Западноевропейская культура нового времени кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Становление научной картины мира. Рационализм и научные знания в XVII веке.

2. Художественные стили: барокко и классицизм.

Культура Нового времени – сложный, многогранный и разносторонний процесс развития западноевропейской культуры в для XVII в. Это время:

· контрреформации и возврата церкви утраченных ею в период Реформации позиций в Европе, опосредованно нашедшее свое отражение в культуре барокко,

· время расцвета абсолютных монархий и эволюции культуры классицизма,

· научная революция и как следствие развитие рационализма и опытного знания, (XVII в.);

В период зарождения культуры Нового времени происходит разрыв между идеологией Ренессанса и реальность, приводя к разочарованию в его основных положениях, к разрыву между духовным миром личности и проявлениями окружающего мира. Понимание человека в XVII в. связано не со способностью преобразовать внешний мир, а с его внутренним миром, наполненным эмоциям, с возможность взаимодействия с внешним миром. Особенностью культуры Нового времени является формирование национальных школ, на развитие которых повлияли образование наций и государств. В XVII веке традиционно выделяют итальянскую, испанскую, голландскую, фламандскую и французскую художественные школы, наиболее ярко воплотившие в себе основные черты, направления и особенности этой культурной эпохи. В культуре Нового времени выделяют такие стили как - барокко и классицизм.

Наиболее ярко культура барокко в XVII в. проявилась в художественной культуре Италии и Испании, а классицизма – во Франции.

Характерные черты культуры Нового времени:

1. рационализм, в основе которого лежит научное познание мира, попытка объяснения мира с позиции разума. Особую роль в формировании рационального подхода в культуре сыграло движение Реформации (XVI в.)

2. инновационный характер культуры, означающий ориентацию на изменение привычного образа жизни и мыслей, обусловленное развитием науки и техники. По сравнению с предыдущими культурными эпохами на развитие культуры Нового времени оказывает влияние промышленный переворот и сама культура все больше зависит или находится под влиянием развития науки и техники;

3. на рубеже XVII-XVIII вв. приходится активный поиск новых форм выразительности и творческих методов, что привело к быстрой сменяемости стилей, направлений, течений в художественной культуре.

Особенности миропонимания культуры Нового времени.

На развитие культуры особое влияние начинает оказывать развитие научных знаний. Учение о бесконечности Вселенной, создание гелиоцентрической системы мира, развитие экономических и политических наук привели к изменению представления о мире и месте и роли в нем человека. Развитие астрономии приводит к пониманию того, что ни земля, ни тем более человек не являются центром мироздания. Они всего лишь часть огромного и бесконечного мира, песчинка в бурном потоке жизни. Развитие механики и открытие законов земного тяготения приводят к пониманию изменчивости мира, его сложности и даже противоречивости. В XVII в. человек ставился в зависимость от развития природы и окружающего мира. А раз можно познать саму природу с помощью науки, значит можно познать и окружающий мир как часть великой и бесконечной природы. Поэтому на протяжении XVII в. развивается новое представление о мире как об огромном механизме, деятельность которого подчинена определенным законам. Для XVII в. характерно восприятие Бога как некоего творца, подобного мастерам того времени, но находящего не в мировой системе, а вне ее. Развитие рационального подхода к миропониманию приводит и к рационализации религии и веры, что шло еще от кальвинизма.

На развитие научных знаний большое влияние оказал накопленный опыт практических знаний предыдущих эпох: от античности до Возрождения. Уже к концу XVI в. возникает потребность в систематизации научных знаний и научных обществах, из которых в дальнейшем выросли Академии наук. Большое значение в XVII в придавали анатомии и астрономии. На рубеже XVI - XVII вв. были сделаны открытия в области кровообращения и эмбриологии (У. Гарвей). Революцию в астрономии совершил Г. Галилей, обнаруживший, благодаря телескопу, кольцо Сатурна, кратеры Луны, спутники Юпитера. Он подтвердил учение Дж. Бруно о бесконечности миров. Оба учения были подвергнуты гонениям церкви, которая объявила их еретическими и противоречащими теологическим представлениям о мире и Боге. Но, уже к концу XVII в., выводы и научные достижения Гарвея и Галилея прочно утвердились в научном мире.

Особую роль в развитии опытного знания, построенного на эксперименте, начинают играть естествознание, физика, механика. Механика – наука о движении тел, наблюдаемом непосредственно или с помощью инструментов. Ее основы были заложены в Галилеем, который ввел понятия скорости и ускорения. Наибольших достижений в механике добились И. Ньютон, открыв три основных закона механики и закон всемирного тяготения и Р. Декарт - основатель алгебры и аналитической геометрии.

Новое звучание получают гуманитарные знания, в первую очередь философия и общественные науки, которым было дано утвердить новый взгляд на мир, заложить рационалистический подход к миропониманию на основе осмысления накопленных практических знаний. Т. Гоббс ставит в зависимость развитие человеческой общности от наличия у людей разума, провозглашает принцип общественного договора, способствующий развитию гражданственности и государства. Впервые эта теория дополняется идеями равенства людей. Б. Спиноза, отталкиваясь от учения Гоббса, сформулировал рационалистическое учение об обществе, доказывая силу государства, построенного на разуме, раскрытие способностей человека ставится в зависимость от общества себе подобных. Основой философских знаний становится поиск истины, посредством рациональной деятельности человеческого разума, введенный Р. Декартом.

2. Хронологически первым возникает культура барокко, как следствие кризиса гуманизма. Барокконаправление в культуре XVII в., характеризующееся противоречивостью, сложностью и изменчивостью форм, тяготением к пышности и помпезности. Реформация предыдущей эпохи сменилась реакцией католической церкви, получившей название Контрреформации. Но, всё же, в большей степени культура барокко распространилась благодаря утверждению нового мировоззрения, на формирование которого большое влияние оказало развитие научных знаний. В основе этого мировоззрения лежало понимание многосложности мира, его противоречивости и глубокого драматизма человеческого существования, получившее благодаря Контрреформации во многих странах религиозную окраску.

Основные черты барокко:

1 – изменчивость и противоречивость мира, определение его как неблагоприятной сферы для развития человека, постоянно вынужденно вступать в борьбу за свое существование. Это определяет во многом внутреннюю динамику самой культуры.

2– обращение к внутреннему миру человека, отражающему внешнее противоречие человека и мира, нарастание дисгармонии человеческого бытия, трагическое противопоставление человека и мира, что усиливает трагическое начало в культуре. Человек начинает ощущать себя песчинкой в мире вечной и величественной природы.

3 – отсутствие единого художественного идеала. Но при этом человек предстает мучеником долга и чести, страдальцем, ощущающим свою обреченность и бессмысленность существования

Литература, театр и музыкальная культура барокко.

В период барокко возросло значение светской музыки, которая активнее стала звучать при дворах аристократов, в салонах и общедоступных театрах. Для развития инструментальной музыки большое значение имеет творчество Д. Скарлатти и А. Вивальди. Светское начало положило развитию и инструментальной музыки и такого жанра как инструментальный концерт. Скрипка, клавесин, орган постепенно превратились в сольные инструменты, давая возможность проявить талант не только композитора, но и исполнителя. Сложился еще один синтетический музыкальный жанр – опера, в развитии которого особую роль сыграл К. Монтеверди («Орфей).

Архитектура барокко. Для художественного искусства барокко становится характерным стремление изобразить столкновение человека и окружающего мира, часто настроенного враждебно по отношению к главному герою. Поэтому в скульптуре и живописи барокко присутствует противопоставление человека и окружающей среды, подчеркнутые контрастами, асимметрией, игрой цвета и света. В это время идет активный поиск новых художественных средств выразительности и формирование нового творческого метода. В рамках барокко зарождаются элементы реализма и натурализма. Художники активно работают в различных направления, сочетая в рамках барокко разные художественные приемы и методы, что осложняет определение величайших живописцев этого времени только как художников барокко.

Исходя из понятия единства и гармонии природы и общества, в классицизме присутствовало стремление к пропорциональности и симметрии. Но мир все же не совершенен, поэтому человек (художник, архитектор) в результате своей творческой деятельности должен довести этот мир до идеального состояния. Поэтому в классицизме присутствует стремление к правильности, систематичности и рациональности. Но сделать это человек может только благодаря разумному и рациональному подходу к природе и обществу, основываясь на порядке и соразмеряя свою деятельность. Основные идеи понимания прекрасного классицизм черпал в античности, искусство которой стало для этого стиля нормой и образцом для подражания. Благодаря такому пониманию задач, роли и значению классицизма в искусстве, он быстро распространяется в тех странах, где сложилось сильное централизованное государство в виде абсолютной монархии. Для абсолютистских государств в центре их государственных концепций лежали понятия централизации, регламентации, разумного соподчинения и строго порядка, реализации которых способствовал классицизм как художественная теория. Государство, в котором это направление утверждается быстрее всего – Франция, которая стала символом и классическим примером абсолютизма.

Литература классицизма начинает развиваться во Франции достаточно рано и уже к 40-м гг. XVII в. становится ведущей по сравнению с барокко. Для литературного героя классицизма характерно стремление к внутренней гармонии, вера в человеческий разум и его способность преображать мир. Поэтому литературный герой, как правило, наделен такими качествами как целеустремленность, цельность и энергичность. Но в то же время герою классицизма, как и герою барокко, присущ внутренний конфликт, который выражается в понятие нравственности. В зависимости от целей и действий героя, нравственное начало ему либо помогает в достижении результата, либо противостоит ему. Но этот внутренний конфликт героя находится под контролем разума, помогающего ему найти рациональный путь решения конфликта. Поэтому конфликт в классицизме – это конфликт чувства и разума, страсти и долга, личных интересов и потребностей общества. Герой классицизма должен в первую очередь проявлять чувство гражданского долга, действовать в соответствие с потребностями общества, поэтому для классицизма характерен гражданский пафос и героическое начало. Именно эти качества классицизма сделали его востребованными в эпоху Просвещения и период Великой Французской революции.

Наиболее ярко стиль классицизм проявился в архитектуре и занял господствующее положение в Европе вплоть до середины XIX в. В основе архитектурной концепции классицизма лежали античность и Возрождение. Отталкиваясь от архитектурных принципов этих эпох, классицизм уже в 1620-е гг. утверждается в Англии, а во второй половине XVII в. достигает там своего расцвета (И. Джонс. Банкетная палата; К. Рен. Собор св. Павла и Гринвичский госпиталь в Лондоне; И. Джонс, К. Рен. Ансамбль Гринвичского госпиталя). Но наиболее полно и ярко этот стиль проявился в архитектуре Франции, где были воплощены все положения эстетической концепции.

Основателем живописного классицизма стал Н. Пуссен. Для него в целом было характерным поклонение античности, стремление найти четкую гармонию и соответствие прекрасного действительности. Для Пуссена основной задачей является не умаление и отрицание действительности, а ее коррекция и доведение до вершин идеала. Как и в литературе, в живописи классицизма все мелкое, противоречащие высокому смыслу и идеалу должно быть отвергнуто

Таким образом, XVII в. занимает особое место в культуре Нового времени, став неким мостиком между эпохой Ренессанса и веком XVIII. На развитие культуры оказали большое влияние не только особенности общественно-политического развития в Европе, но достижения в области науки, особенно философии. Представители этой культуры, на основе достижений науки, стремились понять основы и законы бытия, основным критерием которых был разум. Ответы на обозначенные вопросы дали два основных направления этой культуры; барокко и классицизм.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какое влияние оказала Реформация на европейскую культуру XVII века.

2.Становлениенаучных знаний и рационализм XVII века.

3.Теоретические основы стиля барокко.

4.Теоретические основы стиля классицизм.

5.Барокко и классицизм в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе и театре.

В Новое время, в XVIII - XIX веках западноевропейское общество вступает в новую фазу политического, экономического, социального, культурного развития, начинают развертываться буржуазные отношения. Секуляризация культуры, идеология свободы и самостоятельности человека, экономический и политический либерализм, завоеванные в ходе буржуазных революций, явились фундаментом Просвещения XVIII века. Задача Просвещения – дать обществу дисциплинированного субъекта.

В XIX веке утверждается капиталистическая система хозяйства, основанная на свободе предпринимательства, применении наемной рабочей силы. Индустриализация приучила человека к новому образу жизни, ритму труда, дисциплине, существенно расширила грамотность масс. Европа XIX столетия была еще крайне неоднородной в социально-экономическом и политическом отношениях. От общества свободной конкуренции она эволюционирует к новому этапу в развитии капитализма – монополистический.

Вместе с тем, культура Нового времени XIX века вступает в стадию кризиса, который сопровождается соответствующими изменениями в духовной жизни общества и художественной культуре. В своей основе культура Нового времени базируется на ценностях рационализма, антропоцентризма, сциентизма, европоцентризма. 1914 год стал конечным пунктом культуры Нового времени с ее рационализмом и с верой в безграничный прогресс и добрую природу человека.

Религия

Непосредственным предшественником Нового времени в Западной и Центральной Европе стала Реформация, носившая антифеодальный характер, но принявшая форму борьбы против католической церкви. Значительнейшим явлением Реформации стало открытие человеческой индивидуальности (личности) как важнейшего центра мироздания. Человек, открывший в себе равноправного собеседника с Богом, быстро осознает свою экономическую, политическую, интеллектуальную, духовную, нравственную свободы. Хотя чисто внешне в христианской религии мало что изменилось.

Богословы истолковывают Священное писание применительно к изменившимся реалиям мира. Однако из общественного сознания уходит то, что составляет суть религии – вера в сверхъестественное. Научная картина мира побудила людей усомниться в христианской версии происхождения и существовании мироздания. Так эволюционная теория Дарвина показала, что человек является потомком человекообразных приматов. Фрейд пошел еще дальше, показав, что идея Бога – это объективация бессознательных мечтаний человека о защите и покровительстве.

Философия

Согласно Гегелю, культура представляет собой реализацию абсолютного духа – мирового разума, который в разное время и в разных формах проявляет себя и тем самым делает себя доступным познанию человека. Сменяющие друг друга типы культур – это разные фазы такого воплощения. В культуре, природе и обществе царят одни и те же объективные законы: отрицание отрицания, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей.

В материалистической философии Карла Маркса (1818 - 1883) и Фридриха Энгельса (1820 - 1895) первичным объявляется бытие (материя), а вторичным – сознание (дух). Согласно их учению, развитие происходит через единство и борьбу противоположностей, но движущей силой в обществе выступает борьба классов. Культура и искусство входят в надстройку общества, определяются базисом, благодаря чему их расцвет не всегда совпадает с экономическим подъемом страны.

Просвещение

Просвещение XVIII века явилось кульминацией Нового времени, определив основные направления социального и культурного развития последующих эпох. Просветители Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах и другие вели активную борьбу против феодальной идеологии, сословного неравенства, католической церкви. Согласно их воззрениям, цели и идеалы Просвещения – свобода, ненасилие, веротерпимость, благосостояние и счастье людей и др. – могли быть достигнуты политической свободой и гражданским равенством людей.

Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724 - 1804), который внес значительный вклад в разработку теории правового государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя – путь постепенных реформ. Однако, социально-политические катаклизмы рубежа XVIII - XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. От этих ударов Просвещение уже не оправилось.

Эпоха Просвещения внезапно сошла с подмостков истории, заставив задуматься потомков о её историческом предназначении. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов. Просвещенцев обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, в обществе породили смуту, нарушили естественное, органичное развитие стран и народов. Неоспоримо то, что в спорах рождались современные концепции прав человека, гражданского общества, демократии, рыночной экономики, правового государства.

Политика

Защита естественных и неотъемлемых прав личности считалась важнейшей задачей Нового времени. Доктрина народного суверенитета, в соответствии с которой верховная власть принадлежит народу, образовала модели политической системы большинства европейских стран. Важной составляющей политической жизни становятся идейно-политические движения и политические либеральная, консервативная, социалистическая партии.

Принципы либеральной доктрины в экономике – защита частной собственности, свободного предпринимательства и рынка, невмешательство государства в экономику. В социальной сфере декларируется принцип равенства возможностей, отстаивание ценности индивида и его личной ответственности за принятие решений. В политике – принцип разделения властей, признания равенства в правах и свободах. В идеологии – принцип свободного обмена мнениями и права на борьбу идей.

Консерваторы стремились к сохранению старых порядков и учреждений, для укрепления общественных устоев – семья, социальная иерархия, монархия. Социалистическое движение стремилось к замене буржуазной социальной организаций на общественную собственность и справедливое распределение благ. Диапазон социалистического движения был представлен вариантами социализма, анархизма, марксизма.

Каждое из этих движений было организационно оформлено в политические партии. Так, в Великобритании соперничали консерваторы и либералы, во Франции – монархисты и республиканцы. Высшим учреждением, выражающим интересы народа и осуществляющим его волю, стали избираемые всем населением парламенты, которым принадлежала законодательная власть.

Политическая культура в XIX веке достигает зрелых форм. Проводится реформа избирательной системы, признается законной деятельность профсоюзов, отменяются ограничения на проведение стачек, принимаются законы об ограничении рабочего дня и охране детского труда и т. п. Таким образом, в Новое время был накоплен богатый опыт политической борьбы, сформулированы и апробированы важнейшие нормы и принципы правового государства.

Художественные стили

Классицизм стал своеобразной художественно-эстетической аналогией рационалистической философии. Для него характерна строгость и размеренность форм, стремление к возвышенным нравственным идеалам, создаваемым в ясных и органичных образах. Представители романтизма, в стремлении создать универсальную картину мира, проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры. Сентиментализм отражал просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры.

Художественное своеобразие культуры XIX века определяли такие стили, как классицизм, романтизм, реализм, натурализм, символизм. Реализм строится на объективном отражении действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Реализм, проводя идеи гуманизма и социальной справедливости, обличал стяжательство, вопиющее социальное неравенство; эгоизм, лицемерие. Представители натуралистического направления исходили из представления о полной предопределенности внутреннего мира человека социальной средой, бытом, наследственностью.

Литература

В 80-х гг. XIX века натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 - 1902). В серии его романов человек воспринимается как продукт наследственности, среды и исторической ситуации. Признанные символисты французской литературы были поэты П. Верлен (1844 - 1896) и А. Рембо (1854 - 1891), немецкий поэт Стефан Георге (1868 - 1933).

Архитектура

В Новое время начинает быстро развиваться промышленная архитектура: вокзалы, мосты, фабрики и т. п. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Так, в 1883 г. началась перепланировка Парижа, которая неузнаваемо изменила облик города.

В архитектуре в последней трети XIX в. возник новый тип инженерных конструкций, не пожелавших рядиться в маскарадные одеяния. Он нашел свое выражение в таких сооружениях, как знаменитая 300-метровая железная башня, построенная инженером А.Г. Эйфелем (1832 - 1923) для Всемирной выставки 1889 г. в Париже. Инженеры второй половины XIX века стали основными творцами новой функциональной архитектуры.

Искусство

Изобразительное искусство западноевропейской культуры Нового времени вошло как время расцвета художественных школ Италии, Франции, Фландрии, Испании, Голландии. Каждая из них обнаруживает яркую национальную самобытность, обусловленную особенностями исторического и культурного развития страны, характером общественной жизни, спецификой художественных традиций. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность стали характерными чертами искусства XVIII века.

Музыкальное искусство

Наука и техника

Научно-технический прогресс Нового времени основывается на двух посылах западноевропейской культуры – вере в человека-преобразователя (идея Возрождение) и вере в активную роль его разума (идея Просвещение). Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины следовали друг за другом. Так, за открытием электромагнитной дуги Фарадея, Максвелл разрабатывает электромагнитную теорию света. После обнаружения Томпсоном первой элементарной частицы электрона, последовали планетарные теории строения атома Резерфорда и Бора.

Активно развиваются междисциплинарные исследования – физическая химия, биохимия, химическая фармакология. Если периодический закон химических элементов Менделеева установил зависимость между их атомными весами, то открытие внутреннего строения атома выявило связь между порядковым номером и числом электронов в слоях оболочки атома. В биологии появляются теории клеточного строения всех организмов и генетической наследственности, опираясь на которые А. Вейсман и Т. Морган создали основы генетики.

В XIX веке техническое применение знаний бесконечно возрастает, а воспитательная ценность науки неуклонно падает. Связь научного и технического прогресса становится нераздельной в сторону принципа пользы. В индустриальной цивилизации, утвердившейся в Европе в XIX столетии, главной ценностью становится научно-технический прогресс.

Если XVII век был эпохой ветряных мельниц, то XVIII век – эпоха пара. В 1803 г. появляется первый автомобиль с паровым двигателем, а в 1814 году – паровоз Дж. Стеффенсона. Паровой двигатель нашел применение в сельскохозяйственной технике (паровой плуг, локомобили), строительстве (паровой каток, подъемные механизмы). В конце XIX века в Германии появляется автомобиль К. Бенца работающий на жидком топливе.

XIX век – эпоха электричества. После открытия явления электрической дуги Морзе в 1832 г. изобрел электрический телеграф, Бэлл в 1876 г. – телефон, а Эдисон в 1877 г. – фонограф. Появляются радиоприемники Попова и Маркони, кинематограф братьев Люмьер. Важным новшеством стало электрическое освещение городов, конка уступала место трамваю. В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога, а к концу века метро функционировало уже в ряде городов Европы.




Образ механического мира закономерно порождал и идею его усовершенствования, рационального переустройства. Появляется идея прогресса, представление о векторе исторического движения. Такова, например, концепция истории Гегеля. Теоретическое обоснование восприятия времени и пространства в новоевропейской культуре было дано в работах Ньютона и Лейбница, эти важнейшие категории впервые становятся предметом научных дискуссий с середины XVII века. Это также черта нового времени – научная полемика, спор сторонников романтизма и классицизма и т. п. Не вдаваясь в тонкости различения абсолютного и относительного времени и пространства, в чем собственно и состояла суть полемики, отметим то общее, что присуще позиции и Ньютона и Лейбница: обе концепции уходили корнями в античность, но отличались от нее и от средневековой модели в самом существенном. Это – идея бесконечного и чистого пространства и времени, однородного, лишенного привилегированных точек. Это новое восприятие пространства-времени нашло выражение в языке живописи (причем еще до появления концепций Ньютона и Лейбница): построение перспективного ландшафта в живописи и убегающие вдаль проспекты городов вместо запутанных узких улочек средневекового города или замкнутой, обозримой площади – средоточия античного мира. Живописное искусство перспективы выражает по-новому осмысливаемое человеком чувство судьбы.

В Новое время наука становится автономной, а затем и доминирующей областью культуры. Это – свидетельство глубокой секуляризации культуры, когда религии перестает быть универсальной организующей формой социального космоса. Можно выделить три аспекта этого процесса: обретение наукой самостоятельного статуса, разделение духовной и светской власти, изменение места искусства в обществе и обновление его художественного языка. Средоточие культуры Нового времени – дом, усадьба, дворец. Именно в пространстве дома и парка воплощаются философские идеи и символы культуры.

Вместе с тем, культуру Нового времени, во всяком случае, XVII века, нельзя рассматривать как атеистическую. Образ Бога играл свою роль в философских, научных и эстетических построениях в концепциях пантеизма, деизма и теизма. В XVIII веке усложняется мировоззрение, если в XV–XVI веках господствует теизм, в XVII веке заявляют о себе деизм и пантеизм, то в XVIII возникает атеизм, принципиально отбрасывающий идею Бога.

Несомненные успехи рационалистического мировосприятия в этом веке не препятствовали тому, что и религиозное мировидение укрепляло свои позиции. Это было время контрреформации, достаточно вспомнить суд инквизиции над Д. Бруно и Г. Галилеем, решения Тридентского собора (1645–1653), запрет книг, несоответствующих принципам католического вероучения. Религиозные и научные тенденции причудливо переплетались даже в судьбе одной и той же личности, достаточно вспомнить жизнь и творчество Б. Паскаля. Церковь усиливала свое давление на университеты, большинство ученых того времени вели самостоятельные изыскании, сторонясь университетов. Обнаружился огромный разрыв между официальной университетской ученостью и жизнью науки, что и способствовало возникновению академий.

Система образования постепенно превращалась в машину по производству узких специалистов, но это была вполне эффективно действующая машина. Об этом свидетельствует неуклонный рост технических и иных знаний. По подсчетам П. Сорокина, только на XIX век приходится больше изобретений и открытий, чем на все предшествующие столетия (а именно 8527).

Проявлением кризиса стала и Первая Мировая война, которая, казалось, навсегда уничтожила представления о добре и зле, справедливости и гуманности. Из нее мир вышел уже другим. Она стала границей между Новым и новейшим временем. Однако ценности христианской культуры не были утрачены безвозвратно.

Образ механического мира закономерно порождал и идею его усовершенствования, рационального переустройства. Появляется идея прогресса, представление о векторе исторического движения. Такова, например, концепция истории Гегеля. Теоретическое обоснование восприятия времени и пространства в новоевропейской культуре было дано в работах Ньютона и Лейбница, эти важнейшие категории впервые становятся предметом научных дискуссий с середины XVII века. Это также черта нового времени – научная полемика, спор сторонников романтизма и классицизма и т. п. Не вдаваясь в тонкости различения абсолютного и относительного времени и пространства, в чем собственно и состояла суть полемики, отметим то общее, что присуще позиции и Ньютона и Лейбница: обе концепции уходили корнями в античность, но отличались от нее и от средневековой модели в самом существенном. Это – идея бесконечного и чистого пространства и времени, однородного, лишенного привилегированных точек. Это новое восприятие пространства-времени нашло выражение в языке живописи (причем еще до появления концепций Ньютона и Лейбница): построение перспективного ландшафта в живописи и убегающие вдаль проспекты городов вместо запутанных узких улочек средневекового города или замкнутой, обозримой площади – средоточия античного мира. Живописное искусство перспективы выражает по-новому осмысливаемое человеком чувство судьбы.

В Новое время наука становится автономной, а затем и доминирующей областью культуры. Это – свидетельство глубокой секуляризации культуры, когда религии перестает быть универсальной организующей формой социального космоса. Можно выделить три аспекта этого процесса: обретение наукой самостоятельного статуса, разделение духовной и светской власти, изменение места искусства в обществе и обновление его художественного языка. Средоточие культуры Нового времени – дом, усадьба, дворец. Именно в пространстве дома и парка воплощаются философские идеи и символы культуры.

Вместе с тем, культуру Нового времени, во всяком случае, XVII века, нельзя рассматривать как атеистическую. Образ Бога играл свою роль в философских, научных и эстетических построениях в концепциях пантеизма, деизма и теизма. В XVIII веке усложняется мировоззрение, если в XV–XVI веках господствует теизм, в XVII веке заявляют о себе деизм и пантеизм, то в XVIII возникает атеизм, принципиально отбрасывающий идею Бога.

Несомненные успехи рационалистического мировосприятия в этом веке не препятствовали тому, что и религиозное мировидение укрепляло свои позиции. Это было время контрреформации, достаточно вспомнить суд инквизиции над Д. Бруно и Г. Галилеем, решения Тридентского собора (1645–1653), запрет книг, несоответствующих принципам католического вероучения. Религиозные и научные тенденции причудливо переплетались даже в судьбе одной и той же личности, достаточно вспомнить жизнь и творчество Б. Паскаля. Церковь усиливала свое давление на университеты, большинство ученых того времени вели самостоятельные изыскании, сторонясь университетов. Обнаружился огромный разрыв между официальной университетской ученостью и жизнью науки, что и способствовало возникновению академий.

Система образования постепенно превращалась в машину по производству узких специалистов, но это была вполне эффективно действующая машина. Об этом свидетельствует неуклонный рост технических и иных знаний. По подсчетам П. Сорокина, только на XIX век приходится больше изобретений и открытий, чем на все предшествующие столетия (а именно 8527).

Проявлением кризиса стала и Первая Мировая война, которая, казалось, навсегда уничтожила представления о добре и зле, справедливости и гуманности. Из нее мир вышел уже другим. Она стала границей между Новым и новейшим временем. Однако ценности христианской культуры не были утрачены безвозвратно.

  • Периодизация эпохи
  • Характерные особенности
  • Научный прогресс
  • Культурные черты
  • Принципы искусства
  • Известные деятели
  • Значимые события
  • На пороге открытий

Культура Нового времени

Периодизация эпохи

Новое время взяло за основу духовные ориентиры и жизнь буржуазии. В нем выделяются 3 периода, у каждого из которых имеются культурные особенности:

Прогрессирование культурного развития отмечалось в Испании и Франции. Англия страдала от бесконечных революций, поэтому немного отстала от них. В европейских государствах начался процесс становления современной философии и мировой живописи.

После этого завершилось формирование мануфактур, стало выделяться политическое либеральное течение, появилась свободная экономика. Общество потянулось к праву и свободе выбора идеологии, что вылилось в итоге в развитие Просвещения.

Характерные особенности

Новое время было наполнено противоречиями, поскольку сменялся старый общественный уклад. Ценности подверглись переосмыслению, был воспринят технологический прогресс. Главные особенности эпохи:

Периодизация эпохи

  1. Отдельная личность играет большую роль. Внимание устремлено на ее духовность, результатом чего стало открытие самосознания.
  2. Человек потянулся к гуманизму, отдававшему первенство свободе творчества. Его особенность заключалась в универсальности, когда личность получает право на жизнь, свободу, обогащение.
  3. Сформировались условия для технического прогресса, изменений жизненного уклада, укрепления экономического порядка.
  4. Обострились отношения между властью и церковью, в результате чего первой не удалось доминировать.

Представитель общества постепенно перерождался в экономическое орудие, необходимое для зарабатывания денег. Одновременно с этим наблюдалась борьба с экономической и техногенной зависимостью. В искусстве положено начало многим стилистическим жанрам. В XIX веке появился кинематограф. Это время уникально тем, что подарило обществу метро с подземными туннелями.

Научный прогресс

Развитие производства привело к проведению новых исследований. Механика вместе с движением тел вышла на первый план. Стремительному расширению подверглась научная культура. Немаловажная роль в этом отведена математическим открытиям.

Вселенная уже не считалась неким существом, она стала признаваться безликим феноменом, который управляется природными законами, поддающимися изучению. Религия отошла на второй план и стала приравниваться к несуществующим факторам.

Культурные черты

Характерные особенности

Рассматривая периодизацию Нового времени, следует отметить научную революцию, неразрывно связанную с теорией Коперника. Религиозная среда отнеслась к последней с протестом, а фанатики находили в ней неразрывную связь с Джордано Бруно, осужденным в свое время инквизицией. Позже Кеплером было доказано перемещение планет по траектории, напоминающей по форме эллипс.

К характерным чертам Нового времени относится телескоп, изобретенный Галилео Галилеем. Это приспособление помогло доказать однородность планет. По завершении этих открытий науки разделились на гуманитарные и прикладные.

Научный прогресс

Развитие науки осложнялось тем, что общество разделилось на две половины. Одни были сенсуалистами, другие поддерживали рациональность. Первые склонялись к тому, что достоверным является эмпирический и чувственный путь. Вторые утверждали, что познать окружающий мир можно только разумом.

Культура в Новый период сопровождается развитием культа женского тела, особенно в Западной Европе. В XIX веке дамы отстаивали социальную независимость, свободу слова. Брак заключался только по взаимной любви, разрешался для мужчин с 30 лет, для женщин — с 25 лет. Общество стало образованным, появилась традиция раздельного обучения девочек и мальчиков.

Принципы искусства

Культурные черты

Барокко охватывает все сферы жизни, начиная с одежды и заканчивая архитектурой. Женские наряды, выполненные в этом стиле, отодвинули на второй план французские кружевные изделия. В архитектуре всячески уравновешивались формы, например, массивные детали объединялись с воздушными элементами.

Англии и Франции этот стиль преобразовался в классицизм. Для него характерны античные формы, лаконичность сочетается со строгостью. В основе барокко присутствует рационализм.

Для Новой эпохи характерен и стиль рококо. Он отождествляется с отхождением человека от привычного мира с целью погружения в фантазии, иллюзии. Подобный стиль соединил в себе воздушные и изящные черты. Он демонстрирует этнические восточные детали, какие особенно ярко просматриваются в художественной культуре. Литература обогатилась новым направлением сентиментализмом.

Известные деятели

Известные деятели

В эпоху Нового времени активно развивается наука, она позволила появиться и закрепиться важным принципам естествознания. Накопившиеся знания целителей, врачей и алхимиков подверглись структурированию и получили конкретную форму. Появившиеся идеалы науки неразрывно связывались с экспериментальной проверкой догматов религии и природных процессов, математическими достижениями.

Общие знания и образование стали авторитетными явлениями. Они считались двигателями прогресса. К философии проявляется уважительное отношение благодаря работам известных ученых Вольтера, Руссо, Беркли.

Особенности культуры Нового времени заключаются в одновременном падении авторитета церкви. Наука, построенная на разуме и практических исследованиях, вышла на первое место:

  • уникальной является методология науки Галилея;
  • за Ньютоном осталась механика и основные ее принципы;
  • философию от схоластики освободили Гоббс, Бэкон, Спиноза.

Прослеживалось снижение зависимости общества от религии. Формирование науки основано не на достижениях конкретной личности, а на многочисленных проверенных фактах.

Значимые события

Этот период принес не только колоссальные перемены в мире науки и искусства, но и важные географические открытия. Значительный прогресс наблюдался в медицине, математике, астрономии, философии. Изменилось восприятие религии и веры в целом. Здесь наблюдается колоссальный переворот, связанный с культурными убеждениями.

Значимые события

Официальная дорога в Индию была найдена в 1498 году Васко да Гамой. Открытие принесло прибыльные торговые возможности в отношении стран, расположенных на индийском побережье.

На пороге открытий

Копернику удалось освоить математику и астрономию, создать первые астрономические таблицы, одновременно с этим он совершенствовался в правовом образовании, медицине. Д. Бруно — настоящий революционер, он доказывал существование множества планет, утверждал, что Солнце является звездой, а аналогичных ему тел во Вселенной не сосчитать. И только Галилею с созданием телескопа удалось доказать общественности теории Коперника и Бруно.

На пороге открытий

Книгопечатанье стало достижением И. Гутенберга, оно способствовало развитию образованности. Интеллектуальный человек стал эталоном и культурным образцом Нового времени.

Насыщенный событиями культурно-исторический XVII век принес много перемен в Европу и Россию, оставив богатое наследие. Наблюдается становление бюрократических государств, отход от средневековых принципов. Динамичному развитию подверглась социально-экономическая жизнь, что оставило заметный отпечаток на культуре. В городах появляется развитая инфраструктура, общество тянется к образованию. На первый план выходят свобода слова и появление интеллигенции.

Характеристику Нового времени в школе изучают на уроках истории и культурологии. Для закрепления материала дети пишут рефераты и доклады по теме, читают в кратком содержании литературные и научные труды представителей эпохи.

Читайте также: