История черноморского флота кратко

Обновлено: 05.07.2024

13 мая 1783 года 11 кораблей Азовской дивизии вошли в Ахтиарскую бухту Крыма. Так началось строительство Черноморского флота, ставшего форпостом на юге Российской империи. Созданная здесь при Екатерине II военно-морская группировка и город-порт Ахтиар (ныне Севастополь) позволили России укрепиться в регионе. Прекращение существования Российской империи, а позднее и СССР стало тяжёлым испытанием для Черноморского флота. Однако в последние годы, особенно после возвращения Крыма в состав России, он снова обрёл статус защитника южной морской границы страны.

Основы Черноморского флота были заложены ещё в конце XVIII века. 13 мая 1783 года авангардный отряд из 11 кораблей Азовской флотилии прибыл из Керчи в Ахтиарскую бухту — место, где впоследствии был заложен Севастополь. В новый пункт базирования передислоцировались четыре фрегата, один бомбардирский корабль, один бот, а также несколько полакров (судов с гафельными парусами) и шхун.

Приказ о переходе в Ахтиар отдал вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачёв. Именно он позднее стал первым командующим Черноморским флотом.

  • Е. Августинович. Эскадра вице-адмирала Ф.А. Клокачёва входит в Ахтиарскую бухту
  • © Е. Августинович. Эскадра вице-адмирала Ф.А. Клокачева входит в Ахтиарскую бухту

Южный форпост империи

Переход в Ахтиар стал отправной точкой в истории Черноморского флота и города Севастополя. Строительство военно-морской базы (ВМБ) и прибрежных сооружений было поручено уроженцу Архангельска контр-адмиралу Томасу Маккензи, шотландцу по происхождению. В России он был известен как Фома Фомич.

Согласно указу императрицы Екатерины II от 24 августа 1785 года, Черноморский флот должен был состоять из 37 пушечных кораблей различного класса и восьми транспортных судов. На берегах бухты императрица распорядилась возвести Адмиралтейство, инженерные укрепления и установить артиллерийские орудия. Штатную численность личного состава ЧФ она определила в 13 504 человека.

Севастопольский порт был необходим для освоения Крыма и борьбы с более мощным Османским флотом.

До перехода в Ахтиар на Чёрном море русским приходилось воевать с турками малоразмерными судами Азовской флотилии. В сражениях в акватории Средиземного моря принимали участие корабли Балтийского флота, в то время как проливы Босфор и Дарданеллы контролировала Османская империя.


Уроки Севастополя: какие выводы Россия сделала после Крымской войны 1853—1856 годов

9 сентября в России отмечается День памяти защитников Севастополя в Крымской войне 1853—1856 годов. Оборона города длилась 339 дней и.

Удобная бухта и выгодное геостратегическое положение позволило Севастополю достаточно быстро стать крупной военно-морской базой и торговым портом.

К середине XIX века окрепший Черноморский флот России стал играть важную роль в решении так называемого Восточного вопроса — комплекса мер по освобождению Балканского полуострова от турецкого владычества.

Петербург рассчитывал воспользоваться слабостью Османской империи и получить контроль над проливами. Западные государства негативно воспринимали амбициозные планы России.

Следствием растущих противоречий в регионе стала Крымская война (1853—1856 годы) между русскими войсками и коалицией в составе Турции, Франции, Англии и Сардинии.

Кульминацией военных действий стала битва за Севастополь. Коалиции удалось осуществить высадку крупного десанта и блокировать город. Несмотря на героические усилия моряков по обороне Севастополя, Россия была вынуждена признать поражение.

Согласно Парижскому мирному договору от 18 марта 1856 года, Петербург должен был согласиться на нейтральный статус Чёрного моря, отказаться от Черноморского флота и снести береговые укрепления в Севастополе. Однако поражение в войне послужило катализатором реформ по модернизации вооружённых сил.

В 1871 году, в период франко-прусской войны, Россия денонсировала Парижский договор. При Александре III Черноморский флот обрёл статус мощного военно-морского института в регионе. С 1880-х годов ЧФ начал пополняться броненосцами, а с 1890-х годов — крейсерами и линкорами.

В период Первой мировой войны российский флот провёл несколько крупных операций против германских и турецких кораблей, а также оказал существенную поддержку сухопутным силам на Румынском и Кавказском фронтах.

В 1917 году Черноморский флот должен был стать основной ударной силой в Босфорской операции, которая предполагала высадку десанта для захвата проливов. Руководить этой миссией должен был командующий ЧФ вице-адмирал Александр Колчак. Но этим планам помешала Февральская революция.

Восстановление утраченной мощи

Период упадка Черноморского флота пришёлся на 1917—1920 годы. Октябрьская революция привела к полной дезорганизации системы управления. Моряки отказывались подчиняться командирам, а большевики учинили расправу над сотнями офицеров.

В 1918 году Севастополь оказался под угрозой немецкой оккупации. Чтобы корабли не достались Германии, большевики перебросили значительную их часть в Цемесскую бухту Новороссийска, где впоследствии затопили их по решению Ленина.

В 1919 году Крым находился под контролем Белого движения, но в 1920 году корабли Петра Врангеля покинули Севастополь.

В мае 1920 года из оставшихся кораблей царской России был создан Красный Черноморский флот. На верфях Николаева (УССР) были заложены первые советские корабли, стартовала модернизация стоящих на вооружении судов. Благодаря индустриализации в 1929—1937 годах ЧФ пополнился 500 кораблями и подлодками.

30 апреля 1918 года, накануне захвата Севастополя войсками Германии и Украинской народной республики (УНР), российские моряки увели.

Перед Великой Отечественной войной Черноморский флот представлял собой достаточно современное оперативно-стратегическое объединение, включавшее подразделения морской авиации, систему береговой, противовоздушной и противолодочной обороны.

В первые годы войны с Германией и её союзниками ЧФ участвовал в обороне Крыма (Керченско-Феодосийская десантная операция), Одессы и Новороссийска. С 1943 года черноморцы освобождали оккупированные гитлеровцами прибрежные территории. Необычайную отвагу проявила морская пехота ЧФ. В общей сложности чёрные бушлаты провели 24 десантные операции.

В послевоенные годы Черноморский флот, ставший в 1965 году Краснознамённым, сохранил статус крупнейшей в регионе военно-морской группировки. В период холодной войны ЧФ составлял основу Средиземноморской оперативной эскадры, в задачи которой входило сдерживание 6-го флота США — формирования, представлявшего ядерную угрозу СССР.

Фундамент для развития

Непростые времена Черноморский флот переживал в 1992—1997 годах. В это время шли переговоры между Киевом и Москвой о разделе военно-морского наследия бывшего СССР: кораблей, подлодок, объектов инфраструктуры. Спор возник и о статусе Севастополя как главной базы Черноморского флота России.

Украина и РФ по очереди предпринимали безуспешные попытки переподчинить себе ЧФ и смогли окончательно договориться о разделе только в июне 1995 года. Болезненный процесс размежевания завершился лишь в апреле 1997 года. Российская Федерация получила 81,7% кораблей и право оставить в этом городе штаб.

В состав ЧФ вошли почти 400 кораблей различного класса и 161 единица авиационной техники, которая была дислоцирована на двух крымских аэродромах. Численность российских военнослужащих ограничивалась 25 тыс. За аренду инфраструктуры Крыма Россия обязывалась ежегодно выплачивать Киеву $98 млн.


По живому: 20 лет назад Россия и Украина разделили Черноморский флот СССР

28 мая 1997 года президенты России и Украины подписали несколько соглашений, регламентирующих раздел Черноморского флота (ЧФ) СССР.

Пребывание российских войск на полуострове воспринималось большинством украинской элиты негативно. Использование севастопольской базы мгновенно превратилось в один из ключевых факторов политического давления на Москву.

В связи с этим руководство РФ неоднократно задумывалось над созданием главной базы в Новороссийске, который в советские годы выполнял функцию района тылового базирования ЧФ.

Вхождение Крыма в состав России в марте 2014 года послужило естественным фундаментом для развития Черноморского флота. Севастополь вновь приобрёл статус главной базы ЧФ. При этом Новороссийской ВМБ была отведена роль базы-дублёра и пункта дислокации подводных лодок. Цемесская бухта способна вместить до 100 кораблей водоизмещением от 1,5 тыс. до 30 тыс. тонн.

В настоящее время в состав Черноморского флота России входят ракетный крейсер, большой противолодочный корабль, шесть фрегатов, семь больших десантных кораблей, шесть малых противолодочных кораблей, четыре малых ракетных корабля, 11 тральщиков и семь дизель-электрических подводных лодок.

В 2013 году Россия восстановила Средиземноморскую эскадру. А с сентября 2015 года корабли и субмарины Черноморского флота несут боевое дежурство у берегов Сирии. В задачи группировки входят противовоздушная оборона, разведка, сопровождение транспортных судов и нанесение ударов по террористам.

В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков отметил, что с возвращением Крыма Черноморский флот обрёл устойчивую платформу для своего развития и наращивания присутствия в Средиземноморском море. По мнению эксперта, без Севастопольской бухты возможности ЧФ были бы сильно ограничены.

13 мая (по старому стилю — 2 мая) 1783 года суда Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А.Клокачёва вошли в Ахтиарскую бухту. Уже 14 июня (по старому стилю — 3 июня) был заложен Севастополь. Это событие стало праздноваться как День Черноморского флота России.

В связи с присоединением Крыма к Российской империи по указу императрицы Екатерины II в 1783 году был основан Черноморский флот. Основой Черноморского флота стали корабли Днепровской и Азовской военных флотилий. Уже в 1784 году в Севастополь прибыли 17 кораблей Днепровской флотилии. Флот на Чёрном море стал развиваться и укрепляться. В 1778 году для управления флотом было создано Черноморское адмиралтейство, которое стало располагаться в городе Херсона. С 1804 года город Севастополь стал главной базой Черноморского флота.

Черноморский флот — первое крещение и боевой путь

Флот развивался и совершенствовался. Если на начало становления основу флота составлял парусный флот, то к концу 19 века Черноморский флот стал оснащаться паровыми броненосцами. К началу 20 века флот стал пополняться более совершенными броненосцами, миноносцами и минными крейсерами.

В дальнейшем при утверждённых императором Николаем II программах планировалось развитие военного кораблестроения и усиления Черноморского флота, в том числе строительство 6 подводных лодок.

Первая мировая война выявила много недоработок в тактико-технических характеристиках Черноморского флота. Бои на море во время Первой мировой войны стали своеобразным полигоном по совершенствованию и улучшению Черноморского флота.

События февраля 1917 года и Октябрьский переворот привели к разрушению флота на Чёрном море. Только в 1921 году начинается воссоздание Черноморского флота. К 1928 году флот восстановлен, а со следующего года начинается активно вооружаться. Более 500 боевых кораблей было построено, созданы военно-воздушные силы ЧФ в состав которых входило несколько сотен самолётов. Создана система противовоздушной обороны и береговая оборона.

Такое укрепление и развитие Черноморского флота помешало в начале Великой Отечественной войны нацистской Германии вывести из строя силы флота. Экипажи Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны проявили героизм и высокую подготовку. Более 200 черноморцев было удостоено звания Героя Советского Союза, 54766 человек награждены государственными наградами и медалями. За боевые заслуги Черноморский флот награждён орденом Красного Знамени.

В 1783 году после присоединения к Российской империи Крымского полуострова был основан Черноморский флот. Перед ним стояла важная задача – обеспечить безопасность новых территорий.

Основание флота

В 1774 году воюющие Российская и Османская империи заключили Кючук-Кайнарджийский мир. Россия, победившая в войне, получила крепости Керчь, Еникали и Кинбург, а также право иметь военный и торговый флот на Черном море. Кроме того, сторонами признавалась независимость Крымского ханства.

В 1783 году статьи Кючук-Кайнарджийского мира, касающиеся независимости Крыма, были упразднены, так как Крымское ханство было присоединено к России. Еще накануне подписания манифеста о присоединении Екатерина II отдала приказ найти подходящую гавань для русского флота на Черном море.

Черноморский флот

По указанию командующего фрегатами был выполнен замер глубин потенциальной гавани и создана ее карта. Моряки пришли к выводу, что эта бухта является оптимальным местом для базирования флота.

В 1785 году императрицей Екатериной II был утвержден штат Черноморского флота:

  • 12 линейных кораблей;
  • 20 парусных фрегатов;
  • 23 транспортных суда;
  • 5 шхун.

Общая штатная численность составляла 13,5 тысяча единиц. Для управления флотом было образовано Черноморское адмиралтейское управление, разместившееся в Херсоне.

Конец XVII – середина XIX века

Севастопольский порт и Черноморский флот были необходимы России для освоения Крыма и борьбы с мощной Османской империй на море. До их создания русским приходилось сражаться с турками малоразмерными кораблями Азовской флотилии. В боях в средиземноморской акватории участвовали суда Балтийского флота, так как Босфор и Дарданеллы находились под контролем османов.

В 1-й половине XIX века Черноморский флот принимал активное участие в морских сражениях с:

На 1830 — начало 1850-х годов пришелся расцвет Черноморского флота. В это время он считался лучшим в мире парусным флотом.

Черноморский флот

Сложным испытанием для молодого флота стала Крымская война (1853-1856 гг.). Начало войны было удачным для черноморских флотоводцев и моряков. В ноябре 1853 года русская эскадра, возглавляемая Нахимовым, в ходе Синопского сражения разгромила турецкую эскадру. А затем в войну вступили Британия и Франция. Эти страны направили в акваторию Черного моря свои пароходные суда, которые превосходили черноморский парусный флот по многим техническим характеристикам.

Во время героической Севастопольской обороны большинство кораблей Черноморского флота было затоплено. Несмотря на героические усилия моряков Севастополь пал, а Россия проиграла в войне.

Согласно Парижскому трактату, подписанному в марте 1856 года, Российская империя и другие черноморские державы лишились права иметь военный флот на Черном море. Этот запрет был снят через 15 лет.

Конец XIX – начало XX века

После снятия ограничений Парижского трактата в 1871 году Российская империя сразу стала воссоздавать ЧФ. К концу XIX века в Севастопольской бухте размещалось 7 современных эскадренных броненосцев, а также 4 крейсера (в том числе 3 минных), 6 канонерок, 22 миноносца и другие суда.

Черноморский флот

Во время войны черноморские моряки проявили себя как храбрые бойцы Россия, благодаря их мужеству, одерживала победы на Черном море и контролировала почти всю его акваторию. Русские корабли поддерживали сухопутные войска артиллерией, высаживали на берег отвлекающие десанты и диверсионные отряды, поставляли орудия и провизию.

В период 1915-1916 гг. ЧФ получил новые подлодки и миноносные корабли. Кроме того, были сформированы воздушные дивизии Черного моря. В дальнейшем гидроавиация использовалась в проведении масштабных десантных операций.

Февральская революция 1917 года подорвала обороноспособность флота и боевой дух черноморцев. Моряки отказывались подчиняться офицерам, а в Севастополе процветали бандитизм и пьянство. После Октябрьской революции и свержения Временного правительства ЧФ окончательно утратил боеспособность. Часть кораблей при отходе белогвардейцев была отправлены за границу, а некоторые – утоплены большевиками.

20-80-е года XX века

Немцы планировали в первые же дни Великой Отечественной войны уничтожить знаменитый флот на Черном море, но их планы не воплотились в жизнь. Черноморской ПВО были успешно отражены налеты вражеских бомбардировщиков. В ходе военных действий флот защищал черноморские базы и прибережье, действовал на нацистских коммуникациях и наносил авиаудары.

Черноморский флот

ЧФ участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Кавказа, освобождении Новороссийска, Керченско-Феодосийской и других значимых боевых операциях. За 1941-1945 гг. им были затоплены 836 вражеских кораблей, а 539 повреждены. При этом Черноморский флот лишился более 370 судов различных классов. 228 черноморцев получили высокое звание Героев Советского Союза.

После окончания войны Черноморский флот, потерявший значительную часть судов и техники, был перевооружен. Он стал одним из главных стратегических объединений ВМФ Советского Союза, способным выполнять боевые задачи в любой точке мира. К началу 1990-х годов флот насчитывал 835 кораблей и свыше 100 тысяч моряков.

Конец XX – начало XXI века

Черноморский флот

С 2014 года Черноморский флот после присоединения Крыма к Российской Федерации вновь стал российским. В течение нескольких лет он пополнился новыми современными судами, а также принял участие в учениях и военной операции в Сирии. Черноморский флот стал важнейшим оперативно-стратегическим объединением ВМФ России и предметом национальной гордости.


На верфи предписывалось иметь не менее 15 эллингов, расположенных достаточно близко друг к другу для удобства окружения их совместно с адмиралтейскими зданиями системой защитных укреплений.



Указом императрицы от 31 марта (11 апреля) 1778 г. строительство флота на Чёрном море было отдано на попечение новороссийскому генерал-губернатору генерал-аншефу князю Григорию Александровичу Потёмкину. 18 (29) июня высочайше повелевалось на месте верфи у Александр-шанца основать порт и город Херсон. Здесь под руководством генерал-поручика флота И.А. Ганнибала началось сооружение эллингов для строительства кораблей.

В это время обострение противоречий по крымскому вопросу заставило Российский кабинет искать пути и способы их разрешения. В Зимнем дворце зрел план присоединения Крыма к России.

В октябре 1782 г. в Крым вступили российские войска под командованием генерал-поручика Антона Богдановича де Бальмена, который распределил их по полуострову и занял Ахтиарскую бухту. А.В. Суворов укрепил Кинбурн, прикрывающий Днепровский лиман, и заставил ретироваться в море турецкий флот под предводительством самого капудан-паши.

По его мнению, присоединение Крыма решило бы целый ряд проблем. Это привело бы к созданию непрерывной границы между Чёрным и Азовским морями, что коренным образом изменило бы саму оборону южных рубежей; усилило бы влияние России на Чёрном море, в руках которой оказались бы контрольные функции за устьями Дуная и Днепра.



Портрет императрицы Екатерины II — законодательницы в храме Фемиды. Последняя треть XVIII в. Неизвестный художник

Не менее важным аргументом в пользу присоединения Крыма было то обстоятельство, что там находилась превосходная Ахтиарская бухта, не имеющая ограничений по вместительности судов любого класса, с прекрасными климатическими и метеорологическими условиями, что делало её первоклассной базой для создаваемого Черноморского флота. В отличие от Днепровского лимана, где российские корабли в любое время могли быть заблокированы турецким флотом, из Ахтиарской бухты всегда имелся свободный выход в море.

Проанализировав военно-политическую ситуацию в Европе и учитывая возможную реакцию каждой из европейских держав, Коллегия иностранных дел пришла к выводу о настоятельной необходимости присоединения Крыма, указав на благоприятные к тому обстоятельства. При этом оговаривалось, что уступка Турцией Крыма будет мера вынужденная и, следовательно, необходимо предпринять все усилия, чтобы Порта постоянно чувствовала угрозу возмездия. На этом основании был сделан вывод, что «содержание на Черном море почтительного флота долженствует для нас быть лучшим залогом оттоманской доброй веры в наблюдении обетов её

В результате напряженной дипломатической работы и всестороннего обоснования, подкрепленного решительными передвижениями российских войск, 8 (19) апреля 1783 г. Екатерина II издала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи.



Получив донесение Берсенёва об удобности Ахтиарской бухты, Клокачёв отдал команду кораблям Азовской флотилии сняться с якоря и начать переход из Керчи в Ахтиарскую бухту. 2 (13) мая 1783 г. авангардный отряд флотилии в составе четырех фрегатов, бомбардирского корабля, полаки, шхуны и бота вошёл в бухту.



В Ахтиарской бухте под руководством контр-адмирала Томаса (на русской службе — Фомы Фомича) Мекензи началось строительство новой базы для флота, где с нетерпением ждали прихода новых кораблей из Херсона.

Сегодня дату входа сил Азовской флотилии в Ахтиарскую бухту принято считать днём основания Севастополя и Черноморского флота. Однако следует заметить, что юридические решения по этим вопросам состоялись несколько позже.



Этим документом и было юридически закреплено образование Черноморского флота. Командование флотом поручили его основателю — наместнику императрицы на юге России генерал-фельдмаршалу князю Г.А. Потёмкину. По этому указу было создано и Черноморское адмиралтейское правление, получившее фактическую независимость от Адмиралтейств-коллегии в решении вопросов по управлению Черноморским флотом. Старшим членом правления стал капитан 1 ранга Н.С. Мордвинов. В честь столь знаменательного события была выбита медаль.

Читайте также: