Религия древнего рима кратко самое главное

Обновлено: 02.07.2024

Римская религия не была столь возвышенной и одухотворенной, как греческая. Древние римляне чтили богов искренне и глубоко, но при этом были весьма практичными. Они не сочиняли о своих богах поэтических сказаний, а искали у богов помощи в своей повседневной жизни: старательно молились, тщательно соблюдали различные религиозные обряды. Эти обряды совершались по строго установленным правилам, за точностью исполнения которых следили многочисленные жреческие коллегии – понтифики, арвальские братья, салии, весталки.

Огромное значение придавалось всевозможным приметам и гаданиям. Ни одно важное дело не начиналось, пока не станет ясно, как отнесутся к нему боги. Волю богов по полету птиц, грому и молнии читали жрецы-авгуры. В особо ответственных случаях приглашались этрусские специалисты-гаруспики.

Различным богам посвящались специальные праздники. Сатурну, например, который почитался как бог золотого века – века изобилия, всеобщей свободы и равенства, посвящались сатурнáлии . Во время этого праздника господа и слуги менялись своими обязанностями, рабы наслаждались свободой, воцарялось безудержное веселье карнавального типа.

Наряду с древнейшими римскими богами – Янусом 1 , Сатурном, Марсом 2 , Вестой 3 , ларами и пенатами 4 – легко приживались в римском пантеоне этрусские, италийские, греческие божества. Италийские Юпитер и Юнона вместе с римской Минервой вошли в Капитолийскую триаду – триаду высших божеств Рима, которым воздавались почести в храме на Капитолии.

Не позднее конца 5 века до н.э. началось проникновение в Рим греческой мифологии и отождествление римских богов с греческими: Юпитера – бога неба, света, грозы – с Зевсом; Юноны – богини брака и материнства, супруги Юпитера – с Герой; Минервы – покровительницы ремесел и искусства, дочери Юпитера – с Афиной и так далее.

Характерной чертой римской религии было обожествление различных добродетелей. Особым поклонением пользовались божества Доблести, Согласия, Свободы, Благочестия.

Интересно, что молящийся римлянин, в отличие от грека, накрывал голову частью плаща, дабы ненароком не увидеть призываемого им бога.

Древние римляне верили в богов, и были политеистами . Как и у других древних народов, с подобными религиозными представлениями, эти боги имели имена, функции, определённую область деятельности и сферу ответственности.

Между тем, в Древнем Риме сложились характерные черты религии, присущие именно этой цивилизации. Одной из них является спаянность, неразделимость вопросов веры, культа и государства , а второй и, пожалуй, наиболее интересный - смешанный характер этой самой религии.

Мы можем говорить об отголосках тотемизма в римской религии. Это отразилось в различных мифах, связанных с почитанием животных. Достаточно вспомнить волчицу , вскормившую основателей Рима - Ромула и Рема .

Пантеон римских божеств включал собственных (исконных) богов, таких как Юпитер, лары или пенаты, гении и др.

Одним из самых популярных римских богов был Янус – бог дверей, входов и выходов, начала и конца, в его ведении находился отсчет времени – дней, недель, месяцев, годов. Его изображали двуликим и с 365 пальцами на руках. В честь него был назван первый месяц года – Январь (римское название - Януарий).

Интересно, что римляне, заботились о точной фиксации и ранжире каждого из божеств. Для этого они составляли подробные списки с именами и функциями объектов поклонения. Эта дотошность приводила к тому, что не только явления природы или некие социальные аспекты наделялись своими покровителями, но и черты человеческого характера, некие повторяющиеся действия, и даже предметы быта. Известно, например, что собственные божества были у дверных створок, петель и замков!

Обожествлялись и процессы происходящие в природе. Так, например, произрастание семени или созревание плода, получили у римлян отдельных божеств и храмы, где исполнялись их культы.

Кроме того абстрактные философские понятия , тоже получали ответственных за них богов (счастье – Фортуна (Fortuna), надежда - Спес - (Spes) , согласие - Конко́рдия (Concordia) , справедливость – Юстиция (Justitia) и т. д.), занимавших весьма почётное место в религиозной жизни римлян.

Часть богов были заимствованы у народов, проживавших на территории Италии, до того, как там появились будущие римляне. В качестве примера, можно привести Квирина - заимствованного у племени сабинян. Он был божеством, связанным с войной, а затем считался воплощением божественного Ромула и был весьма почитаем в раннюю эпоху Римского государства.

Часть богов были заимствованы у покорённых народов Востока . Так в Риме стали популярны культы Исиды, Осириса, Кибелы, Митры .

Культ героев приобрел в Древнем Риме тоже своеобразную форму, отличную от греческого оригинала. Чудесные сказки с волшебными персонажами и событиями были совершенно не в характере римлян, поэтому распространение получили мифы и легенды, связанные с некими реальными, но мифологизированными впоследствии, историческими событиями, призванными отражать культ избранности Римского государства.

К таким легендам относились истории, повествующие:

  • об основании государства троянцем Энеем;
  • о возникновении города Рима – столицы нового государства (легенда о Ромуле и Реме );
  • о формировании нового этноса – римского народа;
  • а также многочисленные рассказы о подвигах римлян во имя чести, справедливости, во благо своей страны.

В 1 веке нашей эры происходит знаменательное событие. В далёкой провинции Римской Империи – Иудее – рождается принципиально новое религиозное учение – Христианство . Его отличие от языческих верований древних римлян было настолько разительным, что христианство на несколько веков оказалось под запретом, а сами христиане подвергались гонениям, преследованиям и зверским казням.

Римская религия имеет глубокие самобытные корни и лишь после нескольких веков существования Рима приобрела черты, которые позволяют говорить о заимствованиях от других народов.

Одним из древнейших компонентов римской религии был семейно-родовой культ. Он включал почитание манов - покровителей семьи и рода, пенатов - домашних духов-хранителей и ларов - духов-покровителей (путей, перекрестков, мореплавания и т.п.) Культ имел частный, узкосемейный или родовой характер. Официально был запрещен уже после победы христианства в 392 г., но сохранился в V и даже в VI в.

Римская религия характеризовалась весьма смутным представлением о загробной жизни. Верили в подземное царство, которым управлял грозный бог Орк, и в Элизиум - поля блаженных, куда попадали добродетельные души. Большого значения культ мертвых в римской жизни не играл, хотя римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми. Особенно боялись лемуров - страшных существ, в которые вселялись души безродных покойников. Лемуров считали также призраками людей, совершивших много зла при жизни.

Видное место в религии римлян занимали сельскохозяйственные обряды и верования. Многие из божеств римско-италийского пантеона были по своему происхождению связаны именно с земледельческо-скотоводческими культами (например, Марс и Венера). У римлян было много праздников связанных с этими культами и явлениями природы (луперкалии, сатурналии, цералии и др.)

Мифологическая фантазия римлян была довольно бедна. Многие божества даже не имели определенного пола или их пол как бы раздваивался, порождая парные образы: Фавн - Фауна, Диан - Диана и т.п.


Пантеон.
Сложный состав римского пантеона был порожден в значительной степени пестротой и сложностью происхождения самой римской общины. Римляне сами различали в классический период в своем пантеоне две группы божеств - старые и новые. Большинство старых римских божеств - италийского происхождения. Часть из них были покровителями общин, часть представляли олицетворение различных сторон человеческой деятельности. У римлян каждый шаг, каждое действие человека имели своего бога: крику новорожденного покровительствовал Ватикан, есть и пить его учили Эдука и Потина, Абеона выводила его из дома, а Адеона приводила его домой и т.д. Каждый мужчина имел своего личного духа-покровителя - гения, а у женщин были свои покровительницы - юноны, которые благоприятствовали их брачной жизни и рождению детей. Помимо личных гениев существовали многочисленные гении - покровители местностей.

Многие божества римского пантеона представляли олицетворение отдельных абстрактных понятий, имевших отношение к общественной и государственной жизни: Мир, Надежда, Справедливость, Согласие и т.д. В их честь строились храмы и приносились жертвы.

Под влиянием греческой культуры римляне создали сонм богов наподобие облимпийского пантеона:


Бог Аполлон перешел в римский пантеон под тем же именем. Позднее к этим божествам добавилось еще 8 главных римских богов:

Как и в Греции господствующей формой религии Рима стал культ полисных богов.


Как бледны и сухи были образы римских богов, так же трезв и строго формален был в Риме и культ этих богов. Какой-либо мистики, попыток войти в интимное общение с божеством римская религия не знала. Культ сводился к выполнению строго определенные моменты в точно предписанных формах известных обрядов, жертвоприношений и молитвенных формул, подкрепляемых жестами. Сами молитвенные формулы представляли точное и мелочное перечисление того, что молящийся предлагает божеству, и тех благ, которые он за это от него ожидает.




В культе большую роль играли гадания и предзнаменования: ауспиции (по полету птиц) и гаруспиции (по внутренностям животных).

Строго официальный характер римской религии сказался и в том, что ее жрецы были должностными лицами государства. особого жреческого сословия Рим не знал, но существовали различные жреческие коллегии: понтифики, фециалы, авгуры, весталки и др. Многие жреческие должности были выборными.


Историческое развитие римской религии состояло в том, что по мере роста государства пантеон пополнялся новыми богами. Особенно успешно римляне переносили образную греческую мифологию на своих скучных и безжизненных богов. Популярными были восточные религии, проникнутых мистицизмом, идеями потустороннего воздаяния. Это объясняется тем, что римская религия мало затрагивала чувства верующих, их душу и порождала неудовлетворенность. Кризис традиционной системы ценностей римской гражданской общины, которые ассоциировались со старыми богами, готовил почву для возникновения христианства.

Другое направление развития римской религии состояло в том, что в связи с переходом от Республики к Империи в Риме стал развиваться культ императора, так как монархическая власть требовала соответствующего религиозного оформления.

Римская религия имеет глубокие самобытные корни и лишь после нескольких веков существования Рима приобрела черты, которые позволяют говорить о заимствованиях от других народов.

Одним из древнейших компонентов римской религии был семейно-родовой культ. Он включал почитание манов - покровителей семьи и рода, пенатов - домашних духов-хранителей и ларов - духов-покровителей (путей, перекрестков, мореплавания и т.п.) Культ имел частный, узкосемейный или родовой характер. Официально был запрещен уже после победы христианства в 392 г., но сохранился в V и даже в VI в.

Римская религия характеризовалась весьма смутным представлением о загробной жизни. Верили в подземное царство, которым управлял грозный бог Орк, и в Элизиум - поля блаженных, куда попадали добродетельные души. Большого значения культ мертвых в римской жизни не играл, хотя римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми. Особенно боялись лемуров - страшных существ, в которые вселялись души безродных покойников. Лемуров считали также призраками людей, совершивших много зла при жизни.

Видное место в религии римлян занимали сельскохозяйственные обряды и верования. Многие из божеств римско-италийского пантеона были по своему происхождению связаны именно с земледельческо-скотоводческими культами (например, Марс и Венера). У римлян было много праздников связанных с этими культами и явлениями природы (луперкалии, сатурналии, цералии и др.)

Мифологическая фантазия римлян была довольно бедна. Многие божества даже не имели определенного пола или их пол как бы раздваивался, порождая парные образы: Фавн - Фауна, Диан - Диана и т.п.


Пантеон.
Сложный состав римского пантеона был порожден в значительной степени пестротой и сложностью происхождения самой римской общины. Римляне сами различали в классический период в своем пантеоне две группы божеств - старые и новые. Большинство старых римских божеств - италийского происхождения. Часть из них были покровителями общин, часть представляли олицетворение различных сторон человеческой деятельности. У римлян каждый шаг, каждое действие человека имели своего бога: крику новорожденного покровительствовал Ватикан, есть и пить его учили Эдука и Потина, Абеона выводила его из дома, а Адеона приводила его домой и т.д. Каждый мужчина имел своего личного духа-покровителя - гения, а у женщин были свои покровительницы - юноны, которые благоприятствовали их брачной жизни и рождению детей. Помимо личных гениев существовали многочисленные гении - покровители местностей.

Многие божества римского пантеона представляли олицетворение отдельных абстрактных понятий, имевших отношение к общественной и государственной жизни: Мир, Надежда, Справедливость, Согласие и т.д. В их честь строились храмы и приносились жертвы.

Под влиянием греческой культуры римляне создали сонм богов наподобие облимпийского пантеона:


Бог Аполлон перешел в римский пантеон под тем же именем. Позднее к этим божествам добавилось еще 8 главных римских богов:

Как и в Греции господствующей формой религии Рима стал культ полисных богов.


Как бледны и сухи были образы римских богов, так же трезв и строго формален был в Риме и культ этих богов. Какой-либо мистики, попыток войти в интимное общение с божеством римская религия не знала. Культ сводился к выполнению строго определенные моменты в точно предписанных формах известных обрядов, жертвоприношений и молитвенных формул, подкрепляемых жестами. Сами молитвенные формулы представляли точное и мелочное перечисление того, что молящийся предлагает божеству, и тех благ, которые он за это от него ожидает.

В культе большую роль играли гадания и предзнаменования: ауспиции (по полету птиц) и гаруспиции (по внутренностям животных).

Строго официальный характер римской религии сказался и в том, что ее жрецы были должностными лицами государства. особого жреческого сословия Рим не знал, но существовали различные жреческие коллегии: понтифики, фециалы, авгуры, весталки и др. Многие жреческие должности были выборными.


Историческое развитие римской религии состояло в том, что по мере роста государства пантеон пополнялся новыми богами. Особенно успешно римляне переносили образную греческую мифологию на своих скучных и безжизненных богов. Популярными были восточные религии, проникнутых мистицизмом, идеями потустороннего воздаяния. Это объясняется тем, что римская религия мало затрагивала чувства верующих, их душу и порождала неудовлетворенность. Кризис традиционной системы ценностей римской гражданской общины, которые ассоциировались со старыми богами, готовил почву для возникновения христианства.

Другое направление развития римской религии состояло в том, что в связи с переходом от Республики к Империи в Риме стал развиваться культ императора, так как монархическая власть требовала соответствующего религиозного оформления.

Религия в Древнем Риме.

Начиная с III в. до н. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли. Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру – богиню плодородия, Либору – богиню вина и веселья, Прозерпину – богиню преисподней.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за •порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающим, накажет гонителей.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, - цереалии в честь - Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - праздник жатвы, сатурналии - праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней, луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

В конце III - начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:
  1. торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой
  2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д.
  3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов

Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии. Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II - I вв. до н. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики, с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии, появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади, и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э. стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н. э. Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом - амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема тяжестей, смены декорации.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские боя устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по нескольку десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

Читайте также: