Теории личности в психодиагностике кратко

Обновлено: 02.07.2024

В свое время Г. Оллпорт [321–323] попытался проанализировать многообразие толкований этого понятия у разных авторов и насчитал более пятидесяти различных определений личности. В конце концов все его попытки по результатам такого анализа дать достаточно строгое, инвариантное определение личности закончились тем, что он предложил еще одно, свое собственное, очередное определение, которое так или иначе согласовывалось с его собственным представлением о психологической сущности человека.

Таким образом, можно констатировать, что определений личности много, но согласия между ними пока мало, и поэтому мы предпочитаем называть существующие разработки в области изучения личности скорее не теориями (в силу нечеткости и основных положений, и концептуальной основы таких теорий), а моделями личности или ориентирующими подходами к ее исследованию. Рассматривая эти отечественные и зарубежные разработки, приведем их краткую характеристику.

Значительную роль в развитии психологических исследований личности сыграл психоанализ З. Фрейда [289]. Для психоаналитиков школы Фрейда и его последователей характерно особое понимание личности как айсберга, лишь малая часть которого нам видна, а большая часть причинных механизмов поведения скрыта в глубинах бессознательного. Безусловно, опыт психоанализа доказал необходимость признания и адекватной оценки роли бессознательного в психической регуляции человеческого поведения. Множество практически ориентированных исследований убедительно показали, что в организации своей жизни человек стремится к удовлетворению глубинных личностных мотивов и потребностей, среди которых значительное место занимают мотивы удовольствия, агрессивные и половые влечения. При этом обнаружены специальные психологические механизмы взаимодействия сознательного и бессознательного, такие как механизмы цензуры, замещения и защиты, в ходе работы которых очень часто внешнее поведение и вербализация выступают как специфическая маскировка, символичное представление побудительных сил бессознательной сферы.

Значительное место в психологических исследованиях вплоть до настоящего времени занимают когнитивные концепции и теории личности. Психологи, придерживающиеся этого направления (Т. Бауэр, С. Шахтер, Д. Келли и др.), поведение личности понимают как функцию внутренних структурных образований, сформированных в процессе взаимоотношений человека с окружающим миром. В результате этих исследований были выделены многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов (восприятие; память разного вида и уровня; процессы принятия решения; программы и планы действия; психомоторные и исполнительные блоки и т. д.) [331; 370; 372; 400 и др.]. Наиболее значительные результаты в этой области получены в исследованиях памяти Р. Аткинсона [327], мышления – Т. Бауэра [331]. В области изучения эмоций известны работы С. Шахтера [400], а личности – Д. Келли [370] и др. К психологам когнитивистского направления можно с известной долей осторожности отнести Р. Кэттелла [336], Д. Гилфорда [355, 356], Т. Эдвардса [348], Г. Айзенка [4–6, 351] и их последователей, которые исследовали личность как систему разноуровневых качеств, сформированных в процессе многосторонней деятельности человека. Как утверждается, за хорошо известными и общепонятными свойствами личности (активный – пассивный, уравновешенный – неуравновешенный, сильный – слабый и т. п.) стоят какие-то общие, генерализованные личностные факторы. К примеру, Г. Айзенк выделяет три таких фактора. Наличие относительно строгих методик, применяемых при изучении личности в рамках этого направления, оправдывает их в прагматическом смысле. Однако низкая внешняя (содержательная) валидность разработанных здесь процедур вызывает серьезные возражения как со стороны теоретиков личности, так и со стороны тех, кто разрабатывает теорию психодиагностических тестов. Вместе с тем тесты Р. Кэттелла, Д. Гилфорда и Г. Айзенка чрезвычайно широко применяются среди практикующих психологов.

В то же время в рамках данной концепции, как правило, не учитывается непосредственное влияние текущей ситуации на поведение личности, так как, по мнению ведущих ее представителей, внутренние тенденции психорегуляции могут по-разному проявляться в одной и той же внешней ситуации в зависимости от времени, от состояния личности, от динамики ее установок и т. п. Такой пример легко прослеживается в исследованиях личности с помощью теста Мюррея – ТАТ [383].

В близком отношении к дуалистическим концепциям находится эндогенная концепция личности, представители которой делают больший акцент на химико-биологических и физиологических факторах развития, лежащих в глубинной основе потребностей, мотивации, комплексов и связанных с ними переживаний и отношений человека (К. Юнг, З. Фрейд, З. Кречмер, Ф. Лерш, Г. Айзенк и др.). Однако, в отличие от дуалистических концепций, авторы эндогенной теории часто в своих исследованиях обращаются к самосознанию ребенка и вместе с тем роль сознания сводят к контролю и определенной коррекции врожденных свойств личности. Эти образования, как считается, имеют врожденную основу, однако так или иначе они могут подвергаться изменениям под влиянием среды и воспитания, хотя внутренние силы, побуждающие и направляющие их, всегда доминируют [4; 152; 289; 314; 315; 351; 374]. Одновременно указанные авторы подчеркивают, что строгий контроль сознания нередко становится причиной аномалий психики и поведения.

Отправной точкой этого подхода, исходящего из конкретизации принципа деятельности, является утверждение о том, что личность развивается, проявляется и изменяется в деятельности. При этом, правда, сама деятельность понимается весьма широко; это и предметная деятельность, и работа сознания. Деятельность формирует сознание, а сознание, в свою очередь, формирует деятельность. При этом сознание также трактуется в расширительном смысле: оно включает в себя образы, установки, мотивы, интересы, знания, умения, навыки и т. д. Важный компонент деятельности – условие, под которым понимается среда, орудия труда, отношения людей, разнообразные предметные и социальные требования к личности. Личность, как утверждают сторонники этого подхода, представляет собой систему, и системные качества личности являются результатом широкой социальной, внешней и внутренней, умственно-нравственной деятельности человека.

Нужно сказать, однако, что в таком понимании личности в деятельностной теории личности практически не остается места для рассмотрения анатомо-физиологических особенностей человека.

♦ конкретность – это конкретное, персональное и незаменимое место человека в его реальной жизни;

♦ целостность – это собственно субъектность, собственная активность личности;

♦ неисчерпаемость, как качество, подчеркивает известную незавершенность каждого человека, каждой личности;

Заинтересованно относится к идеям М. М. Бахтина практическая психология, которая привыкла иметь дело с живым человеком и которая с большим пониманием и вниманием прислушивается к теоретическим рассуждениям Бахтина, поскольку в них содержатся полезные для практики принципы диалога и диалогического понимания личности.

Главная идея научных школ Б. Г. Ананьева [12–15 и др.] и B. C. Мерлина [182] заключается в том, что в симптомокомплексе характеристик личности сложно взаимодействуют компоненты разных уровней, и взаимосвязи эти не закреплены раз и навсегда в зависимости от различия типов личности, но являются многовариантными. Одно и то же свойство более низкого уровня может стать компонентом разных свойств более высокого уровня. Более того, даже если в ходе интеграции образуются комплексы, концептуально одинаковые, то вовсе не обязательно, что они должны совпадать по количественному выражению параметров и даже по знаку. Эти теоретические положения, нашедшие выражение в системной модели личности, получили убедительное подтверждение во множестве эмпирических исследований на громадном контингенте испытуемых [220].

Близкая по общему смыслу, но несколько иначе конкретизированная в концептуальном и структурном отношении теория и модель личности предложена в работах К. К. Платонова [208]. Он также рассматривает личность как динамическую систему и в ее общей структуре выделяет четыре специфические подструктуры, составляющие общий контур личности.

В первую подструктуру входят социально обусловленные черты личности: направленность в ее различных формах, моральные качества, ценности и предпочтения личности и т. д. Основу психологического механизма реализации этой подструктуры личности в деятельности составляет мотивация в виде влечений, стремлений, интересов и т. п.

Во вторую подструктуру входят знания, навыки, умения, привычки, приобретенные личностью и существенным образом влияющие на эффективность ее профессиональной деятельности. Выявление элементов этой подструктуры является одной из задач профотбора по уровню подготовленности.

Третью подструктуру личности образуют индивидуальные особенности отдельных психических процессов, в том числе ставших свойствами личности. Их учет является необходимым условием определения профпригодности для большинства современных профессий. Но, как неоднократно указывалось, в том числе и в наших работах [236; 239; 243 и др.], ограничиваться только оценкой этой подструктуры – значит осуществить неправомерную подмену личности в целом одной, хотя и очень важной, подструктурой ее свойств.

В четвертую подструктуру входит совокупность организменных (или, как иногда говорят, органических) свойств.

В целом можно сказать, что К. К. Платонов предложил оригинальную теоретическую концепцию динамической функциональной структуры личности, которая базируется на признании динамизма и единства личности, взаимосвязи ее черт, относящихся ко всем четырем ее подструктурам: направленности, опыту, индивидуальным особенностям психических процессов и биологически обусловленному базису индивидуальности. На основе этой концепции он разработал метод социально-психологического изучения личности, который получил наименование метода обобщения зависимых характеристик и который широко используется в настоящее время в целом ряде прикладных направлений практической психологии [208].

С указанной точки зрения одной из наиболее подробно описанных и хорошо известных зарубежному читателю типологий личности явилась психологическая типология К. Юнга [314; 315]. Опубликованная впервые в 1921 г., она предстала как практическое продолжение его теории личности и практически сразу получила признание специалистов: завоевала популярность не только теоретиков, но и практиков, и с пристальным вниманием изучается в психологически ориентированных профессиональных учебных учреждениях и по сей день.

Типология К. Юнга опирается на обширное исследование культуры человека начиная с античных времен до нового времени. Глубокий анализ представлений о типологиях личности, существовавших в искусстве, философии, психологии, позволил ему выдвинуть общую концепцию экстра- и интроверсии, представляющую собой сложнодиалектическое единство осознанного и неосознанного, активного и пассивного в целостной структуре личности.

Вместе с тем в основание этой концепции легли сложившиеся в психологии начала XX в. представления о доминировании базовых психических функций внутри общей структуры психики: мышление и интуиция, ощущения и чувства.

Таким образом сформировались восемь фундаментальных типов личности как простая логическая комбинация указанных оснований:

Практическая работа по психологическому анализу и описанию личности, деятельности и поведения человека требует очень хорошего знания истории, теории и основных концепций личности, ибо только такое знание позволяет грамотно обозреть совокупность наблюдаемых проявлений и измеряемых качеств личности, делает практическое изучение человека целенаправленным, дает возможность с достаточной точностью подбирать метод и конкретную процедуру решения той или иной практической задачи.

В экспериментальной психологии личности и в психодиагнос­тике существует три основных методологических подхода к иссле­дованию индивидуальных различий между людьми. Первый ха­рактеризуется выделением отдельных личностных черт. Второй — типологическим представлением о личности. Третий — наличием в структуре личности инстанций (подсистем или отдельных областей в структуре личности).

Теория черт

Теории, связанные со структурой черт, возникли с того момента, когда философы стали обсуждать элементы разума человека. Они, как писал Г. И. Россолимо (1910), представляют личность несколько механистически, в виде неких параметров, именуя характер человека психологическим профилем личности.

Если говорить упрощенно, то теория черт предполагает существование в психике каждого человека определенного конечного набора базисных и усвоенных качеств, степень выраженности которых определяет личностные различия. В структуре личности существуют доминирующие черты, которые постоянно проявляются в ее поведении и определяют поступки и действия человека. Также ряд личностных черт играет значительную роль и относительно часто проявляется в поведении. И, наконец, существуют черты или качества личности, проявляющиеся только в определенных ситуациях. Это так называемые ситуативные качества.

Таким образом, структура личности представляется в виде структурированной совокупности характерологических черт, имеющей относительно выраженную иерархию.

В рамках данной парадигмы существуют и другие представле­ния о психологии личности. В. С. Мерлин (1977), Б. М. Теплов (1961), В. Д. Небылицын (1966) и др. указывают на универсальные или базисные черты, которые описываются в функциональных поня­тиях свойств темперамента. Такое глубинное представление черт дает возможность прогнозировать поведение индивида в широком классе возможных ситуаций.

Некоторые психологи настаивают на разделении черт на общие и индивидуальные на основании того, что общие черты отражают социальную, групповую или культурную унаследованность челове­ком в рамках воспитания, обучения и в ходе его трудовой деятель­ности - Н. Д. Левитов (1969), Б. Г. Ананьев (1980), а индивидуаль­ные — только личный, уникальный опыт конкретного субъекта — А. Н. Леонтьев(1975).

Л. Д. Кудряшова (1983) указывает, что сами качества в опти­мальном сочетании должны иметь и оптимальную внутрикачественную структуру. Иначе говоря, личностная черта сама по себе уже есть система. Предполагается, что это именно бинарная сис­тема. Психологическая черта или качество имеет два полюса и строится по принципу полярных шкал. Более того, целостность личности предполагает сбалансированное развитие обоих полю­сов. Недоразвитие или отсутствие какого-либо полюса качества может привести к деформации или разрушению самой личности.

Таким образом, исходя из представления о трех уровнях пси­хической регуляции В. В. Столина (организмического, индивидного и личностного 21 ), было сформулировано гипоте­тическое определение психологической черты.

Структура личности в рамках такой трактовки представляет со­бой трехуровневую иерархическую схему специфики черт:

конституциональные черты, обусловленные наследственностью свойства нервной системы и организма, которые не могут быть полностью компенсируемы и тем самым ограничивают по­ведение человека в определенных ситуациях;

индивидные черты, усвоенные под влиянием социальной среды нормы поведения человека, которые связаны с ценностями и смысловой сферой субъекта и могут изменяться и компенсироваться в определенных социальных и культурных условиях.

Однако черты не распределены по этим уровням строго однозначно. Многие черты сочетают в себе в определенных пропорциях большую или меньшую долю организмического, индивидного или личностного компонента регуляции.

теории личности фото

Теории личности – это различные предположения, комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития. Теория развития личности стремится не только истолковать ее суть, но и предвосхитить человеческое поведение. Она предоставляет исследователям и теоретикам возможность разобраться в природе человеческого субъекта, помогает отыскать ответы на вопросы риторического характера, которыми они постоянно задаются. Теории личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения. Всего насчитывается около сорока подходов и концепций, направленных на изучение личности человеческого субъекта.

Теории личности в психологии

Считается, что человеческий индивид изначально появляется на свет человеком. Данное утверждение на первый взгляд является истинным. Однако оно основывается исключительно на генетической обусловленности возникновения врожденных предпосылок для формирования человеческих качеств и признаков. Так, например, новорожденного крохи форма тела предполагает способность прямохождения, строение мозга обеспечивает возможность интеллектуального развития, конфигурация рук – перспективу применения орудий труда. Этим всем перечисленным новорожденный малыш разнится с детенышем животного. Таким образом, младенец изначально относится к человеческому роду и именуется индивидом, тогда как детеныш животного будет называться на протяжении всего существования исключительно особью.

Индивид еще в детстве включается в сложившуюся исторически систему общественных взаимоотношений. Дальнейшее развитие субъекта в социуме образует такое переплетение взаимоотношений, которое создает его как личность – системное социальное свойство, приобретаемое человеческим субъектом в процессе коммуникативного взаимодействия и предметной деятельности, характеризующее степень и качество представленности социальных взаимодействий в индивиде.

Поскольку психология предложить единого определения личности не может, активно развиваются теории личности в зарубежной психологии и в отечественной науке, но наиболее значимыми из зарубежных концепций считаются:

- психодинамическая теория личности (основополагающий фактор развития личности – врожденные инстинкты);

- феноменологическая (заключается в убеждении, что индивид стремиться к самореализации и характеризуется позитивной природой);

когнитивная теория личности (на человеческое поведение огромное влияние оказывают познавательные функции и интеллектуальные процессы);

- теория научения или поведенческая теория личности, основной тезис заключается в убеждении, что личность – это приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности.

Все приведенные выше теории личности в зарубежной психологии пытаются ответить на самый важный вопрос современной психологической науки: что собой являет человек, какова его суть, что движет его развитием.

Каждый из перечисленных подходов представляет специфическое видение, отдельный фрагмент целой картины такого сложного и вместе с тем целостного механизма под названием личность.

Поведенческая теория личности основывается на убеждении, что среда является источником развития личности, что сама личность не содержит в себе ничего от психологического либо генетического наследования. Она является исключительно продуктом научения, а личностные свойства представляют собой обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы.

В рамках отечественных изысканий в области психологической науки главенствующая роль в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу, базисом которого является разработанный К. Марксом подтип предметной деятельности. Как принцип, объясняющий психические процессы, категория деятельности применяется при исследовании разнообразных областей психической действительности. Поскольку собственно в конкретной деятельности индивида и ее порождении объективное выражение находят не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.

Наиболее известные теории личности в отечественной психологии связаны с научными изысканиями сторонников ученья Л.Выготского, в частности, Л. Божович и А. Леонтьев.

Деятельностная теория личности, разработанная А. Леонтьевым, который продолжил развивать теории Л. Выготского и С. Рубинштейна, под личностью рассматривала продукт общественного развития, а базисом ее полагала совокупность социальных взаимоотношений индивида, осуществляемых его деятельностью. Именно посредством деятельности человек может воздействовать на вещи, природу или окружающих людей. По отношению к социуму он выступает в качестве личности, а к вещам – в качестве субъекта.

Таким образом, в соответствии с деятельностным аспектом описываемой концепции, в качестве составляющих личности, выступают отдельные характеристики или свойства личности. Сторонники данной концепции считали, личностные свойства образуются вследствие деятельности, осуществляемой всегда в определенном социально-историческом контексте. Личностные черты, в этой связи, рассматриваются в качестве социально (нормативно) детерминированных элементов. Так, к примеру, настойчивость вырабатывается в таких разновидностях деятельности, где индивид проявляет независимость.

В отличие от концепции бихевиоризма, деятельностная теория личности механизмом научения субъекта считала не рефлекс, а процесс интериоризации, благодаря которому вырабатываются личностные свойства.

Основные теории личности

На протяжении двадцатого столетия в практике мировой психологической науки сложилось три стержневых направления, в дальнейшем в рамках которых были сформированы наиболее значительные современные теории личности.

Основные теории личности в психологии кратко представлены ниже. К ним принято относить гуманистическую концепцию, психоаналитическое направление и топологическую психологию.

Гуманистическое направление, при поверхностном рассмотрении, кажется противоположным психоаналитической теории, однако наличие одинаковых характеристик их объединяет.

В отличие от подхода, основанного психоаналитическом ученье, который обращается к пережитым впечатлениям ребенка, вытесненным в бессознательное, для нахождения источника активности, гуманистическая теория личности главным фактором личностной активности считает устремленность к будущему, самоактуализации и максимальной самореализации.

Сторонники гуманистического направления считали природу человека по сути ее хорошей либо нейтральной. Субъект свободен в выборе решений, следовательно, он ответственен за них. Человек является существом обладающим активностью, ориентированным на далекие цели, способным двигаться к ним. Под главной движущей силой личностного функционирования последователи этого подхода рассматривали стремление к самоактуализации либо потребность индивида реализовать собственный врожденный потенциал.

Важной особенностью гуманистического направления являются холистический и феноменологический подходы.

Первый подход основывается на постулате, что человеческий индивид – это интегрированное целое, которое не сводится к отдельным структурам его личности. Основой второго направления выступает психологическая реальность, другими словами, субъективный опыт, согласно которому интерпретируется действительность.

Гуманистическая теория личности кратко рассматривает индивида изначально хорошим, обладающим врожденными духовными качествами и потребностями (например, к самосовершенствованию, саморазвитию, познанию мира, постижению смысла собственного бытия, добра). При этом, такие потребности временно могут быть заблокированы вследствие неблагоприятных жизненных обстоятельств или условий и не проявляться в поведенческих поступках человека.

А. Маслоу разработал и предложил иерархию потребностей, которая состоит из последовательно стоящих ступеней. На первой ступени размещаются наинизшие потребности (физиологические), другими словами то, что управляется органами тела (например, дыхание, еда, половое влечение). Следующая ступень – это стремление к здоровью, материальной обеспеченности (потребность в надежности). На третьей ступени расположена потребность в коммуникативном взаимодействии, понимании людьми, ласке (социальные потребности). На следующей ступени Маслоу разместил потребность в осознании личного достоинства, уважении, престиже, социальной успешности. Пятая ступень – это саморазвитие, то есть потребность в самореализации и самоактуализации, в понимании собственного предназначения в мире.

Маслоу определил принципы мотивации человека:

- мотивы характеризуются иерархической структурой;

- мотивы характеризуются зависимостью от уровня, чем выше их уровень, тем менее значимыми и жизненно важными являются соответствующие потребности, следовательно, тем дольше можно их не реализовывать;

- пока потребности на нижних ступенях остаются неудовлетворенными, высшие остаются неинтересными;

- как только низшие потребности удовлетворены, они утрачивают свою мотивирующую силу.

Кроме того, Маслоу отмечает, что недостаток благ, преграда на пути удовлетворения физиологических потребностей, таких как еда, отдых, безопасность, ведет к трансформации этих потребностей в ведущие мотивы. И, наоборот, при удовлетворении базовых потребностей, индивид начинает стремиться реализовать высшие потребности. Другими словами, трудно стремиться к саморазвитию, когда желудок пуст.

К достоинствам рассматриваемого подхода к развитию личности можно отнести ориентированность на индивида как на деятельного строителя собственной жизни, имеющего неограниченные способности и потенциал. Недостатком можно считать индетерминизм, пренебрежение естественной предопределенностью человеческого бытия.

З.Фрейд предложил собственную интерпретацию личности, которая оказала огромное влияние на психотерапевтическую практику и теорию, психологическую науку, а также на культуру в целом.

В области бессознательного подсознательные влечения соединяются в различные комплексы в зависимости от собственной природы. Эти комплексы согласно утверждению Фрейда, являются настоящей причиной личностной активности. Поэтому важной задачей психологической науки считается обнаружение бессознательных комплексов и содействие их раскрытию, осознанию, что приводит к преодолению внутриличностных противостояний (метод психоанализа). Ярким примером таких причин может служить Эдипов комплекс.

Достоинства рассматриваемой теории личности заключаются в изучении области бессознательного, использовании клинических методов, исследовании реальных проблем клиента. Недостатком можно считать метафоричность, субъективизм, ориентированность на прошлое.

Основные современные теории личности представлены двумя наиболее известными концепциями, помимо теории научения. Эти концепции связаны с именами Э. Берна и К. Платонова.

Суть концепции Платонова заключается в рассматривании личности как структуры, состоящей из отдельных компонентов, таких как: направленность, опыт, особенности психических функций, биопсихические свойства. Эти перечисленные составные части в процессе взаимодействия обуславливают человеческое поведение. Э. Берн же убежден, что человек одновременно объединяет в себе несколько типов поведенческого реагирования, каждый из которых включается вследствие воздействия определенных условий.

Берн разработал теорию трансакционного анализа, где трансакция являет собой единицу общения, состоящую из побудителя и реакции. Люди, пребывая в одной общности, неминуемо заговорят между собой либо иными действиями обнаружат собственную осведомленность о присутствии вокруг других индивидов. Подобное явление Берн назвал трансакционным стимулом. Субъект, на которого направлен трансакционный стимул, что-то произнесет или сделает в ответ. Такое явление он именовал трансакционной реакцией.

Берн утверждал, что трансакции проистекают в определенной последовательности друг одна за другой. Такая последовательность случайной не является. Она планируется социумом, ситуацией либо особенностями личности.

Личностная направленность включает в себя установки, мировоззрение, идеалы, устремления, интересы и желания. Опыт состоит из привычек, навыков, умений и знаний. Особенности психических процессов объединяют в себе ощущения, восприятия, мыслительную деятельность, эмоциональную сферу, память, волю и внимание. Биопсихические свойства состоят из темперамента, половых и ряда возрастных особен­ностей. Кроме того, на все субструктуры личности накладывают отпечаток характер субъекта и способности.

Теория личности Фрейда

Вторая половина 19 столетия знаменовала себя выделением психологии в отдельную отрасль науки, главной задачей которой стало выявление основных структур психики человека посредством методов интроспекции в условиях лабораторий.

Поэтому возникновение радикально нового подхода к исследованию человеческих индивидов породило ошеломляющий эффект. Сформулированная молодым психиатром из Вены З.Фрейдом концепция личности представила человеческого субъекта не в качестве разумного существа, осознающего собственное поведение, а в качестве создания, находящегося в извечной конфронтации, истоки которой лежат в бессознательном.

Теория личности Фрейда основывается на воззрении, что человеческий субъект всегда пребывает в состоянии конфронтации с социумом, поскольку этот социум загоняет его в рамки, в которых он не может реализовать все собственные влечения и желания.

Фрейд считал, что процесс становления психики обусловлен необходимостью приспособления к окружающей среде, которая по преимуществу враждебна. Движущими силами формирования психики он считал врожденные влечения и бессознательные стремления.

Психоаналитическую теорию Фрейд базировал на постулате, что фундаментом развития психики являются эмоции и мотивационная сфера индивида, а когнитивное развитие – это следствие мотивационного, тогда как другие школы базировались на убеждении, что формирование психики обусловлено развитием интеллектуальной сферы.

Фрейд утверждал, что человеческая психика объединяет в себе три уровня, а именно: слой сознательного, слой предсознательного и уровень бессознательного. Именно в них, как он предполагал, и расположены ключевые структуры личности. Содержание бессознательного слоя, при этом не доступно пониманию, а содержимое предсознательного уровня может быть постигнуто человеком, однако это требует значительных усилий.

Фрейд выделил три элемента в личностной структуре: Ид, Эго, Супер-Эго. Составной элемент Ид размещен в бессознательном слое. Он фактически является движущей основой развития психики, поскольку в нем локализованы врожденные бессознательные склонности, которые стремятся к разрядке, удовлетворению, и подобным образом обуславливают деятельность субъекта. Фрейд различал две самые существенные врожденные неосознаваемые склонности – инстинкт жизни и смерти, пребывающие между собой во враждебных отношениях, формируя базис для основательной, биологической внутренней конфронтации. Неосознанность такой конфронтации связана с борьбой между стремлениями, которая проистекает на бессознательном уровне. Кроме того, поведение человека обусловлено одновременным воздействием обоих этих инстинктов.

Структура Супер-Эго не является врожденной, поскольку формируется на протяжении жизни малыша. Механизмом ее образования является идентификация с близкими лицами своего пола, качества и черты которого становятся содержимым Супер-Эго.

Фрейд акцентировал, что между описанными тремя составными элементами личности существует шаткое равновесие.

Теории личности Хьелл, Зиглер

В труде известных исследователей из Америки Д. Зиглера и Л. Хьелла описаны важнейшие направления, дающие толкование понятию личность:

- психодинамическая теория личности, разработанная Фрейдом;

- индивидуальная теория личности, созданная на базисе психоаналитического ученья Адлером;

- аналитическая теория личности, сформированная Юнгом;

- эго-теория Эриксона, Фромма и Хорни;

- диспозициональный подход в исследовании личности, который включает структурную концепцию черт личности Кеттела, концепцию личностных типов Айзенка и исследования Олпорта под названием диспозициональная теория личности;

- научающе-бихевиоральный подход, введенный Скиннером;

- социально-когнитивная теория личности Роттера и Бандуры;

- феноменологическая теория формирования личности Роджерса и др.

Д. Зиглер и Л. Хьелл решили охватить в своей книге концепции формирования личности, которые внесли наиболее значимый вклад в современную психологию.

Они убеждены, что ученья о личности должны отражать основные тезисы теоретика о происхождении человека. Именно этим принципом авторы руководствовались при написании книги.

Также в труде описываются основные стратегии, применяемые учеными для изучения феноменов личности. Авторы изложили в книге практические способы применения корреляционного анализа, метода анамнеза, а также формальные эксперименты с целью возможности оценивания валидности теоретических предположений. Кроме того, они описали различные способы оценки (например, метод интервьюирования, проективные тесты), при помощи которых обычно собирают данные об индивиде. Знание этих способов позволит читателям постигнуть значение оценки в измерении различий субъектов.

Теории личности в психологии (2)

Личность – это сформированный индивид той или иной эпохи с определёнными социально — психологическими свойствами. Во всех эпохах разделение личностей происходило по классовой структуре, то есть каждая личность занимала какую-то ступень в социуме. Это и материальная, и политическая позиция субъекта общественной организации, сюда относится также и род занятий, и моральное сознание и строение обязанностей, прав человека. Теория личности состоит из гипотез её формирования.

Современные теории личности условно поделим на два основных класса:

  1. Теории личности, где человек рассматривается как индивидуальность. Сюда можно отнести теории А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Келли.
  2. Теории личности, изучающие классы людей. Сюда можно отнести теории К. Юнга, Г. Айзенка, Г. Олпорта.

При описании основных теорий личности будет использован учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.

Теории личности в психологии (3)

Теории личности в психологии

Психодинамическая теория

Мясищев В. Н. в своей направленности психологии настаивает на том, что единство личности заключается из этапов её формирования, динамики нрава, её структуры. Строение личности является одним из определений согласно Мясищеву В. Н. её целостность, то есть особенности личностных качеств связаны с её побуждениями.

Согласно Мясищеву В. Н. вопросы, которые касаются строения личности, определяются сочетанием видов деятельности, зависящих от среды существования и определённого исторического периода, её стремлений и нужд.

Основателем этой теории является Фрейд Зигмунд. Этот австрийский учёный утверждал в своём психоанализе, что у личности отсутствует свобода воли. Внутреннее состояние человека имеет субъективное начало. То есть человек является заложником своего внутреннего состояния, истинность его действий завуалировано поведением. Узнать чёткую и правдивую информацию о личности можно, благодаря применению специальных приёмов.

Psihodinamicheskaya-teoriya

В теории личности Фрейда определяется три её модели:

Аналитическая теория

По его мнению, формирование личности длится всю жизнь. В первичной структуре личности преобладают бессознательные (врождённые) архетипы. На перемены поведения человека влияют эти врождённые факторы, при этом его воля ущемлена.

 Teorii-lichnosti-v-psihologii

Некоторые архетипы человека имеют реализованные психологические качества, называемые чертой характера. К примеру, такие концепции, как:

В аналитической концепции выделяют такие сферы личности:

  1. Бессознательная коллегиальная. Такое строение личности хранит в себе историческую наследственность человечества.
  2. Бессознательная персональная – это строение сочетаний комплексов или чувств, которые вытесняются из разума человека. К примеру, человек в своём функционировании всю психологическую энергию затрачивает на достижение власти.
  3. Сознательная персональная. Эта инстанция является основой самосознания, то есть она состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, поэтому мы и считаемся осознанными личностями.

Аналитическая теория

Гуманистическая теория личности

Деградация личности случается, когда останавливается её трудовая деятельность. Такое явление считается следствием коренных перемен в способе жизни, статусе в социуме человека. Такое внезапное блокирование ценностей может повлиять на глубокие перемены в личности.

По мнению Роджерса К. цель в жизни заключается в реализации своих врождённых потенциалов, то есть, чтобы стать полностью сформированной личностью, человек должен познать себя.

Маслоу выделил пять ступеней побуждений:

  1. Нужда физиологическая (нужда в питании и отдыхе).
  2. Нужда в безопасности (необходимость в работе, недвижимости).
  3. Нужда в принадлежности, то есть потребность в образовании семьи.
  4. Нужда в самоуважении.
  5. Нужда в само актуализации.

Гуманистическая теория личности

В гуманистической теории акцентируются следующие модели личности:

Целостную личность определяют:

  • Простота и натуральность поведения.
  • Многократные переживания предельно допустимых чувств.
  • Эффективная оценка реальности.
  • Откровенное желание оказать помощь всему человечеству.
  • Направление на преодоление трудностей.
  • Завышенные моральные ценности

Когнитивная теория

Эта теория похожа на гуманистическую, однако, некоторые отличия имеются.

Основателем этой модели считается Дж. Келли. По утверждению, этого психолога человек желает знать, что с ним происходит сейчас и что свершится в будущем.

Келли убеждён, что для определения личности важно социальное окружение. Когнитивная модель концентрируется на норове человека и влиянии на него духовных процессов.

Когнитивная теория

Функционирование двух систем конструктов составляет целостность личности. Существует когнитивно-сложная и простая личность.

Когнитивно сложная личность различается от когнитивно простой следующими показателями:

  • Быстрее преодолевает стресс.
  • Завышенное самомнение.
  • Имеет улучшенное психическое состояние.
  • Лучше приспособлена к возникающим ситуациям.

Поведенческая теория

В этой модели есть два течения – рефлекторное и социальное. Социальное течение возглавляют психологи Дж. Роттер и А. Банудра, а рефлекторное – Б. Скиннер и Дж. Уотсон.

Основным источником формирования личности в освоении обоих направлений считается среда, в которой он обитает. Личность – это продукт обучения.

Поведенческая теория

Банудра считает, что уверенность личности в том, что она может, а что нет, формируют следующие условия:

Читайте также: