Архитектура при николае 1 кратко
Обновлено: 05.07.2024
– публикации статей и обзоров по актуальным вопросам современной культурологии и искусствоведения;
– содействия развитию теоретических и практических исследований в области социогуманитарного знания;
– установления и укрепления научных связей между учеными из различных регионов России и других стран.
Все статьи, поступающие в редакцию журнала, подлежат обязательному рецензированию. Решение о публикации статьи принимается научной редакцией после рецензирования, учитывая ее соответствие тематике журнала, актуальность проблемы, научную и практическую новизну и значимость, качество подготовки и оформления материала. Все отправляемые статьи должны быть проверены в системе Антиплагиат. В случае отказа в публикации статьи редакция журнала направляет автору мотивированный отказ.
О знакомиться с требованиями к оформлению материалов можно в разделе "Правила". Полнотекстовые версии вышедших номеров представлены в разделе "Архив".
Контактная информация
634050, г. Томск, пр-т Ленина, 36, Томский государственный университет, Институт искусств и культуры, главный корпус, ауд. 319.
Срок публикации – от года после поступления материалов.
Все публикации в журнале (в том числе аспирантов) осуществляются на некоммерческой основе.
Рассылка экземпляров журнала производится редакцией только по подписке.
По поводу приобретения отдельных номеров журнала необходимо обращаться в ООО Позитив-НБ
по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 34а, Научная библиотека ТГУ, цокольный этаж
В начале XIX века в России продолжает господствовать классицизм, который достигает своего расцвета и становится русским ампиром.
Казанский собор
Архитектор: А.Н. Воронихин (1759-1814 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1801-1811
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Здание Биржи
Архитектор: Ж. Тома де Томон (1760-1813 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1805-1816
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Смольный институт
Архитектор: Д. Кваренги (1744-1817 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1806-1808
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Горный институт
Архитектор: А.Н. Воронихин (1759-1814 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1806-1811
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Адмиралтейство
Архитектор: А.Д. Захаров (1761-1811 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1806-1823
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Большой театр
Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1816-1824
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Исаакиевский собор
Архитектор: О. Монферран (1786-1858 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Александре II (1855-1881 гг.)
Здание Московского университета
Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.)
Место нахождения: Москва
Год строительства: 1819
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Михайловский дворец
Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1819-1825
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Здание Главного штаба и министерств
Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1819-1829
Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Николае I (1825-1855 гг.)
Здание Опекунского совета
Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1823-1826
Правитель: начало строительства при Александре I (1801-1825 гг.), завершение при Николае I (1825-1855 гг.)
Малый театр
Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)
Место нахождения: Москва
Год строительства: 1824
Правитель: Александр I (1801-1825 гг.)
Екатерининский институт
Архитектор: Д.И. Жилярди (1785-1845 гг.), А.Г. Григорьев (1782-1868 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1826-1827
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Здание Публичной библиотеки
Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1828
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Здание Сената и Синода (2 ракурса)
Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1829-1834
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Триумфальные ворота
Архитектор: О.И. Бове (1784-1834 гг.)
Место нахождения: Москва
Годы строительства: 1829-1834
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Александровская колонна
Архитектор: О. Монферран (1784-1834 гг.), скульптор Б.И. Орловский (1793-1837 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Годы строительства: 1830-1834
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Ансамбль Александринского театра
Архитектор: К.И. Росси (1775-1849 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
Год строительства: 1832
Правитель: Николай I (1825-1855 гг.)
Большой Кремлевский дворец
Архитектор: К.А. Тон (1794-1881 гг.)
Место нахождения: Санкт-Петербург
В 1834 году картину привезли в Петербург и выставили в Академии художеств. И тонкие знатоки живописи, и профаны, видавшие в своей жизни только лубочные картинки в трактире, толпами валили в Академию, чтобы увидеть знаменитое полотно.
Огромная картина обладала какой-то влекущей к себе волшебной силой, близкой к магии катастрофы, когда человек не может оторвать глаз от страшного зрелища грандиозного разрушения. Итак, слава прибежала на родину раньше, чем вернулся сам Брюллов, а потому он, вступив на невский берег, был уже самым популярным художником в России, хотя тогда его на улице еще никто не узнавал. Впрочем, в то майское утро Брюллов, обычно капризный и мелочный в отношении этой самой славы, был даже рад своему временному инкогнито — никто не мешал ему рассматривать родной город, который за эти годы разлуки стал другим, даже порой незнакомым. Острый глаз художника подмечал перемены памятного ему городского пейзажа, искажение знакомых с детства перспектив. За каждым поворотом как по мановению волшебной палочки возникали неведомые прекрасные здания, казалось, стоило закрыть глаза и они, как миражи в пустыне, исчезнут.
Николаевский Петербург был не чета Александровскому, который больше походил на грандиозную стройку, на некое царство заборов, толпящихся вокруг новых сооружений. Теперь, при императоре Николае I, эти здания были закончены и уже блистали своей вечной красотой. Архитектор Карл Росси к моменту возвращения Брюллова уже несколько лет ничего не строил. Еще в 1832 году рано постаревший и больной, он отпросился в отставку и до самой смерти в 1849-м не прикасался к карандашу. Это удивительно! Казалось, что он до срока исчерпал себя до дна, разом выплеснув всю свою гениальную энергию на улицы и площади Петербурга, и, опустошенный, замер в ожидании смерти. К 1832 году он закончил не только триумфальный ансамбль Главного штаба, но и многое другое из задуманного. Вернувшегося же в Петербург Брюллова Росси потряс совершенно новым, неожиданно величественным и одновременно камерным ансамблем площади Александрийского театра. И с земли, и с высоты птичьего полета этот ансамбль и сейчас поражает гармонией самых разнообразных объемов. Это и особняком стоящий театр с квадригой лошадей в колеснице Аполлона, парящей над площадью, это и здания Публичной библиотеки со статуями античных мудрецов, свободно расположившиеся под щитом-эгидой богини Афины, а позади театра — удивительная улица из двух домов, прославленная гармонией соразмерности. Это и изящные павильоны Аничкова сада с его фонарями и решетками — все это слагается в единую, неповторимую архитектурную мелодию, в которой каждая нота на своем месте, даже памятник Екатерине, поставленный позже.
В 1839 году французу Кюстину, привыкшему к тесному уюту Парижа, анфилада петербургских площадей показалась пустырем, окруженным редкими строениями. Для русского же человека эта цепь — архитектурный символ целой эпохи великой империи.
В неразрывной слитности архитектуры и природы, в удивительном сочетании тонких северных красок и оттенков есть своя глубина, ясность и акварельное изящество.
. На Сенатской площади Брюллов взял извозчики и по самому старому на Неве наплавному Исаакиевскому мосту отправился на Васильевский остров, мимо Академии художеств, к дому родных, живших на Среднем проспекте. Как только экипаж оказался на набережной Васильевского острова, Брюллова окружили иная атмосфера, иные звуки.
Встреча с родными была радостной — все они гордились славой сына выходца из Франции резчика Поля Брюлло. Триумфом стало и его появление в Академии художеств, и встреча с ее профессорами и учениками, куда Брюллов шестилетним карапузом пришел за руку с братом Александром (ставшим потом крупным архитектором), чтобы учиться живописи.
Впрочем, вернувшись в Петербург, Брюллов не долго наслаждался отдыхом. Он стал преподавать в Академии, и в его мастерской можно было увидеть людей знаменитых. Сюда наведывались даже царь с царицей, чтобы посмотреть, как работает Карл Великий (так звали Брюллова окружающие).
Почти всех их, как поодиночке, так и группами, можно было увидеть на том Невском проспекте, ставшем хорошо знакомым нам по гравюрам знаменитой панорамы B.C. Садовникова.
Столичная жизнь почти тотчас закрутила, увлекла Брюллова, и он частенько отправлялся со своего острова на материк — на Адмиралтейскую сторону да на Невский. Что и немудрено — тогда в этой части города жили рядом, собирались, сидели в одних салонах и кондитерских, спорили, дружили, ссорились необыкновенно талантливые люди: Пушкин, Гоголь, Глинка, Жуковский, Крылов, Тропинин, Вяземский, Одоевский и многие другие.
Город при Николае I пережил два потрясения. Одно из них было страшным, другое — удивительным. Страшным событием стал пожар Зимнего дворца в ночь на 17 декабря 1837 года, вспыхнувший в неисправном дымоходе одной из дворцовых печей. Зрелище грандиозного, видимого со всех концов города пожара было похоже на ожившую картину Брюллова.
В непроглядной зимней тьме ярко полыхал царский дворец, и огромная молчаливая толпа зевак стояла на морозе все 30 часов, пока длился пожар.
Дворцовая площадь, оцепленная плотным кольцом солдат, вся была заставлена мебелью, зеркалами, редкими картинами, скульптурами, светильниками и прочими баснословными богатствами, вынесенными наспех из дворца. Благодаря мужеству солдат и толковому руководству самого императора Николая удалось спасти многие воинские реликвии: знамена гвардейских полков, картины Военной галереи 1812 года, утварь дворцовых церквей,убранство царских покоев. А с помощью возведенной кирпичной перегородки удалось отбить у огня сокровищницу мирового искусства — Эрмитаж. Когда пожар стих, перед людьми предстало страшное зрелище — обгорелые стены, обрушившиеся потолки и перекрытия, чад и вонь тлеющих обломков. Восстановление дворца началось почти сразу же после катастрофы. Основная тяжесть реставрационных работ легла на архитекторов
А сколько ведь до этого было разговоров о невозможности появления железных дорог в России — как же выдержат рельсы лютые русские морозы? Но все пошло благополучно, железнодорожное строительство развернулось вовсю, и 18 августа 1851 года из Петербурга в Москву ушел первый царский поезд — сам государь решил опробовать новую дорогу, ставшую важнейшей магистралью России на столетия.
Такими же далекими от Невского казались не только Выборгская сторона, Охта, но и Петербургская сторона. Ее сонное существование ничто не тревожило, и она оживала только в те часы, когда по Каменноостровской дороге на Острова — место модных гуляний богатых петербуржцев — мчались нарядные коляски. Казалось, что это вовсе не Петербург, а дальний, провинциальный городок.
Но гром полуденной пушки, залпы и отсветы салютов и фейерверков напоминали, что это хотя и окраины, но все-таки окраины столицы Российской империи, города воинской славы.
Впрочем, петербуржцы этого не забывали ни на минуту.
Приближение индустриальной эпохи уже чувствовали многие. Ампирный Петербург уходил в прошлое, постепенно менялись вкусы, у людей появлялись новые запросы, шум европейской промышленной революции долетал до Петербурга, появлялись новые машины, новые материалы, новые технические идеи.
Рамки строгого ампира становились тесны зодчим -наступала эпоха, когда архитектор хотел выбирать стиль по своему вкусу. Монферран упорно заканчивал классический Исаакиевский собор, но в своих проектах на будущее мысленно обращался к образцам Возрождения — даже для него время ампира уходило.
Александр I и Николай I: имперское градостроительство
При Александре I и Николае I архитектура стала инструментом, выражающим имперские идеи. Разберемся, как проходило строительство Российской империи и подведем итоги урока.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
1. Наполеон-воин: Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту, Антуан-Жан Гро, 1796–1797, Эрмитаж; Наполеон-император: Наполеон на императорском троне, Жан Огюст Доминик Энгр, 1806 г., Лувр; Наполеон-законодатель: Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри, Жак-Луи Давид, 1812, Национальная галерея искусства, Вашингтон — последний портрет Давиду заказал шотландский любитель искусства: для Шотландии Наполеон интересен не как герой и полководец, а как мыслитель и государственный деятель.
2. Карта Европы в 1812 году
3. Кодекс Наполеона
4. Триумфальная арка, арх. Жан-Франсуа Шальгрен, Париж, 1806–1836
5. Арка Веллингтона, арх. Децимус Бертон, Лондон, 1825–1830
6. Триумфальные ворота, арх. Осип Бове, Москва, 1829–1834
Архитектура помогала Александру I и Николаю I строить Российскую империю. Для начала выясним, что такое вообще империя.
💭 Давайте вспомним о воображаемых сообществах. До этого мы наблюдали, как с помощью разных инструментов Петр I, Елизавета и Екатерина II формировали новую Россию как воображаемое сообщество.
🇫🇷 Во время Великой французской революции появляется понятие политической или гражданской нации. Это сообщество, которое объединено политической лояльностью. Французы — это те, кто за революцию, а не те, кто живет во Франции (из них многие воюют против), кто говорит на французском языке (многие уехали из страны), и тем более, не поданные короля Людовика (его казнили).
👑 Наполеон идет еще дальше. Он видит империю как двигатель Просвещения, а себя как продолжателя благородных идей революции, который распространяет их дальше и дальше. Один из важных шагов — Кодекс Наполеона, новаторская юридическая работа, регулирующая гражданские отношения между всеми людьми. Он соответствовал новому времени, а не традициям Франции, был ориентирован на многие новые идеи, на развивающийся капитализм. Он не делал различий между людьми — ему должны были подчиняться все, от простого гражданина до императора. Сегодня Кодекс лежит в основе большинства европейских стран, которые входили в сферу влияния Наполеона.
🏛 Любовь к имперским атрибутам выражается и в архитектуре. В первую очередь, через триумфальные арки — древнеримскую типологию, которую любили во все времена. Три из них связаны с наполеоновскими войнами. Первую начал строить сам Наполеон, но его триумф сменился поражением — и арку доделали позже. Вторую поставили в честь Веллингтона в Лондоне — отметить победу над Наполеоном. Триумфальная арка в Москве тоже посвящена этому. Одна архитектурная форма, посвященная одним событиям, — и совершенно разный контент, потому что империя — универсальная идея. Люди активно создают имперский миф.
🏛 Неоклассицизм возник под воздействием новых знаний об античности и нового отношения к ней, которое развивалось в середине XVIII века благодаря археологическим открытиям. Немецкий ученый Иоганн Иоахим Винкельман, написавший множество работ об античной архитектуре и искусстве, пытался ответить на вопрос, кто значимее: греки или римляне? Винкельман считал, что греки. В архитектуре и не только они воплощали в материи высокий идеал, платоновские идеи, находили для всего идеальную форму. Это же стало целью неоклассицизма.
⚪️ Пример поиска идеальной формы — церковь Святой Женевьевы архитектора Жака-Жермена Суффло, которую во время революции назвали Пантеоном. Храм составлен из двух простых фигур и простой декорации. Большой масштаб подчеркивается ясной формой.
🏜 Большую лепту внес египетский поход Наполеона. Он заново открыл Египет, знакомый многим только по книгам: появились новые зарисовки и гравюры, коллекции древностей. Это усилило интерес к масштабной и простой геометрии. Возник новый подход к истории и ее прочтению.
🧩 Архитекторов эпохи Александра и Николая интересуют не отдельные здания, а городские ситуации. Они используют здания, обычно довольно крупные, чтобы создать площадь, проход, вид. Их адресат — не какая-то практическая нужда (может быть здание с любой функцией) или воля владельца (они не ориентированы на какого-то конкретного властителя или владельца здания), а сам город. Он, как империя, больше всех своих жителей.
На плане 1840 года эти значимые фрагменты жирно подчеркнуты, и мы хорошо видим, как они взаимодействуют с пространством. Вот несколько примеров 👇
⬜️ Дворцовая площадь. Было много попыток придумать, что должно происходить перед Зимним дворцом — главной резиденцией императоров, развернутым в сторону другого главного объекта Петербурга — Невы. Кто-то предлагал замкнутую ситуацию, кто-то обращался к Зимнему как к главному событию в этом пространстве. Точку поставил Карл Росси: он создал площадь, организованную как бы вокруг себя самой: арка генерального штаба связывает ее с Невским, колонна фиксирует центр, Зимний не становится точкой назначения, а провожает нас дальше, к Неве. Здесь можно быть императором, выходящим из дворца, военачальником, выезжающим из арки, или простым горожанином — все чувствуют себя на площади одинаково.
⛪️ Казанский собор. Здесь главное — полукруглая колоннада. Самого собора практически не видно, только его купол и портик, который выходит на площадь как часть колоннады. Зато возникает объект, который создает два очень интересных пространства. Его сравнивают с площадью Св. Петра в Риме, но есть важное отличие: там площадь и колоннада ведут к собору как к главному событию, а в случае с Казанским собором цель другая — город и взаимоотношения с ним.
⚓️ Адмиралтейство. Осип Мандельштам писал о нем: В столице северной томится пыльный тополь. // Запутался в листве прозрачный циферблат, // И в тёмной зелени фрегат или акрополь // Сияет издали, воде и небу брат. В версии архитектора Андреяна Захарова это уже не просто учреждение и яркий городской акцент, а памятник самому себе и всей истории русского флота. Об этом говорят и скульптуры (их делали Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, Артемий Анисимов, Феодосий Щедрин), которые стали частью его образа: Сердито лепятся капризные Медузы, // Как плуги брошены, ржавеют якоря, // И вот разорваны трех измерений узы // И открываются всемирные моря!
🎨 Площадь искусств. Пример важного, хотя и не перворазрядного пространства. Спокойная квадратная площадь, у которой все фасады осмыслены с главным акцентом — Михайловским дворцом. Создает целостное гармоничное пространство.
🎭 Улица Зодчего Росси. Оформляет проход рядом с театром и тоже представляет собой целостное архитектурное пространство, к которому внутренности этих домов не имеют отношения. Перспектива колоннад, замыкаемая театром, имеет самостоятельную ценность.
Читайте также: