Былинные мотивы в повести очарованный странник кратко

Обновлено: 05.07.2024

Смысл названия

Повесть называется так еще и потому, что автор указывает финал уже в заглавии, как будто исполняя предначертание. Мать предрекла сыну будущее, пообещав его Богу еще до рождения. С тех пор над ним довлеют чары судьбы, направленные на то, чтобы исполнить предназначение. Странник идет не самостоятельно, а под действием предопределения.

Смысл названия повести Очарованный странник — Лескова

Ищите нас здесь

Ведь если смотреть глубже, смысл названия повести Очарованный странник не так уж однозначно и просто отображает происходящее. Стоит разобрать название на составляющие его слова – получится уже новая интерпретация событий жизни главного героя, совершенно не такая, какой она казалась на первый взгляд.

Во-вторых, постоянное нахождение Ивана Флягина на волоске от смерти и различные загадочные обстоятельства, не позволяющие ему погибнуть; знаки судьбы, преследующие его, вещие сны, дар пророчества – это все отражает его странствие между жизнью обычной, приземленной и жизнью мистической. Миром, покрытым завесой тайны.

В-третьих, род его занятий в течение всей жизни менялся: он был и конюхом, и нянькой, и врачевателем, и преступником, и пленным, и военным, и артистом цирка, и, в итоге, монахом. Разительные перемены сфер деятельности для жизни рядового крестьянина. Разительные, но так органично вписывающиеся в многогранную личность, казалось бы, простого русского человека, что даже нет причин усомниться в задумке Лескова — показать истинного странника, путешествующего по дороге жизни.

В-четвертых, это название отражает его душевные странствия: от грешника, убивавшего людей на войне и в миру, мучившего животных, укравшего и пропивавшего чужое имущество, к праведнику, который духовно рос, сражался со своими бесами и искренне веровал. Монахом предначертано стать этому человеку с рождения, мать вымаливала его у Бога, обещала, что данный ей сын станет богослужителем. Но Иван Флягин всю жизнь пытался нарушить материнскую клятву, и только в конце своего пути он пришел к ее исполнению, к монашеству. Все время он пытался погибнуть – от своих и от чужих рук, но ни разу так и не погиб. Быть может, это снова вмешательство высших сил – он должен был отдать свой долг вере, ведь это она дала ему жизнь.

Ищите нас здесь

Нельзя отмести все варианты расшифровки смысла названия кроме какого-то одного, оставив его как единственное верное. Здесь нет одной определенно правильной интерпретации, все эти характеристики героя включены в название, которое избрал автор для своего произведения. В этом и заключалась задумка Лескова – показать, как многогранна, противоречива и загадочна душа человека, русская душа, душа грешного праведника.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ищите нас здесь

Смотрите также:

Композиция

Всего в повести 20 глав, каждая из которых следует, не повинуясь хронологии событий. Рассказчик выстраивает их по своему усмотрению, основываясь на случайных ассоциациях героя. Так автор подчеркивает, что всю жизнь Флягин прожил также стихийно, как и рассказывает о ней. Все, что произошло с ним, — череда взаимосвязанных случайностей, как и его повествование – вереница историй, связанных смутными воспоминаниями.

Колоритный язык писателя выделяют его стиль среди других русских прозаиков того времени. Пестрые строки автора, полные просторечия, совсем не похожи на классические литературные приёмы Пушкина и Тургенева. Лесков писал на том языке, на котором изъяснялся простой работящий народ: наполненном всевозможными говорами, неправильном, резком. И всё же его тексты совсем не кажутся безграмотными или пустыми, напротив, в них есть особенный шарм, который обогащает русский язык.

Иван Флягин не идеален: во многих его поступках читается и безрассудность, и грубость. Тем не менее, Лесков относит его к числу праведников. Несмотря на свои отрицательные стороны, этот противоречивый персонаж обладает высокой нравственностью, набожностью, способностью взять чужой грех на себя — особенно это заметно в эпизоде со смертью цыганки Грушеньки. Образ этой героини также очень интересен: на её примере Лесков одним из первых заговорил о бесправии женщин в России XIX века. Трагическая судьба горячо любящей женщины, которая молила о том, чтобы избавить её от греха самоубийства, не может не вызывать сочувствия у читателей.

Сложно оценить количество проблем, поднимаемых Лесковым в его знаменитом произведении. Повесть даёт ответы на многие морально-этические вопросы о доброте и любви, раскрывает национальный характер русского народа, заставляет задуматься о проблеме поиска счастья. Недаром она считается одной из жемчужин Отечественной литературы.

По писателю: Лесков Николай Семёнович

О чем повесть?

Главные герои и их характеристика

О книге

Время написания

История создания и замысел


Странник. В. Суриков. 1886

Содержание


Валаам. Пихтовая аллея. Художник Александр Александровский

Пассажиры судна плывут по Ладожскому озеру на остров Валаам. Среди путников выделяется некто Иван Северьяныч Флягин, одетый в послушничий подрясник. По просьбам спутников мужчина рассказывает им долгую историю своей жизни.

Особенности


Иван Северьяныч. Иллюстрация Ивана Глазунова, 1973

Название


Дорога во ржи. Г. Г. Мясоедов. 1881

Смысл произведения


Иллюстрация Николая Кузьмина. 1952

По замыслу автора, в характере и судьбе очарованного странника Ивана Флягина отчетливо слышна общенациональная нота, звучание которой определено православной христианской верой. В нем раскрываются лучшие стороны народного характера: бесстрашие, благородство, простодушие и открытость. Иван Северьяныч понимает православное вероучение как практическое доброделание и добротолюбие.

Проблемы

Грушенька

В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.

Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.

Основная идея

Нажмите, чтобы узнать подробности

Появление на свет Ивана Северьяныча Флягина тоже напоминает сюжет сказок. Он молитвенный и обещанный сын. Призрак убитого им монаха говорит, что путь героя лежит в монастырь. Но в отличие от традиционных, житийных героев Флягин желает изменить свою судьбу, сознательно отойти от предопределенной ему дороги. Мотив странствий, постоянного движения в пространстве роднит "Очарованного странника" произведениям устного народного творчества. Обладающие жанрообразующими признаками сюжет и герой повести Лескова напоминают событийную канву фольклорных персонажей, которые преодолевают разные трудности, препятствия. Флягина постоянно подстерегают превратности, он вынужден поменять множество социальных ролей и профессий: крепостной, форейтор, дворовый графа К.; нянька-"смотритель" при малолетнем ребенке; невольник в татарских кочевьях; объездчик лошадей; солдат, участник войны на Кавказе; актер в петербургском балагане; справщик столичного адресного стола; послушник в монастыре. И эта же, последняя в повести, роль, служение Флягина, не является окончательной в кругу его "метаморфоз". Герой, следуя своему внутреннему голосу, готовится к тому, что "скоро надо будет воевать", ему "за народ очень помереть хочется". Герой повести, Иван Флягин подобно персонажу древнерусских жизнеописаний святых, покаявшемуся и преображенному грешнику, идет по миру от греха бессмысленного "удальского" убийства монашка, цыганки Грушеньки, пусть и совершенного ее желанию, но все равно, по мысли Флягина, греховного к покаянию и искуплению вины.

Умопомрачительная любовь к лошадям, искусство объезжать их Ивана Северьяныча автор роднит с героями былин. Флягин повторяет слова, которыми бранит своего коня былинный Илья Муромец: „Стой, собачье мясо, песья снедь!" – да как дерну его книзу – он на колени и пал…".

В "Очарованном страннике" Н.С. Лесков описал характерный для былин поединки, в частности русского богатыря с воином-басурманином, степняком. Флягин "порется", сечется нагайками с "татарином" (казахом) Савакиреем; наградой за победу в состязании служит караковый жеребенок, который скачет, "будто едет по воздуху" .

Сказовая форма мотивирует и обильное употребление просторечных слов, диалектизмов, порой — затейливую народную игру словом. Условием сказовой формы повествования является иллюзия самостоятельности героя-рассказчика. Иван Северьяныч Флягин - русский человек, стиль его речи, художественная окрашенность неразрывно связаны с эстетическим мышлением народа, с народной эстетикой, мировидением. Его речь свидетельствует о постоянной духовной связи с духовной жизнью народа. Речь Флягина, ориентирована на устный разговор, неповторима. Во время чтения произведения обращает на себя внимание интонация, рассчитанная на сочувственное внимание слушателей, что тоже является особенностью сказового повествования. Использование народных, близких к фольклорным, сравнений и метафор передает его сопричастность жизни своего народа.

Без любви к Родине нет настоящего человеческого характера. Тот, кто любит родную землю, видит красоту ее в любых мелочах, чувствует огромный интерес ко всяким ее "проявлениям". Иван Северьянович именно такой человек, и эта любовь помогает ему словесно точно выразить свои чувства, настроение, стремления в пейзажных описаниях: «А потом еще где-нибудь и кустик встретишь: таволожка, дикий персичек или чилизник. И когда на восходе солнца туман росою садится, будто прохладой пахнет, и идут от растения запахи. ".

2.Жанровое своеобразие повести.

С житийным жанром повесть сближает ее построение: отдельные эпизоды, описывающие события из жизни героя (в житии - святого). Иван Флягин проходит путь от гpexa к покаянию и искуплению вины, yxoдит в монастырь, считая, что так предопределено Богом. Путь лесковского героя открыт, незавершен; монастырь не последнее eгo пристанище, а лишь остановка на все продолжающемся пути. Ведь Флягин не постригся в монахи, он только выполняет обязанности послушника. Наполненность сюжета пророческими снами и видениями, а также чудесные спасения, крещения неверных также элементы житийного повествования. И хотя житийные мотивы и образы переосмыслены писателем и наполнены реалистическим содержанием, они придают образу героя особую окрашенность, помогают постичь сущность героя-праведника.

Иван Северьянович Флягин путешествует по миру, жизнь ставит eгo в самые неожиданные ситуации, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Он меняет множество социальных ролей: крепостной, дворовый, нянька при маленьком ребенке, затем беглый, пленник в татарских кочевьях, объездчик лошадей, позже солдат, участник войны на Кавказе, актер, служащий в адресном столе и, наконец, послушник. Он меняет профессии , должности, порой даже имя, чтобы приспособиться к обстоятельствам. Он скитается по свету - мотив странствия, движения проходит через всю повесть. Все это роднит Флягина сгероями приключенческих романов.

3.Особенности сюжета и композиции.

Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором участвуют слушатели, путешествующие по Ладожскому озеру, и повествующий им о своей жизни Иван Флягин. Сам рассказ героя о своей жизни имеет свой сюжет, состоящий из различных жизненных эпизодов.

1. Спасение Флягиным семьи графа.
2. Наказание, бегство от графа.
3. Присмотр за ребенком и бегство с матерью ребенка и ее любовником.
4. Битва с Савакиреем и уход в степь.
5. Возвращение в Россию.
6. Служба при князе, отношения с Грушенькой.
7. Солдатская служба.
8. Скитания и приход в монастырь.
9. Жизнь в монастыре.

У каждого эпизода есть свой микросюжет.

Сказовое построение повести значимо для автора. Во-первых, рассказу Флягина придается достоверность.Bо-вторых, такая форма позволяет автору скрыться за гepoeм, не навязывать читателю собственную интерпретацию и оценку событий. В-третьих, появляется возможность глубоко раскрыть сложный внутренний мир героя: рассказчик самовыражается в слове .

Сказовая форма определяет стилистическое своеобразие повести. Рассказ от лица повествователя характеризуется литературно оформленной речью, в отличие от речи Флягина, наполненной разговорной интонацией, просторечиями, диалектизмами. Многозначен и смысл так называемой рамки - рассказа, обрамляющего повествование Флягина. Это постепенное преодоление дистанции между гepoeм и eгo слушателями, ждущими внaчале от нeгo лишь забавных и интересных историй. Кроме тoгo, рассказ о поездке на пароходе придает символический смысл жизненному пути Флягина: он путешествует по России и вместе с Россией плывет к нeвeдомой ни ему, ни ей цели.

4. Образ Ивана Флягина.

Как всякий народный богатырь, Иван Северьянович горячо любит родину. Это проявляется и в мучительной тоске по родным местам, когда он находится в плену в татарских степях, и в желании принять участие вгрядущей войне и умереть за родную землю. Последний диалог Флягина со слушателями звучит торжественно.

Душевная теплота и тонкость чувства вгepoe уживаются сгрубостью, драчливостью, пьянством, ограниченностью. Порой он проявляет черствость, равнодушие: засекает до смерти в поединке татарина, некрещеных дeтей не считает своими и оставляет их без сожаления. Доброта и отзывчивость на чужоегope уживаются в нем с бессмысленной жестокостью: отдает ребенка слезно умоляющей eгo матери, лишив себя крова и пищи, но в то же время из баловства насмерть засекает уснувшего монаха.

Удальство и свобода чувств Флягина не знают границ (бой с татарином, отношения сгрушенькой). Он отдaeтся чувству безоглядно и безрассудно. Душевные порывы, над которыми он не властен, постоянно ломают eгo cyдьбу. Но когда в нем yгacaeT дух противоборства, он очень легко покоряется чужому влиянию. Чувство человечеcкoгo достоинствагероя находится в противоречии с coзнанием крепостного человека. Но все равно в Иване Ceверьяновиче чувствуется чистая и благородная душа.

Страдая от сознания собственного несовершенства, он идет, не сгибаясь, навстречу подвигу, стремясь к богатырскомуy служению родине, ощущая над собой божественное благословение. И это движение, нравственное преображение составляет внутреннюю сюжетную линию повести. Герой верует и ищет. Eгo жизненный путь - это путь познания Бога и осознание себя в Боге.

Иван Флягин олицетворяет русский национальный характер со всеми eгo темными и светлыми сторонами, народный взгляд на мир. В нем воплощены огромные и неистраченные возможности народной силы. Eгo нравственность - естественная, народная нравственность. Фигypa Флягина обретает символическую масштабность, воплощая широту, безграничность, открытость русской души миру.

Глубину и сложность характера Ивана Флягина помогают постичь разнообразные художественные приемы, использованные автором.главным средством создания образагероя является речь, в которой отражаются eгo миропонимание, характер, социальное положение и т. д. Речь Флягина проста, полна просторечий и диалектизмов, в ней нeмнoгo метафор, сравнений, эпитетов, но они ярки и точны. Стиль речигероя связан с народным мировосприятием.

Образ героя раскрывается и через eгo отношение к другим персонажам, о которых он сам рассказывает. В тоне повествования, в выборе художественных средств проявляется личность героя.

5.Смысл названия повести.

Но этими значениями не исчерпывается смысл нaзвания повести. Обращения к тексту рождают новые понимания символичного определения лесковского героя.

Жизнь героя не завершена. Читатель чувствует, что монастырь не последнее eгo пристанище. Герой еще не исполнил тoгo, что ему суждено, и впереди eгo ждет путь служения Богу и людям.

Цель:развитие умения анализировать, обобщать теоретический материал и делать обоснованные выводы.

Формируемые ОК:ОК1-6

Количество часов: 3 ч.

Форма контроля:Представить доклад.

Рекомендации к выполнению задания.

Используя основные и дополнительные литературные источники, интернет – ресурсы подготовьте доклад на заданную тему.

Критерии оценки:

- соответствие представленной теме;

Основные источники (ОИ)

Дополнительные источники (ДИ)

1. Обернихина, Г.А.Литература. Часть I [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 384 с.

2. Обернихина, Г.А.Литература. Часть II [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 400 с.

3. Лебедев, Ю. В. Русская литература XIX в. Часть I. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 468с.

4. Лебедев, Ю. В. Русская литература XX в. Часть II. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 402с.

5. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. [Текст]: учебник - практикум Часть I,II. 11 кл./ Ю.И. Лыссый.- Москва: Мнемозина, 1998. - 527с.

6. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. 11 класс [Текст]: Хрестоматия. / Ю.И. Лыссый. - Москва: Мнемозина, 2000. - 480с.

7. Тексты художественных произведений поэтов и писателей 19-20 веков

Интернет-ресурсы (И-Р)

Цель:развитие умения анализировать, обобщать теоретический материал и делать обоснованные выводы.

Формируемые ОК:ОК1-6

Количество часов: 4 ч.

Форма контроля:сдача выполненного задания на проверку преподавателю.

Рекомендации к выполнению задания.

Критерии оценки:

- соответствие представленной теме;

- соблюдение орфографический, пунктуационных и стилистических норм

Основные источники (ОИ)

Дополнительные источники (ДИ)

1. Обернихина, Г.А.Литература. Часть I [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 384 с.

2. Обернихина, Г.А.Литература. Часть II [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 400 с.

3. Лебедев, Ю. В. Русская литература XIX в. Часть I. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 468с.

4. Лебедев, Ю. В. Русская литература XX в. Часть II. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 402с.

5. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. [Текст]: учебник - практикум Часть I,II. 11 кл./ Ю.И. Лыссый.- Москва: Мнемозина, 1998. - 527с.

6. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. 11 класс [Текст]: Хрестоматия. / Ю.И. Лыссый. - Москва: Мнемозина, 2000. - 480с.

7. Тексты художественных произведений поэтов и писателей 19-20 веков

Интернет-ресурсы (И-Р)

Цель:развитие умения анализировать, обобщать теоретический материал и делать обоснованные выводы.

Формируемые ОК:ОК1-6

Количество часов: 2 ч.

Рекомендации к выполнению задания.

Критерии оценки:

- соответствие представленной теме;

Основные источники (ОИ)

Дополнительные источники (ДИ)

1. Обернихина, Г.А.Литература. Часть I [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 384 с.

2. Обернихина, Г.А.Литература. Часть II [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 400 с.

3. Лебедев, Ю. В. Русская литература XIX в. Часть I. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 468с.

4. Лебедев, Ю. В. Русская литература XX в. Часть II. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 402с.

5. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. [Текст]: учебник - практикум Часть I,II. 11 кл./ Ю.И. Лыссый.- Москва: Мнемозина, 1998. - 527с.

6. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. 11 класс [Текст]: Хрестоматия. / Ю.И. Лыссый. - Москва: Мнемозина, 2000. - 480с.

7. Тексты художественных произведений поэтов и писателей 19-20 веков

Интернет-ресурсы (И-Р)

Цель:развитие умения анализировать, обобщать теоретический материал и делать обоснованные выводы.

Формируемые ОК:ОК1-6

Количество часов: 3 ч.

Форма контроля:Представить доклад.

Рекомендации к выполнению задания.

Используя основные и дополнительные литературные источники, интернет – ресурсы подготовьте доклад на заданную тему.

Критерии оценки:

- соответствие представленной теме;

Основные источники (ОИ)

Дополнительные источники (ДИ)

1. Обернихина, Г.А.Литература. Часть I [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 384 с.

2. Обернихина, Г.А.Литература. Часть II [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 400 с.

3. Лебедев, Ю. В. Русская литература XIX в. Часть I. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 468с.

4. Лебедев, Ю. В. Русская литература XX в. Часть II. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 402с.

5. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. [Текст]: учебник - практикум Часть I,II. 11 кл./ Ю.И. Лыссый.- Москва: Мнемозина, 1998. - 527с.

6. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. 11 класс [Текст]: Хрестоматия. / Ю.И. Лыссый. - Москва: Мнемозина, 2000. - 480с.

7. Тексты художественных произведений поэтов и писателей 19-20 веков

Интернет-ресурсы (И-Р)

Цель:развитие умения анализировать, обобщать теоретический материал и делать обоснованные выводы.

Формируемые ОК:ОК1-6

Количество часов: 4 ч.

Форма контроля:сдача выполненного задания на проверку преподавателю.

Рекомендации к выполнению задания.

Критерии оценки:

- соответствие представленной теме;

- соблюдение орфографический, пунктуационных и стилистических норм

Основные источники (ОИ)

Дополнительные источники (ДИ)

1. Обернихина, Г.А.Литература. Часть I [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 384 с.

2. Обернихина, Г.А.Литература. Часть II [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 400 с.

3. Лебедев, Ю. В. Русская литература XIX в. Часть I. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 468с.

4. Лебедев, Ю. В. Русская литература XX в. Часть II. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 402с.

5. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. [Текст]: учебник - практикум Часть I,II. 11 кл./ Ю.И. Лыссый.- Москва: Мнемозина, 1998. - 527с.

6. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. 11 класс [Текст]: Хрестоматия. / Ю.И. Лыссый. - Москва: Мнемозина, 2000. - 480с.

7. Тексты художественных произведений поэтов и писателей 19-20 веков

Интернет-ресурсы (И-Р)

Цель:развитие умения анализировать, обобщать теоретический материал и делать обоснованные выводы.

Формируемые ОК:ОК1-6

Количество часов: 2 ч.

Рекомендации к выполнению задания.

Критерии оценки:

- соответствие представленной теме;

Основные источники (ОИ)

Дополнительные источники (ДИ)

1. Обернихина, Г.А.Литература. Часть I [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 384 с.

2. Обернихина, Г.А.Литература. Часть II [Текст]: учеб. / Г. А. Обернихина.- Москва: Академия, 2012. – 400 с.

3. Лебедев, Ю. В. Русская литература XIX в. Часть I. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 468с.

4. Лебедев, Ю. В. Русская литература XX в. Часть II. 10 класс [Текст]: учеб./ Ю.В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2007.- 402с.

5. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. [Текст]: учебник - практикум Часть I,II. 11 кл./ Ю.И. Лыссый.- Москва: Мнемозина, 1998. - 527с.

6. Лыссый, Ю.И. Русская литература XХ в. 11 класс [Текст]: Хрестоматия. / Ю.И. Лыссый. - Москва: Мнемозина, 2000. - 480с.

7. Тексты художественных произведений поэтов и писателей 19-20 веков

Интернет-ресурсы (И-Р)



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: