Религиозные верования сарматов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Сарматский всадник


Сарматский всадник

Очевидно, соседями скифов сарматы стали достаточно давно, так как именно к ним за помощью обращались скифы во время нашествия войск Дария.

Когда же в III в. до н.э. Великая Скифия переживает глубокий кризис, сарматы становятся господствующей силой на юге Восточной Европы.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. ЯЗЫК

Многие древние авторы обращают внимание на значительное сходство сарматов и скифов. Геродот пересказывает прекрасную легенду о происхождении савроматов

ГЕРОДОТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ САВРОМАТОВ

«О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с амазонками, тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили мужей, напав в море.

С кораблями же они не были знакомы, не знали, как пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и после того, как они, напав в море, перебили мужей, их носило волнами и ветром. И прибывают они к берегам Меотийского озера — к Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных скифов. Здесь, сойдя с корабля, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить страну скифов.

Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины.

Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, а уклоняться; когда же те остановятся, они должны, приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.

Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом.

Амазонки же в полуденный час расходились по одной и по две. Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь.

И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же самое место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую.

Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место, и другого привел, и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.

А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин.

Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука, мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда.

Так вот, мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и чтобы мы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе.

Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им следующее:

Перейдя Танаис, они прошли к востоку, на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в эту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее.

И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Сарматский вождь, I в. н.э. (реконструкция А. Симоненко)


Сарматский вождь, I в. н.э. (реконструкция А. Симоненко)

По мнению большинства исследователей, язык сарматов, как и язык скифов, относится к северо-восточной группе иранских языков.

Наиболее известны следующие сарматские племена: аорсы, роксоланы, аланы, сираки, языги. Сформировавшись в Волго-Уральских степях, сарматы впоследствии расселяются в междуречье Волги и Дона, а к IV в. их кочевья появляются уже за Доном.

САРМАТЫ В КРЫМУ

Есть много свидетельств о том, что в III-I вв. до н.э. сарматы прочно укрепляются в степях к северу от Крыма. Отношения между ними и скифами не были стабильными: племена то враждовали, то заключали дружественные союзы. Известно, что сарматская царица Амага оказала Херсонесу военную помощь и заставила скифов отступить от его стен. Однако во время Диофантовых войн сарматы под предводительством Тасия были самыми надежными союзниками скифов.

Битва скифов и сарматов


Битва скифов и сарматов

Постепенно сарматы вплотную приближаются к полуострову, а в I в. н.э. часть сарматских племен оказывается в Крыму. В это время на полуострове появляются впускные подкурганные сарматские захоронения.

Особый интерес вызывает Ногайчинский курган, расположенный в Нижнегорском районе у с. Червоное.

Достаточно богатое женское захоронение принадлежало, очевидно, царице или жрице. Покрывало, которым, лежавшее поверх деревянного гроба, и платье женщины были расшиты золотыми бляшками. Погребальный инвентарь выполнен из драгоценных материалов и отличается прекрасной работой. Он состоял из массивной золотой гривны с изображением грифонов — сказочных чудовищ с телами льва и орлиными крыльями и клювом, ручных браслетов с изображением персонажей греческих мифов — Эрота и Психеи, ножных спиралевидных браслетов, диадемы, сплетенной из трех цепочек, медальона с гранатовыми и стеклянными вставками, сережек с инкрустациями из сердоликов, агатов и стекла, серебряных чаш, ложек сосудов, бронзового зеркала.

Фибула из Ногайчинского кургана


Фибула из Ногайчинского кургана

Постепенно численность сарматов на полуострове увеличивается. Они селятся не только в степных районах, но и в предгорном Крыму, часто рядом со скифами. Со II в. н.э. древние авторы все больше называют их аланами.

ОБРАЗ ЖИЗНИ, ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И КУЛЬТУРА САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН

Сарматский конный воин и его боевое снаряжение


Сарматский конный воин и его боевое снаряжение

По мере продвижения сарматов на запад роль войны в их жизни значительно возрастает. К этому времени им удалось создать крупные союзы племен. Постепенно совершенствуется организация войска, тактика и стратегия военных действий, а также вооружение и доспехи.

Сарматский катафрактарий и сарматская жрица


Сарматский катафрактарий и сарматская жрица

Тацит и Страбон отмечают, что сарматы применяли небольшие щиты (вероятно, племенные) обтянутые кожей, но особого значения они не имели. Это было связано с тем, что в ходе длительного времени сарматам удалось создать достаточно надежные, удобные и искусно изготовленные защитные доспехи.

Металлические доспехи существовали у сарматов в виде чешуйчатой брони. Принцип ее изготовления достаточно хорошо известен по сохранившимся изображениям и описаниям. Особенно точно и подробно рассказывает о таких доспехах Гелиодор. По его словам, они состояли из медных и железных чешуек, нашитых на холст или кожу рядами, так что чешуйки одного ряда, прикрывали до половины чешуйки другого, не оставляя промежутков. Не только всадник, но и его конь были с головы до ног одеты в такую броню, которая благодаря своей гибкости не стесняла движений и плотно прилегала к телу. На ноги иногда надевали, помимо брони, металлические попожи, а голову прикрывали шишаками, чаще всего кожаными с металлическими полосами.

Достаточно часто сарматы применяли тактику набегов, основной целью которых было обогащение, в то же время мощное нашествие многочисленного конного войска приводило к деморализации подвергшихся нападению. Как правило, после таких нападений сарматы заставляли побежденных выплачивать дань.

Тацит отмечает внезапность и неожиданность таких набегов, особый способ метания дротиков, виртуозность набрасывания арканов на противника. Использование оригинальной тактики переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, врезались в строй противника копьями.

Одежда сарматов была во многом схожа со скифской. Мужчины носили короткий кафтан, подпоясанный ремнем, который застегивался фибулами, шаровары и короткие сапоги. Сверху надевался плащ, застегнутый фибулой на левом плече. Женская одежда состояла из платья с рукавами до запястий, поверх платья носили распашной халат, застегнутый фибулой на груди. Одежду дополняли восточные шаровары, манжеты которых достаточно часто обшивались бисером.

Одежда знатных и богатых сарматов расшивалась золотом и жемчугами, украшалась золотыми бляшками.

И женщины, и мужчины охотно пользовались различными украшениями. Знатные представители общества носили золотые и серебряные гривны, золотые браслеты, золотом и серебром были украшены их пояса. Знатные сарматки — золотые серьги со вставками из драгоценных камней, их прически часто венчались диадемами, золотые бусы и ожерелья украшали шею и грудь.

Многие сарматские украшения — настоящие шедевры ювелирного искусства. Часть из них выполнены в полихромном стиле, когда в золотых и серебряных изделиях использовали вставки драгоценных и полудрагоценных камней: бирюзы, граната, рубина, сердолика.

Много своеобразных особенностей наблюдается в характере погребений и погребальном ритуале сарматов. Для раннего периода характерны захоронения в широких грунтовых ямах с деревянными сооружениями. В дальнейшем появляются новые типы подкурганных погребений с различной ориентацией: узкие прямоугольные ямы, квадратные ямы с диагональным положением погребенного, катакомбы, узкие прямоугольные ямы, подбои. Это является ярким свидетельством того, что сарматы представляли далеко не однородные племена, даже антропологически.

Подбойная могила (реконструкция С. Мульда)


Подбойная могила (реконструкция С. Мульда)

Погребальный обряд чаще всего выглядел следующим образом: усопшего укладывали в вытянутом положении на спине, часто с согнутыми в локтях руками, кисть правой или левой руки находилась в области живота, ноги скрещивали в ступнях или голенях, череп деформирован. В захоронение вместе с погребальным инвентарем укладывали всевозможные обереги, амулеты, а также жертвенную пищу. Дно могил, очевидно, с очистительной целью посыпали золой, угольками, кусками мела; над могилой совершали жертвоприношение коня, устраивали тризны. С ритуальной целью разбивали зеркала.

Кочевники-скотоводы, жизнь и благополучие которых во многом зависели от природно-климатических условий, от наличия обильных пастбищ и многочисленности стад, особо почитали богиню плодородия и покровительницу коней. Изображения великой богини между двух коней сохранились на сарматских гребнях и серьгах. Вероятно, с великой богиней был связан культ солнца и огня, хранительницами которого были специальные жрицы.

С приходом сарматов изменился этнический состав населения Крыма. Они оказали значительное влияние на экономику и общественную жизнь полуострова.


Племена сарматов: история, быт и культура, военное дело

Сначала племена сарматов была соседями государства скифов. Между двумя народами был мир, иногда они объединялись в общей борьбе против персов. Сарматские войны даже стояли на службе у скифских царей.

В третьем веке ситуация коренным образом меняется. Сарматы начинают наступление на Скифию. Именно в этот период скифское царство переживало свой упадок, так что сарматы выбрали подходящий момент для наступления. Массовые набеги на скифские земли сменились колонизацией этих земель племенами сарматов.

Сарматы после основания своего государства стали одним из самых сильных народов Европы того периода. Они установили господство в европейских степях, и затем начали налаживать отношения с соседними государствами.

Уже в начале нашей эры началось Великое переселение народов, связанное с движением племен гуннов. Их племена вынудили многих сарматов покинуть свои земли и напасть на Римскую империю. Гунны постепенно вытесняют сарматов из их земель.

Жилища сарматов

Как сообщают многие историки, сарматы вели кочевой образ жизни. Следовательно, их жилищами были шатры. Они никогда не жили в

городах и не останавливались нигде на долгое время. Их шатры были легкими, и их можно было легко собрать и разобрать.

Одежда

Сарматы носили длинные просторные штаны из нетолстой ткани, они могут напоминать многим шаровары. На торс они надевали кожаные куртки. На ногах носили сапоги, они также были сделаны из кожи. Многие историки считают, что женщины сарматов носили туже одежду, что и мужчины. Объясняют это тем, что сарматы были воинственным народом, и женщины участвовали в боях наряду с мужчинами.

Роль женщины в обществе

Кроме этого, сарматские женщины занимали высокое положение в обществе. Сначала сарматское общество было матриархальным, но затем было вытеснено патриархатом. Однако роль женщины оставалась, как и прежде, высокой и почетной.

Культура

Все племена сарматы поклонялись животным, центральное место в их верования занимал образ барана. Изображение барана часто находят на оружии и на предметах быта, в основном посуде. Кроме поклонения животным, они верили в культ предков. Есть сведенья, что сарматские воины поклонялись мечу.

Самыми известными памятниками, оставленными сарматами являются курганы, некоторые из них достигают высоты 8 метров. В таких курганах чаще всего находят оружие: мечи, лук и стрелы, кинжалы. Кроме оружия находят предметы керамики, изделия из бронзы (в основном украшения) и изделия из кости.

Военное дело

Как гласят многие источники, сарматы считались превосходными воинами. Они воевали в основном в конном строю. Основу армии составляла тяжелая конница, многие считают, что именно сарматы создали такой род войск как тяжелая кавалерия.

Вооружены сарматские воины были так называемыми сарматскими мечами, которые они использовали в конном бою достаточно эффективно из-за их длины. В основном они имели длину от 70 до 110 см. Кроме меча они использовали в бою и копье, что помогало им наносить мощные, стремительные удары в ряды противников, буквально сносив их с пути ударом копья. Кроме холодного оружия, воины сражались и луков, с которого могли вести огонь, находясь в седле на лошади.

В качестве брони они использовали доспехи из кожи.

Тактика ведения боя сарматов была довольно развитой для своего времени, и даже Римская империя пользовалась подобными маневрами и тактикой. Кроме тактики использовали и сарматское вооружение, в основном это был меч.

Историки подчеркивают выносливость сарматской конницы, некоторые гласили, что они могли преодолевать расстояние в 150 миль всего за один день.

Подводя итоги, следует сказать, что сарматы сумели создать одно из сильнейших государств, расцвет которого припадает на конец третьего веке до н.э. и до начала третьего века н.э. Затем наступает упадок, а окончательно оно распалось из-за интенсивных переселения гуннов.

Сарматы были превосходными конными воинами и с ним считались все соседние государства.

Сарматский всадник


Сарматский всадник

Очевидно, соседями скифов сарматы стали достаточно давно, так как именно к ним за помощью обращались скифы во время нашествия войск Дария.

Когда же в III в. до н.э. Великая Скифия переживает глубокий кризис, сарматы становятся господствующей силой на юге Восточной Европы.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. ЯЗЫК

Многие древние авторы обращают внимание на значительное сходство сарматов и скифов. Геродот пересказывает прекрасную легенду о происхождении савроматов

ГЕРОДОТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ САВРОМАТОВ

«О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с амазонками, тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили мужей, напав в море.

С кораблями же они не были знакомы, не знали, как пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и после того, как они, напав в море, перебили мужей, их носило волнами и ветром. И прибывают они к берегам Меотийского озера — к Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных скифов. Здесь, сойдя с корабля, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить страну скифов.

Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины.

Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, а уклоняться; когда же те остановятся, они должны, приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.

Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом.

Амазонки же в полуденный час расходились по одной и по две. Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь.

И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же самое место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую.

Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место, и другого привел, и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.

А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин.

Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука, мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда.

Так вот, мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и чтобы мы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе.

Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им следующее:

Перейдя Танаис, они прошли к востоку, на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в эту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее.

И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Сарматский вождь, I в. н.э. (реконструкция А. Симоненко)


Сарматский вождь, I в. н.э. (реконструкция А. Симоненко)

По мнению большинства исследователей, язык сарматов, как и язык скифов, относится к северо-восточной группе иранских языков.

Наиболее известны следующие сарматские племена: аорсы, роксоланы, аланы, сираки, языги. Сформировавшись в Волго-Уральских степях, сарматы впоследствии расселяются в междуречье Волги и Дона, а к IV в. их кочевья появляются уже за Доном.

САРМАТЫ В КРЫМУ

Есть много свидетельств о том, что в III-I вв. до н.э. сарматы прочно укрепляются в степях к северу от Крыма. Отношения между ними и скифами не были стабильными: племена то враждовали, то заключали дружественные союзы. Известно, что сарматская царица Амага оказала Херсонесу военную помощь и заставила скифов отступить от его стен. Однако во время Диофантовых войн сарматы под предводительством Тасия были самыми надежными союзниками скифов.

Битва скифов и сарматов


Битва скифов и сарматов

Постепенно сарматы вплотную приближаются к полуострову, а в I в. н.э. часть сарматских племен оказывается в Крыму. В это время на полуострове появляются впускные подкурганные сарматские захоронения.

Особый интерес вызывает Ногайчинский курган, расположенный в Нижнегорском районе у с. Червоное.

Достаточно богатое женское захоронение принадлежало, очевидно, царице или жрице. Покрывало, которым, лежавшее поверх деревянного гроба, и платье женщины были расшиты золотыми бляшками. Погребальный инвентарь выполнен из драгоценных материалов и отличается прекрасной работой. Он состоял из массивной золотой гривны с изображением грифонов — сказочных чудовищ с телами льва и орлиными крыльями и клювом, ручных браслетов с изображением персонажей греческих мифов — Эрота и Психеи, ножных спиралевидных браслетов, диадемы, сплетенной из трех цепочек, медальона с гранатовыми и стеклянными вставками, сережек с инкрустациями из сердоликов, агатов и стекла, серебряных чаш, ложек сосудов, бронзового зеркала.

Фибула из Ногайчинского кургана


Фибула из Ногайчинского кургана

Постепенно численность сарматов на полуострове увеличивается. Они селятся не только в степных районах, но и в предгорном Крыму, часто рядом со скифами. Со II в. н.э. древние авторы все больше называют их аланами.

ОБРАЗ ЖИЗНИ, ХОЗЯЙСТВО, БЫТ И КУЛЬТУРА САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН

Сарматский конный воин и его боевое снаряжение


Сарматский конный воин и его боевое снаряжение

По мере продвижения сарматов на запад роль войны в их жизни значительно возрастает. К этому времени им удалось создать крупные союзы племен. Постепенно совершенствуется организация войска, тактика и стратегия военных действий, а также вооружение и доспехи.

Сарматский катафрактарий и сарматская жрица


Сарматский катафрактарий и сарматская жрица

Тацит и Страбон отмечают, что сарматы применяли небольшие щиты (вероятно, племенные) обтянутые кожей, но особого значения они не имели. Это было связано с тем, что в ходе длительного времени сарматам удалось создать достаточно надежные, удобные и искусно изготовленные защитные доспехи.

Металлические доспехи существовали у сарматов в виде чешуйчатой брони. Принцип ее изготовления достаточно хорошо известен по сохранившимся изображениям и описаниям. Особенно точно и подробно рассказывает о таких доспехах Гелиодор. По его словам, они состояли из медных и железных чешуек, нашитых на холст или кожу рядами, так что чешуйки одного ряда, прикрывали до половины чешуйки другого, не оставляя промежутков. Не только всадник, но и его конь были с головы до ног одеты в такую броню, которая благодаря своей гибкости не стесняла движений и плотно прилегала к телу. На ноги иногда надевали, помимо брони, металлические попожи, а голову прикрывали шишаками, чаще всего кожаными с металлическими полосами.

Достаточно часто сарматы применяли тактику набегов, основной целью которых было обогащение, в то же время мощное нашествие многочисленного конного войска приводило к деморализации подвергшихся нападению. Как правило, после таких нападений сарматы заставляли побежденных выплачивать дань.

Тацит отмечает внезапность и неожиданность таких набегов, особый способ метания дротиков, виртуозность набрасывания арканов на противника. Использование оригинальной тактики переменного боя, когда конные сарматы, оставив лук, врезались в строй противника копьями.

Одежда сарматов была во многом схожа со скифской. Мужчины носили короткий кафтан, подпоясанный ремнем, который застегивался фибулами, шаровары и короткие сапоги. Сверху надевался плащ, застегнутый фибулой на левом плече. Женская одежда состояла из платья с рукавами до запястий, поверх платья носили распашной халат, застегнутый фибулой на груди. Одежду дополняли восточные шаровары, манжеты которых достаточно часто обшивались бисером.

Одежда знатных и богатых сарматов расшивалась золотом и жемчугами, украшалась золотыми бляшками.

И женщины, и мужчины охотно пользовались различными украшениями. Знатные представители общества носили золотые и серебряные гривны, золотые браслеты, золотом и серебром были украшены их пояса. Знатные сарматки — золотые серьги со вставками из драгоценных камней, их прически часто венчались диадемами, золотые бусы и ожерелья украшали шею и грудь.

Многие сарматские украшения — настоящие шедевры ювелирного искусства. Часть из них выполнены в полихромном стиле, когда в золотых и серебряных изделиях использовали вставки драгоценных и полудрагоценных камней: бирюзы, граната, рубина, сердолика.

Много своеобразных особенностей наблюдается в характере погребений и погребальном ритуале сарматов. Для раннего периода характерны захоронения в широких грунтовых ямах с деревянными сооружениями. В дальнейшем появляются новые типы подкурганных погребений с различной ориентацией: узкие прямоугольные ямы, квадратные ямы с диагональным положением погребенного, катакомбы, узкие прямоугольные ямы, подбои. Это является ярким свидетельством того, что сарматы представляли далеко не однородные племена, даже антропологически.

Подбойная могила (реконструкция С. Мульда)


Подбойная могила (реконструкция С. Мульда)

Погребальный обряд чаще всего выглядел следующим образом: усопшего укладывали в вытянутом положении на спине, часто с согнутыми в локтях руками, кисть правой или левой руки находилась в области живота, ноги скрещивали в ступнях или голенях, череп деформирован. В захоронение вместе с погребальным инвентарем укладывали всевозможные обереги, амулеты, а также жертвенную пищу. Дно могил, очевидно, с очистительной целью посыпали золой, угольками, кусками мела; над могилой совершали жертвоприношение коня, устраивали тризны. С ритуальной целью разбивали зеркала.

Кочевники-скотоводы, жизнь и благополучие которых во многом зависели от природно-климатических условий, от наличия обильных пастбищ и многочисленности стад, особо почитали богиню плодородия и покровительницу коней. Изображения великой богини между двух коней сохранились на сарматских гребнях и серьгах. Вероятно, с великой богиней был связан культ солнца и огня, хранительницами которого были специальные жрицы.

С приходом сарматов изменился этнический состав населения Крыма. Они оказали значительное влияние на экономику и общественную жизнь полуострова.


Читайте также: