Соотношение государственной и политической власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Установим соотношение категорий социальная, государственная и политическая власть, а также определим различие категорий легитимности и легальности.

Власть – это сложный и многогранный феномен, который проявляется в различных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях, принципах и т.д.

В юридической литературе имеются различные точки зрения и понимания категории власть:

– определенная функция, характерная любому коллективу и обществу;

– волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов;

– способность властвующего навязывать свою волю иным лицам;

– организованная сила, способная подчинять воле определенной социальной общности других людей;

– управление, которое сопровождается принуждением;

– государство или его органы, осуществляющие власть.

В литературе выделяют социальную, государственную и политическую власть.

Под социальной властью понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, которая опирается на принуждение.

Она характерна любой организованной, устойчивой и целенаправленной общности людей (племени, семье, общественной организации, партии, государству, обществу в целом и т.п.). Социальная власть – это средство функционирования социальных структур и институтов, важный элемент любой организации общественной жизни.

Она придает обществу системность, целостность, управляемость, организованность и порядок. Необходимость социальной власти в коллективах исходит из совместной осознанной общественной деятельности, которая предполагает разделение труда, установление определенной иерархии, принципов взаимоотношений людей в коллективе и т.д.

Социальная власть неизменно включает элемент принуждения. Формы принуждения и способы подчинения чужой воли многообразны. В этой связи выделяется множество её разновидностей по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная и т.д.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти.

Ряд авторов полагают что, государственная власть – это более узкая категория, чем политическая власть, так как последняя реализуется не только государством, но и иными звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственного управления, хотя и реализуют его.

При этом государственная власть выступает от имени всего общества, а политическая – представляет интересы какой-либо его части или социальной группы. Государственная власть в отличие от политической имеет характерные ей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственное властвование – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, которое опирается на государственное принуждение. Оно осуществляет управление и координацию волевых действий людей. Государственная власть способствует установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества.

Для государственной власти характерны следующие черты:

– распространяет свое действие на все общество;

– носит публично-политический характер (реализует общественные функции, решает общие дела и т.п.);

– опирается на государственное принуждение;

– осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

– вводит и применяет систему налогообложения;

– характеризуется легитимностью и легальностью.

Легитимность и легальность власти являются близкими, но не совпадающими по содержанию категориями.

Легальность подразумевает юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам, то есть выступает её юридической характеристикой. Легитимность предполагает доверие и оправдание власти, что является её нравственной характеристикой.

Власть, которая издает законы и обеспечивает их выполнение, – легальна (обладает легальностью), однако она может быть нелегитимной (не имеет легитимности), не приниматься народом.

В литературе порой понятия власть политическая и власть государственная - отождествляются, поэтому необходимо их уточнить.

Конечно, указанные понятия -- очень близкие, ибо и политическая власть, и гос. власть -- общественно необходимы, общественно значимы, обе они и есть публичная власть. Вместе с тем, понятия эти не тождественные. Гос. власть осущ. в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве. Полит. власть может не совпадать по масштабу воздействия с гос. властью, так как осущ-ся внутри гос-ва в рамках какой-либо партии, иной общ. организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций.

Политическая власть социальной общности непосредственно не располагает средствами принуждения в отношении всего общества. Но юридическим институтом легализованного принуждения в отношении всего общества, как известно, является только государство. Лишь государственная власть может использовать такое принуждение, которое не только легально, но в большинстве случаев и легитимно. Таким образом, связь государственной и политической власти заключается в том, что гос. власть – это основная форма полит. власти и вместе с тем – главный канал реализации последней. Она представляет собой отношение, в котором одной из сторон всегда является особый субъект – государство, представляющий его орган или должностное лицо.

Можно говорить, что гос. власть -- всегда политическая, но политическая власть не всегда гос-я. Кроме того, гос. власть обладает признаками, присущими только ей.

Признаки (свойства), отличающие гос. власть:

1. официальный характер, регламентируемый конституцией, законами;

2. структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти

3. общеобязательный характер ее решений;

4. наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб в целях осуществления законных функций власти;

5. возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;

6. обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Гос. власть обладает верховенством. Это означает, что:

1. все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых государственной властью;

2. она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории страны.

Проблема соотношения принципов единства гос. власти и разделения властей

Разделение властей - теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж. Локком и затем развитая Ш. Монтескье. Связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма.

Разграничение предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности. Каждая из трех властей выполняет свойственные ей задачи и функции. С помощью разделения властей государство функционирует в правовом режиме.

Сдержки и противовесы – форма реализации принципа разделения властей присущая правовому государственному устройству. Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на препятствование возможным злоупотреблениям. Правовое государство невозможно без разделения властей, - способ его организации и функционирования государства и законности, основа для эффективного разделения властей, результат, степени развитости права.

Основные положения теории разделения властей следующие:

-разделение властей закрепляется Конституцией;

-согласно Конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

-все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;

-судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит Конституции.

Теория единства гос. власти и разделения властей предполагает, что гос. власть едина в том смысле, что она осуществляется гос. аппаратом в целом и что не существует нескольких конкурирующих “гос. властей”.

На заметку! Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур XX в. По этой идеологии власть принадлежит одному коллективному субъекту - нации, народу, политически господствующему классу, “трудящимся” и т.п., и этот субъект ее ни с кем не делит (социальное единство власти).

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств:

а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов;

б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы;

Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что принципы разделения властей - это рациональная организация гос. власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельных ветви - законодательную, исполнительную и судебную .Таким образом, разделение властей с точки зрения формирования и взаимного контроля органов государственной власти служит эффективным юридическим средством разрешения споров между различными органами и лицами, действительной защиты прав и интересов граждан

Установим соотношение категорий социальная, государственная и политическая власть, а также определим различие категорий легитимности и легальности.

Власть – это сложный и многогранный феномен, который проявляется в различных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях, принципах и т.д.

В юридической литературе имеются различные точки зрения и понимания категории власть:

– определенная функция, характерная любому коллективу и обществу;

– волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов;

– способность властвующего навязывать свою волю иным лицам;

– организованная сила, способная подчинять воле определенной социальной общности других людей;

– управление, которое сопровождается принуждением;

– государство или его органы, осуществляющие власть.

В литературе выделяют социальную, государственную и политическую власть.

Под социальной властью понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, которая опирается на принуждение.

Она характерна любой организованной, устойчивой и целенаправленной общности людей (племени, семье, общественной организации, партии, государству, обществу в целом и т.п.). Социальная власть – это средство функционирования социальных структур и институтов, важный элемент любой организации общественной жизни.

Она придает обществу системность, целостность, управляемость, организованность и порядок. Необходимость социальной власти в коллективах исходит из совместной осознанной общественной деятельности, которая предполагает разделение труда, установление определенной иерархии, принципов взаимоотношений людей в коллективе и т.д.

Социальная власть неизменно включает элемент принуждения. Формы принуждения и способы подчинения чужой воли многообразны. В этой связи выделяется множество её разновидностей по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная и т.д.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти.

Ряд авторов полагают что, государственная власть – это более узкая категория, чем политическая власть, так как последняя реализуется не только государством, но и иными звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственного управления, хотя и реализуют его.

При этом государственная власть выступает от имени всего общества, а политическая – представляет интересы какой-либо его части или социальной группы. Государственная власть в отличие от политической имеет характерные ей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственное властвование – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, которое опирается на государственное принуждение. Оно осуществляет управление и координацию волевых действий людей. Государственная власть способствует установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества.

Для государственной власти характерны следующие черты:

– распространяет свое действие на все общество;

– носит публично-политический характер (реализует общественные функции, решает общие дела и т.п.);

– опирается на государственное принуждение;

– осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

– вводит и применяет систему налогообложения;

– характеризуется легитимностью и легальностью.

Легитимность и легальность власти являются близкими, но не совпадающими по содержанию категориями.

Легальность подразумевает юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам, то есть выступает её юридической характеристикой. Легитимность предполагает доверие и оправдание власти, что является её нравственной характеристикой.

Власть, которая издает законы и обеспечивает их выполнение, – легальна (обладает легальностью), однако она может быть нелегитимной (не имеет легитимности), не приниматься народом.

Действительно, политическая власть неразрывно связана с властью госу­дарственной, находит в ней своё продолжение. Государственная власть - глав­ный, типичный способ осуществления политической власти.

Различия политической и государственной власти трудно выделить, но они имеются:

1. Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

3. Политическая и государственная власть имеют разные механизмы осуществления. Государственная власть характеризуется наличием аппа­рата управления и аппарата принуждения. Она обладает властно-принуди­тельным влиянием на поведение людей и их организаций, обеспеченным государственно-правовыми методами.

Политическая власть класса и иной социальной общности осуществля­ется через: а) их организации (опосредованный путь); б) политические вы­ступления (непосредственный путь). Если власть класса реализуется с помощью государственного аппарата при опоре на аппарат принуждения, можно говорить о государственной власти.

Государственная власть не может противопоставляться политической власти, так как политическая власть в обществе не мыслима без государства. Государство является основным универсальным аккумулятором политической власти, ибо имеет возможность:

а) придавать интересу (воле) власти общеобязательный характер;

б) использовать специальные органы (аппарат) для ее осуществления;

в) применять в случае необходимости принуждение.

Признаки (черты) государственной власти:

2) аппаратная власть - концентрируется в аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется;

3) верховная власть - юридически олицетворяет общеобязательную волю всего общества, располагает монопольным правом издавать законы и опираться на аппарат принуждения как на одно из средств соблюдения законов и иных правовых актов;

4) универсальная власть - распространяет властные решения на все общество: они являются общеобязательными для всех коллективных и индивидуальных субъектов;

5) суверенная власть - отделена от других видов власти внутри страны - от партийной, церковной и других, от власти других государств. Она независима от них и имеет исключительное монопольное положение в сфере государственных дел;

6) легитимная власть - юридически (конституционно) обоснована и признана народом страны, а также мировым сообществом. Например, представительные органы приобретают легитимность в результате проведения выборов, предусмотренных и регламентированных законом.

7) легальная власть -узаконена в своей деятельности, в том числе в использовании силы в пределах государства(наличие специально созданных органов для удержания власти и проведения её решений в жизнь). Легальность - это юридическое выражение легитимности: способность воплощаться в нормах права, функционировать в границах закона. Деятельность легальной власти направлена на стабилизацию общества. Нелегальная власть (напр., мафиозная, преступная) действует вне рамок закона, вносит беззаконие и беспорядок в общество.


102. Состав правоотношения. Правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность).

Состав правоотношения – это его внутреннее строение, необходимый набор элементов, без которого правоотношение не может состояться. В состав правоотношения входят 3 элемента:

1. Субъект правоотношения;

2. Объект правоотношения;

3. Содержание правоотношения;

Правоспособность – это способность гражданина обладать гражданскими правами и нести определенные обязанности. Именно правоспособность является предпосылкой обладания конкретными субъективными правами, которые возникают лишь при наличии определенных юридических фактов, действий и событий.

Под правоспособностью понимают также признаваемую государством общую (иначе – абстрактную) возможность обладать установленными законом правами и обязанностями, способность быть их носителем.

Дееспособность – это способность субъекта собственными действиями приобретать и реализовывать права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Концепция дееспособности исходит из того, что все субъекты права здоровы и степень развития их устанавливается по мере взросления. Дееспособность делят на общую и специальную.

По естественным причинам правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, хотя не все из них одновременно дееспособны. При этом все дееспособные люди не являются правоспособными.

Полная дееспособность – возможность осуществлять все права и обязанности без исключения. Полная дееспособность наступает в полном объеме по достижении лицом восемнадцатилетнего возраста.

Частичная дееспособность бывает двух степеней: первая степень – это дееспособность малолетних с 6 до 14 лет. Сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Вторая степень частичной дееспособности – это дееспособность несовершеннолетних с 14 до 18 лет. В соответствии с законом они могут совершать все сделки малолетних и распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения, с 16 лет они могут быть членами кооператива.

Правосубъектность включает в себя четыре элемента:

1. правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом;

3. деликтоспособность – это способность человека отвечать за гражданские правонарушения;

4. правосубъектность определяется при помощи норм права, которые устанавливают основные и отправные права и обязанности.

Таким образом, деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием). Является элементом дееспособности. Выражается в способности субъекта самостоятельно осознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные деяния и нести за них юридическую ответственность. Наступает с 16 лет, хотя согласно статье 20 УК РФ существуют преступления, ответственность за которые наступает в 14 лет (против личности, собственности и т. п.).

Деликтоспособность- в Гражданском Праве является элементом правосубъектности, и означает- нести ответственность за совершенные правонарушения.


103. Социалистическое право. Правовые системы стран ортодоксального и реформируемого социализма.

Возникновение социалистического права – глубокий революционный переворот в правовой надстройке классового общества, а право развитого социалистического общества – общенародное право-необычное, уникальное, отличающееся неизвестными ранее особенностями социальное образование в мире правовых явлений за всю историю их становления и развития.

Социалистическое право — самостоятельная правовая система Советской России (СССР) после Октябрьской революции 1917 года.

Советское право принадлежало к одной из трех основных правовых систем современного мира – к семье социалистического права, являясь ее первым и классическим образованием. Правовые системы большинства стран, входивших в социалистический лагерь, ранее относились к романо-германской правовой семье, поэтому они сохранили с ней внешнее сходство. Так, в обеих правовых семьях – и в романо-германской, и в социалистической – норма права всегда понималась как общее правило поведения. В них сохранялись также прежняя юридическая терминология и старое, досоциалистическое деление права на отрасли. И тем не менее особенности социалистической правовой системы оказались настолько значительными, что она выделилась из романо-германской правовой семьи и образовала самостоятельную правовую семью – сначала в РСФСР – СССР, затем в странах Восточной Европы (1945–1950 гг.) и на Кубе (60-е годы).

Советская правовая система относилась к системам ортодоксального социализма.

Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, после распада СССР и других социалистических государств произошла поспешная перемена в оценках социалистического права. Фактическое его исчезновение дало повод считать данную систему не более чем историческим памятником. И ряд ученых-юристов, оценивая ее в критическом плане, поспешили вести речь о распространении на территорию бывшего СССР принципов, институтов и норм зарубежного права, прежде всего, романо-германской правовой семьи. Другие обнаруживают преемственность в прошлом и настоящем и призывают к формированию новой правовой семьи, в частности славянской. Следует отметить, что фактически многие нормы социалистического права были признаны в России и сохраняют силу до сей поры при соответствии их Конституции. В ряде стран - Куба, Китай, Северная Корея - действуют социалистические конституции и законы.

Социализм зарождался и строился в странах с разным уровнем экономического и общественного развития, резко различающихся между собой по укладам, историческим и национальным традициям. Социалистические государства существенно различались территорией, численностью населения, историей правового развития. Различны были история народов, населяющих эти государства, их религиозные верования и национальные традиции.

Между отдельными социалистическими странами существовали большие различия в экономике, культуре, праве, в путях и методах решения задач социалистического строительства. Эти различия свидетельствовали о разновидностях социалистических правовых систем. Различия между социалистическими правовыми системами в основном были обусловлены: способом их возникновения и развития; тем обстоятельством, что они относились к разным этапам строительства социализма; особенностями социалистического пути развития. В советской юридической науке социалистический тип права рассматривался как исторически наивысшая и последняя ступень в развитии права. Он как бы представлял собой логическое отрицание и антипод эксплуататорских типов права. В социалистических правовых системах впервые в истории были разработаны юридические формы для таких явлений, как коллективные формы собственности, государственное руководство экономикой, плановое ведение народного хозяйства.

Так, С. С. Алексеев полагал, что для всех национальных правовых систем социалистических стран характерно, в частности, такое сочетание нормативности и формальной определенности, с одной стороны, и динамизма - с другой, которое обеспечивает активный, созидательный характер социалистического права: нормы социалистического права при весьма большой степени общности и устойчивости отличаются подвижностью; индивидуально-регулятивная деятельность правоприменительных (судебных) органов не имеет правотворческого характера. В социалистических правовых системах находили отражение их социальные цели и классовый характер, при этом особо подчеркивалось, что они суть средство выражения и закрепления интересов рабочего класса и всего трудового народа. Цели, на достижение которых направлена правовая система, а также средства их достижения формулировались в принимаемых правовых актах.

Читайте также: