Женские образы в литературе 17 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Невозможно представить русскую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она привносит какой-то особый характер в повествование. Её красота, обаяние, богатый духовный мир постоянно вдохновляют людей искусства. Прекрасные женские образы, созданные поэтами и писателями, до сих пор волнуют сердца читателей. Женщинами восхищались, их любили, ненавидели, боготворили, но никто не мог понять женщин, логику их поступков. Создавая произведения, авторы пытаются объяснить ход женских мыслей, они хотят, чтобы женщин понимали не только сами женщины. Чтобы завеса тайны женских мыслей приоткрылась для тех, кто действительно сможет осмыслить и понять их.

Руководствоваться я буду статьями и литературой, которые дадут мне яркий пример культуры и женщин XIX-XX веков. Так же я планирую прочесть наилучшие сочинения моих сверстников, узнать их мнения по поводу данной темы. Я предполагаю, что некоторые сведения, с которыми я буду согласна, я использую в своей работе.
При выполнении данной мне работы я испытала некоторые трудности, связанные с поиском информации и с установлением её объективности.

Прототипы известных женских образов XIXвека.

У каждого автора есть идеал женского образа, и даже если идеал не изображен в произведении, он почти всегда подразумевается и все-таки присутствует.

История любви Жака и Софи началась довольно внезапно, прямо как по сюжету произведения. Софи с Жаком виделись и до того, как начали тёплые отношения, но Софи не прельщалась Жаку. Однако позже он начал посвящать ей произведения, писать письма. Однажды, во время разговора в роще Софи призналась Жаку, что никогда ещё человек не был так для неё привлекателен, как он, но её сердце не может любить дважды . Её любовь стал поэт Сен-Ламбер. Муж Софи никак не препятствовал отношениям поэта и жены. После этого встречи Жака и Софи закончились, но Руссо так и не забыл её и позднее всё также посвящал ей произведения.

Лизу, Юлию и Софи объединяет то, что, по - сути, внешне они не привлекательны, обыденны, но их доброта и благосклонность притягивают к себе внимание. И, конечно, кое-что их связывало ещё, это то, что со своими возлюбленными они встречались в роще, я думаю, это говорит об их любви к уединённости с дорогим им человеком.
Произведения показали, как нужно воспринимать женщину: как предмет чувств и вдохновения.

Людмила , героиня одноименной баллады решается на бунт и защищает свою любовь, но неумолимый рок карает ослушницу. На стороне героини, преданной жениху, сила чувства и жажда счастья, однако судьба уготовила ей гибель. Но данная смерть воспринимается героиней как освобождение от земных страданий и воссоединение душ с любимым.

Александра Андреевна Протасова. Последний портрет. Рисунок черным и цветными карандашами К. де Местра 1829.

Александра Андреевна Протасова. Последний портрет. Рисунок черным и цветными карандашами К. де Местра 1829.

Из образа Александры Жуковский взял самые прекрасные черты, такие как: преданность, кротость, желание быть счастливой и сильнейшее рвение сделать для этого всё.
Изучив биографию Александры и характеристику Людмилы, я полностью уверена, что именно Александра - прототип героини Людмилы. Обе женщины сочетают в себе женские качества эпохи романтизма. И так же схожесть их поступков доказывают это.
Эпоха романтизма стала блистательной страницей в истории всего русского искусства.

Пушкин создаёт, казалось бы, обыкновенный тип провинциальной барышни, лишенной эффектной романтической внешности. Но на долгие годы образ этой девушки станет эталоном красоты, благодаря таланту А.С.Пушкина, одухотворившего эту героиню. В Татьяне нет светского жеманства, напускной скромности. В её образе сочетаются, казалось бы, несоединимые вещи: она любит читать романы, размышлять над прочитанным, она религиозна, верит в гадания. Это влияние её няни-старушки, воспитывающей девушку. Прототип этой старушки является реальный небезызвестный человек, няня Пушкина-Арина Родионовна.
Татьяна, оказавшись после замужества в высшем свете, ничуть не меркнет в окружении блестящих красавиц. Эта прелесть не внешняя, а богатый внутренний мир нашей героини. Татьяна - цельная и богатая натура.
Известным прототипом Татьяны стала Наталья Фонвизина .

В нашей работе мы рассмотрим ряд литературных женских образов, рассмотрим их самостоятельный художественный мир и отношение автора к ним. Произвольность выбора той или иной героини объясняется желанием дать контраст, заострить эротические парадигмы отношения автора-мужчины.

И ещё. В философии сложилось несколько концепций эротической любви. Если Владимир Соловьёв говорит о любовном отношении к женщине-личности, то такие писатели как, например, Василий Розанов, видели в женщине лишь объект полового влечения и образ матери. С двумя этими линиями мы ещё столкнёмся при нашем анализе. Естественно две эти противоречивые концепции не противоречат, но и объединить их нельзя в силу условности анализа (разделения на элементы) самого полового чувства. С другой стороны важны ещё два мнения, важны мнения двух других великих русских философов. Так Иван Ильин говорит, что жить без любви просто невозможно, и что любить надо не просто милое, а именно хорошее, а в хорошем найдётся и милое. Николай Бердяев же, продолжая линию Владимира Соловьёва, говорит, что красота женщины и её свобода в её — женской — личности.

Таким образом мы переходим к двум примерам до-пушкинской литературы.

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

Молодая жена ждёт мужа из военного похода. Она обращается к ветру, к солнцу, ко всей природе. Она верна и не представляет своей жизни без мужа. Но надежды на его возвращение нет.

Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.

Светлана, ожидая жениха, видит сон, где жених её показан мертвецом. Однако проснувшись, она видит жениха целым и невредимым. Жуковский в конце баллады призывает не верить снам, а верить в Проведение.

И плач Ярославны, и грусть Светланы очень религиозны, они проникнуты молитвою, большой любовью. Жуковский вообще обогатил русскую культуру нравственными идеями.

Этой верностью, этим императивом и восхищается Пушкин. Ошибка Онегина в том, что он не понял женщину, как и многие другие герои русской литературы, как реальные мужчины не понимают женщин.

Лиза утопилась. А всё из-за смешения высоких чувств с какой-то невинною, но всё-таки похотью.

Татьяна Ларина и Анна Каренина.

". С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на
внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность
к высшему свету. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал
необходимость еще раз взглянуть на нее — не потому, что она была очень
красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во
всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она
прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц,
серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке. "

Татьяна не изменяет, а Анна изменяет. Почему? Потому что у Татьяны есть принципы морали, есть обида на Евгения. Татьяна религиозна, уважает мужа, уважает сам институт брака, взывает к чести и честности. Анна Каренина презирает мужа-чиновника и увлекается Вронским, она не религиозна, она видит всю условность светской морали, легко предаётся страстям и эмоциям, её замужество ничего для неё не значит. Тут две философии, два образа жизни: императив Канта снова встречается в битве с отношением к морали Ф. Ницше.

"…Наталья Алексеевна [Ласунская], с первого взгляда могла не понравиться. Она ещё не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты её лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был её чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями. Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, — точно она себе во всем хотела дать отчет. Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице её выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Едва заметная улыбка появится вдруг на губах и скроется; большие темные глаза тихо подымутся…"

"Нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос, как у Аллориевой Юдифи в Палаццо-Питти, – и особенно глаза, темно-cерые, с черной каемкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза, – даже теперь, когда испуг и горе омрачали их блеск… Санину невольно вспомнился чудесный край, откуда он возвращался… Да он и в Италии не встречал ничего подобного! Девушка дышала редко и неровно; казалось, она всякий раз ждала, не начнет ли брат ее дышать?"

А вот портрет Аси из одноимённой повести:

В целом тургеневскую девушку можно коротко охарактеризовать так: молодая, то смеющаяся, то задумчивая, то спокойная, то равнодушная, — и постоянно привлекательная.

Девушка Тургенева целомудренна, её эмоциональность не есть эмоциональность Анны Карениной.

Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: “Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. ”

Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Она раскаивается, но это раскаяние, к которому призывает текст Евангелия, недоступно Анне Карениной. Татьяна Пушкина и Светлана Жуковского религиозны, но греха себе не позволяют. Все поступки Сони удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова.

Некрасов и восхищается Женщиной:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц —

И видит всю несправедливость положения женщины в обществе:

Но идём дальше. Добролюбов пишет о Катерине, которая, как и Анна Каренина, изменила мужу и покончила жизнь самоубийством:

Но Катерина не феминистка и не революционерка:

Женщина XIX века многое должна была терпеть:

В итоге Добролюбов пишет:

Итог за XIX век.

Философия Владимира Соловьёва и поэзия Александра Блока.

…И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906 года.

И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Блок — рыцарь Прекрасной Дамы. Христианский рыцарь. Часто он обращается к Богу через призму философии Владимира Соловьёва. Но есть и место мистике, суеверию, ворожбе. Любовь снова, как это было у Жуковского, зарывается между языческой мистикой и христианской истиной.
2.

Есенин и Маяковский.

Зелёная причёска,
Девическая грудь.
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ берёзка:
"О любопытный друг,
Сегодня ночью звёздной
Здесь слёзы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вздохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
"Прощай, моя голубка,
До новых журавлей".

В то же время Есенин любит какую-то восточную тайну о женщине:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Есенин — хулиган, точнее даёт образ хулигана, которого только и может спасти женская любовь.

Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Люблю (Взрослое)
Владимир Маяковский

Феномен Александра Грина.

Советская женщина в советской литературе.

Счастлив я, когда ты голубые
Очи поднимаешь на меня:
Светят в них надежды молодые -
Небеса безоблачного дня.
Горько мне, когда ты, опуская
Темные ресницы, замолчишь:
Любишь ты, сама того не зная,
И любовь застенчиво таишь.
Но всегда, везде и неизменно
Близ тебя светла душа моя.
Милый друг! О, будь благословенна
Красота и молодость твоя!

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один.
Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой.
Что ж, прощай!
Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены.

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
Воротись, я сроднился с тобой!
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить.
Хорошо бы собаку купить.

Мастер и Маргарита.

Девочки Достоевского и Набокова. Вопрос о возрасте в любви.

Теперь поговорим о маленьких женщинах — о девочках — в русской литературе. Так ясно и отчётливо мы сравним Лолиту Набокова и Матрёшу Достоевского. А потом рассмотрим девочку из страны Советов.

Вот как описывается само преступление:

Какое сделал я дурное дело,
и я ли развратитель и злодей,
я, заставляющий мечтать мир целый
о бедной девочке моей?

О, знаю я, меня боятся люди,
и жгут таких, как я, за волшебство,
и, как от яда в полом изумруде,
мрут от искусства моего.

Но как забавно, что в конце абзаца,
корректору и веку вопреки,
тень русской ветки будет колебаться
на мраморе моей руки.

Вот как начинается сама покаянная повесть, вот как преподносит нам Лолиту Гумберт:

А вот, как она явилась ему самому:

В фильмах С. Кубрика и Э. Лайна хорошо показан этот момент — момент, как Гумберт впервые увидел Лолиту. Через тёмные очки она взглянула на него.

За абстрактным понятием нимфетки теряется живой, реальный человек —Лолита. Гумберт зачарован, Гумберт погрузил себя в собственную мифологию. Лишь в конце романа он скажет, что Лолита, уже переставшая быть нимфеткой, самое прекрасное существо на этом свете или то, которое лишь можно помыслить (мечтать увидеть) на том.

Но развратители были во все времена. Это чувствовал, например, Крылов, которого Набоков очень ценил:

Конечно, нам уже не воскресить чувств бедной Лизы к Эрасту, но выход должен быть найден. С институтом семьи и брака разрушается и сама любовь, разрушается демографическая структура общества. Снижается рождаемость, русский народ, оторвавшийся от корней и культуры, вымирает. Но наш багаж, наш литературный капитал, как царских времён, так и советских, русско-зарубежный, весь этот клад должен быть впитан и переосмыслен в рамках современности и с мыслями о будущности.

Положение женщины в обществе изменилось кардинально за XIX-XX века. Это нашло своё отражение в русской художественной литературе, которая как раз в это же время и расцвела. Статус женщины в обществе шёл параллельно эволюции женского образа. Литература влияла на социум, а социум влиял на литературу. Этот взаимозависимый, амбивалентный процесс не прекратился и в наши дни. Живые мужчины-писатели с большим интересом пытались выяснить ту тайну, которая несёт женщина, искали пути, по которым идёт женщина, пытались угадать, что она хочет. Несомненно, что русская литература со своими женскими образами повлияла на формирования нового статуса женщины, её освобождение и сохранила её — женщины — достоинство. Но эволюция женских образов — это не прямая линия, но это возможность взглянуть на разных женщин под разными углами. Каждый мужчина-писатель, пишущий о женщине — это Пигмалион, который вызывает к жизни множество Галатей. Это живые образы, в них можно влюбляться, с ними можно плакать, можно восхищаться той эротикой, которой они обладают. Мастера русской прозы, поэзии и драматургии вывели образы героических женщин, в таких можно заведомо влюбиться.

Какое сделал я дурное дело,
и я ли развратитель и злодей,
я, заставляющий мечтать мир целый
о бедной девочке моей? -

Пишет Набоков о своей Лолите. Девушки А. Грина вызывают восхищение своей смелостью и верой в мечту, Героини Бунина прельщают в эротическом смысле, в живой девушке хочется видеть тургеневский тип, а война не страшна, если женщина рядом.

Все мы — мужчины и женщины — ищем счастье в любви друг к другу, один пол восхищается другим. Но возникают ситуации — внешние и внутренние, — когда любовь не может найти себе выхода. Такие ситуации и рассматривает русская классическая литература, предлагает решения этих ситуаций. Непонимание между полами может быть найдено за чтением русских классиков. Литература — это повод для знакомства и беседы, обсуждая художественные образы, выявляется эротическая позиция самого человека, будь то мужчина-читатель или читатель-женщина. Отношение к полу, любви, к браку и семье — это одно из самых важных составляющих мировоззрения отдельного человека и идеологии общества. Общества, где любви нет, где малая рождаемость, где нет маячков и звёзд, по которым ориентирует себя человек в любви, там торжествует разврат и зло. Общества, где есть большие семьи, где любовь — это ценность, где мужчины и женщины понимают друг друга, а не используют во имя своих похотливых аппетитов, там — расцвет этого общества, там и культура, там и литература, ведь, как я отметил выше, литература о любви и реальная любовь идут рука об руку.

Так будем же любить, будем постигать таинство брака, будем восхищаться нашими женщинами! Пусть больше рождается детей, пускай пишутся новые серьёзные книги о любви, пусть волнуют душу новые образы!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Содержание

Цели и задачи проэкта.

Женщина в русской литературе разных эпох.

Список использованной литературы.

Цели и задачи исследовательской работы

Приобщить читателей к духовному наследию русской литературы

Познакомиться с историей развития русской литературы

Развитие творческих способностей

Проанализировать художественную литературу по теме

Женщина в русской литературе разных эпох

Русская литература всегда имела большую значимость во всех отраслях творчества. Если мы будем наблюдать за изменениями и развитием литературы с самого начала её существования, то можно заметить, что одну из главных ролей занимает место - женщины .

Образ женщины имеет большое значение в литературе всего мира. Ведь женщина – эталон силы и всего самого прекрасного.

В разных эпохах русской литературы женщина изображается по-разному, в древневековой литературе женщины изображаются как смиренные и покорные, не имеющие право голоса, а уже в более современной литературе, женщина – это раскрепощённая и уверенная в себе личность. Но какой бы характер не имело произведение, русская женщина всегда остаётся сильной и выносливой, которой не страшны тяготы судьбы, её невозможно сломать. Русская женщина – это женщина-воин, прекрасная особа и муза художника.

В своих произведениях авторы изображали женщину по-разному: где-то женщина самый сильный герой, а в иных случаях - слабый, она мать, которая любой ценой защитит своего ребёнка, в одних произведениях эгоистка, которая видит только себя.

Как бы автор не изобразил женщину, хорошей или плохой, она всегда занимала и занимает особое место в произведении.
Женщина – вечное вдохновение поэтов. Она была, есть и будет тайной, которую трудно понять, а ещё труднее разгадать.

Но главную роль женщине, писатели отдавали не всегда, до определённого времени основное место в произведении занимал мужчина, именно с ним автор связывал проблемы переживания, которые хотел раскрыть.

Большое внимание женщинам, как главным героям произведения, стало уделяться во второй половине девятнадцатого века, когда в связи с нарастанием революционного движения многие традиционные взгляды на место женщины в обществе изменились. Писатели начали видеть роль женщины в жизни совершенно по-иному.

Видимо, нужно было несколько десятилетий для того, чтобы перестроить традиционные представления о роли мужчины и женщины в обществе. Многие в то время считали женщину непригодной для общественной жизни, но она живёт в более грубом мире и готова к этому. В женщине скрыта сила на двоих, её нельзя просто взять и назвать слабой. В далёкое время ушли те времена, когда женщина была лишь домохозяйкой, хранительницей домашнего очага и воспитательницей детей.

Именно увидев всю силу женщины, которая скрыта в хрупком, беззащитном теле, писатели начали восхвалять женщин в своих произведениях.
В пример хочу привести слова известных писателей о женщи не :

Древнерусская литература

Русская литература начала свою историю во время существования Древнерусского государства. Возникновение русской литературы относится к концу десятого века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии, должны были появиться служебные и исторически - повествовательные тексты на церковнославянском языке. Древняя Русь развивалась со всех сторон, и такому могущественному государству нужны были свои собственные жанры, оригинальные произведения. Древнерусская литература призывала воспитывать чувства патриотизма, утверждать историческое и политическое единство древнерусского народа. Эпоха Древнерусской литературы является одной из тех, что сочетает в себе народность, сохранение традиций, восхваление традиций.

Так что же включает в себя Древнерусская литература?

Это литература XI- XVII веков. В большинстве случаях произведения Древнерусской литературы включают в себя летописные повести, хождения, жития, поучения. Все вышеописанные жанры произведений имеют в себе повествование о жизни.

Древнерусскую литературу можно считать анонимной (автор скрывает своё имя), то есть, большинство произведений Древнерусской литературы не сохранило имён составителей.

Нельзя не отметить то, что древнерусская литература была рукописной, все книги были единственны в своём роде. Именно эта черта придавала книге особенность, ценность. Книга была как что-то волшебное .

“ Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, под именем Еразма. В ней автор показал яркий образ мудрой девушки по имени Феврония, которая, несмотря на все испытания, посланные судьбой, остается верной и примерной женой.

Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётливом образе. Её находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и

hello_html_1b22aa35.jpg

Средневековая русская литература

Отсюда несколько типов житий, несколько типов церковных песнопений, несколько типов книг, регламентирующих богослужение, церковный и монастырский быт, и т. д. В жанровую систему входили даже такие жанрово не повторяющиеся, произведения как евангелия, псалмы, апостольские послания и пр.

Уже из этого беглого и крайне обобщенного перечисления церковных жанров ясно, что часть из них могла развивать в своих недрах новые произведения, а часть жанров была строго ограничена существующими произведениями, и создание новых произведений в их передел было невозможно. Однако и те и другие не могли измениться: формальные признаки жанров были строго обусловлены особенностями их употребления и традиционными признаками.

Несколько менее стеснены внешними формальными и традиционными требованиями были светские жанры. Эти светские жанры не связывались с определенным употреблением в быту и поэтому были более свободными в своих внешних, формальных признаках.

Обслуживая регламентированный и церемониальный средневековый быт, жанровая система литературы не удовлетворяла, однако, всех потребностей в художественном слове. Грамотные верхи феодального общества имели в своем распоряжении и книжные, и устные жанры. Неграмотные народные массы удовлетворяли свои потребности в художественном слове с помощью устной системы жанров. Книжность была только отчасти доступна народным массам через богослужение.

Раннефеодальные государства были очень непрочными. Единство государства постоянно нарушалось раздорами феодалов, отражавшими центробежные силы общества. Чтобы удержать единство, требовались высокая общественная мораль, высокое чувство чести, верность, самоотверженность, развитое патриотическое самосознание и высокий уровень словесного искусства - жанров политической публицистики, жанров, воспевающих любовь к родной стране, жанров лиро-эпических произведений.

Единство государства, при недостаточности связей экономических и военных, не могло существовать без интенсивного развития личных патриотических качеств. Нужны были произведения, которые ясно свидетельствовали бы об историческом и политическом единстве русского народа. Нужны были произведения, которые активно выступали против раздоров князей. Особенностью древнерусской литературы этого периода являлось сознание единства всей Русской земли без каких-либо племенных различий, сознание единства русской истории и государства.

Вот почему, несмотря на наличие двух взаимодополняющих систем жанров - литературной и фольклорной, русская литература XI-XIII вв. находилась в процессе жанрообразования. Разными путями, из различных корней постоянно возникают произведения, которые стоят особняком от традиционных систем жанров, разрушают их либо творчески объединяют. В результате поисков новых жанров в русской литературе и в фольклоре появляется много произведений, которые трудно отнести к одному из прочно сложившихся традиционных жанров. Они стоят вне жанровых традиций.

Ломка традиционных форм вообще была довольно обычной на Руси. Все более или менее выдающиеся произведения литературы, основанные на глубоких внутренних потребностях, вырываются за пределы традиционных форм.

Отсутствие строгих жанровых рамок способствовало появлению многих своеобразных и высокохудожественных произведений.

Пропуск античной стадии в развитии культуры поднял значение литературы и искусства в развитии восточного славянства. На литературу и другие искусства выпала, как мы видели, ответственная роль - поддержать ускоренное развитие русского общества в XI - начале XIII в. и ослабить отрицательные стороны этого ускоренного развития: распад Русского государства и раздоры князей. Вот почему общественная роль всех видов искусства была чрезвычайно велика в XI-XIII вв. у всех восточных славян.

Чувство истории, чувство исторического единства, призывы к политическому единению, разоблачения злоупотреблений властью распространялись на огромную территорию с большим и пестрым разноплеменным населением, с многочисленными полусамостоятельными княжествами.

Родилась святая в 30-х годах 16 века в состоятельной семье в Москве. Ее отец Устин Недюрев был известный в городе человек, так как служил ключником во дворце Ивана Грозного.

hello_html_m5d25c9d7.jpg

Когда девочке исполнилось шесть лет, она осиротела, и бабушка забрала ее в Муром. Девочка с детства была очень скромным ребенком, верующим в Бога. Так, она не любила играть с детьми, отдавая все свое время занятиям рукоделием и молитвой.

Когда девочке исполнилось шестнадцать лет, ее сосватали дворянину Георгию Осорьину. После свадьбы она стала жить в четырех километрах от города в усадьбе мужа, селе Лазарево.

Послушная и добрая девушка понравилась родственникам мужа, а потому ей поручили вести домашнее хозяйство. С тех пор у нее началась жизнь, привычная для женщин ее круга того времени.

Несмотря на обычную жизнь, Ульяна, всё своё окружение веселила, была добродушной и милой. Но на смену спокойной и счастливой жизни, пришли грустные времена. Сын Ульяны скончался, и она отдала себя на служение Богу. В это время открылись её святые мощи. Она стала ещё больше помогать людям и лечить их, строить церкви и монастыри.

Также есть одна история, по которой Ульяна Осорьина спасла от голода. В муромских землях случился неурожай, Ульяна не смогла остаться в стороне и принялась помогать голодающим. Раздав всю еду, имеющуюся в доме, она попросила помощи у своей свекрови, та с радостью помогла Ульяне с провизией, не подозревая том, что вся еда не для невестки. Благодаря помощи Ульяны, никто из живших на муромских землях не пострадал от голода. Ульяна была настолько добра, что не думала о себе, спасая других, она не думала о себе.
Ульяна Осорьина скончалась 2 января 1604 года.

Золотой век русской литературы

Золотым веком русской литературы называют XIX в. Именно в XIX веке русская литература достигла невероятных высот.

Заведя речь о золотом веке русской литературы, мы не можем не вспомнить о направлениях этого века. Ключевыми направлениями русской в литературы были: романизм, реализм и сентиментализм.

Начался XIX век расцвета сентиментализма и становления романтизма .

Сентиментализм это художественное направление, характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы.

Романтизм идейное и художественное направление, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности .

Начало XIX века - это переломное время в искусстве, которое ознаменовало выход русской литературы на мировую арену. Литература начала утверждать высокие принципы свободы личности. Именно в этот период общество начало учиться читать между строк, что особенно беспокоило правительство. Несмотря на жестокие условия, в которых развивалась русская литература, она все-таки смогла занять положенное ей высокое место в фонде мирового искусства.

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I.

Реализм – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах .

Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Главную женскую роль в романе играет Наташа Ростова. В романе-эпопее образ Наташи раскрывается с разных сторон: в самом начале романа Лев Николаевич Толстой показывает её как весёлую девочку 13 лет, живущею беззаботной жизнью и грезящей счастливой будущей жизнью больной любви. Вторым периодом в жизни Наташи является встреча с Андреем Болконским. Князь Андрей встретил и полюбил Наташу Ростову, ощутил скрытую в ней духовную силу и поэзию и сам возродился к новой жизни. Но из-за стариковского каприза эгоистичного Андрей отложил свою свадьбу с Наташей на год. В итоге происходит неизбежное: он теряет свою любовь и уходит на свою последнюю войну одиноким и внутренне опустошённым.

Л.Н.Толстой решил показать нам образ женщины в совершенно новом стиле. Наташа Ростова показана как раскрепощённый персонаж, любящая беззаботную жизнь. Но Лев Николаевич Толстой решил изменить Наташу; в финале романа мы видим не очаровательную тоненькую и подвижную девушку, а зрелую сильную женщину, любящую жену и мать. С прежней страстью Наташа отдаётся заботе о муже и детям. Вся жизнь сосредотачивается для неё в здоровье детей, их кормлении, росте, воспитании.

Отношения с Пьером удивительно гармоничны и чисты, Наташина непосредственность и обостренная интуиция прекрасно дополняя интеллигентную, анализирующую натуру Пьера.

Судьба Наташи Ростовой раскрывает взгляды Толстого на роль женщины в обществе. Высшее её призвание и назначение писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ведь именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведёт мир к гармонии и красоте.

hello_html_m4c5107be.jpg

Княгиня Трубецкая была полу-француженкой. У нее мать была русская. В православном крещении – Екатерина Ивановна. Жизнерадостная резвая. Когда она отправилась к мужу, она ехала так, как даже император не ездил. Она не скупилась на деньги ямщикам. И в 20 дней добралась до Тюмени. По дороге ей встретились каторжные, шедшие по этапу, она их одарила деньгами. Пока ехала, разные мысли в голову лезли. Вспомнилось восстание, тюрьма, куда она приходила на свидание к мужу. В Иркутске к ней пришел губернатор.

Княгиня Мария Николаевна Волконская . Та самая дочь генерала Раевского, перед которой преклонялся Пушкин. Глава поэмы, посвященная ей, написана, как ее рассказ внуку. Как только Мария Николаевна узнала, что ее муж участвовал в проправительственном заговоре, она ужаснулась, не могла поверить, что ее благородный и добропорядочный Сергей был способен на бесчестье. Отец Марии не осуждал Сергея, и это ее немного успокоило. Это значило, что князь Волконский не переступил через понятие о дворянской чести, не сделал ничего позорного. Мария решила ехать за своим мужем. Узнав об этом, вся семья Раевских восстала. Приехала из Киева мать, приехали братья. Отец пытался отговорить Марию, но она была непреклонна. Хотя Мария вышла замуж по воле отца, она полюбила князя и не представляла своей жизни без него.

hello_html_262b2291.jpg

Заключение

В завершении своей исследовательской работы хочу сказать, что итогом работы я довольна. Искать разные материалы, изменять их под себя, можно сказать, было самым занимательным в работе. В своей исследовательской работе я хотела раскрыть тему о значимости женщины, как в жизни, так и в русской литературе, и думаю, что это мне удалось.


Литература, в особенности классическая, всегда отличается глубиной идей и образов персонажей. И женский персонаж, конечно же, просто не может не присутствовать, он есть в любом романе, в любой повести и в любом рассказе или произведении. И век от века образ этот меняется в зависимости от взглядов и воспитания каждого последующего поколения, а также от замыслов автора, его идеи.

Так как же формировались женские образы в художественной мировой литературе? Рассмотрим этот вопрос более подробно.

От классики прошлых веков до современности – становление женского образа в мировой литературе

Права, обязанности, поведение женщин меняются от века в век. Раньше - сто, двести лет - назад отношение к женщине было непохожим на отношение сегодняшнее, оно прошло через множество исторических событий и изменений. Соответственно, поменялся и женский образ в литературе.

ярославна образ

"Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!" Женщины в русской классике

Русская литература отлична от остальной классики тем, что авторы всегда стремились ставить перед персонажами и читателями важные жизненные вопросы, заставлять искать пути их разрешения, ответы на них, предельно реалистично описывать окружающую действительность. Хорошо эта тема раскрыта в произведениях Некрасова.

Писатели выносили на суждение читателей то, что сопровождает человечество из века в век: людские чувства.

И женскому образу в русской классической литературе уделено особое значение. Писатели-классики стремились изобразить женскую суть, сложные женские переживания максимально реалистично. Он, женский образ, проходит сквозь всю русскую литературу с начала XVII века – образ сильный, гармоничный, горячий и правдивый.

татьяна ларина

"Но я другому отдана; я буду век ему верна"

Татьяна Ларина довольно серьезно относится к жизни и к своему долгу, хоть и любит она не мужа, а Онегина. У нее сложный душевный мир, очень глубокие и сильные переживания – все это в ней взрастила тесная связь с русской природой и русским народом. Татьяна предпочитает мучиться от своей любви, но не нарушать нравственных устоев.

лиза калитина

Лиза Калитина

тихий дон

Шолоховская эпоха

Женские образы, что были написаны пером М. А. Шолохова, ничуть не менее самобытны и прекрасны. Можно даже сказать, что он создал целую эпоху, целый новый мир, в котором женщины играют далеко не второстепенную роль.

Михаил Александрович писал о революции, о войне, об изменах и интригах, о смерти и власти. Есть ли среди всего этого место женщине? Женские образы в "Тихом Доне" весьма неоднозначны. Если одни героини являются главными, то другие на первый взгляд не играют значительной роли – но все же без них, без их судеб, характеров и взглядов нельзя до конца понять все то, что писатель хотел донести до читателя.

М. А. Шолохов создавал и порой откровенно противоречивые женские образы. "Тихий Дон" – прекрасное тому доказательство.

Настоящие и живые

Женские образы в романе "Тихий Дон" тоже достаточно трудно назвать строго положительными или строго отрицательными. Нет, шолоховские девушки самые что ни на есть обычные люди: со своими переживаниями, жизненным опытом, чувствами и характером. Они могут оступиться, совершить ошибку, они, каждая по-своему, реагируют на несправедливость или человеческую жестокость.

"Тихий Дон" является одним из самых популярных классических произведений именно благодаря настоящим, живым персонажам, в том числе женским образам в романе. Дон-батюшка формировал характер не только казаков, но и отчаянных казачек.

аксинья тихий дон

Непростая Аксинья

Любовная линия "Тихого Дона" строится на одном из самых ярких и впечатляющих женских персонажей – на Аксинье Астаховой. Ее образ в романе весьма противоречив. Если люди считают ее нехорошей, падшей женщиной, не имеющей ни совести, ни чести, то для Григория она – любящая, нежная, верная, искренняя, готовая пойти ради него на что угодно.

наталья тихий дон

Такие разные судьбы, такие сложные судьбы

У каждой героини романа М. А. Шолохова "Тихий Дон" своя непростая судьба, свой характер. Если писать по нему сочинение, женские образы нельзя упускать, ведь они составляют немаловажную его часть и делают таким, какой он есть.

Все героини отличаются друг от друга. Если описанная выше Аксинья твердая, честная и гордая, то Дарья противоположно другая – подчас резкая, нетерпимая, любящая легкую жизнь и не желающая признавать какие бы то ни было правила. Она не желает подчиняться – ни обществу, ни его правилам, ее не интересуют домашние дела, семья и каждодневные обязанности. Дарья любит погулять, повеселиться, выпить.

Любовь к врагу

Гражданская война унесла много жизней и поломала много судеб. Не стала исключением и Дуня Мелехова. Свое сердце она отдала Михаилу Кошевому, который был другом семьи. На войне он предпочел встать на сторону большевиков, и именно от его руки погиб старший брат Дуни Петро. Григорий же вынужден пуститься в бега и прятаться от него. Но ни это, ни даже запрет матери не смогли заставить Дуню разлюбить Михаила – потому что настоящая казачка влюбляется только раз в жизни и любовь ее всегда верная и преданная. Михаил Кошевой, виновник гибели одного из членов семьи, становится ее законным супругом.

Женские образы войны вообще крайне неоднозначны. Можно пожалеть или даже полюбить врага – того, кто принес в дом горе. Невероятная стойкость и неприсущая женщине мужественность – вот что отличает женские образы в русской классической литературе.

елизавета мохова

Девушка с ореховыми глазами

Лизавета Мохова – дочь купца Сергея Мохова. Каждым эта девушка воспринимается по-разному. И если для кого-то Лиза невероятно хороша собой и умна, то на других она производит противоположное впечатление: неприятный взгляд и мокрые ладони.

Лизавету воспитывает мачеха, которая не особенно ее любит, и это так или иначе сказывается на девушке. Да и характер у мачехи не сахар: нервный. Лиза общается с поварихой, а та далеко не представляет собой образец благонравия и пристойности. Вследствие чего и Лиза становится довольно распущенной и фривольной девицей, и это в корне меняет ее жизнь.

Роковая ошибка

Решившись пойти на рыбалку с Митькой Коршуновым, Лизавета совершает роковую ошибку. Парень, не сумев устоять, насилует ее, и по деревне мгновенно распространяются сплетни. Митька хочет жениться на Лизавете, но отец, Сергей Мохов, отсылает ее на учебу. И жизнь девушки идет, можно сказать, под откос. К 21 году Лиза становится окончательно распущенной и морально разложившейся. Она живет с врачом-венерологом, а после, устав от него, с легкостью меняет на казака Тимофея, предлагая тому жить вместе. Для тех времен, когда разворачивается действие романа "Тихий Дон", такое поведение считалось недопустимым и крайне осуждалось общественностью.

Но и Тимофея Лизавета терпит сравнительно недолго. Она находит свою прелесть в частой смене партнеров, а к отцу не испытывает искренней дочерней любви. Ей нужны от него только подарки и деньги. Любить, быть честной, открытой – не в характере Лизы. Ей свойственны совсем другие черты, такие, как самолюбие, зависть, злоба, грубость. Только свое мнение она считает единственно верным и не придает значение ничему другому.

Читайте также: