Дипломатические привилегии и иммунитеты кратко

Обновлено: 04.07.2024

(англ. diplomatic privileges and immunities) - в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям, представительствам государств при международных межправительственных организациях, их главам и сотрудникам. Д.п. и и. предоставляются для обеспечения дипломатическим представительствам иностранных государств или органам международных организаций возможности эффективно осуществлять свои функции без контроля со стороны властей государства пребывания, что вытекает из принципа суверенного равенства государств.

С 1815 г. договором, регулирующим вопросы Д.п. и и., был Венский регламент (с дополнениями, внесенными на Аахенском конгрессе в 1818 г.). После 2-й мировой войны заключены: Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.), Венская конвенция о представительстве государств и их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.) и др. В уставах международных организаций, некоторых многосторонних конвенциях и двусторонних соглашениях определяются привилегии и иммунитеты международных организаций, а в двусторонних консульских конвенциях устанавливаются обычно консульские привилегии и иммунитеты. Д.п. и и. в большинстве государств регулируются также национальным законодательством.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства включают неприкосновенность помещений и архивов, освобождение от налогов, свободу сношений со своим правительством, таможенные привилегии, право вывешивать флаг и герб на здании представительства и др.

Личные привилегии и иммунитеты предусматривают личную неприкосновенность дипломата, неприкосновенность помещения, в котором проживает дипломат, а также иммунитет от юрисдикции государства пребывания (дипломат не может быть привлечен к уголовной и, за некоторыми исключениями, к гражданско-правовой и административной ответственности). Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, кроме случаев, особо оговоренных в Венских конвенциях 1961 и 1975 гг.

Административно-технический персонал и члены их семей, если они не являются гражданами государства пребывания, пользуются Д.п. и и. с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении служебных обязанностей, а их личный багаж может быть подвергнут в государстве пребывания таможенному досмотру. Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих служебных обязанностей, а также рядом привилегий в отношении налогов, сборов и т.д.

Государства могут заключать между собой специальные соглашения о расширении Д.п. и и. на основе взаимности.

Д.п. и и. в полном объеме предоставляются главе государства, главе правительства, министру иностранных дел и обычно главам др. высших учреждений государства во время нахождения их на иностранной территории. Лица, пользующиеся Д.п. и и. без ущерба для этих привилегий и иммунитетов, обязаны уважать законы государства пребывания; в случае их нарушения они могут быть объявлены персоной нон грата.

Третьи государства должны обеспечить неприкосновенность и предоставлять иммунитеты при проезде дипломата и членов его семьи через их территорию.

ГА ООН принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в т.ч. дипломатических агентов (1973 г.) Иммунитет сотрудников дипломатических представительств от юрисдикции государства пребывания не освобождает их от юрисдикции аккредитующего государства (см. подр.: Ю.Д. Ильин. Основные тенденции в развитии консульского права. — М., 1969; И.П. Блищенко. Дипломатическое право. -М., 1972).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дипломатические привилегии и иммунитеты" в других словарях:

Дипломатические привилегии и иммунитеты — (англ. diplomatic privileges and immunities) в международном праве права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, специальным миссиям … Энциклопедия права

Дипломатические привилегии и иммунитеты — права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, главам и сотрудникам этих представительств на основе взаимности для эффективного выполнения ими дипломатических функций. В международном праве различают:… … Контрразведывательный словарь

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — права и преимущества, предоставляемые в соответствии с международным правом, на основе соглашений государств дипломатическим представительствам (посольствам, миссиям, представительствам в других государствах и при международных организациях), их… … Энциклопедический словарь конституционного права

Дипломатические привилегии и иммунитеты — совокупность особых прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам для того, чтобы обеспечить им выполнение предусмотренных международным правом функций без контроля со стороны властей… … Пограничный словарь

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ ПРИ ООН — права и преимущества, предоставляемые представителям государств в органах и на конференциях ООН, а тж. постоянным представителям государств при ООН. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. предусматривает для… … Юридическая энциклопедия

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ ПРИ ООН — права и преимущества, предоставляемые представителям государств в органах и на конференциях ООН, а т.ж. постоянным представителям государств при ООН. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г предусматривает для… … Энциклопедический словарь экономики и права

Институт дипломатической защиты в международном праве — Аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России Содиков Шарбатулло Институт дипломатической защиты в международном праве. Введение Актуальность темы исследования. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в настоящее… … Википедия

Дипломатическое право — одна из подотраслей права внешних сношений, одной из основных отраслей международного права, представляющей собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Дипломатическое право регулирует… … Википедия

Посольство — … Википедия

Дипломатическое посольство — Посольство Греции в Москве Посольство дипломатическое представительство государства в городе, где расположено правительство иного государства или при международной организации. Юридически, территория посольства является территорией того… … Википедия

Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой совокупность особых прав и преимуществ, которыми обладают дипломатические представительства и их персонал в странах пребывания. Предоставляя такие права и преимущества, выводя тем самым иностранных дипломатов из-под своей юрисдикции, государства действуют на началах взаимности, руководствуются принципами суверенитета иравенства субъектов международного права, стремятся обеспечить диппредставительствам наиболее благоприятные условия для выполнения возложенных на них функций и задач.

В течение длительного времени дипломатические права и привилегии определялись обычными нормами, которые сложились главным образом на основе многолетнего применения отдельных правил, установленных Протоколами Венского (1815) и Аахенского (1818) конгрессов. Со второй половины XIX века предпринимались неоднократные попытки кодификации соответствующих норм частными лицами и организациями; попыталась, но, увы, безуспешно внести свою лепту иЛига Наций. И лишь только усилия Комиссии международного права ООН, вплотную занявшейся этой проблемой в50-е годы, привели к позитивным результатам. В итоге принятая в 1961 году Венская конвенция о дипломатических сношениях стала универсальным международно-правовым документом, в котором нашли наиболее полное отражение объем и характер дипломатических иммунитетов и привилегий. Позже были приняты и некоторые другие соглашения, относящиеся к регулированию международных отношений: в1963 году — Венская конвенция о консульских сношениях, а в1975 году — Венская конвенция о представительстве государств вих отношениях с международными организациями универсального характера.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. все иммунитеты и привилегии подразделены на две категории:

— относящиеся к дипломатическому представительству (неприкосновенность помещений, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции иархивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства с центром идругими представительствами своего государства; таможенные и иные привилегии);

— к дипломатическому персоналу и членам их семей (неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных повинностей). Допускаются, однако, некоторые изъятия. Так, вещный иск может быть предъявлен по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеют лично. Можно предъявить иск по наследственному делу, в котором дипломат или член его семьи выступает в качестве наследников, а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях получения личной выгоды.

Дипломатический персонал имеет право свободного передвижения по территории государства пребывания с учетом правил о так называемых закрытых зонах, если таковые существуют. Рядом стран установлен уведомительный порядок передвижения, требующий подачи в МИД соответствующей ноты, вкоторой указываются время и маршрут поездки.

Государство пребывания обязано обеспечить эффективную внешнюю охрану помещений дипломатического представительства; не допускается вступление властей (следователи, судебные исполнители, пожарная инспекция и т. п.) в эти помещения без согласия главы представительства. Важно подчеркнуть, что гражданско-правовой статус здания и земельного участка, занимаемого представительством (аренда или собственность), не влияет на обладание иммунитетами и привилегиями.

Средства передвижения представительства (оснащены специальными номерами) пользуются иммунитетом от ареста, реквизиции, обыска и т. п. Однако задержание, к примеру, находящегося в них преступника не является нарушением дипломатического статуса, так как возможные принудительные действия будут направлены в этом случае против соответствующего лица, а не средства передвижения. Абсолютной неприкосновенностью пользуется дипломатическая почта; она не ограничивается также ни весом, ни количеством мест. Однако если для доставки корреспонденции используются обычные каналы, то должны строго соблюдаться действующие в этом случае специальные соглашения между заинтересованными государствами. При их нарушении почта может быть задержана и даже вскрыта.

Дипломатический багаж (предметы, предназначенные для официального пользования представительства, а также для личного пользования дипломата или членов его семьи) не облагается таможенными сборами и пошлинами. Личный багаж может быть досмотрен лишь в присутствии заинтересованного лица или его представителя при наличии серьезных оснований подозревать наличие в нем предметов, запрещенных к ввозу и вывозу. Правда, жизнь вносит коррективы и в эту, казалось бы, незыблемую норму дипломатической практики. В настоящее время во многих странах, ввиду нарастающей угрозы терроризма и ради обеспечения безопасности полетов, авиакомпании иногда производят досмотр багажа дипломатов и членов их семей и даже их личный досмотр.

В Целях повышения гарантий неприкосновенности личности дипломатов и членов их семей в 1973 году была принята Конвенция о предотвращениии наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (вступила в силу в 1977 г.)

Лица из состава административно-технического персонала, не являющиеся гражданами государства пребывания или не проживающие внем постоянно, не будучи дипломатами, пользуются тем не менее вместе с членами своих семей неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной — только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются таможенными пошлинами адресованные указанным лицам предметы первоначального обзаведения.

Вместе с тем член семьи дипломата, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

Что же касается лиц из обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом лишь вотношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей иосвобождаются от налогов, сборов ипошлин на заработок, получаемый ими по службе. Причем и эти ограниченные иммунитеты не предоставляются гражданам государства пребывания или лицам, постоянно проживающим внем.

В Российской Федерации, как и в других странах, принцип неприкосновенности иностранного дипломата вступает в силу со времени его прибытия в страну и сохраняется даже при разрыве (приостановке) дипломатических отношений. Нарушение личной неприкосновенности, нападение на дипломата рассматриваются как серьезнейший инцидент, чреватый самыми негативными последствиями для отношений между государствами. Не допускаются и какие-либо дискриминационные меры в отношении предоставления дипломатических привилегий и иммунитетов.

В подтверждение принадлежности иностранцев к дипломатическому персоналу Протокольный департамент МИД РФ выдает дипломатам и членам их семей идентифицирующие их дипломатические карточки — специальные документы, в которых удостоверяется, что их владельцы пользуются всеми привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Положением о дипломатических и консульских представительствах, действующим в нашей стране. Основанием для выдачи карточки служат дипломатический паспорт, выданный аккредитующим государством, и указанный в нем ранг. В знак подтверждения особого статуса транспортных средств дипкорпуса в Российской Федерации органами внутренних дел выдаются особые номерные знаки: СМД — главам дипломатических миссий, Д — дипломатическим сотрудникам, Т — административно-техническому и обслуживающему персоналу посольств в Москве.

Венской конвенцией 1961 года возложен и ряд обязанностей на дипломатические представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания. Представительство должно использовать свои помещения только для официальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через министерство иностранных дел и другие ведомства, в отношении которых будет достигнута соответствующая договоренность. Обязанности персонала состоят в том, чтобы уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломат не может заниматься в стране пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Конвенция о специальных миссиях 1969 года (Советский Союз не подписал ее в свое время), международный обычай, а также специальные соглашения между заинтересованными сторонами регламентируют вопросы привилегий и иммунитетов глав государств и иных лиц высокого ранга, других представителей и членов выезжающих за границу специальных миссий. Уставом ООН, Конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера и рядом других международно-правовых документов регулируются особенности правового статуса, иммунитеты и привилегии международных организаций, их должностных лиц и служащих.

Привилегии космонавтов и астронавтов

Привилегии космонавтов и астронавтов К космонавтам и астронавтам долгое время было принято относиться как к представителям особой касты небожителей. И для этого есть основания. Во-первых, они действительно месяцами живут выше всех обитателей Земли, во-вторых, им

Королевские привилегии или львиная доля

Королевские привилегии или львиная доля На кой мне правила, когда я миром правила! А.Смир Хотите в жизни быть прекрасной, желанной, богатой и знаменитой – ведите себя как ведут супер звезды или коронованные особы. Не отказывайте себе в роскоши и капризах. Минимальные

Дипломатические контакты

Дипломатические контакты ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ — осуществляемые посредством дипломатической переписки, через специальных посланцев (эмиссаров), посредников либо путем личного общения (непосредственного, или с использованием средств связи) официальные,

Консульские привилегии

Консульские привилегии КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ (лат. privilegium — исключительное право, преимущество) — льготы, особые правовые преимущества, предоставляемые страной пребывания консульского представительства (консульского учреждения) самому этому представительству и его

Привилегии

1.8. Привилегии — не чиновникам, а сеньорам и инвалидам

1.8. Привилегии — не чиновникам, а сеньорам и инвалидам Удивляют и умиляют в Германии седые, отлично ухоженные прически пожилых людей. Хотелось сказать, стариков и старушек, но эти слова к ним не подходят. Часто при продаже билетов можно увидеть объявление: цена для

Этот ин­сти­тут один из са­мых древ­них в ме­ж­ду­народных от­но­ше­ни­ях. Вла­сти стра­ны пре­бы­ва­ния обя­за­ны обес­пе­чить нор­маль­ные ус­ло­вия для дея­тель­но­сти пред­ста­ви­тель­ст­ва (в том числе при­нять над­ле­жа­щие ме­ры для пре­дос­тав­ле­ния по­ме­ще­ний ди­пло­ма­тическому пред­ста­ви­тель­ст­ву, обес­пе­чить их за­щи­ту). Основным ак­том, ко­ди­фи­ци­ро­вав­шим нор­мы о ди­пло­ма­тич. при­ви­ле­ги­ях, яв­ля­ет­ся Вен­ская кон­вен­ция о ди­пло­ма­тич. сно­ше­ни­ях (1961).

Не­при­кос­но­вен­но­сть рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на по­ме­ще­ние пред­ста­ви­тель­ст­ва, но так­же и на его транс­порт­ные сред­ст­ва - ав­то­мо­би­ли, ко­раб­ли, са­мо­лё­ты; ар­хи­вы и до­ку­мен­ты, не­за­ви­си­мо от их мес­та на­хо­ж­де­ния (это пра­ви­ло дей­ст­ву­ет да­же в слу­чае раз­ры­ва ди­пло­ма­тических от­но­ше­ний) и другого. Пред­ста­ви­тель­ст­во ос­во­бо­ж­да­ет­ся от та­мо­жен­ных по­шлин на пред­ме­ты для официального поль­зо­ва­ния (та­мо­жен­ный им­му­ни­тет), от всех на­ло­гов (фис­каль­ный им­му­ни­тет), но не ос­во­бо­ж­да­ет­ся от экс­плуа­тационных рас­хо­дов (пла­та за элек­тро­энер­гию, во­до­снаб­же­ние и другое); ему при­над­ле­жит пра­во поль­зо­ва­ния свои­ми государственным фла­гом и эмб­ле­мой. Оно сво­бод­но в сво­их сно­ше­ни­ях в официальных це­лях, вклю­чая вне­оче­ред­ную те­ле­граф­ную и те­ле­фон­ную связь, а так­же поль­зо­ва­ние шиф­ром (смотреть Ди­пло­ма­ти­че­ская поч­та).

Пре­дос­тав­ле­ние им­му­ни­те­та пер­со­на­лу пред­ста­ви­тель­ст­ва за­ви­сит от то­го, к ка­кой ка­те­го­рии со­труд­ни­ков дан­ное ли­цо от­но­сит­ся. Круг лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых воз­ни­ка­ет во­прос о при­зна­нии дипломатических привилегий и иммунитетов, вклю­ча­ет три ка­те­го­рии: ди­пло­ма­тический пер­со­нал (со­вет­ни­ки, пер­вые и вто­рые сек­ре­та­ри, ат­та­ше), кан­це­ля­рия (пе­ре­во­дчи­ки, ма­ши­ни­ст­ки и прочие) и об­слу­жи­ваю­щий пер­со­нал.

Пол­ным им­му­ни­те­том поль­зу­ет­ся ди­пло­ма­тический пер­со­нал, об­ла­даю­щий ди­пло­ма­тическим ран­гом. Ли­ца, его со­став­ляю­щие, не мо­гут быть под­верг­ну­ты аре­сту и за­дер­жа­нию. Стра­на пре­бы­ва­ния обес­пе­чи­ва­ет их безо­пас­ность. Не­при­кос­но­вен­но­стью поль­зу­ют­ся жи­лые по­ме­ще­ния ди­пло­ма­та. Ди­пло­мат поль­зу­ет­ся им­му­ни­те­том от уго­лов­ной, гражданской и административной юрис­дик­ции. Вме­сте с тем он обя­зан со­блю­дать за­ко­ны стра­ны пре­бы­ва­ния. Ди­пло­мат не обя­зан да­вать сви­де­тель­ские по­ка­за­ния в су­дах стра­ны, но это не ис­клю­ча­ет его со­гла­сия дать та­кие по­ка­за­ния по прось­бе вла­стей стра­ны пре­бы­ва­ния. Ди­пло­мат поль­зу­ет­ся фис­каль­ным им­му­ни­те­том - ос­во­бо­ж­да­ет­ся от пря­мых на­ло­гов; он не мо­жет за­ни­мать­ся ком­мерческой дея­тель­но­стью в стра­не пре­бы­ва­ния в це­лях лич­ной вы­го­ды. Им­му­ни­те­том поль­зу­ют­ся и чле­ны се­мьи ди­пло­ма­та, со­вме­ст­но с ним про­жи­ваю­щие, ес­ли они не яв­ля­ют­ся гра­ж­да­на­ми стра­ны пре­бы­ва­ния. В со­став ди­пло­ма­тического пред­ста­ви­тель­ст­ва мо­гут вклю­чать­ся не толь­ко профессиональные ди­пло­ма­ты, но и пред­ста­ви­те­ли иных ве­домств. При на­ли­чии ди­пло­ма­тич. пас­пор­та они поль­зу­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щи­ми при­ви­ле­гия­ми. Ес­ли ди­пло­мат про­ез­жа­ет че­рез тер­ри­то­рию третье­го го­су­дар­ст­ва, то это го­су­дар­ст­во пре­дос­тав­ля­ет ему не­при­кос­но­вен­ность. В слу­чае воо­ружённого кон­флик­та стра­на пре­бы­ва­ния обя­за­на ока­зать не­об­хо­ди­мое со­дей­ст­вие для ско­ро­го вы­ез­да ди­пло­ма­та и его се­мьи. Ана­ло­гич­ное по­ло­же­ние дей­ст­ву­ет и в слу­чае пре­кра­ще­ния ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ний.

Ко вто­рой ка­те­го­рии лиц им­му­ни­тет при­ме­ня­ет­ся не во всех стра­нах и ино­гда не в пол­ном объ­ё­ме.

На тре­тью ка­те­го­рию им­му­ни­тет, как пра­ви­ло, не рас­про­стра­ня­ет­ся, а ес­ли рас­про­стра­ня­ет­ся (например, в Ве­ли­ко­бри­та­нии, США), то ог­ра­ни­чен сро­ком служ­бы (по окон­ча­нии ко­то­ро­го эти ли­ца мо­гут быть при­вле­че­ны к от­вет­ст­вен­но­сти за дей­ст­вия, со­вер­шён­ные во вре­мя служ­бы).

Во мно­гих го­су­дар­ст­вах при­ня­ты специальные за­ко­ны об обес­пе­че­нии безо­пас­но­сти иностранных ди­пло­ма­тов (в РФ на­па­де­ние на лиц или уч­ре­ж­де­ния, ко­то­рые поль­зу­ют­ся ме­ж­ду­народной за­щи­той, вле­чёт уго­лов­ную от­вет­ст­вен­ность по статье 360 УК РФ).

Дипломатическими привилегиями и иммунитетами поль­зу­ют­ся так­же чле­ны специальных мис­сий (то есть вре­мен­ных мис­сий, пред­став­ляю­щих го­су­дар­ст­во в другом го­су­дар­ст­ве для ре­ше­ния оп­ре­де­лён­ных во­про­сов), а так­же пред­ста­ви­те­ли го­су­дарств при ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ци­ях.

Суть определений дипломатических привилегий и иммунитетов, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе по дипломатии и международному праву, сводится к тому, что под ними понимается совокупность особых льгот, прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их персоналу и другим лицам, пользующимся по международному праву защитой на территории государства пребывания.

Содержание

Глава 1. Дипломатические привилегии и иммунитеты …………………. 4
1.1. Основные теории дипломатического иммунитета…………………………4
1.2. Личные привилегии и иммунитеты………………………………………. 7
1.3. Привилегии дипломатического представительства………………………16

Глава 2. Проблемы действия и лишения иммунитетов…………………..20
2.1. Проблема действия иммунитета в третьих странах………………………20
2.2. Лишение дипломатического иммунитета…………………………………23

Список используемых источников и литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по мп дипломатические привилегии и иммунитеты.doc

Глава 1. Дипломатические привилегии и иммунитеты …………………. 4

1.1. Основные теории дипломатического иммунитета…………………………4

1.2. Личные привилегии и иммунитеты………………………………………. 7

1.3. Привилегии дипломатического представительства………………………16

Глава 2. Проблемы действия и лишения иммунитетов…………………..20

2.1. Проблема действия иммунитета в третьих странах………………………20

2.2. Лишение дипломатического иммунитета…………………………………23

Список используемых источников и литературы………………………. 26

Суть определений дипломатических привилегий и иммунитетов, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе по дипломатии и международному праву, сводится к тому, что под ними понимается совокупность особых льгот, прав и преимуществ, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их персоналу и другим лицам, пользующимся по международному праву защитой на территории государства пребывания. Это основной элемент, центральный институт всего дипломатического права. В современной дипломатической и договорной практике государств чаще всего речь идет именно о совокупности, определенном комплексе указанных прав и преимуществ, где привилегии и иммунитеты дополняют друг друга, неразрывно связаны между собой.
Однако с точки зрения теории и истории вопроса можно говорить и об известных различиях между понятиями "дипломатические иммунитеты" и "дипломатические привилегии". Прежде всего это касается природы их происхождения, а также источника и пределов их обязательной силы для участвующих в международном общении государств. Исторически сложилось так, что дипломатический иммунитет в целом всегда рассматривался как правовое установление, находившее свое закрепление сначала в обычных, а затем (в сравнительно недавнее время) и в договорных нормах международного права. Отсюда - безусловная юридическая обязательность предоставления дипломатическим агентам иностранных государств иммунитета, т. е. особого права на освобождение от местной юрисдикции, неприменимость к ним мер принуждения, санкций, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил. Что же касается дипломатических привилегий, т. е. неких дополнительных льгот и преимуществ, направленных на облегчение работы дипломатических представительств и их персонала, то первоначально они не имели правового характера и, следовательно, не были юридически обязательными для государств. Предоставление их основывалось, как правило, лишь на нормах так называемой международной вежливости, носило факультативный, и в этом смысле не всегда устойчивый, характер. Но в последнее время указанные различия значительно сокращаются, ибо с принятием Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. многое из того, что раньше объяснялось соображениями международной вежливости (например, налоговые и таможенные привилегии дипломатов), получило силу норм права, стало юридически обязательным.
И все же некоторые авторы усматривают различие между иммунитетами и привилегиями именно в том, что первые представляют собой область правовых гарантий для деятельности дипломатических представительств и их персонала, тогда как появление вторых (т. е. привилегий) связано с вопросами поддержания престижа аккредитующего государства в делах церемониального, протокольного характера, урегулирование которых действительно производится в большинстве случаев не с помощью правовых, юридически обязательных норм, а лишь на основе норм международной вежливости или существующих на этот счет в международном общении обычных правил (обыкновений).
В отечественной международно-правовой литературе на один весьма важный момент соотношения (и разграничения!) понятий "дипломатические привилегии" и "дипломатические иммунитеты" обращает особое внимание М.И.Лазарев. "Иммунитет, - пишет он, - является совершенно необходимой гарантией нормального осуществления дипломатом своих функций и реализации им своих прав и обязанностей (сюда входит личная неприкосновенность, неприкосновенность служебных и жилых помещений и имущества, изъятие из-под юрисдикции местных органов власти и т.д.), дипломатические же льготы и привилегии не служат такой гарантией, не имеют столь решающего значения для нормального осуществления дипломатом его служебных функций. Дипломат мог бы осуществлять свою деятельность и на основе одного иммунитета. Однако дипломатические льготы и привилегии (освобождение от пошлин, различных сборов, право на флаг, право на ношение формы, на старшинство и т.д.) значительно облегчают его работу и содействуют ей" 1.
Однако, предмет исследования в рамках настоящей работы составляют не сходства и различия между привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств и их персонала, а непосредственно привилегии и иммунитеты, представляемые всем категориям персонала дипломатических представительств. Этот вопрос представляется актуальным ввиду его соотношения с внутригосударственным принципом равенства граждан перед законом и судом, международно-правовым принципом суверенитета государства и целым рядом других.
При написании работы автором был использован исчерпывающий круг источников нормативно-правового характера, а также учебные, монографические издания и публикации в периодической печати таких авторов как Левин Д.Б., Тункин Г.И., Демин Ю.Г., Сандровский К., Селянинов О.П., Мовчан А.П., Дурдневский В.Н. и др.
В рамках работы автором будут рассмотрены такие вопросы как международно-правовое и государственно-правовое регулирование статуса персонала дипломатических представительств, проблемы его теоретического обоснования, а также проведен анализ отдельных основных иммунитетов и привилегий персонала дипломатических представительств.

Глава 1. Дипломатические привилегии и иммунитеты

1.1. Основные теории возникновения и развития дипломатического иммунитета

С конца XVI и на протяжении XVII и XVIII веков сложились три основные теории дипломатического иммунитета, которые получали не вполне одинаковую трактовку у различных авторов, приобрели многочисленные оттенки, нередко переплетались друг с другом, но представляли собой три юридические конструкции, доминировавшие в доктрине и в практике дипломатического права. Это теория экстерриториальности, теория представительного характера посла и теория дипломатических функций.

Теория экстерриториальности (внеземельности) объявляет территорию, занимаемую дипломатическим представительством, частью территории аккредитующего государства; посол и персонал представительства, находясь в стране пребывания, как бы продолжают оставаться на территории аккредитующего государства. Эта конструкция и обосновывает наличие у представительства и его персонала иммунитетов и привилегий.

В смутных очертаниях выдвинутая еще французским публицистом Эро (Aurault) (1536 — 1601 гг.) и уже вполне отчетливо развитая Х. Гроцием, она вскоре получила широкое распространение как в юридической литературе, так и в государственной практике. Фикция экстерриториальности состоит в том, что глава дипломатической миссии рассматривается в юридическом смысле как продолжающий пребывать на территории своего суверена. Именно в качестве такой формулы ее и предложил Х. Гроций, который смотрел на понятие экстерриториальности скорее как на способ юридического выражения дипломатических привилегий, чем как на их непосредственное основание. В этом смысле он не раз подчеркивал, что посол представляет особу суверенного государя.

Расширение первоначального смысла теории экстерриториальности было связано с тем же обстоятельством, которое способствовало ее возникновению и быстрому признанию с тенденцией к прочному закреплению широких дипломатических привилегий. Поскольку фикция нахождения в собственной стране относилась не только к личности посла, но и к занимаемому им помещению, эта теория в своей абсолютной форме служила оправданием и для права убежища в дипломатических помещениях, и для права посла на юрисдикцию над своим персоналом.

Наибольшее распространение теория экстерриториальности получила в XVIII — XIX веках. Во второй половине XIX — начале XX века большинство юристов отказалось от этой теории, и в настоящее время она в дипломатическом праве практически не применяется.

Теория дипломатических функций (функциональной необходимости исходит из того, что основанием предоставления иммунитетов и привилегий является необходимость обеспечить эффективное выполнение функций дипломатического представительства. Иммунитеты должны предоставляться только в тех случаях и в том объеме, когда и в каком объеме они необходимы для обеспечения нормального функционирования дипломатического представительства и его персонала.

Теория дипломатических функций ведет свое начало еще от тех рассуждений о необходимости дипломатических привилегий для успеха посольства и поддержания мира между государями, которые встречаются в сочинениях Х. Гроция, где они приводятся в качестве сопутствующих доводов в пользу дипломатических привилегий, основываемых на представительном характере посла и на фикции экстерриториальности. Более отчетливый характер приобретает эта теория у Бинкерсгука, который делает формулу ne impediatur legatio (не препятствовать выполнению миссии представителя) вторым основанием дипломатических привилегий, составляющим вместе с тем предел действия принципа экстерриториальности. Вполне законченный вид теория получает уже у Э. де Ваттеля, который рассматривает необходимость выполнения дипломатических функций как главное основание той независимости, которой по международному праву пользуется посол в качестве представителя своего суверена.

Среди высказываний многочисленных сторонников теории дипломатических функций можно уловить два оттенка. Одни авторы считают основанием дипломатического иммунитета его необходимость для выполнения дипломатических функций, т. е. строго каузальную категорию. Такова точка зрения большинства сторонников этой теории. Другие авторы считают основанием иммунитета его целесообразность, его полезность или удобство, т.е. категорию телеологическую.

Представительная теория (теория представительного характера) возникла в период абсолютизма и с определенными модификациями применяется в настоящее время. Генетически эта теория предшествует теории экстерриториальности. Еще в период императорского Рима и в средние века почести, оказывавшиеся чрезвычайным послам, ставились в зависимость от могущества и титула их государей. Считалось, что в лице послов эти почести оказываются тем, кто их послал. На этом основывалась система старшинства или так называемого председания, в силу которой послы пап в католических государствах, послы германских императоров, а затем и послы некоторых других монархов пользовались наиболее высокими церемониальными преимуществами.

Теория представительного характера посла в своем чистом виде была вполне достаточна для обоснования церемониальных привилегий посла, но для обоснования иммунитета от юрисдикции она требовала дополнительной юридической аргументации, которая превратила бы теоретический принцип в инструмент, пригодный для применения на практике.

Поэтому эта теория развивалась в юридической литературе чаще всего в сочетании с теорией экстерриториальности или, в меньшей степени, с теорией дипломатических функций. Сочетание принципа представительного характера посла с понятием экстерриториальности можно обнаружить у Х. Гроция, который обе эти фикции ставит рядом друг с другом.

Определенные видоизменения представительной теории произошли в конце XIX — начале XX века. Становится общепризнанным, что посол олицетворяет собой не монарха, а свое правительство или государство, и в силу принципа суверенного равенства государств пользуется иммунитетами. Это лишь фиксация положения, широко признанного в наши дни не только на американском континенте, но и во всем мире.

Современные сторонники теории представительства рассматривают дипломатический иммунитет не как следствие того, что посол является alter ego суверенного монарха, а как право, вытекающее из суверенитета государства.

Теория представительства явно противоречит существующей ныне практике, ибо в ней дается обоснование иммунитетам и привилегиям лишь главы дипломатического представительства. Весь остальной (особенно административно-технический) персонал, а также члены семей сотрудников представительства на основе этой теории не должны пользоваться иммунитетами. Кроме того, согласно теории иммунитеты распространяются лишь на официальные действия дипломатического представителя, в то время как иммунитеты в отношении его частных действий не согласуются с этой теорией. Это чрезвычайно важно практически, ибо на практике наиболее спорными являются вопросы, связанные с распространением иммунитета именно на неофициальные действия. Не объясняет она и иммунитеты дипломатического курьера, а также существующий объем иммунитетов дипломатических средств передвижения.

Читайте также: