Виды сокращения текста кратко

Обновлено: 05.07.2024

Данный материал знакомит учащихся со способами сокращения текста с помощью создания различных видов плана текста.

ВложениеРазмер
vidi_plana.ppt 128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Виды плана как один из способов информационной переработки текста. Русский язык. 10 класс

План - основные компоненты содержания текста, представленные в чётких и кратких формулировках. Простой план включает название значительных частей текста. Сложный план включает названия значительных частей текста, а также их смысловых компонентов.

Планы бывают нескольких типов: 1. Вопросный 2. Назывной 3. Тезисный 4. План – опорная схема

Вопросный план. Записывается в формате вопросов к тексту, каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не предложения с частицей ли, например: Как… Сколько… Когда… Почему… и т.д.

Тезисный план. План из тезисов глагольного строя, например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим.

Назывной план. План из тезисов номинативного строя, например: Использование млекопитающими и птицами неслышимых звуковых сигналов.

План – опорная схема. Состоит из опорных слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада.

Работа с текстом. 1) Всего труднее заставить человека поверить в факт, факт его существования. 2) Не то чтобы он не чувствовал, что существует: он чувствует своё дыхание, своё тепло, иногда и чужое, он носит своё тело, в нём проходят мысли, он работает – вещь рождается у него под руками. Но на сколько вёрст в окружности существует он, на сколько лет? Смотря кто. Есть диаметр сознания. Интерес к прошлому одновременен с интересом к будущему. Человек из записной книжки Чехова взглянул в окно на похороны: вот ты умер, тебя хоронить несут, а я завтракать пойду. Этот человек, конечно, может сказать о будущем: вот ты не родился ещё, у тебя нет фамилии, а я сейчас завтракать пойду. 3) Я думаю, что три четверти людей, так или иначе образованных, до сих пор обходятся тем фактом, что Солнце движется вокруг Земли. Все, или по крайней мере многие, учили в школе, что Земля движется вокруг Солнца, но из этого знания до сих пор как-то ничего не получилось.

2. Обоснуйте выбор заголовка.

3. Поделите текст на смысловые части.

4. Выпишите ключевые слова (словосочетания).

5. Сформулируйте вопросы, которые можно было бы задать к каждой части текста (вопросный план).

6. Составьте назывной план.

7. Сократите текст, исключив информацию, которая является вспомогательной или оценочной.

Ответы на вопросы. 4. Ключевые слова (словосочетания). Факт существования; интерес к прошлому, интерес к будущему. Солнце движется вокруг Земли; знание – знанием, а сознание – сознанием. Где кончается документ; человек отсутствует; заняться его делами и говорить за него? Проверять то, что пишешь; неясное присутствие собеседника; пишут как любят.

5. Вопросный план. 1. Как человек осознаёт факт своего существования? 2. Почему знание иногда остаётся только знанием? 3. Когда возникает необходимость говорить за человека? 4. Как можно проверить то, о чём ты пишешь?

6. Назывной план. Факт существования человека. Знание о движении Земли вокруг Солнца. Представление о жизни человека по документам. Неясное присутствие собеседника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Творческая мастерская "Виды работ с текстом" (подготовка к ГИА 9 класса)


Сокращение текста (некоторые приемы)

В презентации рассматриваются некоторые приемы сокращения текста при подготовке обучающихся 9-х классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА (сжатое изложение).


Типология видов чтения. Отбор текстов для различных видов чтения.

В работе говорится о различных видах чтения, требованиях к отбору текстов, этапах работы над текстом и обучении чтению в УМК В. Эванс, Дж. Дули "Английский в фокусе.


Способы сокращения текста. Конспект

Презентация к уроку русского языка в 10 классе. "Способы сокращения текста. Конспект".


Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Известны следующие способы сжатия текста:

1. Исключение

2. Обобщение

3. Замена (упрощение)

Исключение

однородных членов предложения;

риторических вопросов и восклицаний;

деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

выделить главное (существенное) и детали (подробности);

пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ :

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕР:

до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕР:

до сжатия

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Обобщение

связанных одной мыслью, частей предложений;

конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо

Найти в тексте мелкие, единичные факты.

Найти в них общее.

Объединить эти факты на основе общего.

Сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕР:

до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Замена (упрощение)

однородных членов обобщающим словом;

сложного предложения - простым;

части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

прямой речи - косвенной;

части текста - одним предложением;

части предложения местоимением и т.д.

При ЗАМЕНЕ необходимо:

заменить сложное предложение простым;

заменить предложение или его часть указательным местоимением;

объединить два или три предложения в одно;

разбить сложное предложение на сокращённые простые;

перевести прямую речь в косвенную;

найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;

сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕРЫ:

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия

Когда читаешь дневник Никитина , то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия

Читая дневник Никитина , чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;

​замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия

Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц , устраивающих утренний концерт , я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц , отдыхаешь по-настоящему.

после сжатия

Слушая утренний концерт птиц , я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи , к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Краткое изложение текста требует сжатия содержания, не искажая его основной мысли и идеи.

Выделяют основные приёмы сжатия текста:

Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата . (И. Соколов-Микитов)

Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно . (Ю. Казаков)

♦ Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания.

♦ Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности.

Пример 1.

Текст (отрывок из рассказа Ю.Казакова "Тихое утро")

Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. (69 слов)

(Ю.Казаков "Тихое утро")

Применяем следующие способы сжатия текста:

1) упрощение: замена сложного предложения простым:
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. - Яшка проснулся очень рано.

2) исключение: исключение фрагмента предложения:
Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. - Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя.

Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. - Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь.

3) обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием:

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. - Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду.

► Возможный вариант сжатого текста

Яшка проснулся очень рано. Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь. Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду. (36 слов)

Пример 2.

Текст (по В. Солоухину)

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы , я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. В от растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана , подобно матери , успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (144 слова)

1. Графические сокращения — в них опущенные буквы или слоги обозначаются графически:

а) точкой — при отсечении конечной части слова (рус. — русский);

б) дефисом — при высекании срединной части слова (пр-во — производство);

в) тире — при отсечении начальной части сокращаемого слова (Николай —он — Н. Даниельсон);

г) косой чертой — при отсечении конечной части слов словосочетания (Ростов н/Д — Ростов-на-Дону; п/п — по порядку).

2. Инициальные аббревиатуры — сокращения, которые образованы из названий первых букв и (или) звуков слов, входящих в исходное словосочетание, и которые произносятся при чтении в сокращенной, а не полной форме (в отличие от однобуквенных графических сокращений, произносимых при чтении развернуто).

Среди инициальных аббревиатур различают:

а) буквенные — их образуют, беря от каждого слова исходного словосочетания алфавитные названия начальной буквы (СНГ — эс-эн-гэ);

б) буквенно-звуковые — их образуют, беря от одних слов исходного словосочетания алфавитные названия начальной буквы, а от других — начальный звук: ЦСКА — це-эс-ка (Центральный спортивный клуб армии);

в) звуковые — их образуют, беря от каждого слова исходного словосочетания начальный звук: ИТАР (Информационное телеграфное агентство России).

3. Сложносокращенные слова — сокращенные слова, образованные из слов исходного сокращения, все или часть из которых усечены (колхоз — коллективное хозяйство;авиазавод — авиационный завод).

4. Высекаемые слова — слова, в которых высечены буквы и (или) слоги, кроме начальных и конечных букв, а оставшиеся стянуты в сокращенное слово (млрд — м[ил]л[иа]рд;млн — м[ил]л[ио]н).

5. Смешанные сокращения — сокращения, в которых сочетаются несколько способов образования сокращения: инициальная аббревиатура — со сложносокращенным словом (НИИполиграфмаш); инициальная аббревиатура — с графическим сокращением (кф. — кинофильм); высекаемое слово — с графическим сокращением (стб. — столбец) и т. д.

4.1.2. Виды сокращений по степени распространенности

По этому признаку различаются:

1. Общепринятые сокращения — употребляются во всех изданиях, кроме детских для нач. чтения, ограниченно — в изданиях худож. лит.

2. Специальные сокращения — употребляются в изданиях отраслевой лит. для специалистов, принятые в этой отрасли и понятные подготовленному читателю без расшифровки.

3. Индивидуальные сокращения — употребляются только в тексте одного издания, введенные его автором или издателем и так или иначе расшифрованные в нем (в списке сокращений, внутри текста вслед за самим сокращением или перед ним, и в списке и внутри текста).

4.2. Основные требования к сокращениям слов и словосочетаний

4.2.1. Соответствие характеру и назначению текста

Сокращения не должны противоречить характеру (виду литературы), а также назначению (читательскому и социально-функциональному) произведения. Напр., в тексте произведения худож. лит., поскольку оно адресовано не специалисту, а широкому читателю, нежелательны необщепринятые сокращения, если они не вызваны стилистической или худож. задачей, а в тексте произведения техн. или науч. лит. при многократном употреблении исходного слова или словосочетания они целесообразны, как и в тексте произведения спец. справочной литературы, рассчитанной на читателя-специалиста.

4.2.2. Понятность читателю

Приемлемы сокращения, понятные читателю, которому адресовано издание, без расшифровки или с расшифровкой в списке сокращений, но при условии, что расшифровка легко запоминается и читателю не придется каждый раз обращаться к списку. Напр., слишком большое число необщепринятых сокращений вынуждает читателя часто обращаться к списку сокращений или к собственной памяти и может резко замедлить чтение текста и усложнить его восприятие, тем самым обессмыслив употребление сокращений, цель которых — экономить не только место в издании, но и время читателя.

4.2.3. Исключение омонимии

Нежелательны сокращения, совпадающие по написанию с другими, имеющими иное значение. Напр., трудно порой отличить АЗУ (аналоговое запоминающее устройство) отАЗУ (ассоциативное запоминающее устройство) или АМС (авиационная метеорологическая служба) от АМС (артиллерийская метеорологическая служба). Сокращения-омонимы допустимы только в том случае, если контекст может подсказать, какое именно слово или словосочетание сокращено автором.

4.2.4. Нейтральность формы

Сокращения не должны отвлекать читателя своей формой от восприятия сути текста. Так, неблагозвучные сокращения, которые смешат читателя, или сокращения, которые по форме напоминают слово другого значения (напр., АЗУ — аналоговое запоминающее устройство или ассоциативное запоминающее устройство — воскрешает в памяти мясное блюдо), могут отвлечь мысль читающего, затормозить восприятие текста.

4.2.5. Единообразие принципов и формы сокращения

1. Однотипные слова и словосочетания должны сокращаться или не сокращаться. Если одни сокращаются, а близкие к ним по характеру остаются в полной форме, принцип единообразия в сокращении нельзя считать выдержанным. Напр.:

а) если принято решение после цифр года слова´ год, годы сокращать, то требуется сокращать и слова век, века после цифр, обозначающих столетия; если решено сокращать после цифр г. и в., то для единообразия надо сокращать после цифр гг. и вв.;

б) если в тексте издания используются общепринятые сокращения, то это должно коснуться всех таких сокращений без исключения;

в) если в тексте единицы величин в сочетании с числами в цифровой форме приводятся в виде обозначения, то этот принцип надо распространить на все единицы величин в таком сочетании;

г) если целесообразно использовать в издании спец. сокращения (т. е. принятые только в спец. видах литературы и видах издания), то надо использовать весь круг принятых в данной отрасли спец. сокращений;

д) если желательны инд. сокращения (т. е. принятые только для данного издания), они должны охватывать группы слов и словосочетаний, а не отдельные случайные слова и словосочетания.

2. Форма сокращения слова или словосочетания должна быть одинаковой на протяжении всего издания, также в близких изданиях. Отклонения могут быть только обоснованные, вызванные изменением условий употребления. Так, если в тексте при числах в цифровой форме решено сокращать единицы времени (ч, мин, с и др.), не будет нарушением принципа единообразия отказ от сокращенного написания единиц времени, когда число в цифровой форме отделено от них каким-нибудь словом. Напр.: Прошло 18 долгих часов, а не: 18 долгих ч.

3. Необходим отказ от сокращения вообще, если оно ведет к искаженному прочтению текста. Так, при сочетании заканчивающей предложение фамилии, сокращенной графически (с точкой на конце) до одной буквы, с полной фамилией без инициала, начинающей следующее предложение, сокращение может быть поначалу принято читателем за инициал имени второго лица. Два предложения сольются для читателя в одно, и ему придется тратить время на то, чтобы разобраться, как правильно прочитать текст.

Е. С. Протопопова. учила музыке их дочь Леониду Яковлевну, бывшую предметом долгой и безнадежной любви Г. Протопопова, многолетняя свидетельница этой драматической истории, стала как бы конфиденткой Г. (с. 387).

. предметом любви Г., долгой и безнадежной. Протопопова, многолетняя свидетельница.

Передать содержание прослушанного текста кратко, но без ущерба для понимания смысла — экзаменационное задание. Работа оценивается по тому, насколько правильно отобран материал для изложения и с помощью каких приёмов был сокращён исходный материал. Чтобы успешно решить эту задачу, необходимо знать способы языковой компрессии.


Сокращение текста предполагает сохранение всех микротем и главной идеи.

Сколько существует правил, приёмов, способов и методов сокращение текста изложения: перечень, характеристика

  • Разделение важной и второстепенной информации, подлежащей исключению
  • Отказ от подробностей и длинных пояснений
  • Сохранение микротем, логической последовательности, стилевых особенностей
  • Сохранение главной мысли автора
  • Точное использование уместных лексико-грамматических средств для передачи сжатого и обобщенного содержания

Как правильно сокращать текст изложения с помощью исключения, обобщения и упрощения: примеры

Способы сокращения текста разнообразит использование грамматических, лексических и синтаксических средств.

Языковые способы сокращения текста: исключение, обобщение, упрощение
Как их различить:

  1. Исключение — удаление повторяющихся слов, синонимов, однородных членов, вводных и вставных конструкций, второстепенных частей предложения.
  2. Обобщение — замена многословных структур обобщающими словами, синонимами, более ёмкими выражениями.
  3. Упрощение — слияние нескольких частей фразы в одну, замена сложного простым, словосочетания словом, прямой речи на косвенной, выражение мысли другими словами.

Способы сокращения текста с примерами

Разные приёмы сокращения изложения помогают сделать новый текст отражающим все микротемы оригинала, правильно структурированным и грамотным.

Читайте также: