Военное искусство это кратко

Обновлено: 05.07.2024

До сих пор еще колеблются в выборе между этими двумя терминами и не отдают себе ясного отчета, что должно послужить основанием для решения, хотя дело весьма просто. Мы уже раньше отмечали, что знание - нечто другое, чем умение. Оба эти понятия столь отличны между собой, что казалось бы их нелегко смешать. Уменье, собственно говоря, не могло бы быть изложено ни в какой книге, и значит искусство не должно бы служить заглавием какой-либо книги. Но раз уже образовалась привычка объединять под одним общим названием теории искусства, или попросту искусства, все потребные для искусства знания (которые в отдельности могли бы составить законченные науки), то представляется последовательным проводить и дальше этот принцип расчленения и называть искусством все то, что имеет своей целью созидательное умение, например строительное искусство, а наукой то, где целью является чистое знание - например математика, астрономия. Само собой понятно, что в каждой теории искусства могут заключаться отдельные научные построения; это не должно нас смущать .

Но замечательно, что нет и наук, которые обходились бы совершенно без искусства; в математике например счет и применение алгебры есть искусство, и оно простирается еще далеко за эти пределы. Причина, в. следующем: как бы груба и наглядна ни была разница между знанием и умением в сложных результатах человеческого знания, проследить эти два начала в самом человеке и полностью разграничить их чрезвычайно трудно.

2. Трудность отделить опознание от суждения(военное искусство)

Всякое рассуждение есть искусство. Там, где логика протягивает тире[43], там, где заканчиваются предпосылки, составляющие результат опознания, там, где начинается суждение, - там начинается искусство. Мало того: само опознание умом есть опять-таки суждение, следовательно и искусство; в конце концов пожалуй то же можно сказать и об опознании чувствами. Словом: если нельзя себе представить человеческое существо с одной способностью опознания и без способности суждения и наоборот, то точно так же нельзя полностью отделить друг от друга искусства и науки. Чем больше эти тонкие проблески воплощаются в реальных формах внешнего мира, тем их царства резче отделяются друг от друга; и опять: где творчество и созидание составляют цель, там царит искусство, наука же господствует там, где целью служат исследование и знание. После всего вышесказанного явствует само собой, что правильнее говорить военное искусство, а не военная наука.

Нам пришлось задержаться, так как обойтись без этих понятий невозможно. Но теперь мы выступим с утверждением, что война не есть ни искусство, ни наука в подлинном смысле слова; непонимание этого являлось той ложной отправной точкой, от которой шел ошибочный путь невольных сопоставлений с остальными науками и искусствами и установления множества неправильных аналогий.

Это чувствовалось уже и раньше, почему и утверждали, что война, это ремесло; но от этого утверждения больше теряли, чем выигрывали, ибо ремесло есть лишь искусство низшей категории и как таковое оно подчиняется более определенным и узким законам. В действительности военное искусство некоторое время вращалось в сфере ремесла, а именно: в эпоху кондотьеров. Но такое направление оно получило не по внутренним, а по внешним причинам; в какой малой степени оно было в эту эпоху естественным и удовлетворительным, свидетельствует военная история.

3. Война есть акт человеческого общения

Итак мы говорим: война относится не к области искусств и наук, а к области общественной жизни. Она есть конфликт крупных интересов, который разрешается кровопролитием; лишь в последнем ее отличие от других конфликтов .

Скорее чем с каким-либо из искусств, ее можно сравнить с торговлей, которая также является конфликтом человеческих интересов и деятельностей, а еще ближе к ней стоят политика, которую в свою очередь можно рассматривать как своего рода торговлю высокого масштаба. Кроме того политика есть лоно, вынашивающее войну; в политике уже заключаются в скрытом виде основные очертания войны, подобно тому как облик живого существа кроется в его зародыше[44].

Существенное различие между ведением войны и другими искусствами сводится к тому, что война не есть деятельность воли, проявляющаяся против мертвой материи, как это имеет место в механических искусствах, или же направленная на одухотворенные, но пассивно предающие себя его воздействию объекты - например дух и чувство человека, как это имеет место в изящных искусствах. Война есть деятельность воли против одухотворенного реагирующего объекта.

К такого рода деятельности мало подходит схематическое мышление, присущее искусствам и наукам; это сразу бросается в глаза, и в то же время становится понятным, почему постоянные попытки и искания законов, подобных тем, которые выводятся из мира мертвой материи, должны были приводить к постоянным ошибкам. Тем не менее именно по образцу механических искусств хотели создать искусство военное. Уподобление его искусствам изящным встречало препятствие уже в том, что последние сами еще мало поддаются правилам и законам, и все попытки создать таковые всегда признавались в конечном счете неудовлетворительными и односторонними: их всякий раз подмывал и сносил поток мнений, чувств и нравов.

Эта часть нашего труда должна до известной степени исследовать вопрос о том, подчиняется ли конфликт живых сил, завязывающийся и разрешающийся на войне, общим законам и могут ли последние служить пригодной руководящей нитью для военной деятельности; но уже само собою ясно, что этот предмет, как и всякий другой, не выходящий за пределы нашего разума, должен быть освещен и более или менее выяснен в его внутренней связи пытливым умом. И одного этого уж будет достаточно для того чтобы удовлетворить понятию о теории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА IX ИСКУССТВО И НАУКА.

Глава шестая Военное искусство Востока

Глава шестая Военное искусство Востока Восток и Запад. — Ислам. — Магометанское рыцарство. — Тактика. — Монголы. — Техника, организация, стратегия, тактика монголов. — Поход Тамерлана на Золотую Орду. — Турки. — Янычары. Восток и Запад. История военного искусства на

Глава восьмая Военное искусство реформации

Глава восьмая Военное искусство реформации Эпоха географических открытий. — Испанская школа. — Реформация и армии нового строя. — Рейтары. — Мориц Оранский; дисциплина, комсостав, тактика. — Густав Адольф; тактическая реформа; стратегия; сражение при

ГЛАВА VII ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

ГЛАВА VII ВОЕННОЕ ИСКУССТВО Долгое время размышления о военном искусстве были уделом историков, которые пытались сравнить Средневековье с античностью и Новым временем. Почти неизбежно они приходили к выводу о посредственности, примитивности, бездарности (и даже

Глава 3 Военное искусство ацтеков

Глава 3 Военное искусство ацтеков Понятно, что если государство расширялось, и его власть признавали соседние народы, то у этого государства была могучая армия. Теночтитлан постоянно содержал небольшие отряды воинов. Но грозная и большая армия создавалась у них только в

Глава 3 Военное искусство ацтеков

Глава 3 Военное искусство ацтеков Понятно, что если государство расширялось, и его власть признавали соседние народы, то у этого государства была могучая армия. Теночтитлан постоянно содержал небольшие отряды воинов. Но грозная и большая армия создавалась у них только в

ГЛАВА II ВОЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

ГЛАВА II ВОЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ С отроческих лет и до самой старости Вильгельм и большинство его вассалов почти все свое время проводили в войнах или в приготовлениях к ним, и немалое их число, включая самого герцога, погибло в походах. Поэтому, чтобы

Глава V Природа военного дела. Военное искусство и военная наука

Глава V Природа военного дела. Военное искусство и военная наука Является ли военное дело достоянием науки или искусства? Чтобы ответить на этот вопрос, надо все время иметь в виду двойственную природу военного дела. Военное дело слагается из двух элементов. Элемента

Глава 10 Военное искусство Александра

Глава 10 Военное искусство Александра Гений Хотя на войне не бывает двух одинаковых сражений или кампаний и таланты полководцев тоже разные, одно объединяет великих полководцев: это их гений; и, поскольку гений неопределим, сравнение – единственный способ, которым можно

Военное искусство и военное дело

Военное искусство и военное дело Сам Скобелев принадлежал к новому поколению, но как военный практик он хорошо знал старую армию и поэтому имел право судить о ней.«Старые порядки в армии были ужасны, ибо сверху донизу царствовал произвол вместо закона, слишком тяжело

ГЛАВА 14. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ГУННОВ

ГЛАВА 14. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ГУННОВ А. Стратегия Войны и набеги являлись для всех без исключения древних кочевых племен Евразии одним из важнейших способов добывания средств к существованию. Главная отрасль их экономики — кочевое скотоводство не могло полностью

Глава II. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ.

Глава II. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ. Военные успехи зависят, как мы в этом уже смогли убедиться в I томе настоящего труда, не от одной, а от двух совершенно различных причин. Первая причина, которая раньше всего бросается в глаза, заключается в храбрости и

ВОЕ́ННОЕ ИСКУ́ССТВО, тео­рия и прак­ти­ка под­го­тов­ки и ве­де­ния во­ен­ных дей­ст­вий на су­ше, мо­ре и в око­ло­зем­ном про­стран­ст­ве. Тео­рия В. и. – со­став­ная часть во­ен­ной нау­ки , ис­сле­дую­щая за­ко­ны (за­ко­но­мер­но­сти), прин­ци­пы, фор­мы и спо­со­бы ве­де­ния воо­руж. борь­бы в стра­те­гич., опе­ра­тив­ных и так­тич. звень­ях, обос­но­вы­ваю­щая ор­га­ни­зац. струк­ту­ру войск (сил) и ме­то­ды под­дер­жа­ния их бое­вой го­тов­но­сти и мо­би­ли­за­ци­он­ной го­тов­но­сти . Прак­ти­ка В. и. ох­ва­ты­ва­ет при­ме­не­ние во­ен. зна­ний (тео­рии В. и.) и опы­та при под­го­тов­ке и ве­де­нии опе­ра­ций во­ен­ных (да­лее – опе­ра­ция) и др. форм во­ен. дей­ст­вий с учё­том кон­крет­ных ус­ло­вий об­ста­нов­ки, а так­же в про­цес­се строи­тель­ст­ва и под­го­тов­ки воо­руж. сил (ВС) и др. войск. Совр. В. и. вклю­ча­ет в се­бя тес­но взаи­мо­свя­зан­ные и взаи­мо­за­ви­си­мые стра­те­гию во­ен­ную (да­лее – стра­те­гия), опе­ра­тив­ное ис­кус­ст­во и так­ти­ку . Ве­ду­щее ме­сто сре­ди них при­над­ле­жит стра­те­гии, ко­то­рой под­чи­не­но опе­ра­тив­ное иск-во, так­ти­ка в свою оче­редь под­чи­не­на опе­ра­тив­но­му иск-ву. Стра­те­гия ох­ва­ты­ва­ет тео­рию и прак­ти­ку пла­ни­ро­ва­ния и ве­де­ния вой­ны в це­лом и отд. форм стра­те­гич. дей­ст­вий. Опе­ра­тив­ное иск-во – тео­рия и прак­ти­ка под­го­тов­ки и ве­де­ния опе­ра­ций и др. форм во­ен. дей­ст­вий опе­ра­тив­но-стра­те­гич., опе­ра­тив­но­го и опе­ра­тив­но-так­тич. мас­шта­ба; вклю­ча­ет об­ще­вой­ско­вое опе­ра­тив­ное иск-во и опе­ра­тив­ное иск-во ви­дов ВС, ро­дов войск и опе­ра­тив­но­го ты­ла. Так­ти­ка ис­сле­ду­ет тео­рию и прак­ти­ку бое­вых дей­ст­вий со­еди­не­ний, час­тей и под­раз­де­ле­ний; со­сто­ит из об­ще­вой­ско­вой так­ти­ки и так­ти­ки ви­дов ВС и ро­дов войск. Раз­ви­тие В. и. оп­ре­де­ля­ет­ся по­ли­ти­кой и во­ен­ной док­три­ной го­су­дар­ст­ва, точ­ным ана­ли­зом его эко­но­ми­ки, чис­лен­но­стью мо­би­ли­зац. ре­сур­сов, уров­нем раз­ви­тия нау­ки, воо­ру­же­ния и во­ен­ной тех­ни­ки , на­ли­чи­ем стра­те­гич. сы­рья, то­п­ли­ва, энер­ге­тич. ре­сур­сов, со­стоя­ни­ем и воз­мож­но­стя­ми транс­пор­та, свя­зи, а так­же за­ви­сит от ко­ли­че­ст­вен­но­го и ка­че­ст­вен­но­го со­ста­ва ВС, во­ен. тра­ди­ций, фи­зи­ко-гео­гра­фич. ус­ло­вий, под­го­тов­лен­но­сти ТВД и др. Об­щие объ­ек­тив­ные за­ко­но­мер­но­сти эво­лю­ции В. и.: ус­лож­не­ние форм и спо­со­бов ве­де­ния вой­ны, опе­ра­ций и бое­вых дей­ст­вий , рас­ши­ре­ние во­ен. за­дач, не­пре­рыв­ное уве­ли­че­ние про­стран­ст­вен­но­го раз­ма­ха и на­пря­жён­но­сти во­оруж. борь­бы.

Признав, таким образом, что войско нужно составлять из собственных граждан, Макиавелли в то же время выступает против постоянной наемной армии и рекомендует ввести милиционную систему, подобно той, какая была в древней Греции и Риме. Его идеалом являлось единство жизни гражданина и воина.

Средством ведения войны является войско, состоящее из гарнизонов крепостей и городов, усиливаемых во время войны, и полевых войск, которые в мирное время распускались.

В трактате не раз говорится об огнестрельном оружии, и в том числе об артиллерии, которая в то время уже сделала заметные успехи. Макиавелли не учитывал в полной мере значения огнестрельного оружия и не указал на его все возрастающую роль в достижении победы. Громом своих пушек, говорил он, она больше наводит страх, чем причиняет потери.

Вооруженная милиция должна иметь хорошую организацию. Итальянский теоретик за основу взял древнеримскую организацию с дополнениями на основе швейцарского опыта. Войско рекомендовалось разделить на шеститысячные бригады, по 10 батальонов в каждой; вбатальоне— 450 человек, из них 100 пикинеров и 300 меченосцев (тяжелая пехота) и 50 легковооруженных (имеют ружья, самострелы и даже алебарды). Следовательно, численность аркебузиров весьма незначительна. К десяти батальонам автор трактата добавляет тысячу человек пикинеров и 500 легковооруженных воинов, называя их запасными частями. Запасные части представляли собой бригадный, или, иначе, частный резерв, закрепленный организационно. Это было новым моментом в развитии военно-теоретической мысли на Западе. Начальствующий состав такой бригады должен состоять из командира бригады, 15 командиров батальонов, 55 центурионов, 10 командиров легковооруженных и 600 декурионов.

Война, бой и основные правила их ведения

Делать переходы, бить врага, становиться лагерем— вот три главных дела войны, содержание военной деятельности. Когда выигран бой, необходимо с возможной быстротой преследовать противника до конца. Но автор трактата не говорит о стремлении к достижению стратегической цели и ограничивается задачей тактического преследования. Это было следствием того, что военная наука не раскрыла еще содержание и взаимозависимость стратегии и тактики.

Вопросы обеспечения успеха на войне в трактате о военном искусстве занимают значительное место. Но исследование этих вопросов имеет свои особенности, определявшиеся условиями XVI века.

От полководца Макиавелли требовал твердого и решительного характера, хорошего знания всех отраслей военного искусства и тщательного изучения театра военных действий. Полководец должен также уметь искусно подавлять восстания и улаживать ссоры между солдатами. В военном деле полководец должен быть творцом, должен иметь дар изобретательности, который приносит великую славу. Вцелом итальянский теоретик уделил полководцу небольшое внимание, считая главным средством ведения войны войско. Вопросы его устройства, обучения и деятельности и составляют основное содержание трактата.

Походные и боевые порядки и тактические приемы

Батальон рекомендовалось строить тремя способами: в виде двух соединенных квадратов, в форме квадрата с выдающимися вперед частями, в виде квадрата с пустым пространством в середине (каре).

Все три построения представляли собой глубокий квадратный строй в 20 рядов по фронту и 20 шеренг в глубину. Сокращение глубины построения батальона по сравнению с швейцарцами было следствием учета действия нового оружия— артиллерии.

Бригаду, состоящую из 10 батальонов, Макиавелли советовал строить в три линии: в первой линии— 5 батальонов с интервалами в 2 м, во второй (в 20 м от первой линии)— 3 батальона и в третьей— на такой же дистанции— 2батальона. Следовательно, бригада расчленялась по фронту и ее построение имело тактическую глубину. Такое расчлененное построение бригады преследовало цель сократить до минимума потери от артиллерийского огня.

Пехотные бригады строились в линию, на дистанции в 15 м одна от другой. В 10 м от левого фланга строилась колонна запасных пикинеров, еще левее— легковооруженная пехота, затем— жандармы (тяжелая конница) и на самом левом фланге— легкая конница. Орудия располагались в интервалах между бригадами и перед фронтом всего войска или же на флангах, если местность позволяла обеспечить артиллерию от нападения неприятеля.

Макиавелли считал, что при войске достаточно иметь 10 пушек, стреляющих ядрами весом 20 кг. Эти пушки предназначались для осады крепостей и для защиты лагеря. Полевая артиллерия должна состоять из легких пушек, стреляющих ядрами весом 4 кг. Хотя итальянский теоретик и не одобрял нового оружия, но он все-таки включал его в состав своего войска и определил ему место в боевом порядке. С началом общего боя он считал артиллерию ненужной.

Касаясь общих принципов построения войск для боя, итальянский теоретик рекомендовал не растягивать боевой порядок, обеспечивать фланги и создавать условия для питания боя из тактической глубины.

Для успешного ведения войны, учит Макиавелли, надо хорошо знать противника и особенности местности. Для лучшей осведомленности необходимо расспрашивать местных людей, знатоков края и сличать их показания с картой. Но и этого недостаточно. Следует высылать вперед конные отряды с толковыми начальниками не столько для разведки противника, сколько для проверки точности карты и данных о местности, полученных от местных жителей. На походе следует иметь впереди под надежным конвоем проводников.

Вслед за разведывательным отрядом конницы высылаются отряды пионеров (саперов) для починки и расширения дорог, за которыми идет войско. В походной колонне по бригадам распределяются обозы и артиллерия, которые у Макиавелли оказываются равнозначными. Походная колонна строилась в пять рядов. На походе важно наблюдать, чтобы одна войсковая часть не отрывалась от другой и чтобы солдаты шли ровно. Лучше всего шаг устанавливается музыкой, которую следует иметь в войске.

Все войско для похода строится в каре — в форме квадрата, приспособленного для боя на четыре стороны. Тяжелая конница идет позади, уступами справа и слева, составляя арьергард. При любом боевом порядке, говорит Макиавелли, конница всегда ставится позади или на флангах. Артиллерия при походе делится и располагается на правом и левом флангах.

Вопросу устройства лагеря Макиавелли отвел целую главу. Все в мире, говорит он, стремится к отдыху и безопасности, а когда нет настоящего спокойствия, отдых бывает неполон. Поэтому надо хорошо устроить лагерь и надежно его охранять.

Цитируется по изд.: Все войны мировой истории по Харперской энциклопедии военной истории Р.Э. Дюпюи и Т.Н. Дюпюи. Книга третья. 1500-1750 г. СПб, 2004, с. 120-125.

теория и практика использования военной силы в интересах обеспечения обороны и военной безопасности государства.

Найдено научных статей по теме — 2

Искусство в военной культуре

В статье рассматриваются взаимоотношения искусства и военной культуры, приводятся высказывание великих полководцев, знавших в понимавших воздействие искусства на армию.

Искусство в военной культуре

В статье рассматриваются взаимоотношения искусства и военной культуры, приводятся высказывание великих полководцев, знавших в понимавших воздействие искусства на армию.

Читайте также: