Ознакомление с программным обеспечением на рабочих местах кратко

Обновлено: 05.07.2024

С 1 января 2021 года требования к условиям труда работников устанавливает новый СанПин СП 2.2.3670-20. Среди прочего, он содержит требования к рабочему месту с 2021 года, а также к организации технологических процессов на нём. Рассказываем. Какие правила нужно соблюдать.

Чем руководствоваться

Новые требования к организации технологических процессов и рабочих мест с 2021 года закреплены в разделе VI Санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда (сокращённо СП 2.2.3670-20). Они утверждены Главный государственный санитарный врач РФ (она же – глава Роспотребнадзора) постановлением от 02.12.2020 № 40.

Этот СанПин вступил в силу с 01.01.2021 и будет действовать 6 лет – до 1 января 2027 года. Он обязателен для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Требования к рабочему месту с 2021 года

РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ РАБОТЫ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ

РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ РАБОТЫ СТОЯ

Для работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон) должно быть оборудовано место для сна и принятия горячей пищи.

А при оборудовании рабочего места инвалида работодатель должен руководствоваться индивидуальной программой реабилитации такого сотрудника (п. 3.3 СП 2.2.3670-20).

Рабочие места и условия прохождения производственной практики для лиц, не достигших 18 лет, должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В случае превышения на рабочих местах гигиенических нормативов по тяжести и напряженности труда работодателю следует применить один или несколько из следующих методов:

  • механизация и автоматизация технологических процессов;
  • подбор и применение оборудования, направленные на снижение влияния факторов трудового процесса;
  • оснащение рабочего места с учетом особенностейфизиологии и анатомии работника;
  • разработка и применение специальных режимов труда и отдыха;
  • смена видов деятельности в течение одной смены;
  • расширение перечня (видов) операций, выполняемых одним работником при конвейерном производстве.

Рабочие места после замены, модернизации или капремонта оборудования оценивают на соответствие гигиеническим нормативам на основе результатов спецоценки условий труда или производственного контроля.

Размер рабочих помещений

Норматив площади помещения в расчете на 1 рабочее место (п. 249 СП 2.2.3670-20):

  • для пользователей персональных ПК/ноутбуков с жидкокристаллическим или плазменным экраном – должен составлять не менее 4,5 кв. м;
  • для экранов на базе электронно-лучевой трубки – 6 кв. м.

Площадь помещений для одного работника независимо от вида выполняемых работ должна составлять не менее 4,5 кв. м.

Для принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь с помощью компьютеров и средств связи получать, накапливать, хранить и обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов. В современном обществе информационные технологии развиваются очень стремительно, они проникают во все сферы человеческой деятельности.

Преддипломная практика - неотъемлемая часть процесса подготовки квалифицированных специалистов, проходящая на различных предприятиях в условиях реального производства. Преддипломная практика является базой для написания диплома.

Целью данной преддипломной практики является:

- разработка базы данных и приложения-клиента;

- ознакомление с технической документацией;

- сбор показателей и расчет затрат на разработку ПО;

- анализ экономичной эффективности разработки;

- проведение контроля параметров;

- диагностики и восстановления работоспособности вычислительной техники;

- установка и настройка ПО;

- оценка перспективы и возможности применения разрабатываемого ПО.

ВЫВОДЫ

При прохождении преддипломной практики мы закрепили знания и получили практический опыт о проведении контроля, диагностики и восстановления работоспособности компьютерных систем, системотехнического обслуживания компьютерных систем и инсталляции, конфигурирования и настройки операционной системы, драйверов, резидентных программ.

На производственной практике мной были выполнены следующие работы:

- проведение контроля, диагностика и восстановление компьютерных систем и комплексов;

- установка и настройка операционных систем и программного обеспечения;

- освоение основ создания баз данных;

- создание базы данных учета компьютерной техники и программного обеспечения в Краснодонском промышленно-экономическом колледже;

- создание утилиты на языке программирования Delphi для работы с базой данных учета компьютерной техники и ПО КраПЭК;

Расширил свои знания в области информационных систем, антивирусных программ, компьютерный сетей, компьютерный систем и комплексов.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. IBM PC: устройство, ремонт, модернизация. – М.; Компьютер-прес,1995г..

2. А.Микляев “Все настройки BIOS Setup”, Издательство: "Альтекс" (2004 г.), 192c.

4. Герасименко В.Г., Нестеровский И.П., Пентюхов В.В. и др. Вычислительные сети и средства их защиты: Учебное пособие – Воронеж: ВГТУ, 1998. – 124 с.

8. Прэтт У. Цифровая обработка изображений: Пер. с англ. – М: Мир, 1982. – Кн.2 – 480с.

9. Справочное руководство ROM BIOS. Методические материалы. Часть 1. ТПП “СФЕРА”.М. 1991 г.

10. Справочное Руководство по IBM PC. Методические материалы. Часть 2. ТПП “СФЕРА”.М. 1991 г.

11. Станислав Васильев, Адриан Вонг “Полные настройки BIOS”.

ОТЧЕТ

о прохождении преддипломной практики

Группа ______________________

Проверил:______________________________

Отметка о проверке_______________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….

ВВЕДЕНИЕ

Для принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь с помощью компьютеров и средств связи получать, накапливать, хранить и обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов. В современном обществе информационные технологии развиваются очень стремительно, они проникают во все сферы человеческой деятельности.

Преддипломная практика - неотъемлемая часть процесса подготовки квалифицированных специалистов, проходящая на различных предприятиях в условиях реального производства. Преддипломная практика является базой для написания диплома.

Целью данной преддипломной практики является:

- разработка базы данных и приложения-клиента;

- ознакомление с технической документацией;

- сбор показателей и расчет затрат на разработку ПО;

- анализ экономичной эффективности разработки;

- проведение контроля параметров;

- диагностики и восстановления работоспособности вычислительной техники;

- установка и настройка ПО;

- оценка перспективы и возможности применения разрабатываемого ПО.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОСТАВОМ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТА, НАЗНАЧЕНИЕМ И СОСТАВОМ НЕОБХОДИМОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Под организацией рабочего места понимают условия и материальное оснащение, способствующее рациональному использованию рабочего времени и средств производства.

Организация рабочих мест оказывает существенное влияние на производительность труда и является показателем организационно-технического уровня всего предприятия. Правильная организация рабочих мест повышает производственную культуру предприятия и способствует более полному использованию его резервов.

1) В помещении, где работают несколько человек, при размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Ни в коем случае нельзя ставить компьютеры друг против друга. Не оставляйте монитор включенным на длительное время, чаще пользуйтесь "ждущим" режимом. Заземлите ПК.

2) Во время работы расстояние до экрана монитора должно быть не менее 70 см.


Рисунок 1 – Расстояние лица человека от монитора

3) Рабочее место должно быть комфортным и достаточно освещённым, лучи света не должны попадать прямо в глаза.

4) Не следует забывать о том, что экран компьютера способен собирать пыль. Для достижения четкости изображения следует регулярно протирать его антистатическим раствором или используйте специальные салфетки. Для протирки мониторов нельзя применять спирт – может испортиться антибликовое покрытие.

5) Мебель, которой вы пользуетесь при работе на компьютере, должна быть удобной, так как от этого зависит удобство расположения рук, ног и позвоночника.

Инструкционная документация по организации рабочего места:

1) Во избежание коротких замыканий и повреждения изоляции запрещено закладывать шнуры за водопроводные и газовые трубы, вешать на них что-либо, закрашивать краской и т.д.

2) Ни в коем случае нельзя работать за компьютером с мокрыми руками

3) Нельзя класть на любую часть компьютера какие-то сторонние предметы.

4) Не стоит прикасаться к компьютерному экрану.

5) Запрещено работать за электронной техникой с какими-то повреждениями, включая нарушение целостности, повреждение изоляционной системы.

6) На рабочей мете запрещено зажигать огонь курить и включать приборы, если в помещении чувствуется запах газа.

7) Если во время занятий была замечена какая-то неисправность в работе техники или оголенный провод, работу стоит прекратить и на время обесточить кабинет – включить оборудование можно только после проверки.

8) В том случае, если кого-то из находившихся в помещении сильно ударило током необходимо вызвать врача и предоставить пострадавшему первую помощь.

9) Запрещается под напряжением очищать от пыли и загрязнения электрооборудование.

10) Запрещается часто включать и выключать компьютер, без необходимости.

11) Не выдергивать штепсельную вилку и розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

12) При обнаружении оборвавшегося провода необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю, принять меры по исключению контакта с ним людей. Прикосновение к проводу опасно для жизни.

13) Во всех случаях поражения человека электрическим током немедленно вызывают врача. До прибытия врача нужно не теряя времени, приступить к оказанию первой помощи пострадавшему.

Программное обеспечение на предприятии:

1) Microsoft Windows XP SP3 Pro;

- Word – текстовый редактор;

- Excel – табличный процессор;

- Access – приложение для управления базами данных (СУБД);

- PowerPoint – программа подготовки презентаций.

3) Aida64 – функциональная программа для всестороннего обзора начинки компьютера.

4) Proteus 7 ­– мощная система схемотехнического моделирования;

6) Cisco PacketTracer – рекомендована для использования при изучении телекоммуникационных сетей и сетевого оборудования.

7) ElectronicWorkbenchv.5.12 – предназначена для моделирования и анализа электрических схем;

8) CodeVisionAVR – интегрированная среда разработки программного обеспечения для микроконтроллеров семейства AVR фирмы Atmel;

9) KOMPAS – Это система автоматизированного проектирования с возможностью оформления документации в соответствии со стандартами серии ЕСКД.

ОТЧЕТ

о прохождении преддипломной практики

Группа ______________________

Проверил:______________________________

Отметка о проверке_______________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….

ВВЕДЕНИЕ

Для принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь с помощью компьютеров и средств связи получать, накапливать, хранить и обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов. В современном обществе информационные технологии развиваются очень стремительно, они проникают во все сферы человеческой деятельности.

Преддипломная практика - неотъемлемая часть процесса подготовки квалифицированных специалистов, проходящая на различных предприятиях в условиях реального производства. Преддипломная практика является базой для написания диплома.

Целью данной преддипломной практики является:

- разработка базы данных и приложения-клиента;

- ознакомление с технической документацией;

- сбор показателей и расчет затрат на разработку ПО;

- анализ экономичной эффективности разработки;

- проведение контроля параметров;

- диагностики и восстановления работоспособности вычислительной техники;

- установка и настройка ПО;

- оценка перспективы и возможности применения разрабатываемого ПО.

ВЫВОДЫ

При прохождении преддипломной практики мы закрепили знания и получили практический опыт о проведении контроля, диагностики и восстановления работоспособности компьютерных систем, системотехнического обслуживания компьютерных систем и инсталляции, конфигурирования и настройки операционной системы, драйверов, резидентных программ.

На производственной практике мной были выполнены следующие работы:

- проведение контроля, диагностика и восстановление компьютерных систем и комплексов;

- установка и настройка операционных систем и программного обеспечения;

- освоение основ создания баз данных;

- создание базы данных учета компьютерной техники и программного обеспечения в Краснодонском промышленно-экономическом колледже;

- создание утилиты на языке программирования Delphi для работы с базой данных учета компьютерной техники и ПО КраПЭК;

Расширил свои знания в области информационных систем, антивирусных программ, компьютерный сетей, компьютерный систем и комплексов.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. IBM PC: устройство, ремонт, модернизация. – М.; Компьютер-прес,1995г..

2. А.Микляев “Все настройки BIOS Setup”, Издательство: "Альтекс" (2004 г.), 192c.

4. Герасименко В.Г., Нестеровский И.П., Пентюхов В.В. и др. Вычислительные сети и средства их защиты: Учебное пособие – Воронеж: ВГТУ, 1998. – 124 с.

8. Прэтт У. Цифровая обработка изображений: Пер. с англ. – М: Мир, 1982. – Кн.2 – 480с.

9. Справочное руководство ROM BIOS. Методические материалы. Часть 1. ТПП “СФЕРА”.М. 1991 г.

10. Справочное Руководство по IBM PC. Методические материалы. Часть 2. ТПП “СФЕРА”.М. 1991 г.

11. Станислав Васильев, Адриан Вонг “Полные настройки BIOS”.

ОТЧЕТ

о прохождении преддипломной практики

Группа ______________________

Проверил:______________________________

Отметка о проверке_______________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….

ВВЕДЕНИЕ

Для принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь с помощью компьютеров и средств связи получать, накапливать, хранить и обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов. В современном обществе информационные технологии развиваются очень стремительно, они проникают во все сферы человеческой деятельности.

Преддипломная практика - неотъемлемая часть процесса подготовки квалифицированных специалистов, проходящая на различных предприятиях в условиях реального производства. Преддипломная практика является базой для написания диплома.

Целью данной преддипломной практики является:

- разработка базы данных и приложения-клиента;

- ознакомление с технической документацией;

- сбор показателей и расчет затрат на разработку ПО;

- анализ экономичной эффективности разработки;

- проведение контроля параметров;

- диагностики и восстановления работоспособности вычислительной техники;

- установка и настройка ПО;

- оценка перспективы и возможности применения разрабатываемого ПО.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОСТАВОМ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТА, НАЗНАЧЕНИЕМ И СОСТАВОМ НЕОБХОДИМОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Под организацией рабочего места понимают условия и материальное оснащение, способствующее рациональному использованию рабочего времени и средств производства.

Организация рабочих мест оказывает существенное влияние на производительность труда и является показателем организационно-технического уровня всего предприятия. Правильная организация рабочих мест повышает производственную культуру предприятия и способствует более полному использованию его резервов.

1) В помещении, где работают несколько человек, при размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Ни в коем случае нельзя ставить компьютеры друг против друга. Не оставляйте монитор включенным на длительное время, чаще пользуйтесь "ждущим" режимом. Заземлите ПК.

2) Во время работы расстояние до экрана монитора должно быть не менее 70 см.


Рисунок 1 – Расстояние лица человека от монитора

3) Рабочее место должно быть комфортным и достаточно освещённым, лучи света не должны попадать прямо в глаза.

4) Не следует забывать о том, что экран компьютера способен собирать пыль. Для достижения четкости изображения следует регулярно протирать его антистатическим раствором или используйте специальные салфетки. Для протирки мониторов нельзя применять спирт – может испортиться антибликовое покрытие.

5) Мебель, которой вы пользуетесь при работе на компьютере, должна быть удобной, так как от этого зависит удобство расположения рук, ног и позвоночника.

Инструкционная документация по организации рабочего места:

1) Во избежание коротких замыканий и повреждения изоляции запрещено закладывать шнуры за водопроводные и газовые трубы, вешать на них что-либо, закрашивать краской и т.д.

2) Ни в коем случае нельзя работать за компьютером с мокрыми руками

3) Нельзя класть на любую часть компьютера какие-то сторонние предметы.

4) Не стоит прикасаться к компьютерному экрану.

5) Запрещено работать за электронной техникой с какими-то повреждениями, включая нарушение целостности, повреждение изоляционной системы.

6) На рабочей мете запрещено зажигать огонь курить и включать приборы, если в помещении чувствуется запах газа.

7) Если во время занятий была замечена какая-то неисправность в работе техники или оголенный провод, работу стоит прекратить и на время обесточить кабинет – включить оборудование можно только после проверки.

8) В том случае, если кого-то из находившихся в помещении сильно ударило током необходимо вызвать врача и предоставить пострадавшему первую помощь.

9) Запрещается под напряжением очищать от пыли и загрязнения электрооборудование.

10) Запрещается часто включать и выключать компьютер, без необходимости.

11) Не выдергивать штепсельную вилку и розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

12) При обнаружении оборвавшегося провода необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю, принять меры по исключению контакта с ним людей. Прикосновение к проводу опасно для жизни.

13) Во всех случаях поражения человека электрическим током немедленно вызывают врача. До прибытия врача нужно не теряя времени, приступить к оказанию первой помощи пострадавшему.

Программное обеспечение на предприятии:

1) Microsoft Windows XP SP3 Pro;

- Word – текстовый редактор;

- Excel – табличный процессор;

- Access – приложение для управления базами данных (СУБД);

- PowerPoint – программа подготовки презентаций.

3) Aida64 – функциональная программа для всестороннего обзора начинки компьютера.

4) Proteus 7 ­– мощная система схемотехнического моделирования;

6) Cisco PacketTracer – рекомендована для использования при изучении телекоммуникационных сетей и сетевого оборудования.

7) ElectronicWorkbenchv.5.12 – предназначена для моделирования и анализа электрических схем;

8) CodeVisionAVR – интегрированная среда разработки программного обеспечения для микроконтроллеров семейства AVR фирмы Atmel;

9) KOMPAS – Это система автоматизированного проектирования с возможностью оформления документации в соответствии со стандартами серии ЕСКД.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Деятельность специалистов в настоящее время ориентирована на использование развитых информационных технологий. Организация и реализация функций специалистов на предприятиях и в организациях требует радикального изменения как самой технологии, так и технических средств обработки информации. Информационные технологии все более превращаются из систем автоматической переработки входной информации в средства накопления, анализа, оценки и выработки наиболее эффективных экономических решений. В этих условиях наиболее важно ориентировать современные информационные технологии на конечного пользователя-специалиста. Разработать рациональные организационные формы использования средств вычислительной техники на рабочих местах в организациях, учреждениях и на предприятиях.

При этом любая форма организации технических и программных средств должна строиться в соответствии с принципами, представленными на рис. 4.1.

  1. Принцип системности предполагает, что организационная форма использования вычислительной техники является системой, структура которой определяется ее функциональным назначением.
  2. Принцип гибкости (открытости) означает приспосабливаемость системы к возможным перестройкам, благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации всех элементов.
  3. Принцип устойчивости заключается в том, что система организации вычислительной техники должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы - быстро восстанавливаема.
  4. Принцип эффективности организационной формы использования вычислительной техники на предприятиях предполагает улучшение экономических показателей управляемого объекта, которое достигается за счет повышения качества управления.

Тенденция к усилению децентрализации управления и решения функциональных задач на местах специалистов влечет за собой распределенную обработку информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствования автоматизированных рабочих мест ( АРМ ) специалистов с использованием соответствующего пользовательского интерфейса. При этом кроме автоматизации конкретных функций специалиста важна и организация электронного офиса, который позволяет автоматизировать офисную деятельность и организовать информационную связь между специалистами.

4.1. Автоматизированное рабочее место

В современных информационных технологиях широко используются автоматизированные рабочие места ( АРМ ). Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, специалист же выполняет определенную часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Вычислительная техника при этом работает в тесном взаимодействии с пользователем, который контролирует ее действия, меняет значения отдельных параметров в ходе решения задачи, а также вводит исходные данные для решения задач и функций управления. На практике для каждой группы работников управления такие функции регламентируются должностными инструкциями, положениями, законодательными актами и др.

Создание АРМ обеспечивает:

  • доступ к современной электронной технике небольших предприятий, что было невозможно в условиях централизованной обработки информации;
  • простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;
  • компактность размещения, высокую надежность, сравнительно простое техническое обслуживание и невысокие требования к условиям эксплуатации;
  • информационно-справочное обслуживание пользователя;
  • развитый диалог с пользователем и предоставление ему сервисных услуг;
  • максимальное использование ресурсов системы;
  • возможность ведения локальных и распределенных баз данных;
  • наличие документации по эксплуатации и сопровождению;
  • совместимость с другими системами.

Автоматизированные рабочие места можно классифицировать по нескольким признакам, представленным на рис. 4.2.

По технической базе, на основе которой строится АРМ , выделяют следующие виды автоматизированных рабочих мест:

АРМ, построенные на базе больших универсальных ЭВМ. Они обеспечивают специалистам организационно-экономического управления возможность работать с большими базами данных при технической и программной поддержке, осуществляемой силами профессионалов в области вычислительной техники - работников собственного информационно-вычислительного средства.

  • необходимость иметь в организации специальное подразделение по техническому и программному обеспечению вычислительных средств;
  • недостаточная гибкость программных средств;
  • жесткие требования технических средств к операционной системе;
  • высокая стоимость машинных ресурсов;

слабая ориентация вычислительной системы на пользователя-непрограммиста и др.

АРМ, построенные на базе малых ЭВМ. Они несколько снижают стоимостные затраты на организацию и эксплуатацию АРМ, но сохраняют большинство недостатков, присущих АРМ, построенным на базе больших ЭВМ.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров. Это наиболее простой и распространенный вариант автоматизированного рабочего места в современных информационных технологиях. В этом случае АРМ рассматривается как система, в которой пользователь сам непосредственно выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.

  • сравнительно низкая стоимость;
  • невысокая потребляемая мощность;
  • относительная простота обслуживания;
  • использование простых языков общения с ПК;
  • возможность подключения к ЛВС (локальной вычислительной сети) и к широкомасштабной вычислительной сети;
  • возможность пользования информационными ресурсами из АБД;
  • повышение оперативности и качества информации;
  • освобождение персонала от рутинных работ;
  • сокращение численности служащих и т. д.

По специализации можно выделить следующие виды автоматизированных рабочих мест:

  • АРМ руководителя предназначено для выполнения функций оперативного управления и функций принятия решений. Автоматизированное рабочее место руководителя позволяет:
    • принимать решения с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям;
    • получать отчеты требуемой формы по всей информации, находящейся в автоматизированной корпоративной базе;
    • обеспечить руководителю или его непосредственным помощникам оперативность и скорость поиска нужной информации;

    обеспечить оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т. д.

    • работа с персональными базами данных и базами данных организации;
    • обеспечение коммуникационного диалога с дополнительными источниками информации;
    • моделирование анализируемых процессов с учетом накопленного опыта;

    многофункциональность и гибкость системы.

    • ввод информации;
    • ведение картотек и архивов;
    • обработка входящей и исходящей документации;
    • контроль ежедневного личного плана руководителя и т. д.

    Функционирование любого типа АРМ требует различных видов обеспечения, представленных на рис. 4.3.

    1. Техническое обеспечение АРМ - это обоснованный выбор комплекса технических средств для оснащения рабочего места специалиста.

    Основу технического обеспечения АРМ составляют персональные компьютеры различных мощностей и типов с широким набором периферийных устройств.

    Если ПК используется в качестве АРМ небольшой ЛВС , на котором централизованно хранится вся информация , необходимая для работы специалиста, объем обрабатываемой информации невелик. Скорость работы при этом определяется не быстродействием ПК, а скоростью диалога пользователя и компьютера. В данном случае вполне приемлемо использование ПК с относительно невысоким быстродействием и необходимым объемом оперативной памяти.

    В случае, если ПК используется для регулярной подготовки объемных документов, решения сложных функциональных задач, требующих большой информационной поддержки, необходима установка мощных ПК с высоким быстродействием и большим объемом памяти.

    2. Информационное обеспечение АРМ - это информационные базы данных , используемые на рабочем месте пользователя.

    Информационная база АРМ должна удовлетворять следующим требованиям:

    • представлять полную, достоверную и своевременную информацию для решения профессиональных задач пользователя с минимальными затратами на ее получение, накопление, поиск, обработку и передачу;
    • способствовать осуществлению диалога пользователя с ПК, предусмотрев для этого необходимые средства и методы;
    • сохранять адекватность содержания внешней (документной) и внутренней (на магнитных носителях прямого доступа) форм хранения информации в разрезе тех объектов, с которыми работает исполнитель;
    • обеспечивать простоту доступа к любой информации, защиту от несанкционированного доступа к тем или иным данным и высокую производительность в работе с данными;
    • информационная база должна быть минимально избыточна и одновременно удобна для архивирования данных.

    АРМ для разных категорий работников отличаются видами предоставления данных (для руководителей, управленцев среднего звена, специалистов нижнего звена):

    Пользователи АРМ могут быть разделены на две группы в зависимости от периода получения данных:

    В связи с этим для пользователей АРМ первой группы обеспечивается интерактивный режим работы с информационными базами, для пользователей второй группы он необязателен.

    3. Математическое обеспечение АРМ представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих и производственных процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т. д.). Техническая документация по математическому обеспечению содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные примеры их решения.

    Математическое обеспечение служит основой для разработки комплекса программных средств, в связи с чем его качество должно быть высоким и оно непременно должно согласовываться с потенциальным пользователем АРМ .

    4. Программное обеспечение АРМ определяет его интеллектуальные возможности, профессиональную направленность, широту и полноту осуществления функций, возможности применения различных технических устройств (блоков). Программное обеспечение АРМ должно выполнять следующие функции, представленные на рис. 4.4.

    Программное обеспечение АРМ делится на два вида:

    Основные элементы общего программного обеспечения обычно поставляются вместе с персональной ЭВМ. К ним относятся:

    • операционные системы и операционные оболочки;
    • программные средства ведения баз данных;
    • программные средства организации диалога;
    • программы, расширяющие возможности операционных систем.

    Главное предназначение этой части программного обеспечения - управление работой процессора, организация интерфейса между пользователем и ПЭВМ, организация доступа к памяти, периферийным устройствам и сети, управление файлами, запуск прикладных программ и управление процессом их выполнения, трансляция и выполнение программ, подготовленных на алгоритмических языках.

    Специальное программное обеспечение АРМ обычно состоит из уникальных программ и функциональных пакетов прикладных программ и определяет вид, содержание и конкретную специализацию АРМ . Специальное программное обеспечение создается на основе инструментальных программных средств диалоговых систем, ориентированных на решение конкретного класса задач со схожими функционально-технологическими особенностями обработки информации. Основными приложениями пакетов прикладных программ, входящих в состав специального программного обеспечения АРМ , являются обработка текстов, табличная обработка данных, управление базами данных, машинная и деловая графика , организация человекомашинного диалога, поддержка коммуникаций и работа в сетях.

    Эффективными в АРМ являются многофункциональные интегрированные пакеты, реализующие несколько функций переработки информации, например, табличную, графическую, управление базами данных, текстовую обработку в рамках одной программной среды.

    Классификация программного обеспечения АРМ представлена на рис. 4.5.

    5. Лингвистическое обеспечение АРМ включает языки общения с пользователем, языки запросов, информационно-поисковые языки, языки-посредники в сетях. Языковые средства АРМ необходимы для однозначного смыслового соответствия действий пользователя и аппаратной части ПК.

    Основу языков лингвистического обеспечения АРМ составляют заранее определяемые термины, а также описания способов, с помощью которых могут устанавливаться новые термины, заменяться или дополняться существующие. Возможности языка во многом определяют также списки правил, на основе которых пользователь может строить формальные конструкции, соответствующие реализации информационной потребности. Например, в одних АРМ данные и конструкции представляются в виде таблиц, в других - в виде операторов специального вида.

    6. Технологическое обеспечение АРМ представляет собой некоторую четко установленную совокупность проектных решений, определяющих последовательность операций, процедур, этапов в соответствующей сфере деятельности пользователя.

    Технологическое обеспечение АРМ должно предусматривать выполнение следующих операций:

    7. Организационное обеспечение включает комплекс документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании ПЭВМ или терминала на их рабочем месте. При этом возникает необходимость:

    • определить функции и задачи каждого специалиста;
    • регламентировать взаимодействие работников;
    • обеспечить персонал инструктивными материалами на всех технологических операциях автоматизированной обработки информации.

    8. Методическое обеспечение АРМ состоит из методических указаний, рекомендаций и положений по внедрению, эксплуатации и оценке эффективности их функционирования. Оно включает в себя также организованную машинным способом справочную информацию об АРМ в целом и отдельных его функциях, средства обучения работе на АРМ , демонстрационные и рекламные примеры.

    9. Эргономическое обеспечение АРМ представляет собой комплекс мероприятий, выполнение которых должно создавать максимально комфортные условия для использования АРМ специалистами, быстрейшего освоения технологии и качественной работы на АРМ . Комфортные условия предполагают выбор специальной мебели для размещения технической базы АРМ , организацию картотек для хранения документации и магнитных носителей.

    10. Правовое обеспечение АРМ включает систему нормативно-правовых документов, которые должны четко определять права и обязанности специалистов в условиях функционирования АРМ , а также комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение юридической подлинности совершаемых на АРМ операций и т. д.

    от 12 марта 2018 года N 33-О

    Об утверждении Стандарта оснащения средствами вычислительной техники, программным обеспечением и средствами связи

    1. Утвердить прилагаемый Стандарт оснащения средствами вычислительной техники, программным обеспечением и средствами связи (далее - Стандарт).

    2. Бюджетному учреждению в сфере информационных технологий Вологодской области "Центр информационных технологий", находящемуся в ведении Комитета информационных технологий и телекоммуникаций области, при приобретении средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств связи для обеспечения деятельности Губернатора области, Правительства области и его структурных подразделений, органов исполнительной государственной власти области, уполномоченного по правам человека в Вологодской области, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области руководствоваться настоящим Стандартом.

    3. Признать утратившими силу:

    - приказ Комитета информационных технологий и телекоммуникаций области от 30 декабря 2016 года N 155-О "О внесении изменений в приказ Комитета информационных технологий и телекоммуникаций области от 01.08.2013 N 77-О".

    4. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания.

    Председатель Комитета
    информационных технологий
    и телекоммуникаций Вологодской области
    А.А.НИКУЛИЧЕВ

    Утвержден
    Приказом
    Комитета информационных технологий
    и телекоммуникаций области
    от 12 марта 2018 г. N 33-О

    СТАНДАРТ ОСНАЩЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ И СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ (ДАЛЕЕ - СТАНДАРТ)

    1. Общие положения

    1.2. Целью принятия настоящего стандарта является установление единых норм оснащения средствами вычислительной техники, программным обеспечением и средствами связи органов исполнительной государственной власти области, являющихся структурными подразделениями Правительства области и не обладающих статусом юридического лица, и органов исполнительной государственной власти области, являющихся юридическими лицами (далее - ОИГВ), уполномоченного по правам человека в Вологодской области и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области (далее - уполномоченные), обеспечивающие функции которых в соответствии с правовыми актами области перешли бюджетному учреждению в сфере информационных технологий "Центр информационных технологий" (далее - БУ ВО "ЦИТ").

    1.3. Понятия, используемые в Стандарте:

    - аппаратное обеспечение - электронные и механические части вычислительного устройства, исключая программное обеспечение и данные (информацию, которую вычислительная система хранит и обрабатывает). Аппаратное обеспечение включает: компьютеры и логические устройства, внешние устройства и диагностическую аппаратуру;

    - программное обеспечение - совокупность программ, управляющих работой компьютера или автоматизированной системы;

    - опциональное расширение функционала аппаратного и (или) программного обеспечения;

    - рабочая станция - комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для решения определенного круга задач;

    - стандартная конфигурация рабочего места - это комплектация рабочего места, соответствующая прилагаемым к настоящему Стандарту Нормативам оснащения средствами вычислительной техники и программных обеспечением ОИГВ и уполномоченных (далее - Нормативы).

    2. Общие требования

    К средствам вычислительной техники, программному обеспечению и к средствам связи предъявляются следующие требования:

    - наличие сертификатов соответствия, действующих на территории Российской Федерации;

    - наличие гигиенических заключений Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации;

    - наличие инструкций по эксплуатации (или аналогичной документации).

    3. Нормы оснащения

    3.1. При оснащении рабочих мест ОИГВ и уполномоченных аппаратным и программным обеспечением необходимо руководствоваться Нормативами.

    3.2. Для решения специализированных задач возможно опциональное расширение аппаратного обеспечения стандартной конфигурации рабочего места в соответствии с заявкой, направленной в адрес Председателя Комитета информационных технологий и телекоммуникаций области.

    3.2.1. Для использования рабочих станций в видеоконференциях и трансляциях в режиме реального времени дополнительно к стандартной конфигурации рабочего места также устанавливаются микрофон и веб-камера.

    3.4. В целях выполнения специализированных задач возможно опциональное расширение стандартного списка устанавливаемого программного обеспечения путем дополнительной установки на рабочее место следующего программного обеспечения:

    3.4.1. Средство записи на DVD/CD-диски и средство работы с образами DVD/CD-дисков.

    3.4.2. Графический редактор для работы с растровыми изображениями.

    3.4.3. Графический редактор для работы с векторными изображениями.

    3.4.4. Программное обеспечение для сканирования и распознавания текстов.

    3.5. Обеспечение средствами печатающей техники

    3.5.1. Приемные руководителей ОИГВ и уполномоченных оснащаются многофункциональным устройством с функциями черно-белой печати, копирования, сканирования и факса со следующими характеристиками:

    - лазерная технология печати;

    - возможность двусторонней печати;

    - возможность двустороннего сканирования документов с податчика документов;

    - порт для подключения к локальной вычислительной сети;

    - рекомендуемый месячный объем печати - не менее 50000 страниц;

    - скорость печати/копирования - не менее 30 страниц/мин.;

    - качество черно-белой печати - не менее 1200 x 1200 точ./д.

    3.5.2. Помещение, в котором размещается от 1 до 3 рабочих мест, оснащается устройством с функцией черно-белой печати (принтер или МФУ) со следующими характеристиками:

    - лазерная технология печати;

    - возможность сканирования документов с податчика документов;

    - порт для подключения к локальной вычислительной сети;

    - рекомендуемый месячный объем печати - не менее 15000 страниц;

    - скорость печати - не менее 15 страниц/мин.;

    - качество черно-белой печати - не менее 1200 x 1200 точ./д.

    3.5.3. Помещение, в котором размещаются не менее 4 рабочих мест, оснащается многофункциональным устройством с функциями черно-белой печати, копирования, сканирования и факса со следующими характеристиками:

    - лазерная технология печати;

    - возможность двусторонней печати;

    - возможность двустороннего сканирования документов с податчика документов;

    Процедура проведения инструктажей по охране труда является обязательным условием трудовых отношений, которое регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Работодатель обязан ознакомить всех сотрудников организации с требованиями безопасности, которые они должны соблюдать во время исполнения своих должностных обязанностей.

    Инструктажи по охране труда проводятся:

    • с целью ознакомления работников с требованиями локальных и нормативно-правовых актов по охране труда;
    • с условиями труда на рабочем месте;
    • со способами безопасного производства работ при выполнении своих должностных обязанностей;
    • с имеющимися опасными и вредными производственными факторами на рабочем месте.

    Другими словами, в ходе инструктажа работнику дается разъяснение, с какими опасными факторами ему придется сталкиваться в процессе работы, какие требования охраны труда действуют в данной организации и в каких документах эта информация закреплена.

    Виды инструктажей по охране труда

    Постановление 1/29 определяет пять видов инструктажей по охране труда: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой. Рассмотрим каждый вид инструктажа более подробно.

    Вводный инструктаж по охране труда – проводится со всеми работниками организации без исключения, при приеме на работу.

    По своей сути вводный инструктаж является рассказом о том, какие требования безопасности нужно соблюдать при нахождении на территории организации в целом.

    Вводный инструктаж проводится по программе утвержденной работодателем, разработанной на основании нормативно-правовых актов регулирующих вопросы охраны труда, с учетом специфики деятельности организации.


    Проводить вводный инструктаж по охране труда обязателено абсолютно для всех работников.

    Вводный инструктаж, как правило, проводит специалист (инженер) по охране труда, либо, в случае его отсутствия (в организациях со штатом численностью менее 50 человек) ответственность за проведение данной процедуры приказом руководителя организации возлагается на другое должностное лицо. В небольших организациях обязанность по проведению вводного инструктажа чаще всего закрепляется за директором.

    Следующие виды инструктажей относятся к категории инструктажей, которые проводятся работнику непосредственно на его рабочем месте. Проведение данных инструктажей приказом закрепляется за непосредственным руководителем работ (начальник участка, начальник подразделения, начальник отдела и т.п.).


    Сделаны по изменениям от 1.03.2022

    Первичный инструктаж по охране труда – проводится следом за вводным инструктажем со всеми работниками организации при приеме на работу, но до того, как они приступят к своим должностным обязанностям.

    Проведение первичного инструктажа включает в себя ознакомление работника с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

    Инструктаж проводится по утвержденным программам, разработанным отдельно для каждой должности/профессии и видов работ. Программу первичного инструктажа разрабатывает непосредственный руководитель работ при методической поддержке специалиста по охране труда.


    Первичный инструктаж можно проводить как индивидуально с каждым работником, так и с группой лиц, которые обслуживают однотипное оборудование, в пределах общего рабочего места.

    Работодатель может освободить от первичного инструктажа сотрудников, обязанности которых не связаны с применением, эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного механизированного ручного инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Для этого в организации должен быть утвержден перечень должностей и профессий работников, освобожденных от прохождения инструктажа на рабочем месте.

    Перечень должностей и профессий работников, освобожденных от прохождения инструктажа на рабочем месте

    Повторный инструктаж по охране труда проводится с целью закрепления полученных работником знаний по охране труда, не реже одного раза в 6 месяцев.

    Повторный инструктаж по охране труда проводят с теми же сотрудниками, которые уже прошли первичный инструктаж, по тем же программам и инструкциям, что и первичный инструктаж на рабочем месте.

    Во время повторного инструктажа сотруднику напоминают правила по охране труда для данной специальности и рабочего места.

    Рекомендация: чтобы не путаться в периодичности проведения повторного инструктажа, следует приказом по организации установить определенные даты его проведения, например: с 10 января по 20 января и с 10 июля по 20 июля.

    При установлении периодичности повторного инструктажа следует учитывать то, что некоторыми отраслевыми правилами по охране труда, устанавливается проводить повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца.

    Как правило, эти требования распространяются на работы, связанные с повышенной опасностью.

    Внеплановый инструктаж по охране труда проводят работникам для того, чтобы рассказать о важных изменениях, которые могут повлиять на их работу вследствие:

    • возникновения аварийной либо представляющей угрозу безопасности ситуации;
    • запуска нового оборудования;
    • возобновления рабочего процесса после длительного простоя;

    Также внеплановый инструктаж по охране труда может проводиться по требованию надзорных органов.

    Внеплановый инструктаж не имеет установленных сроков и периодичности. Руководитель может его назначить для отдельных лиц, подразделений и всего персонала в целом.

    Внеплановый инструктаж нужно проводить, используя либо готовые программы, которые разработаны и утверждены в организации, либо инструкции по охране труда для конкретного рабочего места/вида работ. Если внеплановый инструктаж касается изменения законодательства, нужно использовать тексты этих документов.


    Если на момент проведения повторного или внепланового инструктажа работник отсутствует на работе (отпуск, больничный, командировка) он инструктируется индивидуально в день выхода на работу.

    Целевой инструктаж по охране труда проводится с работниками при:

    • выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями (уборочные работы, погрузочно-разгрузочные работы и т.п.);
    • выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
    • производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;
    • проведении экскурсий и массовых мероприятий в организации.

    Целевой инструктаж также, как и внеплановый не имеет установленных сроков и периодичности.

    Программы целевого инструктажа не имеют четкой структуры и перечня вопросов, которые нужно затронуть. Их разрабатывают с учетом профессии или вида выполняемой работы сотрудника на основе требований безопасности, изложенных в нормативно-правовых актах по охране труда, эксплуатационной документации изготовителей оборудования.

    Порядок и сроки проведения инструктажей по охране труда?

    Вид инструктажа В каких случаях проводится Кому проводится Кто проводит
    Вводный — при приеме на работу всем работникам специалист по охране труда/ ответственное лиц, назначенное приказом
    Первичный — при приеме на работу всем работникам
    Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г.
    непосредственный руководитель работ, назначенный приказом
    Повторный — регулярно, не реже 1 раза в 6 месяцев или не реже 1 раза в 3 месяца, если работы связаны с повышенной опасностью и данное требование устанавливается отраслевыми правилами по охране труда всем работникам
    Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г.
    непосредственный руководитель работ, назначенный приказом
    Внеплановый — по требованию надзорных органов;
    — после возникновения аварийной ситуации или несчастного случая;
    — при запуске нового оборудования;
    — при вступлении в силу новых требований по охране труда;
    — после длительного производственного простоя.
    список работников определяется приказом руководителя организации непосредственный руководитель работ, назначенный приказом
    Целевой — при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями;
    — при ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
    — при выполнении работ по наряду-допуску;
    — при проведении в организации массовых мероприятий, экскурсий.
    список работников определяется приказом руководителя организации непосредственный руководитель работ, назначенный приказом

    Особенности проведения инструктажей по охране труда

    На практике (у работодателей) очень часто возникает вопрос, нужно ли проводить инструктажи по охране труда работникам, которые работают на дому, дистанционно или в офисе, и, на первый взгляд, не сталкиваются в своей деятельности с какими-либо угрозами и опасностями?

    Напоминаем: вводный инструктаж проходят все работники без исключения, независимо от места и характера выполняемой работы.

    Инструктажи по охране труда на рабочем месте, также являются обязательными для всех сотрудников. Но здесь работодатель имеет право внести некоторые должности/профессии, не связанные с применением, эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного механизированного ручного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, к которым, как правило, относятся работники офиса, в перечень освобожденных от прохождения инструктажей на рабочем месте.

    Важно помнить, работодателю недостаточно просто провести инструктажи по охране труда. Все инструктажи по охране труда в обязательном порядке завершаются устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков. Только в случае успешного прохождения инструктажей работник получает право приступить к выполнению своих должностных обязанностей.

    Факт прохождения инструктажей по охране труда регистрируется в соответствующих журналах с обязательным указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения.

    Рекомендуемая форма журнала:

    Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда

    Рекомендуемая форма журнала:

    Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте


    При занесении в журнал информации о внеплановом инструктаже необходимо обязательно указать причину его проведения, а также номер и название приказа руководителя.

    Ответственность за не проведение инструктажей по охране труда

    Не проведение инструктажей по охране труда чревато для работодателя серьезными последствиями. Факт отсутствия в организации инструктажей обязательно вскроется, если в организацию придет с проверкой инспектор Государственной инспекции труда или произойдет несчастный случай и начнется расследование.

    Если у работодателя не будет документов, подтверждающих, что работникам организации проводятся инструктажи, то это будет грозить его предприятию административной ответственностью в соответствии с ч. 3 Статьи 5.27.1. КоАП РФ: допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда влечет наложение административного штрафа:


    • на должностных лиц штраф в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штраф от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц штраф от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей. Сделаны по изменениям от 1.03.2022

    Читайте также: