Тембр кратко в музыке

Обновлено: 04.07.2024

Те́мбр (фр. timbre — колокольчик, метка, отличительный знак) — (обертоновая) окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука (наряду с его высотой, громкостью и длительностью).

По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах, разными голосами, или же на одном инструменте, но разными способами, штрихами и т. п.

Тембр того или иного музыкального инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и условиями колебания его вибратора, различными свойствами его резонатора, а также акустикой того помещения, в котором данный инструмент звучит. В формировании тембра каждого конкретного звука ключевое значение имеют его обертоны и их соотношение по высоте и громкости, шумовые призвуки, параметры атаки (начального импульса звукоизвлечения), форманты, характеристики вибрато и другие факторы.

При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации: тембральную специфику звука сравнивают с органолептическими ощущениями от тех или иных предметов и явлений, например, звуки называют яркими, блестящими, матовыми, тёплыми, холодными, глубокими, полными, резкими, насыщенными, сочными, металлическими, стеклянными; применяются и собственно слуховые определения (например, звонкие, глухие, шумные) [1] .

В строго научном отношении обоснованная типология тембра ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу.

Тембр используется как важное средство музыкальной выразительности: при помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты; изменение тембров — один из элементов музыкальной драматургии.

В музыке XX века возникла тенденция средствами гармонии и фактуры усиливать, подчёркивать тембровую сторону звучания (параллелизмы, кластеры). Особыми областями для использования художественных свойств и выразительных возможностей тембральной палитры являются сонорика и спектральная музыка.

Весьма обширные банки новых (в основном — искусственно синтезированных) тембров созданы сегодня в области электронной музыки.

В музыке XX века такая характеристика звука, как тембр, начала играть ключевую роль в концепции новых музыкальных стилей и в формировании новых вокальных техник. Что представляет собой timbre и какие существуют его разновидности?

Тембр в музыке – это что за категория?

Тембр звука

Виды тембров по А.Н. Сохору

Тембр в музыке – это явление многосоставное. Известный музыковед А.Н. Сохор выделяет 4 вида тембра:

Голосовые тембры

Тембр в музыке – это важная характеристика для певческого голоса. Особенно в условиях эстрадной конкуренции важно, насколько у вокалиста запоминающийся тембр.

Так или иначе, среди мужских голосов выделяют три основных тембра – бас, баритон и тенор. Среди женских – контральто, меццо-сопрано и сопрано.

Чем важны тембровые характеристики

Тембр в музыке-это

Необходимость выделить среди характеристик звука еще одну категорию – тембр – продиктована рядом причин. Самая главная из них – это то, что тембр (неважно, инструментальный или голосовой) помогает придать музыкальному произведению правильное настроение, расставить важные акценты.

Когда делается музыкальная аранжировка (тем более, если это оркестровка), не учитывать творческую задачу и тембровые характеристики инструментов просто невозможно. Например, не удастся придать легкость и воздушность звучанию, если поручить исполнение музыкального отрывка контрабасу или тромбону, у которых тембр звука отличается большим количеством низких обертонов; невозможно достичь эффекта нагнетания атмосферы, используя нежные переливы арфы.

Тембр определение в музыке

Таким образом, тембр – это та характеристика, которая во многом определяет атмосферу звучащего музыкального произведения, а главное, вызывает у человека те или иные эмоции по поводу услышанного.

ТЕМБР (франц. timbre — колокольчик, тембр) — субъективная характеристика качества (окраски) звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу, благодаря которой звуки одной и той же высоты и громкости можно отличить друг от друга.

Тембр это отношение частоты к несущей. .
Говорят что челове слышит 14 кГц. . полнейшая чушь.. . ухо слышит тембральную окраску на частотах до 200 кГц

окраска звука, качество, позволяющее различать звуки одной высоты, исполненные на различных музыкальных инструментах или разными голосами

Тембр - это обертоновая окраска звука.
Благодаря тембру, мы можем отличать голос одного человека от другого.

Тембр того или иного музыкального инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и условиями колебания его вибратора, различными свойствами его резонатора, а также акустикой того помещения, в котором данный инструмент звучит. В формировании тембра каждого конкретного звука ключевое значение имеют его обертоны и их соотношение по высоте и громкости, шумовые призвуки, параметры атаки (начального импульса звукоизвлечения) , форманты, характеристики вибрато и другие факторы.
При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации: тембральную специфику звука сравнивают с органолептическими ощущениями от тех или иных предметов и явлений, например, звуки называют яркими, блестящими, матовыми, тёплыми, холодными, глубокими, полными, резкими, насыщенными, сочными, металлическими, стеклянными; применяются и собственно слуховые определения (например, звонкие, глухие, шумные) .
В строго научном отношении обоснованная типология тембра ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу.
Тембр используется как важное средство музыкальной выразительности: при помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты; изменение тембров — один из элементов музыкальной драматургии.
В музыке XX века возникла тенденция средствами гармонии и фактуры усиливать, подчёркивать тембровую сторону звучания (параллелизмы, кластеры) . Особыми областями для использования художественных свойств и выразительных возможностей тембральной палитры являются сонорика и спектральная музыка.
Весьма обширные банки новых (в основном — искусственно синтезированных) тембров созданы сегодня в области электронной музыки.


Ручка на телевизоре.

Наталья Ромодина ну вы и дали определение. Дать определение термину при помощи других еще более сложных терминов - путь к полному непониманию. Очень надеюсь, что вы не преподаватель.

в музыке происходящий от формы колебаний (см.) — своеобразная, характерная звучность того или другого инструмента или человеческого голоса, употребляемых для исполнения музыки. Т. зависит от материала — звукового органа у человека, дерева, меди, кожи в инструментах, — а также от способа издавания звука. Т. есть общий характер звука всего инструмента: это качество общее, принадлежащее однородным инструментам различных размеров и различной высоты; например, скрипка и контрабас имеют общий Т., так как они оба — инструмента деревянные и смычковые. Соединение инструментов одинакового Т. дает звучность ровную, соединение инструментов различных Т. — звучность неровную, смешанную. К общему названию Т. принято относить и более частные характеристики звука: например говорят про голос — альтовый Т., металличный Т.; но такие свойства звука зависят не столько от материала, сколько от устройства музыкального органа, издающего звук; их скорее можно назвать звуковыми красками. Так, например, говоря об инструментах, можно сказать, что труба и валторна имеют Т. металлический, но труба отличается светлой звуковой краской, а валторна — полусветлой.

ТЕМБР [тэ], -а, м. Характерная окраска звука (у голоса, инструмента),сообщаемая ему обертонами, призвуками. Т. баяна. Приятный т. голоса. IIприл. тембровый, -ая,-ое.

тембр м. Характерная окраска звука (голоса или инструмента).

тембр
м.
timbre
мягкий тембр — mellow timbre
резкий тембр — harsh timbre

тембр сущ., кол-во синонимов: 1 • окраска (38) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: окраска

Тембр в музыке происходящий от формы колебаний (см.) — своеобразная, характерная звучность того или другого инструмента или человеческого голоса, употребляемых для исполнения музыки. Т. зависит от материала — звукового органа у человека, дерева, меди, кожи в инструментах, — а также от способа издавания звука. Т. есть общий характер звука всего инструмента: это качество общее, принадлежащее однородным инструментам различных размеров и различной высоты; например, скрипка и контрабас имеют общий Т., так как они оба — инструмента деревянные и смычковые. Соединение инструментов одинакового Т. дает звучность ровную, соединение инструментов различных Т. — звучность неровную, смешанную. К общему названию Т. принято относить и более частные характеристики звука: например говорят про голос — альтовый Т., металличный Т.; но такие свойства звука зависят не столько от материала, сколько от устройства музыкального органа, издающего звук; их скорее можно назвать звуковыми красками. Так, например, говоря об инструментах, можно сказать, что труба и валторна имеют Т. металлический, но труба отличается светлой звуковой краской, а валторна — полусветлой. Н. С.

(франц. timbre, англ. timbre, нем. Klangfarbe) - окраска звука; один из признаков муз. звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью), по к-рому различают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами, штрихами. Т. определяется материалом, из к-рого изготовлен источник звука - вибратор муз. инструмента, и его формой (струны, стержни, пластинки и пр.), а также резонатором (деки рояля, скрипки, раструб трубы и т. п.); на Т. влияет акустика помещения - частотные характеристики поглощающих, отражающих поверхностей, реверберация и др. Т. характеризуется количеством обертонов в составе звука, их соотношением по высоте, громкости, шумовыми призвуками, начальным моментом возникновения звука - атакой (резкой, плавной, мягкой), формантами - областями усиленных частичных тонов в спектре звука, вибрато и др. факторами. Т. зависит также от суммарной громкости звука, от регистра - высокого или низкого, от биений между звуками. Слушатель характеризует Т. гл. обр. с помощью ассоциативных представлений - сравнивает это качество звука со своими зрительными, осязательными, вкусовыми и т. п. впечатлениями от разл. предметов, явлений и их соотношений (звуки яркие, блестящие, тусклые, матовые, тёплые, холодные, глубокие, полные, резкие, мягкие, насыщенные, сочные, металлические, стеклянные и т. п.); реже применяются собственно слуховые определения (звонкие, глухие). Т. сильно влияет на звуковысотную интонац. определённость звука (звуки низкого регистра с малым количеством обертонов в отношении высоты часто представляются расплывчатыми), на способность звука распространяться в помещении (влияние формант), на разборчивость гласных и согласных в вокальном исполнении.
Научно обоснованная типология Т. муз. звуков ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу, т. е. при восприятии звуков одному и тому же типичному Т., напр. Т. скрипки, соответствует целая группа незначительно отличающихся по составу звуков (см.Зона). Т. - важное средство муз. выразительности. При помощи Т. можно выделить тот или иной компонент муз. целого - мелодию, бас, аккорд, придать этому компоненту характерность, особый функциональный смысл в целом, отделить фразы или части друг от друга - усилить или ослабить контрасты, подчеркнуть сходства или различия в процессе развития произв.; композиторы используют сочетания Т. (тембровая гармония), смены, движение, развитие Т. (тембровая драматургия). Продолжаются поиски новых Т., их сочетаний (в оргбне, оркестре), создаются электромузыкальные инструменты, а также синтезаторы звуков, позволяющие получать новые Т. Особым направлением в использовании Т. стала сонористика.
Феномен натурального звукоряда как одно из физико-акустич. оснований Т. оказал сильное влияние на развитие гармонии как средства муз. выразительности; в свою очередь, в 20 в. заметна тенденция средствами гармонии усиливать тембровую сторону звучания (разл. параллелизмы, напр., мажорными трезвучиями, пласты фактуры, кластеры, моделирование звучания колоколов и т. п.). Теория музыки с целью объяснения ряда особенностей организации муз. языка неоднократно обращалась к Т. С Т. в той или иной мере связаны поиски муз. строев (Пифагор, Д. Царлино, А. Веркмейстер и др.), объяснения ладово-гармонической и ладофункциональной системы музыки (Ж. Ф. Рамо, X. Риман, Ф. Геварт, Г. Л. Катуар, П. Хиндемит и др. исследователи).

Литература : Гарбузов H. A., Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: Сборник работ комиссии по музыкальной акустике. Труды ГИМНа, вып. 1, М., 1925; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; Tеплов Б. М., Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947, в его кн.: Проблемы индивидуальных различий. (Избр. работы), М., 1961; Музыкальная акустика, под общ. ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Агарков О. М., Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке, М., 1956; Hазайкинский Е., Paгс Ю., Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Paгс Ю., Вибрато и восприятие высоты, в кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Шерман Н. С., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964; Mазель Л. A., Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений, (ч. 1), Элементы музыки и методика анализа малых форм, М, 1967, Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып 1, M., 1970; Рудаков Е., О регистрах певческого голоса и переходах к прикрытым звукам, там же; Назайкинский Е. В., О психологии музыкального восприятия, М., 1972, Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Меуеr Е., Buсhmann G., Die Klangspektren der Musikinstrumente, B., 1931; The vibrato, Iowa city, 1932 (Studies in the psychology of music, v. 1); Trendelenburg F., Klдnge und Gerдusche, В., 1935.

Ю. Н. Рагс.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

очень ясно слышимая, но не поддающаяся строгому определению особенность голоса каждого отдельного человека, которая дает возможность отличить речь одного лица среди многих других и которая позволяет нам узнать по голосу забытого знакомого; тембр музыкальных инструментов, это - оттенок в звуке, присущий только данному инструменту и обусловливаемый материалом, из которого он сделан, его размерами и устройством.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

(фр. timbre) окраска или характер звука голоса, муз. инструмента, зависящие от того, какие обертоны сопутствуют основному звуковому тону.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

тембра, м. [ фр. timbre ]. Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Читайте также: