Теория общего дела федорова кратко плюсы

Обновлено: 02.07.2024

Общее дело – так Н.Ф. Федоров называл задачу сохранения, совершенствования и восстановления жизни. Существующая действительность, по Федорову, несовершенна. Все в природе подвержено болезням и смерти, в мире господствует зло, несправедливость, небратские отношения между людьми. Первоначальная первопричина царящего зла лежит не в политических, юридических и экономических условиях жизни, а в рабской зависимости всех людей от неразумно и ненравственно действующих стихийных сил природы, которые ведут ко всеобщему разрушению и смерти. Для устранения существующей вражды и всех бедствий земного существования нужно начинать, по Федорову, не с изменения отношений между людьми, а с изменения отношений людей к природе и природы к людям. Слепое, лишенное разума развитие природы, с одной стороны, и пассивное либо же хищническое отношение людей к природе – с другой, должно быть заменено сознательной регуляцией человеком стихийных сил природы. Победа над голодом, стихийными бедствиями, болезнями людей, животных и растений, победа над самой смертью – вот задача, достойная человека, наделенного разумом.

Федоров Николай Федорович (26.05/9.06.1829 – 15/28.12.1903), философ

Родился в с. Ключи Тамбовской губ. от внебрачной связи кн. П. И. Гагарина и дворянской девицы Е. Ивановой. Когда кн. Гагарин скончался (1832), мальчик, получивший фамилию от крестного отца, вместе с матерью и др. детьми от нее же, должен был покинуть отцовский дом. Впрочем, семья была достаточно обеспечена, судя по тому, что Николай Федоров мог получить образование в гимназии (в г. Тамбове). По окончании гимназии он поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, но оставался в нем всего 3 года. С этого момента начинается период скитаний у Николая Федоровича: с 1854 по 1868 он переменил 7 городов, служа учителем истории и географии в низших школах, – и именно в эти годы сложились основы его мировоззрения, как об этом свидетельствует его верный последователь Н. Петерсон (впоследствии один из издателей сочинений Н. Ф. Федорова). С 1868 Федоров переходит на службу в Москву и очень скоро получает место в Румянцевском музее, где он оставался на службе 25 лет. Последние годы жизни, уже уйдя в отставку, Федоров начал снова работать в библиотеке при Архиве Министерства иностранных дел (в Москве).

Все эти отзывы достаточны сами по себе, чтобы признать построения Федорова выдающимся явлением в истории русских духовных исканий, – и это тем более верно, что и у Достоевского, и особенно у Соловьева, как мы упоминали, можно без затруднения констатировать влияние Федорова.

При жизни Федоров не печатал почти ничего, а если печатал, то всегда без подписи, – но писал очень много. Близкие к нему люди В. А. Кожевников и Н. Петерсон издали в двух томах сочинения Федорова, – и в соответствии с духом учения его – эти сочинения не были предназначены для продажи – их можно было получить бесплатно у издателей, которые отказались от всяких своих прав.

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков является космическая философия или, как чаше ее именуют, русский космизм - учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса.

Основной возникновения совершенно оригинального учения в философии – русского космизма (русской космической философии) послужили следующие факторы.

1. Философские источники - диалектические идеи развития и всеобщей взаимосвязи явлений материального и духовного мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

3. Естественно-научные предпосылки заключаются в том, что в учении русского космизма помощь человечеству в единении с космосом в немалой степени оказывается благодаря опоре на человеческий разум, на науку, технику.

Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX в., новые великие открытия в самых различных отраслях знания (в том числе в физике, химии, биологии, астрономии) наталкивали сторонников космизма на гениальные догадки, опирающихся на науку как на практическое средство достижения благородных целей. Так, уже в середине XIX в. для разгона облаков и вызывания дождя были использованы мушки. Невиданные ранее достижения техники позволили Н. Ф. Федорову рассчитывать, что будущая наука быстро пойдет еще дальше. В ближайшем будущем она сможет помочь человечеству в его грандиозных идеях, например, в освоении космического пространства, в продлении человеческой жизни, а затем и достижения бессмертия. Именно прогресс мировой науки и техники помог К.Э. Циолковскому осознанно разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космическом пространстве.

Проблематикой русского космизма активно занимались многие отечественные мыслители, такие, как Н. Федоров, Вл. Соловьёв, Н. Умов, К. Циолковский, П. Флоренский, В. Вернадский, А. Чижевский и




Другая задача науки - обеспечить человека и все воскресшие предшествующие поколения местом для существования (путем освоения космоса и переселения на другие планеты. Вот она взаимосвязь человека и космоса!

Божественная благодать является здесь хотя и важным, но все-таки вспомогательным средством. Именно поэтому, принимая саму идею воскрешения, многие русские религиозные мыслители критически отнеслись именно к принижению роли божественного влияния (Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, П. Флоренский).

Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить смерть и обеспечить братство всех людей и народов.

Н. Федоров стремится навести мост, соединяющий науку и ре

Философия Н. Федорова оказала сильное идейное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе на таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков является космическая философия или, как чаше ее именуют, русский космизм - учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса.

Основной возникновения совершенно оригинального учения в философии – русского космизма (русской космической философии) послужили следующие факторы.

1. Философские источники - диалектические идеи развития и всеобщей взаимосвязи явлений материального и духовного мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

3. Естественно-научные предпосылки заключаются в том, что в учении русского космизма помощь человечеству в единении с космосом в немалой степени оказывается благодаря опоре на человеческий разум, на науку, технику.

Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX в., новые великие открытия в самых различных отраслях знания (в том числе в физике, химии, биологии, астрономии) наталкивали сторонников космизма на гениальные догадки, опирающихся на науку как на практическое средство достижения благородных целей. Так, уже в середине XIX в. для разгона облаков и вызывания дождя были использованы мушки. Невиданные ранее достижения техники позволили Н. Ф. Федорову рассчитывать, что будущая наука быстро пойдет еще дальше. В ближайшем будущем она сможет помочь человечеству в его грандиозных идеях, например, в освоении космического пространства, в продлении человеческой жизни, а затем и достижения бессмертия. Именно прогресс мировой науки и техники помог К.Э. Циолковскому осознанно разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космическом пространстве.

Проблематикой русского космизма активно занимались многие отечественные мыслители, такие, как Н. Федоров, Вл. Соловьёв, Н. Умов, К. Циолковский, П. Флоренский, В. Вернадский, А. Чижевский и

Другая задача науки - обеспечить человека и все воскресшие предшествующие поколения местом для существования (путем освоения космоса и переселения на другие планеты. Вот она взаимосвязь человека и космоса!

Божественная благодать является здесь хотя и важным, но все-таки вспомогательным средством. Именно поэтому, принимая саму идею воскрешения, многие русские религиозные мыслители критически отнеслись именно к принижению роли божественного влияния (Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, П. Флоренский).

Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить смерть и обеспечить братство всех людей и народов.

Н. Федоров стремится навести мост, соединяющий науку и ре

Философия Н. Федорова оказала сильное идейное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе на таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.

Есть такие теории, серьезное и даже благоговейное отношение к которым очень умных людей меня просто поражает. К подобным учениям относится, в первую очередь, "философия общего дела" Николая Федорова (1829-1903) . Удивительно, но такие выдающиеся мыслители, как Владимир Соловьев, Лев Толстой, Константин Циолковский и другие реально были под впечатлением от идей Федорова и принимали их совершенно всерьез.

Мне же его теория представляется каким-то диким бредом. Я понимаю ее подоплеку и смысл этого учения, но воспринять всерьез как научную задачу сбор в просторах Космоса атомов тел всех умерших, чтобы потом всех их воскресить как личностей - ну извините.

Но факт в том, что Николая Федорова современники называли "московским Сократом", признавая его глубочайшим мудрецом. Мда. Рассмотрим основные положения его учения.

Во-первых, оно находится в рамках направления, называемого русским космизмом. Основная идея та, что человек является неотъемлемой частью Космоса, обменивается с ним энергией и должен осваивать его бесконечные просторы.

Во-вторых, Федоров был религиозным мыслителем и считал, что истинная суть христианства - преодоление смерти. Поэтому люди должны объединиться в общем деле - воскресении всех ранее умерших. Всех. Поголовно.

В-третьих, эту цель Федоров считал достижимой не мистически, а научно. То есть верил, что развитие науки приведет к возможности такого воскрешения. И наука должна поставить перед собой именно эту цель.

В-четвертых, эти миллиарды воскрешенных людей (начиная с первобытных), конечно, не поместятся на Земле, поэтому надо осваивать просторы Вселенной и заселять ее людьми.

При это мысль о том, что будут воскрешены также все злодеи, убийцы, идиоты и т.п., кажется, не очень волновала Федорова. Он думал, что поголовно все воскрешенные тут же включатся в благое общее дело. Объединяющей платформой для всех будет религия христианства и забота о природе. Это какой-то реальный звездец.

Всегда есть чудаки, которые считают, что им открылась божественная истина, и начинают проповедовать свой бред, убежденные, что он спасает, ни много ни мало, человечество. Если такие люди неагрессивны, то пусть себе тихо радуются жизни, конечно.

Федоров всю жизнь работал библиотекарем и был сам по себе человек хороший. Как пропагандист чтения, книгообмена и в целом культурного просвещения он внес реальный вклад в развитие культуры. Но эта его философия общего дела - что-то очень странное на взгляд серьезного, умного человека, мне кажется. Страннее всего то, что она привлекала других людей, явно не сумасшедших, которые восхищались ею на полном серьезе. Вот это реально вводит меня в ступор.

Тем не менее, надо признать, что Федоров повлиял своими идеями на дальнейшее развитие русской философии и науки. Например, Циолковский занялся разработкой космических аппаратов именно под его влиянием. Изыскания Чижевского, Вернадского тоже были связаны с идеями космизма. Так что в целом положительное значение Федорова как мыслителя невозможно отрицать.

«О Фёдорове многие сейчас говорят и пишут. […] Поэтому стоит, быть может, и нам уделить воззрениям Фёдорова чуть больше внимания, чем полагалось бы в книге о другом предмете и другом человеке.

Фёдоров никогда не отрекался от Бога, он во всех своих основных построениях исходил как будто из христианской догматики, из православной концепции Троицы. Однако при этом он так прагматически истолковывал эту концепцию, так безоговорочно изгонял из неё всю её мистическую основу, что в конце концов оставил одну оболочку, заполненную крайне-позитивистским и уж никак не христианским содержанием.

Для него существовало только дело, только действие и только с единственной целью: воскрешение предков .

Всякая приверженность трансцендентному осуждалась как вреднейшее суеверие, осуждались даже учёные мира, все скопом - за недостаток веры в силу науки. Фёдоров, в отличие от Маяковского, не занимался вопросом собственной смерти, но ненавидел смерть как общественное явление. Пафос Баратынского был ему чужд, как был ему чужд любой артистизм, любой парадоксальный, нетождественный подход. Для него польза равнялась пользе, вред равнялся вреду. Он был человеком сильной воли и прямого, в упор, анализа.

- Увенчавшийся блестящим успехом опыт произведения искусственного дождя посредством артиллерийского огня или вообще огненного боя, посредством взрывных веществ, даст новое назначение войску.

- Хлеб есть сила, и всякая деятельность человеческая, умственная и физическая, есть проявление этой силы.

- При регуляции же метеорического процесса сила получается из атмосферы.

- Сновидения должно причислить отчасти к болезненным явлениям, отчасти к праздной жизни. Они составляют проявление тех сил, которые не перешли в работу.

Конечно, сегодня об этом учении нельзя говорить на полном серьёзе. Улыбка - не обязательно едкая, даже не обязательно снисходительная, пусть доброжелательная, пусть умилённая, - но какая-то улыбка должна смягчить неправдоподобную жесткость этих конструкций, Тогда же, в конце прошлого века, множество умных и тонких людей поначалу отнеслось к учению Фёдорова с серьёзным вниманием. Даже Достоевский не избежал. (Он, первый увидевший бесовщину, увидел одну, и глаза закрывал на другую, и сам проповедовал третью. )

Конечно, мир, построенный Фёдоровым, не только смешон и детски наивен. Он поражает широтой замаха, он красив и страшен, как Дантов ад, он почти величествен. Но, как всякий проект общественного спасения, скорее всё-таки страшен.

Примиряет с Фёдоровым только то, что его идея, помимо его желания, просто внутренне рассчитана на неосуществление. Ведь он не только не отвечает, но, по сути, и не ставит главных вопросов; каким образом и что же дальше.

Это встают из могильных курганов, мясом обрастают хороненные кости.

Читайте также: