Иерархическая структура это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иерархическая организационная структура – структура управления, подразумевающая вертикальную форму контроля, представляет собой пирамидальную форму подчинения, каждый уровень которой подчиняется более высокому уровню.

К иерархическим системам относятся не только организационные структуры, но и другие системы, в которых существует контроль более высоких уровней над более низкими. Наиболее известным примером иерархической структуры является государство.

Глава государства через множество подчиненных ему структур контролирует общественные организации более низкого уровня.

Иерархическая организационная структура не может считаться лучше или хуже других видов организационной системы. В основе оценки качества организационной структуры лежит ее соответствие целям и задачам компании, способность эффективно организовать рабочие и бизнес-процессы. Иерархическая организационная структура позволяет обеспечить параллельное выполнение независимых процессов на одном уровне под общим контролем менеджеров высшего уровня.

Иерархическая структура распространена не только в менеджменте организаций. Такого вида системы принято использовать в информационных технологиях – на них основываются системы связи, обработки данных, файловые системы и т.п.

Иерархические организационные структуры считаются традиционными. Их концепция была впервые сформулирована Максом Вебером. Согласно его мнению, иерархические организационные структуры делятся на линейные и функциональные. К иерархическим организационным структурам в настоящее время относят также дивизиональные структуры.

Линейная организационная структура

Готовые работы на аналогичную тему

Линейная структура управления организации – наиболее простой вариант организационной системы, который часто применяется в компаниях малого и среднего размера. Линейная организационная структура предполагает конструкцию системы предприятия по производственному (или другому похожему) признаку с единой подчиненностью.

Применение линейной организационной структуры эффективно для решения однообразных, повторяющихся задач, так как она сложно адаптируется к изменениям. Линейная структура является наиболее контролируемой, так как предполагает наличие четко определенной системы взаимосвязей между подразделениями и разграничение ответственности. Такие свойства обеспечивают высокую скорость реакции на прямые указания со стороны руководства.

Однако единая подчиненность имеет и отрицательные стороны. Отсутствие взаимосвязи между подразделениями одного уровня приводит к бюрократизации взаимодействия, которое может быть осуществлено только через высшие уровни. Это способствует также дополнительной нагрузке на управленческие уровни организации.

Функциональная организационная структура

Функциональная структура организации чаще всего применяется в компаниях, производящих один вид продукции, узкоспециализированных организациях. В рамках функциональной организационной структуры создаются специальные функциональные подразделения, которые выступают связующим звеном между общим менеджментом компании и непосредственными исполнителями бизнес-процессов.

Функциональная структура организации способствует снижению нагрузки на менеджмент компании, так как часть их ответственности и обязанностей делегируется функциональным подразделениям. Функциональное разделение труда способствует снижению потребности организации в специалистах широкого профиля, а также поощряет взаимодействие менеджмента с руководителями функциональных подразделений, которые являются профессионалами отдельной области деятельности компании.

Функциональная организационная структура является более сложной системой относительной линейной, и это выражается в усложнении взаимосвязей и затруднении координации и контроля.

Современный вид иерархической организационной структуры – смешанная, линейно-функциональная структура, в которой линейные звенья системы осуществляют непосредственное управление исполнителями, а функциональные реализуют консультационные функции.

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело . Л. И. Лопатников . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "Иерархическая структура" в других словарях:

иерархическая структура — Множество, частично упорядоченное так, что существует ровно один элемент этого множества, не имеющий предшествующего, а все остальные элементы имеют ровно один предшествующий. [ГОСТ 20886 85] иерархическая структура Структура сложной системы, в… … Справочник технического переводчика

Иерархическая структура — организационная структура … Словарь терминов антикризисного управления

Иерархическая структура — организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и строго субординированным объемом управленческих решений на каждом уровне. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА — см. ИЕРАРХИЯ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

иерархическая структура — hierarchinė struktūra statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. hierarchical organization; hierarchical structure vok. Baumstruktur, f; hierarchische Aufbau, m; hierarchische Struktur, f rus. иерархическая организация, f; иерархическая… … Automatikos terminų žodynas

Иерархическая структура — 5. Иерархическая структура Множество, частично упорядоченное так, что существует ровно один элемент этого множества, не имеющий предшествующего, а все остальные элементы имеют ровно один предшествующий Источник: ГОСТ 20886 85: Организация данных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

иерархическая структура — см. иерархическая классификационная структура … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА — (см. ИЕРАРХИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

иерархическая структура — См. Иерархия … Словарь дрессировщика

Иерархическая организационная структура — что это такое

Организация — это совокупность людей, групп, объединенных для достижения целей, основана на принципах разделения труда и обязанностей, предполагает определенную структуру.

Структура — расположение, связь между частями, строение.

Структура — важнейший компонент организации, основа регулярного управления, имеет целевую ориентацию соответствующей направленности, является средством для достижения стратегических целей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Организационная структура — инструмент менеджмента, внутреннее строение компании, фиксированная система связей между подразделениями и членами компании, принципы работы компании и процесс принятия решений.

Любая организационная структура будет включать три элемента:

  1. Управление — кто принимает решения.
  2. Правила, по которым работает компания.
  3. Распределение труда.

Иерархическая система — система с контролем более высоких уровней над более низкими.

Один из основных типов организации — иерархическая организационная структура.

Иерархическая организационная структура — система управления компанией с вертикальной формой контроля, основана на пирамидальной форме подчинения, каждый уровень подчиняется более высокому уровню.

  • иерархия уровней управления;
  • соответствие полномочий и ответственности месту в иерархии;
  • специализация работников, разделение труда на отдельные функции;
  • исключение субъективизма;
  • отбор, наем и увольнение в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Характеристиками такого типа организации являются:

Особенности, преимущества, недостатки

Особенности иерархической организационной структуры:

  • жесткое определение организационного устройства;
  • фиксированная иерархия управления;
  • стандартизированные и устойчивые цели и задачи;
  • функции, права, обязанности сотрудников четко определены;
  • узкая специализация исполнителей;
  • четкое определение полномочий и ответственности;
  • центральный узел отвечает за управление;
  • властно-авторитарный тип управления.

Достоинства иерархической организационной структуры:

  • обеспечение порядка и соблюдение необходимой дисциплины;
  • упорядоченный процесс управления;
  • точное распределение задач и обязанностей внутри компании;
  • создание основ для стандартизации;
  • отсутствие дублирования функций специалистов;
  • стабилизация деятельности;
  • предсказуемость процессов для сотрудников;
  • легкость контроля и управления сверху.

Недостатки иерархической организационной структуры:

  • консерватизм и излишний формализм;
  • ответственность лежит на руководстве;
  • принятие решений в зависимости от личных предпочтений;
  • медленная реакция на изменения рынка;
  • узкий круг обязанностей мешает в оценке общих проблем и перспектив компании;
  • интересы отдела могут стать важнее, чем интересы организации;
  • скорость и качество услуг может снижаться, некоторые сотрудники никогда не сталкиваются с клиентами компании;
  • потеря информации при переходе с одного уровня на другой;
  • зависимость нижестоящих сотрудников от вышестоящих.

Иерархическая структура не считается лучше или хуже других организационных структур. Эта структура позволяет параллельно выполнять независимые процессы на одном уровне при высшем контроле руководителей высшего уровня. Оценка качества проводится в соответствии с целями и задачами организации, с точки зрения эффективности организации процессов.

Для каких видов деятельности характерна

Иерархические организационные структуры разных типов характерны для многих компаний, занимающихся производством и продажей продукции, для сферы услуг, для компаний по эксплуатации зданий, банковской сферы, сферы коммуникационных технологий. В любой компании, где бизнес-процессы и руководство построено на принципах подчинения низшего уровня высшему, используется структура иерархии.

Кроме того, принципы иерархической системы характерны для государства и государственных структур и органов.

Виды иерархической системы применяются в информационных технологиях не только на уровне управления, но и при обработке данных, в файловых системах, системах связи.

Виды иерархических структур с описанием и примерами

Иерархическую организационную структуру относят к традиционным или бюрократическим структурам и выделяют следующие виды:

  • линейная структура;
  • функциональная структура;
  • линейно-функциональная структура;
  • линейно-штабная структура;
  • дивизионная структура.

Выбор модели управления зависит от характера, целей и задач организации. Численность сотрудников организации влияет на количество ступеней в структуре. Крупные предприятия выбирают трех-, четырехступенчатую структуру. Средние и малые предприятия обычно выстраивают структуру управления по двухступенчатому принципу.

Характеристика основных видов иерархических организационных структур.

1. Линейная структура самая элементарная по своей организации. Основной принцип построения — вертикальная иерархия. Руководители подразделений наделены всеми полномочиями, необходимыми для руководства подчиненным звеном и осуществляют все функции управления. Сотрудники подчиняются и выполняют распоряжения только своего руководителя. Вышестоящие руководители не отдают никаких распоряжений исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.

К основным плюсам такой разновидности организационной структуры относят: четкость, единство и организованность, отсутствие дублирования функций, быстроту принятия решений, четкая система взаимосвязи между подразделениями, согласованность действий, высокая ответственность.

Недостатки линейного вида организации: высокая информационная нагрузка на руководителя, высокие требования к руководителю, узкие возможности в решении задач отдельных подразделений, решение только текущих и оперативных задач, отсутствие гибкости в условиях меняющегося рынка. Линейная структура используется на небольших предприятиях с несложным производством, малых компаниях.

Бухгалтерские фирмы, адвокатские конторы, отдельные бригады и группы на крупных предприятиях.

2. Функциональная структура предполагает наличие структурных подразделений с конкретными задачами и обязанностями. Руководители и исполнители специализируются на выполнении отдельных функций (производство, сбыт, закупки). Задачи, которые решает каждое отдельное подразделение, не требуют оперативных решений.

Функциональные подразделения подчиняются основному руководителю компании. Руководители каждого подразделения являются специалистами в конкретной области. Исполнитель по отдельным вопросам может подчиняться нескольким руководителям.

К достоинствам этой структуры относят: высокий уровень специализации, понимание ответственности, высокая скорость выполнения задач, равноценность всех задач, высокая эффективность.

Минусы этого вида управления: сложность взаимосвязи между подразделениями, сложность контроля над всеми подразделениями, длительность принятия решений, несогласованность указаний, разная степень ответственности подразделений и исполнителей, при росте компании структура становится слишком сложной.

Функциональная структура организации используется в компаниях и организациях специализирующихся на производстве определенной продукции либо массовом производстве. Эти компании конкурируют на рынке за счет технологичного превосходства. Компании сферы услуг также применяют данную структуру, если деятельность проста и однообразна.

Сырьевые отрасли, предприятия металлургической промышленности, мебельные, швейные фабрики, страховые, телефонные компании, гостиницы, спасательные службы.

3. Линейно-функциональная структура основана на принципах линейной и функциональной структур. Принципы организации такой структуры рассчитаны на разделение управленческого труда. Функциональные подразделения отвечают за разработку, консультацию, решение определенных вопросов, готовят планы и программы.

Линейные подразделения выполняют функции управления. За результат отвечает линейный руководитель компании или организации. Все функциональные подразделения работают на достижения компании или организации. Линейно-функциональная структура организации управления является самой распространенной на сегодняшний день.

К преимуществам такой структуры относят: система взаимосвязи между всеми подразделениями (линейными и функциональными), единственный руководитель управляет всеми процессами, отсутствие дублирования функций и задач, текущие и стандартизированные решения разделены между руководителями.

Недостатки: слабая восприимчивость к изменениям рынка и конкуренции, необходимость строго следовать правилам и процедурам, размытая стратегия развития, разная оценка эффективности работы подразделений и организации в целом, большое число руководителей между простым исполнителем и лицом, принимающим решения.

Используют такую структуру чаще средние и крупные предприятия и организации, которые занимаются рутинной и стандартизированной деятельностью.

Федеральная миграционная служба, крупные автомобильные концерны.

4. Линейно-штабная структура управления предполагает создание штаба — группы специалистов — для помощи линейному руководителю. Штаб отвечает за решение общих задач организации и развития. Подразделения решают специализированные задачи.

Сотрудники штаба обладают как консультативными, так и контрольными полномочиями. При этом принятие решений осуществляет вышестоящее руководство. Отдавать распоряжения подразделениям сотрудники штаба не могут.

Преимущества такой структуры управления: проработка стратегических вопросов, снижение нагрузки на высшее руководство, более эффективная реализация функций управления, возможность привлечения внешних консультантов.

К недостаткам такой структуры относят: нечеткое распределение ответственности, чрезмерная сосредоточенность управления на одном руководителе, отсутствие практики у сотрудников штаба. Линейно-штабная структура управления часто применяется в компаниях и организациях, которые заинтересованы в своем стратегическом развитии.

Средние и крупные компании и организации, где у руководителя существует консультативный, обслуживающий штаб или личные помощники.

5. Дивизионная структура управления состоит из подразделений, которые полностью самостоятельны в оперативной деятельности. Высшее руководство имеет право контроля по общим вопросам стратегии и развития организации в целом. Разделение организации на самостоятельные структурные подразделения может происходить по трем критериям:

  • по виду выполняемой деятельности;
  • ориентации на потребителя;
  • обслуживаемым территориям.

Выделенное подразделение имеет право оперативного управления и собственные функциональные звенья. Они несут ответственность за свою деятельность. Одна из целей применения такой структуры — повышение прибыли и укрепление позиций на отраслевом рынке.

К преимуществам такой структуры управления относят: увеличение скорости и качества принятия решений, быстрое реагирование на изменения рынка, лучшая координация работ, высокая производительность и эффективность, большая независимость у руководителей подразделений.

Недостатки дивизионной структуры: повышение конкуренции между собственными подразделениями, увеличение количества организационных уровней, открытие и развитие подразделений отличается по стоимости, дублирование одних и тех же видов работ, снижение скорости принятия решений по стратегическим вопросам развития компании в целом, рост затрат на управленческий аппарат, потеря контроля над отдельными подразделениями.

Дивизионную структуру управления применяют крупные компании и организации.

Промышленные фирмы, организации по строительству, вводу и эксплуатации зданий, крупные банки и страховые компании, автомобильные концерны.

Структура – это схема взаиморасположения компонентов системы. Она объединяет их в единое функциональное целое. Изменение взаиморасположения компонентов возможно лишь до определенного предела, после чего система прекращает свое существование.

Принципы построения организационной структуры:

  • Единоначалие (у каждого работника может быть только один линейный руководитель);
  • Принцип объема контроля;
  • Исключение работ (руководитель или специалист не должны выполнять ту работу, которую может выполнить младший по должности или специалист более низкой квалификации);
  • Принцип вертикальной иерархии;
  • Принцип согласования целей;
  • Принцип баланса полномочий;

В силу ряда обстоятельств структура организации (или организационная структура) может и должна рассматриваться как отражение отношения организации к своему персоналу. Именно структура организации определяет степень включенности людей в дела предприятия, типы и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд, особенности построения сетей коммуникации, и в конечном виде, ту метафору, в соответствии с которой и построена организация.

Человечки

А все дело в том, что в определенной структуре (что это?) мы стоим на более низкой иерархической ступени, чем наш начальник (учитель и т.д.).

Сегодня мы проанализируем, что такое иерархия, на каких принципах она строится, где применяется принцип иерархии, и что такое метод анализа иерархий.

Иерархия – это…

Помните, в далеком детстве вы собирали пирамидку и нужно было уложить кольца в строгой очередности: сначала самые большие, потом меньше, и так до конца в порядке уменьшения размера?

Эта последовательность, в которой каждый уровень находится в строгом соответствии с более высоким и более низким – называется иерархией.

Пирамида

Посмотрите, как выглядела схема правления в Древней Греции с 800 до 500 годов до нашей эры:

Греция


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Это классический пример иерархической структуры управления государством. Но понятие иерархии относится не только к политической сфере, но и ко многим другим.

Вывод: иерархия – это порядок подчинения низших звеньев какой-либо структуры высшим.

Определение

Далее рассмотрим некоторые сферы, где применяются принципы иерархичности.

Социальная иерархия

Каждый человек имеет свой социальный статус (что это?), который определяется фактическим уровнем образования, дохода, служебного положения и т. д.

Класс

Исходя из перечисленных факторов общество разделяется на 3 класса. В зависимости от особенностей менталитета (что это?) граждан того или иного общества, от уровня развития его экономики, критерии классификации в разных государствах не одинаковы.

Согласитесь, нельзя отождествлять разделение общества на классы, допустим, в США и в племенах, до сих пор живущих по первобытным законам.

И если к высшему классу в развитом капиталистическом государстве относятся люди с миллионными состояниями, то в племени Дани, проживающем в Папуа Новая Гвинея, высший класс – это члены племени, имеющие наибольшее количество свиней.

Разделение общества на классы, независимо от степени развития этого общества, неизбежно приводит к социальному неравенству. Это значит, что взаимосвязь между разными ступенями иерархии основана на зависимости и подчинении.

Птички

В том числе это относится к капиталистическому обществу, экономика которого строится на рыночных отношениях.

Когда-то немецкие философы Маркс и Энгельс создали теорию о возможности построения идеального общества, в котором не будет иерархического разделения людей на социальные классы. Это общество они назвали коммунистическим (это как?).

А переход от капитализма к коммунизму, по их мнению, должно осуществить социалистическое общество (что это?), в котором произойдет постепенное стирание граней между разными социальными слоями.

Идея Маркса и Энгельса заманчива, но утопична (это как?). Как мы знаем, эксперимент построения коммунизма в России, начатый в 1917 году, не удался. Кто знает, может это получится у Китая?

Иерархия, как метод организации управления

Организация управления какой-либо экономической или политической системой – это сложная задача. Одним из самых эффективных способов управления является метод, основанный на принципе иерархии.

Иерархическая модель управления в экономике позволяет организовать управление с наименьшими материальными затратами.

Любая экономическая система неразрывно связана с деятельностью людей, организованных некоторым образом. Каждый из сотрудников системы специалист в той или иной области. Для эффективного достижения целей необходимо, чтобы все эти специалисты действовали скоординировано.

Для реализации подобной задачи и создается иерархическая модель управления, в которой все потоки задач и руководящих указаний имеют строгий вектор направленности от уровня к уровню.

Если экономическая система небольшая, то оптимальный вариант – двухуровневая система иерархии:

Двухуровневая система

При росте системы потребуется увеличение количества уровней:

Уровни

Подобное разрастание ступеней иерархии может быть сколь угодно большим, и напрямую зависит от целесообразности процесса.

Создание иерархической модели – это первоочередная задача при образовании какой-либо экономической системы (предприятия, организации (что это?), фирмы и т.д.).

    Определение состава исполнителей, их функций и их взаимодействия между собой.

Пример: гр. Иванов задумал создать пекарню и мини-кафе при ней. На первом этапе предприниматель решает, что ему нужен пекарь, продавец, уборщица-посудомойка.

В нашем примере предприниматель (кто это такой?) сделал вывод, что ему нужен один управляющий, координирующий функции персонала и дополнительно осуществляющий закупки сырья для выпечки (т.е. Иванов создает 2-х ступенчатую иерархическую систему управления).

Так, наш предприниматель Иванов решил, что исполнитель Пекарь должен выпекать всякие вкусности, исполнитель Продавец – продавать выпечку и горячие напитки, исполнитель Уборщица-посудомойка – делать уборку в кафе и пекарне, мыть посуду.

Управляющий должен следить за работой персонала, корректировать объем выпечки, закупать все необходимое для пекарни и кафе.

Далее система начинает функционировать, а каждый сотрудник действовать в рамках своих полномочий.

Иерархическая модель управления в политике идентична рассмотренной нами выше. Для примера рассмотрим структуру власти в РФ:

Структура


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Церковная иерархия

На нашей планете существуют сотни вероисповеданий. Служители различных конфессий относятся к разным церковным организациям, организованным, как правило, по иерархическому принципу.

Вот как выглядит иерархия двух ветвей христианства:

Церковная

Присвоение церковного чина происходит в строгой иерархической последовательности. Например, дьякон не может стать митрополитом, пока не получит сан священника, а затем епископа.

Иерархия званий в армии РФ

Присвоение чинов в армии также происходит согласно иерархии. Рядовой не сможет стать генералом, пока не пройдет все ступени служебной лестницы:

Армия

Метод анализа иерархий

Принцип иерархии применяется не только в организации управления различными системами, но и как основа методики принятия решений в любой из сфер деятельности человека.

Суть метода (схематичное укрупненное толкование):

    Создается модель решаемой проблемы в форме графика иерархической структуры:

Цель

В этой статье мы затронули некоторые сферы, где применяется принцип иерархии. Если хотите знать больше, задавайте вопросы, мы расскажем просто о сложном.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

Подчинение начальнику ограничено трудовыми отношениями, вне их вся иерархия временно разрушается, ибо в нерабочее время надо мной нет начальников, а у начальников нет подчиненных.

Куда не глянь, везде в нашей жизни все подчинено иерархии. Более того, это касается не только человеческой деятельности, а абсолютно всего, вплоть до животного мира или физических законов.

Даже любое самое демократическое общество, имеет собственную строгую иерархию. Как бы там ни было, но это единственная форма устройства, которая поддерживает порядок и эффективность.

Александр: в России, возможно, что это и так. Но, например, в США начальник — царь и бог. Все закредитованы по максимуму и риск потерять работу равносилен смерти.

Александр: в России, возможно, что это и так. Но, например, в США начальник — царь и бог. Все закредитованы по максимуму и риск потерять работу равносилен смерти.

Страх, в котором живут американцы является лучшим стимулов выжимания всех соков без остатка из человека.

Александр: в России, возможно, что это и так. Но, например, в США начальник — царь и бог. Все закредитованы по максимуму и риск потерять работу равносилен смерти.

Страх, в котором живут американцы является лучшим стимулов выжимания всех соков без остатка из человека.

Иерархия в их обществе (оголтелого капитализма) вещь незыблемая и всеобъемлющая.

Читайте также: