Теории социализации и идентичности т парсонс г х мид кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социализации теория Т. Парсонса — система теоретических положений, выдвинутая американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979) и отражающая трактовку социализации с позиций структурного функционализма.

Обычно освещение выдающейся роли Парсонса в создании грандиозной системы структурного функционализма затушевывает его вклад в развитие теории социализации, хотя она и оригинальна, и продуктивна для теорий молодежи. В ней угадывается влияние Б. Малиновского, у которого Парсонс учился в Лондонской школе экономики, здесь есть параллели с идеями П. А. Сорокина, хорошо известного Парсонсу по Гарвардскому университету. Немаловажно, что в 1944 г. Парсонс возглавил в Гарварде социологический факультет, в 1946 г. участвовал в создании факультета социальных отношений, включившего кроме социологии также социальную антропологию и социальную и клиническую психологию (Парсонс возглавлял этот факультет до 1956 г.). Теория социализации, таким образом, формировалась у него на перекрестке тех наук, которые включают социализацию в свое предметное поле, — каждая со своей стороны, в своем аспекте.

В соответствии с этой теоретической схемой Парсонс трактует группу равных (peer group) — неформальную группу, принадлежность к которой определяется какими-либо общими социально-статусными характеристиками (пол, возраст, этническая принадлежность, профессия и т. д.). В исследовательской практике понятие группы равных обычно применяется к возрастным группам детей и молодежи, особенно в отношении подростковых групп, где равенство статуса приобретает исключительно важное значение для каждого из членов группы.

Даже если Парсонс и придает значение личному выбору стратегии поведения, он основывается на типовом единстве социальных систем, на каком бы уровне они ни формировались. И в масштабах страны, и в масштабах семьи или дружеской компании действуют одни и те же функциональные связи. Группа применяет различные способы, чтобы сохранить себя и перестроить приходящих в нее новичков на свой лад. Парсонс назвал такие способы механизмами социализации. Они включают все средства и процессы, через которые передаются одной стороной и усваиваются другой культурные образцы. Это — язык, ценности, верования, символы. Усвоив их, новые члены группы изменяют и структуру потребностей. Они привыкают к новым социальным ролям, приобретают вкус к их исполнению, они теперь не просто подчиняются групповым нормам, но хотят этого. Именно таким способом личностная система взаимодействует с системой социальной (Parsons, 1964: 205–208).

Итак, в концепции Парсонса социализация есть процесс, который обеспечивает сохранение и функционирование социальных систем на всех уровнях социальной жизни. Хотя процесс этот относится к личности, его истоки и последствия преимущественно связаны со структурами общества, его институтами.

Теория социализации Парсонса составляет его важнейший вклад в разработку теорий молодежи Ковалева, 1996; Луков, 2007, 2012).

Социальный статус – место человека в системе общественных отношений.

Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.

Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Процесс социализации

Социализация – это процесс усвоения человеком социальных норм и социальных ролей, превращение человека в личность.

Социальная роль – это способ поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением.

Социальные нормы- это образцы, правила поведения в обществе

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Расширение и углубление социализации происходит:

– в сфере деятельности – расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

– в сфере общения – обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

Анализ современных исследований социальной идентичности позволяет вычленить ее основные функции:

- когнитивная функция, связанная с осознанием особенностей различных социальных общностей (в частности, их дифференцирующих и интегрирующих признаков, отличий "Нас" от "Них"), а также с формированием представлений о самом себе как члене социальных общностей и носителе социальных характеристик;

- эмоциональная (аффективная), проявляющаяся в оценке значимости своего членства и формировании определенных установок по отношению к "своим" и "чужим";

- смысловая (ценностная), которая предполагает усвоение (иптериоризацию) сложившихся в общности ценностей, норм и ориентиров индивидуального поведения (правила, разрешения, запреты) и групповых устремлений;

- организующая (регулирующая, защитная), необходимая в ситуациях нестабильности в периоды социальных трансформаций и приводящая к росту устойчивости социальной общности.

Этапы социализации

  • В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
  • первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  • вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
  • Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий
  • Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  • Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  • Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  • Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  • Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
  • Воспитание девочек и мальчиков для выполнения предписанных им мужских и женских ролей, т.е. гендерная социализация, охватывает всю жизнь человека, с разной степенью активности проявляясь в начале, середине и в конце жизненного цикла.

Ключевыми понятиями в теории гендерной социализации являются:

• гендерная идентификация – отождествление себя с кем-то или с чем-то, в данном случае – с представителем своего биологического пола;

  • В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
  • биологическая наследственность;
  • физическое окружение;
  • культура, социальное окружение;
  • групповой опыт;
  • индивидуальный опыт.
  • Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.
  • Модель социализации определяется тем, какимценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

2) личная идентичность — уникальные признаки, сформированные уникальной комбинацией событий в истории жизни;

3) Я-идентичность — субъективное ощущение индивидом своеобразия собственной ситуации

Цитаты Эмиля Дюркгейма


1. . мы можем гораздо глубже проникнуть в природу явления в том случае, если нам известна его причина, чем в том случае, если известны только его признаки, хотя бы и самые существенные.

2.Скажем ещё раз, что в жизни человека не существует несчастий, влекущих его неизбежно к самоубийству, если он в силу чего-либо другого не склонен к нему сам.

3. . кто не пощадил себя, еще менее будет щадить других.

4. Между тем социология может претендовать на то, чтобы на нее смотрели как на науку, только в том случае, если те, кто ее разрабатывает, не будут устанавливать догматов, освобождая себя от обязанности их доказывать.

5. Неврастения - это почва, на которой могут зародиться самые различные наклонности в зависимости от того, как оплодотворят её социальные условия

6. Поскольку мы можем констатировать специфическое различие между причинами, постольку мы должны ожидать подобного же различия между последствиями.

7. Никогда не надо думать, что общее положение вещей можно объяснить при помощи обобщений.

Для того, чтобы полноценно разобраться в существующих теориях развития личности (теориях социализации личности), давайте начнем с самого начала и вспомним, как личность развивается? Люди формируются как личности в процессе их непосредственного взаимодействия друг с другом.

Теории развития личности / Теории социализации личности

Характер подобных взаимодействий может быть очень разнообразным и достаточной мере влияющими факторами при этом стоит считать возраст, пол, вес и интеллектуальный уровень. Например, для нашего социума могут быть актуальными такие параметры, как стройность, поэтому чувство собственного достоинства у тех, кто относит себя к стройным развито гораздо больше, чем у тех, кто относит себя к полным.

Не будем забывать и о других факторах влияния, так как не менее важным критерием стоит считать и окружающую среду. Например, если ребенку в период активного развития не хватало пищи, то в большинстве случаев по физическому и умственному развитию он будет отставать от своих ровесников.

Также огромное значение в формировании и развитии личности стоит выделить такому фактору как собственный индивидуальный опыт. Например, непредвиденная смерть близкого человека может породить страх любить, потому что исходя из пережитого опыта это приводит к несмолкаемой душевной боли.

Личность социальна, потому что ее непосредственное формирование и развитие напрямую сопряжено с обществом и его культурой. Личность усваивает существующую культуру того или иного общества под воздействием своих родителей, учителей, ровесников.

Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид

  • того, как нас воспринимают другие, с нашей точки зрения;
  • того, как эти другие реагируют на то, что видят, с нашей точки зрения;
  • того, как мы действуем в ответ на воспринятую нами реакцию других.

Итак, Мид выделил три различные стадии формирования личности (стадии социализации личности). Первая стадия развития личности – это имитация. На этой стадии дети не понимая поведения взрослых, все равно его копируют. Например, таская по комнате свой игрушечный пылесос, ребенок может пытаться помочь своим родителям вычистить пол.

Социализация является многогранным и длительным процессом, поэтому существует множество теорий социализации. Рассмотрим основные теории социализации.

Теория Зеркального Я Ч.Кули, Дж. Мид

Согласно этой теории, предложенной Ч.Хортоном Кули и Дж.Мидом, личность человека формируется посредством большого количества взаимодействий с внешней средой, где большое значение имеют первичные группы взаимодействия, такие как семья, друзья и т.д.

Дж.Мидом была расширена данная теория. Дж.Мид считал, что способность человека примерять на себя другие социальные роли, роли других людей, которая формируется в раннем детстве, является необходимой составляющей гармоничных социальных взаимоотношений. Основным средством формирования этой способности являются детские игры.

Именно в игре перед ребенком встает необходимость примерить на себя определенную роль, требуемую условиями игры.

Формирование личности согласно теории зеркального Я проходит три этапа: имитация, стадия игры и стадия коллективных игр.

Имитация - на этот этапе ребенок неосознанно повторяет поведение взрослых.

Стадия коллективных игр, в процессе которой у человека формируется способность осознания ожиданий целой группы. когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Готовые работы на аналогичную тему

Теория З. Фрейда: постоянный конфликт индивида с обществом

Согласно З.Фрейду социализация является сложным процессом взаимоотношений биологического и социального. Он полагал, социализация в социуме является процессом контролирования физиологических побуждений, которые вступают в противоречие с социальными нормами и нормами культуры. Согласно данной теории человек находится в состоянии постоянного конфликта с окружающей его средой.

З.Фрейд выделяет три элемента личности человека:

Таким образом, человек находится в постоянном конфликте с обществом, где, с одной стороны, им руководят желания и потребности, а с другой стороны, нормы и ценности общества, направленные на угнетение этих желаний.

Согласно этой теории личность в своем развитии проходит 4 этапа, каждый из которых связан с определенной эрогенной зоной:

  • оральная стадия. На данном этапе энергия ребенка направлена на получение удовольствия через рот;
  • анальная стадия. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, на этом этапе ребенка приучают к горшку. На этом этапе важность приобретает навык контролирования процессов экскреции;
  • фаллическая стадия. Период проявления различий мальчиков и девочек. После окончания латентного периода, в течение которого ребенок не обеспокоен проблемой половой близости, в жизни ребенка наступает следующая стадия.
  • генитальная стадия. Характеризуется центральным значением полового сношения для получения удовольствия.

Теория социализации по Э. Эриксону: социализация как постоянный рост

Э.Эриксоном была предложена теория развивающего подхода личности, согласно которой, личность развивается на протяжении всей жизни. Им было выделено 8 стадий развития. Каждая стадия характеризуется возникновением кризиса, при преодолении которого человек переходит на следующую стадию развития. Рассмотрим стадии развития более подробно.

Младенчество, грудной возраст, стадия доверия-недоверия. В процессе ухода за младенцем, ребенок узнает степень удовлетворения своих потребностей. Переход к следующей стадии осуществляется, когда ребенок чувствует себя в безопасности даже в случае ухода тех, кто о нем заботится.

Вторая стадия – автономия - стыд и сомнение (1-2 года). Для данной стадии характерно желание ребенка быть самостоятельным и независимым. Знания малыша об окружающем мире расширяются, расширяется и количество требований родителей, предъявляемых малышу, что может вызывать у ребенка чувство стыда и неполноценности.

Третья стадия - Инициатива - чувство вины (3-5 лет). Этот период характеризуется подвижностью детей, склонностью фантазировать, изучать новое. В этот период в детях остро проявляется соперничество, ребенок осознают различие мальчиков и девочек.

Четвертая стадия – трудолюбие - неполноценность (младший школьный возраст). На данном этапе у ребенка формируется способность выполнять самостоятельные задания и групповые. Ребенок учится устанавливать межличностные отношения с учителем, а также учится осознавать сущность социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Пятая стадия - Становление индивидуальности (идентификация) - ролевая диффузия (юность). Для этого периода характерно наличие ситуаций выбора. На данном этапе перед молодым человеком стоят вопросы выбора образования, профессии, спутника жизни.

Шестая стадия - Интимность - одиночество (начало взрослого периода). Эта стадия характеризуется стремлением человека к постоянным, доверительным отношениям, ухаживаниями, браком. В случае неудачи на данном этапе в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, ведущие к разрыву.

Седьмая стадия - творческая активность - застой (средний возраст). На данном этапе люди осваивают профессиональную деятельность и роль родителя.

Восьмая стадия - умиротворение - отчаяние (старость). Это стадия угасания, когда человек осознают свою жизнь, подводит итоги, передает накопленный опыт.

В случае успешного прохождения всей стадий человек воспринимает свою жизнь как целостность всех этапов.

Теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже

Согласно теории Ж.Пиаже, можно выделить несколько этапов когнитивного развития, каждый из которых предполагает формирование новых навыков. Эти этапы проходятся детьми в строгой последовательности, но с разной скоростью и итогами.

Читайте также: