Жизнь и приключения сарая номер 12 кратко
Обновлено: 05.07.2024
Новое содержание образования влечет за собой изменение и в формах преподавания. Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, позволяет технология мастерских.
Данный урок - мастерская творческого письма, ценностных ориентаций и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.
Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развивает образное мышление, внимание к слову, воображение, творческие способности, критическое мышление, рефлексивные способности.
Опыт использования технологии показывает, что дети с нетерпением ждут такие уроки, т.к. на мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем, знания на мастерских не даются, а выстраиваются, ученик имеет право на ошибку. Именно в мастерской, по мысли Мишеля Дюкома, идеолога "Нового образования", дети лучше всего обучаются "умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной форме выражать свои мысли".
Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.
Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.
Целесообразность применения технологии обусловлена возможностью задействовать все особенности восприятия (опора и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетиков).
Учитель инициирует поисковый, творческий характер деятельности учеников.
- создание атмосферы сотрудничества;
- создание благоприятного эмоционального фона;
- уважение и учет индивидуальных мнений;
- опора на групповой опыт;
- отсутствие авторитаризма со стороны учителя;
- обязательная активность обучаемых;
- согласование действий при решении проблемы;
- постановка обучаемого в позицию исследователя;
- получение знаний через прямой опыт обучаемых;
- использование социального моделирования, т.е. проигрывание ситуаций, возникающих в обществе, группе, реальной жизни.
Основными методическими приемами являются: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, рефлексия.
Индуктор - включение в творческий процесс, точка удивления, недоумения, поэтому его нужно соотнести с чувствами, мыслями, эмоциями. Индуктор позволяет обратиться к субъектному опыту учащихся.
Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, текста. Позволяет каждому высказаться, не отсидеться.
Социоконструкция - работа в группах. Конкретному ученику дает возможность самореализоваться; развивается ответственность за результат работы группы. Реализуется потребность ребенка в общении в процессе обучения.
Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, т.е.социальную пробу.
Выступать за группу почетно. Каждому хочется, чтобы группа выступила хорошо, это "заражает" всех.
Разрыв. Работа с литературой, знакомство с авторским текстом позволяет сравнить свое знание с другим. Возникает разрыв - внутреннее осознание участником мастерской неполноты своего знания; внутренний эмоциональный конфликт, интеллектуальный, подвигающий к углублению в проблему, к пониманию себя, других, науки.
Рефлексия - это самоисследование, самоанализ, который дает возможность каждому осмыслить не только затруднения в ходе работы, но и позволяет понять себя и других.
Цель урока - мастерской по рассказу В.Пелевина "Жизнь и приключения сарая Номер XII" - создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. В серии уроков по творчеству В.Пелевина - это урок-индуктор, т. е. одна из задач - сформировать определенную мотивационную сферу, которая вызовет интерес к творчеству В.Пелевина.
Урок способствует формированию аналитических навыков при работе с текстом, развитию навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развитию образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей, критического мышления, личностной рефлексии. А также способствует формированию чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам, ставит вопросы выбора жизненного пути.
1. Текст у каждого (прочитан заранее не в полном варианте)
2. Фломастеры или маркеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые - холодные цвета).
3. Мультимедиа или заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети - в тетрадях.
Мы входим в мир, как в двери мастерской.
Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.
Творческого вдохновения всем нам!
Запишите слово сарай, используя для этого подходящий цвет.
- Сарай
- Грязное место
- Хлам
- Задворки дома
- Ненужность
- Покинутость
- Какие вопросы к рассказу, на ваш взгляд, требуют обдумывания?
Что говорит мне текст?
Что победит: "мироощущение бочки с огурцами" или "шелест шин"?
Найдет ли Сарай Номер XII силы сопротивляться жизненным обстоятельствам?
Нужна ли мечта или необходим рациональный взгляд на вещи?
В чем смысл жизни? И т.д.
Сегодня мы с вами постараемся ответить на эти вопросы.
Проследить по тексту, как происходит формирование самосознания сарая Номер XII и как в связи с этим меняется его отношение к жизни? Записи дети ведут по принципу "тройного дневника":
Этапы формирования | Форма выражения | Мысли, чувства сарая |
- Как реальность внедряется в жизнь сарая Номер XII? Записи оформляются в виде таблицы:
События | Перемены в душе, чувства |
Допишите финал, попытаясь сохранить особенности авторского стиля
- Как происходит формирование самосознания сарая Номер XII и как в связи с этим меняется его отношение к жизни?
После появления потребности самопознания по-настоящему началась его жизнь. И когда началась его жизнь, у сарая появилось ощущение счастья.
- Что было источником или проводником этого ощущения?
- Как относились к сараю окружающие?
(Гараж: непонимание, презрение)
- Сарай испытал самое страшное чувство - одиночество.
Так произошло столкновение Номера XII с реальностью.
- Как реальность внедряется в жизнь сарая Номер XII?
- Что олицетворяет собой бочка?
(Губительную силу действительности, приземленности существования, а может быть, и судьбы. Людей, чье существование лишено возвышенной мечты, наполненности смыслом).
- Что является содержанием жизни таких людей?
(Удовлетворение физиологических потребностей).
- Прошло два дня. Что изменилось в сарае?
(Теперь он был другим. "В самом центре его души :теперь пульсировала живая смерть:-Все это было им.")
- Автор использует прием деэстетизации. Зачем?
(Образ жизни бочки вызывает отвращение и у сарая, и у читателя)
- Назовите средство выразительности, использованное Пелевиным в словосочетании "живая смерть".
- Какова роль оксюморона?
(Так Пелевин иносказательно описывает процесс деградации личности, ее подверженность социальным условиям существования, губительно влияющим на душу.)
-Как Номера 13 и 14 объяснили все случившееся?
("Элементарный возрастной перелом".
"Вхождение в реальный мир с его заботами и тревогами всегда сопряжено с некоторыми трудностями". А для Номера XII - трагедия!)
- Что же получается? Если жизнь дает тебе такую реальность, нужно смириться и ни к чему не стремиться.
- Новая жизнь сарая была двойной: на одной чаше весов мироощущение бочки с огурцами, на другой - шелест шин. Что же победит?
- Давайте посмотрим, как проявляется эта двойственность. (реализация индивидуального задания)
Но вдруг однажды:
3 группа читает свои варианты финала.
- Чтение финала учителем.
- В чем суть такой развязки?
(Предпочитает смерть, чем прозябание, смирение с тем существованием, которое дает ему действительность в лице бочки с огурцами.)
- Но это не развязка. Это кульминация.
- В чем смысл финала?
(Сарая нет, но душа бессмертна, и именно она способна осуществить мечту).
- Критик и писатель А.Генис говорит, что В.Пелевин пишет в жанре басни, "мораль" из которой должен извлечь сам читатель.
Задайте себе вопрос: "Что говорит мне текст?" и ответьте на него.
(Если очень хотеть, то мечта осуществится, а если даже нет, она нужна, чтобы раскрасить жизнь, чтобы жизнь не превратилась в бессмысленное прозябание.
Учит искать в себе силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам (мироощущению бочки с огурцами). Учит не терять с возрастом способности мечтать. Учит оставаться самим собой, не терять своей индивидуальности).
- Какие литературные ассоциации вызывает гибель главного героя?
(Лермонтов "Мцыри", Горький "Песня о Соколе" Набоков "Пильграм":)
- Мечта
- Полет
- Индивидуальность
- Упрямство
- Отсутствие серости, бесцветности существования
- Свобода
- Право на выбор
Составьте синквейн - образ результата, требующий синтеза информации.
- Сарай Номер 12
- Мечтающий, упрямый
- Познает себя, сопротивляется, борется
- "Лишь бездарный покоряется судьбе" (Абай Кунанбаев)
- Обретение свободы
- Я желаю всем нам не потерять способности мечтать, находить силы сопротивляться жизненным обстоятельствам и помнить слова Абая Кунанбаева.
В качестве домашнего задания дети получают сочинение - рассуждение на выбор:
1) В жизни по-разному можно жить:
2) Для чего автор соединяет мир живых существ и мир неживой материи?
3) Сопоставьте "Жизнь и приключения сарая Номр XII" В.Пелевина с рассказом В.Набокова "Пильграм". Какая мысль объединяет эти произведения?
В ходе работы на доске и в тетрадях появляется следующая запись (См. презентацию):
Контроль за работой в группах поручен консультантам
- недостаток ответной реакции от группы или ее отдельных членов;
- затянувшиеся споры;
- межличностный конфликт отдельных участников;
- Слушать и слышать друг друга.
- Не перебивать.
- Соблюдать регламент.
- Слушать команды ведущего.
- Не критиковать.
- Уважать позицию каждого.
- Соблюдать очередность слова и т.д.
Но несмотря на определенные трудности, обучение в рамках мастерской очень многое дает и ребенку, и группе, и классу.
Виктор Олегович Пелевин – один из самых известных российских писателей нового поколения, уже сейчас именуемый классиком отечественного постмодернизма. В его книгах сюрреализм, оккультные мотивы и глубокий философский смысл тонко и иронично перекликаются с современными реалиями, благодаря чему его романы неизменно находят отклик у читателей, с нетерпением ожидающих выход новой книги Пелевина каждую осень. Личной информацией писатель делится неохотно.
Изначально казалось, что это будет скучный рассказ. Потому что сараи − это скучно. Но потом стало понятно, что рассказывается о человеке. Самом обычном человеке. И стало немножко грустно, что жизнь представляется автору такой печальной. У меня не такая жизнь будет.
- Сарай XII символизирует отдельно взятого человека. Что по вашему символизируют другие действующие лица рассказа?
В рассказе символами так же можно считать Гараж, еще 2 сарая, Бочку с рассолом и велосипед. Гараж − это лжефилософ, манипулятор. Он заставляет других чувствовать себя хуже, слабее. Хотя это очень нелогично. Просто все − разные, он это не принимает. 2 сарая − это рутинные обыватели, они ничего не хотят, их все устраивает, просто существуют. Бочка с рассолом − зло внутри нас, что мы должны в себе уничтожать, что сделает нашу жизнь скучной и невыносимой. Велосипед − мечта, цель нашего существования.
Когда сарай был пуст, он просто существовал. Потом в его жизни появился смысл. Он стал хранилищем для велосипедов. В этот момент он начинает осознавать себя, задается экзистенциальными вопросами: кто он, для чего он существует, как долго он живет. Это можно сравнить с взрослением. В детстве мало кто задумывается на вечные темы. Но жизнь заполняет наше существование, и мы пытаемся её осмыслить.
- С кем общался Сарай XII, и к чему это привело?
Он пытался подружиться с гаражом и сараями 13 и 14. Но ничего не получилось. Гараж верил в превосходство гаражей, что это единственное счастье. Отчасти, это даже похоже на фашизм. Сараи 13 и 14 чувствовали свою неполноценность, но вместо развития они пытались принижать Сарай XII.
- Чем отличался Сарай XII от сараев 13 и 14.
Хоть они все и были сараями, но, как минимум, он был красный, и цифры на нём были Римские, а, как максимум, у него было совершенно другое мировоззрение, у него даже были мечты, он хотел стать велосипедом.
- Почему Сарай принимает решение поджечь себя, как вы это поняли?
Сарай в итоге становится велосипедом. Это не суицид, это перевоплощение. Словно феникс, чтобы возродиться, надо сгореть дотла. Сарай не хочет мириться с такой жизнью и совершает максимально радикальное действие, чем и видоизменяет жизнь. Как и в жизни, когда мы меняемся, мы становимся будто другими людьми.
- Существует такое понятие как Менталитет краба Название происходит от поведения посаженных в ведро крабов: некоторые из крабов могли бы выбраться из ведра, но когда они достигают границы ведра, другие крабы вцепляются в них и мешают им выбраться. Как вы считаете, имеет ли место подобное в рассказе?
Да, когда Сарай XII хочет устроить пожар, его изо всех сил пытаются остановить остальные сараи и бочка с рассолом. Они могли бы последовать за ним, а вместо этого только мешали ему. Но в отличии от этой теории здесь у них это не получилось, и они за это поплатились, сгорев пи пожаре.
- Многие книги и фильмы говорят нам, что одно из самых важных качеств человека − это гармония с самим собой. Согласны ли вы с этим, аргументируйте свое мнение примерами из рассказа.
Этот рассказ показывает, что это неправильно. Сарай какое-то время был полон бочек рассола и почти смирился с этим. По сути, он был в гармонии с собой. Чтобы качественно изменить свою жизнь − нужна сверхзадача. Если человек полон дурости и зла, то это будет дурная и злая гармония.
Рассказ о сарае номер XII на первый взгляд кажется незамысловатой буддийской притчей о выходе некоего живого существа из круга перерождений. На это намекают многочисленные символы, разбросанные по тексту: обруч как символ нирваны, который в конце поможет герою освободиться; само имя героя, своим числом как бы обозначающее последнюю ступень в колесе перерождений; красный цвет, которым герой отмечен, словно останавливающим знаком семафора, и мн. др. Что там говорить, любой буддист подтвердит: светящийся велосипед, беззаботно катающийся по космосу, идеально символизирует освобождение существа от обусловленной природы этого мира.
Да, для тех, кто не читал или забыл, вкратце напомню, что речь в рассказе идёт о некоем условно одушевлённом сарае, в котором хозяева хранят велосипеды и разное барахло, которое метафорически соответствует душевному наполнению героя; в частности, сараю нравится заключённая в велосипедах идея свободы, и он иногда представляет, как сам несётся на двух колёсах по дороге в закат; затем хозяева сдают сарай под подсобку, и внутрь него ставят старую вонючую бочку с огурцами; постепенно он привыкает к этому новому, статическому, центру своей души, но в один прекрасный день обнаруживает забытый прежними хозяевами обруч, который выводит его душу из оцепенения и заставляет сжечь себя вместе с бочкой, чтобы выйти из-под её влияния; в финале сарай становится призрачным велосипедом и улетает в космос.
Вот такая вот банальная, как крыловская басня про бочку, история. Типа, бла-бла-бла, не забывай, что ты не то, что в тебя кем-то поставлено, и не то, куда это поставлено. Ты вообще не "то". Ты — "это". И посему "то" должно сгореть и исчезнуть, а "это" было, есть и будет не-при-кос-но-вен-но.
Дело в том, что буддизм не принимает этого мира совсем. Его нет. Он абсолютная фикция, дурман, видение, от которого следует очнуться, пробудиться. В этом отличие буддизма от христианства, которое признаёт мир существующим, но сильно искажённым нашим греховным восприятием. Если встать на христианскую точку зрения, то тотальное уклонение — не самая лучшая поведенческая стратегия. Отворачиваясь от некоторых неприятных вещей, от зла, безобразности, лжи, не воздействуя на них, мы даём им развиваться дальше, подвергая опасности других людей, и в конце концов можем оказаться в замкнутом круге, в коем уже некуда будет отвернуться и не на кого положиться.
Возникает интересный вопрос: а почему Пелевин выбрал на роль героя рассказа такое существо, которое фактически лишено возможности активно действовать в этом мире? Ведь сарай лишён свободы выбора и внутри себя, и снаружи. Он не может решать, чем себя наполнять, а чем нет. Он не может перемещаться, выбирать окружение по своему вкусу. Получается, бездействие (то самое, буддийское, о коем шла речь выше) вшито автором в героя изначально и безальтернативно? Никакого свободного развития духа? Никакой интриги сюжета? Автор настолько примитивен? Или вот ещё вопрос, номер два: когда сарай сжигает себя вместе с бочкой, загораются и соседние сараи, которые вовсе не хотят этого — что тут подразумевается? Если самоподжог номера XII был метафорой буддийского освобождения истинной сущности от иллюзорного "Я", то что же, и соседи вдруг пробудились? По логике текста не похоже. Или всё-таки это был не метафизический, а физический акт? Акт в нашем физическом мире, имеющий физические последствия, и в т.ч. для соседей героя? И третий вопрос, о том же: явление летающего светящегося велосипеда в финале происходит прямо перед глазами заведующей магазином, т.е. всё в том же нашем физическом мире, перед одной из непробудившихся героинь? Серьёзно.
Цитата из рассказа:
". он обмакнул кисть в жестянку и провёл по доскам ярко-багровую черту. Через час весь сарай багровел, как дым, в своё время восходивший, по некоторым сведениям, кругами к небу, это стало первой реальной вехой в его памяти — до неё на всём лежал налёт потусторонности и счастья."
Сноска:
"Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катя́тся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки. "
Оказывается, под тонким слоем, скажем так, лёгкого текста происходит нечто, совсем не вписывающееся в его концепцию. Война-то, оказывается, уже вовсю идёт, и герою от неё не уклониться, весь его путь — это путь к боевому подвигу. Не уклониться пришёл он от этого мира, а сразиться и нанести ему поражение. Не мир принёс он, а меч. Вот почему в начале рассказа было Слово. Вот почему в конце остались ключи. Вот почему героя окрашивают в багровый цвет ("Надели на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову"). Вот почему его имя XII. Вот почему герой фактически не способен выбирать между действием и бездействием. В том-то и интрига. Автор максимально затрудняет герою выполнение его миссии. Это обычный (дюжинный) персонаж, такой, как мы все, пассивный и нерешительный, а должен пройти путь Христа, смертью смерть поправ. Да, этот мир — его единственная действительность, искажённая и порабощённая греховностью. Которую и олицетворяет на самом деле бочка. Недаром выражение "бездонная бочка" означает бессмысленность деятельности, страх обречённости перед неодолимой, незаполнимой пустотой. Настоящий Божий мир — это единство истины, добра и красоты, а бочка — это всё то, что отнимает их полноту, высасывает их в ничто. И мы должны уничтожить её, где бы ни увидели, даже если она находится прямо в центре нашей собственной души, и нам придётся для этого пожертвовать своей душой. Потому что тот, кто пожертвует, спасёт душу свою, а тот, кто уклонится и сохранит, потеряет навек.
Почитав о Пелевине, решил почитать и его самого. Настоящий сборник составлен из рассказов, статей, эссе - многое я уже читал в других сборниках или отдельно в Сети, что-то показалось вроде бы незнакомым. Отмечу наиболее любопытные, на мой взгляд, вещи.
"История сарая номер XII" - аллегорический рассказ про нашу с вами самоидентификацию. Бытие ли наше определяет сознание, или сознание определяет бытие? Кто мы такие, что именно в нас - настоящее "я"? В общем, тут я согласен с комрадом Empty , рассказик получился отменный.
"Водонапорная башня" - рассказ-предложение, где всё повествование на нескольких страницах - одно сплошное предложение, через запятую - мысли, ассоциации, образы и т.д. Достаточно экстравагантно получилось, а ещё некоторые говорят, что дядя Витя не экспериментирует с формой. Кругом обман!
"Оружие возмездия" - это, с одной стороны эдакий околоисторический стёб про WOW2, с другой, просто волнующий всех нас, бывших жителей Союза, вопрос, отчего это страны, проигравшие Вторую мировую войну, живут преуспеваючи, а мы лаптями щи хлебаем, да горькую глушим.
Ну, и самая мощная вещь - это, пожалуй, "Зомбификация: Опыт сравнительной антропологии". В ней автор нас просвещает насчёт религии Вуду и мировоззрения гаитян, пераллелизируя всё это на наше (наверное, стоит сказать, российское) общество. Это, конечно, опять своего рода сатира, но тем не менее, есть занятные наблюдения и аналогии (сюда же я бы отнёс статью-рассказ о ГКЧП).
Так же есть несколько пассажей относительно смутных 90-тых, как обычно, освещённых в необычном, но ожидаемом ключе. Это, в общем-то любимая тема писателя, на ней он поднялся, как признанный и продаваемый автор.
Хватит, наверное. Короче, НЛП жжот, ПИАР рулит, история тикает, а мы продолжаем свой путь из ниоткуда в никуда! И как бы не было лень, надо хотя бы пытаться жить своей головой. Пусть даже глядя при этом в пространство простёртое перед нами через подзорную трубу эзотерики и метафизики, теории заговора и так далее.
Рекомендую, в первую очередь, поклонникам автора; для знакомства с ним, советую выбрать другое произведение или сборник.
Как бы то ни было и какие бы любопытные идеи не проглядывали сквозь раннее творчество Виктора Пелевина, читать его рассказы и эссе широкому кругу читателей нет никакой нужды; в своих более поздних произведениях он раскрывается куда полнее. Данные работы были переизданы в виде сборника, как я понимаю, исключительно на волне популярности писателя, и, сдаётся мне, что если бы Пелевин продолжал писать на том же уровне, то вряд ли смог бы пробиться дальше литературных блогов и газет.
Читайте также: