Теория аномии кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

(гр. а — отрицательная частица, nomos — закон) — понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм . При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение , новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе социально декларируемые образцы поведения, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления А., затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи.

— Понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения поведения отклоняющегося: самоубийств, апатии, разочарования и пр. Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры — прежде всего в плане норм этических — при достаточно резкой смене общественных идеалов и морали. Определенные группы социальные перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, отчуждаются; членами этих групп отвергаются и прежние, и новые социальные нормы и ценности, в том числе — социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения целей — индивидуальных или общественных — выдвигаются собственные средства, в частности противоправные. Проявления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Теоретический конструкт, служащий для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование).

Разрушение социальных предписаний и запретов. Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

Luces S. Alienation and anomie // Philosophy, politic and society. Series 3. Oxford, 1967 Merton R.K. Social Theory and social structure. Glencoe (Ill.), 1957 Fischer A. Die Entfremdung des Menschen in einer heilen Gesellschaft

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

1. А. (англ. anomia; от греч. an — отрицание + onyma — имя) — частичная или полная утрата способности вспоминать имена собственные. Термин применяется в случае амнестических синдромов, но не к случаям забывания имен, часто встречающимся у вполне нормальных людей.

2. А. (фр. anomie — отсутствие закона; англ. anomie или anomy) — социологический термин, введенный Э. Дюркгеймом, для понятия о таком состоянии общества, когда многие его члены утрачивают уважение и доверие к существующим нормам, ценностям, институтам, что характерно для периодов смут и перестроек. См. Девиантное поведение.

3. Гипотетическая стадия в развитии человеческого общества, на которой отсутствуют нормы и ценности, регулирующие поведение и жизнь людей в коллективе; предполагалось (напр. С. И. Гессен), что человечество, в общем, проходит 3 стадии развития: А., гетерономии и автономии. Аналогичные 3 стадии предполагаются и в моральном развитии ребенка. (Б. М.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

АНОМИЯ (с. 43) (от греческого а - отрицательная частица + nomos - закон) — понятие социологии и социальной психологии, означающее различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества. В последние годы данный термин все чаще употребляется психологами, в частности - для характеристики социальной ситуации развития подрастающего поколения, поскольку явления аномии, затрагивая в определенных (кризисных) условиях все слои общества, особенно сильно действуют в отношении молодежи. Анализ ситуации, определяемой этим термином, позволяет глубже понять многие психологические проблемы, характерные для современных подростков и юношества (и не только для них).

Вслед за Дюркгеймом многие ученые стремились освоить методы, которые позволили бы изучать, что же происходит с отдельными людьми, живущими в обществе с высокой степенью аномии.

Среди прочих это попытался сделать американский исследователь Лео Сроул, поставивший своей задачей раскрыть психологическое наполнение этого социального феномена. Через полвека после Дюркгейма, в 1951 г., Сроул нарисовал портрет своего современника - жертвы аномии. Характерные для этого персонажа переживания он сформулировал следующим образом:

5. Я все больше убеждаюсь в том, что не могу рассчитывать на дружескую поддержку со стороны моего непосредственного окружения.

Не так давно наша соотечественница Р.Фрумкина опросила большую группу россиян разного возраста, предъявив им список суждений, сформулированных Сроулом. Ни один из опрошенных даже не заподозрил, что сказано все это было полвека назад в другом конце света! Большинство, напротив, с готовностью солидаризировались практически со всеми утверждениями. Некоторое несогласие было выражено молодыми людьми по пунктам 3 и 4 - молодежь, как ей и положено, все-таки надеется на лучшее.

Возвращаясь к Дюркгейму, следует отметить, что социальную аномию он рассматривал в двух аспектах - экономическом и семейном. Первый аспект сегодня настолько очевиден, что сотни публицистов, даже не зная мудреного термина, уже подробнейшим образом его раскрыли в тысячах надрывных статей. Но и второй в психологическом плане представляется чрезвычайно важным.

Семейную аномию можно рассматривать как нарушение общественного равновесия и дисциплины, обеспечиваемых семьей и семейной моралью. В современных условиях в семье принципиально изменяются роли, которые супруги занимали ранее, трансформируются ценностные ориентиры, меняется соотношение поколений.

Одним из главных аспектов проявления аномии в семье, который следует рассмотреть более подробно, является изменение детерминанты власти. Если раньше лидирующее положение в семье занимал мужчина, то теперь все чаще роль главы семьи фактически исполняет женщина. Являясь безусловным лидером в домашней сфере, женщина, как правило, трудится наравне с мужчиной и экономически от него не зависит (а нередко бывает и наоборот). Мужчина, таким образом, лишился того социального статуса, который делал его в глазах женщины авторитетным лицом. Мужчина, в чьем сознании и даже подсознании закреплен тысячелетний опыт предков, по-прежнему склонен считать себя главой семьи и не может подчиниться женщине без того, чтобы не почувствовать себя униженным. Но при этом он не прилагает необходимых усилий для того, чтобы упрочить свое пошатнувшееся положение в семье.

Опосредованное действие данной проблемы проявляется, во-первых, в том, что мужчина теряет авторитет не только в глазах женщины, но и в глазах ребенка, во-вторых - в факте дисгармоничного развития этого ребенка, чреватом, говоря словами Э.Эриксона, тяжелым кризисом идентичности.

Неутешительным для психологов является тот вполне очевидный факт, что для разных людей последствия аномии проявляются неодинаково - одни оказываются к ним более устойчивы, чем другие. В самых сложных условиях опускаются далеко не все, хотя явления моральной деградации и эмоционального упадка наблюдаются очень широко. В этой связи представляются весьма перспективными исследования того, какого рода личности оказываются наиболее жизнеспособны в условиях общественной аномии? Каковы те качества, которые позволяют им в этих условиях, даже в отсутствие впечатляющих утилитарных достижений, сохранять душевную гармонию и целостность? И каковы средства психологической помощи и поддержки тем слабым людям, которые не справляются с непосильной для них нагрузкой?

Конструктивные ответы на эти вопросы явились бы не только ценным вкладом в психологическую науку, но и важным общественно полезным делом.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

больному трудно искать нужные слова, что приводит к косноязычию и общему замедлению речи. Затрудненная артикуляция: неправильное произношение слов, когда звуки часто бывают расположены в неверном порядке.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм).

Аномия — это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. Прежние нормы уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

Взгляды Э.Дюркгейма на девиантное поведение способствовали переключению внимания ученых с объяснений, в основе которых – индивидуум, на социальные факторы.

Идея аномии общества получила дальнейшее развитие в работах американских социологов Т.Парсонса и Р.Мертона. По мнениюТ. Парсонса, аномия - это "состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения". Согласно этому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.

Р.Мертон модифицировал понятие аномии, отнеся его к напряженности, возникающей в поведении человека, оказавшегося в ситуации, когда общепринятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Р.Мертон считал, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными средствами), с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограниченны. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью легальных общественно одобряемых средств (качестве последних официально признаются такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в процветающую фирму), он может прибегнуть к использованию незаконных средств, не одобряемых обществом (таких, например, как торговля наркотиками, рэкет, обман, подлог или воровство) Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.




Первый из них - конформизм, т.е. пассивное приспособление к существующему порядку вещей. Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижение материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Большинство членов общества, которые не хотят осуществлять отклонение от общепринятых норм поведения, склонны к конформному поведению, поэтому подобное поведение составляет опору стабильного общества.

Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Такие люди способны торговать наркотиками, подделывать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбойных ограблениях или заниматься проституцией, вымогательством, шантажом. Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту.

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Такие индивиды порывают со своим социальным окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, например радикальные общественные движения. Такая целеустановка характерна для некоторых молодежных субкультур, и революционных движений, она может реализоваться в политических преступлениях.

Однако критики теории Мертона указывают, что, во-первых, он упускает из виду процессы социального взаимодействия, посредством которых люди формируют свои представления о мире и планируют свои поступки. Мертон описывает нарушителей социальных норм как индивидуалистов — людей преимущественно самодостаточных, вырабатывающих для себя решения по выходу из стрессовых ситуаций без учета поступков окружающих. Во-вторых, не всякое девиантное поведение можно объяснить разрывом между целями и средствами. Мертон рисует картину американского общества, в котором, по его мнению, существует консенсус между базовыми ценностями и целями. Но его критики утверждают, что американскому обществу с множеством субкультур свойствен плюрализм. Жизнь американского общества дает множество примеров, когда девиантное поведение, индивида можно объяснить неприемлемостью для него некоторых норм, носящих превалирующий характер в большинстве групп населения. Так, индейцы нарушают законы охоты и рыбалки; представители некоторых этнических меньшинств заключают общие браки; выходцы из южных сельских местностей увлекаются петушиными боями; некоторые группы населения изготавливают самогон; подростки употребляют наркотики. Дополнительно .

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм).

Аномия — это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. Прежние нормы уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

Взгляды Э.Дюркгейма на девиантное поведение способствовали переключению внимания ученых с объяснений, в основе которых – индивидуум, на социальные факторы.

Идея аномии общества получила дальнейшее развитие в работах американских социологов Т.Парсонса и Р.Мертона. По мнениюТ. Парсонса, аномия - это "состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения". Согласно этому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.

Р.Мертон модифицировал понятие аномии, отнеся его к напряженности, возникающей в поведении человека, оказавшегося в ситуации, когда общепринятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Р.Мертон считал, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными средствами), с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограниченны. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью легальных общественно одобряемых средств (качестве последних официально признаются такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в процветающую фирму), он может прибегнуть к использованию незаконных средств, не одобряемых обществом (таких, например, как торговля наркотиками, рэкет, обман, подлог или воровство) Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.

Первый из них - конформизм, т.е. пассивное приспособление к существующему порядку вещей. Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижение материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Большинство членов общества, которые не хотят осуществлять отклонение от общепринятых норм поведения, склонны к конформному поведению, поэтому подобное поведение составляет опору стабильного общества.

Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Такие люди способны торговать наркотиками, подделывать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбойных ограблениях или заниматься проституцией, вымогательством, шантажом. Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту.

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Такие индивиды порывают со своим социальным окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, например радикальные общественные движения. Такая целеустановка характерна для некоторых молодежных субкультур, и революционных движений, она может реализоваться в политических преступлениях.

Однако критики теории Мертона указывают, что, во-первых, он упускает из виду процессы социального взаимодействия, посредством которых люди формируют свои представления о мире и планируют свои поступки. Мертон описывает нарушителей социальных норм как индивидуалистов — людей преимущественно самодостаточных, вырабатывающих для себя решения по выходу из стрессовых ситуаций без учета поступков окружающих. Во-вторых, не всякое девиантное поведение можно объяснить разрывом между целями и средствами. Мертон рисует картину американского общества, в котором, по его мнению, существует консенсус между базовыми ценностями и целями. Но его критики утверждают, что американскому обществу с множеством субкультур свойствен плюрализм. Жизнь американского общества дает множество примеров, когда девиантное поведение, индивида можно объяснить неприемлемостью для него некоторых норм, носящих превалирующий характер в большинстве групп населения. Так, индейцы нарушают законы охоты и рыбалки; представители некоторых этнических меньшинств заключают общие браки; выходцы из южных сельских местностей увлекаются петушиными боями; некоторые группы населения изготавливают самогон; подростки употребляют наркотики. Дополнительно .

аномия это концепция социальных наук, которая относится к отсутствию норм в обществе или к социальному беспорядку, который мешает некоторым людям достигать навязанных обществом целей. В населении с аномией общество вряд ли дает моральные ориентиры своим гражданам.

В этом типе человеческих обществ отношения между каждым индивидуумом и сообществом ухудшаются до такой степени, что социальная идентичность исчезает. В этих случаях основной мотивацией индивидов является их собственное удовольствие, поэтому традиционные ценности отвергаются.


Термин часто ассоциируется с Дюркгеймом, который впервые использовал его в своей книге. Разделение труда в обществе. Этот социолог сказал, что основной причиной аномии было несоответствие интересов личности и общества, будь то.

  • 1 Теория аномии Дюркгейма
    • 1.1 Различные причины
    • 1.2 Аномия и самоубийство
    • 2.1 Дело Соединенных Штатов
    • 3.1 Аберрантное отклонение
    • 3.2 Мятежное отклонение
    • 3.3 Нонконформистское отклонение

    Теория аномии Дюркгейма

    Согласно Дюркгейму, когда разделение труда не вызывает естественной солидарности, это происходит потому, что не были созданы необходимые условия для его возникновения. Именно в этих случаях может возникнуть состояние аномии.

    Поэтому аномия была бы типичной для обществ, в которых работа настолько специализирована, что участники процесса не имеют чувства принадлежности.

    В настоящее время работники не понимают правила производственного процесса, и могут возникнуть конфликты между работниками и их начальством..

    Различные причины

    Однако для Дюркгейма разделение труда - не единственная причина аномии. Такое состояние обычно возникает из-за очень резких социальных изменений, таких как экономический или политический кризис или утрата традиционных ценностей..

    В этих случаях общество будет пытаться приспособиться к новым условиям, но не сможет этого достичь и, следовательно, может появиться недостаток морального регулирования.

    В эти моменты социального кризиса у людей нет ценностей, которыми они руководствуются, поэтому они будут стремиться к собственным удовольствиям..

    Это приведет к отсутствию дисциплины среди населения и появлению новых аппетитов и желаний, которые в другие времена будут считаться безумными.

    Аномия и самоубийство

    Социолог полагал, что необузданные желания по определению ненасытны, что приводит к большой неудовлетворенности жизнью людей.

    С другой стороны, потеряв моральный компас общества во времена аномии, люди почувствуют, что их жизнь не имеет смысла. Это, вместе с ситуациями экономического кризиса, которые происходят в это время, заставило бы значительную часть населения совершить самоубийство.

    Эта проблема была так важна для Дюркгейма, что он посвятил ей целую книгу, которую он просто назвал самоубийство.

    Теория аномии Мертона

    То, как он использует концепцию, отклонение - это нарушение социальных норм индивидом; этот перерыв может быть чем-то хорошим или плохим.

    Согласно Мертону, тот факт, что разные культуры порождают разное количество отклонений, означает, что общество несет ответственность за их смягчение..

    Принимая концепцию аномии из исследований Дюркгейма, этот социолог заявил, что в моменты, в которые это происходит, также будет происходить большее количество отклонений..

    Однако Мертон слегка меняет концепцию аномии в своих трудах. Для него эта ситуация о разнице между тем, что означает успех для конкретной культуры (целей), и нормами той же культуры о том, что считается подходящим способом достижения этих целей (средств)..

    Мертон использует свою концепцию аномии, чтобы объяснить, почему в западных обществах больше случаев девиантного поведения, чем в других, а также для изучения различий в количестве отклонений по признаку расы, этнической принадлежности или класса..

    Дело США

    Мертон указывает на Соединенные Штаты своего времени как пример культуры, в которой есть больше отклонений от правил из-за ситуации аномии.

    В этом обществе большое внимание уделяется достижению материального успеха, но нет четких моральных правил о том, как его достичь.

    Например, Мертон говорит, что так же, как восхищаются некоторые великие инвесторы или предприниматели, американская культура также восхищается преступниками, которые нарушают законы и получают свое состояние путем кражи или грабежа. По его словам, для Соединенных Штатов его времени успех гораздо важнее добродетели..

    С другой стороны, не всем людям этого общества было одинаково легко достичь материального успеха.

    Например, тот, кто родился в скромной семье, не имел бы доступа к ресурсам, необходимым для того, чтобы стать великим предпринимателем. Поэтому он будет страдать от последствий разницы между навязанными обществом целями и своей повседневной реальностью..

    Чтобы противостоять этой реальности, люди могли бы использовать ряд стратегий, начиная от соответствия до восстания.

    Социальная девиация и аномия

    Социальное отклонение, термин, используемый в особенности Мертоном, определяется как поведение, которое нарушает нормы или ожидания общества таким образом, что оно реагирует на разрыв, используя средства контроля. Это серьезная социальная проблема, поскольку она может вызвать социальную маргинализацию у человека, который ее осуществляет..

    Мертон описал три основных типа социального отклонения:

    Аберрантное отклонение

    Он состоит в том, чтобы принимать цели, навязанные обществом, но пытаться достичь их, нарушая правила (средства).

    Мятежное отклонение

    Правила нарушены и социальные цели не предполагаются, но ни одна из них не является альтернативой.

    Нонконформистское отклонение

    И цели, и социальные нормы отклоняются, но предлагается альтернатива. Иногда речь идет о реформировании всей системы.

    Согласно Мертону, три типа отклонений возникают, когда невозможно достичь социальных целей с помощью средств, которые общество считает действительными. Это может произойти в ситуациях аномии, поэтому эта ситуация будет прямой причиной социальных отклонений.

    примеров

    В современном обществе, хотя мы не достигли состояния полной аномии, мы можем видеть некоторые примеры ситуаций, вызванных различием между социальными ожиданиями и реальностью. Вот некоторые из них:

    - Рост преступности и самоубийств после Великой рецессии, экономический кризис, который затронул почти всех с 2008 года. В то время многие люди потеряли свои рабочие места (что они считали гарантированными) и не могли найти другой, они решили нарушить социальные нормы через преступность и самоубийство.

    - Уровень разводов около 70% в большинстве западных стран. Это увеличение распада браков происходит отчасти из-за недостатка семейных ценностей и того значения, которое в развитых обществах уделяется индивидуальности, что трудно совместить с долгосрочными отношениями..

    - Рост недовольства молодежи тем, что она не получает стабильную работу с зарплатой, позволяющей быть независимой. Нынешнее поколение - самое сформировавшееся поколение в истории, но оно не гарантирует хорошую работу; поэтому многие принимают меры, которые можно считать отклонениями: эмигрируют, годами живут в доме родителей, среди других.

    - Преобладание соответствия, первая стратегия преодоления, которую Мертон описал для аномии. Согласно его теории, несмотря на невозможность достижения социальных целей традиционными средствами, большинство продолжит попытки, несмотря на неудачу. Это можно увидеть сегодня в таких областях, как занятость или семейные отношения.

    - В ответ на социальные изменения последних десятилетий, было также много инновационного поведения; Мертон описал это поведение как еще один способ противостоять аномии. Некоторые из самых ярких недавних времен - предпринимательство, минимализм и открытые отношения.

    аномия фото

    Аномия – это состояние общественного или индивидуального нравственно-психического сознания, которое характеризуется развращением нравственных норм, распадом морально-ценностной системы. Понятие аномия предложено социологом из Франции Дюркгеймом Эмилем с целью трактовки отклоняющегося поведенческого реагирования, например, суицидальные намерения, противоправные деяния. Состояние аномии присуще социуму во времена смут, революций, перестроек, кризиса общества, вследствие противоречия между обнародованными целями и их неосуществимостью для превалирующей части субъектов, то есть в те периоды, когда большинство членов конкретного социума теряют доверие к наличествующим нравственным ценностям, моральным ориентирам и социальным институтам. Тесно связана проблема аномии с профессиональной деградацией, разочарованием в жизни и осуществляемой деятельности, отчуждением индивида от социума, неизменно сопутствующим описываемому явлению.

    Социальная аномия

    В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.

    Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.

    Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.

    Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует девиантное поведенческое реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.

    Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.

    Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.

    Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя.

    Социальная норма и социальная аномия

    Одним из основополагающих понятий социологии является социальная норма, которая рассматривается в качестве механизма оценивания и регуляции поведенческого реагирования индивидов, категорий и социальных общностей. Социальными нормами именуются предписания, установки, ожидания надлежащего (социально одобряемого) поведения. Нормами являются некоторые идеальные шаблоны, обуславливающие то, что индивидам надлежит говорить, думать, ощущать и делать в определенных условиях. Система норм, которые действуют в конкретном социуме, образует целостную совокупность, различные структурные элементы которой взаимообусловлены.

    Социальные нормы являются обязанностью одного индивида в отношении другого либо социального окружения. Они обуславливают формирование сети общественных отношений группы, социума. Также социальные нормы являют собой ожидания групп различной численности и в целом общества. Окружающий социум ожидает от каждого индивида, который придерживается норм, определенного поведенческого реагирования. Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных взаимоотношений, включающей мотивацию, идеалы, устремленность субъектов действия, ожидание, оценивание.

    Общественное состояние, заключающееся в потере его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует приумножение отклоняющегося поведения, именуется социальной аномией. Кроме того, она проявляется:

    Социологи, сопоставляя понятия аномия девиантное поведение, считали точкой пересечения их несоблюдение членами социума установленных им же норм. Основное отличие между терминами аномия девиантное поведение заключается в общественном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии намного глубже. Ее вызывают серьезные социальные трансформации, которые влияют на общество как единую систему и на его отдельных членов.

    Теория аномии

    Аномией называется состояние отсутствия норм права и беззаконие.

    Аномия это в социологии состояние социальной безнормности, применимое к большим общностям и малым группам. Фундамент для зарождения теории аномии, которая объясняет причины преступности, заложил Дюркгейм.

    Теория аномии Дюркгейма. Французский социолог утверждал, что социально отклоняющиеся поведенческие реакции и преступность представляют собой явления вполне нормальные. Поскольку, если в социуме отсутствует подобное поведенческое реагирование, то, следовательно, общество находится до болезненности под контролем. Когда ликвидирована преступность, прогресс прекращается. Противозаконные поступки являются платой за социальные трансформации.

    Социальная норма и социальная аномия по Дюркгейму – это важнейшие социальные феномены, поскольку преступность является фактором здорового состояния общества и без социальной нормы она существовать не может. В социуме без криминалитета давление общественного сознания будет настолько жестким и интенсивным по силе, что никто не сможет ему противостоять. Исчезновение преступности влечет за собой утрату обществом возможности двигаться в сторону прогрессивного развития. Преступники – это факторы возникновения аномии, пешки, ведущие социум к новому витку, а не паразиты, люди, не способные пройти процесс социализации, не чуждые обществу элементы.

    Дюркгейму утверждал, что преступления будут малочисленны и не масштабны в социуме, в котором достаточно человеческого единства и общественной сплоченности. Когда социальная солидарность разрушается, а обособленность его составных элементов увеличивается, возрастают отклоняющееся поведение и, следовательно, преступность. Так появляется аномия Дюркгейм считал.

    Аномия примеры. Современная социологическая наука трактует аномию в качестве состояния, характеризуемого отсутствием самоидентичности, цели либо морально-этических ориентиров у отдельного субъекта или целого общества. Ниже приведены примеры ситуаций, указывающих на наличие явлений аномии в конкретном социуме:

    • состояние общественного беспорядка;
    • отдельные элементы социума не понимают жизненного смысла, для них главным является проблема выживания;
    • утрата уверенности в наступающем дне.

    Преодоление аномии, в большинстве своем, характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее породил. В ситуациях, когда социум не в состоянии сформировать новую нормативно-ценностную систему либо возвести в ранг общезначимой какую-либо частную, то он обращается к прошлому, ища в нем основания для солидарности.

    Мертон рассматривал аномию в качестве крушения системы управления индивидуальными желаниями, вследствие чего индивид начинает желать большего, чем способен добиться в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление появляется от невозможности многих граждан следовать нормам, полностью принимаемым ими, а не от присутствия свободы выбора.

    Аномия примеры можно привести на модели устройства современного Американского общества, где все граждане устремлены на богатство, те из них, которые не могут легальным путем достичь финансового благополучия, добиваются его нелегальными средствами. Поэтому, во многом отклонения зависят от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует и использует тот или иной субъект.

    Состояние аномии – это абсолютное расхождение декларируемых и цивилизаторских целей с социально структурированными средствами их достижения. Применимо к отдельному члену социума аномия является искоренением ее моральных установок. При этом индивид теряет всякое чувство традиционности, преемственности, утрачивает все обязательства. Связь с социумом разрушена. Таким образом, без обновления духовности и нравственных ориентиров, радикальное преобразование общества, выработка новых ценностей и норм, преодоление аномии невозможны.

    Читайте также: