Питер брук биография кратко

Обновлено: 15.05.2024

Пи́тер Брук (англ. Peter Stephen Paul Brook ; род. 21 марта 1925, Лондон) — английский режиссёр театра и кино.

Содержание

Биография

Сын еврейских эмигрантов из Латвии. Двоюродный брат советского и российского режиссёра Валентина Плучека.

В 1968 году был приглашен Жаном-Луи Барро в Париж, основал там Международный центр театральных исследований. В 1973—1974 годах работал в США, с 1974 года живёт и работает в Париже.

Творчество

Признание и награды

Постановки

Театральные спектакли

Фильмы

    Опера нищих (по Дж. Гею, с Лоуренсом Оливье) — 7 дней, 7 ночей / Moderato cantabile (по роману Маргерит Дюрас, c Жанной Моро и Жан-Полем Бельмондо) — Повелитель мух (по роману У. Голдинга) — Полет ВалькирииМарат/СадСолги мне (документальный) — Король Лир (с П. Скофилдом) — Встречи с замечательными людьми (экранизация одноименной книги Г.Гурджиева) — Мера за меруВишнёвый садТрагедия о Кармен (оператор — Свен Нюквист) — МахабхаратаТрагедия о Гамлете (с Адрианом Лестером)

Книги

  • The empty space. New York: Discus Books, 1968 (многочисл. переиздания)
  • The shifting point : 1946—1987. New York: Harper & Row, 1987
  • The open door: thoughts on acting and theatre. New York: Parthenon Books, 1993
  • Threads of time: recollections. Washington: Counterpoint, 1998

Публикации на русском языке

Примечания

Литература

  • Davies A. Filming Shakespeare’s Plays: The Adaptations of Laurence Olivier, Orson Welles, Peter Brook and Akira Kurosawa. Cambridge: Cambridge UP, 1988
  • Ortolani O. Peter Brook. Frankfurt/Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1988.
  • Hunt A., Reeves G. Peter Brook. Cambridge; New York: Cambridge UP, 1995
  • Peter Brook: Oxford to Orghast/ Richard Helfer, Glenn Loney (eds.). Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1998
  • Moffitt D. Between two silences: talking with Peter Brook. Dallas: Southern Methodist UP, 1999
  • Croyden M. Conversations with Peter Brook, 1970—2000. New York: Faber and Faber, 2003
  • Kustow M. Peter Brook: a biography. New York: St. Martin’s Press, 2005

Ссылки

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Брук, Питер" в других словарях:

БРУК Питер — • БРУК Питер (р. 21.3.1925) англ. режиссёр. С 1944 ставил к/м ф., в 1953 пост, п/м ф. Опера нищих . Работал в разл. т рах, в т. ч. в Королев, шекспировском т ре в Стратфорде он Эйвон. В 1960 пост. ф. Модерато кантабиле (по М. Дюра, Франция), в … Кино: Энциклопедический словарь

Брук Питер — Питер Брук Peter Stephen Paul Brook Дата рождения: 21 марта 1925 (84 года) Место рождения: Лондон, Великобр … Википедия

Брук Питер — Брук (Brook) Питер (р. 21.3.1925, Лондон), английский режиссёр. Учился в Оксфордском университете. В 1943 начал режиссёрскую деятельность в Лондоне. В 1943 46 работал в ряде театров, в том числе в Бирмингемском репертуарном театре. В 1945 65… … Большая советская энциклопедия

БРУК Питер — (Brook, Peter) (р. 1925), английский театральный, оперный и кинорежиссер. Известен новаторскими постановками классических пьес, в особенности Шекспира, а также театральными экспериментами. Родился 21 марта 1925 в Лондоне. Окончив в 1945… … Энциклопедия Кольера

Брук, Питер — Сон в летнюю ночь в постановке Питера Брука. БРУК (Brook) Питер (родился в 1925), английский режиссер. Работал в Королевском шекспировском театре (Стратфорд он Эйвон) и в драматических театрах Лондона, ставил оперы ( Борис Годунов М.П.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Брук, Питер — (Brook, Peter, р. 1925) английский режиссер. Основные шекспировские постановки в Великобритании осуществил в Стратфорде на Эйвоне: Ромео и Джульетта и Бесплодные усилия любви (1946), Мера за меру и 3имняя сказка (оба спектакля с участием Тилгуда … Шекспировская энциклопедия

Брук П. — БРУК Питер (р. 1925), англ. режиссёр. Работал в Королев. шекспировском т ре (Стратфорд на Эйвоне) и драм. т рах Лондона. Среди постановок: Гамлет (1955), Король Лир (1962) У. Шекспира, Вишнёвый сад А. П. Чехова (1981). С 1971 руководитель… … Биографический словарь

Питер Брук — Основатель и генеральный директор научно исследовательской организации Research Studios Austria Питер Брук (Peter A. Bruck) родился в 1950 году в Вене (Австрия). Учился в университетах Вены, Айовы (США) и в университете Макгилла (Монреаль,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Происхождение и образование
Питер Брук родился 21 марта 1925 г. в Лондоне в небогатой еврейской семье (был вторым сыном). Родители, бывшие российские подданные, жили в Великобритании с 1914 г., между собой говорили по-русски, с детьми - по-английски. Отец был инженером-электриком.
Питер Брук увлекся театром и кинематографом еще в детстве, в 10 лет поставил для семьи кукольный спектакль по трагедии Шекспира "Гамлет".
В 1945 г. окончил лингвистический факультет Оксфордского университета, изучал русский язык. Во время учебы принимал активное участие в деятельности студенческого театра.
Начало режиссерской карьеры
На большой сцене в качестве театрального режиссера Питер Брук дебютировал в 1943 г., поставив в лондонском театре "Факел" пьесу Кристофера Марло "Доктор Фауст". Его следующий спектакль - по пьесе Жана Кокто "Адская машина"(1945; театр "Шантеклер") - заинтересовал известного в то время театрального режиссера Бэрри Джексона. По его предложению Брук в Бирмингемском репертуарном театре осуществил постановку пьесы Бернарда Шоу "Человек и сверхчеловек", которая считается одной из самых сложных для воплощения на сцене (главную роль сыграл начинающий актер Пол Скофилд). После успеха спектакля Джексон пригласил Брука и Скофилда в Королевский Шекспировский театр (Стратфорд-на-Эйвоне; графство Уорикшир). Оба получили широкую известность, создав на его сцене ряд спектаклей по произведениям Шекспира.
Впоследствии Брук сотрудничал с труппами многих театров, в т. ч. расположенных в известном театральном районе Лондона Вест-Энд, и Королевской оперы (Ковент-Гарден). Также ставил спектакли за границей (в Бельгии, США, Франции и др.).
Творчество
Питер Брук известен нестандартным подходом к режиссуре. Уже в 1947 г. в шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта" он незадолго до премьеры удалил со сцены большую часть декораций, в связи с чем постановка вызвала споры среди критиков.
Брук никогда не следовал какой-либо теории, он сочетал приемы и методы, разработанные многими деятелями культуры и искусства, и обогащал их собственными находками. Например, он считает, что театральный актер должен виртуозно владеть своим телом (это требование выдвигают сторонники школы советского режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда и польского теоретика театра и режиссера Ежи Гротовского); размышлять над ролью (немецкий драматург Бертольд Брехт); эмоционально погружаться в нее (советский режиссер и педагог Константин Станиславский). По словам Брука, необходимы долгие репетиции, "в процессе которых режиссер не подавляет актеров, а позволяет проявиться их личностям наиболее полноценно". Он поощряет импровизации, адаптирует свои спектакли для разных аудиторий.
В начале 1960-х гг. Брук заинтересовался трудами французского драматурга и актера Антонена Арто о так называемом театре жестокости. Согласно этой концепции, спектакль должен производить на публику шоковый эффект, разрушать стереотипы и в итоге заставлять зрителей сопереживать и приводить их в состояние "духовного очищения" (катарсис).
В числе знаменитых постановок Брука трагедия Шекспира "Король Лир" (1962), в оформлении которой он использовал холсты и панели мрачных тонов, гранитный трон без украшений и яркое освещение. В результате, по оценке критиков, одновременно создавалось ощущение безысходности и надежды.
Одним из самых известных спектаклей Брука является "Марат/Сад" (1964) по пьесе немецкого писателя Петера Вайса, посвященной убийству одного из лидеров Великой французской революции Жан-Поля Марата (критики считают постановку Брука этого произведения самой успешной). После премьеры в Лондоне Брук гастролировал со спектаклем в США на Бродвее. По его словам, тогда в нарушение табу впервые в истории бродвейских театров на сцену вышел обнаженный человек. Спектакль имел громкий успех, был показан 145 раз и был удостоен американской премии "Тони" в номинации "лучшая пьеса" (1966).
В 1968 г. в престижном лондонском зале "Раундхаус" Брук представил экспериментальный спектакль по мотивам шекспировской "Бури" с актерами из разных стран.
Событием в мировой театральной жизни стала постановка комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" (1970). В ней было множество зрелищных эффектов и элементов из уличных театров, в т. ч. итальянской комедии дель арте. Актеры в ярких костюмах исполняли цирковые трюки с лестницами и трапециями. Постановка также была отмечена премией "Тони" (1971).
В 1970 г. Брук основал в Париже Международный центр театральных исследований (под эгидой ЮНЕСКО и Международного института театра). Набрав интернациональную труппу, режиссер стремился возродить и соединить традиции европейских и восточных народных театров. Театр много гастролировал по всему миру, включая страны Азии и Африки. Нередко спектакли демонстрировались на развалинах древних городов, на базарных площадях, в рабочих клубах и др. В числе самых известных постановок Центра камерная версия оперы Жоржа Бизе "Кармен", чеховская пьеса "Вишневый сад", спектакль по древнеиндийскому эпосу "Махабхарата" (в 1984 г. было создано масштабное действо, которое шло 11 часов в течение двух дней; в 2015 г. - лаконичная версия "Поле битвы", с четырьмя актерами и музыкантом-тамбуристом, длится чуть более часа).
Всего на различных театральных сценах Питер Брук поставил свыше 50 спектаклей. В числе последних - притча "Узник" (премьера прошла в марте 2018 г. в парижском театре "Буфф дю Нор"). Это философские размышления о совести, внутренней свободе и наказании за преступление. В основу пьесы легли события, свидетелем которых режиссер был во время поездки в Афганистан в 1980-х гг. В июне 2019 г. в том же театре впервые был показан спектакль Why?, посвященный Всеволоду Мейерхольду.
Среди оперных постановок Брука "Борис Годунов" Модеста Мусоргского, "Богема" Джакомо Пуччини, "Свадьба Фигаро" Вольфганга Амадея Моцарта.
В качестве кинорежиссера он снял 14 фильмов, большинство из них - экранизации спектаклей, в т. ч. для телевидения. Для некоторых Брук сам писал сценарии.
Помимо Пола Скофилда, сыгравшего практически во всех шекспировских пьесах главных героев, с Питером Бруком на сцене и съемочной площадке работали такие звезды, как Джон Гилгуд, Лоуренс Оливье, Вивьен Ли, Жанна Моро, Жан-Поль Бельмондо, Марчелло Мастроянни.
Личные сведения
В 1955 г. Питер Брук одним из первых западных театральных деятелей посетил СССР. Тогда он привез в Москву постановку "Гамлет". Во время этой поездки он познакомился с режиссером Валентином Плучеком (1909-2002), выяснилось, что они - двоюродные братья. Впоследствии они часто встречались, в т. ч. во время фестивалей в разных странах.
Брук еще не раз приезжал в нашу страну. Так, в 1964 г. в Москве он представил спектакль "Король Лир", а в 1989 г. в Москве, Ленинграде и Тбилиси - "Вишневый сад".
В России его спектакли неоднократно демонстрировались в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова, в т. ч. в мае 2017 г. ("Поле битвы"). В 2019 г. в Петербурге и Москве во время международного театрального фестиваля "Радуга" и фестиваля NET (Новый европейский театр) были показаны "Узник" и Why?.
С 1974 г. Питер Брук постоянно живет в Париже.
В 1951 г. женился на британской актрисе Наташе Пэрри (1930-2015). Их дочь Ирина Брук (1962) - актриса, режиссер и продюсер, сын Симон Брук (1966) - режиссер-документалист.
Признание, книги
Питер Брук лауреат многих международных и национальных театральных наград. Так, в мае 1988 г. в Москве ему была вручена премия Союза театральных деятелей СССР за выдающиеся заслуги в области театрального искусства. Он стал ее первым лауреатом. В 1989 г. получил Европейскую театральную премию. Также отмечен орденами Британской империи (1965) и Почетного легиона (Франция, 2013).
Автор книг о театре и режиссуре "Пустое пространство" (1968), "Блуждающая точка" (1987), "Секретов нет. Мысли об актерском искусстве и театре" (1993), мемуаров "Нити времени" (1998).


Питер Брук, англо-французский режиссер театра и кино.

Питер Брук родился в Лондоне 21 марта 1925 года. Он является директором Международного центра театральной деятельности в Париже, во Франции.

Питер Брук – один из выдающихся деятелей современного театра. Своими постановками он повлиял на современных режиссеров и актеров, представив новый подход к театральной деятельности. За свою работу в театре, опере и фильме он получил высокую оценку.

Брук вкладывал много усилий в создание одновременно простого и утонченного театра, доступного широкой публике и богатого многоуровневым смыслом. Он активно переосмысливал стиль и мышление театра второй половины двадцатого века.

Проработав более сорока лет в театре, Питер Брук сохранил иконоборческий подход и веру в ценность искусства в различных культурах. Своими эпохальными постановками Питер Брук повлиял на несколько поколений театральных деятелей и изменил мышление зрителей.

Питер Брук родился в Лондоне в еврейской семье — его родители были эмигранты из Двинска (Витебской губернии) Саймон (Семён Матвеевич) Брук и Ида Юдельсон. Двоюродный брат советского и российского режиссёра Валентина Плучека.

В 1968 году был приглашён Жаном-Луи Барро в Париж, основал там Международный центр театральных исследований, созданный под эгидой ЮНЕСКО и Международного института театра. Со своей интернациональной труппой он периодически выезжал в далёкие гастроли, часто в экзотические места Африки и Азии. В 1973—1974 годах работал в США, с 1974 года живёт и работает в Париже (Театр Буфф дю Нор).

Творчество

Как театральный режиссёр Питер Брук испытал влияние идей Бертольта Брехта, Всеволода Мейерхольда, Ежи Гротовского, а также Антонена Арто. По поводу искусства актёра Брук писал:

Школа Мейерхольда делала акцент на выразительности тела. Гротовский по-своему развил это направление и вызвал особый интерес к языку тела и движения. С другой стороны, Брехт настаивал на том, что актёр должен быть не наивным дурачком, каковым его считали в девятнадцатом веке, а думающим, размышляющим человеком своего времени. Школа Станиславского и её последователи уделяли огромное внимание проблемам эмоциональной погружённости актера в роль. Все три направления необходимы.

Читайте также: