Теория литературы в школьном изучении кратко

Обновлено: 02.07.2024

В процессе обучения литературе в школе установилась тенденция к фрагментарному изучению теоретико-литературных понятий.

Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальном труде академика В. Голубкова: «Формирование у учащихся основных понятий в области той или иной дисциплины, имеющие целью дать им систему научных знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, так же как и другие виды учебных занятий, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами. [3, с. 202–203].

В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:

1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.

2. Общее представление о признаках этого явления.

3. Определение понятия или установление его характерных признаков.

4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.

5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.

6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками [2].

Разработка системы постоянного обращения к основным литературоведческим понятиям в ходе изучения литературы является необходимой уже в среднем звене, т.к. введенное однажды понятие, невостребованное в дальнейшем знакомстве с курсом литературы, неизбежно забывается. В результате словесник может столкнуться с литературоведческой неграмотностью обучающихся старших классов.

Изучаемые теоретические понятия следует постепенно накапливать, развивать, чтобы они, вступая в связь между собой, образовали определенную систему и чтобы этапы становления системы были одновременно ступенями литературного развития школьников.

Особое внимание в рассмотрении поэтики художественного произведения и использования теоретико-литературных понятий занимают вопросы композиции, а также ее элементов.

В школьном литературоведческом словаре композиция определяется как построение художественного произведения. Данная дефиниция является стержневой, однако она указывает лишь на формальные критерии без учета содержательных понятий. Такой узкий подход к термину ведет к его неверному истолкованию и закреплению в сознании школьников в искаженном виде [1, с. 170].

Не стоит забывать о том, что развитие и углубление представлений о каком-либо литературоведческом понятии требует систематического подхода и может применяться на материале произведений любого автора, любых литературного течения и эпохи.

Абрамовских Е.В. О методике преподавания теории литературы в школе / Е.В. Абрамовских // Вестник Челябинского государственного университета. 1997. Т. 2. № 1. С. 169-174. (с.170)

Голубков В.В. Методика преподавания литературы. —. М., 1962. — С. 202—203

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.

2. Общее представление о признаках этого явления.

3. Определение понятия и установление его характерныз признаков.

4. Закрепление существенных признаков понятия и его определения.

5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.

6. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.

Теория литературы в школьном изучении.

Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Формирование у учащихся основных теоретико-литературных понятий имеет целью дать им систему научных знаний по литературоведению, которые школьники могли бы применять в процессе собственного анализа литературного произведения. Развивая умение применять теоретико-литературные поня¬тия на практике, учитель литературы должен постоянно помнить об углублении связей между восприятием произведения, его анализом и умением школьников самостоятельно применять знания в практической деятельности на уроках литературы.

В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:

1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.

2. Общее представление о признаках этого явления.

3. Определение понятия или установление его характерных признаков.

4. Закрепление существенных признаков понятия или его оп¬ределения.

5. Применение понятия при анализе конкретного литератур¬ного явления.

6. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.

Анализ альтернативных программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам.

V — VIII классы

Литература как вид искусства и как учебный предмет. Произведение и писатель

Начальные сведения о литературном герое, теме, идее произведения. Устное народное творчество и литература

Значение художественной литературы в жизни человека. Выражение позиции автора, развитие понятия об идее, о литературном герое

Человек как главный предмет изображения в художественном произведении,. Взаимосвязь характеров и обстоятельств

Художественная литература и действительность, образное отражение в художественной литературе жизни. Жизненная правда и художественный вымысел в литературе. Образ характер в литературе

Повествование. Начальное понятие о сюжете и конфликте в эпическом произведении, портрете, построении произведения

Начальное понятие о композиции. Развитие понятия о портрете литературного героя, пейзаж

Развитие понятия о пейзаже, сюжете, композиции, виды описания. Роль рассказчика в повествовании

Развитие понятия о сюжете и композиции, антитеза как способ построения произведения

Понятие о видах устного народного творчества. Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина. Сказка литературная. Басня, рассказ

Повесть. Былины как один из видов устного народного творчества. Древнерусская летопись. Понятие о балладе

Понятие о поэме, о лирике, начальное понятие о сатире. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Народная драма. Комедия

Развитие понятия об основных родах художественной литературы. Традиции устного народного творчества в литературе

Язык и средства художественной выразительности

Слово в художественном контексте. Поэтическая и стихотворная речь, рифма, сравнение, эпитет, олицетворение. Аллегория

Гипербола, постоянный эпитет, метафора, развитие понятия об олицетворении. Интерьер и его роль

Развитие понятия о метафоре. Значение художественной детали

Понятие о языке художественной литературы. Эпиграфы. Афоризмы

Различие прозаической и стихотворной речи

Размеры стиха. Былинный стих

Развитие понятия о рифме и строфе, понятие об основах стихосложения

Развитие понятия о двух- и трехсложных стихотворных размерах

Учение о cущности литературы

Учение о литературном произведении

Учение о литературном процессе

Личностный характер художественного творчества. Специфика художественной литературы

Драма как род литературы. Жанр поэмы. Комедия как драматический жанр. Развитие понятия о родах и жанрах литературы, о средствах художественной выразительности, о значении авторской позиции

Начальное понятие о литературном направлении, о классицизме, романтизме, реализме, литературной критике. Общие понятия об истории русской литературы

Понятие о прекрасном в жизни и искусстве, понятие об эстетике, о содержательности художественной формы, об условности

Развитие понятия о драме, романе, романе-эпопее, поэме, сатире, трагедии, об индивидуальном стиле писателя. Подтекст

Связь русской классической литературы с общественной жизнью России. Романтизм и реализм как литературные направления

Понятие о традициях и новаторстве, о положительном герое в литературе

Развитие понятия о художественной образности (образ-символ), о поэтических средствах выразительности, о лирическом герое, о тоническом стихосложении

Развитие понятия о литературных направлениях и литературной критике. Основные потоки русской литературы XX века

Теоретико-литературные понятия, формируемые в ходе школьного литературного образования, способствуют углублению читательского опыта учащихся, обогащают их эмоциональную жизнь, помогают овладеть критериями оценок художественных явлений. Понимание идейно-эстетической значимости литературы увеличивает возможности влиять через приобщение к духовным ценностям и включение в художественно-эстетическую деятельность на духовный мир молодежи.

Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам (см. таблицы на следующих страницах).

В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:

1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.

2. Общее представление о признаках этого явления.

3. Определение понятия или установление его характерных признаков.

4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.

5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.

6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками.

ВложениеРазмер
itogovoe_zadanie_po_teorii_literatury_starchenko_e.a.doc 153 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Факультет дополнительного образования и повышения квалификации

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Выполнила: слушатель курсов по программе дополнительного профессионального образования – профессиональная переподготовка

Старченко Елена Александровна

Преподаватель : кандидат филологических наук, доцент

Фёдорова Татьяна Николаевна

Анализ школьной программы по литературе

(под ред. В.Ф. Чертова)

с позиций изучения теории литературы.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ

Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам (см. таблицы на следующих страницах).

В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:

1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.

2. Общее представление о признаках этого явления.

3. Определение понятия или установление его характерных признаков.

4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.

5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.

6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками.

Литература как вид искусства и как учебный предмет. Произведение и писатель

Начальные сведения о литературном герое, теме, идее произведения. Устное народное творчество и литература

Значение художественной литературы в жизни человека. Выражение позиции автора, развитие понятия об идее, о литературном герое

Человек как главный предмет изображения в художественном произведении, начальные понятия о литературном герое. Взаимосвязь характеров и обстоятельств

Художественная литература и действительность, образное отражение в художественной литературе и жизни. Жизненная правда и художественный вымысел в литературе. Образ — характер в литературе

Повествование. Начальное понятие о сюжете и конфликте в эпическом произведении, портрете, построении произведения

Начальное понятие о композиции. Развитие понятия о портрете литературного героя, пейзаж

Развитие понятия о пейзаже, сюжете, композиции, виды описания. Роль рассказчика в повествовании

Развитие понятия о сюжете и композиции, антитеза как способ построения произведения

Понятие о видах устного народного творчества. Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина. Сказка литературная. Басня, рассказ как эпический жанр.

Былины как один из видов устного народного творчества. Повесть. Древнерусская летопись. Понятие о балладе.

Понятие о поэме, о лирике, начальное понятие о сатире. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Народная драма. Комедия

Развитие понятия об основных родах художественной литературы. Традиции устного народного творчества в литературе

Язык и средства художественной выразительности

Слово в художественном контексте. Поэтическая и стихотворная речь, рифма, сравнение, эпитет, олицетворение. Аллегория. Иносказание

Гипербола, постоянный эпитет, метафора, развитие понятия об олицетворении. Интерьер и его роль. Портрет и пейзаж. Внутренний монолог

Развитие понятия о метафоре. Значение художественной детали. Гротеск. Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции

Понятие о языке художественной литературы. Эпиграфы. Афоризмы. Начальное понятие о символе

Различие прозаической и стихотворной речи

Размеры стиха. Былинный стих

Развитие понятия о рифме и строфе, понятие об основах стихосложения

Развитие понятия о двух- и трехсложных стихотворных размерах

Учение о сущности литературы

Учение о литературном произведении

Учение о литературном процессе

Личностный характер художественного творчества. Специфика художественной литературы

Драма как род литературы. Жанр поэмы. Комедия как драматический жанр. Развитие понятия о родах и жанрах литературы, о средствах художественной выразительности, о значении авторской позиции

Начальное понятие о литературном направлении, о классицизме, романтизме, реализме, литературной критике. Общие понятия об истории русской литературы

Понятие о прекрасном в жизни и искусстве, понятие об эстетике, о содержательности художественной формы, об условности

Развитие понятия о драме, романе, романе-эпопее, поэме, сатире, трагедии, об индивидуальном стиле писателя. Подтекст

Связь русской классической литературы с общественной жизнью России. Романтизм и реализм как литературные направления

Писатель и эпоха. Понятие о традициях и новаторстве, о положительном герое в литературе

Развитие понятие о художественной образности (образ-символ), о поэтических средствах выразительности, о лирическом герое, о тоническом стихосложении. Разнообразие типов романа

Развитие понятия о литературных направлениях и литературной критике. Основные истоки русской литературы ХХ века. Многообразие литературных направлений начала ХХ века.

Изучение литературы в средней школе требует введения системы взаимосвязанных понятий, усвоение которых необходимо строить на основе рассмотрения образной специфики произведения. Это объединяет весь курс литературы в непосредственной деятельности ученика.

Движение от художественного образа к понятию осуществляется при изучении любого произведения, любого жанра. Особенно показательно это на материале анализа лирических произведений.

З. Я. Рез раскрывает эту специфику познания лирики: «Процесс познания поэзии организуется как движение от единичного и конкретного — к обобщенному: от стихотворения к поэту; от поэта в данном стихотворении — к его творчеству вообще, к его поэтическому миру: от творчества поэта — к пониманию поэзии, специфики, ее роли в жизни (Рез З. Я. Об особенностях изучения лирики в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы. – Куйбышев, 1974. – С. 137).

На каждой новой ступени обобщения необходимо сохранить знание предыдущей и научить школьников обратному движению от уровней понятийных к проникновению в конкретную ткань произведения. Каждый уровень понятийного обобщения должен быть соотнесен с определенным уровнем образного обобщения.

Поэтому важно подвести школьников к овладению общей концепцией изучения литературных произведений, выяснив слабые звенья ученического восприятия, учесть познавательные возможности учащихся. В противном случае деятельность школьников будет лишена внутреннего смысла и живого интереса. Решая ряд взаимосвязанных задач, преподаватель учитывает необходимость развития образного восприятия и аналитического мышления, эмоциональной восприимчивости и навыков самостоятельности у старшеклассников.

Вопрос об эффективности работы по теории литературы в школе может решаться только в конкретном воплощении, в связи с анализом художественного произведения или литературно-критической статьи. Поэтому можно говорить о взаимодействии двух систем: системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико-литературных понятий.

Направленность ученика на осознание способов изучения литературы и, шире, способов общения с искусством является одним из направлений активизации его деятельности, формирования его духовного мира, гражданских и нравственных чувств.

Ученые дидакты, психологи (П. И. Пидкасистый, Н. Г. Дайри и др. ) доказывают необходимость формирования определенного типа мышления учащихся, при котором они смогут овладеть теоретическими положениями как орудием познания.

Учащиеся V класса узнают, что олицетворение — это один из приемов художественной изобразительности, заключающийся в том, что явления природы и неодушевленные предметы наполняются человеческими чувствами, мыслями. Развивая понятие об олицетворении как об одном из теоретико-литературных понятии, мы должны постоянно помнить об углублении связей между восприятием произведения, его анализом и умением школьников самостоятельно применять знания в практической деятельности на уроках литературы.

На уроках литературы в V-VIII классах учитель не раз обращается при анализе идейно-тематического содержания произведения и к художественным средствам раскрытия этого содержания, и к композиции, и к особенностям поэтики. Это дает основание для проведения сочинений аналитического характера. В числе первых работ такого типа можно предложить тему о композиции произведения искусства.

Работу с учащимися по картине, по ее композиции можно проводить и до и после изучения композиции какого-либо литературного произведения. В первом случае осознание композиционной взаимозависимости частей картины подготовит класс к восприятию своеобразия построения произведения литературы, во втором — поможет закрепить и расширить представление учащихся о композиции произведения искусства. Анализ композиционной структуры той или иной картины, сохраняя в каждом отдельном случае свое самостоятельное значение, в целом должен быть подчинен задачам литературного образования школьников.

Использование теоретико-литературных понятий при рассмотрении идейно-художественного своеобразия произведения, его нравственного потенциала является условием включения в содержание литературного школьного образования обязательного компонента умений самостоятельно использовать систему знаний, представлений и понятий.

Изучение литературы в старших классах предполагает последовательное воплощение взаимосвязанных принципов: историко-литературного и теоретико-литературного. Современные программы по литературе ориентируют учителя-словесника на последовательное и целенаправленное обращение к теоретико-литературным понятиям, на овладение учащимися умениями и навыками использования этих понятий как орудия содержательного целостного анализа художественных произведений.

Современные литературоведы обогатили анализ, раскрыли разнообразие подходов к нему. Школьный анализ художественного текста, по существу, объединяет многообразие литературоведческих подходов к произведению, учитывает исторический, философский, теоретический, эстетический, лингво-стилистический и другие аспекты, правда в ограниченном виде. Школьный анализ литературного произведения в целом и в частности носит ярко выраженную воспитательную направленность. В ходе анализа школьники переходят от художественной конкретности произведения словесного искусства к обобщениям различного характера и уровня, в том числе к обобщениям теоретико-литературного плана. Иного пути формирования теоретико-литературных понятий в школьном образовании нет. Даже тогда, когда учитель-словесник проводит специальные уроки по рассмотрению того или иного понятия по теории литературы, в основе таких уроков лежит ранее проведенная аналитическая работа по ряду художественных произведений.

Работу над этим понятием в IX-XI классах можно условно разделить на четыре этапа — в зависимости от уровня развития творческой самостоятельности учащихся.

На первом этапе (изучение творчества А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова) осознаются отдельные признаки понятия, учащиеся соотносят их с особенностями конкретных произведений. В этот период следует накапливать знания, наблюдения, избегая поспешности и искусственно акцентируемой самостоятельности.

Использование понятий в их взаимосвязи является неотъемлемой частью уроков литературы. Уже в X классе школьники способны к использованию в конкретной деятельности ряда сложных теоретико-литературных понятий.

Понятие литературного образа

Теоретико-литературные понятия, формируемые в ходе школьного литературного образования, способствуют углублению читательского опыта учащихся, обогащают их эмоциональную жизнь, помогают овладеть критериями оценок художественных явлений. Понимание идейно-эстетической значимости литературы увеличивает возможности влиять через приобщение к духовным ценностям и включение в художественно-эстетическую деятельность на духовный мир молодежи.

Наша литературоведческая и методическая наука осмыслила художественные достижения прошлого и настоящего. Но результаты этого осмысления не становятся автоматически достоянием вступающего в жизнь каждого нового поколения. Решить эту задачу — почетная миссия учителя-словесника.

Результаты исследований говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего, кроме книг, необходимых для выполнения уроков. Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные привлекают вдвое меньше детей (21%). Таким образом, круг чтения подростков смещен в сторону развлечений. В подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается: у мальчиков и юношей все более популярной становится литературе о спорте, технике, компьютерах, у девочек-подростков, девушек становятся популярными романы о любви. Однако в старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив интересно, присущий детям младшего школьного возраста, и ему на смену идет стимул школьное задание. Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны; и значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя. 2. Теоретико-литературные понятия на уроках изучения лирики.В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность в ХI классе, к концу школьного учения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосложения и т. д., не приносит пользы и не усваивается учениками по - настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах.Начинать освоение теоретических знаний о поэзии следует с комментарных понятий в такой примерно последовательности:IV--V классы -- многозначность поэтического слова, сравнение, олицетворение в поэзии;VI--VII классы -- образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха;

Основными целями современного литературного образования являются приобщение школьников к сокровищнице мировой и отечественной литературы, развитие их способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности, нашедших своё отражение в художественном произведении, становление духовного мира личности, формирование внутренней потребности в позитивной и плодотворной реализации творческого потенциала. Воспитание самодостаточной личности немыслимо без подготовки квалифицированного читателя, без формирования знаний и умений, помогающих глубокому освоению художественных ценностей.

Методической наукой накоплен достаточный опыт изучения теории литературы в школе (М.А. Рыбникова, Г.И. Беленький, М.А. Снежневская, Г.А. Балыбердин, Н.И. Громов, Н.И. Прокофьев, Н.О. Корст, О.Ю. Богданова, А.В. Дановский, Г.Н. Ионин). Это позволяет, опираясь на достижения психологов (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Драгунова, B.C. Мухина, Л.Б. Ительсон), педагогов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), ставить новые задачи, связанные с решением проблемы изучения теории литературы в современных условиях.

Объектом исследования является процесс изучения теоретико-литературных понятий в старших классах средней школы.

Предмет исследования – методические условия и пути формирования теоретико-литературных понятий в старшем звене средней школы.

1. Проанализировать состояние теоретической разработанности проблемы формирования теоретико-литературных понятий в школе.

2. Определить круг теоретико-литературных понятий и представлений, входящих в учебные программы по русской литературе для старших классов и рассмотреть основные методы их формирования.

Основными методами исследования являются:

а) теоретические: изучение трудов по литературоведению, анализ методической, психологической и учебной литературы, используемой в исследовании;

б) эмпирические: педагогическая разработка урока по формированию теоретико-литературных понятий.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Пристальное внимание вопросу формирования теоретических понятий уделяется и в трудах психологов Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.А.Леонтьева, П.Я.Гальперина, О.Н.Никифоровой, А.М. Левидова, А.В.Славина, Н.Д.Молдавской, М.Ф.Талызиной, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова. В их работах исследуется механизм и специфика поэтапного процесса формирования теоретических понятий у школьников. На уроках литературы этот процесс мыслится как сложный, так как предполагает взаимодействие теоретического и образного, логического, обобщенного и конкретно-действенного, эмоционального компонентов мышления. На характер формирования теоретико-литературных понятий значительное влияние оказывает специфика возрастного развития, в связи с чем немаловажными оказываются труды других ученых-психологов: Б.Г Ананьева, А.Н.Леонтьева, В.А. Крутицкого, Н.С.Лукина, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович, Е.Д. Божович, в которых рассматриваются вопросы развития личности школьника, психология подростка.

Всем известен тот факт, что в истории российского литературного образования были кризисные периоды, однако в литературе неизменно видели мощное средство воздействия на человека, формирования его мировоззрения, нравственных качеств, эстетических взглядов, чувственно-эмоционального отношения к жизни.

И потому в центре внимания современных методистов и учителей-практиков находятся вопросы о том, как сформировать у школьников внутреннюю потребность в чтении, как приобщить их к чтению высокохудожественных произведений и научить читать их пристально, вдумчиво. Их решение напрямую связано с методикой школьного анализа литературных произведений и изучением вопросов теории литературы на уроках литературы.

Изучение литературы в средней школе требует введения системы взаимосвязанных понятий, усвоение которых необходимо строить на основе рассмотрения образной специфики произведения. Это объединяет весь курс литературы в непосредственной деятельности ученика.

Движение от художественного образа к понятию осуществляется при изучении любого произведения, любого жанра. Особенно показательно это на материале анализа лирических произведений.

З.Я. Рез раскрывает эту специфику познания лирики: «Процесс познания поэзии организуется как движение от единичного и конкретного — к обобщенному: от стихотворения к поэту; от поэта в данном стихотворении — к его творчеству вообще, к его поэтическому миру: от творчества поэта — к пониманию поэзии, специфики, ее роли в жизни [14; 137].

На каждой новой ступени обобщения необходимо сохранить знание предыдущей и научить школьников обратному движению от уровней понятийных к проникновению в конкретную ткань произведения. Каждый уровень понятийного обобщения должен быть соотнесен с определенным уровнем образного обобщения.

Поэтому важно подвести школьников к овладению общей концепцией изучения литературных произведений, выяснив слабые звенья ученического восприятия, учесть познавательные возможности учащихся. В противном случае деятельность школьников будет лишена внутреннего смысла и живого интереса. Решая ряд взаимосвязанных задач, преподаватель учитывает необходимость развития образного восприятия и аналитического мышления, эмоциональной восприимчивости и навыков самостоятельности у старшеклассников.

Вопрос об эффективности работы по теории литературы в школе может решаться только в конкретном воплощении, в связи с анализом художественного произведения или литературно-критической статьи. Поэтому можно говорить о взаимодействии двух систем: системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико-литературных понятий.

Направленность ученика на осознание способов изучения литературы и, шире, способов общения с искусством является одним из направлений активизации его деятельности, формирования его духовного мира, гражданских и нравственных чувств.

Читайте также: