Содержание понятий обученность и обучаемость а к маркова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Связи между учителем и учеником в схеме общей структуры обучения (см. “Дидактика” ) наиболее значимы в учебном процессе. Канал связи от учителя к ученику наполняется информацией прямого воздействия на ученика — содержанием обучения в форме представляемого учебного материала, рекомендаций и установок, упражнений, тестов, эталонов.

Учитель использует обратную связь для того, чтобы осуществить ряд действий, входящих в состав диагностики учебного процесса, анализа и фиксации результатов обучения. Вот как дидактика определяет и классифицирует [9] виды диагностической деятельности:

Проверка — процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль — операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет — фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития учеников.

Оценка — суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки — определение балла (количественно выраженной оценки) по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Информация, которой питаются педагоги, выполняющие разные виды диагностической деятельности, наблюдается, хранится, фиксируется, обрабатывается прежде всего в каналах обратной связи. Объем этой информации неуклонно возрастает, растет потребность в оперативности процессов ее хранения и обработки, растут требования к количественной оценке такой информации. Единственный видимый сегодня перспективный путь решения проблемы — информатизация системы, передача информационным системам и компьютерам значительной доли работы по формализуемым видам деятельности. Сегодня уже ясными представляются не только пути извлечения первичной информации из каналов обратной связи (от ученика к учителю) и фиксацией в классном журнале, но и построение далеко идущих выводов и рекомендаций на основе ее анализа, путем прослеживания индивидуальной траектории обучения и воспитания каждого ученика и ученического коллектива в разрезах предмета, учителя, школы [27].

Обучаемость и обученность

Если говорить о важнейшем интегративном показателе диагностической деятельности, то им следует считать обучаемость, которая важна и как самостоятельная педагогическая категория, и в сравнении ее с обученностью. Педагогический энциклопедический словарь [16] так определяет эти два фундаментальных понятия диагностики учебного процесса.

Обученность — это система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Основные параметры обученности определяются образовательными стандартами.

Обучаемость представляет собой индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую обучаемость — как способность усвоения любого материала, и специальную обучаемость — как способность усвоения отдельных видов учебного материала, (разделов курсов наук, видов искусств, практической деятельности). В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности. Обучаемость определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем “рецептивного” познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, в частности, учителя.

Ясно, что ключевой становится сложнейшая проблема формализации первичной информации в педагогической диагностике. Несмотря на предпринимаемые сейчас меры по стандартизации образования, субъективно-объективный характер учебного процесса не позволяет использовать аппаратные или программные датчики, устанавливаемые в канале обратной связи, и каждый учитель своим путем ищет баланс сочетания требований общества, с одной стороны, и интересов защиты и развития конкретного ребенка, с другой. Именно поэтому наименее разработанным в дидактике пока остается вопрос о диагностике обучаемости, а главные результаты — практические рекомендации — получены на уровне диагностики обученности.

Классификация диагностической деятельности

Возвращаясь к классификации диагностической деятельности, отметим необходимость широкой, всесторонней проверки результатов обучения в различных сферах — когнитивной (овладение знаниями и методами их применения), психологической (развитие личности) и социальной (социальная адаптация).

В когнитивной сфере дидактика выделяет уровни узнавания, понимания, усвоения как в отношении типовых, так и творческих действий.

В психологической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, а также развитие мотивации (стремления к познанию) и способностей (коммуникативных, познавательных, творческих).

В социальной сфере объектами проверки становятся степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптированность в коллективе и способность к адаптации в изменяющейся социальной среде.

В число основных задач проверки и оценки результатов обучения включают образовательную, стимулирующую, воспитывающую и развивающую, аналитико-корректирующую и контрольную функции.

В рамках образовательной функции проверка, контроль и учет остаются частью обучения; важно не только выявить и зафиксировать уровень обученности, но и способствовать обучению, исправлению ошибок, дальнейшему развитию.

Продолжая образовательную функцию, стимулирующая функция следит, чтобы проверка и контроль не дезорганизовывали деятельность ученика, а, создавая психологически комфортные условия, вселяли уверенность в достижении новых целей.

В воспитывающей и развивающей функциях формируется самооценка учащегося, ответственности, устремленности и других социально значимых способностей.

Аналитико-корректирующая функция — это самоанализ учителя и его педагогическая рефлексия; с точки зрения ученика, это освоение методов преодоления трудностей, коррекции учебно-познавательной деятельности.

Контрольная функция нужна для отслеживания норм и стандартов и фиксирования достижений.

В педагогической практике полезно различать несколько видов контроля диагностики: предваряющий, текущий, периодический и итоговый.

Предваряющий (или входной) контроль необходим для выявления уровня знаний и развития учащихся вновь созданных классов, где учитель начинает работать. Он полезен в отношении новичков, приходящих в сложившийся класс, или в начале нового раздела курса для выявления базовых знаний и умений.

Текущий контроль проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков.

Периодический (этапный) контроль выполняется в виде контрольных работ, зачетов, тестирования и полезен после изучения крупных тем или разделов.

Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце крупного этапа обучения (четверть, полугодие, учебный год, переход из одного возрастного звена образования к другому…). Такой контроль проводится как экзамен, зачет, защита проекта, курсовой работы.

При оценивании знаний важны следующие требования, предъявляемые к оценке:

· объективность: отсутствие любой предвзятости в оценке;

· субъективность: гуманистический подход, стимулирующий, а не дезорганизующий эффект оценивания; учет реальных возможностей и здоровья учеников;

· систематичность, зависящую от возраста учеников: текущий контроль более эффективен в младших классах, старшим же школьникам предпочтительны периодический и итоговый виды контроля;

· открытость (или гласность) и обоснованность оценки и выставленной отметки;

· конструктивность, которая может выражаться в конкретных действенных рекомендациях, улучшающих достижения учащихся и намечающих направления последующих этапов работы.

Системы оценивания деятельности и результатов обучения школьников отметками весьма многообразны, как в историческом плане, так и в географическом. Следует признать, однако, что диапазон шкал оценок малосуществен по отношению к дидактическим рекомендациям по организации учебного процесса: учитель типовой общеобразовательной российской школы с пятибалльной системой отметок и педагог из французского учебного заведения, где функционирует двадцатибалльная система, и африканские преподаватели, у которых встречается система стобалльная, и педагог-экспериментатор в опытных учебных заведениях нашей страны, работающий с 12- или 14-балльной системой, легко поймут друг друга в главных проблемах дидактики.

Более существен вопрос о роли компьютера как инструмента формирования отметки и в соотношении человеческого и компьютерного фактора при выставлении отметки. Дело в том, что в большинстве задач, упражнений и особенно тестов сравнительно нетрудна (а подчас необходима) формализация выставления отметок; она и может быть доведена до реализации на уровне компьютерной программы, и зачастую используется в практике учебных заведений. При этом дети — и старшие, и младшие — склонны доверять отметке, выставленной компьютером. А.П. Ершов в своей известной статье “Программирование — вторая грамотность”, написанной еще в начале 80-х годов прошлого века, рассказывает о таком интересном наблюдении: “На конкурсных вступительных экзаменах в вуз для абитуриентов установили консультационную информационную систему, реализованную на ЭВМ. Около терминалов всегда толпилась очередь. В интересах ребят рядом посадили двух преподавателей, чтобы разгрузить машину. Преподаватели сидели без дела, а у терминала по-прежнему была очередь. Почему? “А мы не стесняемся перед машиной обнаружить свое незнание, а перед преподавателем стесняемся”, — объяснили ребята” [6]. С тех пор такие наблюдения проявлений технической экзотики превратились в норму повседневной жизни, в первую очередь благодаря распространению и развитию глобальных информационных систем.

В начальной школе, как показал Ш.А. Амонашвили [1], можно вообще обойтись без отметок. Вместе с тем, работая за компьютером, любой ученик, в частности и первоклассник, должен получить сведения как о правильности выполненного упражнения, так и прочитать отметку, — мнение компьютера о результате. В практике ряда учебных систем информатической ориентации для начальной школы оценки заменены званиями, которые компьютер присваивает ученику, — Профессор, Знайка, Студент, Мудрый Кролик, Торопыжка… или Мастер, Подмастерье, Ученик… Интересно, что в начале освоения программы младшие школьники с равным интересом и удовольствием воспринимают любое присвоенное звание. Лишь некоторое время спустя они начинают стремиться к получению более “высоких” званий. В задачах с конечным числом вариантов реализовать отметку совсем просто, но и в этой ситуации нет пятибалльной числовой оценки. Вместо этого компьютер показывает на экране красивую розу или колючий кактус, улыбающегося или сердитого симпатичного дедушку и т.д.

Упомянутая выше стимулирующая функция оценки и проверки результатов обучения легко реализуется продуманным дизайном и комфортным интерфейсом оценивающих и проверяющих компьютерных программ: ученик увлечен красивой анимированной картинкой на экране, и он забывает (или даже не подозревает), что является в эту минуту объектом проверяющей и оценивающей программы.

В оценке роли школьной отметки сталкиваются объективное и субъективное начало в дидактике. Информация о том, как оценивает компьютер работу ученика, необходима учителю, но ни в коем случае не для выставления этой оценки (пусть даже в форме, преобразованной в баллы), а исключительно для учительского анализа конкретной учебной ситуации. При любой степени информатизации школьного учебного процесса и любой насыщенности школ компьютерами ответственность за подготовку, планирование, проведение и анализ результатов урока (включая оценивание учеников) несет учитель, даже если при этом он использует информацию компьютера в качестве рекомендации, в качестве информационного обеспечения своей миссии.

Соотношение обучаемости и обученности

О качестве успешности обучения можно судить по соотношению между уровнем обученности и уровнем обучаемости школьника. Это качественное соотношение приведено в следующей таблице.

Невысокий уровень обучаемости, сочетающийся с низким уровнем обученности, определяется при диагностике как неуспеваемость. Проблема неуспеваемости — не диагностическая, а общепедагогическая, психологическая и социальная.

Метод проектов и новые технологии оценивания

Говоря об оценивании процесса и результата работы учащихся, нельзя пройти мимо давно зарекомендовавшего себя в дополнительном образовании и занимающего все более заметное место в практике общеобразовательной школы метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Когда говорят о методе проектов, то имеют в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [21]. Проект — это деятельность (и ее результат) по конструированию относительно большого продукта в течение протяженного времени, существенно превышающего школьный урок. Проект, как правило, концентрирует вокруг себя коллектив, объединенный одной целью. Впрочем, проект требует коллективной реализации не только в силу единой цели, но и в силу своей междисциплинарности. В простейших случаях члены коллектива, “распараллелившись”, выполняют одинаковую работу — части, сходные по функционированию и технологии проектирования. Чаще коллектив разделяется по специальностям (специализациям) для выполнения разных аспектов единой системы с использованием разных технологий и разных инструментальных средств. Так, при конструировании программного пакета, включающего проектирование логической структуры программы, создание документации, графическое и музыкальное обеспечение проекта, создается бригада, в которую входят специалисты по той или иной технологии и сборщики-конструкторы, объединяющие отдельные части системы в проект. В программировании популярна технология проектирования больших программных проектов, ставшая широко известной, в частности, благодаря Ф.П. Бруксу и его книге “Мифический человеко-месяц”, где он назвал технологию проектирования проекта силами коллектива специалистов “методом хирургической бригады” [2].

Метод проектов хорошо зарекомендовал себя и в образовании, сначала — в дополнительном образовании (кружки, открытые школы, летние школы, дистанционное обучение школьников…), а в последнее время и в общеобразовательной школе, включая начальную.

Спецификой метода проектов являются не только новые технологии проектирования, но и новые методы оценивания. Чаще всего оценивается проект тоже коллективно. Один из зарекомендовавших себя коллективных методов оценивания проектов — это метод экспертной оценки. Это многокритериальный метод, в котором каждый критерий связан с тем или иным качеством (свойством) проекта. Эти критерии могут иметь разный весовой коэффициент. Например, задача-проект линейного (по одному характеристическому признаку) упорядочения множества объектов (планеты Солнечной системы по их удаленности от Солнца, атлас озер, упорядоченных по площади поверхности…) может оцениваться по таким свойствам, как практическая полезность (степень готовности к использованию на школьном уроке), качество графического оформления, способ и качество музыкальной поддержки, качество документации и проч. Каждый из экспертов, обычно специалист (педагог, художник, музыкант, программист), оценивает в баллах, заданных положением о проекте, отдельное свойство проекта, в результате чего получается комплексная оценка проекта. В условиях школьного класса роль экспертов берут на себя ученики, желающие себя проявить в рисовании, музыке, программировании, текстовом редактировании и т.д.

В рамках дистанционного обучения, где метод проектов оказался особенно эффективным, рождена новая технология оценивания, продолжающая метод экспертной оценки. Если в соревновании на разработку проекта по заданной теме с предложенным инструментарием участвуют несколько команд, то по завершении проекта участвующие в этом соревновании команды выполняют проверку нескольких из работ-проектов своих однокурсников. Таким образом, каждый проект получает определенное количество оценок, которые затем усредняются так, что усредненный балл, обеспечивающий при достаточной репрезентативности высокий уровень объективности, становится оценкой проекта.

Методы диагностики обучаемости и обученности Обучаемость как общая способность Обучаемость и обученность: критерии и показатели Методики диагностики обучаемости Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности (по Л.Т. Ямпольскому)

Обучаемость как общая способность

Обучаемость и обученность: критерии и показатели

Методики диагностики обучаемости

Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности (по Л.Т. Ямпольскому)

Обучаемость как общая способность

Одним из наиболее традиционных и широко представленных в психологии направлений является исследование проблемы общих способностей в целом и обучаемости как одной из них, в частности. Вместе с тем, до настоящего времени содержание понятия обучаемости является раскрытым далеко не в полой мере и недостаточно определенным. Методический аппарат, позволяющий диагностировать степень развития обучаемости, также развит слабо. В своих различных определениях данное понятие представлено в целом ряде психологических дисциплин, в частности в возрастной психологии, педагогической психологии, психологии общих способностей.

Согласно классификации общих способностей, предложенной В.Н. Дружининым, обучаемость следует считать одной из трех общих способностей – наряду с интеллектуальными и креативностью. [Дружинин В.Н., Психология общих способностей [Текст]/ В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с., с. 34]

Обучаемость, как общая способность, является детерминантой успешного обучения. Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором.

Обучаемость и обученность: критерии

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам при помощи других (педагогов), являясь активным субъектом образовательного процесса. Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными, познавательными и деятельностными особенностями, т. е. особенностями задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, уровня притязаний, самооценки, работоспособности, особенностями выполнения деятельности (планируемость, организация, точность и т. д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем учебной деятельности, отношением к ней, обучаемостью.

Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к усвоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.

Основными показателями обучаемости являются:

– темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний),

– гибкость в переключении на новые способы и приемы работы,

– прочность сохранения освоенного материала.

Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются:

– экономичность и темп мышления;

– количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи,

– время, затраченное на решение;

– способность к самообучению;

– работоспособность и выносливость.

Существенны показатели обучаемости, предложенные А.К. Марковой, в качестве которых выступают:

– активность ориентировки в новых условиях;

– инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявленской);

–восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

Обучаемость – динамичная характеристика. В разных возрастных периодах обучаемость одного и того же человека может меняться: возрастать либо ослабевать.

Выделяются группы учащихся с различной степенью обучаемости: от высокой, к средней, до заниженной и низкой. Для каждой из этих групп обучающихся целесообразно использование своих специфических методов индивидуальной и групповой учебной деятельности.

Методики диагностики обучаемости

Признаки четырехугольника (Л.В. Занков).

Занков Л. В. Избранные педагогические труды /Л.В. Занков.- М.: Дом педагогики, 1999.- 378 с.

Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1975.- 354 с.

Методика используется для диагностики динамического аспекта обучаемости как одной из общих способностей личности, включенной в ее когнитивную подсистему. Испытуемому предъявляется следующая инструкция:

Ваша задача - назвать три необходимых и достаточных условия, при выполнении которых диагонали четырехугольника, пересекаясь, делятся пополам. Вам будут предъявляться серии картинок, содержащих некоторую подсказку. Постарайтесь, как можно раньше назвать все необходимые условия, высказывайте все приходящие в голову соображения. При выполнении задания последовательно предъявлялись четыре серии картинок, содержащих подсказку. Картинки распределялись следующим образом:

1 этап. Испытуемому предъявляется 12 карточек с изображенными на них четырехугольниками. Для шести четырехугольников условия, которые должен назвать испытуемый, выполняются, для остальных шести - нет. Испытуемого просят внимательно рассмотреть карточки и классифицировать их по принципу сходства.

2 этап. Испытуемому также предъявляются две группы карточек, но на тех из них, на которых выполняются требуемые условия, в верхнем углу ставится знак плюс, на остальных - минус, задание - то же.

3 этап. Снова предъявляется серия из 12 карточек, на которых помимо знаков плюс или минус проведены диагонали. Кром е того, если до этого момента испытуемый не понимает, что означает знак плюс или минус в углу карточки, ему объясняют. Задание испытуемому - аналогичное.

4 этап. Предъявляются 12 карточек, на которых обозначены все необходимые условия и проставлены знаки плюс и минус.

Это последний этап в проведении методики, поэтому при отсутствии у испытуемого решения ему дается готовый ответ.

В результате проведения методики фиксируются высказывания испытуемого и номер этапа, на котором был дан правильный ответ.

Методика Ребусы.

Методика разработана с целью измерения скоростного параметра обучаемости.

Методика состоит из четырех уровней сложности, по шесть заданий на каждом уровне. На выполнение заданий первого уровня испытуемому дается 10 секунд, второго уровня - 15 секунд, третьего уровня - 20 секунд и четвертого уровня - 30 секунд. Для каждого уровня сложности разработан пример, который испытуемый решает до выполнения основных заданий и в случае необходимости получает помощь от экспериментатора.

За каждый правильный ответ на задание первого уровня испытуемый получает 1 балл, второго уровня - 2 балла, третьего уровня - 3 балла, четвертого уровня - 4 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый и которое фиксируется как результат исследования,- 50.

В результате применения двух методик вычисляется параметр общая обучаемость, сочетающий количественные (скорость перенесения навыка) и качественные (особенности его формирования при решении однотипных задач) характеристики обучаемости субъекта учебной деятельности.

Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности / Л.Т. Ямпольский // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. – 1984. – №5 сентябрь-октябрь 1984. – с. 142-148.

Обучаемость в широком смымле слова - это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития. В более узком смысле понимании обучаемость есть потенциальные возможности детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе; в этом плане обучаемость есть наиболее существенный критерий умственного развиия детей.

Выделяют следующие виды обучаемости: обучапемость к способам предметной деятельности, обучаемость к усвоению способов межчеловеческого взаимодействия в ходе учения.

Уровни обучаемости: обучаемость как восприимчивость к приобретению новых знаний, обучаемость как восприимчивость к усвоению новых способов учебной деятельности, обучаемость как восприимчивость к усвоению обобщенных способов рациональной организации своего учебного труда, и, наконец, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Этапы обучаемости: готовность к переходу к новым уровням учения с опорой на развернутую помощь учителя, готовность к переходу на новые уровни с опорой на незначительную помощь учителя, готовность к самостоятельному, в том числе и по своей инициативе, переходу на новые уровни учения и развития.

Качества обучаемости: обучаемость как восприимчивость к усвоению знаний может обнаруживать такие качества, как самостоятельность, осознанность, действенность.

Проявления, показатели обученности: активность ориентровки в новых условиях, интеллектуальная инициатива, восприимчивость к помощи другого человека при выполнении трудного для ученика задания, способность школьника к последующему самостоятельному решению аналогичных задач (перенос), темп продвижения ученика.

Таково психологическое содержание обучаемости. Обратимся к приемам ее выявления.

Прием "постановка в незнакомую ситуацию при неопределенной инструкции": школьнику предлагается задание на незнакомом материале или в группе с незнакомыми сверстниками; при этом изучается активность его ориентировки в новых условиях и инициатива, выход за пределы заданной ситуации, когда ученик берет на себя большее количество задач, занимается более длительно, чем было намечено. В ситуации школы учитель может давать ученику некоторые наборы-пактеы новых задач разной трудности с инструкцией решать столько задач, сколько захочет (отметка ставится не будет); при этом фиксируется самостоятельный переход к нерегламентируемому решению новых задач.

Прием "задание повышенной трудности с дозированной помощью взрослого" также позволяет выявить готовность ученика к переходу на следующий уровень развития. Сначала учитель подбирает задачу, которую ученик без помощи взрослого решить не может ,а затем постепенно вводит аиды помощи: сначала общеподкрепляющие реплики (типа "Ты это сможешь"; "Тебе это будет нетрудно"), затем повтор вопроса, наводящие вопросы, подсказки в виде вспомогательных задач и, наконец, прямой показ начала действия. Обучаемость можно измерить количеством дозированной помощи учителя, необходимой для решения задачи, и тем самым достаточно точно установить ее уровень. После освоения решения задачи с помощью взрослого может быть предложено задание, аналогичное первому, для выяснения возможности переноса усвоенногоспособа в новые условия.

Суммарными количественными показателями обучаемости являются темп продвижения, "экономичность мышления", измеряемые количеством конкретного материала, на основе анализа которого ребенок достигает решения задач; количеством шагов (действий) к самостоятельному решению; количеством "порций помощи", на основе которого достигается решение; временем, затраченным на решение. Для выяснения темпа решения задачи школьника учитель может применить прием "сигнал": всем учащимся дается задание на время ,например 20 мин; затем учитель через каждые 5 мин подает сигналы - ученики должны отметить то место в работе, где их каждый сигнал застал.

Обучаемость школьников, означая восприимчивость и открытость и создавая благоприятные условия перехода к новым условиям обучения, оказывает заметное влияние на уровень и характер мотивации школьников.

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т. п.).

Выражение оценки в отметках при работе с шестилетками нецелесообразно.

Однако приведенные шкалы не могут дать объективных результатов оценки практической педагогической деятельности без достаточно четкого представления педагога об оцениваемых показателях владения знаниями, умениями и навыками. В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию таких показателей, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам, что приводит к значительным сложностям в их осмыслении как педагогом, так и учащимися и, как следствие, к формальному использованию в ущерб объективности оценки.

В последнее время в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников, причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающимися в выполнении учащимися интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению. Оюоющенная система надпредметных показателей обученности может быть представлена следующим образом.

Показатель сформированности знаний:

узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений, понятий);

раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов или явлений, обобщенных понятием и их классификация);

раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием);

установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем);

характеристика действий, вытекающих из содержания понятия (описание возможных практических и интелликтуальных решений, выполняемых на основе содержания понятия).

знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту изучаемого материала, времени и др.);

установление логики взаимосвязи между фактами (выделение иерархических и ассоциативных отношений между ними);

Владение научной проблематикой:

узнавание научных проблем в контексте обучения;

формулирование проблемы, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации;

наличие представлений о возможных путях решения данной проблемы.

узнавание теории (соотнесение теории с контекстом изученного материала);

раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, доказательств, выводов);

характеристика действий, осуществляемых на основе теории (представления о ее практических применениях, прогностических возможностях и др.).

Владение закономерностями и правилами:

узнавание правила, закономерности (соотнесение с контекстом изученного материала);

формулирование закономерности, правила;

раскрытие содержания правила, закономерности (характеристика сущности, условий и границ, проявления, применения);

характеристика действий, связанных с применения правила закономерности.

Владение методами и процедурами:

узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала;

раскрытие содержания метода, процедуры (характеристика действий и операций, составляющих сущность метода, процедуры и логической последовательности их применения);

характеристика условий применения метода, процедуры.

Показатель сформированности умений

построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;

моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;

выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;

самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.

Показатели сформированности навыков.

Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Но поскольку навык предполагает автоматическое действие, оценивается обычно еще и время его выполнения.

Приведенная система показателей обученности школьников может быть непосредственно использована в работе преподавателя любого предмета. Следует также отметить, что с показателями обученности следует знакомить и школьников в доступной для их понимания форме.

Неуспеваемость учащихся.

В итоге оценивания учащихся возникает пробема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситауция, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций.

Причины школьных неудач:

1. Социально-экономические - материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.

2.Причины биопсихического характера - это наследственные особенности, черты характера.

3.Педагогические причины - результат ошибок, низкого уровня работы школы.

Средства устранения дидактических причин:

1.Педагогическая профилактика - поиск оптимальных педагогических систем.

2.Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3.Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе.

4.Воспитательное воздействие - должна вестись индивидуально планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Интеллектуальные свойства, определяющие обучаемость

Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, ус­тойчивость, самостоятельность мышления. Суммарный количе­ственный показатель обучаемости по этим свойствам назван З.И. Калмыковой экономичностью мышления. Обобщенность мыслительной деятельности является ядром обучаемости и ее сум­марного показателя — экономичности мышления. Обобщение и ана­лиз, лежащие в основе умственных способностей, по С.Л. Рубин­штейну, определяют возможности быстрого, качественного пе­реноса и развития теоретического мышления. Лежащие в осно­ве обучаемости интеллектуальные свойства рассматриваются ис­следователями и как ее компоненты. В то же время обучае­мость характеризуется и определенными показателями, соотносимыми косвенно с продуктивностью деятельности.

Показатели обучаемости

Основные показатели обучаемости — темп продвижения в ос­воении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

— активность ориентировки в новых условиях;

— инициатива в выборе необязательных заданий, самосто­ятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показате­ли могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной иници­ативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявлен­ской);

— восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

По этим показателям разработана методика определения (ди­агностирования) обучаемости, в основе которой, по З.И. Калмы­ковой, лежат следующие положения:

— методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положитель­ные черты которого должны соединяться со строгостью лабора­торного эксперимента, особенно при фиксации результатов ис­пытаний, сочетании качественного и количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помо­щи и т.д.;

— обучаемость диагностируется в проблемных учебных си­туациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;

Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г. Клаусу)
Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
Скорость Быстро Медленно
Легко, без труда ~ С трудом, напряженно, тяжело
Прочно, устойчиво во времени Поверхностно, мимолетно, быстро забывается
Легко переучивается С трудом переучивается
Обладает гибкостью Характеризуется ригид­ностью, застылостью
Тщательность Добросовестно Халатно
Аккуратно Небрежно, неряшливо
Основательно Поверхностно
Мотивация Охотно Неохотно
Добровольно По обязанности
По собственному побуждению Под давлением
Активно, включенно, увлеченно Пассивно, вяло, безучастно
Старательно, усердно, изо всех сил Нерадиво, лениво
Регуляция действия Самостоятельно Несамостоятельно
Автономно, независимо Подражая
Планомерно, целенаправленно Бесцельно, бессистемно, без плана
Настойчиво, постоянно Периодически, неустойчиво
Когнитивная организация Осознанно, с пониманием Механически, не понимая, методом проб и ошибок
Направленно, предвидя последствия Случайно, непреднамеренно
Рационально, экономно Нерационально, неэффективно
Общая оценка Хорошо Плохо

— время диагностического эксперимента не должно ограни­чиваться при соблюдении требования его фиксации;

— сочетание индивидуальных и коллективных диагностиче­ских процедур позволяет получить более полную и адекватную картину обучаемости.

Обучающийся (школьник, студент), представляя определен­ный возрастной период развития, как субъект учебной деятель­ности на каждой ступени образовательной системы характери­зуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, осо­бенностями учебной деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. Чем различаются учебные мотивации младшего и старшего школьников?

2. Как возрастной период развития человека влияет на его позицию субъекта учебной деятельности?

3. Каковы отличительные особенности студента и школьника как субъектов учебной деятельности?

Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

Кондратьев M.Ю.Подросток в замкнутом круге общения. Москва-Во­ронеж, 1997.

Мухина B.C.Детская психология. М., 1985.

Фельдштейн Д.И. Возрастная психология. М., 1997.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избр. психологические труды, М., 1989.

Якунин В.А.Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.

Прокрутить вверх



Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.


Читайте также: