Камозин павел михайлович биография кратко самое важное

Обновлено: 05.07.2024

Камозин Павел Михайлович – заместитель командира авиаэскадрильи 269-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Черноморская группа войск Закавказского фронта), младший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 66-го истребительного авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Отдельная Приморская армия), старший лейтенант.

В армии с декабря 1937 года. В октябре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 2-го истребительного авиационного полка (в Киевском особом военном округе; город Васильков Киевской области, Украина). Летал на истребителях И-15бис и И-16.

Участник похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года в должности лётчика 2-го истребительного авиационного полка.

Участник Великой Отечественной войны: в июне – августе 1941 – оперативный дежурный штаба 44-й истребительной авиационной дивизии. Воевал на Юго-Западном фронте (июнь – август 1941). Участвовал в оборонительных боях на Украине.

С августа 1941 года в 25-м запасном авиационном полку (город Кюрдамир, Азербайджан) переучивался на истребитель ЛаГГ-3, после чего был назначен лётчиком-инструктором 25-го запасного авиаполка, который с марта 1942 года базировался в городе Аджикабул (Азербайджан). Обучил около 40 молодых лётчиков.

В октябре – декабре 1942 – командир звена 246-го истребительного авиационного полка, в декабре 1942 – мае 1943 – заместитель командира авиаэскадрильи 269-го истребительного авиационного полка. Воевал в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта (октябрь 1942 – февраль 1943) и на Северо-Кавказском фронте (февраль – май 1943). Участвовал в Туапсинской, Новороссийско-Майкопской и Краснодарской операциях.

В октябре 1943 – декабре 1944 – заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 66-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Кавказском фронте (октябрь – ноябрь 1943) и в составе Отдельной Приморской армии (октябрь 1943 – май 1944). Участвовал в Керченско-Эльтигенской и Крымской операциях.

16 ноября 1943 года его самолёт был серьёзно повреждён огнём вражеской зенитной артиллерии. Совершил вынужденную посадку на нейтральной полосе.

С декабря 1944 – заместитель командира авиаэскадрильи 101-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на 2-м Белорусском фронте (декабрь 1944 – март 1945). Участвовал в Млавско-Эльбингской и Восточно-Померанской операциях.

С декабря 1946 – пилот, а в сентябре 1947 – августе 1952 – заместитель командира 204-го авиаотряда спецприменений по лётной службе (Московское управление ГВФ; город Брянск). Пилот 3-го класса (1947). В августе 1952 – марте 1955 – заместитель командира авиаэскадрильи по лётной службе в 170-м авиаотряде спецприменений ГВФ (город Брянск), в марте 1955 – апреле 1957 – заместитель командира 189-го авиаотряда ГВФ по лётной части (город Брянск). Участвовал в проведении сельскохозяйственных работ и аэрофотосъёмки на самолётах По-2 и Як-12.

После ухода с лётной работы трудился диспетчером службы движения в 189-м авиаотряде ГВФ и диспетчером отдела перевозок Брянского аэропорта. В 1970–1979 – инструктор тренажёра в Брянском объединённом авиаотряде.

Жил в городе Брянск. Умер 24 ноября 1983 года. Похоронен в Брянске на Центральном кладбище Советского района.

Награждён орденом Ленина (01.05.1943), 2 орденами Красного Знамени (23.03.1943; 21.11.1943), орденами Александра Невского (31.01.1944), Отечественной войны 1-й степени (19.12.1942), медалями.

Почётный гражданин города Брянск (17.09.1966).

Бронзовый бюст П.М. Камозина установлен в Брянске. Его именем названы улицы в Брянске, селе Отрадное Брянского района и деревне Медовка Рамонского района Воронежской области, переулок в городе Сочи (Краснодарский край). Бюст также установлен в городе Борисоглебск Воронежской области. В Брянске на доме, в котором он жил, на здании аэропорта, где он работал, а также на здании аэроклуба, в котором он учился, установлены мемориальные доски. Имя П.М. Камозина носят Брянский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ и средняя общеобразовательная школа № 11 в Брянске.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 82 боевых вылетов и участие в 23 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолётов противника (на 18 апреля 1943 года);
2) Награждён за выполнение 131 боевого вылета и участие в 56 воздушных боях, в которых сбил лично 29 и в составе группы 13 самолётов противника (на начало февраля 1944 года);
3) Согласно исследованиям М.Ю. Быкова, документальные подтверждения имеются на 34 личные и 4 групповые победы.

Воинские звания:
младший лейтенант (16.10.1938)
старший лейтенант (28.03.1943)
капитан (26.02.1944)
капитан гражданской авиации (29.06.1950)

В одном из первых боевых вылетов – 7 октября 1942 года П.М. Камозин одержал тройную победу, сбив в районе Туапсе три Ме-109. За первый месяц боёв он сбил четыре неприятельских самолёта. Несколько раз ему довелось вылетать на боевые задания вместе с подполковником Д.Л. Каларашем – известным в довоенное время лётчиком-испытателем, виртуозным истребителем в годы войны, посмертно удостоенным звания Героя Советского Союза.

С конца 1944 года Павел Михайлович неоднократно вылетал на боевые задания в паре с младшим лейтенантом В.В. Масловым.

Он выжил в самолёте при падении с высоты когда у него отказал двигатель , а также сбил транспортный самолёт с немецкими генералами в новый год! А теперь более подробно о легендарном лётчике асе!

Именно про таких Героев нужно снимать фильмы!

Биография

Камозин Павел Михайлович - лётчик-истребитель, родился 3 июля 1917 г. в городе Бежица (ныне район города Брянска).
В 1931 г. окончил 6 классов и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал слесарем на заводе "Красный Профинтерн" (сегодня ОАО "Брянский машиностроительный завод"), с 1934 г. учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1937 г.
В 1938 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Война

Великую Отечественную войну Камозин встретил в Киевском особом военном округе, преобразованном в Юго-Западный фронт. Свой первый боевой вылет на истребителе "И-16" он совершил на второй день войны, 23 июня 1941 г. Ранение в ступню навылет - печальный результат боевого крещения будущего воздушного аса…

Вместе со своей частью он направляется переучиваться на истребители "ЛаГГ-3" , становится инструктором и возвращается на фронт лишь через год…

Свой первый боевой вылет в составе 246-го истребительного авиаполка 236-й истребительной авиадивизии 5-й Воздушной армии Закавказского фронта командир звена, младший лейтенант Камозин ознаменовал победой. В воздушном бою на туапсинском направлении, под Шаумяном, он сбивает гитлеровский истребитель "мессершмитт" - "Ме-109", а в первый месяц боёв им были уничтожены четыре вражеских самолета, среди которых вооружённый четырьмя пушками и шестью пулеметами бомбардировщик "дорнье" - "Do-217". Боевое мастерство молодой лётчик постигает у такого виртуозного истребителя, как майор Калараш Д.Л., с которым он неоднократно вылетал на боевые задания. А после его гибели, в ноябре 1942 г., Камозин сбивает в одном бою сразу три "мессершмитта": два 109-х и 110-ый…

К концу апреля 1943 г. заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиаполка младший лейтенант Камозин. совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.


Первая звезда Героя

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1148).

Находясь в запасном полку, старший лейтенант Камозин П.М. осваивает американский истребитель Р-39 "Аэрокобра", после чего получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной авиадивизии 4-й Воздушной армии, где вскоре становится командиром эскадрильи. В первом же бою в этом полку, пилотируя "аэрокобру", П.М. Камозин сбивает самолёт-разведчик "раму" - "фокке-вульф" ("FW-189"), но и его истребитель получает серьёзные повреждения от огня вражеских зенитных орудий, отважный лётчик сажает свой самолёт на нейтральную полосу, возле окопов боевого охранения советских войск.

Сбил самолёт с немецкими генералами

В сражениях за город русской славы - Севастополь лётчики "Камозинской" эскадрильи сбили 64 вражеских самолёта, 19 из которых записал на свой боевой счёт её командир. 31 декабря 1943 г. Камозин с ведомым Ладыкиным вылетели на разведку. Возвращаясь на свой аэродром, в районе над селом Семь Колодезей они заметили транспортный самолёт, сопровождаемый шестью истребителями "Ме-109". Камозин принимает решение - атаковать с ходу и на максимальной скорости устремляется к цели, сбивая очередью транспортный самолёт… Когда Крым был освобождён от оккупантов стало известно, что на борту этого самолёта находилось 18 немецких генералов, которые везли с собой награды и новогодние подарки для вручения своим солдатам и офицерам…

К середине лета 1944 г. командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка капитан Камозин совершил 131-й успешный боевой вылет, участвовал в 56 воздушных боях, в которых лично сбил 29 самолётов противника и 13 в составе группы.

Вторая Звезда Героя

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 г. Камозин Павел Михайлович награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 23).

Из советских лётчиков-истребителей, принявших участие в боях за Керченский полуостров с осени 1943 по весну 1944 года, наиболее известен командир эскадрильи 66-го истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин. За годы войны он одержал 34 личные и как минимум 4 групповые победы, из которых большая часть пришлась на бои за Керчь.

Говорят, под Новый год что ни пожелается…


Согласно докладу лётчиков, в результате немецкая машина рухнула в пяти километрах восточнее посёлка Мескечи (ныне Песочное, северо-западнее станции Ташлы-Яр, она же Зелёный Яр). Лётчики успели увидеть вражеский самолёт горящим на земле, после чего вступили в бой с зазевавшимися было немецкими истребителями, произведя две атаки на виражах. Однако, находясь далеко от своей территории и имея другую задачу, советские лётчики предпочли не ввязываться в затяжной бой и ушли в облака, взяв курс на свой аэродром.

В настоящее время достоверно известно, что в декабре 1943 года в районе Крымского полуострова не погиб ни один генерал вермахта. Более того, представляется совершенно невероятным, что в радиусе действия советских истребителей в одном самолёте могло лететь такое количество высокопоставленных офицеров. Если отбросить фантастическую легенду о погибших генералах, то победа могла бы иметь под собой вполне реальные основания, учитывая, что советские лётчики произвели по транспортнику в общей сложности три атаки и израсходовали немалую часть боекомплекта. Настораживает лишь пассивность сопровождающих немецких истребителей, позволивших паре Камозина трижды беспрепятственно атаковать транспортную машину. Также в оперативных документах почти ничего не сказано об оставшейся четвёрке лётчиков группы Камозина, хотя они могли продолжить выполнять разведку и не видеть падение немецкого транспортника.

​Лётчики 66-го ИАП, слева направо: командир эскадрильи капитан Павел Михайлович Камозин, лётчик младший лейтенант Алексей Васильевич Владыкин (курсантское фото) и начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан Фёдор Александрович Капустик (послевоенное фото). Постоянный ведомый Камозина Алексей Владыкин был результативным лётчиком, одержавшим на момент своей гибели 12 января 1944 года пять личных побед и одну в группе, на счету Фёдора Капустика к концу войны было 10 личных побед - Генералы, графы и капитан Камозин | Warspot.ru

Лётчики 66-го ИАП, слева направо: командир эскадрильи капитан Павел Михайлович Камозин, лётчик младший лейтенант Алексей Васильевич Владыкин (курсантское фото) и начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан Фёдор Александрович Капустик (послевоенное фото). Постоянный ведомый Камозина Алексей Владыкин был результативным лётчиком, одержавшим на момент своей гибели 12 января 1944 года пять личных побед и одну в группе, на счету Фёдора Капустика к концу войны было 10 личных побед

Любопытно, что в итоге личная победа была записана на счёт старшего лейтенанта Камозина, хотя по факту он атаковал и сбил вражескую машину в паре с ведомым младшим лейтенантом Владыкиным. Что касается сохранившихся немецких данных о потерях, то в них подходящий транспортный или другой подобный самолёт в нужном районе и в нужную дату не значится. Возможно, атакованная немецкая машина лишь получила незначительные повреждения и благополучно совершила посадку, поэтому в список потерь не попала, либо потеря попала в сводки за 1944 год, которые сохранились далеко не в полном объёме.

Однако рассмотрим описанный Реймерсом и другими авторами поединок немецкого и советского асов — ведь, по всем законам литературного жанра, противники не могли не встретиться. В отечественных публикациях описание боя, в котором Камозину удалось сбить опытного врага, выглядит следующим образом:

Анализ всех боёв Павла Камозина в Крыму после 31 декабря 1943 года по оперативным документам 66-го ИАП и 329-й ИАД даёт понять, что литературный эпизод вполне соотносится с реальным воздушным боем. Он состоялся 27 января 1944 года над восточной частью Керченского полуострова.

​Эскадрилья Павла Камозина (в центре) после окончания боёв за Крым и пополнения. Богодухов, Украина, лето 1944 года - Генералы, графы и капитан Камозин | Warspot.ru

Эскадрилья Павла Камозина (в центре) после окончания боёв за Крым и пополнения. Богодухов, Украина, лето 1944 года

​Немецкие лётчики-истребители из группы I./JG 52, лето 1944 года. Крайний справа — унтер-офицер Антон Реш - Генералы, графы и капитан Камозин | Warspot.ru

Немецкие лётчики-истребители из группы I./JG 52, лето 1944 года. Крайний справа — унтер-офицер Антон Реш

Необъявленная охота за Камозиным

​Хельмут Липферт принимает поздравления после очередного результативного вылета. В своих мемуарах он оставил подробное описание поединка с Павлом Камозиным 5 декабря 1943 года, отдав должное мастерству соперника - Генералы, графы и капитан Камозин | Warspot.ru

Хельмут Липферт принимает поздравления после очередного результативного вылета. В своих мемуарах он оставил подробное описание поединка с Павлом Камозиным 5 декабря 1943 года, отдав должное мастерству соперника

Автор благодарит Матти Салонена и Алексея Пекарша за данные, использованные в работе над статьёй. Фото из коллекции автора и Алексея Пекарша.

Генералы, графы и капитан Камозин Чтобы помнили, Павел Камозин, Длиннопост

Из советских лётчиков-истребителей, принявших участие в боях за Керченский полуостров с осени 1943 по весну 1944 гг., наиболее известен командир эскадрильи 66-го истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин. За годы войны он одержал 34 личные и, как минимум, 4 групповые победы, из которых большая часть пришлась на бои за Керчь.

Говорят: под новый год, что ни пожелается…

Генералы, графы и капитан Камозин Чтобы помнили, Павел Камозин, Длиннопост

Согласно докладу лётчиков, в результате немецкая машина рухнула в пяти километрах восточнее посёлка Мескечи (ныне Песочное, северо-западнее станции Ташлы-Яр, она же Зелёный Яр). Лётчики успели увидеть вражеский самолёт горящим на земле, после чего вступили в бой с зазевавшимися было немецкими истребителями, произведя две атаки на виражах. Однако, находясь далеко от своей территории и имея другую задачу, советские лётчики предпочли не ввязываться в затяжной бой и ушли в облака, взяв курс на свой аэродром.

Генералы, графы и капитан Камозин Чтобы помнили, Павел Камозин, Длиннопост

Лётчики 66-го ИАП, слева направо: командир эскадрильи капитан Павел Михайлович Камозин, летчик младший лейтенант Алексей Васильевич Владыкин (курсантское фото) и начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан Федор Александрович Капустик (послевоенное фото). Постоянный ведомый Камозина Алексей Владыкин был результативным летчиком, одержавшим на момент своей гибели 12 января 1944 года пять личных побед и одну в группе, на счету Федора Капустика к концу войны было 10 личных побед.

Любопытно, что в итоге личная победа была записана на счёт старшего лейтенанта Камозина, хотя, по факту, он атаковал и сбил вражескую машину в паре с ведомым младшим лейтенантом Владыкиным. Что касается сохранившихся немецких данных о потерях, то в них подходящий транспортный или другой подобный самолёт в нужном районе и в нужную дату не значится. Возможно, атакованная немецкая машина лишь получила незначительные повреждения и благополучно совершила посадку, поэтому в список потерь не попала, либо потеря попала в сводки за 1944 год, которые сохранились далеко не в полном объёме.

Рассмотрим описанный Реймерсом и другими авторами поединок немецкого и советского асов – ведь, по всем законам литературного жанра, противники не могли не встретиться. В отечественных публикациях описание боя, в котором Камозину удалось сбить опытного врага, выглядит следующим образом:

Анализ всех боев Павла Камозина в Крыму после 31 декабря 1943 года по оперативным документам 66-го ИАП и 329-й ИАД даёт понять, что литературный эпизод вполне соотносится с реальным воздушным боем. Он состоялся 27 января 1944 года над восточной частью Керченского полуострова.

Генералы, графы и капитан Камозин Чтобы помнили, Павел Камозин, Длиннопост

Эскадрилья Павла Камозина (в центре) после окончания боев за Крым и пополнения. Богодухов, Украина, лето 1944 года.

Генералы, графы и капитан Камозин Чтобы помнили, Павел Камозин, Длиннопост

Немецкие летчики-истребители из группы I./JG 52, лето 1944 года. Крайний справа — унтер-офицер Антон Реш.

Необъявленная охота за Камозиным

Генералы, графы и капитан Камозин Чтобы помнили, Павел Камозин, Длиннопост

Хельмут Липферт принимает поздравления после очередного результативного вылета. В своих мемуарах он оставил подробное описание поединка с Павлом Камозиным 5 декабря 1943 года, отдав должное мастерству соперника.

Несмотря на нелёгкие испытания, берегла судьба и немецкого аса Антона Реша. Вернувшись в I./JG 52 в конце мая 1944 года, Реш явно прибавил в мастерстве и к сентябрю имел уже 63 победы, но в том же месяце был сбит советской зениткой, выпрыгнул с парашютом и снова получил тяжелое ранение. Возвратившись в свою часть в 1945 году, он довёл счёт до 91 победы, хотя, по другим данным, их было всего 65. 7 апреля 1945 года лётчик был награждён Рыцарским крестом. После пребывания в советском плену Реш благополучно вернулся в Германию и умер в родном городке Штольберге в 1975 году.

Читайте также: