Транспорт в азербайджане кратко

Обновлено: 07.07.2024


В Азербайджане представлены все основные виды транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный, водный, трубопроводный.

Содержание

История



Марки Азербайджана. На правой изображён внутренний двор Караван-сарая XIX века в Баку. На левой — фасад Караван-сарая XIX века в Шеки.

Современная транспортная система Азербайджана, начала свое развитие с середины XIX-го века освоением и развитием нефтедобычи в Азербайджане. Нефтедобыча, нефтепереработка, и соответственно задачи по доставке их производителю и потребителю сыграли главную роль в развитие современной транспортной системы Азербайджана.

Все современные морские порты на Каспии принадлежащие Азербайджану, первые железные дороги, большая часть первых автодорог, первый городской вид транспорта — конка, появились вследствие развития нефтяной промышленности. Соответственно и расположение и направление этих транспортных объектов диктовались условиями нефтяной промышленности. Морские порты строились для вывоза нефти и нефтепродуктов, первая железная дорога общего назначения Баку — Сабунчи — Сураханы, также первоначально предназначалась для транспортировки нефти, от центров добычи до морского порта. Гужевые дороги имели цель облегчения транспортировки нефтепродуктов по земле, которые до появления железных дорог перевозились на арбах, караванным способом. Дальнейшее развитие, как нефтяной промышленности, так и иных видов производств, постепенно более расширяли как ареал сосредоточения транспортных коммуникаций и инфраструктуры (до того большая часть всех транспортных коммуникаций и соответствующей инфраструктуры приходилось на Бакинскую губернию) так и предназначение и направления перевозок и развития транспортной системы в Азербайджане.

Железнодорожный транспорт

Железные дороги



Железные дороги являются одним из основных видов транспорта в Азербайджане, на их долю приходится около 40 % грузооборота (2007 год) и до 25 % пассажирооборота [2] . В 1980-е доля железных дорог в общем грузо/пассажирообороте составляла 80 % и 50 % соответственно, объём перевозимых грузов в 1987 году достиг 120 млн.т. [2] Падение объёмов перевозок было связано с развалом СССР, нарушением экономических связей, конфликтом в Нагорном Карабахе. Все эти явление резко снизили долю железных дорог в перевозках по стране. Пик кризиса перевозок пришёлся на 1991-93 годы [2] . С 1995 года начался процесс оживления и наращивания уровня перевозок. С 2000 года рост объёма перевозок стал увеличиваться минимум на 25 % ежегодно. В 2007 году по железным дорогам было перевезено до 35 млн.т. грузов [3] .

Общая протяжённость железных дорог — 2125 км, из них двухпутные — 800 км, развёрнутая длина — 2995 км.

электрифицировано 1523 км (3Кв постоянного тока) [2] Плотность железных дорог (км/10000 кв. км.): 242.0 (1993—1996 гг.) [4]

В эксплуатации находится

  • 500 электровозов
  • 270 тепловозов
  • 38 тыс. грузовых вагонов
  • 1000 пассажирских вагонов.
  • 6 основных локомотивных депо
  • 2 оборотных локомотивных депо
  • 9 вагонных депо

Узкоколейные железные дороги

Учебные железные дороги

В Азербайджане, в 1947 г в Баку, и в 1977 г. в Нахичевани, были построены детские железные дороги, целью и предназначением которых являлось прививание детям интереса к железным дорогам, их теоретическая и практическая подготовка к работе в будущем на железных дорогах. Многие выпускники ДЖД в дальнейшем выбирали профессию железнодорожника; выпускники ДЖД пользовались определёнными льготами при поступлении в железнодорожные училища, техникумы и ВУЗ-ы по специальности железных дорог. [5] Нахичеванская детская железная дорога — закрыта.

Метрополитен (азерб. Metropoliten )

Бакинский метрополитен открыт 6 ноября 1967 года. Состоит из двух линий, красной и зелёной, общая протяжённость — 34,6 км, имеет 23 станций. Является одним из двух (наряду с городским общественным автотранспортом) важнейших видов городского транспорта Баку, выполняя значительный объём пассажироперевозок. [6]

Автомобильный транспорт

История



Автодороги






Шоссе в Азербайджане следуют параллельно основным железнодорожным магистралям. Одно из них проходит вдоль Каспийского моря из России в Иран, через Баку. В свою очередь из Баку к грузинской границе также ведёт автодорога. От города Евлах (на магистрали Баку — Тбилиси) на юг отходит шоссейная дорога в Нагорный Карабах. Все они являются сегментами следующих европейских автомобильных маршрутов [8] [9] :

  • E 60
    • M2Казах, Гянджа, Евлах, Аджигабул, Алят, Баку
    • E 119
      • Куба, Баку
      • M2Баку, Алят
      • Алят, Ленкорань, Астара
      • Садарак, Нахичевань,
      • Нахичевань, Джульфа, Ордубад
      • Зангеланский район, Физулинский район, Джебраильский район — на данный момент маршрут блокирован.
      • Бейлаганский район, Сабирабад, Али Байрамлы, Аджигабул
      • M2Аджигабул, Алят, Баку





      Трубопроводный транспорт [11]


      _____ БТД: 1 773 км _____ Баку — Новороссийск: 1 400 км _____ Баку — Супса: 837 км _____ Баку — Тбилиси — Эрзерум: 690 км.

      История

      • Осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова был построен первый российский нефтепровод. Он соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку. [12]
      • В 1930 году был введён в эксплуатацию Нефтепровод Баку — Батуми для транспортировки нефти из района нефтедобычи в окрестностях Баку к побережью Чёрного моря в порт Батуми. После распада СССР нефтепровод был заменен участком нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и нефтепроводом Баку — Супса. [13]

      Действующие трубопроводы

      • Газопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум (Южнокавказский трубопровод) был официально открыт 25 марта2007 года. Диаметр трубопровода — 42 дюйма, протяжённость составляет 970 км (442 км в Азербайджане, 248 км в Грузии и 280 км от грузино-турецкой границы до Эрзурума). Длина каждой трубы — 11.5 м. [14] По нему предусматривается прокачка газа, добываемого в рамках проекта Шах-Дениз. [15]
      • Нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан — трубопровод для транспортировки каспийскойнефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Официальное торжественное открытие всего нефтепровода прошло 13 июля2006 в Джейхане. Протяжённость 1773 километра (по территории Азербайджана (449 км), Грузии (235 км) и Турции (1059 км)). Проектная пропускная мощность — 50 миллионов тонн нефти в год, или один миллион баррелей в сутки. Стоимость — 3,6 млрд долларов.
      • Нефтепровод Баку — Супса был пущен в эксплуатацию 17 апреля1999 года. Трубопровод был построен в рамках контракта на разработку месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, его протяжённость составляет 837 километров. [16] Диаметр трубопровода 530 мм. [17]
      • Нефтепровод Баку — Новороссийск — трубопровод для транспортировки каспийскойнефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.

      Морской транспорт

      Правительственной регулирующей организацией является Государственная морская администрация Азербайджана.

      История судоходства в Азербайджане



      Морской торговый флот



      Крупнейшем азербайджанской судоходной компанией, является Каспийское морское пароходство — Каспар (азерб. Xəzər dəniz gəmiçiliyi ), являющийся также крупнейшей судоходной компанией в бассейне Каспия. Каспар занимается перевозкой всех видов грузов, но весомую долю в перевозках составляют нефть и нефтепродукты, компания также выполняет пассажироперевозки, и является оператором железнодорожной паромной переправы Баку — Туркменбаши, Баку — Актау. Каспару также принадлежит и ряд судоремонтных заводов.

      Флот Каспара насчитывает 86 судов с суммарным дедвейтом 483,782 тонн, из которых 41 танкер,35 сухогрузов, 10 вспомогательных судов. Также имеются 3 судна типа 3 Ро-Ро (железнодорожно-автомобильный), 7 паромов (железнодорожно-пассажирский), пассажирские суда и катера.

      Каспийское пароходство выполняет и международные перевозки в бассейнах других морей и океанов, в основном Чёрного, Средиземного, Балтийского морей, и Атлантического океана.

      Каспийский морской нефтяной флот (Каспморнефтефлот)

      Каспийский морской нефтяной флот — (азерб. Xəzər Dəniz Neft Donanmasi) XDND. Касморнефтефлот является структурным подразделением Азербайджанской Государственной Нефтяной Компании — ГНКАР, которая специализируется на морских нефтеперевозках, обслуживании нефте/газодобычи, строительстве и ремонте и транспортировке морских буровых установок, прокладке подводных трубопроводов и иных коммуникаций, а также аварийно-спасательной службе. Каспморнефтефлот имеет в своем составе 259 судов различного назначения. Имеет международную сертификацию, и участвует в реализации многих международных проектов в разных регионах мира.

      Паромные переправы

      Составной частью транспортной системы Азербайджана в международных транспортных проектах и коридорах являются железнодорожные паромные переправы Баку — Туркменбаши, Баку — Актау. Первая из них, Баку — Туркменбаши (тогда ещё — Красноводск) начала действовать в 1963 году, вторая в 70-е годы. Паромы являются железнодорожными и железнодорожно-автомобильными, перевозящие не только железнодорожные составы, но и автомобили, а также пассажиров.

      Автобусы курсируют по всей стране и обычно быстрее и удобнее поездов, особенно на ближние и средние расстояния. Городской автовокзал Баку расположен в центре города, возле ст. метро.

      Автобусы регулярно отправляются по следующим направлениям: Белоканы (5-7 раз в день), Шеки (12-15 раз в день), Гянджа (20-25 раз в день), Красный Мост (граница с Грузией, 10-15 раз в день ) Куба (4-5 раз в день), Астара (граница с Ираном, 10 раз в день).

      Также, автобусы часто курсируют другим маршрутам.


      Шоссе в Азербайджане идут параллельно основным железнодорожным магистралям. Одно из них проходит вдоль Каспийского моря из России в Иран, через Баку.

      В свою очередь из Баку к грузинской границы также ведет автодорога. От города Евлах (на магистрали Баку-Тбилиси) на юг отходит шоссейная дорога в Нагорный Карабах.

      Все они являются сегментами следующих европейских автомобильных маршрутов.


      Железные дороги являются одним из основных видов транспорта в Азербайджане, на их долю приходится около 40% грузооборота до 25% пассажирооборота. В 2007 году железными дорогами было перевезено до 35 млн. тонн грузов.

      Кроме ЗАО АС, права операторов перевозок, имеют также компании Middle East Petrolium и Azersun, владеющих грузовым вагонным парком и имеют лицензию на перевозку нефти по железной дороге.

      Кроме того, своими железнодорожными линиями, парком ВС, и объектами инфраструктуры, обладают многие промышленные предприятия, чья железнодорожная инфраструктура имеет статус промышленных подъездных путей.


      Общая протяженность железных дорог - 2 125 км, из них двухпутных - 800 км, развернутая длина - 2995 км.


      В эксплуатации находится:
      500 электровозов
      270 тепловозов
      38 тыс. грузовых вагонов
      1000 пассажирских вагонов.
      6 основных локомотивных депо
      2 оборотных локомотивных депо
      9 вагонных депо


      Речной транспорт
      Единственной судоходной рекой в Азербайджане была Кура, навигация по ней была круглогодичной от Евлаха до устья реки близ города Нефтчала.

      Но уровень глубины речки позволял использовать только суда с малой осадкой и с малой грузоподъемностью. Эти особенности сдерживали развитие речного транспорта в Азербайджане.

      В крупных населенных пунктах вдоль реки были расположены речные пристани, крупнейшие из которых были в Сальяне, Ширвани (Али-Байрамлы), Евлахе.


      В связи с развитием гидроэнергетики, со строительством новых гидроэлектростанций и плотин, а также нерентабельностью речного судоходства по Куре, с конца 80-х, судоходство по Куре было прекращено.


      Морской транспорт
      Наибольшей азербайджанской судоходной компанией, является Каспийское морское пароходство - Каспар, которая является также крупнейшей судоходной компанией в бассейне Каспия.

      Каспар занимается перевозкой всех видов грузов, но весомую долю в перевозках составляют нефть и нефтепродукты, компания также выполняет перевозку пассажиров, и является оператором железнодорожной паромной переправы Баку - Туркменбаши, Баку - Актау.

      Каспара также относятся и некоторые судоремонтные заводы.


      Флот Каспара насчитывает 86 судов с суммарным дедвейтом 483,782 тонн, из них 41 танкер, 35 сухогрузов, 10 вспомогательных судов.

      Также есть 3 судна типа 3 Ро-Ро (железнодорожно-автомобильный), 7 паромов (железнодорожно-пассажирский), пассажирские суда и катера.


      Каспийское пароходство выполняет и международные перевозки в бассейнах других морей и океанов, в основном Черного, Средиземного, Балтийского морей и Атлантического океана.


      Все порты находятся на побережье Каспийского моря. Это порт в г. Астара, Ленкорань и Сумгаит. В Баку порт имеет 17 причалов, 5 из которых предназначены для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов, 10 - для перевозки леса и других грузов, 2 - пассажирских.


      Бакинский порт располагает также крупные нефтяные терминалы в Дюбенди и Сангачали, планируется перенос основной части бакинского порта из центра города, в дальнее пригород Баку, Аляты.


      Городской транспорт
      Городской общественный транспорт получил развитие и распространение по всему Азербайджану. В Азербайджане изначально были представлены все виды городского транспорта, автобусы, трамваи, троллейбусы, метро.

      Большая часть всех автоперевозчиков являются частными компаниями. С 2007 года идет усиленное замена автобусов малой вместимости (маршруток) на автобусы большой вместимости.


      Бакинский метрополитен открыт 6 ноября 1967 Состоит из двух линий, красной и зеленой, общая длина - 29,9 км, имеет 20 станций. Является одним из двух (наряду с городским общественным автотранспортом) важнейших видов городского транспорта Баку, выполнен значительный объем пассажироперевозок.


      Авиатранспорт
      Внутренние авиарейсы осуществляются 5 раз в день между Баку и анклавом Нахичевань. Стоимость перелета для иностранцев составляет $ 120 в одну сторону.

      Кроме того, внутренние рейсы включают линию Баку - Гянджа ($ 60 в одну сторону) и Гянджа - Нахичевань ($ 60).
      Наибольшей государственной авиакомпанией является Азербайджанские авиалинии.


      Общее число аэропортов, по состоянию на 2007 год, равнялось 35 (27 с твердым покрытием посадочных полос и 8 из неасфальтированным покрытием), в их число входят такие аэропорты как: Баку (им. Гейдара Алиева), Гянджа, Евлах, Закаталы, Ленкорань, Нахичевань , Ханкенди.


      Такси
      Такси работают без счетчика. Поездка в пределах городского центра - около 10 000 манатов (поторговавшись, можно снизить цену вдвое). В такси иностранную валюту не принимают.


      Транспорта Азербайджана имеет инфраструктуры железных дорог , путь и аэропорт . У страны нет выхода к открытому морю и океану , но у нее есть морская инфраструктура и порты из-за своей береговой линии на Каспийском море , которое является закрытым морем . В стране также есть торговый флот , который базируется не только в Каспийском море, но и в открытом море. Его водные пути также не судоходны. Через Азербайджан проходят дороги мирового значения, две из которых связывают дорожные сети Европы и Азии .

      Резюме

      Железные дороги

      Азербайджанская Железная Дорога


      Сеть железных дорог Азербайджана в 2009 году простиралась на 2 918 км , из которых 1 278 км были электрифицированы.

      Первая железнодорожная линия была построена во времена Российской империи (работы начались в 1878 году ) и соединила столицу Баку с его пригородами, промышленными районами и портами внутри и вокруг города в 1880 году . Протяженность первой железной дороги в Азербайджане составляла 20 км . Транспортировка нефти по паровозу между Баку и его пригородом Sabunçu была завершена.

      Построена вторая железнодорожная ветка, которая в 1883 году соединила Баку со столицей Грузии Тбилиси , протяженность которой составляет 550 км . В конце XIX - го века Азербайджан был связан с остальной частью Российской империи, с завершением железнодорожной линии Дербент в Дагестане , протяженностью 231 км .

      Линия Карс-Тбилиси-Баку - это проект железнодорожной линии, которая напрямую соединит Турцию , Грузию и Азербайджан. Его планируется достроить и ввести в эксплуатацию в 2012 году .

      Метро

      Единственное метро в Азербайджане - метро Баку , столицы. В настоящее время у него две линии (третья находится в стадии строительства), обслуживающие 23 станции с 2011 года и пересекающие весь город. В 2011 году он преодолел 34,6 км и перевез 66 795 000 пассажиров в год.

      Маршруты


      Автомагистраль, которая является частью европейского маршрута 60 , недалеко от Шлета, к юго-западу от Баку.

      Ограничения скорости следующие:

      • 60 км / ч по городу
      • 90 км / ч вне населенных пунктов
      • 110 км / ч по трассе

      Морской транспорт


      Все морские маршруты Азербайджана начнется в Баку, крупнейший порт на Каспийском море и базе азербайджанского торгового флота .

      Можно добраться до Астрахани и Махачкалы в России , Актау в Казахстане , Туркменбаши в Туркменистане и Бандар-э Анзали в Иране . Возможен выход в Мировой океан от Каспийского моря в Азербайджане через реку Волгу до Волго-Донского канала . Волга и Дон вместе с каналом Дон-Волга образуют наиболее прямой путь, соединяющий Каспийское и Азовское море , а, следовательно, Черное море и океаны. Волго-Балтийский водный путь соединяет Волгу с Балтийским морем . Азербайджанские корабли могут выходить в Мировой океан как по Волго-Донскому каналу, так и по Волго-Балтийскому водному пути, но только на речных судах.

      В паромов курсируют между Баку-Туркменбаши, Баку-Актау и Баку-Bekdache ставит 11 часов через обе стороны. Нефть танкерами транспортируется через Каспийское море. Зимой северный Каспий замерзает, маршрут Баку-Астрахань перестает работать. Большинство лодок доставляют грузы в порты, расположенные на Черном и Средиземном морях . Таким образом, они обеспечивают большой вклад иностранной валюты в бюджет Азербайджана.

      Государственная морская администрация Каспийского моря и Бакинский морской торговый порт играют большую роль в водном транспорте Азербайджана.

      Читайте также: