Проблемы культуры 21 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Итак, мы убедились, что современная культура заметным образом отличается от предшествующих культурных эпох. И в первую очередь это следствие развития информационных технологий, которые взрастили массовую культуру, предназначенную для большинства.

1. Массовое кино, целью которого является удовлетворение массовых примитивных потребностей. Люди безмолвно потребляют то, что им навязывают.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Зибольд, Кемпфер, Тунберг и др. Впечатления путешественников конца XVII — начала XIX века[115]

Зибольд, Кемпфер, Тунберг и др. Впечатления путешественников конца XVII — начала XIX века[115] …После сильной бури, 5 августа 1823 г., на рассвете мы увидели совершенно разбитый корабль, дрейфовавший на двух якорях. У него на было уже ни мачт, ни парусов. Но по флагу мы увидели, что

Быт старого Петербурга конца XIX— начала XX века в воспоминаниях старожил

Быт старого Петербурга конца XIX— начала XX века в воспоминаниях старожил В мемуарной литературе прошлая повседневная жизнь занимает особое место. Разные мотивы побуждали старожил взяться за перо.Так, в 1892 г. петербургский чиновник С. Ф. Светлов составил подробный

3. Женская тема в официальной проповеди конца XVI и начала XVII века

Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII — начала XIX столетия

Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII — начала XIX столетия Интерес к истории не был специфической чертой какого-либо одного из направлений в русской культуре XVIII в. Значимым было другое — природа этого интереса, специфика самого содержания понятия

Чеченская литература конца XIX — начала ХХ века

Чеченская литература конца XIX — начала ХХ века С наступлением XX века остался позади великий, длиной в две тысячи с лишним лет, путь формирования духовной культуры чеченцев — этой особой и неповторимой, многослойной системы художественности, в каждом пласте которой

2.5. От гранжа к винтажному потреблению: мода конца XX – начала XXI века

2.5. От гранжа к винтажному потреблению: мода конца XX – начала XXI века Если 1980-е – эпоха изобилия, то 1990-е – время экономического и энергетического кризиса, в котором оказались не только страны Европы, но и ближнего Востока. В 1986 г. произошла авария на атомной электростанции

56. Проблемы культуры конца XX – начала XXI вв

56. Проблемы культуры конца XX – начала XXI вв Итак, мы убедились, что современная культура заметным образом отличается от предшествующих культурных эпох. И в первую очередь это следствие развития информационных технологий, которые взрастили массовую культуру,

Глава 12. Русская религиозно-философская антропология конца XIX – начала XX в.

Глава 12. Русская религиозно-философская антропология конца XIX – начала XX в. В России XVIII в. целиком прошел под знаком западноевропейского влияния, поэтому трудно говорить об оригинальной антропологии в этот период. Культура и философия в России долгое время развивались

Петербургский женский костюм конца XIX – начала XX века из собрания Н.А.Костригиной

Петербургский женский костюм конца XIX – начала XX века из собрания Н.А.Костригиной Наталия ВершининаБолее десяти лет собирает коллекцию предметов городского костюма второй половины XIX – начала XX века известный петербургский антиквар Наталья Анатольевна Костриги- на. В

Пейзажная живопись конца XIII – начала XVII века

Пейзажная живопись конца XIII – начала XVII века В конце XIII века завоеванный Китай стал центром государства монголов, положивших начало новой династии Юань. Впервые вся территория Китая была подчинена чужеземной власти. Этот период длился около 90 лет и характеризовался

Интерес к культуре на рубеже XX – XXI вв. определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации, определить пути будущего развития культуры.

Потребность в изучении феноменов культуры обусловлена и разрушением экономической среды. Гибель лесных покровов планеты, загрязнение океана и рек – эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики. И здесь возникают вопросы: “Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизировать их отношения?”

Важными проблемами современной культуры являются вопросы о значении техники для культуры XX – XXI века, о социальном равенстве как ценности современной культуры, об охране памятников культуры и т. д.

Многие духовные ценности культуры зачастую нуждаются в охране. Например, охрана чистоты русского языка, памятников культуры.

В чем состоит проблема охраны памятников культуры?

- физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за тем или иным памятником;

- реставрация - один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать;

- консервация - сохранение памятника в том виде, в котором он дошел до нас;

- возведение "новоделов", т. е. создание копий некогда разрушенных памятников или частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера и т. д.;

- музеефикация, т. е. комплексный подход к реставрации памятника, превращение его в объект музейного показа.

Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества в целом.

Каждая эпоха имеет свои проблемы и свой собственный взгляд на охрану культурного наследия. Так в XVII-XVIII вв. нет понятия "памятник истории и культуры". Не было ни одного указа до Петровского времени об охране какого-либо памятника. Но всегда существовало негласное мнение, что разрушить какую-либо древность (икону, храм, надгробие, курган и т.п.) - это грех. Одни из первых указов Петра (XVIII в.) касаются предметов искусства - "курьезные вещи" или "что зело старо, то необыкновенно". Однако объекты, появившиеся на памяти живущего поколения, как правило, к памятникам не причислялись. В 1869 г. возникает "Проект положения об охране памятников". В нем памятники делятся на следующие группы:

· Памятники архитектуры (здания, насыпи, валы, курганы);

· Памятники письменные (рукописи, старопечатные книги);

· Памятники живописи (иконы, стенопись);

· Памятники ваяния, резьбы, изделий из золота, серебра, меди и железа.

После октябрьской революции появляется ряд декретов об охране памятников, тогда и прижилось понятие "исторический памятник", в эту категорию вошли и памятники новейшего времени: дома, вещи знаменитых людей.

Исторический и мемориальный - такие же важные критерии для памятника как временной и художественный. С 1924 г. памятники разделяют на две категории:

· Движимые, т.е. экспонаты музеев, произведения искусства;

· Недвижимые, т.е. скульптурные ансамбли.

Но как показало время, иногда в случае крайней необходимости и недвижимые памятники могут стать движимыми. В 1976 г. создается закон об охране памятников, в котором выделяется несколько видов недвижимых памятников:

· Памятники археологии (раскопки);

· Памятники истории (дома);

· Памятники архитектуры (любые памятники до начала XIX в.);

· Памятники искусства (в основном движимые);

· Документальные памятники (требуют особых условий хранения).

И, наконец, появляется новый термин "наследие" или "историко-культурное наследие" (70-е гг.) - это любой вид памятника, который представляет из себя значительный и важный источник изучения частной или государственной жизни.

Существуют также и более абстрактные понятия: "памятное место" или "духовный памятник", к примеру, это может быть маршрут крестного хода, который совершался десятилетиями, места сражений и религиозных явлений. Всегда любой памятник рассматривается в социальном, экономическом и политическом контексте.




Для охраны и изучения памятников культуры необходим комплексный подход, т. е. сохранение и изучение в контексте среды.

План семинара № 10

1. Основные особенности и черты культуры ХХ века.

2. Глобальные проблемы современности и исторические судьбы культуры.

3. Столкновение цивилизаций.

5. Футурологические концепции перспектив развития человечества.

6. Достижения и проблемы культуры к началу XXI в.

7. Техника и ее роль в развитии культуры.

Основные понятия: техника, наука, интеллектуализация, информатизация, компьютеризация, роботизация, отчуждение, гуманизация, “одномерный человек”, интернационализация культуры, культурная экспансия, массовая культура, корпоративная культура, элитарная культура, всеобщая культура, контркультура.

Интерес к культуре на рубеже XX – XXI вв. определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации, определить пути будущего развития культуры.

Потребность в изучении феноменов культуры обусловлена и разрушением экономической среды. Гибель лесных покровов планеты, загрязнение океана и рек – эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики. И здесь возникают вопросы: “Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизировать их отношения?”

Важными проблемами современной культуры являются вопросы о значении техники для культуры XX – XXI века, о социальном равенстве как ценности современной культуры, об охране памятников культуры и т. д.

Многие духовные ценности культуры зачастую нуждаются в охране. Например, охрана чистоты русского языка, памятников культуры.

В чем состоит проблема охраны памятников культуры?

- физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за тем или иным памятником;

- реставрация - один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать;

- консервация - сохранение памятника в том виде, в котором он дошел до нас;

- возведение "новоделов", т. е. создание копий некогда разрушенных памятников или частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера и т. д.;

- музеефикация, т. е. комплексный подход к реставрации памятника, превращение его в объект музейного показа.

Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества в целом.

Каждая эпоха имеет свои проблемы и свой собственный взгляд на охрану культурного наследия. Так в XVII-XVIII вв. нет понятия "памятник истории и культуры". Не было ни одного указа до Петровского времени об охране какого-либо памятника. Но всегда существовало негласное мнение, что разрушить какую-либо древность (икону, храм, надгробие, курган и т.п.) - это грех. Одни из первых указов Петра (XVIII в.) касаются предметов искусства - "курьезные вещи" или "что зело старо, то необыкновенно". Однако объекты, появившиеся на памяти живущего поколения, как правило, к памятникам не причислялись. В 1869 г. возникает "Проект положения об охране памятников". В нем памятники делятся на следующие группы:

· Памятники архитектуры (здания, насыпи, валы, курганы);

· Памятники письменные (рукописи, старопечатные книги);

· Памятники живописи (иконы, стенопись);

· Памятники ваяния, резьбы, изделий из золота, серебра, меди и железа.

После октябрьской революции появляется ряд декретов об охране памятников, тогда и прижилось понятие "исторический памятник", в эту категорию вошли и памятники новейшего времени: дома, вещи знаменитых людей.

Исторический и мемориальный - такие же важные критерии для памятника как временной и художественный. С 1924 г. памятники разделяют на две категории:

· Движимые, т.е. экспонаты музеев, произведения искусства;

· Недвижимые, т.е. скульптурные ансамбли.

Но как показало время, иногда в случае крайней необходимости и недвижимые памятники могут стать движимыми. В 1976 г. создается закон об охране памятников, в котором выделяется несколько видов недвижимых памятников:

· Памятники археологии (раскопки);

· Памятники истории (дома);

· Памятники архитектуры (любые памятники до начала XIX в.);

· Памятники искусства (в основном движимые);

· Документальные памятники (требуют особых условий хранения).

И, наконец, появляется новый термин "наследие" или "историко-культурное наследие" (70-е гг.) - это любой вид памятника, который представляет из себя значительный и важный источник изучения частной или государственной жизни.

Существуют также и более абстрактные понятия: "памятное место" или "духовный памятник", к примеру, это может быть маршрут крестного хода, который совершался десятилетиями, места сражений и религиозных явлений. Всегда любой памятник рассматривается в социальном, экономическом и политическом контексте.

Для охраны и изучения памятников культуры необходим комплексный подход, т. е. сохранение и изучение в контексте среды.

План семинара № 10

1. Основные особенности и черты культуры ХХ века.

2. Глобальные проблемы современности и исторические судьбы культуры.

3. Столкновение цивилизаций.

5. Футурологические концепции перспектив развития человечества.

6. Достижения и проблемы культуры к началу XXI в.

7. Техника и ее роль в развитии культуры.

Основные понятия: техника, наука, интеллектуализация, информатизация, компьютеризация, роботизация, отчуждение, гуманизация, “одномерный человек”, интернационализация культуры, культурная экспансия, массовая культура, корпоративная культура, элитарная культура, всеобщая культура, контркультура.

Наполненность гносеологического пространства таким большим числом синонимов в современной науке может быть свидетельством напряженных попыток осмыслить социокультурный процесс, имеющий место в России постсоветского периода.

С одной стороны, современная культура подвержена влиянию формирующихся на сегодняшний день социально-политических и общественно-хозяйственных механизмов в социуме. С другой стороны, культура отдельно в ощутимой степени влияет на них, выступая, тем самым, своеобразным катализатором общественного процесса.

На современный этап переосмысления культурных ценностей и последующую судьбу российской культуры во многом влияют ее духовное состояние, социальная и гражданская позиции каждого гражданина страны, а также освоение им богатств как российской, так и мировой культур.

В связи с этим, ситуацию касательно современной отечественной культуры не стоит оценивать однозначно и категорично, так как, во-первых, она крайне сложная и противоречивая, а во-вторых, еще до конца не исследована глубина и масштаб происходящих в ней трансформаций.

Проблемы культуры

На современном этапе исследователи обозначают такие самые очевидные проблемы культуры в современной Российской Федерации:

  • Стирание духовной самобытности отечественной культуры, что влечет за собой унификацию обычаев, традиций и образа жизни (в частности, людей, живущих в городах) по зарубежным лекалам. Итогом массового копирования образа жизни и моделей поведения по образцу Запада может служить стандартизация запросов культуры, потеря национальной культурной идентичности и деструктив индивидуальности отечественной культуры.
  • Разрушение идеологии культуры и устранение монопольного положения государственного аппарата на культуру. В содержательном плане это повлекло за собой, с одной стороны, большую свободу творчества и свободу выбора в культурной отрасли, с другой – потерю контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителям продукции культуры. Все эти действия в конце концов становятся преградой для нормального процесса взаимного действия, а также обмена данными культуры и социума.
  • Коммерциализация культуры. На сегодняшний день, данный процесс обладает односторонней направленностью: богатые люди нашей страны желают вкладывать ресурсы в индустрию развлечений (так как сегодня это довольно высокодоходная сфера). Одновременно с этим такие институты культуры как учреждения образования, музейные комплексы, театры, библиотеки, а также все классическое искусство в его проявлениях не интересны предпринимателям и инвесторам с точки зрения коммерции, испытывают трудности из-за нехватки финансирования. Очевидно, что такое положение дел приводит к кризису этих институтов.

В сложившейся ситуации особенную тревогу вызывает молодежь нашей страны, которая все дальше делает шаги от духовной культуры, так как несоответствующее положение декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и настоящей жизни влечет за собой разрушение нравственных оснований и правовой нигилизм.

  • Возрастание интереса к культурам отдельных национальностей. Данное явление влечет за собой очевидное формирование уважения к ним, но при этом также рост внимания к национальным культурам зачастую используется в своих корыстных интересах политическими элитами. Данное действие может стать причиной дестабилизации социального и государственного устройства и порядка в социуме.
  • Культурно-коммуникативное равнодушие населения, которое приводит к угасанию интереса к чтению книг в пользу более интерактивных, зрелищных форм (прежде всего телевидения), упадку посещаемости учреждений культуры и образования.
  • Проблема состояния русского языка, изучаемая в качестве индикатора культуры. По мнению исследователей, на современном этапе в русском языке наблюдаются отрицательные трансформации, ставшие причиной снижения степени грамотности, распространения иностранных слов, широкого распространения сквернословия в повседневной речи людей.
  • Влияние на культуру Российской Федерации глобализационных процессов в рамках хозяйственных и политических изменений в жизни отечественного общества. С одной стороны, это может стать причиной развития межкультурного обмена и взаимного культурного действия, с другой – формирует угрозу разрушить национальные культуры, что провоцирует ответную реакцию - защитить собственную культуру, стимулирует интерес к историко-культурному культуры, его истокам, ценностям.

В современной культурной жизни Российской Федерации на молодежь возлагается ответственность за то, чтобы в полной мере сохранить и развить национальные культурные традиции и ценности, а также цивилизованно и без потерь интегрировать России с мировым сообществом и культурным пространством.

В связи с этим, особенно актуальной становится выработка системы методов культурной политики и создание адекватных им механизмов, которые бы имели конкретно обозначенные приоритеты, а также помогли усилить фокус внимания к соответствующим основным проблемам создания культуры в современной Российской Федерации.

Положительные факторы

Невзирая на описанные выше угрозы и проблемы, справедливости ради, необходимо обозначить на сегодняшнем этапе и положительные факторы развития отечественной культуры:

  • расширилось количество видов и форм художественного творчества, а также обогатился спектр культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов и ассоциаций;
  • обогатился российский историко-культурный обмен;
  • пропало негативное чувство культурной изоляции;
  • культурные и образовательные учреждения страны было возвращено большое количество художественных ценностей, которые ранее несправедливо предались забвению;
  • более востребованным и во многом заново освоенным стал внушительный гуманитарный потенциал отечественной культуры – философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль;
  • применение определенной и адресной поддержки различных инициатив, которая осуществляется в виде целевых программ, более подробно описанных ниже.

Целевые программы

В числе целевых программ можно назвать следующие.

Исследование места и роли культуры в социальной жизни, закономерностей ее развития обладает большим практическим значением. В современных условиях становится очевидной истина: нельзя проводить в жизнь хозяйственные и политические программы, не принимая во внимание культурного уровня населения. Иными словами, рост культурного уровня есть необходимая предпосылка общественно-хозяйственного роста.

Культура охватывает практически все сферы человеческой деятельности. Она направлена на увеличение качества жизни и воспитание в людях высоких моральных ценностей. Развитие современной культуры в России тесно связано с накопленным опытом. Мировые тенденции тоже играют немалую роль в ее становлении.

Культура России

Немного истории

После распада СССР в 90-х годах единая культура, существовавшая в стране, распалась на более мелкие части, образовав субкультуры. Между ними нарастало напряжение, так как по своей сути они были разными и существовать в едином социокультурном пространстве не могли.

Россия 90-х

Новое государство, сформированное после распада Советского Союза, оказалось в иных экономических, культурных и политических условиях. Современная культура очутилась в новых реалиях. Конечно, появилось много плюсов, ведь она перестала подвергаться жесткой цензуре, но без минусов тоже не обошлось, поскольку ее деятели потеряли главного заказчика — государство.

Так как культуру почти никто не контролировал, формировать ее пришлось самому обществу. В народе появились разногласия: одни считали, что отсутствие общей идеи приведет к кризису, другие были уверены, что культура станет развиваться естественным путем.

Устранение идеологических барьеров благотворно повлияло на создание духовной культуры. Но экономические проблемы и переход к рыночной экономике поспособствовали ее коммерциализации. Начался кризис современной культуры, она нуждалась в государственной поддержке, но ее не получила.

Произошло стремительное разделение между элитарной и массовой культурой, а также между возрастными поколениями.

Музыкальное искусство

Музыкальная культура России

Ценители следят за выпуском альбомов, подолгу слушают их, знают отлично исполнителей, жанры, тексты, то есть подходят к прослушиванию музыки ответственно. Любители не уделяют ей столько времени, зачастую не знают музыкантов по именам, но могут придерживаться определенных жанров и исполнителей. Чаще всего это обычные меломаны, слушающие сегодня рок, а завтра рэп или попсу.

Существует определенное разделение музыкальных вкусов у разных поколений.

Пожилые люди предпочитают что-нибудь легкое и напевное, представители среднего возраста — классику, музыку 80-х и 90-х, младшее поколение отдает предпочтение рэпу, попсовой музыке и року.

Отечественный кинематограф

В 2000-х годах российский кинематограф оказался в плачевном состоянии. В производство вливались сомнительные инвесторы, а зрителей в кинотеатрах было мало. Дела пошли лучше с укреплением экономики: в больших городах стали появляться кинозалы, доход у рядового зрителя вырос, поэтому теперь он мог тратить деньги на развлечения.

Отечественный кинематогроф

Объяснить популярность таких фильмов можно. Во-первых, подобные кинокартины продолжают традиции советских фильмов о войне, напоминают о прошлом. Во-вторых, они почти всегда подходят зрителям разных возрастов и полов, характеризуются разнообразием: здесь есть и спецэффекты, и драма, а нередко и любовная линия.

Живопись и архитектура

Архитектура России

Современная российская живопись отражает мрачную действительность и обнажает проблемы общества. Популярными становятся картины с изображением духовной и физической деградации (Василий Шульженко), портреты людей-зверей (Коржев, Пазаренко). Нередко художники изображают разруху или мрачные пейзажи городских улиц.

Несмотря на это, трудно выбрать стили, которые ярко доминируют над остальными. Свое место нашли и классические пейзажи, и абстракционизм.

В архитектуре проектированием особо важных объектов в стране занимаются западные специалисты. Но они не всегда понимают культуру россиян, историю застройки региона и т. д. Другая особенность российской архитектуры — это то, что немногие компании вкладывают в современное строительство. Многие компании не заинтересованы оставить наследие будущим поколениям. Они не стремятся построить здания, которые бы стали памятниками архитектуры.

Основная часть населения может даже не задумываться, насколько эстетично построено здание. Намного важнее безопасность и доступность. К сожалению, у нас в стране архитектура и общество сильно удалены друг от друга — это можно назвать проблемой российской культуры. Главные правила, нормы урбанистики и архитектуры в России сла́бо функционируют. Социальное жилье строится как под копирку и почти ничем не отличается от типовых зданий 80-х годов.

Стоит отметить, что российскому потребителю можно привить хороший вкус, но необходим мощный рывок во всей отрасли. Необходимо поддерживать талантливых архитекторов, реализовывать интересные проекты. Страна нуждается в красивых и многофункциональных домах.

Перспективы и проблемы культуры

Культура современной России

Граждане нашей страны переживают этап переосмысления культурных ценностей и сущности само́й культуры. Все зависит от гражданской и социальной позиции, от духовного состояния человека, а также от того, насколько он осваивает богатство местной и мировой культуры.

Культурную ситуацию в РФ сложно оценить однозначно и кратко, потому что она крайне сложна и противоречива. Несмотря на это, специалисты могут выделить три основные проблемы:

  1. Коммерциализация культуры. Инвесторы предпочитают вкладывать деньги в развлекательную индустрию, забывая о таких институтах, как музеи, театры, библиотеки. Все эти направленности испытывают финансовые трудности, что ведет к их кризису. Особую тревогу вызывает младшее поколение, все больше отдаляющееся от духовных ценностей.
  2. Деидеологизация культуры и потеря государственной монополии. С одной стороны, творчество получило большую свободу, с другой — за его качеством следят уже не так тщательно, не всегда потребителю достается адекватная продукция.
  3. Духовная самобытность культуры РФ размывается, обычаи, традиции и образ жизни становятся унифицированными по образцу западных стран. В большей степени это относится к городским жителям. Из-за массового тиражирования западной культуры происходит утрата национально-культурной идентичности.

Но все не так плохо, как может показаться. Сегодня существуют и положительные факторы развития культуры:

  1. Появилось множество форм и видов творчества, стали развиваться общественные объединения, клубы, ассоциации.
  2. Культурный обмен стал богаче.
  3. Культура перестала быть изолированной.
  4. На выставки, в музеи и галереи вернули художественные работы, в театрах появились спектакли, которые раньше были запрещены.
  5. Гуманитарный потенциал продолжает осваиваться, становятся востребованными доклады и статьи по философии, социологии, психологии, экономике.
  6. Появляются специальные программы для поддержки той или иной отрасли культуры.

Культурная жизнь в современной России в какой-то степени все еще формируется и стоит перед чертой новых явлений, у нее есть потенциал. Его достаточно, чтобы ответить на вызов, который бросает современный мир.

УПАДОК СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ Цикл студенческих статей

В избранных статьях студентов факультета журналистики Кубанского государственного университета (второй курс) рассматриваются причины и следствия упадка современной культуры в России, предлагаются возможные пути выхода из тупика, в котором мы оказались. Исследования проводились на материале современной прессы, а также на основе классических работ, посвящённых данной теме.

  1. Татьяна Михайлова. Русский декаданс вчера и сегодня.
  2. Юлия Хроменко. Деградация населения – путь к уничтожению культуры.
  3. Анна Кацерова. Упадок высшего образования.
  4. Полина Доля. Упадок в книгоиздании.
  5. Фёдор Федюн. Вы любите джаз?
  6. Ирина Загорулько. Упадок в музыкальной культуре и на эстраде.
  7. Елена Сизен. Концепция народности в литературно-критической деятельности Ю.И. Селезнёва (опыт первоначального исследования).
  8. Алина Вандышева. Русский социализм как формула спасения.

Русский декаданс вчера и сегодня

О Русь! забудь былую славу:

Орел двухглавый сокрушен,

И желтым детям на забаву

Даны клочки твоих знамен.

Смирится в трепете и страхе,

Кто мог завет любви забыть…

И Третий Рим лежит во прахе,

А уж четвертому не быть.

Сегодняшняя система монетизации творчества продолжает отравлять культуру, но имеет и другие стороны. Этот декаданс можно связать с отсутствием государственной идеологии, ведь по факту в стране действует власть денег.

  1. Валентинов Н. Два года с символистами. М.: XXI-Согласие, 2000. С. 262–264.

Деградация населения – путь к уничтожению культуры

Цель работы – изучить уровень деградации в современном обществе. Поставлены следующие задачи:

  1. Изучить общий уровень чтения населения (от детей школьного возраста до взрослых читателей).
  2. Выявить популярные жанры.
  3. Исследовать состояние современной художественной литературы.
  4. Оценить влияние технологий на современного читателя.

Но не только эти причины являются основными. Двадцать первый век перенасыщен современными технологиями. Люди с головой окунулись в гаджеты. Почти все книги и библиотеки доступны в интернете. Казалось бы, если книги теперь так доступны, то их будут больше читать? Люди выбирают иной путь — развлечения.

Он отмечает главную проблему — общедоступность. Любой ребёнок может получить различную информацию. Автор выделяет ещё одну проблему — фальсификацию исторических данных. Современные романы пишут в историко-фантастическом стиле, поэтому писатели могут искажать факты и не нести за это ответственности.

  1. Доступность открывает возможности для негативной и пагубно влияющей информации.
  2. Всё чаще проявляется недостоверность информации в книгах, искажение исторических фактов.
  3. Если молодое поколение и читает книги, то в большей степени не классику, а фантастику.
  4. Процент читающих людей с каждым годом уменьшается.
  5. Библиотеки теряют свою ценность, а электронные ресурсы не просвещают. Люди используют их зачастую не в образовательных целях.

Чтение не является ценностью в современном обществе.

Упадок высшего образования

Проблема образования была и остается актуальной темой. Ежегодно в нее вносят коррективы, разрабатывают новые программы обучения.

Цель работы — изучить причины упадка высшего образования в России на примере Болонской системы и дистанционного обучения.

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, подписав декларацию в Берлине на саммите министров образования европейских стран. Согласно данной декларации принципы Болонского процесса, которые обязалась воплотить в жизнь Россия до 2010 года, заключаются в следующем:

введение двухуровневого обучения (бакалавриат, магистратура);

введение кредитной системы ECTS (система оценивания);

контроль качества образования;

обеспечение трудоустройства выпускников;

обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Но стоит рассмотреть и отрицательные стороны Болонской системы. Их гораздо больше.

Еще одним минусом является сужение образования в рамках специальности. С одной стороны, это хорошо, так как человек делает одно дело, может сконцентрироваться на свой работе и достичь больших результатов. Но в условиях быстро меняющегося рынка специальность может стать неактуальной, и это грозит безработицей.

Бюрократизация и чрезмерная стандартизация обучения — это тоже минус. Ведь главная задача университета — подготовить в первую очередь творческого, нестандартно мыслящего человека, готового адаптироваться в любой среде. А стандарты и рамки этому явно не научат. Там, где начинаются стандарты — заканчивается творчество.

Не только Болонская система пагубно влияет на образование, но и дистанционное обучение.

— Доступность и гибкость. Образование можно получать из любой точки земного шара. Это один из главных плюсов, особенно в период самоизоляции.

— Обучение в комфортных условиях. Домашняя обстановка создает комфортные условия для обучения. Это помогает студентам избегать стрессов.

— Экономия денежных средств. Студенты возвращаются домой, так как обучение проходит в онлайн-режиме. Теперь они могут не тратить деньги на жильё и транспорт.

— Актуальность. Обучение проходит при помощи современных технологий. С их помощью студенты получают самую новую информацию.

— Возможность пересмотреть занятие. На платформах, в которых проходит обучение, можно записать все занятия, которые там проходят. Отсутствующие или студенты, которые что- то не поняли, могут пересмотреть это в любое время, не пропустив ничего.

— Отсутствие реальной практики. Для закрепления всех пройденных материалов нужна хорошая практика, которую дистанционное обучение предоставить не может. Соответственно, они ничем не закреплены, а это ведет к спаду умственных знаний, потому что теория без практики — ничто.

— Отсутствие нужного оборудования. В вузах обучается большое количество людей из сел, хуторов и деревень. В некоторых попросту отсутствует интернет, что затрудняет процесс обучения или вовсе его останавливает. Некоторые студенты не могут приобрести нужное оборудование (компьютер, микрофон, веб-камеру) для лучшего обучения. В процессе ДО можно столкнуться с отключением света, интернета, перебоем работы компьютера. Удаленное обучение делает людей еще более зависимыми от технических средств.

— Неподготовленность преподавателей. Многие преподаватели старшего возраста не умеют пользоваться современным оборудованием, что затрудняет процесс получения знаний.

Дистанционное образование — вещь очень удобная и полезная. Но только для получения дополнительного образования, повышения квалификации в какой-либо сфере или прохождения курсов. Основное образование лучше получать традиционным способом. Очное обучение намного эффективнее.

В статье была сделана попытка рассмотреть упадок высшего образования в России. По результатам анализа можно сделать вывод: упадок высшего образования – следствие упадка школьного образования, общества в целом.

Упадок в книгоиздании

Упадок культуры, снижение уровня духовности, смена ценностей и ориентиров привели к упрощённому и коммерческому отношению к культурной деятельности. Одним из её проявлений является книгоиздание.

Судьба книги неотделима от судьбы страны. С древних времён книга считалась ценным источником знаний о разных сферах жизни, а умение читать — показателем образованности.

“Чтение — это поддержание культурного уровня нации”, – отметил во время одной из своих лекций для студентов издатель и публицист Борис Куприянов.[24]А сейчас можно услышать нелестные слова в адрес классических авторов: “Зачем их читать, там одна вода”, или “ничего такого великого у них нет”.

Разрушение культуры чтения и упрощённое отношение потенциальной аудитории к книгам взялось не из пустоты. Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев считает, что нежелание россиян брать в руки книгу идёт ещё со школьных лет и связано с деградацией всей системы образования. Некогда и некому подготовить детей к чтению, привить им любовь и уважение к книгам. К тому же, из закона об образовании убрали понятие школьной библиотеки. В России уже многие годы фонды школьных и обычных библиотек практически не пополняются. Раньше лучшая детская литература попадала в фонды детских библиотек и составляла основу чтения детей и подростков. Сегодня список основных книг для чтения размыт и точно не определён. Происходит постепенное угасание существовавшей два века в России традиции чтения русской и мировой классической литературы.

Государство должно прикладывать усилия и поддерживать культуру чтения, вводя налоговые льготы для книгоиздателей и книжных магазинов, развивая библиотеки, а не полагаясь исключительно на эффект социальной рекламы.

Вы любите джаз?

Если исходить из того, что культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура — это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой — показатель её уровня.

Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, музыкальные инструменты, пусть даже самые примитивные, — все это вместе и будет их музыкальной культурой.

В современной России у молодого поколения слушателей (и музыкантов) развился достаточно неординарный музыкальный вкус. Сейчас редко можно угадать, что слушает твой друг, знакомый или просто случайный собеседник. Все может варьироваться: от рэпа (как зарубежного, так и отечественного, который в последние годы переживает свой лучший период за всю его историю) и до рока (тоже как отечественного, так зарубежного). Между этими двумя всем известными (и самыми популярными) жанрами в наше время может затесаться фанк, хип-хоп, электронная музыка. Своего слушателя может найти просто поп-музыка, которую обычно крутят на радио. Самый редкий случай: ваш друг, знакомый или собеседник слушает джазовую музыку. Особенно если джазовый исполнитель наш, отечественный.

На данный момент одними из самых известных джазовых исполнителей в нашей стране являются Анна Бутурлина, Асет Самраилова (ASET), Алина Ростоцкая и т.д. Уверен, что об этих исполнителях мало кто слышал (особенно среди молодого поколения), и все отчасти потому, что данное направление в музыке до сих пор не получило большого развития, не является популярным у массового слушателя в России, тогда как на Западе это неотъемлемая часть их культуры уже около 120 лет. Но как раз джазовая музыка, импровизационная и сиюминутная по своей сути, является основой большинства жанров и направлений, это больше, чем какой-либо жанр:

У молодого поколения слушателей джаз не вызывает особого интереса как минимум потому, что, по их мнению, такую музыку тяжело и неинтересно слушать. У музыкантов же другая история: многие сейчас гонятся за популярными направлениями и пытаются им следовать, и джаз для них – вещь неприступная и очень сложная, для освоения которой нужно куда больше навыков, чем просто умение зажимать несколько квинтовых аккордов и играть все в строгой последовательности.

Джаз, как музыкальное течение, возник в начале двадцатого века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Опять же, основан он на импровизации в сочетании с заранее подготовленной формой композиции (или же рисунка). Удивительно, что мелодия зависит напрямую от взаимопонимания и взаимодействия самих музыкантов, от их понимании и чувства друг друга. Развитие нового направления шло за счет освоения новых гармонических рисунков, ритмов. Кроме особой выразительной роли ритма, были унаследованы другие черты африканской музыки: трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре, фортепиано, ударных инструментах. Многообразие инструментов всегда было отличительной чертой джазового течения. Ведь такая музыка носит экспериментальный характер. Очень популярными в джазе всегда были духовые инструменты: саксофон, тромбон и многие другие [3].

Пока в США джазовая музыка активно развивалась и становилась уже полноценной частью их культуры, в послереволюционный период в России она только начала зарождаться, а именно – в 20-х годах прошлого века. Подобное направление сталкивалось с критикой. Происходило это из-за того, что музыка пришла в Россию с Запада: многие считали, что джаз – это своего рода идеологическое оружие, используемое США. К сожалению, из-за такого отношения властей к этому прекрасному направлению многие талантливые джазмены не могли пробиться; им даже не давали возможность записать свою музыку на пластинки. К счастью, джаз не смогли полностью задушить.

Долгие годы джаз имел большую популярность, в особенности после того, как гонения на музыкантов закончились. Правда, в 90-е годы интерес к джазу падает, к началу 2000-х годов снова возобновляется в молодежной культуре, а в наши дни – опять угасает.

2) Фруктовый кефир

5) Kate Kors + Anton Anru

Упадок в музыкальной культуре и на эстраде

Музыкальная культура – это музыкально-творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности. Её упадок делает наш мир беднее.

Музыка – это значительная часть мировой культуры, которая является средством формирования личности, развивает слух и абстрактное мышление. Это наше внутреннее состояние: мы вкладываем в нее душу, выражаем эмоции и развиваем воображение. Можно сказать, что музыка является своеобразным отражением окружающего мира.

«Правда, покорила меня, с***, твоя правда

Мы бежим с тобой, как будто от гепарда

Посмотри, ведь это рядом наша Панда

«У меня семь тысяч работ

«Ты не дышишь, просто кислород

Вдыхаешь от меня рот в рот.

Ты не дышишь, сердце не идёт –

«Цвет настроения синий. Внутри Martini, а в руках Tequini.

Градус повышен, счастье всё ближе.

Он в спину ей дышит

«Когда любовь не верит сердцу,
Приносит ревность чувства в жертву.
Пылает местью, ночь колдуя,
Холодный снег в конце июля.

Я на Земле в нежданном месте
Найду любовь в уставшем сердце.
Найду слова любви бессмертной,
И звездный мир мне станет тесным.

«Твоя улыбка счастья, как шаль меня накрыла.

Спасая от ненастья, я слишком тебя любила.

Печали твои юные в своей душе хранила.

На сегодняшний день музыкальная индустрия из шоу превратилась в бизнес. В нём происходит:

Чтобы хоть как-то приостановить упадок, необходим качественно новый подход по отношению ко всей музыкальной культуре.

Концепция народности в литературно-критической деятельности Ю.И. Селезнёва (опыт первоначального исследования)

Таким образом, в статье была совершена попытка проанализировать концепцию народности литературы, которая является важнейшей основой литературно-критической деятельности Ю.И. Селезнева. Особое внимание уделено обоснованию мировоззренческой и практической актуальности данной концепции — как для критических оценок, так и для отдельных произведений современной русской литературы.

Русский социализм как формула спасения

Проникновение европейского социализма в русское сознание породило два мощнейших течения в истории: с одной стороны, это возникновение социалистического государства, построенного на воззрениях европейского социализма, а с другой — частичное воплощение русской идеи.

Сегодняшнее затруднительное культурное положение русского народа заставляет задуматься, в первую очередь, о причинах. Под культурным положением я подразумеваю все сферы культурной составляющей.

Русский человек вынужден жить в государстве, не имеющем никакой национальной идеи. Государственная элита ставит перед собой только одну цель: наживу, забывая про народные интересы и отрицая любую идеологию, не говоря уже о национальной, ведь национализм стал приравниваться к шовинизму!

Социализм- это, прежде всего, огромный и значимый опыт, который показал нам нашу сущность.

Несмотря на все трудности, которые предстоит преодолеть, нашему народу нужно набраться смелости и устремить взор в свою многовековую историю, переосмыслить и понять ее. Только так мы сможем защититься от ужасающего абсурда и несправедливости.

Читайте также: