Культура плиточных могил кратко

Обновлено: 04.07.2024

В чем же различие культуры плиточных могил[150] и последующей, непосредственно примыкающей к ней хуннской культуры? Во-первых, хунны широко использовали железо, которое в плиточных могилах встречается редко. Этот факт получает крайне простое объяснение. Первоначально степняки получали железо с юга от тибетцев-кянов[151]. Сомкнулись они с ними около 205 г. до н. э.[152], и только тогда железо потекло в Степь широким потоком. Во-вторых, у хуннов мы обнаруживаем царские могилы. И это понятно, так как лишь в 209 г. до н. э. произошла консолидация родов и была установлена твердая центральная власть, а до этого хунны были просто конфедерацией родов. Значит, появление царских могил — не что иное, как этап истории одного народа. Все прочие черты совпадают, и, следовательно, вышеприведенная характеристика относится к раннехуннскому обществу, точнее, к становлению его в IX–IV вв. до н. э. В IV в. хунны усилились настолько, что перешли обратно на южную сторону Гоби[153], и китайцы, только что одержав победу над бэйди, были вынуждены защищаться от нового врага, учитывая его особую стратегию и непривычную тактику. Памятники этого столкновения — Великая китайская стена и плиточные могилы во Внутренней Монголии[154].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ПО СЛЕДАМ ГРАБИТЕЛЕЙ МОГИЛ (ПОВЕСТЬ О КРИМИНАЛЬНОЙ АРХЕОЛОГИИ)

ПО СЛЕДАМ ГРАБИТЕЛЕЙ МОГИЛ (ПОВЕСТЬ О КРИМИНАЛЬНОЙ АРХЕОЛОГИИ) Любая археологическая находка — собственность страны, в которой она найдена, и не может быть вывезена из страны без специального на то разрешения… …Иностранные экспедиции, по приглашению научного

Приложение 3 Количество братских могил и кладбищ, соответствующее местам боев и частям 13-й армии РККА на 1.07.1940 года[103]

Приложение 3 Количество братских могил и кладбищ, соответствующее местам боев и частям 13-й армии РККА на 1.07.1940 года[103] № по п/п Наименование районов боев и соединений, участвовавших в этих боях Количество братских могил и кладбищ Количество трупов, похороненных в

Тайна скифов и каменных могил

Тайна скифов и каменных могил Кто такие скифы, откуда они пришли и куда делись? Наука до сих пор конкретного ответа не дала, хотя об определенных исторических пластах их жизни написаны книги и статьи. Отдельные народности Украины, Кавказа и других мест СССР причисляют

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

Формы могил и кладбища

Формы могил и кладбища Настоящий раздел главы о славянских погребениях посвящен подробностям устройства могилы, собственно насыпи над ней, затем положению трупа в могиле, ориентации его по отношению к странам света, погребальному инвентарю и т. д. Обо всем этом,

Ямная культура и культура шнуровой керамики

Ямная культура и культура шнуровой керамики К крупным историческим событиям конца IV — начала III тысячелетий относится возникновение огромной Ямной культурно-исторической общности, простиравшейся от южного Приуралья до Прутско-Днестровского междуречья. На севере ее

Расхититель могил

Расхититель могил Андреасу Везалию на роду было написано стать врачом. Прадед и дед его были придворными медиками и одновременно учеными, составившими комментарии к классическим трудам Авиценны и Рази. Отец, продолжая династию, служил врачом и аптекарем при дворе

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ

ЗЕМЛЯ ДОРОГИХ МОГИЛ

ЗЕМЛЯ ДОРОГИХ МОГИЛ Из станичного Совета Горепекина перешла работать в городской, которому подчинялся станичный. Понадобилась революция, чтобы не только вернуть ей подлинное имя, но и открыть в нем нежное — Фроня.Менялось время. Бурки уходили в прошлое. Легендарные

61. Культура господствующая и культура угнетенных

61. Культура господствующая и культура угнетенных Мы уже не раз наталкивались на поразительные аналогии между фундаментальными особенностями крестьянской культуры, которую мы пытались реконструировать, и некоторыми передовыми тенденциями высокой культуры того

1.9. Посещения могил святых и праведников

В Забайкальском крае много интересных и в историческом плане ценных памятников древних народов, некогда проживавших на этих землях. Одними из них являются плиточные могилы , которые пытливый путешественник может заметить, проезжая по трассе Агинское - Оловянная или Агинское - Нижний - Цасучей. Крупные могильники, состоящие из нескольких десятков оградок, расположены у населенных пунктов Гунэй, Токчин, Зугалай, Цаган – Ола, Ушарбай, Бальзино, Оловянная, Урульга.

На заключительных этапах развития культуры плиточных могил в степях появляются носители совершенно другой культуры, которая получила название культуры херексуров . Херексурами в Центральной Азии называют каменные курганы, заключенные в ограды разных форм. Формирование данной культуры происходило в Западной Монголии и на Алтае, оставлена она была предположительно на селением европеоидной расы. Усиление сухости климата в степной зоне Евразии в конце резко снизило продуктивность пастбищ и вызвало необычайно широкое передвижение древних скотоводческих групп населения.

Наиболее приспособленным видом хозяйственной деятельности применительно к новым условиям стало кочевое скотоводство. Распространение кочевого скотоводства в целом по времени совпало с периодом использования металлов. В Забайкалье немало месторождений медных и оловянных руд. Их разработка позволила получить медь, а затем и бронзу. В результате Забайкалье стало одним из древних металлургических центров планеты. Во второй половине I тыс. до н.э. распространяются изделия и орудия труда из железа. А вся последующая история Южного Забайкалья, вплоть до присоединения к России, связана с кочевым скотоводством, с миром номадов (кочевников) Центральной Азии.

ПЛИ́ТОЧНЫХ МОГИ́Л КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра брон­зо­во­го и ран­не­го же­лез­но­го ве­ков в сте­пях и ле­со­сте­пи на тер­ри­то­рии Вост. и Центр. Мон­го­лии, За­бай­ка­лья, Сев.-Зап. Мань­чжу­рии (сте­пи Бар­ги). Па­мят­ни­ки из­вест­ны на за­па­де до кот­ло­ви­ны Боль­ших озёр (Зап. Мон­го­лия), в При­бай­ка­лье на се­ве­ре, на юге – до пред­го­рий Нань­ша­ня. Да­ти­ру­ет­ся в рам­ках от сер. 2-го тыс. до кон. 1-го тыс. до н. э.; рас­цвет при­хо­дит­ся на 8–6 вв. Вы­де­ле­на Г. П. Со­снов­ским в кон. 1930-х гг. по ма­те­риа­лам За­бай­ка­лья. На­зва­на по пли­точ­ным мо­ги­лам . Под­раз­де­ля­ет­ся на эта­пы: ран­ний, чу­лут­ский (13–8 вв.); ацай­ский (8–6 вв.); усть-цо­ронн­ский, или са­ян­туй­ский (5–3 вв.).


Культура плиточных могил (плиточные могилы, плиточники) — археологическая культура конца бронзового, начала раннего железного века. По разным источникам датируется от 1100 до 300 годов до н. э.

Памятники культуры встречаются в северо-западных районах Китая, Северной и Северо-Восточной Монголии, Южном и Центральном Забайкалье и Южном Прибайкалье. Название произведено от основного типа захоронений — могилами в виде прямоугольных оградок из вертикально поставленных плит гнейса или гранита. Обнаружены поселения, могильники, ритуальные сооружения, наскальные рисунки, оленные камни и т. д.

Плиточные могилы встречаются как отдельные, так и группами по 5—8 оградок и крупные могильники до 350 оградок. Крупные захоронения имеют чёткую планировку. В Агинском Бурятском округе зафиксировано более 3 тысяч оградок. Большая часть плиточных могил являются захоронениями, иногда встречаются ритуальные оградки — кенотафы.

Размеры оградок от 1,5 м до 6-9 м. Высота камней от 0,5 м до 3 м. Внутри оградки имеется насыпь из камней. Под насыпью лежат плиты перекрытия, часто крупных размеров. Глубина могильных ям от 0,6 м до 2,5—3 м. В глубоких захоронениях боковые плиты наращивались и устраивалось перекрытие в несколько рядов. В оградках иногда устанавливались оленные камни — отдельные плиты с изображениями на поверхности оленей, реже — лошадей, солярных знаков, предметов вооружения.

Ритуальный комплекс на горе Ламийская Нерчинского района состоял из плиточной могилы длиной около 30 метров, разделенной перегородками на 4 части. Не разграбленная оградка была перекрыта несколькими плитами каждая весом до 0,5 тонны. Под перекрытиями находился погребальный жертвенник, где были найдены черепа лошадей, коров, овец. Ниже располагались пять погребальных камер для людей.

Могилы ориентированы по оси запад-восток. Покойники укладывались на спину, головой на восток. В Восточном Забайкалье антропологический тип преимущественно монголоидный.



Большая часть могил разграблена. Одежда и обувь наряднее повседневной, встречаются различные украшения из бронзы, кости и камня: бляшки, пуговицы, бусы, подвески, зеркала, раковины-каури. Редко встречаются сопроводительные предметы: иглы и игольницы, ножи, топоры-кельты. Реже встречается оружие: наконечники стрел, кинжалы, концевые накладки луков. В единичных могилах находятся предметы конской сбруи, рукоятки плетей. Встречаются вещи из бронзы, реже железа и благородных металлов.

Читайте также: