-1905 г.г.

Главным событием этого времени был Манифест от 17 октября 1905 г. Он провозглашал гражданские права и политические свободы, тем самым давал развитие многопартийной прессе. Вскоре была фактически отменена цензура, но восстанавливался порядок ответственности журналистов по суду за преступления в области печати. Их можно было оштрафовать, арестовать на срок до трех месяцев, заключить в тюрьму на срок до полутора лет, сослать на поселение. Поражение первой русской революции привело к ужесточению условий выпуска газет и журналов. Укрепились буржуазные издания“Раннее утро” (1907-1918) и “Утро России” (1907, 1909-1918).

После первой русской революции выходит специальный указ от 24 ноября 1905 г. Он декларировал устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок судебной ответственности за нарушения в печати. Вместе с тем, главное управление по делам печати при МВД и полиции имело право конфисковать номера, приостанавливать неугодные издания, закрывать типографии.

2.Во второй половине 1907 г. полностью спала революционная волна. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была разогнана, все социалистические партии России объявлены вне закона. Между двумя буржуазно-демократическими революциями социалистические партии России находились на нелегальном или полулегальном положении, испытывая огромные трудности с изданием своей периодики.

В начале 1917 г. усилились перебои в поставках продовольствия в крупные

города России. К середине февраля из-за нехватки хлеба, спекуляции и роста

цен забастовало 90 тысяч рабочих Петрограда. 18 февраля к ним

присоединились рабочие Путиловского завода. Администрация объявила о его

закрытии. Это послужило поводом к началу массовых выступлений в столице.

23 февраля, в Международный женский день (по новому стилю это -8 марта)

на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами "Хлеба!", "Долой

войну!", "Долой самодержавие!". Их политическая демонстрация положила

Февральская революция 1917 г. совершилась в России мирным путем. Она провозгласила демократические свободы, прежде всего свободу слова, печати, провела амнистию политических заключенных, дала возможность легально действовать социалистическим партиям (эсерам, РСДРП, анархистам) и выпускать свои издания. Эти перемены открыли новую страницу истории отечественной журналистики – короткий период работы в условиях свободы печати.

27 апреля 1917 г. был принят Закон о печати, согласно которому в России могли беспрепятственно выпускаться. Издаваться, распространяться и продаваться печатные издания любых политических направлений.

Журналистика перед Октябрьской революцией была многопартийной, многонациональной, с хорошо выраженной дифференцированной структурой. Многие издания адресовались молодежи, городским читателям, солдатам, женщинам, крестьянам. Были среди периодики профессиональные, литературные, сатирические и другие специализированные издания. Приверженцы разных политических взглядов тоже были не в обиде. К октябрю 1917 г. у большевиков было 75 периодических изданий.

Последующие события октября 1917 г., острая борьба между партиями решили судьбу многих периодических изданий, выражавших несогласие с большевиками.

4. Октябрьская революция 1917. Приход большевиков к власти.

Журналистика России вступала в Октябрьскую революцию 1917 г. как многопартийная многонациональная дифференцированная система, имевшая в своей структуре газеты и журналы, рассчитанные на имущие классы, массового городского читателя, молодежь, творческую интеллигенцию, солдат, крестьян, женщин. В типологии российской периодики были представлены также профессиональные, литературные, сатирические издания. К 26 октября (7 ноября) 1917 г. у большевиков было 75 периодических изданий, у социалистических партий – 85. Позиции тех и других изданий целиком отражали ситуацию во взаимоотношениях между партиями. Свершившаяся Октябрьская революция открыла новый период в истории новейшей отечественной журналистики.

Одним из первых декретов Совета Народных Комиссаров был Декрет о печати от 27 октября 1917 г. Декрет устанавливал порядок закрытия тех органов прессы, которые призывают к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству, сеют смуту, призывают к деяниям явно преступного (уголовно наказуемого) характера. С этой формулировкой были закрыты все контрреволюционные газеты, а их типографии были реквизированы и переданы большевистским изданиям.

5. Несогласие с позицией большевиков. Приход к гражданской войне.

1.Общие сведения. Радикальные перемены в укладе общественной жизни страны привели к соответствующим изменениям многих социальных институтов, включая средства массовой информации. Провозглашение демократизации и гласности открыло перед средствами массовой информации возможность анализировать события и явления, поднимать серьезные проблемы и предлагать пути их решения. На первый план в СМИ выступали задачи правдивого отражения действительности, информированность, компетентность, профессионализм.

Вместе с тем журналистика оставалась органической структурой однопартийной политической системы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2.Развернувшаяся перестройка привела к все более возрастающему авторитету СМИ. В 1989 г. газетно-журнальный мир страны насчитывал 8800 газет, разовый тираж которых составлял 230 млн. экз., и 1629 журналов тиражом свыше 220 млн. экз.[2] Через год тиражи газет возросли на 4,6%, а журналов – на 4,3%. При всей деформации межнациональных отношений структурный характер советской журналистики оставался многонациональным. В 1989 г. газеты выходили на 55 языках.

3.Курс на перестройку, демократизацию и гласность привел к отказу от традиционной однопартийности и переходу к новой – демократической и многопартийной – системе. Под давлением масс в марте 1990 г. была изменена ст. Конституции СССР, которая признавала только за КПСС право на руководство советским обществом. Таким образом, ликвидировалось монопольное право КПСС на издание периодической печати.

5.В условиях демократизации и гласности в структуре средств массовой информации все большее значение приобретали телевидение и радиовещание. Все передающие станции страны работали в единой системе. ЦТ вело передачи по 14 программам. Все они шли в цветном изображении. В 1986 г. кроме Всесоюзного радио передачи готовили 162 комитета. Радиовещание охватило всю территорию страны. Радиовещание велось на 72 языках народов страны и на 70 языках народов зарубежных стран. В каждой республике Союза работала своя студия телевидения. В 1989 г. в стране имелось 119 программных телецентров.

6.1990 г. стал последним годом существования Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. В феврале 1991 г. он был преобразован во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию.

В 1991 г. начался процесс разрушения единого информационного пространства СССР.

Устранение монопольного права Центрального телевидения и Всесоюзного радио на эфирное время привело к существенным изменениям в структуре телевидения и радиовещания страны. На смену единой системе пришли разобщенные, не связанные общими целями 15 государственных телерадиокомплексов со своими проблемами и задачами.

7.Во второй половине 80-х гг. значительные изменения произошли в информационной службе страны. Новые тенденции в журналистике, возникшие в конце 80-х гг., на первых порах мало что меняли на рынке оперативной информации. По-прежнему над информационными просторами СССР высился монопольный гигант ТАСС, остававшийся фактически одним из главных пропагандистских органов ЦК КПСС, а значит и всех уровней советской власти.

10.В журналистике начала 90-х гг. заметно выделились несколько направлений.

Третье было связано с возрождением многопартийности – системы партийных изданий, являвшихся центрами партийных организаций.

11. Правительственная политика в области печати дореволюционной России.[К14]

1.Периодическая печать в годы первой русской революции.

ОБЩЕЕ: Причины революции коренились в

экономическом и социально-политическом строе России. Нерешённость аграрно-

крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского

малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, полное

политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-

чиновничий произвол и накопившийся социальный протест - всё это не могло не

породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим развитие революции,

стало ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900-1903

г.г. и русско-японской войны 1904-1905 г.г.

Главным событием этого времени был Манифест от 17 октября 1905 г. Он провозглашал гражданские права и политические свободы, тем самым давал развитие многопартийной прессе. Вскоре была фактически отменена цензура, но восстанавливался порядок ответственности журналистов по суду за преступления в области печати. Их можно было оштрафовать, арестовать на срок до трех месяцев, заключить в тюрьму на срок до полутора лет, сослать на поселение. Поражение первой русской революции привело к ужесточению условий выпуска газет и журналов. Укрепились буржуазные издания“Раннее утро” (1907-1918) и “Утро России” (1907, 1909-1918).

После первой русской революции выходит специальный указ от 24 ноября 1905 г. Он декларировал устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок судебной ответственности за нарушения в печати. Вместе с тем, главное управление по делам печати при МВД и полиции имело право конфисковать номера, приостанавливать неугодные издания, закрывать типографии.

2.Во второй половине 1907 г. полностью спала революционная волна. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была разогнана, все социалистические партии России объявлены вне закона. Между двумя буржуазно-демократическими революциями социалистические партии России находились на нелегальном или полулегальном положении, испытывая огромные трудности с изданием своей периодики.

В начале 1917 г. усилились перебои в поставках продовольствия в крупные

города России. К середине февраля из-за нехватки хлеба, спекуляции и роста

цен забастовало 90 тысяч рабочих Петрограда. 18 февраля к ним

присоединились рабочие Путиловского завода. Администрация объявила о его

закрытии. Это послужило поводом к началу массовых выступлений в столице.

23 февраля, в Международный женский день (по новому стилю это -8 марта)

на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами "Хлеба!", "Долой

войну!", "Долой самодержавие!". Их политическая демонстрация положила

Февральская революция 1917 г. совершилась в России мирным путем. Она провозгласила демократические свободы, прежде всего свободу слова, печати, провела амнистию политических заключенных, дала возможность легально действовать социалистическим партиям (эсерам, РСДРП, анархистам) и выпускать свои издания. Эти перемены открыли новую страницу истории отечественной журналистики – короткий период работы в условиях свободы печати.

27 апреля 1917 г. был принят Закон о печати, согласно которому в России могли беспрепятственно выпускаться. Издаваться, распространяться и продаваться печатные издания любых политических направлений.

Журналистика перед Октябрьской революцией была многопартийной, многонациональной, с хорошо выраженной дифференцированной структурой. Многие издания адресовались молодежи, городским читателям, солдатам, женщинам, крестьянам. Были среди периодики профессиональные, литературные, сатирические и другие специализированные издания. Приверженцы разных политических взглядов тоже были не в обиде. К октябрю 1917 г. у большевиков было 75 периодических изданий.

Последующие события октября 1917 г., острая борьба между партиями решили судьбу многих периодических изданий, выражавших несогласие с большевиками.

4. Октябрьская революция 1917. Приход большевиков к власти.

Журналистика России вступала в Октябрьскую революцию 1917 г. как многопартийная многонациональная дифференцированная система, имевшая в своей структуре газеты и журналы, рассчитанные на имущие классы, массового городского читателя, молодежь, творческую интеллигенцию, солдат, крестьян, женщин. В типологии российской периодики были представлены также профессиональные, литературные, сатирические издания. К 26 октября (7 ноября) 1917 г. у большевиков было 75 периодических изданий, у социалистических партий – 85. Позиции тех и других изданий целиком отражали ситуацию во взаимоотношениях между партиями. Свершившаяся Октябрьская революция открыла новый период в истории новейшей отечественной журналистики.

Одним из первых декретов Совета Народных Комиссаров был Декрет о печати от 27 октября 1917 г. Декрет устанавливал порядок закрытия тех органов прессы, которые призывают к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству, сеют смуту, призывают к деяниям явно преступного (уголовно наказуемого) характера. С этой формулировкой были закрыты все контрреволюционные газеты, а их типографии были реквизированы и переданы большевистским изданиям.

Новые исторические условия жизниРоссийской Федерации стали важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Необходимо было определить то место, которое предстояло занять прессе в утверждавшемся демократическом обществе.

После запрета КПСС и дезинтеграции СССР произошло окон­чательное разрушение существовавшей ранее системы СМИ.С введением российского Закона о средствах массовой информацииоткрылись возможности для создания новой системы.

В российской журналистике появлялись все новые типы из­даний. Среди них с момента возникновения и появления на ин­формационном рынке особое место занимает группа изданий, главной темой которых всегда оставалась политика, а главным принципом — серьезный подход к ней.

Коренной пересмотр общественных отношений, демократи­зация общественной жизни, переход к рынкурадикально изме­нили роль средств массовой информации и представления чита­телей о них. В 1991, еще больше — в 1992 гг. продолжали падать тиражи массовых газет. Сказались не только экономический фактор — рост цен на подписку, но и стремление читателей найти свою газету.

В 1992 г. из 40 массовых изданий 33 потеряли читателей. В 1993 г. ситуация на рынке прессы продолжала ухудшаться: резко возросли цены на бумагу, полиграфическое исполнение, доставку. Средства массовой информации все больше ощущали экономическую зависимость от правительства и финансовых структур.

В середине 90-х гг. положение на газетно-журнальном рынке несколько стабилизировалось, хотя государство по-прежнему оказывало финансовое давление на средства массовой информа­ции. В январе 1996 г. в Российской Федерации выходило 14 тыс. газет.

Журналистика в условиях рынка

Параллельно с многоукладностью в экономике в начале 90-х гг. шел процесс утверждения многообразных форм собственности в средствах массовой информации. Периодические издания, изда­тельства, информационные агентства, электронные средства массовой информации являлись уже не только государственной и государственно-кооперативной собственностью. Ими владели акционерные общества, частные лица .

Появились и такие средства информации, которые сдавались в аренду, принадлежали общественным организациям или сме­шанным компаниям с участием иностранного капитала.

Одним словом, финансовые затруднения заставляли журналистские коллективы интенсивно искать возможности для преодоления кризиса, в котором оказалась пресса. Основными среди них ста­ли реклама, совместные предприятия, спонсорство и др.

В роли учредителей и собственников разных информацион­ных структур теперь часто выступают политические силы.

Заметные усилия на информационном рынке прессы пред­принимают финансовый капитал и финансово-промышленные группы. В середине 90-х гг. в России появились финансово-про­мышленные группы и концерны "Мост", "Олби", "Логоваз", возглавляемые соответственно В. Гусинским, О. Бойко, Б. Бере­зовским, вкладывавшими значительные средства в создание но­вых печатных и электронных средств массовой информации — газету "Сегодня", телевизионные каналы НТВ, ОРТ, модерниза­цию журнала "Огонек" и др.

К середине 90-х гг. журналистика, как сфера бизнеса, испы­тала на себе все проявления новых экономических взаимоотно­шений, столкнулась с проблемами приватизации, акционирова­ния. Доминирующее место в рыночных взаимоотношениях меж­ду прессой и деловым миром заняла реклама, настойчиво за­явившая о себе как фактор новой общественно-политической и экономической ситуации. Реклама стала самостоятельной от­раслью во всех звеньях системы средств массовой информа­ции.

Реклама стала не только источником дохода. Все больше уси­ливается ее роль в экономической, социальной и культурной жизни общества, вселяя в сознание читателей, телезрителей и радиослушателей экономические и духовные замыслы рекламо­дателей. Таким образом, реклама, став сферой бизнеса и социаль­ной информации, превратилась в предмет конкуренции и острой борьбы, как со стороны тех, кто ее дает, так и со стороны тех, кто ее распространяет.

Появились специальные рекламные издания, получающие ог­ромные прибыли за публикацию различного рода объявлений. Значительные доходы позволяют им бесплатно распространять еженедельники миллионными тиражами. По объему и тиражу рекламные издания превосходят все дру­гие. Реклама стала неотъемлемой частью телевизионных и радио­программ, телевизионного художественного вещания, без нее не обходится показ фильмов, концертных программ.

В соответствие с Законом "О средствах массовой информа­ции" реклама на телевидении не должна превышать 25% от объ­ема вещания. С конца 80-х гг. одним из лидеров по привлече­нию рекламодателей была телерадиокомпания "Останкино" и работавшие с ней рекламные агентства, дававшие более 50% всех расходов на телевизионную рекламу. В начале 90-х гг. "Ос­танкино" на 80% существовало не на средства государства, а благодаря программам и деньгам независимых компаний, кото­рые жили за счет коммерческой деятельности и спонсорских инъекций.

Максимальная стоимость одной минуты рекламы на канале "Останкино" составляла в марте 1995 г. 12 тыс. дол. США. Ре­альная же стоимость ее в концертной программе могла соста­вить значительно большую сумму, например, до 30 тыс. долл. в программе "Поле чудес". Более половины прибыли от рекламы телевидение получает от иностранных рекламодателей.

Конкурентная борьба за рекламу в печати, на радио и телеви­дении, к сожалению, все еще мало влияет на ее качество. В те­матике рекламы часто присутствует немало недозволенного, плохой оформительский вкус, назойливость текста, "топорность" аудиовизуальной картинки и т. д. Средства массовой информации в погоне за прибылью не считали обязательным для себя выполнять главное требование Международного кодекса рек­ламной практики: "Любое рекламное послание обязано быть юридически безупречным, благопристойным, честным и прав­дивым".

Журналистика Российской Федерации

и властные структуры

Усиление государственной власти в Российской Федерации не сопровождалось развитием официальных средств массовой информации. Вышло всего две правительственные газеты — "Российская газета" и "Российские вести".

Демократическая направленность прессы, свобода ее сужде­ний, стремление к независимости вызвали даже в новых услови­ях неадекватную реакцию со стороны властных структур, сохра­нявших в своем сознании приверженность к административно-командным методам взаимоотношений с журналистикой. Сред­ства массовой информации подвергались критике со стороны всех властных структур. Прессу обвиняли то в односторонности публикаций, то в отсутствии четкой позиции, то в нагнетании социальной напряженности, то в тенденциозности.

Закон о СМИбыл едва ли не первым нормативным актом эпохи кардинальной реконструкции российской правовой систе­мы, в котором суд является конечной точкой практически всех используемых здесь юридических положений. Закон о СМИ дает право обжаловать в суде любые неправомерные действия органа, регистрирующего СМИ, решение комиссии по телеви­дению об аннулировании лицензии на вещание, нарушение по­рядка представления запрашиваемой информации, нарушение порядка аккредитации, о признания недействительным свиде­тельства о регистрации СМИ, о прекращении и приостановле­нии деятельности, о возмещении морального вреда и др.

Средства массовой информации расплачивались за то, что из их среды перешли в политику журналисты, публицисты. Ведь почти все политические деятели до середине 1991 г. были тесно связаны с журналистикой: они обратили на себя внимание пуб­лицистическими статьями, опубликованными в период гласности. С 1987 г. пришли к руководству большинства центральных газет и журналов отстраненные в свое время от работы талан­тливые журналисты и руководители. Главными редакторами ста­ли: "Московских новостей" — Е. Яковлев, "Нового мира" — С. Залыгин, "Огонька" — В. Коротич, "Московской правды" — М. Полторанин и т. д.

Российское общество к середине 90-х гг. не испытывало не­достатка в политических свободах. Однако средства массовой информации постоянно находились под угрозой ограничения их свободы не только со стороны парламента, но и со стороны многих политических партий.

Несмотря на то, что закон РФ "О средствах массовой инфор­мации" был принят в декабре 1991 г., он все еще не стал реаль­но действующим правовым документом. И это не случайно. Лю­бой закон функционирует не изолированно, а во взаимодейст­вии со многими правовыми актами: Законами о власти, об об­щественных организациях, с соответствующими статьями уго­ловного, гражданского, процессуального кодексами, где должна быть четко определена степень виновности тех, кто нарушает Закон о СМИ. Эта сторона правового регулирования взаимоот­ношений прессы с отдельными структурами общества недоста­точно разработана и в ряде случаев вообще отсутствует.

Образовавшийся в российском законодательстве правовой ва­куум порождает факты убийства журналистов по политическим мотивам. От рук наемных убийц погибли: руководитель ОРТ Владислав Листьев, сотрудник газеты "МК" Дмитрий Холодов.

Много знакомых проявлений административно-командной системы осталось во взаимоотношениях между местными властными структурами и прессой. Они стремятся, вопреки отсутствию реальных прав, подчинить или приручить местную печать, за­ставить ее выражать похвалу их деятельности. Редакционную политику большей части региональных СМИ изменил приход новых соучредителей — областных, городских и районных администраций. Они предложили газетам финансовую помощь в обмен на право соучредительства.

В региональной журналистике все очевиднее становится тенденция ее зависимости от исполнительных властей. Только-только избавившись от жесткого контроля со стороны КПСС, местная пресса вновь попадает в зависимость от другой полити­ческой силы в лице исполнительной власти. Для установления контроля над СМИ она использует не только экономические, но и широко применявшиеся админис­тративно-командной системой методы. Это в первую очередь возобновление практики подбора руководящих кадров СМИ по принципу политической лояльности.

Развитие регионального телевидения и радиосдерживается в первую очередь правовыми факторами. Отсутствие законода­тельных актов, гарантирующих развитие независимых редакций телевидения и радио в городах, областных центрах и в целом в регионах, сдерживает процесс поиска творческого роста регио­нальных аудиовизуальных средств. Предоставленное законом РФ "О средствах массовой информации" право независимым редакциям работать при наличии специальных лицензий, пока что остается малоэффективным фактором. Получение лицензий представляет собой процедуру, в которой часто доминирует субъективный фактор. Достаточно сказать, что многие комиссии по лицензированию работают нерегулярно, предъявляют "осо­бые" требования.

Несовершенство российского законодательства, лишают журналистику предоставленных ей конституционных свобод, приводят к актам произвола и насилия над личностью журна­листа.

Во взаимоотношениях журналистики и властных структур приоритетным стал вопрос о государственной поддержке средств массовой информации, защите их от финансового краха. Иными словами, важнейшей стала проблема поддержки прессы в усло­виях перехода к рынку. Освободить периодические издания от налогов, содействовать развитию целлюлозно-бумажной про­мышленности в стране, разумно решить вопрос стоимости под­писки на газеты и журналы, найти продуманные подходы к раз­государствлению полиграфической базы, передаче ее трудовым коллективам, в том числе редакциям изданий. Весь комплекс мер преследует единую цель — поиск путей обеспечения эконо­мической независимости средств массовой информации Россий­ской Федерации. В их свободе от финансовых структур заинте­ресовано в первую очередь государство.

В практику российской журналистики вошли встречи Прези­дента Б. Ельцина с руководителями СМИ, с телевизионными журналистами. Посвящались они различным проблемам.

Чрезвычайно важным фактором, гарантирующим реализацию провозглашенных свобод прессы, является профессиональная этика журналиста. Однако, как показывает практика, нередко напряжение во взаимоотношениях между органами власти и прессой возникает по вине журналистов. В погоне за сенсацией в собственном представлении о вседозволенности они порой пренебрегают эле­ментарными этическими и профессиональными нормами, вызы­вая тем самым неприязнь не только к себе, но и к органу, кото­рый они представляют.

Коренные изменения информационной ситуации, возникно­вение новых типов прессы, все больше дающие о себе знать проявления конкуренции, трансформирующие вкусы читателей, сместили критерии оценки творчества журналистов. В угоду сенсационности, хлесткости стали возможными пренебрежение к профессионализму, эрудиции, моральным принципам.

В целях преодоления подобного рода перекосов много нового вносится в систему подготовки и переподготовки журналистских кадров. Эффективность средств массовой информации как бизнеса во многом зависит от профессионального уровня журналистов, занятых подготовкой рекламы для печати или аудиовизуальных средств информации. Введение новых специализаций, научно-методическая и педагогическая разработка нормативных и спе­циальных курсов стали насущной потребностью организации журналистского образования. С начала 90-х гг. на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, на факультетах жур­налистики других университетов и высших учебных заведений, готовящих работников печати, телевидения и радио, открыты от­деления рекламы, дизайна, маркетинга.

В последние годы становится все заметнее тенденция к рас­ширению журналистского образования в стране.

Новые перспективы открывает и перевод журналистского университетского образования на двухступенчатую форму обуче­ния, с присвоением выпускникам звания бакалавра и магистра.


Обращаясь к истокам радикальных перемен в сфере развития СМИ и общественно-политической жизни страны в целом, связанным с переходом к реформам советской системы, необходимо отметить, что российская журналистика время перемен встретила с искренним пониманием и сочувствием. Творческим людям не могла не импонировать атмосфера свободомыслия, плюрализма мнений, редкой доступности в получении политической информации ─ все то, что сопровождало первые шаги перестройки.

В значительной степени внимание общества и самих журналистов в это время было приковано к общеполитической проблематике, к противоборству различных политических сил. Центральным вопросом для большинства населения являлся вопрос о поддержке или критике проводимых реформ. Учитывая тот факт, что в рассматриваемый период СМИ играли колоссальную роль в политике, оказывая огромное влияние на общественное сознание, нужно подчеркнуть, что со своей стороны власти способствовали углублению раскола СМИ по политическим признакам.

Однако падали тиражи. Следует заметить, что в основе обвального падения тиражей, лежало несколько причин. Первая из них ─ многолетний экономический кризис, понизивший материальный уровень многих миллионов россиян и связанное с этим обстоятельство ─ снижение читательского спроса на печатную периодику. К тому же кризис ухудшил финансово-экономическое положение редакций газет и журналов. Резко поднялось в цене полиграфическое производство, подорожала бумага, стоимость почтовых услуг по доставке изданий к читателям выросла в несколько раз [20, с. 6].

Несмотря на значительное падение тиражей, газеты и журналы по-прежнему играли важную роль в жизни россиян. Периодические издания читали почти 99% населения страны. Наибольшее внимание прессе уделяли те, кому по роду деятельности приходилось принимать решения и руководить людьми: владельцы предприятий, директора, руководители государственных учреждений, специалисты высокой квалификации. Cпросом пользовалась пресса среди работников общефедеральных и местных органов управления, общественных и политических организаций. Если взять региональное распределение интереса к прессе, то первенство здесь держали Сибирь и Дальний Восток, затем шли Поволжье, Урал, Север. Меньше всего читали газеты и журналы в южных регионах [24].

Возникновению большого количества новых изданий способствовало появление в конце XX века качественно иных технологий их изготовления и производства. Происходила глобализация спутниковых сетей передачи информации. Новые технические средства позволяли СМИ, находящихся за сотни и тысячи километров от эпицентра событий, подключаться к ним, быть сразу осведомленными о них в главных и решающих подробностях.

В эти же годы создают сравнительно недорогие технические возможности, ускоряющие и удешевляющие процесс изготовления газеты. Развиваются компьютерные технологии, позволяющие оперативно и на высоком уровне верстать газеты и журналы. Совершенствуется офсетная печать с ее возможностями производить многокрасочные и многостраничные издания. Всего этого не было у большинства российских редакций и типографий даже в конце 1980-х годов [19].

В целом, общая слабость российской экономики привела к снижению количества газет и журналов в 1992─1996 годах, а затем и в 1998 году [9, с. 10─11]. Опасность для существования прессы представляли негативные процессы, действующие в экономике смежных с прессой подсистем ─ целлюлозно-бумажной промышленности, полиграфии, почтовой связи. От роста цен на бумагу, возросли типографские расходы, почтовые услуги [9, с.14].

Под влиянием общего процесса демократизации общества, с появлением и развитием у читающей публики более широкого спектра запросов и интересов сложились благоприятные условия для роста видового и тематического разнообразия российских СМИ [19].

Такого рода конфликты возникали и в региональных изданиях ─ например, когда районные и областные газеты, традиционно подчиненные органам КПСС и местным Советам, проходили перерегистрацию и начинали издаваться на другой экономической базе [19].

Наметился еще более углублявшийся конфликт президентских и парламентских структур, начались столкновения между правительством и парламентом за ус­тановление контроля над государственными средствами массовой информации (особенно в сфере телерадиовещания) [28, с. 298].

Новые исторические условия жизни РФ стали важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Необходимо было определить то место, которое предстояло занять прессе в утверждавшемся демократическом обществе. Процесс, начатый в начале 1990-х годов, привел к некоторым сдвигам в социальной структуре печати, телевидения, радиовещания, более осмысленному пониманию запросов аудитории, способствовал внедрению новых форм и методов деятельности СМИ. Меняются и социальные, и духовные, и профессиональные ориентиры журналистики.

О средствах массовой информации : Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124─1 // Российская газета. — 1992. — 8 февраля.

Алтынов М. Власть, зеркало или служанка? (Энциклопедия жизни современной российской журналистики) : в 2 т. / М. Алтынов. — М. : Союз Журналистов России, 1998. – Т. 2. — 323 с.

Варустин Л. Э. Пресса и власть / Л. Э. Варустин. — Спб. : Азбука, 2001. — 235 с.

Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской Рос­сии / А. А. Грабельников. — М. : Изд-во РУДН, 1996. — 167 с.

Григорьев М. Психотехнологии воздействия в политике / М. Григорьев // Выборы. Законодательство и технологии. — 2000. — № 12. — С. 23─31.

Кулев В. С. Деловая пресса России / В. С. Кулев. — М. : Высшая школа, 1996. — 20 с.

Кушалакова А. И. Мрачный прогноз, который блестяще оправдался / А. И. Кушалакова // Четвертая власть. — 1996. — № 1. — С. 9─15.

Ланге Б. Наша цель — дать прессе варианты выбора / Б. Ланге // Международная жизнь. — 1993. — №10. — С. 7─10.

Лондонский информационный форум СБСЕ (18 апреля─12 мая 1989 года) : сб. научно-информац. материалов. — М. : ИНИОН, 1990. — 220 с.

Мак-Куэйл Д. Свобода печати никогда не была застывшим понятием / Д. Мак-Куэйл // Вестник Московского университета. Сер. Журналистика. — 1995. — № 2. — С. 54─60.

Масс-медиа в России. Законы, конфликты, правонарушения. — М. : Права человека, 1998. — 232 с.

Нарушение прав журналистов и прессы на территории СНГ в 1995 году. Фонд зашиты гласности / под ред. А. Симонова. — М. : Права человека, 1996. — 222 с.

Нисневич Ю. А. Проблемы государственной информационной политики / Ю. А. Нисневич // Информационное общество. — 1999. — № 2. — С. 4─9.

Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистки (февраль 1917─начало 1990-х годов) / Р. П. Овсепян. — М. : Изд-во МГУ, 1996. — 208 с.

Постсоветские СМИ : от пропаганды к журналистике. — Ереван : Кавказский институт СМИ, 2005. — 192 с.

Советская журналистика на путях перестройки. — Киев : Высшая школа, 1988. — 190 с.

Средства массовой информации России. 1997 год (Анализ, тенденции, прогноз) / под ред. В. Л. Богданова. — М. : Союз журналистов России, 1998. — 229 с.

Судебная палата по информационным спорам : нормативные акты. Комментарии. Обзор практики / под ред. А. Б. Венгерова. — М. : Юридическая литература, 1995. — 192 с.

Федотов М. А. Закон о СМИ и конституционные нормы в России (ком­ментарии) / М. А. Федотов // Законодательство и практика массовой информации. — 1995. — № 9. — С. 12─15.

Федотов М. А.СМИ в отсутствие Ариадны / М. А. Федотов // Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации : сб. — М. : Открытое общество, 1996. — С. 203─217.

Федотов М. Российский маятник: от цензуры к свободе слова и обратно / М. Федотов. — М. : Права человека, 1996. — 323 с.

Чаплинская С. А. Власть и пресса : эволюция отношений и типы взаимодействия на современном этапе / С. А. Чаплинская // Вестник Московского университета. Сер. Журналистика. — 1993. — № 6. — С. 3─11.

Шевцова Л. Ф. Режим Бориса Ельцина / Л. Ф. Шевцова. — М. : РОС СПЭН, 1999. — 535 с.

Вторая важнейшая особенность периода – переход к рыночной экономике. Все СМИ (кроме правительственных) лишились государственной поддержки, все они вынуждены были существовать на собственные средства или сами должны были искать себе спонсоров. Журналистика вернулась к дореволюционной ситуации: издание газет стало бизнесом. Переход к капитализму сказался сразу резко выросли цены на бумагу, что повлекло рост цен на газеты и журналы. Кроме того, вся страна вдруг оказалась заброшена в рыночную экономику: людям просто стало некогда читать газеты, люди стали думать, как прожить, как заработать денег.

Основное отличие ТВ 90-х от советского ТВ – уклон в сторону развлекательности, массовости. Телеканалы живут на деньги от рекламы. Реклама крутиться во время самых популярных передач. Цена за минуту рекламы прямо зависит от времени показа и от рейтинга передачи. Чем выше рейтинг, тем больше цена. Прайм-тайм – лучшее время - с 19.00 до 23.00.

Современная журналистика (2000-…).

Основная особенность современной журналистики – полное отсутствие реальной оппозиции на телеэкранах: все основные федеральные телеканалы, находятся под контролем Кремля. Большая часть новостных и аналитических программ интерпретирует все события в стране и в мире только в одну сторону, в пользу Кремля, и это, несомненно, способствует объединению страны вокруг лидера. Не то, что свободы слова нет, нет другой точки зрения. События для новостей определённым образом отбираются, и ракурс, акцент при освещении всех событий однозначный. Нет разнообразия позиций, нет объективного освещения самых острых тем.

Многие журналисты бывшего НТВ перешли работать на ТВ-6 (с 2002 ТВС), принадлежащий Березовскому, который вступил в конфликт с Путиным, но в 2003 г. телеканал был закрыт.

На эфир федеральных каналов запрещено приглашать видных оппозиционных либеральных политиков, которые во многом были лицами телевидения в 90-е и начале 2000-х. Например, был прямой запрет на предоставление слова Борису Немцову, прямому и личному врагу Путина. Очень редко появляется Ирина Хакамада, которая сейчас перестала заниматься политикой и т.д.

Газеты 1990-х и сегодня.

При Ельцине Эхо критиковало Ельцина, при Путине – Путина.

У нас его нет, но у Эха Москвы прекрасный сайт, где каждую передачу можно легко скачать в формате мп3 и слушать в аудиоплеере, в телефоне. Это даже удобнее, чем слушать в прямом эфире.

Я например, уважаю следующие передачи:

• На начало ноября 1991 года Министерство печати и
массовой информации РФ зарегистрировало 1269 газет,
журналов и информационных агентств; более 2200
различных органов массовой информации получили
регистрацию в бывшем союзном ведомстве.

5. Радио

6. Телевидение

• Для этого периода характерно появление конкурирующих с
1-ым телеканалом, новых игроков в сфере телевещания,
таких как РТР, НТВ и 2х2. РТВ(в будущем - РТР), возникшее
на базе ВГТРК, играет важную роль во время августовского
путча 1991-го года, подпольно организовав вещание с
объективным взглядом на происходящее.

2х2 благодаря обилию
музыкальных клипов как западных
исполнителей, так и русских становится чрезвычайно
популярным среди молодёжи.
Телеканал НТВ, основанный в
1993-ем году усилиями
журналистами Киселёвым,
Добродеевым и бизнесменом
Гусинским, стал популярен среди
большого количества населения
страны за счёт информационной
политике и харизматичных
ведущих.

Таким образом, можно увидеть, что
отечественное телевидение 90-х
годов было достаточно
либеральным, однако, в некоторых
случаях, всё равно подвергалось
цензуре со стороны правительства.

Читайте также: