Диалог с экраном кратко
Обновлено: 02.07.2024
Меню сайта
  Энциклопедия по теории кино
Новая энциклопедия хотела стать разговорником
В таллиннском издательстве "Александра" вышла книга Юрия Лотмана и Юрия Цивьяна "Диалог с экраном". Как известно, Лотман ранее издавал работы по семиотике кино, Цивьян два года назад выпустил монографию о том, как воспринимался кинематограф зрителем начала века: в обоих случаях речь идет о текстах, ставших в своей области классическими.
В "Диалоге с экраном" авторы объединили свои усилия для решения достаточно специфической задачи: создать научно-популярный труд, подробно разъясняющий широкому читателю основные категории теории десятой музы. Демонстрируя свойственный структурализму просветительский пафос, они написали что-то вроде маленькой энциклопедии. Трюк, план, кадр — бывают таких-то и таких-то видов, что читатель мог видеть в таких-то и таких-то фильмах. Энциклопедичность в монографическом исследовании, однако, чревата определенной поверхностностью и однообразием повествования. Структурализм же, когда задача его упрощена — когда он ориентирован на широкую публику, а следовательно, не может просто демонстрировать технику, — слишком явственно обнажает необязательность своих высказываний.
". Таковы свойства искусства вообще. Однако, вероятно, нигде они не проявляются с такой силой, как в кинематографе" — не менее пяти раз за книгу Лотман и Цивьян прибегают к этой фигуре речи: такое-то свойство присуще всей культуре, но в кино этого свойства больше. О качественной же специфике кино разговора практически не заходит. Между тем в книге постоянно появляются интересные локальные культурологические сюжеты, подробная разработка которых могла бы быть читателю даже более полезной, чем голый, неидеологизированный перечень. Такой, скажем, сюжет: улучшение качества фильма с течением лет. Многим сегодняшним зрителям нравится старое кино потому, что они приписывают его авторам отказ от цвета и звука: черно-белость и немота воспринимаются как сильные художественные приемы.
Такие мелочи мгновенно выключают автоматизированное восприятие искусства и приводят в действие механизм сопереживания — здесь, кстати, появляется и повод для громких слов и парадоксальных высказываний: само Время, трактуемое обычно как безжалостный пожиратель ценностей, может превратить рядовую фильму начала века в шедевр. И тем трогательнее выглядят на этом фоне фигурки живых людей, часто и не помышлявших о памяти поколений, а просто устраивавших задорный и коммерчески успешный аттракцион.
История кино — не только знаменитые режиссеры и фильмовые дивы, но и, допустим, первые киномеханики, коих в России поголовно именовали Митьками (как всех извозчиков звали Ваньками) и кои сами выбирали скорость вращения рукоятки: в смешных местах — побыстрее, в трагических — помедленнее. И, конечно, первые зрители ленты "Прибытие поезда. ", разбегавшиеся в ужасе при виде летящего с экрана смертоубийственного паровоза. И критик В. Стасов, вообразивший себя при этом же зрелище Анной Карениной и пришедший по этому поводу в метафизический восторг. Хороший повод для конкретного эстетического или идеологического анализа: как же должен был любить этот человек русскую литературу, чтобы представить себя на рельсах вместо героини Толстого!
Но для того, чтобы понять собеседника, надо знать его язык. И эта книга может быть определена как букварь киноязыка, первые уроки языка кинематографа. И как всякий букварь состоит из изложения основ азбуки и рассказов для чтения, предполагаемая книга также включает в себя элементы азбуки киноязыка и рассказы из истории кинематографа. Это начальная книга для тех, кто хочет говорить с экраном и понимать его язык. Но у читателя могут возникнуть недоуменные вопросы. Например, если экран собеседник, то он должен вести со мной — лично
Понимать — это значит любить, стремиться к пониманию. Не случайно один из исследователей первого данного людям языка общения — языка жестов, касаний, мимики и восклицаний, с помощью которого грудной младенец общается с кормящей его матерью, — отмечал, что стимулом к возникновению такого языка являются любовь и порыв к общению. И любовь к кинематографу — важное условие понимания киноискусства. Но одной любви мало: необходимы еще и знания, Можно любить кино, часто посещать сеансы и при этом получать удовольствие от средних, не требующих умственного напряжения, бездумных комедий и детективов с привычными штампами, героями и сюжетами. В этом нет ничего предосудительного. Но высокое искусство — будь то серьезная музыка, серьезная литература или серьезный кинематограф — требует понимания, которое дается знанием законов данного искусства, и вкуса, приобретаемого ценой художественного воспитания.
оформить занавес в виде ставней, а просцениум — в форме гигантского подоконника. Чем отличаются хроникальные фильмы от художественных? — рассуждали газеты в эпоху немого кино. Только тем, что хроника — это когда смотришь в окно из квартиры на улицу, а художественный — когда тайком заглядываешь в чужие окна. В 1914 году Валерии Брюсов, сидя у окна, написал:
Мир шумящий, как далек он, Как мне чужд он! но сама Жить проводит мимо окон, Словно фильмы синема.
НЕСКОЛЬКО ИСХОДНЫХ ПОНЯТИЙ Кино и жизнь
и даже для каждого из нас в отдельности мы отнюдь не можем сказать, что будет через несколько минут.
Уже в зеркале изображение перевертывается. Левое делается правым, правое — левым. Между тем, по самым основным и глубоко лежащим представлениям человека, общим для всех культур, верх и низ, правое и левое неравнозначны. Правое связывается с правильным, устойчивым, прямым, левое — с коварным, лживым. Поменяй правое на левое — и изменятся отношения истинного и неистинного, мужского и женского, реального и нереального. Зеркало не случайно фигурирует в двух обликах — как правдивое (оно очень часто в старой иконологии — символ богородицы) и как лживое (это древнейший магический предмет общения с потусторонней силой). Уже сам момент удвоения таит в себе некоторый сложный смысл. И кинематограф, как будто бы выросший из такого удвоения, из фотографической возможности остановить и удвоить момент, уже таит в себе не только адекватность, но и неадекватность. И вот тут выясняется, что обе эти стороны в процессе художественного построения дополняют друг друга.
Видя, что герой в историческом фильме надел гусарские шта-
Итак, в самом начале мы сталкиваемся с противоречием: самое реальное из искусств оказывается и самым иллюзорным. Это противоречие, как мы увидим, составляет одну из глубинных сущностей искусства кино.
Каждое произведение искусства имеет автора (или авторов), принадлежащего определенной эпохе, носителя определенных идей, представлений, замыслов, психологии, и материал, из которого оно сделано. Материалом статуи будет камень или глина, гипс, бетон, материалом музыки — звуки различных инструментов и человеческого голоса, материалом поэзии — слово. Что же является материалом кино? Прежде всего — актер, человек, который играет другого человека. В этом отношении кино подобно театру. Сходство их закреплено не только тем простым фактом, что сплошь и рядом мы видим на сцене и на экране лица одних
Между актером и зрителем в кино стоит важный посредник — фотография. Это резко меняет природу искусства. Уже материал театра — человек — создает для зрителя двусмысленную ситуацию: мы видим на сцене живого человека, мы знаем, что такое
Кто играет в зале кинотеатра?
1 Словарь русского языка: В 4 т. М. 1985. Т. 1. С. 628629.
лодя лег на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что и нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.
. Но для того, чтобы понять собеседника, надо знать его язык. И эта книга может быть определена как букварь киноязыка, первые уроки языка кинематографа. И как всякий букварь состоит из изложения основ азбуки и рассказов для чтения, предполагаемая книга также включает в себя элементы азбуки киноязыка и рассказы из истории кинематографа.
Это начальная книга для тех, кто хочет говорить с экраном и понимать его язык.
Высокое искусство — будь то серьезная музыка, серьезная литература или серьезный кинематограф — требует понимания, которое дается знанием законов данного искусства, и вкуса, приобретаемого ценой художественного воспитания.
Книга "Диалог с экраном", написанная Юрием Цивьяном в соавторстве с Юрием Михайловичем Лотманом, стала за эти годы классикой. Названия разделов говорят сами за себя: "Кино и его предшественники", "Зарождение киноязыка", "Зарождение киностиля", "Элементы киностилистики", "Психология кино". Однако не следует думать, что речь идет о трактате, написанном сухим языком - напротив, язык книги живой, а описания изобилуют примерами из десятков, если не сотен кинокартин, как известных, так и прочно забытых.
Ключевое слово книги - диалог. Новое издание - это диалог с диалогом. Что изменилось бы, будь эта книга написана сегодня, двадцать лет спустя?…
Лучшая подборка с книгой
ne_vyhodi_iz_komnaty ne_vyhodi_iz_komnaty создала в подборках
Интервью,биографии актёров, режиссеров, деятелей кино + книги о кинопроизводстве .
2 февраля 2015 г.
Год издания: 2014
Твердый переплет, 304стр.
Формат: 175x240
Подборки
ne_vyhodi_iz_komnaty ne_vyhodi_iz_komnaty создала в подборках
Интервью,биографии актёров, режиссеров, деятелей кино + книги о кинопроизводстве .
2 февраля 2015 г.
Теория и история киноискусства
13 ноября 2011 г.
Похожие книги
Читайте также: