Петр 1 хороший или плохой правитель кратко

Обновлено: 05.07.2024

Споры о значении деятельности Петра I начались в России ещё в конце XVIII века.

Унижение Петром национального достоинства россиян

Бесконечный спор славянофилов и западников

Славянофильское воззрение покоилось на убеждении, что без петровских реформ Россия находилась бы в лучшем состоянии гражданственности. Царь не оградился бы от общественного мнения бездушной бюрократией, между сословиями не было бы такой розни. Между тем, Россия всё равно была бы великой и обильной, сильной и просвещённой на свой лад. Славянофилы отрицали, что своим положением великой державы Россия обязана лишь Петру I. А если бы действительно было так, что лишь Пётр утвердил Россию на такой степени государственного могущества, подчёркивали они, то цена, которая была уплачена за это, несоизмеримо выше приобретённого за неё.

Эти взгляды вызвали отповедь со стороны так называемых западников. Они отрицали за русскими допетровскими традициями и учреждениями всякую способность к саморазвитию, к прогрессу. Всё полезное для России, утверждали они, могло быть внесено только с Запада. И это было сделано Петром, в этом великое значение его реформ. Пусть Пётр, ломая русскую жизнь, поступал деспотично. Но только вместе с ненужными, может быть, западными обычаями в быту и одежде, Россия могла получить с Запада то, в чём действительно нуждалась, то есть просвещение.

Этот спор продолжается на протяжении уже почти двух веков. Нетрудно заметить, что основания для того и другого взглядов покоятся на вере. Одни верят, что всё полезное может произойти только на Западе. Другие – что из тамошних гражданских и политических учреждений для России может исходить только вред.

Всё полезное могло появиться в России и без Петра

А велика ли личная роль Петра в тех реформах, которые несли России несомненную пользу? В учебных заведениях, флоте, фабриках? Вспомним, что всё это развивалось на протяжении XVII века, причём без насильственной ломки национальных традиций. Первое высшее учебное заведение в России появилось вместе с вхождением в её состав Украины – то была Киево-Могилянская академия. В 1687 году, в правление царевны Софьи,в Москве появился первый вуз – Славяно-греко-латинская академия. Некоторые её выпускники отправлялись для совершенствования обучения в западноевропейские университеты ещё до петровских реформ.

Первый подход к созданию флота сделал в 1630-е гг. царь Михаил Романов , купив в Гольштинии корабль для охраны торгового мореходства на Каспии. Во время войны с Польшей и Швецией царь Алексей Михайлович, овладев в 1660 году Ригой, повелел устроить на Западной Двине судоверфи для строительства русского флота на Балтике. Правда, из-за поражения в войне этот проект не состоялся. Регулярная армия успешно создавалась в России на протяжении всего XVII века, и к воцарению Петра полки иноземного строя составляли более половины её численности.

Петр Алексеевич - первый император всероссийский из дома Романовых. Мы приводим основные плюсы и минусы его правления, а ты уж сам реши, был ли этот великий человек хорошим.

Фото 1 - Петр Первый: плюсы и минусы правления императора

1. Плюсы

Основал Санкт-Петербург

Все ради того, чтобы ты мог, прогулявшись белыми ночами, зайти на чай к той блондинке, с которой познакомился днем в Эрмитаже. Благодаря Петру I у нас теперь есть этот город — самый северный мегаполис в мире (в Питере живет уже около пяти миллионов человек). Именинник с энтузиазмом занимался градостроительством, и в одном из его поселени­й наверняка сейчас живет кто-то из твоих знакомых — например, в Екатеринбурге, Таганроге, Липецке, Нижнем Тагиле, Сестрорецке и Петрозаводске.

Открыл России Европу

Петр пригласил иностранных ученых (в 1725 году из 17 профессоров только что созданной Академии наук было 11 иностранцев) и ремесленников — они ставили на крыло науку и промышленность России. Ну а еще Петр привез луковицы тюльпанов из Голландии, ввел европейскую моду в русский оби­ход. Масштаб нововведений заметен по одному факту: за период правления Петра в русский язык вошло 4 с половиной тысячи новых слов.

Учил и просвещал

Именно Петр начал создавать в России продуманную систему образования.

Развивал промышленность

При Петре по всей России была предпринята геологоразведк­а рудных богатств, причем право на такую разведку имел любой — при условии выплат в бюджет. До смерти императора только на Урале успели построить три десятка горных и оружейных заводов: сегодня Урал по-прежнему — крупнейший промышленный центр страны. Петровские мануфактуры также производили ткани, стекла, порох и еще десятки видов продукции.

2. Минусы

Был жесток

Петр I претворял в жизнь свои грандиозные планы, не слишком считаясь с чужими жизням­и. Только на строительстве Петербурга, с 1703 по 1717 год, от болезней и увечий, по разным данным, погибло от 15 до 30 тысяч человек. За участие в бунте 1698 года по приказу Петра было казнено около 2000 стрельцов, причем пятерым из них Петр сам отрубил голову. Старшего сына Алексея по его приказу убили в тюрьме при неясных обстоятельствах. Приятный человек, не так ли?

Открыл России Европу

Люди стали жить хуже

Император вводил новые налоги, чтобы найти деньги на реформы, стройки и войны. Люди платили за рыбную ловлю, за дубовые гробы (считалось, что это предмет роскоши), пчелиные ульи или баню. Крестьяне с царствования Петра I стали разделяться на крепостных (помещичьих), монастырских и государственных; все три разряда были записаны в ревизские сказки и обложены подушной податью. То есть была окончательно оформлена крепостная зависимость большей части населения страны.

Нарушил передачу власти

В 1722 году издал Указ о престолонаследии, который отменял обычай передавать престол наследникам по мужской линии. Теперь правитель мог сам назначить преемника. Петр I умрет через три года, но так и не успеет сообщить имя наследника. В результате отечественные государственные деятели потратили еще 75 лет на борьбу за престол и дворцовые перевороты, пока Павел I не отменил указ Петра (произошло это в 1797 году).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Петр Первый - первый Император Всероссийский. Художник Жан-Марк Натье, 1717 г.


Петр I - последний царь всея Руси из династии Романовых, первый Император Всероссийский, великий реформатор и личность неоднозначная. Он вытащил Россию, буквально за бороду, из затянувшегося средневековья и пинком загнал в новое время. В истории больше известны великие петровские начинания, но были у царя и великие провалы – как в государственных начинаниях, так и в личной жизни.

Петровская образовательная реформа провалилась

Пётр I не смог победить бороды и баню

Насильственное бритье бород. Лубок XVIII века.

Пётр I не смог накормить соотечественников картошкой

Стоматолога из Петра I не вышло

Многие историки склонны утверждать, что неимоверный интерес Петра ко всему и сразу, сыграл с ним злую шутку. Петр I интересовался таким огромным количеством вещей, что его познания по многим вопросам были весьма поверхностными. Впрочем, это не мешало императору заниматься, например, медициной. Так, Петра I увлекала стоматология, и он собственноручно рвал своим приближённым больные зубы. То ли от азарта, то ли по незнанию император мог вырвать при этом и несколько здоровых зубов.

Стоматологические инструменты времен Петра I

Пётр I так и не научился плести лапти

Плетение лаптей - традиционное русское ремесло

Пётр I не смог создать крепкую семью

Император Пётр I и Императрица Екатерина I

Пётру I не удалось реализовать свой дизайнерский проект

Самсон, раздирающий пасть льву. Петергоф

Высокий рост мешал Петру I во многих делах

Согласно описанию современников, Петр I был очень высокого роста - около 2000 см. Он на голову выделялся в любой толпе, был крепкого сложения и отличался прекрасным здоровьем. Правда, высокий рост лишал его проворства и даже мешал в некоторых делах. Интересно, что при таком высоком росте размер обуви у царя Петра был всего 38.

Прутский поход – самая серьёзная военная неудача Петра I

Орден Святой Екатерины (лицевая и обратная сторона)

Смерть Петра I положила начало эпохе дворцовых переворотов

Последней неудачей Петра I стала его буквально предсмертная реформа о престолонаследии. 5 февраля 1722 российский император подписал указ, которым отменялся обычай передачи престола прямым потомкам по мужской линии. При этом допускалось, что своей волей монарх может назначить преемников любого достойного человека.

"… чего для благоразсудили сей уставъ учинить, дабы сіе было всегда въ волѣ правительствующаго государя, кому оный хочетъ, тому и опредѣлить наслѣдство, и опредѣленному, видя какое непотребство, паки отмѣнитъ, дабы дѣти и потомки не впали въ такую злость, какъ выше писано, имѣя сію узду на себѣ."

Император Пётр I не успел назначить себе преемника. Смерть Петра I послужила началом эпохи дворцовых переворотов.


- Одни историки говорят, что Петр был образован, а другие, что он едва смог постичь грамоту.

- В образовательной системе второй половины XVII века господствует курс словесного учения. С пяти лет ребенка два года учат только чтению. В семь лет приступают к письму. Из Западной Европы приходит система семи свободных искусств. Их разделяли на тривиум и на квадривиум. Искусство слова и мышления — тривиум (грамматика, риторика, диалектика). Искусство числа — квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Алексей Михайлович стремился дать наследникам престола лучшее образование. Преподавателем наследников становится мыслитель Симеон Полоцкий. Он– воспитатель царя Федора Алексеевича – старшего брата Петра, хотя у них разные матери. Федор – Милославский, Петр – Нарышкин. Федор получает образование, близкое к семи свободным искусствам. Он интересуется политикой и свободно владеет иностранными языками. Федора готовили в наследники царского престола, а Петр – шестой сын своего отца.

- Петруша?

- Он самый. О каком престоле могла идти речь? Когда отец умер, брат Петра – Федор посоветовался с Полоцким, и выбрали дьяка Никиту Зотова. И стал наш Зотов преподавать Петру: как читать, как писать.

- Дьяк?

А потом - переворот 1682 года, стрелецкий бунт, двоецарствие Петра и Ивана, регентство Софьи, - Петр отстранен от московской жизни. Где он сидит? В Преображенском. Кто за его воспитанием будет там наблюдать? У него свободного времени полно. А рядом Кукуй – немецкая слобода. И там совершенно другие люди. Это все привлекает. Но сама бойкость его ума заставляла его учиться на протяжении всей жизни. И уже в других ситуациях, когда он сделает первые шаги в освоении военной науки, это образование Петр будет дополучать. И тогда появится круг дисциплин более серьезный, нежели чтение, письмо или запись цифр при помощи славянских букв. Кстати, до реформы Петра, до начала XVIII века, цифры у нас записываются буквами.

- Сначала мальчик учился по потешным книгам, потом завел себе потешные полки?

- Потешные – само слово определяется местом дислокации. Они стояли в потешных селах - Преображенское, Воробьево.

Эти села - пригородные резиденции царские, в которые государь уезжает, часто с семьей. Нередко государя сопровождают и члены Боярской думы. Путь в любую из этих резиденций – целая церемония. Едут несколько дней, разбивают шатры. Для того, чтобы иностранцы и свои подданные сказали, что такого чину, как в русском государстве, ни в каком другом нет.


- А затем появилась современная по тем временам европейская армия. В которую Петр приглашал иностранцев - офицеров, генералов.

- Приглашать начали его предшественники. В начале XVII века Европа уже обладает идеальными образцами новой реформированной армии с тактикой линейного боя. Идет пороховая революция или военная революция.

А потом Густав Адольф – шведский король - запрещает наем в своих войсках для русской армии. А наши просили, чтобы каждый наемник предоставлял рекомендации прежнего командира, которые бы удостоверяли, что человек не был дезертиром, что характеризуется положительно. Но все равно укомплектовать армию наемниками нереально.


Полтавская битва — крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией

Две войны с Польшей, между ними война со шведами. У нас уже 55 солдатских полков. Это 50-60 тысяч солдат. Конечно, это русские. Да, мы брали иностранных учителей. Да, мы прибегали к иностранным наемникам. Но они не составляют основу русской армии. На новый строй армию перевела военно-окружная реформа царя Федора Алексеевича в 1680 году.

А дальше Петру осталось только решить – все формирования нового строя нужны или из них какие-то отобрать? И решить вопрос о том, из кого будем комплектовать?

Читайте также: