Теоретические и психотерапевтические концепции к роджерса кратко

Обновлено: 02.07.2024

Карл Роджерс - один из выдающихся психологов нашего времени. Он принадлежит к гуманистическому направлению в психологии и является одним из его создателей. Идеи психолога, приемы его терапевтической работы используются не только психологами и психотерапевтами различных психологических ориентаций, но и помогают обычным людям жить более подлинной, творческой жизнью.

В ходе своей психотерапевтической практики и просто общения с людьми Роджерс также пришел к некоторым выводам, связанными с его собственными действиями и ценностями.

Такой тип терапии ученый назвал терапией, центрированной на клиенте.

Экспериментальные исследования Роджерса и его коллег, результаты которых приведены в книге, показывают, что при соблюдении этих трех условий психотерапия дает позитивный результат, что с точки зрения автора означает, что клиент учится и растет как личность.

Важно подчеркнуть, что свои открытия в сфере отношений психотерапевта и клиента Роджерс обобщил на человеческие отношения в целом.

Что же происходит с клиентом в процессе психотерапии?

Итак, в ходе терапии, центрированной на клиенте, происходит становление человеческого Я, увеличивается конгруэнтность личности. Конечная цель, по психологу, - это стать самими собой. А это в свою очередь означает актуализировать свою человеческую сущность, свое Я - это Роджерс называет самоактуализацией.

В своей книге Роджерс достаточно подробно описывает те изменения, которые происходят с клиентом в процессе терапии, центрированной на клиенте. Вот некоторые характеристики этого процесса.

Итак, взгляд Роджерса на человека очень оптимистичен. Психолог убежден, что в основе человека лежит некоторая позитивная сила, которая дает импульс для позитивных изменения в нас, если убрать чрезмерные препятствия на ее пути. Что же помогает убрать эти препятствия?

Оказывается, согласно Роджерсу, для этого не нужны особенно вычурные интеллектуальные знания или хитроумные техники и пр.; все дело в человеческих отношения, точнее в их качестве. Эти отношения, чтобы быть помогающими, должны строится на безусловном безоценочном принятии другого и на эмпатическом понимании его.

Роджерс убежден, что такой подход к отношениям может быть эффективным не только в психотерапевтической практике, но и в других сферах жизни, например, в образовании и даже в международных отношениях.

Это действительно может быть эффективным средством в международных отношениях, в дипломатическом общении. Для этого следует стремится не оценивать партнера по общению, что происходит чаще всего, а, прежде всего, стремится его понять.

[1] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 58.

[2] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 63.

[3] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 69.

[4] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 75.

[5] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 76.

[6] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 76-77.

[7] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 104.

[8] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 240.

[9] Роджерс Карл Р. "Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998. С. 399.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Роджерс стремился пересмотреть сущность психотерапии, развивая идею о том, что клиент — это человек, способный самостоятельно решить свои проблемы. Задачей психотерапевта является создание тёплой эмоциональной атмосферы, в которой клиенту легко достигнуть целостности собственной личности и понять смысл своего существования, используя минимум инструкций, выполняя функцию консультанта. К. Роджерс был убеждён в том, что активное эмпатическое слушание, конгруэнтное самовыражение в общении и позитивное принятие другого являются эффективными средствами, с помощью которых существенно оптимизируется процесс психотерапии, что способствует полноценному функционированию клиента. Его основными характеристиками являются: 1) свобода, 2) открытость переживанию, 3) ответственность за свои поступки и 4) креативность.

Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитии личности.

ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА.

В центре концепции Франкла находится учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и любом поступке, порождаемом ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

В этой реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей о всеобщем детерминизме, Франкл, как и другие психологи и философы, разделяющие его позицию, стремится вывести человека из-под действия биологических законов, которые этот детерминизм постулируют. В таких попытках ученые обращались к разуму человека, его нравственности, творчеству и т.д. Франкл же вводит понятие о поэтическом уровне существования человека.

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного. Именно в духовном существовании и заключены те смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Таким образом, Франкл формулирует идею о воз­можности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие ноэтического уровня Франкла можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

По Роджерсу, в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.

Задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Разработал основы индирективной терапии — “терапии, центрированной на клиенте”, создал недирективную психологию.

В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий, позволяющую людям создавать и изменять свои представления о себе, своих близких. На основе этой теории разрабатывалась терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с окружающими. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считал, что тот опыт, который приобретает человек в течение жизни и который он называет “феноменальным полем”, уникален и индивидуален.

Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, т. к. не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге — к невротизации личности.

Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, т. к. их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитие личности.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагал Роджерс, — безусловное позитивное отношение к ребенку, “безусловное принятие”. Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает; тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации. Лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, “полностью функционирующим”.

Как практик, Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение, прежде всего, в индивидуальной и групповой психотерапии.

Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как “недирективную”, что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера — атмосфера безусловного принятия.

Кроме того, К. Роджерс развивал личностно — центрированную терапию, принципы которой (главное внимание — личности как таковой, не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии, в традиционном понимании этого слова, и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др.

Человек, как и другие живые организмы, полагает К. Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п. — результат страха и психологической защиты.

Вы заглянули на наш сайт с задачей понять, что представляет собой феноменологическая теория личности К. Роджерса?

Стоит заметить в первую очередь, что на этом уроке оперирующими понятиям будут: ПСИХОЛОГИЯ, НАУКА, ТЕОРИЯ, ЛИЧНОСТЬ. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, а также развития и функционирования психики человека и группы людей.

Теория –это система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Что же представляет собой феноменологическая теория личности у К.Роджерса? Феноменологический подход подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они, по своей сути, являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.

Карл Роджерс хорошо известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости.

Также, в теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства — тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя.

Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала.

Стоит также дополнить, что Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их Я-концепцией.

Феноменологическая теория личности Карла Роджерса

Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между Я-концепцией.

Можно сделать следующий вывод, что данная теория, представленная Роджерсом, представляет собой некую концепцию, в которой личность стремиться к совершенству, к познанию себя. Рассчитываю, что это занятие прошло для Вас информативно и с пользой, и Вы узнали для себя что-то новое.Если же что-то осталось непонятным или сложным для восприятия из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте.

Карл Роджерс(1902 – 1987) Родился в семье протестанта, занимался самоанализом, американский психолог, один из основателей гуманистического подход.Личность – организованная, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность, составляющая сердцевину наших переживаний.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (К.РОДЖЕРС): ОРГАНИЗМ:

• реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии (человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности); • реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое; • движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии.

• со временем осознаваемая и оформляемая в отдельную структуру часть личного мира человека; • символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование; • разработанная часть Я при взаимодействии с другими людьми, которые имеют значение и обращаются с ними как с отдельными Я.

Феномены и закономерности личностной динамики – функционирование по К.

• Поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

• Человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

• Люди по природе добры и стремятся к совершенству.

Характеристики Я-концепции по К. Роджерсу:

• областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

• структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

наличием соответствия /несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

• защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

• напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

• уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

• реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Цель личностно-центрированной психотерапии Роджерса: Достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.Основными условиями личностно-центрированного подхода являются — эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Основные принципы личностно-центрированной психотерапии Роджерса:

• Используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;

• Отсутствуют интерпретации, оценки и советы;

• Кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;

• Независимость, автономность клиента от терапевта;

• Результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;

• Подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Функция, назначение личности по К. Роджерсу (мотивация; психическое здоровье и зрелость): Цель человека — самореализовать субъективно воспринимаемую сущность, составляющую сердцевину наших переживаний, которая заложена в каждом человеке от рождения, вопреки воспитанию и нормам, установленным обществом, которые принуждают человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Самая главная потребность в самореализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потреб-х и принять ценности, навяз-е другими.

Теория личности К. Роджерса

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких.

Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой.

Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации.

При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции.

Логотерапия В. Франкла.

Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования (см. Логоанализ). Разработана В. Франклом.

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия.

Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом.

Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

В 50—60-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни, согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркомания, включая алкоголизм, а также агрессия. В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, то Франкл добавлял к этим причинам отсутствие смысла жизни, алкоголики и другие наркоманы — люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.

Читайте также: