Доходы и расходы регионального бюджета кратко

Обновлено: 04.07.2024

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - денежные средства, поступающие в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета города формируются на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы, с учетом действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы, устанавливающих неналоговые доходы бюджета города Москвы.

Учет и контроль за осуществлением платежей в бюджет, а также пеней и штрафов по ним осуществляют Администраторы доходов бюджета.

ОТКУДА ПОСТУПАЮТ ДОХОДЫ?

Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы бюджета города Москвы формируются из федеральных, региональных и местных налогов, а также доходов от применения специальных налоговых режимов.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Из федеральных налогов и сборов основными налоговыми доходами бюджета города Москвы являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

Региональные налоги и сборы установлены и обязательны к уплате на территории города Москвы.

К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами о налогах и сборах органов муниципальных образований (законы города федерального значения Москвы) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- единый сельскохозяйственный налог;
- патентная система налогообложения;
- налог на профессиональный доход.

Неналоговые доходы бюджета города Москвы формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений города, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями города Москвы;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных городом Москвой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти города Москвы, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
- и других неналоговых поступлений.

Безвозмездные поступления – это межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому)

К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся:
- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города Москвы на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов бюджету Москвы;
- иные межбюджетные трансферты;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.

За счёт чего пополняется бюджет

Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:

    Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.

В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.

Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) , а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) . Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.

Как распределяются налоги по уровням бюджета

Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %

Местный бюджет РФ ( гл. 9 БК РФ )

Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых

*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС

**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ . После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%

***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ , торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.

Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ

Структура доходов Москвы

Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.

Структура налоговых доходов Москвы, %

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата , в столице самые высокие заработные платы по стране.

Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ

Рис. 3. Источник: Федеральное казначейство РФ

Нюансы уплаты налогов

В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.

ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет. При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020 . В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

От чего зависит благосостояние регионов?

Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.

Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:

В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Бюджет субъекта Российской Федерации или региональный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, которые служат для решения поставленных задач и обеспечения функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Другими словами, субъект Российской Федерации является собственником определенного денежного фонда, который входит в казну данного субъекта. Другие формы образования и расходования денежных средств для обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации не предусмотрены.

Формирование и функционирование бюджетной системы Российской Федерации, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, как неотъемлемой части системы, регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации владеет своим собственным бюджетом. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны сформировать, утвердить и контролировать исполнение своего бюджета. По итогам исполнения бюджета они предоставляют годовые отчеты федеральным органам государственной власти.

Субъект Российской Федерации имеет право привлекать заемные денежные средства, осуществляя выпуск государственных ценных бумаг.

Доходы бюджета Российской Федерации

Доходы бюджета Российской Федерации представляют денежные поступления, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с законодательными требованиями Российской Федерации, в собственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Доходами бюджета субъекта Российской Федерации являются:

  • Доходы целевых бюджетных фондов;
  • Денежные средства от региональных сборов и налогов;
  • Денежные средства от федеральных сборов и налогов и т.д.;

Неналоговые перечисления, такие как:

Прибыль от использования собственности субъекта Российской Федерации;

Готовые работы на аналогичную тему

Расходы бюджета Российской Федерации

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, которые используются для выполнения различных функций и решения финансовых задач субъекта Российской Федерации. Расходы бюджета субъектов Российской Федерации можно разделить на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование структур, которые финансируются за счет регионального бюджета. Они обеспечивают:

  • Поддержку государства в определенных экономических сферах;
  • Работу органов государственной власти;
  • Некоторые капитальные расходы.

Капитальные расходы представляют собой денежные средства, направленные на инновационные и инвестиционные цели. Инвестиционные проекты субъекта Российской Федерации могут поддерживаться предоставлением различных субсидий из федерального бюджета. Для этого может быть образован фонд регионального развития. Капитальные расходы всегда преобладают над текущими. Они должны обеспечивать:

  • Материальную поддержку другим бюджетным организациям;
  • Функционирование правоохранительных органов;
  • Национальную оборону;
  • Международную деятельность;
  • Погашение госдолга.

При положении дел, когда расходы превышают доходы, возникает дефицит бюджета. При небольшой разнице между расходами и доходами дефицит считается хорошей мотивацией для развития экономики. При большой разнице – ведет к росту инфляции, госдолга и экономической нестабильности, в итоге может грозить дефолтом.

Положение дел, когда доходы превышают расходы, называется профицитом.

В идеале бюджет должен стремиться к сбалансированности, т.е. равенству доходов и расходов, однако, данная ситуация является довольно редкой.

Роль бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджетной системе государства

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят в состав консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – это совокупность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на определенной территории, при этом бюджеты государственных внебюджетных фондов и межбюджетные трансферты в данный денежный фонд не входят.

Региональные бюджеты являются важнейшим показателем текущего состояния дел в регионах. Они позволяют провести оценку качества распределения финансов в системе, обнаружить недостатки и несоответствия в системе, внести корректировки и повысить эффективность текущего уровня состояния системы. Их применяют при:

  • Планировании распределения финансов;
  • Формировании, утверждении и расходовании денежных средств государства;
  • Прогнозировании социального и экономического развития субъектов Российской Федерации и всего государства;
  • Вычислении степени обеспеченности граждан государства на определенной территории.

Консолидированный бюджет является объединенной характеристикой показателей на определенной территории, он отражает фактические расходы и доходы бюджета, результаты планирования и распределения денежного фонда. Анализ предложенных параметров позволяет дать объективную оценку финансового состояния для каждого уровня бюджета.

Для рационального регулирования отдельных сфер бюджетную систему Российской Федерации подразделяют на четыре взаимосвязанных уровня:

  • Первый уровень включает в себя государственный бюджет, содержащий финансовые средства внебюджетных фондов;
  • Второй уровень содержит региональные бюджеты и и средства внебюджетных государственных фондов;
  • Третий уровень составляют муниципальные бюджеты;
  • Четвертый уровень представляют мелкие муниципальные образования.

Таким образом можно сделать вывод, что бюджеты субъектов Российской Федерации являются неотъемлемой частью сложной бюджетной системы Российской Федерации. Они обеспечивают стабильное функционирование и баланс бюджетной системы.


Ключевые слова: бюджет, региональный бюджет, справедливый процесс дифференциации, бюджетный кодекс РФ, деловая активность, предпринимательский климат.

Главная роль в сценарии наиболее эффективного осуществления деятельности в области бюджетного процесса отводится бюджетной классификации. Данная классификация является одним из трех компонентов бюджетного устройства в Российской Федерации, наряду с бюджетной системой и ее принципами, согласно В. Е. Корчинскому и Т. И. Воробец [1, с. 72].

Согласно п. 1, ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная классификация РФ состоит из доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, которые используются для составления и исполнения бюджетов. Также классификация сосредотачивает в себе доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов и операции, применяемые в государственном секторе, являющиеся вспомогательными элементами в процессе ведения бюджетного учета, формирования бюджетной и другой финансовой отчетности, позволяющей соотнести различные коэффициенты — индикаторы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [2].

Также стоит отметить, что в п. 2, ст. 18 БК РФ в классификации определяются принципы назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся согласно БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, и осуществляемые МинФином РФ. Общая бюджетная классификация представлена целым рядом структурных элементов (классификаций) [2]:

– классификация по источникам дефицитов бюджетов;

– классификация по операциям сектора государственного управления.

В свою очередь, классификация доходов и расходов бюджетов Российской Федерации выступает в качестве некой группировки доходных и расходных частей бюджетов всех уровней — федерального, регионального и местного, согласно признаку классификации по источникам и образования, регламентированная законодательством Российской Федерации, а также ее субъектов.

Структура кода бюджетной классификации доходов

Код главного администратора

Код вида доходов

Код подвида доходов

Экономическое классифицирование доходов — это группировка операций, выполняемых сектором государственного управления по их экономической составляющей [2]. Стоит отметить, что, согласно БК РФ, утверждение перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и находящиеся в их ведении казенные учреждения, осуществляется лишь финансовым органом субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, доходы бюджетов всех уровней Российской Федерации объединены в четыре группы — доходы от налоговых поступлений, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления, а также перечисления, связанные с государственными целевыми бюджетными фондами. Под налоговыми доходами понимаются поступления, исходящие от уплаты налогов, которые устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, например, такие как:

– налог на прибыль организаций;

– налог на доходы физических лиц;

– налог на имущество организаций;

Неналоговые поступления состоят из доходов от уплаты пошлин, сборов, установленных на законодательном уровне Российской Федерации, например, такие как:

– доходы от использования муниципального имущества;

В свою очередь, безвозмездные поступления формируются из доходов, отчисляемых другими бюджетами бюджетной системы, а также граждан и компаний, например, такие как [4, с. 98]:

– межбюджетные трансферты в виде дотаций;

– межбюджетные трансферты в виде субвенций;

– межбюджетные трансферты в виде субсидий и пр.

Общий код определенной бюджетной статьи дохода субъекта Российской Федерации будет сформирован из определенных разделов, каждый из которых будет соответствовать определенному коду.

На рис. 1 представлен пример кода доходной статьи, составленного согласно указаниям Минфина России в соответствии с определенной структурой кода бюджетной классификации (далее — КБК) доходов (см. таблицу 1), где А-В — основные группы КБК, 1–20 — разделы, соответствующие КБК


Рис. 1. Пример КБК доходов бюджетов РФ

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации. Наряду с классификацией доходов бюджетов существует и классификация расходов бюджетов, покрытие которых происходит за счет налоговых сборов и неналоговых поступлений, займов и эмиссии денежных знаков. Стоит отметить, что внешние и внутренние займы выпуска денежных знаков не носят характер источника доходов бюджета, так как являются лишь источниками покрытия их дефицита. Расходные статьи бюджетов также классифицируются и состоят из определенных компонентов, по которым возможно выявить раздел, подраздел, а также виды расходов (см. таблицу 2) [5,с.84].

Структура кода классификации расходов бюджетов


В бюджетной системе Российской Федерации еще несколько лет назад выделяли несколько типов классификации расходов бюджетов, в которых была сконцентрирована информация, отражающая векторы движения денежных средств из бюджетов, экономическое содержание бюджетных расходов, а также уровни бюджетных расходов. Однако, впервые в 2008 году классификация претерпела некоторые изменения, которых не было с даты создания Бюджетного кодекса РФ — 1998 г., в связи с чем типы классификаций, соответственно и их регламентирующие статьи БК РФ, были упразднены (см. рис. 2.).


Рис. 2. Изменения в классификации расходов бюджета

Основные положения бюджетной классификации расходов изложены в ст. 21 БК РФ, которая является регламентирующим документом по формированию кода бюджетной классификации по расходным статьям. 21 Согласно ст. 21 БК РФ, классификация группирует расходы бюджетов абсолютно всех уровней, таких как: федеральный, региональный и местный, которые в свою очередь демонстрируют направления денежных средств из бюджетов на выполнение тех или иных функций государственными органами власти [2].

Расходная классификация функционального вида состоит из четырех уровней, под каждым из которых понимается определенный элемент: первый уровень — разделы, второй — подразделы, уточняющие каждый вектор расходования бюджетных средств в рамках соответствующих разделов. На третьем и четвертом уровнях происходит конкретизация расходных средств, таким образом, третий — расходные статьи целевого характера, отображающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности органов власти, четвертый — включает расходы бюджетов, которые детально описывают каждый вектор финансирования расходных статей по направлениям целевого характера [4, с. 78].


Рис. 3. Виды классификации расходов бюджета

Таким образом, общий код определенной расходной статьи бюджета субъекта Российской Федерации, в данном случае бюджета Ярославской области, будет сформирован из кодов различных уровней, преобразованный в один ряд чисел, каждое из которых будет соответствовать определенному коду распорядителя, раздела, подраздела и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, БК РФ, бюджетная классификация, бюджетная система, доход, бюджет, классификация, расход бюджетов, уровень, государственное управление.

Читайте также: