Теория эволюции креационизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Всем привет. В последнее время все статьи на моём канале, что касались науки, были про довольно опасные проявления лженаук, теперь пришло время расслабиться и поговорить про креационизм и его борьбу с теорией эволюции.

Когда наука развивалась, человечество очень интересовало, как появилась жизнь, как произошёл человек, и одна из первых теорий объясняющая происхождение человека был креационизм. В его основе лежала концепция, что всё живое создано творцом (богом), но в 1859 году Чарльз Дарвин изложил теорию эволюции, которая была во многом противоречила креационизму. Против неё активно выступала церковь, но вот уже 2019 год, много ли поменялось? Много, но что-то осталось прежней. Церковь и верующие до сих пор выступают против эволюции, а в 2019 году на телеканале "СПАС" был выпуск в котором священник "говорил с Чарльзом Дарвином" и тот говорил, что "не от большого ума я эту обезьянью теорию выдумал", а ведущая сказала, что он якобы в конце жизни отрёкся от неё.

Данное заявление заставило меня разве что посмеяться, и сегодня я решил уничтожить все основные аргументы, которые приводят креационисты.

Для начала, отличия Креационизма от Дарвинизма:

1. Происхождение жизни. В Креационизме, все живые существа созданы богом. А Дарвинизм эту тему не поднимает, однако хорошо сочетается с теорией абиогенного происхождения жизни Опарина и Холдейна.

2. Движущая сила, заставляющая организмы меняться. В Креационизме - это стремление организмов к самосовершенствованию, в Дарвинизме борьба за существование.

3. Изменения. В Креационизме, все изменения полезны и передаются по наследству. В Дарвинизме, не все изменения полезны, а по наследству передаются только мутации.

4. Человек. В Креационизме венец творения, а в Дарвинизме, никто не может быть венцом творения, ибо всё ненужное пропадает в ходе эволюции.

Теперь аргументы:

1. Если люди произошли от обезьян, то почему сейчас обезьяны не эволюционируют?

Тут аж целых 3 причины.

1. Современные обезьяны и человек имели общего предка, от которого эволюция пошла по разным путям. Я натыкался на много информации, сначала, что этим общим предком был Дриопитек, потом Ардипитек, потом Австралопитек, и мне указали в комментариях, что общим предком являлся проконсул, и в интернете, я нашёл информацию, что его на самом деле считают общим предком всех человекоподобных обезьян , а на сайте проекта, антропогенез.ру, его считают общим предком . (данная тема изучается, мной, и возможны правки в дальнейшем), но в любом случаи, был общий предок от которого эволюция пошла по разным путям, которые привели к появлению разных современных приматов, один из которых человек.

2. Экологическая ниша предназначенная для человека занята нами. В экологии, есть такое понятие экологическая ниша, т.е место которое занимает тот или иной биологический вид, в экосистеме. На одной экологической нише может быть только один вид, не больше не меньше. Если вид вымирает, его место занимает новый. Поэтому пока существует человечество не одна обезьяна в него не эволюционирует (по крайней мере пока мы не создадим Симианский грипп из фильма "Планета обезьян").

3. Обезьяны занимают свою экологическую нишу . А собственно, зачем обезьянам её менять? Они находятся на своей, люди на своей, каждый выполняет свою роль, если нахождение на этой нише вызовет угрозу исчезновения биологического вида, то они будут её менять.

2. Эволюция - не факт, а просто догадка.

В обычной жизни, теория - это предположение, но в науке всё не так.

Гипотеза – это утверждение, достоверность которого требуется доказать.

Теория – это система взаимосвязанных положений, которая разрабатывается для обоснования существующих явлений и фактов (проще говоря эволюция не предположение, не догадка, а факт!).

3. Эволюция не объясняет происхождение жизни.

Да, для этого есть теория абиогенного происхождения жизни, созданная русским учёным Опариным и английским учёным Холдейном. Она отлично всё объясняет.

4. Человек такой совершенный, почему в Дарвинизме не может венца природы?

Отпусти человека в лес без подготовки, медикаментов, еды, воды, сколько он продержится? Несколько дней, ведь в процессе эволюции, долгое проживание в искусственной среде обитания, человек утратил навыки жизни в естественной, так они ему были не нужны, именно поэтому в эволюции никогда нет совершенства.

Заключение:

Эволюция - факт! Всё придирки к ней необоснованны. Креационизм устарел, сейчас всё научное сообщество придерживается Синтетической теории эволюции, сочетающий в себе Дарвинизм и современные знания о наследовании.

P.S. для специалистов в области биологии.

Если вы обнаружили в статье ошибку (неверно назван термин или процесс), просьба сообщить в комментарии, информация будет проверена и исправлена.

Мы не знаем, как Творец создавал наш мир, какие приемы и методы он при этом использовал, потому что в природе такие методы сейчас нигде не применяются. Вот почему мы считаем создание мира специальным актом творения. С помощью научных исследований мы не сможем узнать ничего существенного о креационистских методах, использованных Творцом.

Креационизм (от англ. creation — создание) — философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством. Последователи креационизма разрабатывают совокупность идей — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически.

Наиболее известна библейская версия, согласно которой человек сотворен единым Богом. Так, в христианстве Бог создал первого человека на шестой день творения по образу и подобию своему, чтобы владел он всей землей. Создав Адама из праха земного, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Позднее из ребра Адама была создана первая женщина - Ева. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Религиозная концепция происхождения человека носит ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых. Выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Теории креационизма придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений (особенно христиане, мусульмане, иудеи).

1) Процесс возникновения Вселенной и зарождения жизни на Земле

Креационная модель выделяет особый, начальный момент творения, когда важнейшие неживые и живые системы были созданы в законченном и совершенном виде.

2) Движущие силы

Креационная модель, исходя из того, что естественные процессы в настоящее время не создают жизни, не осуществляют формообразования видов и их совершенствования, креационисты утверждают, что все живое было создано сверхъестественным образом. Это предполагает наличие во Вселенной Высшего Разума, способного замыслить и воплотить все ныне существующее.

3) Движущие силы и их проявление в настоящее время

Креационная модель, после завершения акта творения процессы творения уступили место процессам сохранения, поддерживающим Вселенную и обеспечивающим выполнение ею некоего предназначения. Поэтому в окружающем мире мы не можем больше наблюдать процессов творения и совершенствования.

4) Отношение к существующему миропорядку

Креационная модель представляет мир в уже созданном, завершенном виде. Так как порядок был изначально совершенным, то улучшаться он уже не может, а должен с течением времени терять свое совершенство.

5) Факторы времени

Креационная модель, мир был создан в непостижимо короткое время. В силу этого креационисты оперируют несравнимо меньшими цифрами в определении возраста Земли и жизни на ней.

В последние годы делаются попытки научного доказательства того, что описано в Библии. Примером здесь могут послужить две книги, написанные известным физиком Дж. Шредером, в которых он утверждает, что библейский рассказ и данные науки не противоречат друг другу. Одной из важных задач Шредера было согласование библейского рассказа о сотворении мира за шесть дней - с научными фактами о существовании Вселенной в течение 15 миллиардов лет.

Поэтому, признавая все же ограниченные возможности науки вообще в выяснении проблем человеческой жизни, надо с должным пониманием относиться к тому, что целый ряд выдающихся ученых (среди них - лауреаты Нобелевской премии) признают существование Творца, как всего окружающего мира, так и разнообразных форм жизни на нашей планете.


Креационизмом в широком смысле называют религиозную веру и философскую концепцию, постулирующую сотворение мира духовным началом (Богом). В этом смысле креационизм, не относясь к науке, тем не менее, не противоречит никакой научной теории, в том числе и теории биологической эволюции, ибо можно допустить, что Бог творил, используя процесс эволюции.

Отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных к другому, например от червей к членистоногим, от обезьяны к человеку и т.п.

Естественные процессы в настоящее время не создают жизни.

Библейский рассказ и данные науки не противоречат друг другу.

Живая природа совсем не похожа на результат сознательного творчества каких-либо разумных агентов, неравнодушных к морали и красоте. Силы, создавшие ее, явно не разделяли человеческих представлений об этике и эстетике. Они были к ним полностью индифферентны. Именно так и должен был действовать естественный отбор, работающий в интересах "эгоистичного гена", но от разумного и благонамеренного Творца мы ожидали бы совсем другого.

Гипотеза творения не может быть ни доказана, ни опровергнута, и будет существовать всегда вместе с научными гипотезами происхождения жизни.

Известные эволюционные теории

Откуда появились первые живые организмы, и благодаря каким механизмам они развивались? Эти вопросы всегда волновали умы людей. Если спросить школьника, как появился человек, то он, вероятнее всего, расскажет о происхождении человека от обезьяны, руководствуясь теорией Чарльза Дарвина.

Но стоит заметить, что Дарвиновская теория эволюции является не единственной. В статье мы расскажем и о других взглядах на зарождение и развитие живых организмов.

Креационизм

Эта эволюционная теория предполагает, что жизнь возникла, как акт творения Высших сил. Основные постулаты креационизма:

Яркий представитель креационизма – шведский ученый-естествоиспытатель и профессор медицины Карл Линней. Он работал в университете и заведовал садом, где выращивались растения для учебных опытов. Со всего мира Линнею присылали семена, поэтому флора ботанического сада была обширной. Именно это многообразие подтолкнуло Линнея к созданию классификации всех живых существ.

Ученый выделил три основных царства: животные, растения и минералы. Принципы классификации были следующими:

  • Животные, по мнению Линнея, живут, растут и чувствуют. Например, если ударить тигра палкой, то последует реакция животного.
  • Растения живут, растут, но не чувствуют. Если палкой ударить тополь, он не отреагирует.
  • Минералы не живут и не чувствуют, только растут.

Чуть позже Линней исключил минералы из классификации живых существ, поскольку была очевидна их принадлежность к неживой природе. Два оставшихся класса ученый разделил на более мелкие группы по принципу иерархии. Таким образом, были выделены следующие таксономические группы: царство, класс, отряд, род и вид.

Линней предложил ввести единую форму для обозначения названия вида (бинарная номенклатура). Со времен Линнея названия всех видов живых организмов состоят из двух латинских слов: первое – название рода, второе – видовой эпитет. Третьим компонентом названия является имя исследователя, описавшего этот вид впервые.

Например, волк обыкновенный обозначается как Canis lupus Linnaeus, где Canis – род (собака), lupus – видовой эпитет (волчий), а Linnaeus – фамилия ученого (Линней). Или Homo sapiens Linnaeus (Человек разумный, назван так Линнеем).

Трансформизм

Трансформизм – это система взглядов, которая объясняет появление одних видов живых организмов из других вследствие изменений, которые происходят по естественным причинам. Главная особенность концепции трансформизма заключается в том, что она не рассматривает вопрос о первичном происхождении жизни, а лишь изучает изменение видов.

Среди известных трансформистов особое место занимает Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон – французский биолог и популяризатор научных знаний. Он придерживался следующих идей в концепции трансформизма:

  1. Существует некоторое количество высокоорганизованных живых организмов, трансформация которых приводит к появлению новых видов.
  2. Мир материален, всё живое возникает согласно законам природы.
  3. Основные факторы изменений, которые приводят к появлению новых видов, – это климат и пища.

По мнению Буффона, рога на голове оленя образовались из-за того, что он ел листья и ветки кустарников, а хвост бобра в процессе эволюции покрылся чешуйками потому, что рацион питания грызуна составляла чешуйчатая рыба.

С точки зрения современной науки, идеи Бюффона кажутся абсурдными. Однако главным его достижением было предположение о возможности изменения видов.

Французский биолог был первым, кто высказал мысль о происхождении человека от обезьяны.

Первая эволюционная теория

Однако название кафедры показалось Ламарку малоприятным, и он решил переименовать ее в кафедру зоологии беспозвоночных, дав, таким образом, название целой группе животных, которое используется до сих пор. Биоразнообразие червей оказалось столь велико, что вдохновило Ламарка на создание первой эволюционной теории.

Основные выводы, которые сделал ученый:

  1. Простейшие организмы появились благодаря самозарождению. Материалом для этого служили неорганические вещества.
  2. Все высокоорганизованные существа произошли от одного примитивного организма, типа инфузории-туфельки.
  3. Движущим фактором появления новых видов являлось стремление всех живых существ к совершенству. Ламарк сформулировал закон градации, который гласил: вне зависимости от окружающей среды каждый организм стремится к повышению уровня организации.
  4. Целесообразность – врожденное свойство всего живого. Под ее воздействием формируются органы, необходимые для приспособления к условиям обитания. Эту обусловленность ученый назвал законом упражнения-неупражнения органов. Например, животное окапи, поедая ветки всё более и более высоких деревьев, было вынуждено тянуть шею, что привело, по мнению Ламарка, к появлению жирафа.
  5. Ростом органов животных управляют флюиды, природа которых неизвестна. Движение флюидов по организму осуществляется усилием воли. Например, птицы, живущие на болоте, стремились подняться над топью и направляли флюиды в ноги. Скопление флюидов привело к удлинению птичьих ног и появлению цапель.
  6. Признаки, полученные животными в процессе их взаимодействия с окружающей средой, наследуются потомками. Причем Ламарк говорил о наследовании только благоприобретенных признаков, то есть тех, что улучшают выполнение каких-либо функций.
  7. Видов в живой природе не существует, есть только отдельные особи. Разделение животных на категории сделано человеком исключительно для удобства.

Эволюционная теория Чарльза Дарвина

Задуматься о формировании живых организмов путем естественных причин Дарвину помогли следующие наблюдения:

  • Сходство флоры и фауны у географически близких территорий.
  • Зависимость формы и размера органов животных от пищи, которую они употребляют. Дарвин заметил, что на Галапагосских островах обитает несколько разновидностей вьюрков, которые отличаются друг от друга массивностью и длинной клюва, поскольку питаются разной пищей.
  • На каждой географической территории существует определенное биологическое разнообразие, которое развивается там с течением времени. Сделать этот вывод Дарвину помогла палеонтология. В Южной Америке ученый обнаружил останки ископаемых ленивцев, которые были похожи на их современных собратьев. Однако останки ленивцев никогда не находили на территории Англии. Все потому, что ореолом обитания этого вида являлась Америка, а не Англия.
  • Дикари архипелага Огненная Земля способны выживать в тяжелых условиях, не имея при этом телесных приспособлений, типа огромных клыков, шерсти или когтей.
  1. Каждый вид растений и животных изменчив. Изменчивость наблюдается как в дикой природе, так и среди одомашненных представителей флоры и фауны.
  2. Имеет место наследственная изменчивость по приспособленности, то есть по тому, насколько хорошо животное или растение выполняет те функции, ради которых существуют различные органы.
  3. В природе присутствует геометрическая прогрессия размножения. Это значит, что у каждой пары организмов рождается гораздо больше потомков, чем способно прокормиться в среде обитания. Учитывая ограниченность ресурсов, Дарвин сделал вывод о наличии борьбы за существование.
  4. Если есть наследственная изменчивость по приспособленности и фактор борьбы за существование, то напрашивается заключение о наличии в природе естественного отбора. То есть выживают лучшие особи, которые передают по наследству потомкам преимущественные характеристики, что приводит к формированию новых пород.
  5. Видообразование является дивергентным. Это значит, что исходный вид делится на два или более новых.

Приведем пример того, как Чарльз Дарвин объяснял работу естественного отбора на примере жирафа. Изначально жирафы отличались по длине шеи. Особи, которые имели более длинную шею, тратили меньше энергии на срывание высокорастущих листьев. Жирафы с короткими шеями были вынуждены искать низкорослые деревья, расходуя на это много энергии и испытывая недостаток пищи.

Таким образом, потомство длинношеих жирафов получило преимущество в борьбе за выживание и постепенно вытеснило жирафов с более короткими шеями.

Человек, по мнению Дарвина, произошел от низкоорганизованного предка. Ученый доказал, что человек не является актом творения Высших сил, а появился благодаря естественному отбору, дополненному в процессе антропогенеза результатом упражнения-неупражнения органов.

Синтетическая теория эволюции

Современная или синтетическая теория эволюции (СТЭ) – это симбиоз дарвинизма и генетики. Основные постулаты СТЭ:

  1. Популяция является единицей эволюции.
  2. Элементарное эволюционное событие – это стойкое изменение генных структур в популяции.
  3. Возникновение у живых организмов новых приспособлений к условиям обитания происходит в результате комбинирования малых мутаций.
  4. Мутации и другие факторы эволюции (например, волны численности, дрейф генов) имеют ненаправленный, случайный характер. Только естественный отбор является направленным.
  5. Эволюция дивергентна, постепенная и продолжительна.
  6. Макроэволюция (эволюция родов, семейств, отрядов, классов, типов живых организмов) происходит по законам микроэволюции (эволюции видов).
  7. Эволюция может идти по пути биологического прогресса или биологического регресса.
  8. Основные закономерности эволюции – это необратимость, прогрессивное усложнение форм и приспособляемость к окружающей среде.
  9. Эволюция не имеет цели. Это лишь процесс.

СТЭ родилась в начале XX века и на данный момент является самой актуальной. Существенный вклад в формирование современной теории эволюции внесли следующие ученые: генетик и энтомолог Феодосий Григорьевич Добржанский, статистик и эволюционист Сьюэл Райт, биолог Сергей Сергеевич Четвериков, генетик Роналд Фишер, биохимик Джон Холдейн.

Всё живое находится в движении. Этот факт неоспорим. Изменения во времени и есть эволюция. Вселенная продолжит свои метаморфозы и дальше, а вместе с ней будут эволюционировать наши знания о сути этого удивительного процесса.

Надеемся, статья оказалась полезной. Друзья, будьте любознательны, и пусть ваш интерес к жизни не ослабевает. Успехов!

В 1987 году Верховный суд США запретил преподавать в школах теорию креационизма, именно поэтому судья Джон Джоунз по иску родителей 11 учащихся, вынес решение, отменяющее решение школьного совета.

Несмотря на то, что в этом случае креационисты потерпели поражение, споры между ними и сторонниками теории эволюции продолжаются в мире до их пор.

Значение и зарождение термина

Творение мира


Сотворение мира

Основа этого учения находится в Библии

Таковы первые слова Библии, ставшие основанием для разного рода толкований богословов. Первые такие попытки можно увидеть уже у святых отцов первых веков.

Святые отцы

Все богословы-подвижники как Востока, так и христианского Запада:

  • исходят из того, что Творец вечен, неизменен, тогда как Его творение, мир, изменяется;
  • понимают создание неба и земли вполне буквально.

Создатель и Его творение

Уже с первых веков Церкви распространились разного рода иносказательные рассуждения о первых стихах Бытия, о которых свт. Василий Великий пишет:

Согласны с ним также другие толкователи.

Шесть дней творения

Вполне буквально понимают святые отцы дни творения, разумея под ними именно сутки, календарные дни. Здесь согласны как древние отцы, так и святые, жившие ближе к нам по времени.

А свт. Димитрий Ростовский (XVIII в.) даже отождествляет дни создания земли и дни недели, какими их ныне знают люди:

По образу и подобию

Богословие святых отцов уделяет особое внимание созданию людей.

Предсуществование душ?

Уже в первые века христианства мыслители задавались вопросом, существовали ли души людей до их сотворения.

Отличие от теории эманации в философии

Общее описание

В настоящее время есть несколько философских и мировоззренческих концепций, объясняющих происхождение всего живого на земле, в том числе человека, а также окружающий мир и космическое пространство, включая нашу планету. Одна из них — Креационизм, от лат. creationis — творение. Данная концепция возникла во времена зарождения религий и стала ее неотъемлемой частью.

  1. Центральной фигурой является Творец. Он своей волей совершил акт творения и создал все вокруг из ничего. Вся живая и неживая природа была сотворена законченной и больше не менялась. В настоящее время Создатель продолжает управлять всеми процессами.
  2. Креационизм отвергает процесс эволюции и ведет свое летоисчисление. Согласно данной концепции возраст Земли насчитывает не более 10 тыс. лет.
  3. Основной книгой, объясняющей суть мировоззрения считается Библия, которая является надежным источником по вопросам естествознания.

Творец

Креационизма также придерживаются все ведущие религии мира.

В конце 18 века стала развиваться наука. Первопроходцы зарождающегося ученого мира стали изучать морфологию человека и животных, простейшие физиологические процессы, а также размножение и развитие организмов.

Тогда теория Креационизма разделилась на две ветви:

  1. Ортодоксальная — сторонники придерживаются основных положений, верят в сотворение из ничего, игнорируют научные данные и отрицают их доказательства. Отрицают современную науку о космосе, эволюцию и теории о геологии земли.
  2. Эволюционная — концепция попыталась соединить религиозное учение и теорию эволюции. Допускает процесс изменения видов, но объясняет их с точки зрения целенаправленной волей Всевышнего. Также не исключает происхождение человека от человекоподобной обезьяны. Только сознание и духовная часть его все же является результатом божественного творения.

Креационизм свое доминирующее влияние на науку утратил к середине прошлого века в связи с бурным развитием всех направлений науки.

В чем смысл создания человека Богом

Но для святых отцов куда важнее тайн создания человека – смысл его существования, потерянный по грехопадении, но найденный Христом. Прп. авва Дорофей пишет:

Именно это преступление и преодоление его последствий – основной предмет внимания богословов. По слову того же прп. Дорофея, Христос

А вот как видит будущее человека прп. Симеон Новый Богослов:

Как соотносятся теория эволюции и слова Библии

Как многие столетия назад, начинаются попытки увидеть Книгу Бытия как набор аллегорий. При этом христианские эволюционисты, по сути, не пытаются понять Слово Божие, а приспосабливают его под общепринятые теории. Например:

Гипотеза или истина?

Среди богословов-эволюционистов большинство представляют католицизм и протестантизм. Вот лишь некоторые, наиболее известные из них:

  • П. Тейяр де Шарден, католический исследователь, монах;
  • Б.Уарфайлд, принадлежащий к пресвитерианству;
  • Б. Грэм, известный баптистский проповедник.

В выступлении папы Иоанна Павла II (недавно канонизирован католической церковью) в Папской академии наук было сказано о необходимости пересмотра понимания библейских текстов согласно эволюционизму.

В православии пока нет официальной позиции по этому поводу. Однако к сторонникам подхода, близкого к концепциям католических и протестантских богословов в разной степени принадлежат десятки богословов, среди которых:

На расхождение толкований Библии богословами-эволюционистами, практически не опирающимися на Священное Предание, с позицией святых отцов многие обращали внимание еще при зарождении христианского эволюционизма. Об этом пишет, например, Валаамский подвижник середины XX в. схиигумен Иоанн:

Плюсы и минусы креационизма

Эволюционизм критикует креационизм за методологическую ненаучность. Дело в том, что, несмотря на все плюсы и минусы этой концепции её положения не проверяются научными методами.

Божественное происхождение человека

То же понятие Бог-Творец не отвечает принципам верифицируемости/фальсифицируемости и принципу Оккама. Таким образом, это скорее метафизическая концепция или же религия, чем наука.

Именно поэтому само доказательство или опровержение креационизма при помощи научного метода не имеет смысла, так как любые аргументы разбиваются о невозможность фальсификации системы, включающей чудесное как основное звено.



Уильям Дембский, математиком, философом и богословом. Научный мир не признает разработанные ими критерии, используемые креационистами в качестве научных

  1. Объединяет божественный и научные подходы к вопросам сотворения мира.
  2. Позволяет использовать научный аппарат для решения некоторых вопросов богословия.
  3. Его постулаты могут быть легко преподаны в школе.

Еще одним плюсом креационизма можно назвать то обстоятельство, что философия этой концепции поднимает важные вопросы.

Например, это отличия объекта, возникшего в результате действия естественных причин, от артефакта, то есть объекта, являющегося результатом вмешательства разумного начала.

При этом критерии Бихи и Дембского, используемые креационистами, не отвечают требованиям к необходимой понятийной и математической строгости и чёткости, в связи с этим названная концепция не получила признания научного сообщества.

Научное сообщество не признает современный креационизм.

Современный креационизм имеет слабые стороны, которые препятствуют широкому его распространению.

  1. Отсутствие строгих критериев, что препятствует признанию идей креационизма научным сообществом.
  2. Принципиальная недоказуемость его постулатов с научной точки зрения.
  3. Богословская критика, указывающая на присутствие в креационизме идей атеизма.
  4. Негативное восприятие большинством представителей как научного, так религиозного мира.

Наиболее активны в пропаганде идей креационизма религиозные консерваторы, пытающиеся таким образом противостоять проникновению современных научных знаний религиозную среду.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Деизм

  • полагают, что Создатель, раз сотворив мир, не вмешивается далее в его жизнь, или делает это минимально;
  • считают познание природы средством познания Бога.

Среди известных деистов:

Многие из сторонников философской теории остались верующими (например, физик И. Ньютон), другие же дошли до полного отрицания религии, как Вольтер.

Отношение к творческому началу мира в науке

Зарождение идей понимания мира как творения среди ученых относится к XVIII в.

Креационизм в биологии

Исследователи, изучавшие живые существа, установили, что с течением времени происходит их изменение. Однако, как утверждал К. Линней (1707-1778 гг.), видов существует ровно столько, сколько сотворено при начале мира, а новые не возникают.

Теория происхождения человека в креационизме

Креационистские рассуждения биологов поставлены под сомнение исследованиями Ч. Дарвина. Ныне ученые-креационисты:

  • не отрицают эволюции человека;
  • считают, что его душа и разум имеют Божественное происхождение.

Наука или псевдонаука?

  • утверждает, что мир возник не более 10000 лет назад;
  • отрицает эволюцию растений, животных;
  • отвергает эволюцию человека.

Плюсы концепции

Данная концепция объясняет довольно просто все мироустройство, центральной фигурой которого выступает человек. Вся деятельность человека, связанная с искусством, научной работой или духовными стремлениями объясняется волей Творца.

На стороне креационизма выступает ряд современных ученых. Теория значительно развилась вместе с его основоположниками, представляющими научный креационизм.

  • Жорж Леопольд Кювье, живший в начале 19 века. Он был исследователем и естествоиспытателем. Проводил многочисленные раскопки и внес большой вклад в палеонтологию. Ставил эксперименты, и делал вскрытия. Стал основоположником сравнительной анатомии. Он старался подогнать научные открытия под креационизм. Различия между найденными ископаемыми и современными животными он объяснял периодическими глобальными катастрофами на всей планете. Когда под влиянием масштабных сдвигов земной коры происходило полное уничтожение всего животного и растительного мира. Оставались лишь небольшие территории, которые не затронула катастрофа. Выжившие ни них животные и фауна постепенно мигрировали на свободные участки. А исчезнувшие виды остались в виде ископаемых. По его рассуждениям было не менее 30 произошедших катастроф.
  • Его теорию позже дополнили Жан Луи Родольф Агассис и Альсид Дессалин Д’Орбиньи. Они придерживались мнения, что после каждого полномасштабного уничтожения всего живого вмешивалась божественная сила. Некоторые животные и растения с ее помощью воссоздавались и значительно дополнялись.

Все, что нужно знать приверженцам данной теории мироустройства написано в Библии. В ней собраны все ответы, которые объясняют устройства мира. Те необъяснимые явления, которые отрицает наука имеют место в данной теории.

Библия

Человек и вся его деятельность имеют определенный смысл, заложенный и находящийся в ведении Творца.

Ученые, которые являются сторонниками идеи Творения

Тем не менее, ученые – сторонники идеи Творения, сейчас объединяются в сообщества, издают журналы, имеют свои интернет-страницы. Есть подобные организации также в России.

Младоземельное и староземельное направления

Среди направлений современного креационизма можно выделить:

Российские креационисты нередко идут на контакт с Церковью, участвуют в дискуссиях.

Научный креационизм



С момента падения коммунистической системы в 1990-х годах проблема биологической эволюции находится в центре интенсивной дискуссии, которая выглядит как настоящая война мнений, кажущихся непримиримыми.

Фабулизм

Понятно, что атеизм не предполагает a priori никакой истины, стоящей за библейским текстом. Большинство современных атеистов рассматривают Книгу Бытия как собрание мифов, в том числе космогонических, отражающих представления древних евреев о происхождении и устройстве Вселенной и неизбежно фантастических, то есть имеющих мало общего с той картиной действительности, которая раскрывается в научном познании.

Креационизм

Достаточно типичным представляется следующий диалог между эволюционистом и креационистом.

Эволюционист (Э.): Откуда взялись все те виды живых существ, которые мы во множестве видим вокруг себя?

Креационист (К.): Их сотворил Бог.

Э.: Из чего Он их сотворил?

К.: Я не знаю, из чего Бог сотворил виды, но точно знаю, что не из других видов.

Э.: Но как вы можете утверждать это, если вы не знаете, как происходил процесс творения?

Представим себе, говорит он, мальчика, который бросает снежок. Наблюдая какой-либо фрагмент траектории этого снежка, мы можем путем расчетов, основанных на законах механики, экстраполировать ее как угодно далеко назад. Но на самом деле в определенной точке этой вычисленной траектории стоит мальчик, который и является подлинной причиной рассматриваемого движения. Поэтому реальная история снежка до этой точки будет совсем другой, чем та, которую мы рассчитали на основании наблюдаемого фрагмента его траектории. То же самое можно сказать об истории всего мира. В определенной точке этой истории имел место акт творения, и это обстоятельство делает некорректными все научные реконструкции далекого прошлого. Например, если мы наблюдаем галактику, отстоящую от нас на 10 млрд световых лет, то это не значит, что она возникла 10 млрд лет назад. Бог создал ее лишь 7500 лет назад, но при этом заполнил все пространство между ней и нами светом, который, как кажется, исходит от нее, но в действительности по своему происхождению не имеет с ней ничего общего.

Хотя такой концепции нельзя отказать в логичности, она по существу отрицает ценность всякого научного исследования, что противоречит и церковной традиции, рассматривавшей изучение природы как путь приближения к Богу [13], и словам апостола Павла: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… (Рим. 1, 20).

Остается, однако, непонятным, почему роды, семейства и другие крупные таксоны не могут возникать эволюционным путем, если для видов такая возможность допускается.

Альтеризм

Однако полное развитие и распространение эта концепция получила лишь в в наше время благодаря упомянутой книге владыки Василия.


Христианский эволюционизм

В течение всего советского периода в России жили и работали православные ученые-естествоиспытатели, которые стремились осмыслить, с одной стороны, свою профессиональную деятельность в свете православной веры, а с другой стороны — Откровение в свете последних данных своей науки. Одним из наиболее ярких представителей этого направления мысли был протоиерей Глеб Каледа ( 1921–1994) — профессор геологии, тайно принявший священный сан в 1972 году, а с 1991 года — заведующий сектором просвещения и катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Общая концепция православного эволюционизма может быть выражена в следующих тезисах.

  • Первая глава Книги Бытия написана в жанре исторической хроники.

Она содержит описание (естественно, неполное) событий, действительно имевших место в истории, причем порядок изложения этих событий, по крайней мере в общих чертах, совпадает с реальным историческим порядком самих событий.

Хотя все христианские эволюционисты признают, что эволюция живых организмов есть факт, доказанный наукой, однако в качестве наилучшего соответствия христианскому мировоззрению могут рассматриваться различные эволюционные теории.

Так, вслед за Н.Н. Фиолетовым [27] и благодаря традиционной связи дарвинизма с коммунистической идеологией, большинство христианских эволюционистов принимают в качестве основы своего дискурса теорию номогенеза, предложенную Л.С. Бергом в 1922 году [28]. (Берг считал, что эволюция протекает на основе жестких закономерностей, и тем самым противопоставлял свою теорию дарвинизму, рассматривающему эволюцию как случайный процесс.) Однако в рамках православного эволюционизма также существуют представления, согласно которым христианской идее творения лучше всего соответствует синтетическая теория эволюции (неодарвинизм).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Толстой А.К. Послание к М.Н. Лонгинову о дарвинисме // А.К. Толстой, Я.П. Полонский, А.Н. Апухтин. Избранное. М.: Московский рабочий, 1983. С. 117–120.

4 Франк С.Л. Религия и наука. 2-е изд. Франкфурт-на Майне: Посев, 1967.

5 Гальбиатти Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет) [пер. с ит.]. Милан; М.: Христианская Россия, 1992; Кюнг Г. Начало всех вещей. Естествознание и религия [пер. с нем.]. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2007.

6 Серафим (Роуз), иером. Православный взгляд на эволюцию [пер. с англ.]. СПб.: Свѣтословъ, 1997; Серафим (Роуз), свящ. Православное святоотеческое понимание Книги Бытия [пер. с англ.]. М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1998.

7 Академии наук против креационизма // В защиту науки. Бюллетень № 6. М.: Наука, 2009. С. 35–41.

8 Серафим (Роуз), свящ. Православное святоотеческое понимание Книги Бытия. С. 10.

11 Константин Буфеев, свящ. Ересь эволюционизма // Шестоднев против эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении. М.: Паломник, 2000. С. 151–232.

13 См., напр.: Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие [пер. с новогреч.]. М.: Центр по изучению религий, 1992.

14 Тимофей, свящ. Православное мировоззрение и современное естествознание. Уроки креационной науки в старших классах средней школы. М.: Паломник, 1998; Тимофей, свящ. Две космогонии. Эволюционная теория в свете святоотеческого учения и аргументов креационной науки. М.: Паломник, 1999; Лаломов А. Пешком в прошлое, или Прогулка по залам Палеонтологического музея // Божественное Откровение и современная наука. Альманах: Вып. 2. М.: Храм пророка Даниила на Кантемировской, 2005. С. 155–174.

15 Гоманьков А.В. Битва в пути (креационизм и естествознание) // Христианство и наука: Сб. докладов конференции. М.: РУДН, 2008. С. 113–145.

16 Лаломов А. Пешком в прошлое, или Прогулка по залам Палеонтологического музея.

17 Василий (Родзянко). еп. Теория распада Вселенной и вера Отцов. Каппадокийское богословие — ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI века. М.: Паломник, 1996.

18 Более подробный разбор концепции альтеризма см. в ст.: Гоманьков А.В. Идея эволюции в палеонтологии и в Священном Писании // Наука и вера: Материалы научных семинаров, 2003. Вып. 6. СПб.: Высшая религиозно-философская школа. С. 33–49.

19 Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1992.

20 Зеньковский В., прот. . Апологетика. Рига: Рижская епархия, 1992.

22 Иоанн (Вендланд), митр. Библия и эволюция. Ярославль, 1998.

24 Более подробно см.: Цыпин Леонид, свящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. Киев: Пролог, 2005.

25 Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира.

26 Гоманьков А.В. Идея эволюции в палеонтологии и в Священном Писании.

27 Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики.

28 Берг Л.С. Номогенез, или Эволюция на основе закономерностей // Берг Л.С. Труды по теории эволюции. 1922–1930. Л.: Наука, 1977. С. 95–311.

Читайте также: