Vuca мир это кратко
Обновлено: 07.07.2024
VUCA-мир — понятие, описывающее непредсказуемую, быстро меняющуюся среду.
VUCA — это акроним, объединяющий четыре характеристики:
- volatility — изменчивость;
- uncertainty — неопределённость;
- complexity — сложость;
- ambiguity — неоднозначность.
Эти характеристики стали актуальны из-за быстро развивающихся технологий, расширения информационного пространства, из-за которого человеку приходится перерабатывать огромные объёмы информации, из-за быстро устаревающих профессий, невозможности прогнозировать более-менее отдалённое будущее, совмещения различных социальных ролей и т. д.
На первый план в хаотичной и непредсказуемой бизнес-среде выходят следующие навыки, качества и компетенции:
- эмоциональный интеллект — важным становится умение коммуницировать, налаживать связи и проявлять эмпатию; — личные качества, такие как организаторские способности, критическое мышление, способность работать в команде и т. п.;
- lifelong learning — способность постоянно учиться на протяжении всей жизни, а также забывать ненужное;
- open mindset — открытость к новой информации, способность слушать, смотреть на проблему с разных точек зрения;
- адаптивность — способность быстро приспосабливаться к изменяющейся среде.
Пример употребления
(Из материала о VUCA-мире на РБК.)
История
Концепция VUCA возникла в 1990-х в среде американских военных. Она предлагала способы действия в постоянно меняющейся, нестабильной, хаотичной и непредсказуемой обстановке военных действий. В бизнес-среде термин стал использоваться после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов, а с началом пандемии приобрёл особую актуальность.
Нюансы
VUCA-мир противопоставляется уходящему SPOD-миру, который был:
- steady — стабильным;
- predictable — предсказуемым;
- ordinary — простым;
- definite — определённым.
Учёный Роберт Йоханссон предложил модель VUCA Prime как ответ на вызовы нового мира:
- vision — видение (понимание направления движения, фокус на цели);
- understanding — понимание (регулярный анализ факторов, влияющих на бизнес);
- clarity — ясность (развитие критического мышления);
- agility — быстрота (способность быстро реагировать и адаптироваться).
Американский антрополог и футурист Джеймес Кашо говорит о наступлении BANI-мира в пандеймийную и постпандеймийную эпоху, он характеризуется как:
VUCA — хаотичная, быстро меняющаяся бизнес-среда, которая стала новой реальностью. Эта реальность трансформирует не только подход компаний к ведению бизнеса, но и модель лидерского поведения.
елена герасимова
светлана третяк
Что такое VUCA
Акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) характеризует изменчивую и сложную среду современного мира, где не существует гарантированной стабильности. Термин придумали в 1990-х годах американские военные, а сегодня он используется в бизнес-среде для обозначения условий, в которых работают компании.
Нестабильность характеризуют неустойчивые ситуации и непредсказуемые изменения — по своей природе, скорости, объёму, динамике. Непонятна продолжительность такого положения дел. Многие бизнесы сейчас ведут деятельность на нестабильных рынках с быстро меняющимися обстоятельствами.
Неопределённость означает отсутствие информации для прогнозирования последствий и планирования необходимых действий. То, что раньше считалось бесспорным, утратило свою силу, и руководители больше не могут основывать свои решения на прошлом опыте. Например, ожидаемый выход нового продукта конкурента на рынок ставит под вопрос будущее бизнеса и рынка.
Сложность подразумевает ситуации, где много взаимосвязанных элементов и огромный объём информации. Такое большое количество факторов значительно усложняет процесс принятия решения и планирования. Например, выход на международные рынки предполагает следование многочисленным правилам и нормам.
Неоднозначность определяется отсутствием чёткого понимания правил игры. Иногда это вызвано ситуационной новизной и сомнениями, которые могут возникнуть при попытке принимать решения в новом контексте. Переход от печатных газет к цифровому медиа — пример новой бизнес-модели и неоднозначной ситуации, когда поведение клиентов в новой среде не до конца известно.
Нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность стали определять цифровую экономику как чрезвычайно разрушительную среду и потенциальную опасность для компаний, ориентированных на постепенный рост.
Скорость изменений во многих отраслях сейчас намного выше, чем десять или двадцать лет назад. Благодаря цифровым технологиям и изменяющимся потребностям клиентов, эта повышенная волатильность реальна для многих компаний.
Возможно, до пандемии многие не обращали внимание или не видели примеров угрозы экономическому балансу. Хаос, который царит в результате стремительных непредвиденных изменений, будет накапливаться долгие годы.
Жить в хаосе значит быть гибким и готовым изменить своё мнение, отбросить прошлые убеждения, а затем отбросить их снова и снова. Таким образом, движение и изменения становятся частью ДНК любого из нас — гарантом антихрупкости.
Однако чувство неопределённости старо как мир. Вряд ли текущая ситуация является более сложной, чем во время эпидемии чумы или мировой войны.
То, насколько мы ощущаем мир более неопределённым и неоднозначным, во многом зависит от нашей способности справляться с его изменчивостью и сложностью.
Обозначает способность извлекать выгоды из неудач и ошибок, умение закаляться, развиваться и становиться сильнее при столкновении с хаосом.
Как жить в режиме неопределённости
Предпринимателям и специалистам остаётся лишь относиться к изменениям в мире как к нормальному существованию: движение = жизнь.
В посткоронавирусном мире способность работать удалённо помогает компаниям выжить: значит, стоит освоить профессию, которая позволяет это делать, либо цифровые инструменты в текущей профессии или бизнесе.
Проекты говорят лучше, чем слова. Сегодня стоит собирать портфолио не только из рабочих проектов, но и из пет-проектов или хобби, если в них применяются профессиональные навыки.
Не надо бросать работу ради обучения. Задавая себе драйв, проще влиться в новую деятельность по его окончании. Новая работа всегда стресс, даже если он связан с радостью от применения успешно освоенных знаний.
При определении траектории обучения лучше выбирать навыки, которые будут применимы в разных сценариях будущего, — универсальные, метанавыки. Они пригодятся как в кризисной ситуации, когда важно не цепляться за соломинку, а двигаться самому, так и в спокойное время — ценно то, что умеешь и можешь применить, а не просто знаешь.
пет-проект (от англ. pet-project) —некоммерческие проекты (часто с другими энтузиастами).
Метанавыки ― базовые способности и компетенции человека, на основе которых развиваются более частные умения и навыки.
VUCA Prime: отвечаем на вызовы VUCA-мира
Видение (vision) противодействует нестабильности (volatility)
В лихорадочное время формирование видения будущего компании важнее, чем в обычное время. Это поможет противостоять турбулентности, кризису или выдержать конкуренцию. Важно также, чтобы сотрудники также понимали, куда и зачем идёт компания.
Понимание (understanding) противодействует неопределённости (uncertainty)
Чтобы выявить новые возможности, руководителю нужно выйти за границы своих компетенций. Важно быть гибким, общаться с сотрудниками разного уровня. И здесь важную роль играют soft skills, в частности коммуникативные навыки и эмпатия.
Ясность (clarity) противодействует сложности (complexity)
В среде VUCA хаос наступает быстро и жёстко. Нужно оперативно определить, на каких стратегических направлениях фокусироваться для скорейшего выхода из кризисной ситуации.
Быстрота (agility) противодействует неоднозначности (ambiguity)
Под быстротой подразумевается способность эффективно общаться, быстро принимать и исполнять решения.
Как видим, не последнюю роль в VUCA-мире занимают развитые soft skills. Важность soft skills доказана многими исследованиями. Например, 92% респондентов LinkedIn приравняли важность soft skills к hard skills.
Роль любознательности в развитии soft skills для VUCA-среды
Любознательность помогает ускорять исследования нового, быть открытыми к новому опыту, творчески решать задачи, сформировать устойчивость к неопределённости, а также сотрудничать и учиться. Всё это позволяет развивать основные soft skills — эмпатию, ситуационную и межличностную адаптивность, кросс-культурную чуткость, логическое мышление.
Разберёмся на конкретных примерах, почему бизнесу выгодно культивировать любознательность среди своих команд.
Генерация идей
Мышление роста
Любознательность характерна для мышления роста (установки на развитие) — такого, как преобразование неудач в возможность обучения и выбор деятельности, которая улучшает текущие навыки и способствует развитию новых.
Компании, которые придерживаются мышления роста и создают среду, дружелюбную для опыта неудач, только выигрывают.
В компаниях со здоровой культурой обучения на 92% больше шансов разработать новые продукты и процессы, они на 52% продуктивнее и на 17% более прибыльные по сравнению с теми, кто не делает упор на культуру обучения.
Это означает, что специалисты разных направлений, которые развивают мышление роста, лучше адаптируются к VUCA-среде. В частности к консолидации индустрии, технологическим, регулятивным и геополитическим потрясениям, а также к переменчивым потребительским предпочтениям.
Любознательность стала новой золотой лихорадкой. При поиске сотрудников компании ждут открытых для новых знаний сотрудников, причём в разных сферах — от менеджера по продажам до аналитика данных.
Ощущается дефицит сотрудников с творческим подходом, коммуникативными навыками и способностью к адаптации.
Около половины (49%) топ-менеджеров утверждают, что любознательность вознаграждается ростом зарплаты, но 81% сотрудников ответил, что пытливость ума не влияет существенно на их доход.
Это большая проблема для бизнеса: если сотрудники не видят ценности в любознательности, то они с меньшей вероятностью будут использовать в работе новую информацию.
Успешный бизнес опирается на любознательность сотрудников. Чтобы генерировать новые идеи и создавать добавленную стоимость для компании, сотрудники любого уровня нуждаются в среде, где они могут проявлять интерес к новому, искать и усваивать новую информацию, а также устанавливать новые связи.
Открытость к разному опыту, исследовательское поведение и стремление к знаниям сотрудников могут помочь компаниям лучше справляться с неопределённостью и нестабильностью рынка.
VUCA мир: что это
В Википедии термина VUCA мир не найти. Во всяком случае – в русской. Американская же версия охотно объясняет происхождение аббревиатуры. Правда, крайне заумно.
VUCA – это первые буквы четырех слов:
- volatility – нестабильность, изменчивость;
- uncertainty – неопределенность;
- complexity – сложность;
- ambiguity – неясность, неоднозначность, двусмысленность
Если совсем коротко, то это стрессовый, постоянно меняющийся мир, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации.
Чтобы понять особенности ВУКА-мира, вспомните на один момент, сколько данных поступает ежедневно:
Мы с собой носим не телефонную книжку, как это было 20-25 лет назад, а полноценный миниатюрный компьютер (смартфон). Постоянно обрабатываем огромные потоки данных – половину забываем, вторую половины просто отсеиваем.
Как жить в VUKA – world
Такие люди обладают:
- гибким умом;
- способностью к быстрому анализу;
- нестандартным мышлением;
- креативностью;
- высоким уровнем интеллекта;
- хорошей межличностной чувствительностью – легко находят общий язык с другими;
- умением с любопытством воспринимать новое.
Это психически зрелые люди, которые охотно подбирают несколько вариантов решений к проблемным ситуациям, не паникуют при сложностях, дружат с интуицией.
Характерная черта людей VUCA world – адекватная самооценка, которая позволяет им трезво реагировать на все обстоятельства, не впадать в панику при личных провалах.
Интересно, что лучше всего чувствуют себя в VUCA-мире люди, выросшие в демократическом или нестабильном обществе. А вот влияние авторитарного режима, часто сказывается негативно на формирование оптимального характера для новых условий.
Термин VUCA активно расползается по всем сферам. Сначала военные, потом менеджеры, теперь уже и коучи обращаются к этому определению. И это правильно. Потому что обстоятельства, адаптированные под пассивный, предсказуемый SPOD-мир, в новых реалиях не работают!
Многие слышали загадочную аббревиатуру VUCA, звучащую словно колдовское заклинание. В нем слышится что-то чуждое нашей привычной жизни. Мир VUCA – это мир неопределенности. Быстро ориентироваться в таких условиях – залог успеха любого бизнеса.
Лично у меня это слово ассоциируется с Букой из детской сказки, и в этом есть какая-то фатальность и предопределенность. Можно представить, что некое непонятное существо (в отличие от Змея Горыныча или Бабы Яги, четкого описания внешности и повадок Буки вы не найдете) проникло в наш прежде рациональный мир и сеет вокруг хаос.
Видимо не зря бабушки и дедушки пугали нас этим персонажем – с неопределенностью бороться сложнее всего.
Что такое VUCA-мир
Аббревиатура VUCA пришла к нам из 90-х годов прошлого века. В переводе с английского она дословно означает:
- Volatility – нестабильность,
- Uncertainty – неопределенность,
- Complexity – сложность,
- Ambiguity – неоднозначность.
Все это – неотъемлемые характеристики современной действительности.
Добиться уверенности в завтрашнем намного проще, если иметь финансовую подушку безопасности в надежном банке. Откройте вклад в Совкомбанке и зарабатывайте до 8,9% в год в виде пассивного дохода.
Показательно, что первыми концепцию VUCA-мира сформулировали американские военные. Конфликты на периферии сфер влияния СССР и США, войны в Персидском заливе и на Балканах продемонстрировали растущее влияние информации на успех дипломатических и военных кампаний.
Если провести параллель с сегодняшним днем, можно сказать, что наиболее ярко VUCA-действительность проявляется в так называемых гибридных конфликтах. Информация стала главным оружием, способным уничтожать целые армии без единого выстрела на поле боя, разрушать устоявшиеся политические системы и управлять мнением миллионов людей.
Обратите внимание, что, как минимум, три прилагательных из четырех в аббревиатуре VUCA (кроме нестабильности) имеют непосредственное отношение к информации, характеризуя тенденцию к ухудшению способности восприятия, анализа и, следовательно, реагирования.
Фактически, мир VUCA – квинтэссенция прогресса, умноженного на глобальную нестабильность и различия в мыслительных процессах разных поколений. Так, поколению Z гораздо в большей степени присуще клиповое мышление, чем представителям более ранних поколений.
Усложняет ситуацию тот факт, что во многом такая ситуация – результат не только естественной трансформации окружающей нас действительности, но и целенаправленных манипуляций информацией. Политики, военные и главы транснациональных корпораций часто заинтересованы в создании некого хаоса в головах людей, чтобы в дальнейшем вести их в нужном для себя направлении.
Мир бизнеса и финансов – это отражение политики и социального развития общества, а значит, он в той же (если не большей) степени подвержен губительному или целительному воздействию потоков данных.
Добиться уверенности в завтрашнем намного проще, если иметь финансовую подушку безопасности в надежном банке. Откройте вклад в Совкомбанке и зарабатывайте до 8,9% в год в виде пассивного дохода.
Как строить бизнес в условиях VUCA-мира
Рассмотрим характеристики VUCA сквозь призму предпринимательской деятельности и попробуем сформулировать адекватные ответы их негативному влиянию на бизнес.
Нестабильность
Яркий пример – конфликт на Донбассе. Еще в 2012 году Донецк был в фокусе мировой спортивной жизни – город был в числе принимавших футбольный чемпионат Евро-2012. В столице Донбасса кипела финансовая жизнь, инвестиции текли рекой, возводились новые современные спортивные объекты, гостиницы, облагораживались парки, была обновлена транспортная инфраструктура.
Но всего через 2 года бóльшая часть этой роскоши была разрушена в ходе вспыхнувшего конфликта. Только что реконструированный аэропорт международного класса (вложения превысили 850 млн $) за несколько месяцев превратился в безжизненные руины.
Разумеется, подобная нестабильность не может придавать бизнесменам уверенности при принятии решений. Противодействовать ей можно несколькими способами:
- диверсификация рисков – вкладывайте свои средства в разные проекты;
- создание финансовых резервов – храните и приумножайте деньги на банковских вкладах и инвестиционных фондах;
- страхование активов;
- расширение бизнеса по территориальному принципу – вероятность того, что нестабильность охватит большой регион целиком значительно ниже, чем его районы по отдельности;
- постоянный мониторинг политической и экономической обстановки – анализ потребностей населения и рынка;
- создание гибкого производства, которое может быстро перепрофилироваться на выпуск другой продукции.
Еще одно проявление непостоянства – стремительное устаревание информации и тенденций. В прошлом веке практически любое новое веяние или изобретение становились маяком для развития технологий и общественных предпочтений минимум на десятилетие. Теперь срок жизни тенденций исчисляется порой даже не годами, а месяцами.
Нивелировать непостоянство можно только обучением чему-то новому. Повышать квалификацию и экспертность в выбранном изначально направлении – это хорошо. Но еще лучше быть готовым сменить сферу деятельности на более прибыльную и востребованную. То есть развиваться не только вглубь, но и вширь.
Психологи рекомендуют почаще менять профессию, чтобы воспитывать в себе гибкость и эффективнее приспосабливаться к водовороту перемен
Неопределенность
Это низкая способность прогнозировать изменения внешней среды: потребности покупателей, законодательства, регулирующего отрасль. Как ранее было сказано, большое влияние имеет будущая политическая, экономическая и социальная стабильность.
Другими словами, неопределенность – на текущий момент вроде бы все неплохо, но возможности быть уверенным в завтрашнем дне нет, поскольку данных для создания более или менее точных прогнозов недостаточно.
Неопределенность всегда присутствует в нашей жизни. Ограничить ее губительное воздействие на бизнес можно следующими способами:
- вырабатывать у себя склонность к анализу: прогнозы строятся на прошлом опыте – детально разберите свой и конкурентов;
- обратиться к профессионалам системной аналитики – тем, кто умеет работать с большими объемами данных (отбирать информацию, находить связи и закономерности);
- следить за отраслевыми новостями, заявлениями представителей власти по поводу текущих проблемных вопросов и путей их решения.
Яркий пример неопределенности – текущая ситуация с пандемией. Огромное количество противоречивых заявлений официальных лиц не способствуют повышению уверенности в будущем.
Сложность
- во-первых, вы платите контрагенту только за выполненную работу, не оплачивая простои, пенсионные и страховые начисления;
- во-вторых, есть возможность выбирать среди множества предложений на рынке услуг – в большинстве случаев доступны отзывы о результатах работы специалистов;
- в-третьих, в случае неудовлетворительных результатов сотрудничества – прекратить его и обратиться к другому эксперту куда проще, чем при трудовых отношениях.
Взаимодействие с профессионалами в разных областях в значительной степени нивелирует негативное влияние сложности.
При этом не забывайте, что ст. 15 ТК РФ запрещает заключать гражданско-правовые договоры с лицами, с которыми у вас, фактически, сложились трудовые взаимоотношения.
Неоднозначность
Дипломаты, политики и даже пресс-службы крупных компаний давно освоили искусство манипуляции словесными конструкциями в стиле советского агитпропа – когда из длинной красивой и пламенной речи не следует ровным счетом ничего.
И наоборот, некоторые должностные лица умеют донести необходимую информацию до аудитории и повлиять на мнение людей, не сделав при этом никакого официального заявления. Таким образом они оставляют себе пространство для политического маневра и могут, при необходимости, отказаться позднее от своих слов.
Еще хуже, когда подобная двусмысленность возникает в правовом поле государства, когда разные нормативные акты по-разному трактуют одни и те же нормы.
Адекватным ответом на неоднозначность будут терпеливость и хладнокровие при принятии решений, а также следование здравому смыслу. Иногда лучше упустить потенциальную выгоду, чем рискнуть потерять все.
На VUCA-действительность можно смотреть по-разному. Сделайте конкурентным преимуществом умение выживать в стремительно изменяющемся мире.
Читайте также: