Теория и методология исторической науки кратко

Обновлено: 03.07.2024

Ф-ии: 1.познавательная-выявление закономерностей исторического развития 2.прогностическая-предвидение будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего 3.воспитательная- формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств 4.практически-рекомендательная(практически-политическая) – выработка научно-обоснованного политического курса на основе исторических знаний 5. Социальной памяти- способ идентификации и ориентации общества, личности 6. Мировоззренческая(методологическая)- формирование научного взгляда на мир, общество, законы его развития
Методология –учение о способах исследования, освещения исторических фактов , научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов .
Методы изучения истории: 1. Исторический – воспроизведение , то есть последовательное рассмотрение и описание всех этапов становления, развития и формирования изучаемых явлений или процессов развития с их общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами 2. Логический- обобщение исторического процесса в теоретической форме закономерностей 3. Проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени 4. Метод периодизации – особого рода систематизация , которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды, выявление изменений качественных особенностей в развитии и установление моментов этих изменений 5. Типологический или историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов на основе присущих им общих существенных признаков 6. Синхронный- изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время 7. Сравнительный (компаративный)- сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени, выявление сходства и различия между ними; или метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другим 8. Ретроспективный- последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления 9. идеографический – описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов 10. Системный- раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития или метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в историческом развитии

2.Основные этапы отечественной историографии по истории России . Общее и особенное в историческом развитии России.

3. Проблема этногенеза восточных славян. Концепция становления древнерусской государственности

Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI-V тыс. до н.э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV-II тыс. до н.э. Они населяли лесные области между Одером и Средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и скотоводство .В середине I тыс. до н.э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя. Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тыс. до н.э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась на три ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники — гунны — разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V—VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. Достоверные сведения о славянах историческая наука имеет лишь с V - VI вв. н. э. Более ранняя же их история весьма туманна. Главной чертой общественной жизни этого периода являлся коллективизм, вырастающий из невозможности силами одной семьи осуществлять весь цикл сельскохозяйственных работ. Коллективным был не только труд, но и собственность, и распределение, что порождало, в свою очередь, очевидное равенство всех членов данного коллектива. Такое общество и управлялось при помощи коллективного органа - народного собрания всех членов общества - веча. Постепенно начинают выделяться особые общественные группы, получающие большую, нежели остальные члены коллектива, долю созданного им продукта. Это, прежде всего, так называемая, племенная верхушка - старейшины, вожди и жрецы, - все чаще превращающая исполнение своих функций в свое наследственное владение. Исследователи выделили несколько основных славянских групп: южную, западную и восточную. Восточные славяне к VII - VIII вв. заняли весьма обширную территорию в четырехугольнике: Финский залив - Карпаты - Черноморское побережье - верховья Волги и Дона. В свою очередь и они представляли из себя весьма разношерстный конгломерат союзов племен, именуемых в летописи "Повесть временных лет" как поляне, ильменские словене, древляне, дреговичи и др. Соседями восточных славян на северо-западе были скандинавские народы, более известные среди славян как варяги, норманны, на юго-востоке - кочевые племена хазар. На юго-западе через Черное море был прямой выход на одно из крупнейших государств того времени - Византийскую империю. Отношения с этими важнейшими соседями для восточных славян развивались весьма непросто. Если Византийская империя являлась для них в течение длительного времени объектом агрессии, то, в свою очередь, славянские земли сами подвергались нападению со стороны хазар и варягов. В отдельные периоды славянским племенам приходилось даже уплачивать дань последним. Впрочем, периоды войны сменялись миром, во время которого активно развивались и торгово-хозяйственные отношения между ними. Как раз через славянские территории проходил знаменитый путь "из варяг в греки", чем, собственно, они и были привлекательны для "находников".Таким образом, торговля и война, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений.

5. Крещение Руси и его историческое значение.
Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам. Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси.В целом отход от язычества и принятие христианства были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Укрепилась и власть русских князей. Но в то время как княжеская власть на Руси была еще слаба, и князья сами стремились к разделению государства, — церковь была едина и власть митрополита распространялась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие явилось прежде всего в церкви, но это сообщало всему государству внутреннее единство и силу. Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии. Существуют ведомости, что одной из первых христианок на Руси была княгиня Ольга – бабка князя Владимира, которая крестилась еще в 957 году в Константинополе. Официальной датой крещения Руси принято считать 1 августа 988 года. Именно в этот день киевский князь Владимир Святославович, который незадолго до этого события окрестился сам и получил при крещении имя Василий, отдал приказ жителям Киев принять крещение. Обряд был проведен во всех городах и селах государства. Князь Владимир верил, что введение единой религии будет способствовать сплочению славянских племен. Кроме этого, принятие Владимиром христианства было условием, выполнение которого позволило б Владимиру взять в жены сестру византийского императора принцессу Анну. После принятия христианства в Киевской Руси началось церковное строительство. В Киеве было возведено самую большую церковь – Десятинную. На ее содержание князь Владимир выделили десятую часть своего имущества. Первым митрополитом Киевской Руси был грек Феофилакт. По всей Руси возникали многочисленные монастыри, первыми среди которых были Печерский, Выдубицкий, Межигорский.

6. феодальная раздробленность как закономерный этап развития древнерусской государственности.особенности развития южной, юго-западной,северо-восточной и северо-западной Руси в 11-13 вв.
В Древнерусских землях существует 3 способа образования феодальной собственности: земля князя и его родственников; земли "посаженных на место" дружинников (феодальная знать); земли "лучших людей" общины (родоплеменная знать). Из-за неразвитости социально-экономических отношений и первичности внешних причин при образовании Древнерусского государства третий способ был предпочтителен. В советской историографии приоритетным считался экономический вариант развития феодальных отношений в Древнерусских землях, .е. феодальная раздробленность - это закономерный этап в развитии общества. Развитие натурального хозяйства в итоге приводит к тому, что отдельные субъекты собственности в состоянии содержать свой аппарат собственности. "Лестничный" принцип наследования породил борьбу за престол. Другой причиной феодальной раздробленности стало ослабление внешнеполитической опасности. В конце XI в. в дикой степи печенегов сменили половцы, которые очень быстро сами распались на отдельные воинственные группы, с которыми отдельные князья научились договариваться, использовать в своих целях. Необходимости создавать большую дружину не было. Владимиро-Суздальское княжество.Северо-восточная Русь - Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала) располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь к началу XII в. сложилось крупное боярское землевладение. Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221 г. был основан Нижний Новгород - крупнейший опорный и торговый центр на востоке княжества. Дальнейшее развитие получили старые города: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города-крепости Дмитров, Юрьев-Польской, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва, Галич-Костромской и др.Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами - лесами, реками. Ее называли Залесским краем. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. В поисках защиты от нападения врагов и нормальных условий для ведения хозяйства население земель, подвергавшихся набегам кочевников, устремлялось во Владимиро-Суздальские ополья. Сюда шел колонизационный поток и с северо-запада в поисках новых промысловых земель. Правители Владимиро-Суздальского княжества носили титул великих князей. Центр русской политической жизни переместился на северо-восток..Галицко-Волынское княжествоЮго-западная Русь - Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестр и Прут. Здесь имелись тучные черноземы в широких речных долинах, а также обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности, и значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. На территории Галицко-Волынской земли возникли крупные города: Галич, Владимир-Волынский, Холм, Берестье (Брест), Львов, Перемышль и др. Удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией) позволяло вести активную внешнюю торговлю. Кроме того, земли княжества находились в относительной безопасности от кочевников. Как и во Владимиро-Суздальской Руси, здесь наблюдался значительный экономический подъем. В первые годы после отделения от Киева Галицкое и Волынское княжества существовали как самостоятельные. Новгородская боярская республика. Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волга, от Прибалтики до Урала. Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родоплеменной знати. Своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия - охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество - получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей. Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол.Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова "посадить"; обычно великий киевский князь "сажал" своего старшего сына наместником Новгорода). Посадник был главой правительства, в его руках были управление и суд. Фактически в посадники избирались бояре из четырех крупнейших новгородских родов. Вече выбирало главу новгородской церкви - епископа (впоследствии архиепископа). Киевское княжество.Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути " из варяг в греки"; однако все же оставалось крупной державой. По традиции князья еще соперничали за Киев, хотя влияние его на общерусскую жизнь ослабло. Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, как бы утверждая новое соотношение сил внутри Руси. Монгольское вторжение с востока, экспансия католической церкви с запада, изменения в мире (ослабление Византии и т.д.) во многом определили характер дальнейшего развития русских княжеств и земель - преемников Киевской державы.

7. монголо-татарское вторжение на Русь. Социально -политические изменения в русских землях в период ордынского владычества.
К началу 13 в. монголы под предводительтством Чингис-хана объединили под своим крылом большинство народов востока Евразии (северной и срединной частей), после чего ими был захвачен Китай. Русские впервые пересеклись с этим степным народом, когда убили их послов. Этим они и с отрицательной стороны привлекли внимание монголов. Монгольские парламентёры были посланы на Русь с той целью, чтобы переубедить восточных славян поддерживать половцев. Последние были врагами монголов.В 1223 г. на реке Калке объединённая армия русских и половцев потерпела поражение от монголо-татар. На Русь надвигалось монголо-татарское нашествие. В 1238 г. хан Батый подошёл к границам Киевской Руси. Та в свою очередь представляла собой множество раздробленных княжеств, некоторые из которых враждовали между собой. Монголами достаточно легко были взяты Рязань, Владимир, Чернигов и Киев. Самое упорное сопротивление иноземцам оказал маленький городок Козельск, продержавшись семь недель. Некоторые города, к примеру, Углич, просто откупились от монголов и не пострадали от них.В результате вся территория Киевской Руси оказалась под властью хана Батыя и начались годы ордынского ига. Монголо-татары не стали создавать колонии на русской территории, а просто обложили её данью. В связи с этим в основном русские князья принимали следующую позицию. Дабы избежать бессмысленного кровопролития, исправно платили дань хану и постепенно накапливали силы.Для того чтобы можно было избавиться от монгольского ига необходимо было русским княжествам объединиться. Здесь стоит отметить длительную борьбу между Москвой и Тверью за то, чтобы стать центром объединения. В итоге победу одержала Москва. Больших успехов добился Московский князь Иван Калита. От монгольского хана он получил возможность самому собирать и доставлять в Золотую Орду дань. Соответственно никто контролировать его не мог и он мог спокойно не доплачивать в Орду, поэтому накопил много денег для Московского княжества. В результате завоевания Руси замедлилось развитие феодализма, в том числе процесс формирования вотчинной земельной собственности. Отрицательное воздействие монгольского завоевания на русскую национальную экономику выражалось в постоянном разорении территорий - городов, сел и деревень, систематическом' выкачивании из страны в виде дани значительных материальных средств. Такие старые центры русской цивилизации, как Киев, Чернигов, Переяславль, Рязань, Суздаль были полностью разрушены, а первые три из перечисленных потеряли свое былое значение на несколько столетий. Исчезли целые ремесленные специальности. В Древней Руси знали, например, стеклоделие. В Московской Руси его возродили только в конце XVII века с помощью итальянских и немецких мастеров. Исчезло и русское искусство перегородчатой эмали, техника скани и чернения, глазированной полихромной керамики. Серьезной утратой было искусство резьбы по камню. Значительный регресс претерпели строительные ремесла. В первые 50 лет ордынского господства на Руси не было построено ни одного города. Американский исследователь Д.Миллер статистически обработал материал о каменном строительстве в русских городах и выяснил, что масштабы каменного строительства после монголо-татарского завоевания резко сократились. Они достигли домонгольского уровня только сто лет спустя после Батыева нашествия.

Короли, президенты, премьеры и другие правители относились к истории адекватно уровню своего интеллекта. Многие из них использовали ее знания не только для возвеличивания своей персоны, династии, партии, но и для объективного изучения проблем развития государства, общества, отношений между странами с целью принятия грамотных политических решений.

Сущность, формы, функции исторического знания

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Ее содержанием служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни и деятельности, сведения о которых сохранились в различных источниках и памятниках. Эти явления чрезвычайно разнообразны и касаются экономики, социальной сферы, внешней и внутренней политики, международных отношений, влияния на судьбы государств выдающихся личностей.

История России – научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития нашего Отечества, его многонационального народа, основных государственных, политических, экономических и духовных институтов.

Отрасли истории: экономическая, политическая, социальная, гражданская, военная, история государства, права, религии.

Исторические науки: этнография – ее предметом является быт и культура народов; археология – исследует прошлое по вещественным источникам древности: орудиям труда, домашней утвари, украшениям, а также целым комплексам: поселениям, могильникам, кладам.

Вспомогательные исторические дисциплины: история мира (всеобщая история); история континентов (например, Азии, Африки); история отдельных стран и народов (например, Индии, Франции).

Основные задачи изучения этой науки – повышение уровня исторического сознания, воспитание гражданина, патриота своей Родины, чувства ответственности за ее свершения. Такое сознание формируется на основе знания истории, обобщения ее опыта и уроков, научного прогнозирования.

История выполняет несколько общественно значимых функций.

Прежде всего – познавательную, интеллектуально-развивающую. Она состоит в изучении прошлого и настоящего России, ее народов, в правдивом отражении всех событий и процессов, составляющих ее историю. Во-вторых, – практически-политическую. Ее сущность заключается в том, что история, исследуя закономерности общественной жизни на основе осмысления фактов, явлений, помогает вырабатывать грамотную политическую линию, избегать субъективизма в принятии решений. В-третьих, – мировоззренческую. История создает точные и эмоциональные документальные повести о событиях прошлого, великих мыслителях, выдающихся личностях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение является научным, если опирается на объективную реальность, т. е. на исторические факты. Чтобы выводы из истории были истинными, необходимо исследовать все факты, относящиеся к какому-либо явлению, процессу, без исключения, в их совокупности. Только тогда можно получить адекватную действительности картину и, следовательно, обеспечить научность познания.

Немаловажна и воспитательная функция. Знание истории России, других стран формирует гражданские качества, позволяет уяснить моральные ценности человечества, позволяет понять такие нравственные категории, как честь, долг, совесть, счастье, добро, видеть недостатки людей и общества, их влияние на судьбу личности.

Таковы функции, которые выполняет история.

Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника

Объективное изучение истории обеспечивается научной методологией. Методология – это система принципов и методов исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории.

Получить достоверную информацию, новое знание позволяют методы изучения истории.

Историко-генетический метод заключается в последовательном раскрытии свойств и функций объекта в ходе его изменения. Познание здесь идет от единичного к особенному и далее к общему. Этот метод способствует всестороннему и глубокому анализу развития того или иного явления, события.

Историко-сравнительный метод предполагает, что общественно-историческое развитие – это повторяющийся, внутренне обусловленный закономерный процесс. События, происходящие в разное время и в различных масштабах, во многом сходны, но и отличны. Путем сравнения появляется возможность объяснить их содержание. Данный метод позволяет вскрыть сущность явлений по их сходству и различию, проводить сравнение во времени и пространстве.

Историко-типологический метод служит для упорядочения фактов, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий.

При историко-системном методе исследуется единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. Например, рассмотрение истории России не как самостоятельного процесса, а как результата взаимодействия с другими странами в виде одного из элементов всей цивилизации.

Эти и другие методы изучения истории используются во взаимосвязи.

Правдивость, истинность исторического познания зависит от научных принципов.

Принцип историзма требует изучения событий (явлений) в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и развитии. Например, как данное явление возникло, какие этапы прошло, чем в конечном счете стало.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их реальном содержании. Важно раскрывать каждое событие в его многогранности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон. Большое значение здесь имеет личность ученого: его воззрения, профессионализм, честность.

Принцип социального подхода заключается в рассмотрении историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения и форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает соотносить интересы узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности, извлечь уроки на будущее.

Только при соблюдении и сочетании всех этих принципов и методов может быть обеспечена строгая научность в изучении истории.

Объективно-истинные исторические знания можно получить на базе достоверных источников, которые подразделяются на четыре категории (типа): вещественные; изобразительные; письменные; фонические.

Ими могут быть памятники архитектуры, предметы быта, документы, картины, гравюры, рисунки, звукозаписи.

Очень важной проблемой в истории является периодизация развития общества. Разработано множество ее вариантов.

Так, поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э., Древняя Греция) делил историю народов на пять периодов: божественный; медный; золотой; серебряный; железный. Он утверждал, что от века к веку люди живут все хуже.

Великий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э., Древняя Греция) выдвинул теорию круга, согласно которой движение истории идет по одной и той же колее: зарождение – расцвет – гибель.

Идеологи Просвещения в истории человечества отметили три периода: естественное состояние; дикое состояние; цивилизованное состояние. Непосредственно Вольтер выделял дикость, варварство и цивилизацию.

Карл Маркс положил в основу периодизации способ производства, или формационную концепцию, по которой человечество в процессе развития обязательно переживает первобытный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и перейдет в коммунистическую стадию.

Западные ученые ХX в. выдвинули идею круговорота локальных цивилизаций, развивающихся независимо друг от друга, но проходящих одни и те же стадии: зарождение; расцвет; разложение; гибель.

Кроме того, различают три основных типа цивилизации. Народы без идеи развития, т. е. вне исторического времени. Он соответствует первобытному состоянию общества, характеризуется равновесием человека и природы, строгим соблюдением традиций, запретом на их нарушение (табу).

Восточному типу (циклическому) присущи переплетение прошлого и настоящего; сохранение религиозных приоритетов; отсутствие заметных классовых различий и развитой частной собственности; наличие сильного авторитарного государства с замкнутыми кастовыми общинами. Прогресс идет циклами, замедленно.

В основе европейского типа лежит идея непрерывного движения. Он становится общим для стран Европы с распространением христианства. Для этого типа характерны: рационализм, престиж труда, частная собственность, рыночные отношения, классовая структура, наличие партий и гражданского общества.

Известный ученый Л. Н. Гумилев в истории России выделил две цивилизации: Древнюю Русь, киевско-славянский суперэтнос в бассейне Днепра. Фаза затухания его пассионарной энергии пришлась на XII–XIII вв., когда он распался под ударами кочевых племен.

И Московско-Петербургскую Россию, великорусский этнос, возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и части монголов, покинувших Золотую Орду.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории

В отличие от В. Н. Татищева Н. М. Карамзин утверждал, что удельная Русь соответствовала своему времени и была свойственна всем странам Западной Европы.

В XIX в. в России формируется новое направление в истории – либеральное. Его представители: академик Петербургской АН с 1872 г., ректор Московского университета (1871–1877) Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879) и общественный деятель, глава московских западников, с 1839 г. профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855).

С. М. Соловьев показал объективную необходимость реформ Петра I. Он утверждал, что переход древней России к капитализму состоялся на рубеже XVII–XVIII вв. Под влиянием его воззрения в последующие годы работали В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов и др.

В середине XIX в. одним из направлений в русской историографии была государственная школа. Ее сторонники подчеркивали, что государство и его деятельность – основа общественного прогресса в России. Борис Николаевич Чичерин (1828–1904) отмечал такие главные положения своей теории, как утверждение государства как движущей силы истории России и обоснование его господствующей роли в силу природных условий. Б. Н. Чичерин писал, что в Западной Европе господствует право, а в России – сила власти. Там развитие общества и государства шло снизу, а у нас насаждалось волей князей, царей, императоров. По его логике история России зависела лишь от внешних сил: влияния варягов, кочевников, европейских держав.

После Октября 1917 г. в России в исторической науке стала утверждаться марксистская концепция. Активное участие в этом приняли политики и историки тех лет Н. М. Лукин, Е. М. Ярославский, В. И. Невский, А. С. Бубнов и др.

Античный мыслитель Полибий пытался написать всемирную историю. Его исследования охватывают историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран. Из 40 написанных им книг полностью сохранились первые 5, остальные во фрагментах.

Человечество постепенно продвигалось к более современному познанию своего прошлого. Если католические мыслители Западной Европы, руководствуясь учением Августина Блаженного (IV–V вв.), рассматривали будущее как неизменный конец его земной истории, то, например, Иохим Флорский в XII в. выступил с концепцией развития от рабства к свободе, любви и миру.

В XVI в. в Германии вождь и идеолог Реформации Томас Мюнцер выдвинул теорию ниспровержения феодального строя, передачи власти народу, создания общества без эксплуатации и частной собственности.

Итальянские гуманисты Леонардо Бруни (XIV–XV вв.), Никколо Макиавелли (XV–XVI вв.) искали объяснение истории в ней самой, в ее внутренних процессах.

Среди исторических школ Запада выделяются следующие. Школа профессора Лондонского университета Роберта У. Сетон-Ватсона, уделявшего в первой половине XX в. большое внимание истории взаимоотношений стран Западной Европы со славянскими государствами. Школа историков–компаративистов (от лат. comparativus – сравнительный), которую представляют Д. Брайс, О.Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, придающие важное значение использованию сравнительно-исторического метода.

Сегодняшняя Россия – страна с богатыми традициями, которая тесно связана с Востоком и Западом. Мы должны познать эту историю, взаимовлияние государств друг на друга с тем, чтобы еще больше дорожить, гордиться нашим прошлым во имя настоящего и будущего.

Отечественная история, бесспорно, играет огромную роль в становлении человека – гражданина, патриота, защитника Родины, в воспитании личности с высокими моральными качествами, для которой честь, достоинство, совесть, долг, доброжелательность, сопереживание не просто знаки, слова, а прежде всего понятия нравственного характера.

Гуманистические качества не даются человеку вместе с его появлением на свет, они формируются в социальной общности: в семье, школе, институте, в практической деятельности (учебе, службе, работе) и большое значение здесь имеют группы и коллективы. Очень важно, чтобы вы учились, общались в дружном студенческом коллективе, чтобы радовались жизни и ничем не огорчали своих родителей, близких, преподавателей, наставников. Искренне желаем вам отличных и хороших знаний, счастья, здоровья, благополучия.

Предмет истории, её место в системе исторических наук

История – наука о человеческом обществе, его прошлом и настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в пространственно-временных измерениях.

История многоотраслевая наука, включающая целый ряд самостоятельных отраслей – экономическую, политическую, социальную, гражданскую, военную историю, историю государства и права, историю религий и др.

По широте изучаемых объектов выделяют:

  • историю мира в целом,
  • историю континентов,
  • историю отдельных стран.

История является одной из наиболее древних наук, которая служит современному обществу. В отличие от таких наук, как психология, социология, философия, математика, экономическая теория, математическая статистика, языкознание, она рассматривает процесс развития общества в целом.

История анализирует всю совокупность общественных явлений, все стороны общественной жизни. В то же время каждая наука за время развития общества прошла свою собственную историю. На стыке с другими науками образовались междисциплинарные науки – историческая география, историческая геология и др.

Историческая наука имеет свои функции:

  • функцию социальной памяти,
  • научно-познавательную функцию,
  • прогностическую функцию,
  • воспитательную функцию.

Социальная память накапливает и сохраняет опыт прошлых поколений, без которого народ обречен на деградацию и исчезновение.

Кроме этого, есть угроза искажения исторического прошлого с целью определенных политических амбиций в интересах отдельных групп населения.

Готовые работы на аналогичную тему

Критика истории необходима, но если нет чувства собственного достоинства и любви к Отечеству, она унизительна и непродуктивна, отмечал В.В. Путин.

Главная задача истории заключается в том, чтобы на познании прошлого объяснить настоящее и определить перспективы развития в будущем.

Воспитание историей – это нравственный и политический принцип, содержанием которого является любовь к Родине и готовность подчинить частные интересы интересам Отечества.

Методология исторической науки

Методология исторической науки – это теория научно-познавательной деятельности, связанная с разработкой, анализом и критикой методов научного исследования.

В поле зрения методологии находятся постановка научных проблем, выбор эффективных путей и принципов их решения, а также разработка и критическая оценка методов исследования.

Для методов характерна своя структура – теория, методика и техника исследования. Методы исследования имеют объективную основу и теоретическое обоснование, несмотря на единство объективного и субъективного.

Выбор метода и правильное его применение зависит от исследователя.

Методология истории решает важную задачу, связанную с совершенствованием понятийного аппарата, от степени разработанности которого и его дифференцированности зависит уровень развития науки.

Рисунок 1. Методология истории России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Категории и принципы историографии, по мнению Б. Г. Могильницкого, совершенствуются и обогащаются вместе с развитием науки и общества.

Методология истории имеет тесную связь с эпистемологией, которая занимается проблемами познания в науке, а это значит, что изучение методологических проблем своей науки требует хорошей подготовки в области социологии и философии.

Методологические и историографические исследования тесно связаны между собой, а их подходы в изучении значения и функций исторического познания отражают два пути.

Первый рассматривается с точки зрения его внутренней структуры и особенностей по сравнению с другими формами познания, а второй рассматривает конкретные этапы развития исторического знания, но в связи с общественной эволюцией.

Только солидная историографическая база может быть залогом успешного и плодотворного решения методологических проблем.

Методология и методика исторического исследования имеют четкие отличия. Методика – это составная часть научного метода.

Она представляет собой совокупность правил и процедур, приемов и операций, дающих возможность реализации идеи и требований принципа, лежащих в основе какого-либо метода.

Без определенной методики, которая подчиняется методологии конкретной науки, нет исследования.

В конце XIX века позитивистская наука находилась в кризисной стадии развития, причиной которого стала недооценка теории и методологии.

В это же время появились труды исследователей-позитивистов по методологии истории. Авторы этих трудов сделали попытку восполнить пробел в обосновании своего научного метода.

Особенности российской истории

Вся история России связана с глобальными процессами, поэтому её место и роль в мировом историческом процессе имеет объективное значение.

Огромная страна с мощными природными и человеческими ресурсами, занимает стратегическое положение на карте мира, а значит, оказывает влияние на судьбы других народов.

Рисунок 2. Особенности российской цивилизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Относительно российской истории существуют разные точки зрения и их условно объединяют в пять групп:

Если говорить о цивилизационном или синтетическом подходе к истории, то данные точки зрения справедливы. Если рассматривать с точки зрения линейного подхода, то человечество едино в своем развитии.

Особенно популярным является цивилизационный подход, на основе которого базируются далеко не оригинальные концепции, представляющие собой спекуляции по мотивам Тойнби, Шпенглера, Ясперса и др.

Сторонники этих концепций особенностью России называют экстенсивный путь развития, восточное ортодоксальное христианство, сильную власть государства, экономику, подчиненную государству.

Что касается большей части современных историков, то они склонны видеть в России сочетание географических особенностей с чертами, которые присущи западной цивилизации – традиционализм и либерализм.

Перспективным направлением является развитие идей синтетических теорий на базе общенаучного системного подхода, например, мобилизационная концепция российской цивилизации.

Эта концепция получила свое развитие в рамках теории модернизации, согласно ей выделяются эволюционный, инновационный, мобилизационный тип развития.

Для эволюционного типа характерно отсутствие сознательного вмешательства государства в общественное развитие, что обычно характерно для восточного общества.

При инновационном типе развития идет опосредованное сознательное вмешательство государства в общественные процессы. Прежде всего, здесь идет поддержка развития науки и техники и непрямое регулирование экономики, что характерно для западных стран.

Мобилизационный тип развития характеризуется тем, что в процессы общественного развития государство вмешивается сознательно посредством принуждения через прямой контроль социально-экономических отношений.

Общество при таком типе развивается скачкообразно, а успешность развития предполагает сверхцентрализованное управление и применение жестких методов.

1. Объект и предмет науки истории, ее место в системе исторических наук.

2. Теория и методология исторической науки.

3. Принципы изучения исторических фактов.

4. Сущность, формы и функции исторического познания.

5. Этапы развития исторической науки. Основные направления современной исторической науки.

6. Варианты периодизации истории.

Ключевые понятия и термины: история, гуманитарные дисциплины, этнография, археология, вспомогательные исторические дисциплины (хронология, палеография, дипломатика, нумизматика, метрология, флаговедение, геральдика, сфрагистика, эпиграфия, генеалогия, топонимика, краеведение, источниковедение, историография), специально-исторические методы исследования, письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные исторические источники, методология, принцип историзма, идеалистическое и материалистическое понимание истории, цивилизация.

Лекционный материал

Объект и предмет науки истории, ее место в системе исторических наук.

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ.

История– это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно:

· государства и права;

К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и т.д., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта:

· история мира в целом (всемирная или всеобщая история);

· история континентов (например, история Азии и Африки);

· история отдельных стран и народов или группы народов (история России).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом:

· хронология – изучает системы отсчета времени;

· палеография – рукописные памятники и старинное письмо;

· дипломатика – исторические акты;

· нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;

· метрология – систему мер;

· флаговедение – флаги;

· геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;

· сфрагистика – печати;

· эпиграфия – надписи на камне, глине, металле;

· генеалогия – происхождение городов и фамилий;

· топонимика – происхождение географических названий;

· краеведение – историю местности, региона, края;

· источниковедение – значительная вспомогательная историческая дисциплина, исследующая исторические источники;

· историография – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из 15-ти тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием и литературоведением. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. На современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология и др.

Теория и методология исторической науки

Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах.

Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более 2-х тысячелетий назад возникли 2 основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне:

1. Идеалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

2. Материалистическое понимание истории.Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для российской школы – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественный исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют специально-исторические методы исследования:

- хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

- синхронный – предполагает одновременное изучение различных событий, происходящих в обществе;

Читайте также: