Расскажите о религиозных верованиях в древней месопотамии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одновременно с древнеегипетской на рубеже конца IV и начала III тысячелетия формировалась другая великая цивилизация – в Месопотамии, располагавшейся в междуречье Тигра и Евфрата (современный Ирак).

Ее основателями были шумеры и поселившиеся позднее аккадцы. На этой территории в разные времена процветали Шумеро-Аккадское, Старо– и Нововавилонское и Ассирийское государства.

Великие боги Месопотамии, в отличие от египетских, обычно имели человеческий облик. Правда, Энки изображался с рыбьим хвостом.

Боги и люди. Создание людей представляли по-разному. Мифы передают, что люди вырастают из земли или что их вылепили из глины. Сходились мифы в одном: боги сотворили людей для того, чтобы те кормили их жертвами и избавили от забот по добыванию еды. Считалось, что боги способны предопределить судьбу любого существа и любой вещи.

Почитание богов обещало в награду житейские блага, непочтение – неминуемую кару. Были и другие взгляды: боги далеко и капризны, что почитать их бессмысленно.

Личный бог. Простой человек с великими богами не общался: за него это делал посредник – его личный бог – покровитель. Прежде всего почитали личного бога, он был добр и удачлив.

В каждом доме была глиняная фигурка личного бога.

Загробный мир. Смерть жители Месопотамии представляли в виде крылатого чудовища Намтар.

Миф об Иштар и Таммузе. Этот миф напоминает египетский миф об Осирисе и Исиде. Согласно мифу, Иштар, богиня любви, правит на небесах, а ее сестра Эрешкигаль, мрачная богиня смерти, – в подземном царстве мертвых.

Иштар отправилась к сестре, желая воскресить мертвых и избавить мир от смерти, но Эрешкигаль пленила сестру. Она отпустит ее, если та найдет себе замену. Выкупом стал возлюбленный Иштар – юный пастух Таммуз, а за него, в свою очередь, готова стать выкупом его сестра.

Иштар возвращается на небо, Таммуз на полгода отправляется в подземный мир (умирает), а на другие полгода, пока его подменяет сестра, возвращается в наш мир. Это предание объясняло круговорот жизни и смерти и смену времен года.

Миф о потопе. Боги решили уничтожить людей за их грехи чудовищным наводнением, но добрый Энки (бог) посоветовал одному праведнику построить корабль (ковчег) и спасаться на нем.

Наводнение уничтожило всех людей, кроме праведника Утнапишти, который дал начало новому человечеству.

Храмы играли большую роль в истории Месопотамии. В амбарах – святилищах хранили главную ценность общины – зерно. Вокруг храмов образовывались первые шумерские города – государства.

Самым знаменитым был храм Этеменанки (дом – основание неба и земли) в Вавилоне.

Храм – единственное место и средство связи с богами.

Ритуалы. Главные культовые действия были связаны с празднованием Нового года, который приходился на день весеннего равноденствия.

В Вавилоне считали, что празднование Нового года и обновление сил царя невозможны без статуи бога Мардука. Когда персидские завоеватели в 482 г. до н. э. уничтожили его золотую статую в главном храме Вавилона (Эсагиле), жители Вавилона перестали праздновать Новый год.

В поисках справедливости. Со времен Шумера жители Месопотамии задумались о судьбе, страданиях человека, о справедливости богов. Старые шумерские боги были ближе к людям, вавилонские же – где-то очень далеко.

Конец древней религии Месопотамии. Ассирийцы, захватившие Вавилонию, не принесли новых религиозных идей.

Главным был признан бог Ашшур и его семья. Старые боги подвергались притеснению.

Древняя религия окончательно прекратила существование в I в. н. э. в ходе многочисленных завоеваний Месопотамии и оседания на ее территории нового населения – арабов, персов, греков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Возвращение Иакова из Месопотамии

Возвращение Иакова из Месопотамии Когда благословение, ниспосланное Богом на Иакова и на все, ему принадлежавшее во время пребывания его у Лавана, возбудило за­висть в сем последнем и в сыновьях его, то Свя­той Патриарх увидел, что благоразумие требо­вало оставить

Политеизм древней Месопотамии

Политеизм древней Месопотамии Главным образом речь здесь пойдет о Вавилонии и Ассирии. Эти государства граничили друг с другом, и поэтому их религии во многом были схожи.Верховным богом Месопотамии вначале считался Ану, главный храм которого находился в городе Урук. Но

Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия

Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия Сикхизм, или религия сикхов, является типичным примером синкретизма, т. е. возникновения новой религии на основе соединения двух или большего числа идей различных религиозных систем. И хотя сикхизм

1. Политическая ситуация в Месопотамии и соседних регионах

1. Политическая ситуация в Месопотамии и соседних регионах Месопотамия в начале III века после Рождества Христова! Борьба за политическую власть, различные культурные влияния и соревнующиеся религии превратили эту страну в горячую точку, на которой столкнулись две

2. Культурная ситуация в Месопотамии и соседних регионах

2. Культурная ситуация в Месопотамии и соседних регионах В Месопотамии велась политическая битва между Иранской и Римской империями; такое же противостояние наблюдалось между духовными сферами, представляемыми этими империями, в культурном отношении. Официальным

Пребывание Иакова в Месопотамии

Глава III РЕЛИГИИ МЕСОПОТАМИИ

Глава III РЕЛИГИИ МЕСОПОТАМИИ § 16. "История начинается в Шумере…" Так, мы знаем, называется книга С.Н. Крамера.[117] Знаменитый американский ориенталист показал, что самая первая информация о множестве социальных институтов, религиозных концепций и техник сохранилась в

Глава 1 РЕЛИГИЯ ЗАЛОЖИЛА ОСНОВЫ ДРЕВНЕЙ СЕМЬИ

Глава 1 РЕЛИГИЯ ЗАЛОЖИЛА ОСНОВЫ ДРЕВНЕЙ СЕМЬИ Если мы мысленно перенесемся в далекие времена, то увидим в каждом доме алтарь, вокруг которого собиралась вся семья. Члены семьи встречали каждое утро молитвой, обращенной к священному огню, а вечером, собравшись у алтаря,

РЕЛИГИЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? МОЖЕТ БЫТЬ, АТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ?

РЕЛИГИЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? МОЖЕТ БЫТЬ, АТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ? Если основываться на знаменитой бенаресской проповеди Будды в ее каноническом изложении, которая считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма, то на первый взгляд перед нами

2. Свободомыслие в Древней Месопотамии

2. Свободомыслие в Древней Месопотамии Общие замечания Говорить о подлинном свободомыслии в Шумере и Вавилонии затруднительно по нескольким причинам: во-первых, употребление этого термина предполагает такой уровень индивидуального спекулятивного мышления, какого

§ 5. Религия Древней Греции

§ 5. Религия Древней Греции Древняя Греция насчитывала около 600 островов ионического и Эгейского морей, в нее входило также западное побережье Малой Азии. Древняя Греция не была единым государством, она состояла из множества городов – государств.К середине I тысячелетия

18. Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом

18. Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом После приблизительно двухгодичного пребывания в Сокхофе Иаков благополучно (невредим, schalem) приходит в Сихем и таким образом оканчивает свое

Цивилизация древнего Двуречья

Территорию на ближнем Востоке между реками Тигр и Евфрат в разные века называли по-разному - Междуречьем, Двуречьем, Месопотамией, и даже - Землей Обетованной. Некоторые религиеведы и последователи авраами́ческих религиозных течений утверждают, что именно в долине Тигра и Евфрата был расположен Эдем - рай, где жили Адам и Ева до того, как Бог изгнал их за непослушание. И именно на этой территории возникла одна из старейших мировых цивилизаций - древняя Месопотамия, состоявшая из Шумерского, Ассирийского, Аккадского и Вавилонского царств. Эта цивилизация существовала в период с IV тыс до н.э. и до 12 октября 539 г. до н.э. - дня, когда войска Персии захватили Вавилон.

Месопотамия по праву носит название одной величайших цивилизаций древнего мира, ведь люди, населявшие царства Месопотамии, сумели достичь значительного развития и в культуре, и в науке, и в религии. Именно в Вавилонском царстве находилось одно из 7 чудес света - Висячие Сады Семирамиды, а дворцовые и храмовые комплексы Вавилона и Ассирии впечатляли путешественников того времени своим изысканным и продуманным архитектурным стилем. Но одним из самых значимых наследий Месопотамии для всего мира было изобретение шумерами первой системы письменности - клинописи.

Религия древней Месопотамии

Сады Семирамиды

Как и жители других древних цивилизаций, люди, проживающие в долине рек Тигра и Евфрата, очень много значения уделяли своим верованиям и культам. Однако в отличии от других древних народов, к примеру, египтян и римлян, цивилизации которых с самого начала формировались как цивилизации цельных государств, цивилизация Месопотамии изначально состояла из культур ряда народов, живших разобщенно. Религия древнего Муждуречья изначально представляла собой ряд отдельных культов, так как в каждом населенном пункте были свои боги-покровители и свои религиозные традиции. И только после налаживания политических и экономических связей между царствами Месопотамии религия этой цивилизации сформировалась путем включения в единое верования наиболее значимых культов разных народов.

Религия древнего Двуречья была политеистической, причем почитались одновременно два пантеона богов - древний шумерский, и возникший примерно во втором тысячелетии до нашей эры вавилонский. В отличии от древних славян, германцев и ряда других племен, которые уделяли гораздо больше внимания духовному аспекту верования, жители Шумера, Ассирии и Вавилона считали, что главное в религии - церемониальность и строгие соблюдение различных культовых обрядов.

Жрецы древнего Вавилона изучали астрономию и астрологию

Жители древней Месопотамии верили не только во множество богов, но и в злых духов, от которых нельзя было защититься ни молитвой, ни с помощью жертвоприношения богу-покровителю. Наиболее сильными и жестокими духами считались Лилит и Лабарту - по верованию жителей Вавилона, эти демоницы разрывали всех, кто им в чем-то не угодил, на куски. От таких злых духов, согласно религии древнего Двуречья, человека могло защитить только колдовство, поэтому большинство граждан царств Месопотамии знали различные заговоры и простенькие обряды.

Помимо заклинаний, в религии древнего Вавилона присутствовала вера в магию и гадания. Колдуньями были преимущественно женщины, которые в своей работе использовали методы, схожие с культом Вуду. Ведьмы Вавилона изготавливали фигурки своих врагов, читали заклинания и заговоры, а затем ломали куклы или протыкали их иглами.

Пантеон богов в религии древнего Двуречья

Боги древнего Междуречья

Жители древней Месопотамии верили в огромное количество богов, причем больше всего божеств были связаны с космосом и со звездами. Многие исследователи считают, что астрология зародилась именно в Вавилоне и Ассирии, так как народы этих царств не только почитали богов космоса, но и пытались предсказывать судьбу по звездам. Наиболее почитаемыми богами на всей территории древнего Междуречья были:

  1. Ану - бог неба
  2. Кин - богиня земли
  3. Энлиль - бог воздуха
  4. Эа - бог воды и создатель первых людей
  5. Мардук - верховный бог и покровитель Вавилона
  6. Шамаш - бог солнца, судья богов и людей
  7. Син - бог луны
  8. Иштар - богиня любви, плодородия и смерти, отождествлялась с вечерней звездой и планетой Венерой
  9. Таммузу - бог весны, посевов и урожаев.

Храмы и жрецы в религии древнего Междуречья

К жрецам в религии древнего Двуречья выдвигались особые требования - потенциальные служители богов должны были быть здоровыми, иметь высокий рост и белые здоровые зубы (чтобы внятно и четко произносить молитвы). В храмах богов мужского пола служили исключительно мужчины, а богинь чествовали жрицы - мужчины помимо царей в храмы женских божеств не допускались. Особой кастой служительниц богов в Месопотамии были так называемые "священные блудницы" - женщины, что занимались проституцией и отдавали свой заработок храму.

Понравился материал? Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству!

Религия, которая присутствовала во всей местности Междуречья, не содержала изображений богов. Их деяния не были важны для обитателей и все народные мифы, стали лишь областью в литературе. После многолетних раскопок, ученые выявили множественные таблички, на которых и основалась вся религия. Народы записывали названия молитв, проведения ритуалов, а так же мифы.

Во всех молитвах преобладает регламентированный процесс. Самыми распространенными считались, рассказы о божествах с добрыми намерениями, они помогали человеку с помощью высших сил. Так же со злыми, которые преподносились как нечто ужасное и необъяснимое явление. Большое количество мифов появилось за всю истории Месопотамии. Они не относились к религии, их просто придумывали и писали поэты. Данного рода рассказы, относятся именно к литературному жанру. Описания ритуалов были довольно подробными. Их повествование передавалось из поколения в поколение. Так же в описаниях присутствуют деятельности храмов.

Вся религия в Месопотамии разделялась на три части, для народа, жрецов и царя. Они довольно сильно отличались друг от друга. Религия жрецов выглядела как поклонение идолу и его храму. Цари могли видеть послания свыше, чем не обладал простой люд. Они устраивали ежегодные церемонии, в которые вкладывался смысл соединения человека с Богом. Для простого человека, вся религия была просто в виде формальной церемонии и без личного характера.

Религия в области Месопотамии играла очень важную роль. С ее помощью люди обращались с мыслями и надеждами к Богу. Самым известным народом, который обитал в тех краях, были шумеры. В их религии присутствовало большое количество Богов, которые символизировали собой: небо, землю, воду, гром, правду, справедливость, плотскую любовь, смерть, солнце, плодородие. Помимо этого, каждое небесное тело, так же относилось к божествам.

Во время похорон, каждый ассириец старался как можно явней выразить свою скорбь по умершему человеку. В их народе было принято издеваться над своим телом. Они рвали на себе одежды, били и царапали себя, а так же посыпали голову песком или землей. Погребальная процедура проходила в обширной подземной камере, которая строилась из кирпича. Там умершего мыли, обливали маслами с ароматами и одевали. В загробный мир покойнику давали еду, одежду, украшения и домашнюю утварь.

Жрецы, были довольно распространены по территории древней Месопотамии. Все они проходили строгий отбор, чтоб каждый был красив, строен, высок ростом и со здоровыми зубами. К последнему относились со всей серьезностью, так как жрец должен был выговаривать все молитвы четко, громко и не шепелявить. Спустя годы, жрецы были разделены на несколько категорий. Все боги, которые были женского рода, обслуживались жрицами. Их называли святыми девами, за то, что они посвятили себя и свою жизнь богу, живя в затворничестве. Помимо них были священные блудницы, которые зарабатывали на храм проституцией. Жрецы обучали людей как нужно правильно молится и приносить богам жертвы. По их учениям человек был создан именно для этой миссии.

Изображения богов были в традиционном обличии. К ним относились довольно серьезно, так как они присутствовали в каждом храме. Считалось, что если вынести изображение бога из храма, то он уйдет вместе с ним и обидится, взамен пошлет от себя наказание на город или страну. Вот только в мифологии считалось, что все божественные существа находятся в космосе. Самыми важными объектами поклонения были статуи, в которых был соединен человек с животным. Уделялось огромное внимание не только формам лица, но и одежде, атрибутам. Все фигуры богов изготавливались в специальных мастерских. После изготовления и просыхания они освящались жрецами.

Мифология и религия Месопотамии за многие годы превратилась в целое искусство. Почитание и возношение богов, которые были покровителями их земель, а так же обозначали все то, что древние народы не смогли объяснить.

Пожалуйста авторизуйтесь через одну из следующих служб:

3 марта
Четверг Великиго поста

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Религиозные представления жителей Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований и культов. Это было связано с наличием большого количества самостоятельных религиозных центров, каждый из которых был посвящен своему местному божеству или нескольким божествам.

Происхождение и развитие

Значительное влияние на формирование и развитие религии накладывал сам принцип политического устройства Месопотамии. В отличие от рано объединившегося Египта, в Междуречье Тигра и Евфрата долгое время существовало множество самостоятельных городов-государств. Эти независимые политические центры одновременно являлись и центрами культа местных богов-покровителей. Вся общественная жизнь такого города-государства концентрировалась вокруг храма. Храм был хранилищем материальных благ, местом сохранения и передачи всех знаний, а также средоточием политической власти. Изначально правитель каждого города-государства выполнял одновременно и функции верховного жреца местного культа.

С возникновением крупных государственных образований сформировался единый пантеон богов, однако он недолго оставался стабильным. Во главе пантеона каждого царства как правило стоял бог-покровитель столицы – города, подчинившего себе окрестные города-государства. Однако с угасанием одного центра и возвышением другого главное божество пантеона менялось. В запутанной генеалогии богов можно увидеть следы борьбы за власть между политическими центрами Междуречья.

Наиболее ранним единым пантеоном богов следует считать шумерский. Главными в нем были бог неба Ану и богиня земли Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог воды Эа, создавший первых людей. Эти и многие другие боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых менялась с течением времени в зависимости от смены династий правителей. Постепенно развитие религии на местном уровне многочисленных городов Междуречья привело к появлению огромного числа второстепенных богов, причем многие дублировали друг друга или были между собой тождественны. Большинство их имен известно только из специально составлявшихся списков богов.

Во II тысячелетии до Р. Х. начался расцвет так называемого Второго, или Главного Пантеона. Из множества мелких местных божеств выделилось несколько главных, повсеместно известных и почитаемых. Сложилась и определенная иерархия – на место верховного бога месопотамского пантеона выдвинулся бог-покровитель Вавилона Мардук.

Главными божествами были также Шамаш (шумерский Уту) и Син (шумерский Нанна) – боги Солнца и Луны. Каждый имел в Месопотамии два основных центра: Шамаш – в Ларсе и Сиппаре, Син – в Уре и Харране. Оба божества почитались в продолжение всей истории месопотамской цивилизации. Шамаш занимал исключительное положение. Он был не только богом Солнца, но и верховным судьей – земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество.

Помимо главнейших богов, Второй Пантеон был представлен 12 другими главными богами и 30 второстепенными.

Самым почитаемым и любимым божеством народов Месопотамии была Иштар, богиня любви, плодородия, вечерней звезды и смерти, дочь бога Ану или бога Сина. Шумеры называли ее Инанна. Одной из ее ипостасей, как "владычицы битвы", была война. Иштар отождествлялась с планетой Венера. Под разными именами: Иннин, Астрата, Аштар, Эстер – богиня Иштар была главным женским божеством у многочисленных древних народов, населявших Ближний Восток и Средиземноморье. Впервые культ богини Иштар возник у шумеров примерно в третьем тысячелетии до Р. Х. Некоторые ученые полагают, что именно к Иштар восходит образ греческой богини любви Афродиты.

Особая роль среди месопотамских божеств принадлежит Ду"узу (Таммузу). Его имя означает "молодая ветвь, поросль". По одной версии, он получил это имя от названия четвертого вавилонского месяца весеннего равноденствия, по другой, наоборот, месяц был назван в честь божества. В древневавилонских надписях он обычно упоминается вместе с Шамашем. Один правитель, живший около 2300 г. до Р. Х., называет себя "царем справедливости, которого любят боги Шамаш и Таммуз". Это указывает на то, что Таммуз – солнечное божество. По мнению ряда исследователей, Таммуз был богом весеннего солнца, ежегодно теряющего свою силу от действия враждебных ему сил, и богом весенней растительности, которая, после полного развития своей нежной, свежей красоты в его месяце Таммузе, умирает от действия летнего зноя. В одной песне о Таммузе говорится, что он сошел в преисподнюю в том месяце, в котором срок его жизни еще не был завершен. С ним вместе умирает и цветущая весенняя растительность. Царство мертвых берет его себе, но оно не в силах его удержать. Он, подобно египетскому Осирису, становится царем мира мертвых, разрывающим узы смерти. Как бог подземного мира, он сам по себе есть бог растительности, и когда он, покинув царство мертвых, снова прорастает в виде растений, это символизирует возвращение на землю бога весны и явление весеннего солнца.

Со II тысячелетия до Р. Х. в некоторых районах Месопотамии объектом поклонения стали чудовищные комбинации из человеческих и животных форм. Их считали олицетворениями божественных страстей и подвигов.

Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими, поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми. Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому наследовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей и устроил потоп. Мотив потопа очень схож с библейским преданием.

В непосредственной связи с культом Таммуза и его оплакиванием находится вавилонская заклинательная легенда о хождении Иштар в царство мертвых. Таммуз и Иштар постоянно соединены вместе – богиня вечерней звезды и плодородия и бог весенней растительности. Таммуз называется возлюбленным юности Иштар, а также ее супругом. Когда Издубар упрекает Иштар за ее гибельные любовные интриги, то он высказывает ей: "Ты причина того, что Таммуз, супруг твоей юности, ежегодно оплакивается". Месяц Таммуз носит также название "месяца странствий Иштар". По легенде она нисходит в подземный мир для того, чтобы воскресить любимого ею Таммуза.

В сказании о нисхождении Иштар в ад заключается и заклинательная молитва. Судя по окончанию, впрочем, испорченному временем и трудно понимаемому, все оно в целом составе представляет собою чин богослужения, посвященного жертвоприношению за умерших, совершавшемуся в праздник Таммуза в связи с церемониями его оплакивания. Жрец, приносивший жертву, прочитывал историю Иштар, которая ищет в подземном мире потерянного супруга и освобождает его оттуда. Богослужебные обряды заканчиваются принесением в жертву Таммузу напитка во благо теням умерших.

Содержание самого хождения Иштар заключается в следующем: дочь Сина Иштар нисходит в подземный мир для того, чтобы получить там воду жизни, посредством которой она могла бы воскресить умершего Таммуза. С угрозами требует она, чтобы ее впустили. Она проходит через семь дверей, оставляя у каждой часть одежды, и наконец нагая достигает царства богини Аллату, где, согласно первобытному закону этого царства, и она должна быть удержана безвозвратно. Аллату приходит в ужас от ее появления. Может быть, требование Иштар возбуждает ее гнев, а может быть, сама будучи богиней плодородия, Аллату ужасается того вреда, который может произойти от отсутствия Иштар на земле, где, пока о на остается в аду, прекращается всякое размножение и рост. В большом смущении от этого боги собираются на совет. Созданный богом Эа слуга богов, имя которого "Свет его светит", посылается к Аллату. Посредством хитрости добывает он воду жизни, и Аллату в слепой ярости свирепствует напрасно: она должна освободить обоих богов, Таммуза и Иштар. Из этого рассказа не видно, какова была причина смерти Таммуза, но в эпосе Издубара говорится, что причиной этой была дикая, чувственная страсть Иштар, соединенная с жестоким наслаждением, доставляемым ей умерщвлением любовников, которыми она пресытилась.

В месопотамской религии не было изображений, повествующих о деяниях богов. В течении всей истории Месопотамии мифы относились лишь к области литературы.

Представления о загробной жизни

Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье такого распространения, как в Египте. В вавилонской литературе мы неоднократно встречаемся с мифами, легендами и даже эпосом, в которых основной идеей является идея поисков бессмертия, вечной жизни (например, Эпос о Гильгамеше). В египетской литературе, напротив, нет ни одного произведения, посвященного этой теме, что объясняется четкими представлениями египтян о бессмертии души.

Подобно другим древним народам, шумеры, аккадцы и ассирийцы шумно выражали свою скорбь по умершим. Как только человек умирал, члены его семьи начинали раздирать на себе одежду царапать лицо и грудь, посыпать голову прахом. Покойников обмывали, обливали пахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей, одеждой, украшениями, утварью.

Могилы строились из кирпича. Они представляли собой обширные подземные камеры, в которые были проложены трубы. По ним заботливые потомки возливали воду, поскольку считалось, что умершие постоянно мучаются жаждой.

Культовая практика месопотамской религии сводилась главным образом к обслуживанию идола и храма. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах. В храме Урука богов кормили два раза в день (утром и вечером). Подавали два блюда: "основное" и "второе". Церемониал, характер и число блюд отражает обычаи вавилонского двора. Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю. Еда для жрецов шла отдельно. Прислуживающие богу питались с его стола, но за одним столом с ним никогда не сидели. Главным моментом в жертвенной трапезе был акт поглощения пищи – идол питался, глядя на нее. Бога, "поглощающего пищу", скрывали занавесями от людей, в том числе и жрецов.

Изображения божества играли в культе и в частном богослужении центральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых копий изображений. При этом божество определялось не столько по деталям лица, сколько по одежде и прочим атрибутам. Если изображение выносили из святилища, с ним удалялся и бог, выражая свой гнев против города или страны. Изготовление идола было важнейшим моментом в его существовании. Изображения богов создавались в специальных мастерских, после этого они освящались. Безжизненная материя превращалась в "сосуд божественного присутствия". Только в мифологическом плане считалось, что боги обитают в космологических пространствах.

Для месопотамской религии характерно также наличие предметов поклонения – символов, в которых распознавалось присутствие конкретного бога. При определенных обстоятельствах они заменяли традиционное изображение бога или сопутствовали ему. Так, например, священным знаком Шамаша являлось изображение солнечного диска, знаком Иштар – восьмиконечная звезда, а символом Мардука было копье. Особое положение в религиозной атрибутике занимали мифические животные, такие как мушхушшу (лев-змея-орел) и кусар-икку (коза-рыба), которые сопровождали и охраняли богов.

На жрецах лежала обязанность использовать культ божеств в интересах общины (например, при атаке врагов на город, возвещали о том, что он находится под защитой бога-покровителя, что придавало храбрости и укрепляло дух его жителей).

Общественные религиозные действия, такие как шествия и праздники представляли единственную линию связи человека с божеством. Проявление религиозных чувств простого человека сводилось к формальным церемониям, не было интенсивным и не носило личного характера.

В то же время, в религии древнего Междуречья было широко распространено колдовство и различные виды гаданий. Из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала до нас дошли целые сборники заклинаний маклу и шаклу ("сожжения"). Женщины-колдуньи изготовляли фигурки своих врагов из глины, смолы, меда, теста, дерева и т. д. и прокалывали их, ломали или жгли.

Наряду с добрыми богами, которых можно разжалобить мольбами и умилостивить жертвами, существовали злые духи, которых не задобрить никакими средствами. "Не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей". Они не внемлют молитвам и поражают всех, кто им встретится. Единственный способ защиты от них – колдовство. К ним, в частности, относились злые богини: Лилит и Лабарту. Если человек оскорбил таких богов своим поведением, то они могли наказать его, отдав на растерзание беспощадным демонам.

По различным предметам предсказывали будущее. Например, по полету птиц, по колебанию пламени свечи, по печени овцы, по различным отклонениям у новорожденных животных. Перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы – счастье, черные – неудачу.

Месопотамия, судя по всему, является родиной астрологии. Именно здесь были наиболее распространены астральные божества. Изначально каждое небесное тело связывалось с тем или иным богом или богиней. Считалось, что их местонахождение на небосводе определяет судьбу человека.

Практически каждое божество имело свой собственный праздник, который праздновался в городе, бывшем центром почитания этого божества. Одним из наиболее популярных праздников, широко распространенных по всей Месопотамии, был праздник Таммуза. В нем в качестве плакальщиц принимали участие жрицы, служащие Иштар. До нас дошло множество разнообразных песен-плачей о Таммузе, возникших в разных местах и в разные периоды.

Жрец должен был обладать высоким ростом, представительной внешностью и здоровыми зубами (для четкого произнесения священных формул). Позднее появились разные категории жрецов.

Божества женского рода обслуживались жрицами. Это были т. н. "святые девы" – затворницы, посвятившие себя божеству и "священные блудницы", отдававшие доход от проституции храму.

Читайте также: