Резервный капитал это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Резервный капитал — это часть имущества предприятия, составленная из нераспределенной прибыли и выполняющая страховую роль, обеспечивающая бесперебойную работу компании и выполнение обязательств перед контрагентами даже в кризисных ситуациях. Это запасной источник финансов, к использованию которого организация прибегает в тех случаях, когда несет убытки или остро нуждается в инвестициях.

Резервный капитал предприятия выступает финансовым источником:

  • при устранении дефицита оборотных средств в ходе текущей деятельности компании;
  • краткосрочных денежных инвестициях.

Обязательным условием расходования резервов является дефицит средств в других финансовых источниках компании (оборотные средства, прибыль и пр.).

Назначение резервного капитала

Цели, на которые допустимо тратить резервный капитал, строго регламентированы законодательно. Резервные средства компания может направлять:

  • на возмещение убытков и потерь;
  • возврат долгов по облигациям;
  • обратный выкуп акций акционерного общества (АО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО);
  • уплату доходов инвесторам;
  • уплату дивидендных доходов держателям привилегированных акций;
  • погашение срочных кредиторских обязательств.

Ни для каких других целей резервный капитал использовать нельзя.

Особенности формирования

Правом создавать резервные фонды наделены все юридические лица: ООО, АО, унитарные предприятия и пр. Акционерные общества, в отличие от других юридических лиц, обязаны формировать резервный капитал! Установленная законом нижняя граница размера резервного капитала АО — 5 % от объема уставного капитала.

Для каждой формы собственности имеются свои особенности пополнения и использования финансов резерва.

Процесс образования резервного капитала регулируется общими законодательными нормами и учредительной документацией конкретной компании.

Резервный фонд АО

На пополнение фонда ежегодно выделяются обязательные отчисления, продолжающиеся до тех пор, пока не будет достигнут необходимый размер резерва. Объем ежегодных отчислений определяется акционерами, отражается в уставе, он не должен быть меньше 5 % от объема чистой прибыли.

Резервный фонд ООО

Закон об обществах с ограниченной ответственностью (№ 14-ФЗ) предусматривает самостоятельное принятие решения учредителями организации о необходимости образования резервного фонда. Минимальный порог для размера резервного капитала отсутствует. Единственным обязательным условием является фиксация решения о размере фонда в уставной документации.

Источником финансирования при пополнении резервного фонда, так же как и в случае АО, является отчисление части прибыли. Объем отчислений устанавливают учредители на свое усмотрение.

Значение резервного фонда

Пространство для применения резервного капитала серьезно ограничено. Его основной функцией является компенсация убытков компании. Это своего рода финансовая подушка безопасности.

Процесс траты резервных финансов никак не влияет на активы компании: не уменьшает и не увеличивает их. Он изменяет лишь состав собственного капитала организации.

Формирование резервного капитала — это вспомогательное средство экономии корпоративных финансов. Фонд, образуемый отчислениями от дохода компании, защищает часть прибыли от немедленного расходования сразу после ее появления, вынуждает откладывать ее про запас, на случай потенциальных убытков — и тем самым страхует предприятие от острых негативных последствий кризиса.

Резервный капитал — это актив компании, который формируется из нераспределенных доходов для того, чтобы покрывать непредвиденные траты и убытки.

Например, он может пригодиться для выкупа акций компании или выплат по задолженностям в случае, если других средств для этого не окажется. Цели его использования предусмотрены уставом компании.

Резервный капитал, как и другие активы организации, должен учитываться при составлении бухгалтерских отчетов. Отражается он сразу в нескольких счетах.

При учете капитала есть ряд нюансов. Поэтому небольшим компаниям, в штате которых нет постоянного бухгалтера, или индивидуальным предпринимателям может понадобиться помощь знающего бухгалтера при учете резервного капитала.

Величина резервного капитала

Резервные средства организации накапливаются за счет ежегодных обязательных отчислений. Их размер не может быть меньше того лимита, который установлен законодательно.

Так, например, для акционерных обществ минимальная ежегодная ставка отчислений — 5% от прибыли компании. Унитарные предприятия, ООО и организации с зарубежными инвестициями могут устанавливать данную ставку самостоятельно.

Индивидуальные предприниматели могут вообще не иметь резервных средств, ведь их ответственность по долгам обеспечивается за счет их личной собственности. Соответственно, если ИП хочет оформить себе запасной капитал, он может добровольно и самостоятельно устанавливать минимальную ставку ежегодных отчислений.

Величина отчислений утверждается на собрании учредителей компании, после чего прописывается в уставных документах. В случае, если размер уставного капитала изменяется, то сумма ассигнования в резервный фонд должна быть пересмотрена.

Необходимо, чтобы она соответствовала пятипроцентному минимуму для акционерных обществ или тому минимуму, который был установлен уставными документами. Если, конечно, для организации конкретного типа минимальный размер резервных средств не установлен законом.

Формирование и учет резервного капитала

Формирование резервных средств нужно начинать после того, как был утвержден комплекс бухгалтерской отчетности. Он поможет выявить размер нераспределенной прибыли, а также определить схемы ее направления на различные отрасли деятельности.

Унитарные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, компании, получающие западные инвестиции, и индивидуальные предприниматели могут устанавливать размер резервного капитала самостоятельно.

Что касается бухгалтерского учета резервных средств, то их требуется дифференцировать по целям использования. Для этого в бухучете предусмотрено несколько счетов:

  • счет 82 отражает движение резервных денег;
  • счет 96 бронирует деньги для плановых расходов, которые предстоят компании;
  • счет 63 отражает накопления для покрытия задолженностей;
  • счет 59 отражает подсчет по каждой категории резервов;
  • счет 99 отражает результаты деятельности фирмы, учитывая все доходы и расходы.

Счет 99 закрывают по окончании отчетного года и только после того, как была распределена чистая прибыль.

Даты отчислений фиксируются в обычном порядке, что в дальнейшем позволяет на собрании учредителей компании заниматься анализом всех операций с накопленными финансами.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.


Резервный капитал является страховочным финансовым источником, используемым чаще всего для покрытия образовавшихся убытков. Следует иметь в виду, что при обращении к разным законодательным актам встречаются разные наименования: резервный фонд и резервный капитал, что в рамках исследуемой темы обозначает одно и то же. Об источниках формирования данного фонда вы узнаете из нашей статьи.

Резервный капитал в балансе - это…

Величина резервного капитала отображается в строке 1360 баланса, что свидетельствует о том, что резервный капитал является составляющей общего капитала организации, отражаемого в итоговой строке 1300.

О том, что резервный капитал входит в состав собственного капитала компании, указывается и в п. 66 Положения по ведению бухучета и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н (далее — ПВБУ).

Как отразить резервный капитал в балансе и какие нюансы нужно учесть при заполнении данной строки, детально рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по налогам. Это бесплатно.

Резервный капитал — актив или пассив?

Капитал и резервы компании относятся к ее пассивам, поэтому вполне логично, что резервный капитал как составляющая собственного капитала является, конечно же, пассивом.

Кроме того, в бухучете информация о состоянии и перемещении резервного капитала обобщается на счете 82, который также является пассивным.

Резервный капитал предназначен для накопления части чистой нераспределенной прибыли, которая впоследствии будет расходоваться преимущественно на покрытие убытков.

Резервный капитал у АО и ООО — в чём отличия?

За счет чего происходит формирование резервного капитала?

  1. В соответствии с действующим законодательством основным источником формирования резервного капитала являются отчисления из чистой прибыли.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Можно ли указать в уставе ООО, что прибыль не распределяется между участниками, а направляется в резервный фонд или на уставные цели общества? Как это отразить? Ответы на эти и другие вопросы см. в справочно-правовой системе К+. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Если компании довелось обратиться к источнику резервного капитала для покрытия убытков, образовавшихся по итогам отчетного периода, то в следующем периоде придется снова производить отчисления из чистой прибыли до достижения уставного значения.

  1. Кроме указанного выше способа пополнения резервного капитала за счет части нераспределенной прибыли существует также возможность в частных случаях сформировать резервный капитал за счет имущественных взносов учредителей.

Вносимые акционерами вклады, передаваемые обществу в виде имущества, согласно п. 2 ПБУ 9/99, не признаются доходами компании. А в подп. 3.4 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса говорится, что к доходам, признаваемым в целях налогообложения, не относятся вклады акционеров имуществом, сделанные в целях увеличения чистых активов и фондов. Это значит, что они могут быть направлены в том числе и на формирование резервного капитала.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что акционеры с целью увеличения чистых активов могут делать взносы имуществом (неимущественными и имущественными правами) также и путем формирования резервного капитала.

Больше информации о чистых активах вы получите при изучении наших статей:

Так, например, многие некоммерческие организации создают резервные фонды за счет паевых взносов участников (подп. 16 п. 3 ст. 1, подп. 1 п. 4 ст. 6 закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ, п. 7 ст. 34 закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ). А планом счетов для предприятий агропрома, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства от 13.06.2001 № 654, прямо предусмотрена возможность формирования резервного фонда за счет взносов участников.

Пример 1:

В целях увеличения размера чистых активов акционеры агрокомпании приняли решение сделать взнос в резервный капитал (далее — РК) в виде материалов на сумму 100 000 рублей.

В связи с этим в бухучете будут сделаны 2 проводки:

  • Дт 10 Кт 75 на сумму 100 000 рублей — при поступлении материалов от акционеров в озвученных выше целях;
  • Дт 75 Кт 82 на сумму 100 000 рублей — формирование РК.

Пример 2:

На совете акционеров приняли решение об увеличении чистых активов путем осуществления взноса 2 000 000 рублей в РК АО. Акционеры сделали взносы в общем объеме 2 000 000 рублей.

В связи с этим в бухучете будут сделаны 2 проводки:

  • Дт 51 Кт 75.3 на сумму 2 000 000 рублей — поступление денежных средств от акционеров для пополнения РК;
  • Дт 75.3 Кт 82 на сумму 2 000 000 рублей — формирование РК из внесенных акционерами взносов.

О нюансах учета резервного капитала читайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Как происходит увеличение/уменьшение резервного капитала?

Пример:

На собрании акционеров было принято решение увеличить УК с 200 000 000 рублей до 300 000 000 рублей. При этом у АО на момент принятия данного решения уже был сформирован резервный капитал в размере 10 000 000 рублей. Соответственно, АО после увеличения размера УК до 300 000 000 рублей придется нарастить резервный капитал на 5 000 000 рублей (300 000 000 рублей × 5% – 10 000 000 рублей).

Если же было принято решение уменьшить размер УК, то появляется основание и для уменьшения РК. Это изменение правомерно осуществить лишь после госрегистрации изменений в уставе, касающихся уменьшения размера УК. Уменьшение РК в бухучете оформляется проводкой Дт 82 Кт 84.

Итоги

При изменении УК общества также необходимо пересмотреть и размер резервного капитала. Если было произведено увеличение УК, а размер сформированного РК стал меньше граничного, тогда его следует начать наполнять за счет чистой прибыли или в установленных законом случаях — за счет имущественных взносов акционеров, направленных на увеличение чистых активов (или паевых взносов).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Елизавета Кобрина

Резервный капитал — это собственные средства. Одни организации должны создать резерв согласно закону, а другие формируют его на добровольных началах. За счет резерва можно закрыть убыток, компенсировать непредвиденные расходы, выкупить свои акции и др. Расскажем, как отражать работу с резервным фондом в бухучете.

Что такое резервный капитал

Это одна из составляющих собственных средств организации. Чтобы его создать, компания каждый год делает в него взносы. Средства для этого берут из нераспределенной прибыли, взносов участников организации.

АО указывают в нормативке минимальный размер резерва, суммы отчислений, правила использования и источники формирования. Правила фирма прописывает в своем уставе, учитывая требования закона. Например, АО само определяет размер фонда и суммы вложений, но при этом есть правило о 5%. В резерв отчисляют от 5% и больше чистой прибыли, а сам резерв должен быть не меньше 5% уставного капитала.

Как можно использовать резервный фонд

Учет резервного капитала

Организации с обязанностью иметь резерв обычно ограничены в том, как его использовать. В законе прописаны определенные цели, например:

  • для АО — покрытие убытка, выкуп своих акций;
  • для унитарных предприятий — только возмещение убытков;
  • кредитный кооператив — возмещение убытков и непредвиденных трат.

Организации, которые формирую тего по своему желанию, сами решают, на что его можно потратить, и прописывают варианты в уставе. Это касается ООО, ТСЖ и пр.

Резервный фонд надо пополнять, пока он не достигнет размера, прописанного в уставе. Потом взносы можно не делать. Но если организация потратит часть резерва и он снова станет ниже необходимого уровня, пополнять придется снова, пока там не накопится достаточно средств.

Бухучет резервного капитала

Для его учета в бухгалтерии есть специальный счет — 82. Он пассивный, так что создание резерва отражают по кредиту, а его использование — по дебету. Счет, который будет стоять рядом, зависит от того, как сформировался капитал и на что он был потрачен. Точно также и с подтверждающими документами.

Проводки для формирования резервного капитала

За счет чистой прибыли фиксируют проводкой Дт 84 (99) Кт 82. Документ-основание — бухгалтерская справка с расчетом суммы отчислений в резервный фонд. Проводка формируется в том году, в котором получена прибыль. Никаких дополнительных решений от собрания участников или акционеров для этого не требуется.

Пример формирования из чистой прибыли

Тогда в бухучете будет сделана запись:

Дт 84 Кт 82 — 6 000 рублей — часть нераспределенной чистой прибыли перечислены на формирование резервного фонда.

За счет взносов членов (пайщиков) отражается следующими проводками:

  • Дт 76 Кт 86 — отражаем задолженность членов по взносам в фонд;
  • Дт 51 (50, 55) Кт 76 — показываем поступление взносов;
  • Дт 86 Кт 82 — направляем взносы в резервный фонд.

Для подтверждения проводок понадобятся документы с расчетом задолженности по взносам и документы на перевод средств (платежные поручения, банковские выписки, расписки).

Проводки для использования резервного капитала

Погашение убытка отчетного года оформляется проводкой Дт 82 Кт 84. Бухгалтерская запись составляется на дату принятия решения об использовании части резерва для покрытия убытков. Чтобы подтвердить операцию, понадобится это самое решение и бухгалтерская справка с расчетом. Такое покрытие считается событием после отчетной даты, поэтому в пояснениях к годовому отчету за убыточный год надо будет отразить это решение и направленную на покрытие убытка сумму.

Выкуп собственных акций и погашение облигаций оформляют проводкой Дт 82 Кт 66, 67. Это возможно, если других источников собственных средств для этого не хватает.

Покрытие непредвиденных расходов отражается по дебету счета 82 в корреспонденции со счетом затрат. Это могут быть расходы основного производства (счет 20), общепроизводственные расходы (счет 26), общехозяйственные расходы (счет 26), расходы на продажу (счет 44), расходы на покупку материалов у поставщиков (счет 60) и другие.

Непредвиденными принято считать расходы, которые организация никак не могла предвидеть. Например, авария на производстве, хищение имущества, крупный штраф и пр.

Подтвердить операцию нужно решением общего собрания. Дополнительно может понадобиться бухгалтерская справка-расчет.

Проводки для уменьшения резервного капитала

Бывает, что организация сразу прописывает в учредительных документах размер резервного фонда, который намного больше минимального по закону. В таких случаях можно пересмотреть свое решение и уменьшить минимум.

При этом расформированная часть резервного капитала возвращается в нераспределенную прибыль. Проводка для такой операции — Дт 82 Кт 84.

Налогообложение

Формирование резервного фонда не влияет на налоги ни на одной из систем налогообложения. При формировании его за счет чистой прибыли не образуется расходов, которые можно было бы учесть при налогообложении. А если взносы делают пайщики или члены, то они считаются целевыми поступлениями и не учитываются в доходах.

Использование резервного фонда для покрытия убытков, выкупа акций или направление его на внеплановые затраты тоже не повлияет на налоги. При этом сами операции будут учтены.

Резервный капитал в бухгалтерской отчетности

Он показывается в бухгалтерском балансе и отчете об изменении капитала.

В отчете об изменениях капитала это строка 3340. Тут надо показывать, как меняется резервный капитал за счет других составляющих капитала (то есть без изменения общей суммы). Например, в отчете за 2021 год могут быть учтены:

  • направление части прибыли 2020 года в резервный фонд;
  • направление резервного фонда на покрытие убытков 2020 года.

Ведите учет резервного капитала в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Он поможет отражать операции по формированию и использованию резервного фонда и по итогам отчетного периода автоматически составить бухгалтерский баланс и отчет об изменениях капитала. А еще в Бухгалтерии можно сдавать отчетность через интернет, вести расчеты с сотрудниками

Резервный капитал — это собственные средства. Одни организации должны создать резерв согласно закону, а другие формируют его на добровольных началах. За счет резерва можно закрыть убыток, компенсировать непредвиденные расходы, выкупить свои акции и др. Расскажем, как отражать работу с резервным фондом в бухучете.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

В статье расскажем, кому подходит онлайн-бухгалтерия от Контура, как начать в ней работу и найти все полезные вкладки и кнопки.

Счет 76 предназначен для учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Сюда попадают контрагенты, которых нельзя отнести ни к одной из категорий: поставщик, покупатель, заказчик, кредитор, государственный орган и т.д. Дадим характеристику счету 76, разберемся, когда он применяется и с какими счетами его можно сочетать.

  • Центр поддержки
  • Заказать звонок
  • Написать в чат
  • Помощь

Попробовать бесплатно 14 дней

Читайте также: